Оперативно разыскная или розыскная деятельность?

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 сентября 1998 г. N 1603

Приказ

В целях повышения эффективности реализации результатов оперативно — розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений приказываем:

1. Утвердить Инструкцию о порядке представления результатов оперативно — розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (прилагается).

2. Положения утвержденной Инструкции учитывать при разработке ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актов, регулирующих вопросы представления результатов оперативно — розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

3. Начальникам оперативных подразделений государственных органов, наделенных правом осуществления оперативно — розыскной деятельности, обеспечивать представление результатов оперативно — розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд в установленном Инструкцией порядке.

4. Ведомственный контроль за соблюдением требований настоящего Приказа и утвержденной им Инструкции возложить на руководителей государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно — розыскную деятельность.

Директор
Федеральной службы
налоговой полиции
Российской Федерации
С.АЛМАЗОВ

Директор
Федеральной службы безопасности
Российской Федерации
Н.КОВАЛЕВ

Врио Министра внутренних дел
Российской Федерации
В.ВАСИЛЬЕВ

Руководитель
Федеральной службы охраны
Российской Федерации
Ю.КРАПИВИН

Директор
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
Н.БОРДЮЖА

Врио Председателя
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации
И.МЕЖАКОВ

Директор
Службы внешней разведки
Российской Федерации
В.ТРУБНИКОВ

Приложение

Согласована
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.СКУРАТОВ
25 декабря 1997 года

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО — РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД

Введение

Введение

Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» и определяет порядок представления результатов оперативно — розыскной деятельности (далее — ОРД) органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд являются Конституция Российской Федерации, уголовно — процессуальное и иное федеральное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в области осуществления оперативно — розыскной и уголовно — процессуальной деятельности.

Требования, предъявляемые Инструкцией к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд, порядку их оформления и представления, являются обязательными для сотрудников оперативных подразделений <*> государственных органов, осуществляющих ОРД в пределах своих полномочий, и подлежат исполнению на всех этапах проведения оперативно — розыскных мероприятий (далее — ОРМ).

<*> Под оперативными подразделениями в настоящей Инструкции понимаются подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов государственной охраны, федеральных органов налоговой полиции, органов пограничной службы Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, осуществляющие оперативно — розыскную деятельность, перечень которых определяется ведомственными нормативными правовыми актами.

I. Общие положения

1. Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Федеральным законом «Об оперативно — розыскной деятельности» порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Результаты ОРД отражаются в оперативно — служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно — служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ (см. прилагаемую таблицу).

В случае проведения в рамках ОРД оперативно — технических мероприятий (далее — ОТМ) результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).

2. Органу дознания, следователю, прокурору или в суд представляются те результаты ОРД, которые могут:

— служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

— быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

— использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно — процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты ОРД могут представляться по инициативе органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Порядок представления результатов ОРД, полученных при исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, определяется отдельными нормативными правовыми актами.

3. Сотрудники оперативных подразделений, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, при решении вопросов, связанных с представлением результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, обязаны руководствоваться положениями уголовно — процессуального законодательства Российской Федерации, устанавливающими поводы и основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, доказательства, виды доказательств, порядок собирания и проверки доказательств.

4. Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

II. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд

5. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.

6. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

7. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно — процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

III. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд

8. Представление оперативными подразделениями результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя <*> органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией порядке конкретных оперативно — служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

<*> Перечень руководителей (должностных лиц) органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, имеющих право выносить постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствует перечню должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение оперативно — технических мероприятий. Перечень указанных лиц может дополняться ведомственными нормативными правовыми актами.

9. При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно — розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно — розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно — розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.

10. Представление результатов включает в себя:

— вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

— вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно — служебных документов, содержащих государственную тайну;

— оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

11. В каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения ОТМ, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно — технических и оперативно — поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

12. Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

13. Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления.

14. В описательной части постановления указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.

Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и часть 4 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности».

