Оператор инфраструктуры электронного правительства

Электронное правительство

Минкомсвязь опубликовала законопроект, предусматривающий постепенный перевод существующих и перспективных государственных информационных систем и элементов инфраструктуры в единую инфраструктуру электронного правительства. Документ опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов, его общественное обсуждение продлится до 30 ноября.

Напомним, что в июле президентом страны Владимиром Путиным было дано поручение правительству до 1 января 2017 года разработать и внести в Государственную Думу законопроект о преимущественном использовании государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства (ЕИЭП). А до 1 декабря 2017 года правительство должно организовать поэтапный переход органов власти, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления на использование российских криптографических алгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии между собой, с гражданами и организациями. Поручение направлено на обеспечение безопасности данных, передаваемых при электронном взаимодействии органами власти и получении госуслуг гражданами.

Безопасность обработки данных, устойчивость информационных систем, её осуществляющих, должны обеспечиваться системно и по единым принципам, законодательно закреплённым для всех уровней власти. Законопроект, обнародованный Минкомсвязью в среду 16 ноября, разработан в том числе во исполнение этого поручения президента.

Цитата из Пр-1385 Для повышения безопасности и устойчивости работы информационных систем органов государственной власти обеспечьте разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона о преимущественном использовании государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства.

Проект предусматривает, что функционирование всех федеральных, региональных и муниципальных информационных систем (и государственных, и муниципальных учреждений) и электронное взаимодействие между ними должно осуществляться с использованием ЕИЭП.

ЕИЭП используется при исполнении государственных и муниципальных функций, функций органов законодательной и судебной власти и предоставлении государственных и муниципальных услуг, говорится в документе.

Законопроект также определяет понятие облачных вычислений и их инфраструктуры – согласно документу, это «обособленная и территориально распределенная по территории Российской Федерации совокупность технических средств, программ для электронных вычислительных машин, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающая сбалансированную работу при создании, обработке, хранении и предоставлении информации в режиме дистанционного доступа к более чем одной информационной системе», а также требования к поставщикам «облачных» услуг.

Согласно документу, ЕИЭП состоит из трех блоков – государственные информационные системы электронного правительства, техническая инфраструктура и государственная инфраструктура облачных вычислений, при этом прямо запрещается создание информационных систем, аналогичных по функциональности государственным системам электронного правительства.

Законопроект вносит также соответствующие изменения в Федеральный закон 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (статья 10), из которого исключается возможность использования региональных и иных порталов государственных (муниципальных услуг) и закрепляется необходимость использования ЕИЭП.

Документом предусматривается, что переход на единую платформу должен осуществляться поэтапно, в соответствии с планом, определяемым правительством РФ. Правительство же должно утвердить положение о ЕИЭП, состав ее элементов и требования к ним и порядок включения в состав ЕИЭП элементов, не являющихся государственной собственностью.

Минкомсвязь России, в свою очередь, должна будет определить технические требования для присоединения к инфраструктуре, к ее элементам и их взаимодействию между собой.

В соответствии с проектом, субъекты Российской Федерации вправе создавать свою ИКТ-инфраструктуру для взаимодействия в электронной форме органов государственной власти, органов местного самоуправленияи других участников (инфраструктура регионального электронного правительства), но такая инфраструктура должна будет размещаться на технической инфраструктуре, входящей в состав ЕИЭП.

Отдельно отмечается, что при оказании программных услуг с применением государственной инфраструктуры облачных вычислений, предоставляемое программное обеспечение должно быть включено в реестр российского программного обеспечения.

Предполагается, что эксплуатация и развитие ЕИЭП будет возложена на Минкосмвязь или организацию, с которой должно быть заключено соглашение, при этом таковой может быть только «оператор связи, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации».

Во втором случае такой организации дается право предоставлять услуги, «не относящиеся к деятельности органов власти» («электронные публичные услуги»), плата за которые перечисляется в федеральный бюджет, а состав и размер платежей определяется Минкосмвязью России. Эксплуатант также наделяется правом предоставлять дополнительные услуги, перечень и стоимость которых также определяется регулятором («электронные коммерческие услуги»).

Отдельно оговаривается, что использование персональных данных физических лиц при предоставлении дополнительных (в т.ч. коммерческих) услуг возможно только при условии согласия субъектов персональных данных на использование таких сведений.

