Содержание
- Опасные производственные объекты
- Cтраховые суммы
- Стоимость страхования для конкретного объекта
- Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от
- Действующий договор добровольного страхования ОПО или ГТС
- Санкции в случае отсутствия договора обязательного страхования
- Важно
- Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
- Статья 2. Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 3. Основные понятия
- Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 6. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений
- Статья 6.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений
- Статья 7. Российский регистр гидротехнических сооружений
- Глава II. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 8. Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 9. Обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации
- Статья 10. Декларация безопасности гидротехнического сооружения
- Статья 11. Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений
- Глава III. Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений
- Статья 13. Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений
- Статья 14. Проверка гидротехнических сооружений
- Глава IV. Финансовое обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 16. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 17. Финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения
- Статья 18. Участие государства в возмещении вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения
- Глава V. Нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 19. Нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
- Статья 21. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
АО «ГУТА-Страхование» является членом Национального союза страховщиков ответственности (свидетельство) — и имеет более 10 лет опыта страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов.
Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные (производственные) объекты (ОПО), осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ №225 от 27.07. 2010 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Федеральный закон регулирует отношения, связанные со страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Страхование является обязательным.
Статья 5 Федерального Закона №225 определяет перечень опасных объектов, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование.
Статьи 6 и 7 Федерального Закона №225 устанавливают единые в отношении каждого опасного объекта, подлежащего страхованию, размеры страховой суммы и ставки страховых тарифов.
Организациям, пожелавшим заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, просьба обращаться по телефону +7 (495) 966-7001 или электронной почте post@gutains.ru
Скачать презентацию (2 Мб)
Лицензия (500 Кб)
Заявление на страхование (100 Кб)
Федеральный закон (200 Кб)
Опасные производственные объекты
К опасным объектам относятся:
- опасные производственные объекты (ОПО) — подлежащие регистрации в Государственном реестре ОПО в соответствии с ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов — предприятия или их цехи, участки, площадки, здания и сооружения, иные объекты, где:
- перерабатываются, получаются, используются или хранятся опасные вещества
- используется оборудование, работающее под давлением более 0.07 МПа или при температуре нагрева более 115С°
- используются стационарные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры
- получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основании этих металлов
- ведутся горные работы, работы по обогащению ископаемых, работы в подземных условиях
- гидротехнические сооружения (ГТС) — внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений»
- автозаправочные станции
Cтраховые суммы
(максимальный объем страхового возмещения по договору):
Согласно Закона № 225-ФЗ, страховые суммы для опасных объектов, для которых предусмотрено составление декларации промышленной безопасности, составят от 10 млн рублей до 6,5 млрд рублей в зависимости от максимально возможного количества потерпевших.
Страховые суммы для опасных объектов, для которых не предусмотрено составление декларации промышленной безопасности, составят:
- 50 млн. рублей — для опасных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
- 25 млн. рублей — для сетей газопотребления и газораспределения, включая межпоселковые
- 10 млн. рублей — для иных опасных объектов
Стоимость страхования для конкретного объекта
Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, утвержденных Постановлением Правительства РФ. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов.
Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от
- Вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших (равен единице до 31.12.2014 года);
- Отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации (равен единице до 31.12.2016 года).
При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте (по результатам оценки исходных данных от 0.9-1 до 31.12.2013 года, от 0.7-1 с 01.01.2014 до 31.12.2015, от 0.6 −1 с 01.01.2016 года ).
Стоимость страхования будет определяться путем умножения страхового тарифа (в %) на размер страховой суммы для каждого опасного объекта.
Действующий договор добровольного страхования ОПО или ГТС
Если Ваш договор страхования заканчивается в 2012 году, он может быть расторгнут при заключении обязательного договора страхования в .2012 году с возвратом части страховой премии за неистекший срок страхования. Вместе с тем, он может продолжать действовать до окончания срока страхования как дополнительное покрытие к договору обязательного страхования.