15. В резолютивной части постановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно — служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

16. В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.

17. Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

18. Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки — меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно — служебных документов.

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно — розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу <*>.

<*> Оформление результатов ОРД, полученных при проведении оперативно — технических мероприятий, осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно — технических мероприятий», утвержденной Приказом ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, Службы безопасности Президента Российской Федерации, ФПС России, ФСНП России, ГТК России от 19.06.96 N 281/дсп/306/дсп/30/дсп/215/дсп/66/дсп/390/дсп/191/дсп/374/дсп (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.07.96 N 1125).

19. При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

20. В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение в соответствии со ст. 114 УПК РСФСР обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

21. Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда (постановления судьи) о производстве оперативно — розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией.

При отсутствии возможностей проведения оперативно — розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда им в течение трех дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.

IV. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, и обеспечение безопасности ее участников

22. Орган, представивший результаты ОРД, использование которых в уголовном процессе сопряжено с возможностью возникновения реальной угрозы для безопасности участников оперативно — розыскной деятельности, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. При необходимости указанные меры согласовываются с органом дознания, следователем, прокурором или судом, которым представляются указанные результаты.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество участников оперативно — розыскной деятельности органы, осуществляющие оперативно — розыскную деятельность, обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

23. В целях обеспечения безопасности участников оперативно — розыскной деятельности и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

24. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

25. При представлении органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, получаемых в процессе длящегося оперативно — технического мероприятия, должны быть приняты исчерпывающие меры, обеспечивающие вопросы конспирации проведения данного мероприятия, вплоть до его прекращения.

26. Результаты ОРД не представляются:

— если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно — розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

— если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно — розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно — розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно — розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно — розыскной деятельности»).

Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

О принятом решении уведомляется инициатор запроса.

Приложение

Приложение
к Инструкции (п. 1)

ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ НА ПРОВОДИМЫЕ ОПЕРАТИВНО — РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (ОРМ), А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТЫ И ПРЕДМЕТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЮ, ПРОКУРОРУ ИЛИ В СУД, С РЕЗУЛЬТАТАМИ ОРМ

N п/п Оперативно — розыскные мероприятия (часть 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности») Условия проведения ОРМ <*> (статья 8 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности») Документы, которыми могут оформляться результаты ОРМ <**> Приложения к документам о результатах ОРМ Виды доказательств, которые могут быть сформированы на основании представленных материалов
рапорт сводка справка (справка — меморандум) акт сотрудника органа агентурное сообщение или агентурная записка объяснения граждан — участников ОРМ или заявления граждан акт или иной документ ведомства доверенность и прочие нотариально заверенные документы приходно — расходные документы документы, предметы и т.д. аудио-, видеозаписи и прочие технические носители
на основании судебного решения на основании постановления руководителя органа
1 Опрос граждан Протокол допроса
2 Наведение справок
3 Сбор образцов для сравнительного исследования Протокол допроса, заключение эксперта, вещественные доказательства (документы, аудио-, видеозаписи, магнитные носители средств вычислительной техники), иные документы
4 Проверочная закупка Вещественные доказательства (аудио-, видеозаписи, кинофотоматериалы), иные документы
5 Исследование предметов и документов Иные документы
6 Наблюдение ОПМ Протокол допроса, вещественные доказательства (аудио-, видеозаписи, кинофотоматериалы), иные материалы
Наблюдение НАЗ, НВ, НВД служ. помещ.
жилье
7 Отождествление личности (оперативная идентификация) Протокол допроса
8 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (опер. осмотр) служ. помещ. Протокол допроса, вещественные доказательства (документы, аудио-, видеозаписи, образцы, слепки) иные документы
жилье
9 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений Иные документы
10 Прослушивание телефонных переговоров Протокол допроса, вещественные доказательства (аудиозаписи), иные документы
11 Снятие информации с технических каналов связи
12 Оперативное внедрение Протокол допроса, вещественные доказательства (аудио-, видеозаписи, кинофотоматериалы), иные материалы
13 Контролируемая поставка Протокол допроса, вещественные доказательства (аудио-, видеозаписи, кинофотоматериалы), иные материалы
14 Оперативный эксперимент Протокол допроса, вещественные доказательства (аудио-, видеозаписи, кинофотоматериалы), иные материалы

<*> ОРМ, указанные в пунктах 8 — 11 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности», проводимые по обеспечению безопасности органов, разрешается осуществлять без судебного решения (часть 8 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности»).

