Оплата учителей по категориям

Плюсы и минусы открытого урока .

В настоящее время традиционная форма открытых уроков стала вырождаться, они не несут методической ценности. Всем учителям известно о волнении перед открытым уроком. Учитель часто задает вопрос себе. Зачем мне необходимо проводить открытый урок? Открытые уроки иногда менее удачны, чем обычные рабочие уроки.

Данная ситуация побудила ученых-методистов выяснить причины низкой эффективности открытых уроков. Ими предлагается новая методика подготовки и проведения открытых уроков, позволяющая повысить качество открытого урока, прежде всего для тех, ради кого они организовывались.

Что касается детей, то происходит снижение комфортности их самочувствия при присутствующих.

Однако, открытые уроки учителю все таки дать придется, например, при подготовке к аттестации.

В настоящее время существуют новые методические рекомендации подготовки открытого урока.

Остановлюсь на основных недостатках добровольно проводимого урока, алгоритме проведения открытых уроков, ошибках, допускаемых при подготовке открытого урока на основе материалов книги Марка Максимовича Поташника и Михаила Владимировича Левита «Как подготовить и провести открытый урок». Современная технология.

Недостатки открытых уроков

1.На открытом уроке трудно добиться активности учеников.

2.Иногда наблюдается «сверх активность» учеников.

Учитель не успеет задать вопрос, а уже «лес» рук, причем руки детей выражают не просто активность, а нетерпение высказаться. Вряд ли кто сейчас будет спорить, что перед открытым уроком была репетиция вопросов и ответов. Срежиссированный и отрепетированный урок всегда видно. Фальшь на таких уроках наносит определенный моральный вред ученикам.

Чтобы вернуть открытому уроку естественность — не надо ничего заранее репетировать с детьми.

3.На открытом уроке ребенку не дано право ошибаться, если это случилось, он чувствует себя виноватым перед учителем.

4.При посторонних из-за дискомфорта снижается эффект услышанного и увиденного.

5.Присутствующие на открытом уроке чаще всего не знают учителя и учащихся, потому не могут понять насколько обоснованы те или иные действия учителя, не могут дать серьезного анализа открытого урока.

Иногда анализ урока сводится к отдельным выражениям типа: «Мы сегодня увидели великолепное…, услышано — педагогическая поэма…, мне урок не понравился».

6.Серьезным недостатком является перегрузка урока учебным материалом, втискивается не только то, что работает на образовательные и воспитательные цели, а все, что можно втиснуть в 45 минут.

На уроке учитель использует: таблицы, схемы, раздаточный материал, тесты, музыка, видео, спецэффекты, рисунки, опорные конспекты и т.д.

При всем этом превалирует форма над сутью. Суть теряется за внешними атрибутами. Учитель оригинальничает, а не проявляет настоящего творчества. Возникает вопрос. Должны ли открытые уроки отличаться от обычных хороших уроков? Нужны ли внешне эффектные, но сомнительные с точки зрения эффективности учебные занятия?

Цели добровольно проводимых открытых уроков

1.Повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям-профессионалам

2.Экспертиза коллегами новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем.

3.Саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации, когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментами для развития учителей.

Алгоритм проведения открытых уроков в свете новой технологии

Стало очевидно, что прежний опыт проведения открытых уроков себя исчерпал. Открытые уроки стали объектом справедливой иронии сатириков, общества, детей, а иногда и самих учителей. Все это приводит к еще большему снижению авторитета учителей. Дети, общество хотят видеть в учителе человека эрудированного, интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого, способного серьезно анализировать свои изобретения. В учительской среде появляется все больше профессионалов высокого класса, которые хотят и могут передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной дискуссии с целью саморазвития.Для того, чтобы дать современный открытый урок Поташник рекомендует следующее.

1.Урок, предшествующий открытому уроку и урок последующий должны быть свободными от работы в других классах.

2.Учитель должен разработать рекламный проспект предстоящего открытого урока и передать этот проспект тем, кто будет приглашен на урок.В рекламе надо указать методическую цель занятия, тему, обязательно имя урока, сформулировать методические новшества, которые будут положены в основу предстоящего открытого урока. В рекламном проспекте указать кратко самое ценное, интересное, что увидят присутствующий. Представить опорный конспект, образцы дидактических материалов, памятки, список используемой литературы.

3. Дается информация для посетивших урок о, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса. Это важный и абсолютно необходимый элемент технологии . Необходимо понять всем, что если эта информация перед открытым уроком отсутствует, то все разговоры присутствующих о личностно ориентированном обучении в школе, о дифференцировании, индивидуализации, диагностике ребенка будет ложью. Те, кто с этим не согласен, то хотят они или не хотят, признаются в том, что работают вне личностной парадигмы, идут не от возможностей ребенка.

4. На современном открытом уроке гости учителю зададут вопросы.