Санкции в случае отсутствия договора обязательного страхования
Кодексом об административных правонарушениях для компаний владельцев опасных объектов, не заключивших договор обязательного страхования, с 01.04.2012 предусмотрены штрафы от 300 000 до 500 000 руб.
Важно
- Договор добровольного страхования не может быть переоформлен на договор обязательного страхования.
- По новому закону обязательное страхование ответственности владельца опасного объекта не будет покрывать риски причинения вреда окружающей среде. Поэтому необходимо дополнительно заключить договор добровольного экологического страхования.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ
О безопасности гидротехнических сооружений
Принят Государственной Думой 23 июня 1997 года
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Статья 2. Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений
Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
гидротехнические сооружения — плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;
эксплуатирующая организация — государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;
собственник гидротехнического сооружения — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;
чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
безопасность гидротехнических сооружений — свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;
декларация безопасности гидротехнического сооружения — документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;
критерии безопасности гидротехнического сооружения — предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
оценка безопасности гидротехнического сооружения — определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;
допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения — значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами;
территория гидротехнического сооружения — земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством;
обеспечение безопасности гидротехнического сооружения — разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.
Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений
Правительство Российской Федерации:
разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений;
организует государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
организует и обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности.
Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений:
на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;
участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий;
принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;
участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;
информируют население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.
Статья 6. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений
Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление функций надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (далее — органы исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений).
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 6.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.
Статья 6.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений
Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статья 7. Российский регистр гидротехнических сооружений
Гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее — Регистр).
Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Глава II. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 8. Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 9. Обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта — население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 10. Декларация безопасности гидротехнического сооружения
На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 11. Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений
Государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, проводится в соответствий с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения.
В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений осуществляется за плату.
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона дополнена частью 7, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
За выдачу разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона исключена
Глава III. Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений
Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 13. Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений
Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.
Полномочиями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений являются:
согласование правил эксплуатации гидротехнических сооружений;
беспрепятственное посещение гидротехнических сооружений, ознакомление с материалами по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и организации технического контроля;
организация проверки состояния гидротехнических сооружений и соответствия их состояния декларациям безопасности гидротехнических сооружений;
выдача предписаний об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений;
согласование использования территорий гидротехнических сооружений, водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;
участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности гидротехнических сооружений.
Предотвращение негативного воздействия вод в виде разрушения гидротехнических сооружений и ликвидация его последствий осуществляются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Выданные органами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений предписания об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений обязательны для собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций и подлежат немедленному исполнению. Данные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
Эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Статья 14. Проверка гидротехнических сооружений
Для проверки гидротехнических сооружений органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут формировать инспекционные комиссии.
При проверке гидротехнических сооружений осуществляется контроль за деятельностью собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций, а также подрядных организаций при эксплуатации гидротехнических сооружений, их восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.
Проверка выполняемых работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Глава IV. Финансовое обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.
Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.
Условия и порядок обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, регулируются федеральным законом.
Статья 16. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
Вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 17. Финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения
Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ действие статьи 17 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части финансирования за счет средств федерального бюджета организаций, по обязательствам которых Российская Федерация несет субсидиарную ответственность
Статья 18. Участие государства в возмещении вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения
В случае, если затраты, необходимые для возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения, превышают сумму финансового обеспечения гражданской ответственности, определенного в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона, порядок возмещения вреда устанавливает Правительство Российской Федерации.
Глава V. Нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 19. Нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:
строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;
невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;
невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;
нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;
непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;
отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта — от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления;
Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений
Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 21. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, ему не противоречащей.
2. Гидротехнические сооружения, которые находятся в эксплуатации при вступлении в силу настоящего Федерального закона, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
3. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
УДК 368:347(476)
*
А. А. Моргунов, Н.В. Попов
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ (ОСОПО)
На сегодняшний день технологический уровень развития промышленности и экономики России выдвигает на первое место проблемы обеспечения безопасности производственных объектов, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации. Проведен анализ существующего законодательства России об обязательном страховании ответственности опасных производственных объектов и хода его выполнения.
