Оператор ЭВМ квалификационный справочник

Содержание

Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

48. Индуктивными называют рассуждения, которые ведут

(А) От истинных посылок как к истинным, так и к ложным заключениям

(B) От частного к общему

(C) От общего к частному

(D) От истинных посылок к истинному заключению

49. Отношения противоречия (контрадикторности)

(А) А — О, Е-1

(В) А — Е

(С) I-O

(D) A-L Е-0

50. Проанализируйте следующее размышление Л.Н. Толстого. «Человек подобен дроби: числитель ее то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Точно так же, как и с величиной дроби, обстоит дело и с величием человека». Это рассуждение

(A) Вообще не является умозаключением

(B) Представляет собой аналогию

(C) Является неполной индукцией

(D) Представляет собой пример обратной дедукции

51. Суждение «После того — значит, по причине этого «- является ошибкой

(A) В дедуктивном умозаключении

(B) В умозаключении по аналогии

(C) В индуктивном умозаключении

(D) Не является логической ошибкой

52. Рассуждение «Все металлы — теплопроводные вещества, все металлы — электропроводные вещества, следовательно, все теплопроводные вещества являются электропроводными» является

(А) Неправильным силлогизмом.

(В) Сложным модальным высказыванием.

(С) Сложным ассерторическим, но не категорическим высказыванием

(D) Правильным силлогизмом.

53. Суждение «Если три одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то эти треугольники подобны»,-является

(А) Примером дедукции

(В) Примером индукции

(С) Примером аналогии

(D) Не является аналогией

54. Общих: правил простого категорического силлогизма существует

(А) Три

(В) Четыре

(С) Семь

(D) Восемь

55. Какая формула логики высказываний соответствует предложению «Если Петя счастлив, то Маша несчастлива, а если Маша счастлива, то Петя несчастлив»?

(А) (p > q) > q v p

(В) (p > ~ q) & (q > ~ p)

(С) (p > q) > (~ q > ~ p)

(D) р & (р > q) > q

56. Слабый и неполный ответ на вопрос «Какие логики внесли наибольший вклад в разработку индуктивною метода?»

(A) Некий мыслитель XVI века

(B) Ф. Бэкон. Дж. Ст. Милль и К. Поппер

(C) Ф. Бэкон и Дж. Ст. Милль

(D) Два англичанина и австриец

57. Понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, заменяя их исключающими признаками, находятся в отношении

(A) противоречия

(B) соподчинения

(C) противоположности

(D) пересечения

58. Рассуждение «Если чиновник не брал взяток, то он не боится полиции; чиновник не брал взяток, следовательно, он не боится полиции»

(A) Представляет собой обратную дедукцию

(B) Является умозаключением по аналогии

(C) Представляет собой пример полной индукции.

(D) Является дедуктивным

59. Общеутвердительное суждение выражается следующей логической формой

(A) ни одно S не есть Р — (Е)

(B) всякое S есть Р — (А)

(C) некоторые S есть суть Р — (J)

(D) некоторые S не суть Р — (О)

60. Схема изображает отношение

(A)соподчинения

(B) пересечения

(C) противоречия

(D) подчинения

61. Предметы, существующие только взаимосвязано и одновременно друг с другом, отражаются в

(А) безотносительных понятиях

(В) положительных понятиях

(С) соотносительных понятиях

(D) отрицательных понятиях

62. Умозаключение, в котором заключение выводится из одной посылки, называется

(A) непосредственным

(B) дедуктивным

(C) индуктивным

(D) простым категорическим силлогизмом

63. Отношения противоречия (контрадикторности)

(A) А-O, Е-I

(B) А-Е

(C) I-O

(D) A-L, Е-О

64. Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются

(A) регистрируемыми

(B) нерегистрируемыми

(C) конкретными

(D) абстрактными

(А) К группе деонтических модальностей

(В) К группе аксиологических модальностей

(С) К группе онтологических модальностей

(D) К группе эпистемических модальностей

66. Разновидность условно-категорического силлогизма, в котором ход заключения направлен от утверждения основания к утверждению следствия, называется

(А) Утверждающе — отрицающим модусом

(В) Отрицающим модусом

(С) Отрицающе-утверждающим модусом

(D) Утверждающим модусом.