Кроме того, законопроект предлагает внесение изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» в целях установления единых требований к электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Так, для подписания электронных документов органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. При взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления посредством обмена электронными документами используются усиленная квалифицированная электронная подпись или простая электронная подпись, порядок и условия использования которых, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает правительство РФ.

Ключевые моменты законопроекта:

  • определение «облачных технологий»;
  • использование ЕИЭП всеми федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, госучреждениями;
  • ограничение на создание ГИС и МИС, дублирующих функции ЕИЭП;
  • размещение всех ГИС и МИС на ЕИЭП;
  • включение федеральных и региональных центров обработки данных в ЕИЭП;
  • оператор ЕИЭП может оказывать дополнительные (в т.ч. коммерческие) услуги (порядок определяет Минкомсвязь).

Состав единой инфраструктуры электронного правительства

Государственные информационные системы электронного правительства:

  • единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);
  • головной удостоверяющий центр;
  • единая система идентификации и аутентификации;
  • единая система межведомственного электронного взаимодействия;
  • система досудебного обжалования;
  • единая система нормативной справочной информации;
  • государственная электронная почта.

Техническая инфраструктура:

  • центры обработки данных;
  • система информационной безопасности;
  • сеть передачи данных органов государственной власти.

Государственная инфраструктура облачных вычислений:

  • информационная система «Платформа хранения электронных документов»;
  • информационная система мониторинга функционирования инфраструктуры электронного правительства.

Понятия, которые вводятся в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:

21) облачные вычисления – информационные технологии, включающие в том числе государственную инфраструктуру облачных вычислений, обеспечивающие дистанционную обработку данных более чем одной информационной системой;

22) государственная инфраструктура облачных вычислений (далее также «инфраструктура облачных вычислений») – совокупность технических средств, программ для электронных вычислительных машин, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих выполнение облачных вычислений, в соответствии со статьями 14.1, 15.8 настоящего Федерального закона;

23) услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в использовании государственной инфраструктуры облачных вычислений, заключающаяся, в том числе, в размещении и использовании программ для электронных вычислительных машин;

24) поставщик услуг предоставления государственной инфраструктуры облачных вычислений (далее – поставщик услуг инфраструктуры) – юридическое лицо, оказывающее услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений;

25) пользователь услуг инфраструктуры облачных вычислений – физическое или юридическое лицо, использующее (заказывающее) услуги предоставления инфраструктуры облачных вычислений;

26) услуги, предоставляемые на государственной инфраструктуре облачных вычислений (далее – программные услуги) – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в дистанционном использовании функционирующих на государственной инфраструктуре облачных вычислений программ для электронных вычислительных машин;

27) поставщик услуг, предоставляемых на государственной инфраструктуре облачных вычислений (далее – поставщик программных услуг) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие программные услуги;

28) пользователь услуг на государственной инфраструктуре облачных вычислений (далее – пользователь программных услуг) – физическое или юридическое лицо, использующее (заказывающее) программные услуги;

29) единая инфраструктура электронного правительства – совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем и программно-аппаратных элементов, обеспечивающих взаимодействие в электронной форме органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в соответствии со статьей 14.1 настоящего Федерального закона;

30) технические средства информационной системы – оборудование, технические изделия и иные устройства, в том числе технические средства связи, либо входящие в соответствии с документацией в состав информационной системы, либо с использованием вычислительных мощностей облачных вычислений».

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

«Ростелеком» пока продолжает поддерживать работу элементов электронного правительства, несмотря на то, что контракт на 2013 год между Минкомсвязью России РФ и оператором до сих пор не заключен, сообщает ТАСС-Телеком со ссылкой на пресс-службу ОАО «Ростелеком».Фактически в настоящий момент Ростелеком самостоятельно финансирует поддержку инфраструктуры электронного правительства.

Напомним, в нее входят такие информационные системы, как Единый портал государственных услуг (gosuslugi.ru), Система межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ), Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ряд других.
Все эти системы являются основополагающими для функционирования сложного механизма электронного правительства: Единый портал (gosuslugi.ru) – это интерфейс между органами власти и получателями услуг, СМЭВ обеспечивает передачу сведений между федеральными и региональными ведомствами при оказании услуг, при помощи ЕСИА обеспечивается идентификация граждан и органов власти при работе и с Единым порталом и со СМЭВ.
По сообщениям пресс-службы Ростелекома, контракт на эксплуатацию поступил от Минкомсвязи только 4 февраля, при этом в текущей версии срок действия контракт – 4 месяца.