Ключевые слова: обязательное страхование; гражданской ответственности; опасного объекта; опасного объекта; аварии чрезвычайной ситуации.
В России произошли глубокие экономические перемены. Рынок предоставляет возможность широкого выбора товаров, работ, услуг, партнеров, контрагентов и свободу договора при наличии самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые действуют на свой страх и риск при конкуренции. В стране идет формирование цивилизованного страхового рынка, регулируемого государством. В настоящее время действуют сотни новых страховых компаний, которые предлагают широкий перечень страховых услуг.
Цель страхования заключается в возмещении возможного вреда. Вред является результатом всякого события, влекущего за собой уменьшение имущества или препятствующего его увеличению, задача страхования в том, чтобы возместить этот вред или, по крайней мере, уменьшить его размер.
С правовой точки зрения страхование — это совокупность юридических норм, регулиру-ющих отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (п. 1 ст. 2 Закона об организации страхового дела в Российской Федерации).
Страхование является важным фактором стимулирования хозяйственной активности в условиях рыночной экономики, которое создает для всех участников рыночных отношений равные права, стремление получить выгоду. На сегодняшний день технологический уровень развития промышленности и экономики нашей страны выдвигает на первое место проблемы
обеспечения безопасности потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ — объектов, на которых используют, производят,
перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также
гидротехнические сооружения, создающих реальную угрозу возникновения кризисных ситуаций.
Так, например, по данным Госгортехнадзора, количество опасных производственных объектов в стране составляет порядка 200 тыс. единиц. Из них по данным МЧС, количество опасных производственных объектов, авария на которых может привести к федеральной или региональной катастрофе, составляет 1609 единиц .
Сейчас в зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) проживает около 80 млн. человек, т.е. 55% населения страны.
Не обсуждая чрезвычайные ситуации (лесные пожары, наводнение на Дальнем Востоке в 2013 г.), перечислим несколько «обычных» аварий в 2012 — 2013 гг.:
05-17 февраля 2012 г. произошли многочисленные порывы тепловых сетей Колпинского района г. Санкт-Петербурга. Более 10000 потерпевших по критерию НУЖД (ограничение / прекращение теплоснабжения).
18 января 2012 г. в г. Одинцово Московской области при проведении работ по наращиванию секций башенного крана были смертельно травмированы машинист и наладчик-электрик грузоподъёмных механизмов.
22 марта 2012 г. в г. Москве на ул. Коминтерна произошло падение стрелы башенного крана,
которая рухнула на бытовки. В результате происшествия погиб 65-летний прораб, еще 3 рабочих получили травмы и были госпитализированы, 2 рабочих получили травмы, но от госпитализации отказались.
10 сентября 2012 г. бригада рабочих газовой службы ГУП «Мосгаз» проводила работы по опрессовке труб на участке, прилегающем к 88 км МКАД. В ходе работ произошел взрыв, в результате которого погибли три человека.
31 января 2012 г. в семи домах г. Сестрорецка Ленинградской области /застраховано ОСОПО/ произошли пожары в газораспределительной системе. От газоснабжения были отключены 20 домов. Причиной пожаров стало повышение давления в газовой системе, которое произошло из-за вышедшего из строя регулятора давления на газораспределительном пункте в Сестрорецке. В результате аварии два человека погибли, причинен вред здоровью 11 человек, пострадало имущество 75 человек, шесть из 49 квартир были признаны полностью непригодными для проживания.
4 октября 2012 г. произошло возгорание установки крекинга на нефте-перерабатывающем заводе ТНК-ВР в Саратовском НПЗ /застраховано ОСОПО/, что привело к пожару четвертого уровня сложности. Во время пожара пострадали пять человек, один впоследствии скончался.
15 апреля 2012 г. у эскалатора на станции «Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена сработал аварийный тормоз, эскалатор резко остановился. В результате инцидента травмы получили 10 человек.
11 июня 2013 г. между станциями «Боровицкой» и «Нагорной» произошел сбой в движении поездов. Причина: самопроизвольное отключение электроснабжения участка линии. Поезд простоял в тоннеле почти 50 минут. За медпомощью обратились 11 пассажиров, шестеро были госпитализированы.