67. Умозаключение, в которой заключение выводится из одной посылки, называется

(А) Непосредственным

(В) Дедуктивным

(C) Индуктивным

(D) Простым категорическим силлогизмом

(А) Канада — большая страна. США — большая страна. Мексика- большая страна Кроме Канады, США и Мексики, в Северной Америке нет никаких стран. Следовательно, все североамериканские страны — большие.

(В) У лошади, волка, обезьяны и многих других животных при еде двигается нижняя челюсть. Следовательно, у всех животных при еде двигается нижняя челюсть.

(С) Если человек на какое-то предложение отвечает «да», то это значит, что он согласен. Иванов, Петров и Сидоров ответили «да» на предложение поступить в нашу фирму. Следовательно, Иванов. Петров и Сидоров согласны поступить в нашу фирму.

(D) Общество — такой же сложный и целостный организм, как и человеческое тело: правителей можно уподобить голове, рабочих — рукам, торговцев — пищеварительной системе… Так как ущерб, который претерпевает один из органов человеческого тела, сказывается на всем организме, то и ущерб, который претерпевает хотя бы один социальный слой, скажется на всем обществе в целом.

69. Разделительно-категорические силлогизмы имеют правильные модусы:

1) утверждающе-отрицающий, 2) отрицающе-утверждающий. 3) утверждающий

4) отрицающий

(А) 3,4

(В) 1

(С) 1,2

(D) 3

70. Среди нижеприведенных рассуждений энтимемой с пропущенной большей посылкой является следующее:

(А) Силлогизмы данного типа не являются правильными, т.к. в них не соблюдены правила фигур

(В) Поскольку все электроны представляют собой частицы с отрицательным зарядом, очевидно, что некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд

(С) Необходимо, чтобы все граждане пришли на выборы и выполнили свой гражданский долг

(D) Любой авторитарный лидер властолюбив, а все властолюбцы безжалостны

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Е. В. Сарычев

Электронный учебник по логике

М — 2003

Учебник включает в себя курс лекций, а также вопросы и упражнения для самоконтроля глубины усвоения учебного материала. Оно рассчитано на получение знаний, развитие практических навыков мыслить, писать, говорить, принимать решения, разрешать конфликты. Курс логики является дополнением к существующей литературе и предназначен для оказания помощи студентам в самостоятельном усвоении содержания дисциплины.

Учебник ориентировано на обучаемых , не прошедших соответствующей довузовской подготовки по логике. Содержащуюся в нем информацию следует рассматривать лишь как исходную для дальнейшего углубленного изучения предмета. Нужно также иметь ввиду, что логика, особенно ее современные неклассические направления, продолжает интенсивно развиваться, а вместе с этим, должны обогащаться , наполняться новым содержанием полученные знания.

©Сарычев Е. В.

Тема I. Логика как наука о мышлении

  1. Вопросы

1. Познавательный процесс и его особенности.

2. Предмет логики, ее теоретическое и практическое значение.

  1. Основные термины

Отражение Ощущение

Познание Восприятие

Сознание Представление

Уровни познания Понятия

Формы познания Суждение

Чувственное познание Умозаключение

Рациональное познание

  1. Опорная информация

Термин “логика” восходит к древнегреческому полисемантическому (многозначному) слову “ logike”, что означает “построенный на рассуждении”. Хотя следует иметь ввиду, что данный термин применяется также в смысле: “слово”, “понятие”, “разум”, “мысль”, “учение”, “рассудок”, “определение”, “отношение”. Этимология (происхождение слова) сразу же ориентирует на то, что наука логика связана с изучением структуры и развитием мыслительного процесса.

Мышление неразрывно связано с познанием, которое представляет собой процесс приобретения человеком в ходе общественно-исторической практики истинных знаний об объективном мире. Познание как отражение действительности — весьма сложное многогранное явление. В нем тесно взаимосвязаны сознательное и подсознательное, биологическое и социальное, психологическое и парапсихологическое, чувственное и рациональное, языковое (вербальное) и неязыковое (невербальное) и другие стороны. Мы коснемся лишь тех из них, которые будут иметь значение для постижения логической структуры мыслительного процесса, правильной организации рассудочной деятельности.