Необходимо упомянуть и региональную составляющую инфраструктуры электронного правительства – так называемые РИЭП, которые используются всеми регионами для оказания региональных и муниципальных услуг. В течение 2011-2012 годов РИЭП был развернут во всех субъектах Российской Федерации, а ее эксплуатация финансировалась за счет региональных бюджетов.
В конце прошлого года Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заявил, что с 2013 года эксплуатация РИЭП будет финансироваться из федерального бюджета в рамках государственной программы «Информационное общество», а 17 января Минкомсвязь направила письмо во все субъекты Российской Федерации письмо, где официально была изложена эта позиция. В результате значительная часть регионов не заложила в свои бюджеты на 2013 год соответствующие средства. Экспертный центр электронного государства писал об этом 23 января.
Если учесть, что в бюджете госпрограммы «Информационное общество» не закладывались средства на поддержу региональной части электронного правительства, а Минфин России не заявлял о готовности выделить на это дополнительные средства, можно предположить, что с их финансированием также могут возникнуть проблемы.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 февраля 2001 года N 196-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

2. Межведомственной комиссии по развитию приграничного сотрудничества в 6-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по развитию приграничного сотрудничества в Российской Федерации на ближайший период и перспективу.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 февраля 2001 года
N 196-р

I. Общие положения

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее именуется — Концепция) определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества. Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.
Концепция раскрывает задачи и основные направления реализации государственной политики по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации.
Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.
Приграничное сотрудничество в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;
мирное разрешение приграничных споров;
взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;
обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве;
ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно-ресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории;
соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года.

Приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:
создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничной территории Российской Федерации и органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий сопредельных государств;
развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств;
содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные территории Российской Федерации и сопредельных государств;
упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной территории;
совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;

совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;
обеспечение поддержки органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества;
создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т. д.;
повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории;
осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной территории;
создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;
создание условий, способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и малонаселенной приграничной территории;
противодействие в установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;
содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества принимают во внимание следующие основные факторы, определяющие особенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств:
общий характер межгосударственных, в том числе военно-политических отношений Российской Федерации с сопредельными государствами;

исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития приграничных территорий;
характер влияния приграничного сотрудничества на развитие межрегиональной экономической кооперации с сопредельными государствами;
особенности режима государственной границы Российской Федерации;
влияние миграционного фактора на социальные процессы на приграничных территориях, связанное с внешней, в том числе незаконной, миграцией;
этнополитические факторы;
состояние охраны общественного порядка на приграничной территории Российской Федерации и особенности его поддержания;
особенности осуществления государственного контроля за ресурсами приграничной территории;
наличие природных и техногенных условий для возникновения чрезвычайных ситуаций, имеющих трансграничные последствия;
особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной территории.
Учет этих специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется при выборе видов и направлений приграничного сотрудничества, а также формы его регулирования и поддержки.

II. Основные полномочия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в области
приграничного сотрудничества, установленные
законодательством Российской Федерации

Исходя из Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О международных договорах Российской Федерации», «О Государственной границе Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей:
а) федеральные органы исполнительной власти в области регулирования приграничного сотрудничества:
заключают международные договоры и соглашения;
устанавливают основные требования, предъявляемые к соглашениям о приграничном сотрудничестве;
устанавливают порядок осуществления приграничного сотрудничества;
определяют порядок применения Таможенного тарифа Российской Федерации;
регулируют внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на приграничной территории Российской Федерации;
представляют интересы России по вопросам приграничного сотрудничества в международных организациях;
б) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно:
координируют международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации, выполняют международные договоры;
координируют деятельность субъектов Российской Федерации по регулированию приграничного сотрудничества;
устанавливают порядок осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории;
реализуют федеральные программы по вопросам приграничного сотрудничества;
в) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится следующее:
ведение в пределах их полномочий переговоров с органами власти административно-территориальных образований сопредельных государств, а в отдельных случаях, с согласия Правительства Российской Федерации, — с органами государственной власти сопредельных государств и заключение в установленном порядке соглашений по приграничному сотрудничеству;
подготовка предложений по установлению порядка осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории;
г) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право:
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономические связи с муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, организациями и гражданами сопредельных государств;
заключать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве.