Согласно принятому в 2010 г. Федеральному закону РФ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» , опасные объекты можно разделить на 4 группы: автозаправочные станции, подъемные механизмы (лифты, краны и т.д.), гидротехнические сооружения и опасные производственные объекты, к которым относятся котельные, теплосети, газовое хозяйство, т.е., фактически, все то, что нас окружает: заводы металлургические, химические, на которых очень велик риск того, что в результате выброса вредных веществ на прилегающих территориях граждане будут получать повреждение здоровья. Деятельность этих предприятий подпадает под действие этого закона, и граждане имеют право на компенсацию от страховых компаний.
Из 300 тыс. опасных производственных объектов (ОПО) 25 тыс. бюджетных; в Регистре
гидротехнических сооружений (ГТС) около 5000, из них бюджетных — 3000; из 30 тыс. автозаправочных станций бюджетных нет.
Проанализировав приведенные выше данные, и принимая во внимание количество опасных производственных объектов и их нахождение в нашей стране, становится понятна актуальность проблемы страхования ОПО.
Объектом страхования является
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
ответственность страхователя (в силу закона или в силу договора) перед третьими лицами за причинение им вреда (жизни, здоровью или имуществу третьих лиц).
Страхование ответственности — это такой вид страхования, при котором страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя (юридического или физического лица) жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
1 января 2012 г. закон вступил в силу. Согласно ему, предприятие и руководитель несут ответственность за нарушение профессиональных норм и обязаны возместить ущерб, возникший в результате аварий или сбоев в работе промышленного объекта.
Ростехнадзор совместно с МЧС России проводит плановые проверки владельцев опасных объектов на предмет наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов на случай аварии, которое введено с 1 января 2012 г.
С 1 апреля 2012 г. введены штрафы и санкции предприятий за неисполнение обязанности по страхованию. Эксплуатация опасного объекта без договора обязательного страхования влечет:
— выдачу предписания надзорного органа о приостановке эксплуатации опасного объекта;
— наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от 15 000 до 20 000 рублей;
на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.
Обязательное страхование — это такая форма страхования, при которой страховые отношения возникают в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Инициатором
обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения общественных интересов.
Основы обязательного страхования регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ГК РФ (ст. 935-937, 969), Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и рядом нормативных актов, в которых предусмотрены перечень объектов, подлежащих страхованию, объем
страховой ответственности, права и обязанности сторон, участвующих в страховании, и другие вопросы. Государство устанавливает
обязательную форму страхования в тех случаях, когда защита тех или иных объектов страхования связана с интересами всего общества, а не только отдельных страхователей.
Ст. 931 ГК РФ предусматривает страхование ответственности за причинение вреда. По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. В соответствии с п. 3 ст. 931 ГК РФ договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей).
При осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте страховщик обязуется за обусловленную договором обязательного страхования плату при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату потерпевшим в целях возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы, определенной договором обязательного страхования.
Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим.
Страховщик освобождается от обязанности осуществить страховую выплату, если вред потерпевшим причинен в результате аварии на опасном объекте, произошедшей вследствие обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 964 ГК РФ , а также в результате диверсий и террористических актов.
Страховая сумма по договору обязательного страхования составляет:
а) для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством РФ о безопасности гидротехнических сооружений предусматривается обязательная разработка декларации
промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения:
6 млрд. 500 млн. рублей — если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, превышает 3000 человек;
1 млрд. рублей — если вред причинен более 1500 человек, но не превышает 3000 человек;
500 млн. рублей — если количество потерпевших составляет более 300 человек, но не превышает 1500 человек;
100 млн. рублей — если количество потерпевших составляет более 150 человек, но не превышает 300 человек;
50 млн. рублей — если вред причинен от 75 до 150 человек;
25 млн. рублей — более 10 человек, но не превышает 75 человек;
10 млн. рублей — для иных опасных объектов, в отношении которых предусматривается обязательная разработка декларации
промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения;
б) страховая сумма составляет:
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
50 млн. рублей — для опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
25 млн. рублей — для сетей газопотребления и газоснабжения, в том числе межпоселковых;
10 млн. рублей — для иных опасных объектов.