Познание — это двухступенчатый процесс. Он включает в себя чувственное (непосредственное, конкретное) и рациональное (опосредованное, абстрактное) отражение действительности.

Исходной ступенью является чувственное познание, то есть первичное, непосредственное отражение действительности с помощью органов чувств. Предметы окружающего мира воздействуют на органы чувств человека и порождают соответствующие образы в мозгу . Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств, то есть на зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Восприятие — это целостный образ конкретного предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (образ моря, леса, яблока, школьного товарища и т. д.). Восприятие слагается из ощущений. Например, восприятие спокойного моря получается из совокупности ощущений: безбрежности, бирюзовой глади, веяния прохлады, особого запаха йода, прозрачности воды и ее соленого вкуса. Восприятия, хотя и являются чувственным образом предмета, который воздействует на человека в данный момент, но во многом зависят от прошлого опыта, от направленности отражения действительности. Например, полнота, разносторонность и особенность восприятия ярмарки будет различна у ребенка, взрослого, художника или бизнесмена. Ребенка могут восхитить увеселительные аттракционы; взрослый человек оценит возможности удовлетворить спрос; художник увидит разнообразие предметов, лиц и красок; бизнесмен прикинет размеры прибыли по отдельным видам продукции и т. д.

Представление — это сохранившийся в сознании образ пред­мета, который воспринимался раньше (образы родного дома, друга, памятных мест, природы). Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным),творческим (перспективным), в реальном масштабе времени (репрезентативным), фантастическим. Способность возникновения в мозгу человека образа предмета, который в настоящее время не воздействует на органы чувств, свидетельствует о том, что представление является переходной формой от чувственного (конкретного) к рациональному (отвлеченному) познанию.

Если подытожить особенности чувственной ступени отражения действительности, то можно отметить, что они сводятся к следующему. Во-первых, данная ступень свойственна всему животному миру. Во-вторых, она связана с первой сигнальной системой, то есть органами чувств. В-третьих, она позволяет отразить только внешнюю сторону предметов, а именно — явление. В-четвертых, эта ступень на уровне ощущений и восприятий ограничена в пространстве и времени. Хотя чувственное отражение и является основой познавательного процесса, необходимым условием постижения истины, однако возможности его не беспредельны. Оно всегда локализовано в пространстве и времени, поскольку мы не можем непосредственно воспринимать как прошлое и будущее, так и пространственно отдаленные объекты, не попадающие в сферу наших органов чувств. Оно не в состоянии отделить существенное от несущественного, закономерное от случайного, не может само по себе объяснить глубокие отношения между предметами. Все это доступно только мышлению.

Переход от чувственного к абстрактному отражению действительности, то есть мышлению, представляет собой скачок в процессе познания, восхождение мысли от фактов к установлению законов. Основными, общезначимыми формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Логику интересуют прежде всего эти формы, хотя рациональная ступень включает в себя также факты, проблемы, гипотезы, теории, концепции, нормы, оценки, принципы и другие формы. Эти, последние, рассматриваются во всей полноте философской теорией познания (гносеологией). Логика занимается изучением лишь исходных, общезначимых форм мыслительного процесса, которые входят в предмет именно данной науки.

Понятие — это логическая форма мышления, в которой фиксируются существенные, общие и отличительные признаки отдельного предмета или класса предметов. Понятия выражаются отдельными словами (экономика, инженер, менеджер) или группой слов, то есть словосочетаниями (государственный бюджет России, экономическая реформа, уголовное право и другие).

Суждение — логическая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях. При этом высказывание может быть истинным или ложным. Например: “Инфляция — это нежелательное явление для жизни страны”. “В ходе реформирования экономики еще не удалось стабилизировать производство”.

Умозаключение — это логическая форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам с достоверностью или вероятностью получить новое суждение — вывод. Например: “Все металлы — химические элементы. Титан — металл. Титан — химический элемент.” “Если это число четное, то оно делится на два без остатка. Это число — нечетное. Значит, это число не делится без остатка на два.”

Особенности рациональной ступени познания состоят в следующем. Во-первых, она свойственна только человеку. Во-вторых, она связана со второй сигнальной системой, то есть с речью. В-третьих, только на этой ступени можно отразить сущность предмета, а именно его внутреннюю, скрытую от непосредственного восприятия, устойчивую сторону, делающую предмет самим собой. В-четвертых, возможности абстрактного познания не ограничены в пространстве и времени.