Скажите, учитываете ли Вы при подготовке к уроку различия детей по доминанте функциональной ассиметрии полушарий головного мозга

Сколько детей в классе право и левополушарных?

Сколько детей смешанного типа восприятия?

Как дети различаются по каналам восприятия?

Сколько в классе аудиалов, визуалов, кинестетиков?

В какой мере дети владеют главными надпредметными способами учебной деятельности?

Сколько детей в классе не умеют обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать?

Учитывали ли Вы при проектировании открытого урока различия детей по темпераменту. Сколько в классе холериков, сангвиников, меланхоликов?

Часто при таких вопросах можно видеть конфуз учителей.

5.Учитель должен рассказать гостям о проекте предстоящего урока.

Он дает характеристику учеников класса. Обученности.

6.Дает обоснование своего проекта, раскрывая научные источники, ведущие дидактические теории, образовательные практики, на которые опирался учитель при подготовке к уроку.

7.Ответы учителя на вопросы гостей.

8.Проведение открытого урока.

9.Анализ открытого урока самим учителем. Надо учитывать, что учитель находится в состоянии высокого эмоционального напряжения.

9.Анализ открытого урока присутствующими.

10.Ответы учителем на вопросы гостей после проведения урока.

11.Общая дискуссия, где дается возможность выступить всем. Если учитель хочет получить более обоснованную оценку, можно заготовит анкету для учащихся и присутствующих.

12.Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок.

Именно учитель должен завершить дискуссию, так как он специально готовился к мероприятию, он был учителем не только гостей, но и учителей.

13.Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы он проглатывал несправедливые замечания, необоснованные нападки.

Для того и дается заключительное слово учителю, что бы прежде всего, он мог аргументировано оппонировать тем, кто был не прав, допустил ошибки в оценке.

Ошибки, допускаемые при проведении открытого урок

1.Отсутствие логических связей между элементами технологии, что приводит к нарушению ее целостности, и как следствие этого – бессмысленное применение технологии.

2.Учитель демонстрирует те или иные педагогические действия, но никак не обосновывает их применение.

3.В погоне за оригинальностью учитель использует элементы, польза которых сомнительна.

4.Учитель 45 минут демонстрирует свою эрудицию, но забывает ученика.

5.Учитель либо не имеет характеристики класса, либо имеющиеся данные о классе не мог рационально использовать.

6.При использовании игровой формы урока происходит превалирование формы над содержанием урока, над его целями, над результатами образовательной деятельности.

7.На открытом уроке категорически не допускаются терминологические ошибки.

8.Не корректно говорить и об использовании якобы современных методов обучения, ибо любой метод признается прогрессивным, не зависимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. если он дает оптимальные результаты

Заключение

Учителя, представившие свой открытый урок со всеми составными частями представленной технологии проведения открытого урока, имеют все основания претендовать на присвоение им как минимум первой, а скорее всего и высшей квалификационной категории.

«Открытый урок в моем представлении — это маленький шедевр. Иначе за него не стоит и браться» — отмечает автор (М.М.Поташкин).

В 2019 году, по планам Рособрнадзора, проверку будут проходить учителя географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранных языков, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. Эта проверка, как прогнозируют в ведомстве, будет еще масштабнее и затронет 40 тыс. педагогов из 70 регионов России.

В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения по поручению президента России, поясняет Рособрнадзор.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий в разговоре с корреспондентом РБК назвал целью исследования Рособрнадзора попытку убедить общественность и власть в недостаточном профессионализме учителей России. При этом, по словам Луховицкого, будут «распилены очень неплохие деньги».

«Это, безусловно, полезная вещь для тех, кто будет ее разрабатывать и проводить. Сколько государственных федеральных средств на это уйдет! Я поздравляю Рособрнадзор, им удалось сделать хороший бизнес. Это желание всем командовать и плюс ко всему распилить очень неплохие деньги», — отметил сопредседатель профсоюза «Учитель».

По словам Луховицкого, исследование Рособрнадзора — абсолютно бессмысленное, потому что «заранее предполагает невозможность использовать его результаты». «Это исследование, задуманное теми, кто школу не знает, кто в школе не работал и оценивать работу педагога не может в принципе», — пояснил он.

«Цель этого исследования, с точки зрения профсоюза, простая — убедить общественность и власть в том, что учителя плохи, а значит, им не надо повышать зарплаты, не надо совершенствовать, облегчать систему отчетности, не надо вообще считать учителей работниками, достойными уважения», — подчеркнул Луховицкий.

Рособрнадзор начал проверять компетенцию российских учителей еще в 2015 году. Тогда первыми участниками проверки выступили около 6 тыс. учителей истории и обществознания. Целью исследования был экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания с учетом внедрения концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В том же году предварительное исследование компетенций было проведено в отношении 1 тыс. учителей русского языка. Годом позже исследование прошли учителя математики, русского языка и литературы. В минувшем году Рособрнадзор разработал новую модель оценки компетенций педагогов и опробовал ее на учителях русского языка и математики.