<**> Перечень указанных документов и приложений не является обязательным или исчерпывающим.

Контактная информация
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре
Почтовый адрес: 443093, г. Самара, ул. Мориса Тореза, 12
Направить свое обращение или заявление в Управление МВД России по г. Самаре можно .

ТЕЛЕФОННАЯ СПРАВОЧНАЯ ГУ МВД РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: 278-14-44
ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ УПРАВЛЕНИЯ: 334-62-03, 278-13-54
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ЧАСТЬ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГУ МВД РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: 273-47-37
ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ ОГИБДД У МВД РОССИИ ПО Г. САМАРЕ: 951-91-21
ИНФОРМАЦИЯ О РАССМОТРЕНИИ НАЧАЛЬНИКОМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН: 373-75-95

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГУ МВД РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: 278-13-40 («горячая линия» для обращения по вопросам нарушения прав и законных интересов граждан сотрудниками органов внутренних дел, а также для сотрудников органов внутренних дел для обращения с информацией о фактах склонения их к действиям коррупционного характера и иным правонарушениям, связанным с процессом исполнения должностных обязанностей).

Руководство Управления МВД России по г.Самаре

Всего найдено: 16

Вопрос № 303293

Добрый день. Как правильно: рОзыскная деятельность или рАзыскная деятельность. В федеральном законодательстве встречаются два варианта. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: разыскная деятельность.

Вопрос № 282776

В Википедии нашла вот такое разъяснение: «Несмотря на распространенность написания оперативно-розыскная деятельность (в таком виде термин употребляется в законодательстве, научной и учебной литературе), нормативным является написание разыскной и оперативно-разыскной (оперативно-разыскная деятельность).»
Это правда?

Ответ справочной службы русского языка

Сейчас правильно: оперативно-разыскной. См. «Азбучные истины».

Вопрос № 273273

Здравствуйте,
Как правильно написать: автоматизированная рАзыскная система или рОзыскная система? (Речь идет о системе, обеспечивающей безопасность населения на железнодорожном транспорте)

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: разыскная система. См. «Азбучные истины».

Вопрос № 272734

Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется слово оперативно-р(о)(а)зыскная деятельность. Каким правилом проверяется написанисание гласной, и к какой части слова она относится — к приставке или к корню?
Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 264178

Как правильно писать оперативно-розыскная деятельность и оперативно-разыскные мероприятия

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия.

Вопрос № 258773

Подскажите пожалуйста, как все таки сейчас правильно писать?: оперативно-розыскная деятельность или оперативно-разыскная деятельность.
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: оперативно-разыскная деятельность.

Вопрос № 255249

Добрый день. В центре Москвы увидела вывеску : ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ЧАСТЬ по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Верно ли написано слово РАЗЫСКНАЯ или правильным будет употребление слова РОЗЫСКНАЯ? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Написание оперативно-разыскная верно. См. ответ на вопрос № 187553.

Вопрос № 255167

Как правильно: оперативно-розыскная или оперативно-разыскная деятельность? Почему? Заранее благодарна за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: оперативно-разыскная. См. ответ на вопрос № 187553.

Вопрос № 243735

Как правильно писать: оперативно-рОзыскная часть или оперативно-рАзыскная часть?
Всегда считала, что проверочное слово рОзыск, но в МВД считают, что проверочное слово рАзыскивается.

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ на вопрос № 187553.

Вопрос № 243513

как пишется Разыскная собака или от слова розыск

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: разыскная собака.