Логика изучает именно эту, рациональную, абстрактную ступень познания, называемую мышлением.

Схематически многоступенчатость и разнообразие форм познавательного процесса могут быть выражены так:

Познание

Чувственное

Непосредственное конкректное

Рациональное

опосредованное

мышление

абстрактное

û

ощущения — понятия факты —

— восприятия — суждения проблемы —

— представления — умозаклю- гипотезы-

чения теории —

концепции —

нормы —

оценки —

принципы —

и др

ß

исходные,

общезначимые

формы мышления

Следует иметь в виду, что такое разделение ступеней отражения действительности носит , в известной мере, условный характер. Оно осуществлено из дидактических соображений, то есть в интересах удобства обучения. В действительности чувственное и рациональное неразрывно связаны, корректируют друг друга.

Так, хрусталик глаза выполняет функцию линзы фотоаппарата. На дне глазного яблока возникает плоское, перевернутое, уменьшенное изображение. Но мозг переворачивает изображение, делает его объемным, соответствующим реальным размерам предмета.

В линейно-перспективном изображении близкие объекты воспринимаются чрезмерно большими, а далекие — слишком маленькими. Если бы мозг не корректировал зрительный образ, то человек мог бы испугаться близко сидящего котенка и оказаться равнодушным к появляющемуся на расстоянии тигру. Мозг делает эту пространственную поправку, вследствие чего человек видит предметы такими, какими они являются в натуральной величине. Круг и квадрат, если смотреть на них под углом, кажутся эллипсом и трапецией.

Но мозг одновременно и искажает изображение. Например, когда мы смотрим на железнодорожные рельсы, уходящие вдаль, нам кажется, что в перспективе они сходятся. Однако реально они остаются параллельными, в чем достаточно убедиться, посмотрев на них вблизи. Чтобы рельсы казались параллельными, их надо было бы в действительности раздвигать по мере удаления. Такие оптические поправки искусственно делаются в архитектуре. К примеру, мы воспринимаем колонны здания как строго вертикальные и параллельные потому, что в действительности они распадаются своими верхними частями, то есть капителями. Разумеется, величина распада составляет доли угловых секунд. Благодаря этому при взгляде на колонны снизу вверх, мы видим их идеально параллельными. Угловые колонны делаются толще остальных рядовых и сближены с ними. Если их сделать одинаковыми с рядовыми, которые смотрятся на темном фоне, то угловые колонны будут казаться тоньше.

Иногда мозг чрезмерно корректирует, искажая реальный образ. Таков, например, эффект обратной перспективы, когда мы видим повышенную линию горизонта или увеличенный размер цепи далеких гор. Это лишь некоторые особенности взаимосвязи чувственного и рационального познания.

Но хотелось бы обратить внимание еще на один аспект познавательного процесса. Его нам придется учитывать, когда речь пойдет о логико-этических основах общения.

Американский ученый Роджер Уолкотт Спери (род. в 1913 г.) установил межполушарную функциональную асимметрию мозга. За это открытие ученый удостоен Нобелевской премии в 1981 году.

У нормального человека полушария мозга выполняют асимметричные функции.

Левое полушарие ответственно за логическое мышление. Именно оно способно оперировать нормативными правилами логики, цифрами, математическими формулами. С ним анатомически и функционально связана правая рука — опора в повседневной деятельности для большинства людей. Именно через нее реализуется способность к речевому общению, письму, использованию условных, формализованных знаков и т. д .

Правое полушарие непосредственно связано с чувственным отражением действительности. Оно ответственно за ориентацию в пространстве, художественное, эстетическое восприятие произведений искусства, эмоциональное состояние человека, образное мышление как основу творчества, интуиции. Правое полушарие различает интонацию речи, модуляцию голоса, чувствует музыку, идентифицирует изображение человеческого лица, предметов.

Единство этих асимметричных функций мозга составляет суть неограниченного творческого потенциала человека, определяет его способность к целостному схватыванию предмета, проникновению в глубины бесчисленных свойств, связей и отношений между предметами.

Но вернемся к процессу мышления.