Платой за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в соответствии с условиями договора обязательного страхования является страховая премия.
Страховая премия по договору обязательного страхования определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством Российской Федерации. Доля страховой премии, непосредственно
предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее 80 процентов страховой премии.
Приведем примеры таких расчетов .
Пример 1. Предприятие пищевой (рыбоперерабатывающее) промышленности, на котором есть особо опасное оборудование:
— здание административное (3 лифта), страховая сумма -10 000 000 руб. Х тариф базовый -0,05% = страховая премия — 5 000 руб.;
— аммиачно-холодильная установка, страховая сумма -10 000 000 руб. Х тариф базовый -0,19% = страховая премия — 19 000 руб.;
— жилищный фонд (общежитие, 6 лифтов) -страховая сумма -10 000 000 руб. Х тариф базовый -0,1% = страховая премия — 10 000 руб.
Итого: страховая премия — 34 000 руб.
Пример 2. Складской комплекс, на котором есть ОПО:
— здание административное (2 лифта), страховая сумма — 10 000 000 руб. Х тариф базовый -0,05% = страховая премия — 5 000 руб.;
— комплекс зданий (6 грузовых лифтов), страховая сумма — 10 000 000 руб. Х тариф базовый -0,1% = страховая премия — 10 000 руб;
— участок транспортирования опасных веществ, страховая сумма — 10 000 000 руб. Х тариф базовый -0,12% = страховая премия — 12 000 руб. Итого: страховая премия — 27 000 руб.
Для большинства объектов страховая сумма (лимит ответственности страховщика) будет составлять 10 млн. руб.
В настоящее время в России среди заправочных станций порядка 90% владельцев выполнили обязанности по страхованию, т.е. около 10% АЗС на сегодняшний день не застраховано. Среди гидротехнических сооружений только 78% владельцев объектов выполнили эту обязанность,
поэтому 22% на сегодняшний день на сегодня не застрахованы. И самые неутешительные цифры среди опасных производственных объектов, по данным , охват страхованием составляет чуть более 60%. Следовательно, порядка 40% владельцев опасных объектов проигнорировали требования закона и на сегодняшний день не застрахованы.
Моргунов Александр Александрович, студент юридического отделения РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
2. Федеральный закон Российской Федерации №225-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156785/
4. Суровцев Антон. Страхование ОПО по 225-ФЗ. . — Режим доступа: http://www.nadzor-info.ru/blog_post.php?p=29760.
* е-mail: bizfi@aol.com
MANDATORY INSURANCE OF HAZARDOUS PRODUCTION FACILITIES
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
26.05.20 13:45
Аварии на предприятиях, эксплуатирующих опасные объекты, могут иметь серьезные последствия, при этом крупные аварии могут повлечь причинение вреда большому количеству не только населения, но и работников самого предприятия.
В случае масштабных техногенных катастроф количество пострадавших может достигнуть нескольких тысяч человек.
Практически любое предприятие, эксплуатирующее опасные объекты, особенно крупные промышленные предприятия, горнодобывающие и ресурсоснабжающие, подвержены риску возникновения аварий с серьезными последствиями.
По этим причинам требования к безопасности предприятий, которые эксплуатируют опасные объекты, и безопасности предприятий, которые эксплуатируют гидротехнические сооружения, строго регламентируются рядом нормативных актов и законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федеральным законом от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений«.
С 01.01.2012 организации, эксплуатирующие опасные объекты, обязаны застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Внимание! Эксплуатация опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию.
Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся владельцами (эксплуатантами) опасного объекта, обязаны на условиях и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора ОС ОПО со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
С 1 апреля 2012 г. вступила в силу ст. 5 Федерального закона № 226-ФЗ о финансовых санкциях за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по промышленной безопасности опасных производственных объектов, безопасности ГТС и обязательному страхованию.