На какой оклад может рассчитывать молодой учитель после вуза? Как получилось, что гарантированная часть зарплаты педагога в ряде регионов оказалась ниже МРОТ? Почему в крупном региональном центре учителям доплачивают всего 1700 рублей в месяц за классное руководство?

Получите, распишитесь

Оклад учителя в Воронежской области — 10 200 рублей. Педагоги шутят: «На одну ставку есть нечего, на две — некогда». Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… По сути, полноценная рабочая неделя.

— Понятно, что за счет различных доплат и работы не на одну ставку зарплата большинства педагогов будет превышать МРОТ. Тем не менее есть учителя, которые получают зарплату на уровне минималки. Особенно много педагогов с зарплатой уборщицы среди начинающих специалистов, работающих на одну ставку, — отмечают в областном профсоюзе. — Практически у каждого учителя сегодня есть дополнительный приработок, репетиторство. А в сельской местности это еще и подсобное хозяйство.

Особенно много учителей с зарплатой уборщицы среди начинающих педагогов, работающих на одну ставку

Средний возраст педагогов в Воронеже — 48 лет, в области — 52 года. В минувшем учебном году в школы региона пришли более 400 молодых педагогов, но большинство трудоустроилось в Воронеже. Ни одного молодого учителя в 2018 году не приехало в Нововоронеж и шесть сельских районов. Почему? Низкие зарплаты отпугивают молодых специалистов. И это несмотря на то что несколько лет назад областной профсоюз добился надбавки к их зарплате. В первые пять лет работы им увеличивают оклад на 20-30 процентов в зависимости от того, трудятся они в городе или в селе и от «качества» диплома (отличником быть выгоднее). При этом опытный учитель вынужден добирать достойную для жизни сумму дополнительной работой.

Баллы решают все

Средняя зарплата учителя в Мордовии — 23 000 рублей. Она состоит из оклада (ставка, полторы или две, в зависимости от нагрузки), доплат за категорию, за классное руководство и общественные нагрузки (руководитель методического объединения, секретарь педсовета и т.д.). А еще есть баллы фонда стимулирования.

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Ксения Колесникова

— В конце месяца каждый учитель заполняет и сдает таблицу, в которую записывает то, что он сделал. За каждое действие начисляются баллы. Затем эти отчеты обсуждаются на совете, в который входят руководители методических объединений учителей-предметников, администрация школы и директор, — рассказал «РГ» педагог высшей категории, который попросил не называть своего имени. — Но зачастую решение о присвоении тому или иному учителю стимулирующих выплат принимает лично директор. С какими бы то ни было нормативными актами, устанавливающими размер и количество надбавок, учителей не знакомят.

«Классная» надбавка

На днях пермские учителя написали обращение к губернатору края Максиму Решетникову. Педагоги просят повысить оплату за классное руководство с 1700 до 5000 рублей. По мнению учителей, нагрузки на «классных» выросли, а финансово это не поддерживается. Они должны следить за психологическим состоянием учеников, заполнять по нескольку раз в четверть множество форм и отчетов… И это при том, что заработная плата педагогов в Пермском крае не увеличивается несколько лет.

— Учитель получает в среднем тридцать тысяч рублей, — говорит председатель пермской краевой организации профсоюза образования Зоя Галайда. При этом разница в оплате труда между сельскими и городскими педагогами может достигать тех же 30 тысяч рублей. Дело в том, что в Пермском крае действует до сих пор формула «ученико-час», то есть зарплата зависит от количества учащихся. А в сельских школах их гораздо меньше, чем в городских.

— Мы боремся за то, чтобы эта формула была отменена, и в Прикамье были введены единые ставки окладов по должностям и профессиям, — отмечает Галайда.

Но есть и плюсы. Молодые педагоги могут рассчитывать на миллион рублей для покупки жилья, если они уезжают в сельскую местность. В 2019 году на эти цели в Пермском крае выделено 40 миллионов рублей. Из них 18 уже распределены. Остальные деньги молодые учителя также получат в июле.

Семейный подряд

Средняя зарплата педагогов в Калмыкии — 23 495 рублей. Но, конечно, учителя без стажа получают гораздо меньше. Поэтому молодых педагогов, переезжающих в село, поддерживают приличной единовременной выплатой. Уже известны случаи, когда после окончания вуза на работу в село отправляются супружеские пары. Оба педагога — и муж, и жена — получают по сто тысяч рублей.