Исходя из сказанного, его можно определить следующим образом. Мышление есть высшая ступень познания человеком объективной реальности и самого себя; целенаправленное, опосредованное, абстрактное, обобщенное отражение существенных, необходимых связей и отношений между предметами; творческое созидание новых идей; прогнозирование событий; предвидение тенденций и закономерностей развития.

Изучение данной ступени познания и составляет основу предмета логики. Логика — это наука о формах и законах правильного мышления. Рассуждения облекаютя в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.

Поясним подробнее, какой смысл вкладывается в понятия “логической формы” и “логического закона”?

Логическая форма — это строение мысли, способ связи ее составных частей. Мысли, различные по своему содержанию, могут быть выражены по форме одинаково. Поскольку рассудочная деятельность представляет собой непрерывную цепь суждений, постольку проиллюстрируем эту мысль на примерах суждений, где предмет мысли принято обозначать символом S (субъект), а свойство или отношение предмета символом P (предикат).

Первый пример: “Все деревья — растения”. “Все станки — орудия производства”. “Все океаны — естественные водоемы”. Содержание этих трех высказываний разное, а форма одна и та же:

“Все S есть P”.

Второй пример: “ Если атмосферное давление изменится, то это повлияет на характер погоды”. “ Если осуществить эмиссию денег, то повысится инфляция.” Эти условные суждения также имеют одинаковую форму: “Если S, то P.”

К основным логическим формам мышления, как уже говорилось, относятся понятия, суждения и умозаключения.

Логический закон представляет собой существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь между мыслями. Основные требования, которые предъявляются к рассуждениям, чтобы последние были четкими, ясными, последовательными, непротиворечивыми, обоснованными. Выполнению этих требований способствует соблюдение законов: 1) тождества; 2) непротиворечия; 3) исключенного третьего; 4) достаточного основания. Смысл этих законов и нормативные правила мышления, вытекающие из них, будут рассмотрены в соответствующей теме.

Итак, логическое мышление — это не столько врожденная способность мозга к аналитическому отражению действительности, сколько приобретенное качество, которое формируется в ходе овладения дисциплиной “логика”.

Вы начали систематически и упорно осваивать логику. На что можно рассчитывать, изучив данный курс, в чем заключается творческое и практическое значение полученных знаний, умений и навыков ?

Изучение логики способствует достижению следующих целей:

— развитию способностей оперирования понятийным аппаратом науки, суждениями, умозаключениями, концептуальными положениями, теоретическими выводами, нормативными оценками, принципами;

— обретению опыта адекватного выражения в мыслях разнообразной содержательной информации;

— совершенствованию умений и навыков корректной постановки вопросов, формулирования выводов, аналитической проверки правильности собственных рассуждений и позиции оппонента;

— повышению культуры мышления на основе ознакомления с типичными ошибками в организации мыслительного процесса, в осуществлении процедур доказательства и опровержения;

— формированию качеств полемиста, делового партнера; овладению приемами ведения индивидуальных и групповых бесед, постановки проблем, выдвижения и проверки гипотез, выработки культуры общения, перспективных линий жизненного поведения.

Изучение логики — это один из путей более полного раскрытия интеллектуальных возможностей обучаемых. Наряду с другими науками логика своими специфическими приемами и методами образовывает, воспитывает ум, развивает способность мыслить о единичным факте с высоты общей культуры и формулировать выводы с учетом индивидуальных особенностей человека.

>Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «смольный институт российской академии образования»> 64. Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются
(A) регистрируемыми
(B) нерегистрируемыми
(C) конкретными
(D) абстрактными