Вопрос № 218319

Как предлагаемое словарем Лопатина написание «оперативно-рАзыскная (деятельность)» соотносится с новейшим переизданием Ожегова (рОзыскной) и законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»? Учебники по уголовному процессу и законы пишутся с ошибкой? Ожегов не прав? В какой момент «о» меняется на «а»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 187553 .

Вопрос № 215961

Как првильно: оперативно-рАзыскная деятельность или оперативно-рОзыскная деятельность?

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 194655 .

Вопрос № 214709

Слышала, как по радио говорили, что надо мол исправить орфографическую ошибку в законе «Об оперативно-розыскной деятельности».. Вместо «рОзыскная деятельность» написать «рАзыскная деятельность».. А как правильно?? Спасибо. Ольга Михайловна ——————————————————————————— Ответ справочной службы русского языка Правильно: разыскной. Спасибо за ответ.. Но какое тут правило? От какого слова образовано прилагательное «разыскной» не от слова «розыск» разве??

Ответ справочной службы русского языка

Подробно об этом слове см. ответ № 187553.

Вопрос № 214550

Слышала, как по радио говорили, что надо мол исправить орфографическую ошибку в законе «Об оперативно-розыскной деятельности».. Вместо «рОзыскная деятельность» написать «рАзыскная деятельность».. А как правильно?? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _разыскной_.

Вопрос № 205392

Собака служебно-рАзыскная или -рОзыскная?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _служебно-разыскная_. Страницы: 2 последняя

С неожиданным предложением выступил во вторник в Совете федерации РФ замдиректора ФСБ Юрий Горбунов. Он попросил изменить букву «о» на «а» в названии закона «Об оперативно-рОзыскной деятельности» и объяснил, насколько это важно для его ведомства. Сенаторы прониклись пониманием проблемы, но ничего конкретного не обещали.

Никогда еще в стенах Совета федерации не принимались законы орфографии. Все-таки правила написания слов русского языка — удел ученых. И потому за решением озвученной одним из руководителей ФСБ проблемы все-таки надо обращаться к академикам и словарям.

А суть ее в следующем. Название принятого в 1997 году федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» с недавнего времени, образно говоря, конфликтует с выражением «оперативно-рАзыскная деятельность», которое именно так — через букву «а» — употребляется в других нормативных актах. Устав от бесконечных придирок редакторов, которые, по словам Юрия Горбунова, уже несколько лет заставляют писать через «а», силовики были вынуждены выйти с «орфографическим» предложением к законодателям, чтобы навсегда покончить с путаницей.

Между тем однозначного ответа на вопрос, какая норма употребления первой гласной буквы в прилагательном «розыскной» будет правильной, нет и у составителей словарей «великого и могучего». Некоторые академические издания настаивают, что сегодня правильно писать — рАзыскной и оперативно-рАзыскной. При этом утверждают, что для слова «разыскной» не действует проверка словом «розыск». Другие словари, относящиеся к новейшим, к примеру, 25-е издание знаменитого словаря Ожегова или Большой орфографический словарь (БОС), последний раз переизданный в 2006 году, признают только одну норму написания слова — рОзыскной.

— Я много лет занимался расследованием, почему употребляются две нормы этого слова, — рассказал «Известиям» один из авторов БОС, профессор кафедры русского языка и стилистики Литературного института им. Горького академик Лев Скворцов. — Есть официально-терминологическое выражение «вести розыск», от существительного «розыск» и образовалось прилагательное «розыскной». И есть глагол «разыскивать», от которого, вопреки правилам, тоже образовали прилагательное, но уже «разыскной». Рассуждать о том, что в названии закона «Об оперативно-розыскной деятельности» надо писать «а», могут позволить себе только непрофессионалы.

17 февраля 2016 / МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН СОВМЕСТНО С АДМИНИСТРАЦИЕЙ Г. ТОМСКА / Фото: Владимир Дударев

В Томске существует множество служб, отвечающих за поддержание стабильности и безопасности жизни горожан. Деятельность одних всегда на виду, о других городские обыватели, как правило, почти ничего не знают.