— Когда я брал справки в бухгалтерии, вся моя годовая зарплата как раз и оказалась около 100 тысяч рублей. Поэтому подъемные в таком же объеме — это ощутимая помощь для семейного бюджета, — рассказал «РГ» 24-летний Давыд Шургучиев. — Наших с супругой 200 тысяч рублей, наверное, хватило бы на небольшой старенький домик без удобств или на первоначальный взнос по ипотеке. Но мы решили на эти деньги купить машину. Все-таки жить в селе без своего транспорта трудно.

Молодые учителя работают в Садовской средней школе № 1, где учатся 216 детей. Давыд Шургучиев преподает историю и географию, а также ведет классное руководство у седьмого класса. Его 22-летняя супруга Амелия — преподаватель русского и калмыцкого языков, но сейчас она находится в декрете: у пары недавно родился третий ребенок.

Очередь к компьютеру

Средняя зарплата в Оренбуржье — а именно этому показателю должен соответствовать заработок учителя — составляет 29 866 рублей. Согласно официальным отчетам, все в порядке. А как на самом деле?

— В нашей школе учитель, работающий на полную ставку, получает от 16 тысяч, если говорить о молодых педагогах, до 20 тысяч рублей — у более опытных коллег, — говорит директор школы поселка Восточный, победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2019» Антон Ляпин. — Рекомендованное Министерством просвещения РФ соотношение оклада и стимулирующих выплат у нас 70/30 соблюдается. При этом роста зарплаты в последние четыре года не чувствуется. А вот нагрузка выросла в разы. К примеру, мы дублируем одни и те же сведения в бумажный документ и электронный. А если учесть, что у нас в поселке вообще нет интернета и несколько педагогов вынуждены занимать очередь к единственному компьютеру, то понятно, что времени на это уходит очень много. Это очень большая проблема.

Официально

«Учитель не должен думать о зарплате, которую рассчитывают, жонглируя ставками и поощрительной частью. Должен быть раз и навсегда закреплен в школе справедливый и понятный механизм, который позволяет нашим коллегам чувствовать себя достойно в материальном плане. Еще в 2017 году вместе с трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений мы направили рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно ид ти на ставки и оклады и только 30 процентов — на различные надбавки, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева. — Однако такая пропорция не соблюдается в большинстве регионов. Доходит до того, что гарантированная часть составляет около 10 процентов. Жалобы доходят из Дагестана, Карелии, Томской области, Приморского, Пермского и Краснодарского краев. Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда».

Мнение

Михаил Авдеенко, зампредседателя Общероссийского профсоюза образования:

— Мы уже более 10 лет выступаем с требованием к правительству об установлении единых минимальных базовых ставок и окладов для всех учителей. Сейчас у нас нет ни того ни другого — с тех пор, как 13 лет назад была отменена единая тарифная сетка. Все регионы начисляют зарплату по-разному. Кто-то платит по принципу «ученико-час», кто-то — в зависимости от квалификации педагога, кто-то заключает базовый трудовой договор.

Мы проводили мониторинг минимальных окладов учителей по всей России. В Центральном федеральном округе минимальная ставка учителя в Рязанской области — 4500 рублей, притом что средняя зарплата там же — 33 551 рубль. Максимальная базовая ставка по ЦФО в Тульской области — 10 216 рублей при средней зарплате в 35104 рубля.

В Южном федеральном округе минимальная ставка в Республике Адыгея — 6371 рублей, максимальная — 11 595 рублей в Краснодарском крае. В Приволжском федеральном округе минимальная ставка в Чувашии — 5481 рублей. Максимум мы отметили в Татарстане — 14 236 рублей. То есть разброс в минимальных окладах идет от 3-4 тысяч рублей до 12-14 тысяч рублей в разных регионах. И также же разброс в 5-6 раз мы отмечаем в реальных зарплатах педагогов.

Сколько будет получать молодой учитель, который не имеет ни опыта, ни сильной нагрузки после вуза? Возьмем Смоленскую область — здесь такой молодой специалист будет получать ровно МРОТ, то есть 11 280 рублей. Именно на эту сумму он может рассчитывать. Понятно, что ни один нормальный прагматично настроенный молодой человек не придет работать на такие условия.

И поэтому в Смоленской области сегодня прогнозируется огромный дефицит кадров. Сейчас они еще держатся на том, что работают многие пенсионеры с большой нагрузкой, то есть ведут более 30 уроков в неделю. Они вынуждены добирать эти ставки, чтобы хоть как-то прожить.

Понятно, что в Татарстане или Московской области для молодых специалистов условия будут лучше. В некоторых регионах им полагаются единовременные выплаты от 10 тысяч до 150 тысяч рублей. Но в целом единых подходов в поддержке молодых педагогов на федеральном уровне практически нет. На наш взгляд, минимальный размер оклада за работу на одну ставку должен быть не меньше МРОТ. При этом зарплата учителей должна быть повышена со 100 до 150 процентов от средней по региону. Это наши основные требования к правительству.

Оставьте комментарий