68. Среди нижеприведенных рассуждений найдите полную индукцию

(А) Канада — большая страна. США — большая страна. Мексика- большая страна Кроме Канады, США и Мексики, в Северной Америке нет никаких стран. Следовательно, все североамериканские страны — большие.
(В) У лошади, волка, обезьяны и многих других животных при еде двигается нижняя челюсть. Следовательно, у всех животных при еде двигается нижняя челюсть.
(С) Если человек на какое-то предложение отвечает «да», то это значит, что он согласен. Иванов, Петров и Сидоров ответили «да» на предложение поступить в нашу фирму. Следовательно, Иванов. Петров и Сидоров согласны поступить в нашу фирму.
(D) Общество — такой же сложный и целостный организм, как и человеческое тело: правителей можно уподобить голове, рабочих — рукам, торговцев — пищеварительной системе… Так как ущерб, который претерпевает один из органов человеческого тела, сказывается на всем организме, то и ущерб, который претерпевает хотя бы один социальный слой, скажется на всем обществе в целом.
69. Разделительно-категорические силлогизмы имеют правильные модусы:
1) утверждающе-отрицающий, 2) отрицающе-утверждающий. 3) утверждающий
4) отрицающий
(А) 3,4
(В) 1
(С) 1,2
(D) 3
70. Среди нижеприведенных рассуждений энтимемой с пропущенной большей посылкой является следующее:
(А) Силлогизмы данного типа не являются правильными, т.к. в них не соблюдены правила фигур
(В) Поскольку все электроны представляют собой частицы с отрицательным зарядом, очевидно, что некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд
(С) Необходимо, чтобы все граждане пришли на выборы и выполнили свой гражданский долг
(D) Любой авторитарный лидер властолюбив, а все властолюбцы безжалостны
3.4.4. Рекомендуемые информационные источники
Основная:
1. Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов вузов. Изд-во Омега, Л., 2007 (книгафонд)
2. Сальников А.Н. Логика:конспект лекций: Изд-во Приор-издат, 2007 (книгафонд)
Дополнительная литература:
3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. – М., 2005.
4. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.2000.
5. Грядовой Д.И. Общий курс формальной логики:учебник. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010 (книгафонд)
6. Иванов Е.А. Логика, М.1998.
7. Ивин А.А. Практическая логика. М. 1996.
8. Ивин А.А. Логика. М. 1997.
9. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник для студентов ВУЗов. Изд. 2-е. М.2001
10. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М. 1991.
11. Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений: Учебное пособие для ВУЗов. М.1998
12. Логический словарь: Дедуктивная формализация теорий. М. 1994.
13. Шадрин Д.А. Логика:конспект лекций. Изд-во ЭКСМО, 2008 (книгафонд)
Сайты:
14. http://ntl.narod.ru/logic/course/index.html: Учебные материалы по курсу логики (определения, задачи, примеры и т.д.).
15. http://www.logic.ru/Russian/LogStud/index.html: Электронный журнал «Логические исследования».

3.4.5. Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности (направления).
Преподавание курса связано с изучением других дисциплин Госстандарта:
— Культурология,
— Социология;
— Психология и педагогика

Наименование базовых дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для данной дисциплины Предложения базовым дисциплинам об изменениях в пропорциях материала, порядок изложения, введение новых тем курса и т.д.
Философия является базовой для изучения всех дисциплин ГСЭ
Согласование общих вопросов по дисциплине Философия (Лектор: д.философ.н. Лысенко Е.М.) является
Тема 3. Античная философия
Тема 10. Познаваемость мира
Психология (Лектор:к.психол.н. Жаринова Е.Н.)
Тема Психология мышления
Математика и информатика
Тема Математическая логика

Председатель УМКС ________________________(Ф.И.О.)
Ведущие лекторы ___________________________(Ф.И.О.)
4. Рейтинг – план дисциплины.
«Логика» (очное отделение)
Гуманитарный факультет для факультета Сервиса
курс , группа , 1 семестр ____/2012 уч.г.
Преподаватель: , д.ф.н., Лысенко Е.М.
Исполняющая кафедра: Психологии, педагогики, акмеологии
Весовой коэффициент дисциплины в совокупной рейтинговой оценке, рассчитываемой по всем дисциплинам, равен .
I. Соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине

Виды учебной деятельности студентов Весовые коэффициенты, %
1 Все учебные работы 100
Сумма 100%

I. Соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине

Виды учебной деятельности студентов Весовые коэффициенты, %
1 Посещаемость 20,7
2 Конспект лекций 16
3 Ответ на семинаре 16
4 Контрольная работа по терминам 10,3
5 Презентация и иная творческая разработка 17
6. Ответ на зачете 20
Сумма 100%

>Квалификационные требования к профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» (код 16199)

Профессиональная характеристика оператора электронно-вычислительных и вычислительных машин

Профессия начального профессионального образования «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

Код профессии: 16199.