О работе одного из таких предприятий — Оперативно-дежурной службе города Томска — читайте в нашем материале.

Как устроена служба

Оперативно-дежурная служба Томска начала работу 1 января 2008 года. В соответствии с законодательством на муниципалитеты была возложена обязанность создать на своей территории отделы или департаменты, отвечающие за ГО и ЧС. В Томске, как и во многих других городах, для этих целей было сформировано отдельное муниципальное учреждение.

Деятельность оперативно-дежурной службы одновременно ведется в нескольких направлениях. Единая дежурно-диспетчерская служба, знакомая большинству томичей и принимающая звонки по телефону 005 — лишь один из отделов. Также в составе службы работает отдел, ответственный за мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города. Другой отдел отвечает за выполнение мероприятий гражданской обороны. Также на базе службы действуют курсы гражданской защиты для работников муниципальных и федеральных структур, располагающихся на территории Томска.

Оперативно-дежурная служба занимает два с половиной этажа в небольшом кирпичном здании по пер. Сакко, 2. На данный момент здесь работают 44 человека. Большую часть времени специалисты занимаются разработкой регламентов, составлением планов действий в любой ситуации, начиная с небольшого пожара и заканчивая введением военного положения в стране, а также проведением тренировок и учений. Впоследствии эти планы корректируются в зависимости от требований настоящего времени. Ежегодно скорректированные планы доводятся до руководителей соответствующих служб, которых, в свою очередь, обучают на курсах и тренируют в ходе учений.

Кроме того, специалисты ОДС разрабатывают и распространяют памятки для населения, информирующие о порядке действий в случае чрезвычайных ситуаций.

Отдел чрезвычайных ситуаций

Одним из направлений деятельности ОДС, как было сказано выше, являются мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти на территории Томска. Деятельность разделена по типам рискам. Всего их шесть, три из них наиболее актуальны для Томска — это природные и бытовые пожары, а также паводок. Вероятность возникновения ЧС, связанных именно с этими рисками, очень высока, поэтому большинство усилий ОДС направлена именно на их предупреждение. Но это, разумеется, не означает, что остальным рискам не уделяется должного внимания.

Чрезвычайные ситуации также подразделяются по масштабам. Минимальной считается локальная ЧС, например, пожар в доме, где пострадали, или могут пострадать люди. Затем следует ЧС муниципального уровня, далее — межмуниципального, регионального и, наконец, федерального уровней. Томская ОДС на своем уровне не может рассматривать ЧС масштабнее муниципального.

Возьмем для примера одно из самых серьезных бедствий для Томска — паводок. Для предупреждения связанных с ним негативных последствий отдел ЧС Оперативно-дежурной службы готовит специальный план, разработка которого начинается в конце лета и длится в течение всей осени. Этот план охватывает практически все муниципальные учреждения, предприятия и подразделения городской администрации и представляет собой схему взаимодействия всех структур на каждом из 28 подтапливаемых участков. За каждым участком закреплен сотрудник администрации, МЧС, УВД, которые должны знать буквально каждого жильца: кто не может передвигаться самостоятельно, у кого маленькие дети и так далее. Все эти данные заносятся в паспорт участка. Также во время сходов, которые традиционно проводятся в преддверии паводка, жителям объясняют, что делать, в случае, если вода поднимется слишком высоко. Сотрудники ОДС собирают информацию об опасных участках, передают ее в соответствующие службы и осуществляют межведомственное взаимодействие. Если паводок оказывается серьезным, отдел также занимается и организацией ликвидации его последствий.

Подобные планы, регламенты и алгоритмы действий разрабатываются для каждого вида ЧС. Таким образом, дежурные четко знают каков механизм действия в той или иной ситуации.

Отдел также проводит учения, для которых также составляется план на год. В учениях в обязательном порядке принимают участие сотрудники городской администрации: начальник соответствующего департамента, либо заместитель мэра, курирующий направление (например, социальную сферу, если учения проходят в школе).