III. Виды и направления приграничного сотрудничества в Российской Федерации

Приграничное сотрудничество может осуществляться в виде:
проведения встреч уполномоченных органов государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;
создания уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по приграничному сотрудничеству и рабочих групп при них;
заключения в установленном порядке соглашений о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, субъектами Российской Федерации — с административно-территориальными образованиями иностранных государств, либо — с органами государственной власти иностранных государств;

заключения органами местного самоуправления, российскими юридическими лицами с зарубежными партнерами (муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, юридическими лицами соответствующих иностранных государств) гражданско-правовых договоров о приграничном сотрудничестве;
создания рабочих групп по развитию приграничного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
В Российской Федерации могут применяться и другие виды приграничного сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и отвечающие целям развития страны и ее приграничной территории.
Для развития приграничного сотрудничества могут быть рекомендованы следующие направления деятельности:
а) сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется между российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;
б) сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество, в том числе:
сотрудничество в сфере осуществления инвестиционных проектов, создания совместных предприятий;
взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;
установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами приграничных территорий, формирование совместных торгово-промышленных палат, заключение договоров в целях привлечения инвестиций в сферу промышленной и сельскохозяйственной кооперации, строительства, финансов, обмена технологиями и в другие сферы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и режимам приграничных территорий определенных государств;
сотрудничество в сфере задач градостроительного планирования и развития приграничных территорий с учетом их природно-ресурсного потенциала, социально-экономической, миграционной и экологической обстановки, уровня развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения историко-архитектурного и культурного наследия;
совместная разработка градостроительных программ, скоординированных по времени, задачам и по их правовому обеспечению;

разработка единых требований по сертификации животноводческой и сельскохозяйственной продукции в соответствии с установленным порядком применения стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории сопредельных государств;
совместное решение вопросов, связанных с санитарно-карантинным контролем, охраной приграничных территорий от заноса заразных болезней животных, унификация требований, обеспечивающих безопасность перевозки (перегона) животных, а также ввоз сырья и продуктов животного происхождения;
проведение научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию приграничных территорий;
в) сотрудничество в области транспорта и связи, в том числе:
содействие обеспечению необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов транспорта на приграничных территориях при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая транзит;
осуществление совместных мер по развитию транспорта на основании изучения общих потребностей;
осуществление взаимного обмена информацией по вопросам транспорта и совместная организация функционирования автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, оптимизации работы общественного транспорта, согласование и взаимное участие в проектах по строительству инженерно-транспортной инфраструктуры;
совместное развитие информационных сетей, в том числе телефонных, телеграфных, компьютерных и создание совместных справочных бюро;
г) сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, в том числе:
проведение политики, направленной на соблюдение интересов Российской Федерации при совместном решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, оказанием взаимной помощи в чрезвычайных ситуациях, реализацией международных договоров и соглашений о санитарной охране приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
своевременное взаимное обеспечение информацией о заразных болезнях животных, совместное проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, осуществление экстренных мер по ликвидации заболеваний на приграничных территориях;
совместное использование трансграничных месторождений полезных ископаемых и воды, а также предупреждение трансграничного переноса вредных отходов по земле, воздуху и водным потокам вредных отходов производства;

содействие соответствующим уполномоченным органам в осуществлении экологического контроля на приграничных территориях, организация взаимного информирования и оказания помощи в предупреждении и ликвидации на приграничных территориях чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, реализациях природоохранных программ и проектов;
содействие в пересечении государственной границы группами специалистов и транспортными средствами для совместного экологического контроля и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
совместное решение вопросов в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем путем разработки и реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и охране вод, принятия мер по предотвращению или сокращению до согласованного минимума поступлений загрязняющих веществ, применения современных технологий рационального использования водных ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих технологий производства, обеспечения соответствующего технического состояния гидротехнических и водоохранных сооружений на трансграничных водах, принятия мер по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического режима трансграничных вод и состояния их экосистем, осуществления согласованного природоохранного надзора;
выработка унифицированных правил рыболовства, взаимодействие при решении вопросов распределения национальных квот на вылов водных биологических ресурсов, осуществление совместных мер по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и контролю за их использованием;
реализация согласованных проектов землепользования на приграничных территориях, создание особо охраняемых природных территорий и акваторий (национальных парков, заповедников и др.);
д) сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе:
совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, осуществление взаимодействия в сфере охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, борьбы с трансграничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков;
е) сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда, в том числе:

упрощение режима пересечения жителями приграничных территорий государственной границы и их временного пребывания;
разработка совместных мер по регулированию миграционных потоков, строительству и обустройству существующих пунктов пропуска через государственную границу, обмен информацией об иммиграционном законодательстве и порядке пересечения государственной границы сопредельных государств местными жителями;
создание равноценных условий для проживания как местного населения, так и всех категорий законных мигрантов;
размещение и строительство компактных поселений для беженцев и переселенцев;
взаимодействие в области регулирования рынка труда на приграничных территориях, учета особенностей рынка труда на приграничных территориях, а также соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и сопредельных государств;
взаимодействие соответствующих миграционных служб при решении вопросов, связанных с депортацией незаконных мигрантов с приграничных территорий;
обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и выработки необходимых мер борьбы с незаконной миграцией на приграничных территориях;
ж) научное и гуманитарное сотрудничество, в том числе:
сотрудничество в области здравоохранения, создание условий для взаимного предоставления медицинских услуг и признания документов медицинского страхования, изучение санитарно-эпидемиологической обстановки, ведение статистики заболеваний на приграничных территориях, осуществление совместных действий по предотвращению распространения эпидемий и особо опасных болезней, обмен медицинским персоналом, в том числе с целью повышения его квалификации;
развитие прямых партнерских связей образовательных учреждений, обмен учащимися и научно-педагогическими работниками, дополнение учебных программ факультативными предметами с учетом местной специфики, организация курсов повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений, разработка и реализация совместных исследовательских программ и проектов, взаимодействие при изучении и преподавании языков и культуры народов России и сопредельных государств, поддержка и развитие всех форм молодежных обменов, участие в реализации международных проектов и программ, направленных на решение острых проблем молодежи;
создание благоприятных условий для духовного развития населения приграничных территорий, включая национальные меньшинства, издание книг, путеводителей и атласов, публикация статей, содействие культурному обмену, организация праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований;

взаимодействие соответствующих служб по усилению контроля за перемещением культурных ценностей;
проведение выставок и ярмарок, выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по популяризации оздоровительного, экологического и других видов туризма, совместное использование объектов гостиничного хозяйства, физкультуры и спорта, культуры и искусства;
совместное обустройство и поддержание в порядке воинских захоронений и гражданских кладбищ.

IV. Меры по стимулированию развития приграничной территории

Стимулирование развития приграничной территории осуществляется с учетом интересов населения этой территории и всего населения Российской Федерации, а также интересов населения приграничных территорий сопредельных государств путем:
укрепления нормативной правовой базы приграничного сотрудничества;
последовательного завершения международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации;
формирования нормативной правовой базы по вопросам развития приграничного сотрудничества;
достижения совместимости законодательства Российской Федерации и сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;
укрепления экономических, социальных, культурных, административных и иных связей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с сопредельными государствами;
определения порядка применения железнодорожного тарифа Российской Федерации;
регулирования ставок местных налогов;
финансовой поддержки органов местного самоуправления и отдельных организаций, участвующих в осуществлении проектов и программ приграничного сотрудничества;
разработки федеральных и региональных программ развития приграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу;
разработки и введения мер по совершенствованию процедур пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, постоянно зарегистрированных на приграничной территории;
разработки и введения мер по установлению ограничений для определенных категорий граждан сопредельных государств и лиц без гражданства относительно срока и порядка пребывания на приграничной территории;
приоритетного развития системы обеспечения национальной безопасности на приграничной территории Российской Федерации;
усиления взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и сопредельных государств;
применения иных мер, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

V. Реализация Концепции

Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по развитию приграничного сотрудничества и руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по их реализации.
Правовая и социальная защита лиц, участвующих в реализации приграничного сотрудничества, гарантируется и осуществляется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение реализации приграничного сотрудничества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе международных организаций, и средств сопредельных государств, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью участников приграничного сотрудничества осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране.

Текст документа сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ «Система»

Оставьте комментарий