Назначением профессии оператора электронно-вычислительных машин (ЭВМ) — выполнять ввод и обработку информации на электронно-вычислительных машинах, подготавливать к работе вычислительную технику и периферийные устройства. В соответствии с перечнем профессий начального профессионального образования профессия «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» относится ко 2-й – 4(5)-й ступени квалификации.

Специфические требования: Законченное среднее (полное) общее образование. Пол не регламентируется. Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации. Для разрядов 2-3 – без требований к стажу работы.

С учётом современных требований работодателей оператор ОЭВиВМ с разрядами ниже 4-го – это просто продвинутый пользователь ПК, например: секретарь, делопроизводитель, оператор 1С, кладовщик и т.п.

Квалификационная характеристика профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»

Квалификация: 2-й – 4-й разряд.

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин должен знать:

  • требования по технике безопасности при работе с ПК;
  • правила технической эксплуатации и технико-эксплуатационные характеристики вычислительных машин;
  • методы контроля работы машин;
  • рабочие инструкции;
  • разновидности программного и системного обеспечения;
  • основные функции и сообщения операционной системы;
  • принципы работы со специализированными пакетами программ;
  • наиболее распространенное программное обеспечение ПК;
  • правила работы и программное обеспечение для работы в сети;
  • принципы построения локальных и глобальных вычислительных сетей (в том числе Internet);
  • макеты механизированной обработки информации;
  • формы обрабатываемой первичной документации;
  • формы исходных и выпускаемых документов;
  • основы коммутации и простые блок-схемы настройки машин;
  • виды и основные характеристики носителей информации, включая перфокарты и перфоленты, характеристики периферийных устройств, способы подключения периферийных устройств, варианты устранения простейших сбоев;
  • основы законодательства;
  • основы профессиональной этики;
  • машинопись;
  • действующие шифры и коды;
  • методы проведения расчетов и вычислительных работ, контроля технических носителей информации;
  • запись об использовании машинного времени и замеченных дефектах работы машин в журнал по учету машинного времени;
  • руководящие материалы, определяющие последовательность и содержание выполняемых операций технологического процесса;
  • правила охраны труда и здоровьесберегающие технологии, электро- и пожарной безопасности, пользование средствами пожаротушения.
  • основы программирования в объеме среднего специального или общего образования и курсовой подготовки.

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин должен уметь:

  • осуществлять ввод и вывод информации с носителей информации и каналов связи;
  • выполнять ввод информации и ее вывод на печатающее устройство;
  • вести процесс обработки информации на ПК;
  • передавать по каналам связи полученные на машинах расчетные данные на последующие операции;
  • осуществлять внешний контроль принимаемых на обработку документов и регистрацию их в журнале;
  • подготавливать документы и технические носители информации для передачи на следующие операции технологического процесса;
  • выполнять обработку информации и оформлять результаты выполненных работ в соответствии с инструкциями;
  • производить арифметическую обработку первичных документов на вычислительных машинах различного типа с выводом исходных данных и результатов подсчёта;
  • обработывать входяцие данные путём суммирования показателей сводок, вычислений по инженерно-конструкторским расчетам;
  • выполнять суммирование и таксировку цифровых данных;
  • вычислять процентные отношения, операции с константой, возведение в степень, извлечение корня, хранение и накопление чисел и массивов данных;
  • проводить сортировку, раскладку, выборку, подборку, объединение массивов на вычислительных машинах по справочным и справочно-группировочным признакам;
  • контролировать вычисления, выверять расхождения по первичному документу;
  • работать с математическими справочниками и таблицами;
  • выписывать счета-фактуры и составлять ведомости, таблицы, сводки, отчёты механизированным способом;
  • оформлять сопроводительные документы и рабочий наряд на выполненные работы;
  • проверять правильность работы машин специальными контрольными приёмами;
  • подготавливать машину к работе;
  • настраивать машины по простым схемам коммутации и самостоятельно устранять несложные неисправности;
  • определять и устранять сбои в работе аппаратного и программного обеспечения;
  • производить установку операционных систем, подключение периферийных устройств, установку антивирусных программ;
  • работать с шаблоном;
  • вводить текстовую информацию в беглом режиме;
  • работать в локальных и глобальных вычислительных сетях (в том числе Internet);
  • выполнять правила охраны труда и противопожарной безопасности.

Оставьте комментарий