Курсы по ГО и ЧС

Другое направление деятельности ОДС Томска — курсы гражданской защиты. Здесь проходят обучение сотрудники всех муниципальных структур, некоторых федеральных, базирующихся в Томске, и некоторых частных организаций, которые в силу своей деятельности относятся к сфере ГО и ЧС. Горожане, в свою очередь, должны проходить обучение на базе своих управляющих компаний и ТСЖ. Свои курсы должны быть также и в каждом муниципальном образовании.

Занятия в специально оборудованном классе с наглядными пособиями и манекеном проводят сотрудники отдела во главе с начальником отдела Сергеем Тересковым и главный специалист. Курсы проводятся согласно плана комплектования. Пустых мест в классе, как правило, не бывает, более того, для обучающихся даже приходится ставить дополнительные стулья.

— Программа строится в зависимости от обучаемой категории должностных лиц, — рассказывает Сергей Тересков. — Допустим, есть руководители организаций, категорированных, не категорированных — это одна программа. Есть члены КЧС и ОПБ муниципального уровня, то есть города, либо организаций — это другая программа, другие темы. Если обучается председатель эвакуационной комиссии, то это третья программа. Если он руководитель нештатного аварийно-спасательного формирования, то это четвертая программа.

Дольше всех, как правило, учатся руководители организаций — их программа длится 72 часа. Остальные программы занимают до 36 часов (две недели). Обучение проходит с 9.00 до 13.00 каждый будний день.

Отдел гражданской обороны

Определением вариантов поведения городских служб в случае введения военного положения занимается отдел мероприятий ГО. Это подразделение ОДС несет ответственность непосредственно за защиту населения в военное время и подготовкой к нему. Отчасти работа этого отдела пересекается с работой отдела ЧС в мирное время. Например, в случае войны та же система оповещения начинает работать на нужды гражданской обороны, для чего изначально и была создана.

— На сегодняшний день существует два основных способа защиты населения — эвакуация и укрытие в защитных сооружениях, — рассказывает начальник отдела мероприятий ГО Сергей Никифоров. — Этими вопросами мы и занимаемся. Оповещение, обучение, укрытие в защитных сооружениях, обеспечение индивидуальными средствами защиты неработающего населения и органов администрации, а также эвакомероприятия.

В мирное же время отдел занимается проведением учений и проверкой городских организаций и предприятий. Для этого каждый год разрабатывается и утверждается план мероприятий: он составляется таким образом, чтобы каждое крупное предприятие приняло участие в учениях по ГО минимум раз в 5 лет. Это необходимо для того, чтобы работники и руководство знали, что следует делать в случае введения военного положения. Некоторые предприятия, например, продолжают работать даже тогда, когда основная часть населения эвакуируется. Работников именно таких предприятий обучают и тренирует ОДС. В случае развития самого неблагоприятного сценария люди будут знать свою роль в системе гражданской обороны Томска и будут действовать согласно заранее утвержденному плану (плану ГО по Томску).

Практически все работники отдела ГО — кадровые военные, находящиеся в запасе. В случае введения военного положения, когда на базе ОДС будет развернуто управление гражданской защиты, они вернутся в ряды вооруженных сил, но будут служить в Томске.

Ранее контроль за деятельностью ГО осуществлялся на федеральном уровне — для этого создавались специальные штабы гражданской обороны. В настоящее время эти полномочия переданы на муниципальный уровень, управление ГО осуществляют специальные комиссии. Каждую из комиссий возглавляет соответствующий заместитель мэра города. Члены и руководители комиссий в повседневной жизни работают на определенных должностях в администрации и на предприятиях. В свою очередь, в ОДС члены комиссий проходят обучение, чтобы знать, как организовать деятельность подведомственной структуры в случае необходимости. Например, членов эвакокомиссии учат, как организовать эвакуацию населения.