Согласно положениям КОАП:
А) санкции за несоблюдение требований по обязательному страхованию.
ст. 9.19 КоАП. Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 15 000 руб. до 20 000 руб., на юридических лиц — от 300 000 руб. до 500 000 руб.
Б) санкции за нарушения требований промышленной безопасности и безопасности ГТС.
п. 1 статьи 9.1 КоАП. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на должностных лиц — от 20 000 руб. до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 200 000 руб. до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ст. 9.2 КоАП. Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб.; на должностных лиц — от 2 000 руб. до 3 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 2 000 руб. до 3 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 20 000 руб. до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Страховщик, осуществляющий деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте должен иметь лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и быть членом профессионального объединения страховщиков, действующего на основании Федерального закона от 27.07.2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
ПАО СК «Росгосстрах» имеет лицензию на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ОС №0001 — 04 , выдана Центральным банком Российской Федерации (Банком России) 23.05.2016 г. и является членом Национального союза страховщиков ответственности (НССО) — Свидетельство №038 от 10 мая 2016.
По вопросам, связанным с заключением договоров страхования ответственности владельцев опасных объектов, обращайтесь в Департамент страхования непромышленных рисков Блока корпоративного страхования:
1) Страхование опасных производственных объектов (вкл. 22-ФЗ и 116-ФЗ), на которых:
- Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: а)воспламеняющие; б) окисляющие; в) горючие; г) взрывчатые; д) токсичные; е) высокотоксичные; ж) представляющие опасность для окружающей среды.
- Используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа: а) пара, газа; б) воды при температуре нагрева более 115 С; в) иных жидкостей, при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа;
- Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
- Получаются, транспортируются и используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
- Ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;
- осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
При этом на основании 22-ФЗ:
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются, на четыре класса опасности:
- I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
- II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
- III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
- IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.»;
До 01.01.2014г. все Опасные производственные объекты обязаны пройти перерегистрацию в Ростехнадзоре.
2) Страхование гидротехнических сооружений (ГТС)
Плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
3) Страхование автозаправочных станций жидкого моторного топлива (АЗС)
4) Страхование лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах).
Примечание:
- К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.
- К опасным объектам, не относятся объекты, расположенные в границах объектов использования атомной энергии.
Основные различия между обязательным страхованием ОПО согласно Федеральному закону от 27.07.2010 г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», и моделью страхования ответственности владельцев ОПО на основании Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
- Увеличены страховые суммы до 6,5 млрд. рублей
- Ограничен размер страховой выплаты на одного потерпевшего (не более 2 млн. рублей)
- Покрывается в результате нарушения условий жизнедеятельности
- Исключено возмещение вреда, причинённого окружающей среде
- Введено расширенное толкование термина «авария» – события, в результате которого наступает страховой случай1
- Правила страхования и тарифы по страхованию ОПО утверждаются Правительством РФ и одинаковы для всех страховых компанийв
1 Правительство РФ планирует вернуться к рассмотрению учета данного риска.
Примечание:
Постановлением Правительства РФ N 739 от 26.08.2013 суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего определяются Правилами расчета (и нормативами), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 1164.
В соответствии со Статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» эксплуатация опасного объекта в случае отсутствия договора обязательного страхования опасных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. 2
2 Ростехнадзор планирует внести в Законодательство положения о наложении штрафов на владельцев ОПО с отправкой по их адресу, соответствующего уведомления в полуавтоматическом режиме (по аналогии с письмами от ГИБДД за превышение скорости).
Для заключения договора обязательного страхования ОПО страхователь представляет страховщику следующие документы:
- Заявление, по утвержденной Правительством РФ форме об обязательном страховании опасных объектов
- Копия свидетельства о регистрации ОПО
- Копии документов, подтверждающих право собственности и (или) владения опасным объектом
- Карта учета ОПО и сведения, характеризующие ОПО, подготовленные в установленном порядке
- Сведения о наличии страховых случаев
Информация об утраченных бланках ОС ОПО