В свою очередь, для выполнения решений комиссий созданы специальные службы. В мирное время они работают по своему прямому назначению, в случае войны меняют профиль. Например, на базе муниципальной службы городских кладбищ в военное время будет создана служба по захоронению тел. Работникам и руководству предприятий об этом напоминают на спецкурсах в ОДС и во время проверок и учений. Вероятно создание множества других подобных служб на базах разных предприятий. При этом около 80% информации о военной роли учреждений является секретной.

Руководителем ГО Томска является мэр города Иван Кляйн.

Единая дежурно-диспетчерская служба

Самый известный горожанам отдел ОДС — Единая дежурно-диспетчерская служба. Это орган повседневного управления силами и средствами городского звена РСЧС. Она была создана в городе около пяти лет назад на базе службы 005. Это единственный отдел в ОДС, который круглосуточно работает в штатном режиме. У телефонов и компьютеров постоянно дежурят три человека. Они принимают звонки от горожан, городских компаний и предприятий.

— В основном это вопросы, связанные с нарушениями в работе инженерных коммуникаций, — рассказывает заместитель директора ОДС Максим Мальцев. — Понятно, что мы не подменяем собой коммунальные службы — «Водоканал», «Горсети» и так далее. Если человек обратился к ним и не получил ответа, мы стараемся ему помочь. Но основное направление работы ЕДДС — решение вопросов, связанных предупреждением и ликвидацией ЧС, которые могут возникнуть.

В случае возникновения ЧС диспетчерская служба занимается координацией работы всех спецструктур, занятых на ликвидации. Например, в случае с одной из самой громких томских трагедий — взрыве в доме на Сибирской, 33 — именно ЕДДС координировала работу полицейских, пожарных, скорой помощи и других подразделений.

Также в обязанности специалистов ЕДДС входит подготовка ежедневного рапорта о происшествиях за сутки на территории города, с которым руководитель ОДС каждое утро отчитывается перед мэром Томска.

Диспетчерская служба также обязана оповещать руководящий состав о происшествиях. Делается это с помощью автоматической системы рассылки SMS-сообщений. В частности, в случае возникновения ЧС сообщения получают глава города, курирующий заместитель мэра (если что-то произошло по его направлению), начальник определенного департамента и глава районной администрации. В день система отправляет до 12 сообщений. В этих SMS говорится о произошедших пожарах, ДТП, и других происшествиях, где пострадали или погибли люди.

Получив такое сообщение, при необходимости дежурный сотрудник ОДС выезжает на место происшествия и определяет уровень и степень серьезности ЧС. Далее система оповещает о происшествии мэра, который принимает решение о созыве комиссии чрезвычайных ситуаций. В этом случае сообщение получают и все члены комиссии. Для обеспечения нормальной работы комиссии на месте происшествия ОДС предоставляет специально оборудованный автобус: здесь есть спецсвязь, радио, спутниковая связь, компьютер и многое другое. Также в случае необходимости на месте происшествия можно развернуть палатку и полностью ее оборудовать.

Звоните 112

В следующем году на базе Оперативно-дежурной службы Томска должна заработать система вызова экстренных оперативных служб с номером 112. Принимать звонки здесь будут 16 диспетчеров.

— Дежурные, находясь на одном месте, смогут оперативнее решать вопросы реагирования на происшествие, — уточняет Максим Мальцев. — Например, случился пожар. Человек, набрав 112, сообщает о происшествии и указывает координаты. Он не должен задумываться, куда следует позвонить. Дежурный, получив этот вызов, отправляет на место пожарных, скорую, полицию, ГИБДД и так далее.

В конце прошлого года в здании провели ремонт и подготовили рабочие места для операторов. Сейчас ведется подготовка документации, решаются технические вопросы. Параллельно ведется работа по созданию резервного диспетчерского пункта на уровне субъекта, на случай если с основным, например, пропадет связь.

Текст: Егор Хворенков

Фото: Владимир Дударев, Валерий Доронин

Тэги/темы:

  • Как это работает

Оставьте комментарий