Содержание
- В России введен специальный термин «организатор распространения информации”
- Как зарегистрироваться в государственном реестре организаторов распространения информации?
- Как законодательство определяет термин ОРИ?
- Что должен делать ОРИ в соответствии с законодательством?
- Какие есть исключения из требований для ОРИ?
- Выводы
Кодекс РФ об административных правонарушениях:
Статья 13.31 КоАП РФ. Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»
1. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
1.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию о таких пользователях —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2.1. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2.2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 или 2.1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от двух миллионов до шести миллионов рублей.
3. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от двух миллионов до шести миллионов рублей.
Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 02.12.2019 N 405-ФЗ.
документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции
В России распространение любой информации осуществляется свободно, но при условии соблюдения требований установленных законодательством.
В России введен специальный термин «организатор распространения информации”
В России организатором распространения информации в Интернете является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Говоря простым языком, любое приложение или интернет-сервис позволяющий отправлять и получать сообщения между пользователями, должен быть зарегистрирован в специальном государственном реестре.
Несмотря на естественную свободу передачи информации и общения между гражданами, государство нацелено контролировать передачу информации через приложения, социальные сети, блоги и чаты. Декларируемая цель учета компаний и программного обеспечения через которые граждане отправляют сообщения необходимость обеспечения безопасности самих граждан и государства. Однако, на практике такое государственное регулирование направляется на пресечение и подавление митингов, собраний и протестных настроений в обществе.
Реестр Организаторов распространения информации ведет Роскомнадзор http://www.97-fz.rkn.gov.ru/.
Например, организаторами распространения информации являются бренды WhatsApp, Viber, SnapChat, Telegram и другие. Кроме мессенджеров, к данной категории относятся службы электронной почты Google, Mail.ru, Yandex.ru и другие. Государство вправе признать организатором распространения информации социальные сети, например Vkontakte или Facebook.
В случае признания компании Организатором распространения информации, Роскомнадзор направит требование компании о регистрации в реестре ОРИ. В случае отказа зарегистрироваться, Роскомнадзор осуществит блокировку доступа к интернет-сервису, а также ограничить доступ к хостинг-провайдеру такого интернет-сервиса.
Как зарегистрироваться в государственном реестре организаторов распространения информации?
Первый вариант – добровольно принудительная регистрация компании в государственном реестре. Такая регистрация осуществляется по запросу Роскомндзора. Если компания получила запрос, она обязана (по российскому праву) предоставить о себе юридически значимые сведения, для включения компании в реестр.
Второй вариант – компания регистрируется в реестре самостоятельно. Для этого необходимо направить в Роскомнадзор России сведения о компании и сервисе обмена сообщениями.
Для регистрации в реестре необходимо предоставить два типа данных.
О компании:
- Название компании;
- Страна регистрации компании;
- Налоговый идентификатор или идентификатор в торговом реестре;
- Адрес;
- Почтовый адрес;
О сервисе:
- Доменное имя сервиса;
- E-mail администратора сайта;
- E-mail провайдера хостинга;
- Описание сервиса обмена сообщениями.
Компании – организаторы распространения информации обязаны:
A. Хранить на территории России информацию о логах: приема, передачи, доставки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео сообщений пользователей.
Срок хранения данных: 1 год.
B. Хранить на территории России письма, голосовую информацию, любых текстов, изображений, звуков, видео сообщений пользователей.
Срок хранения данных: 6 месяцев.
C. Предоставлять специальным службам России, полиции и ФСБ указанные данные по запросу.
D. Предоставлять специальным службам России, полиции и ФСБ средства декодирования зашифрованных сообщений пользователей.
Регистрация компании в качестве организатора распространения информации может может быть добровольной или принудительной. Фактически законодательство России позволяет признать любое приложение или бренд организатором распространения информации. Правовой статус организатора распространения информации возлагает на компанию дополнительные обязанности и создает дополнительные риски для репутации бренда среди пользователей. Например, неконтролируемый компанией доступ к данным ее пользователей и клиентов может привести к злоупотреблению правом и коррупционным рискам со стороны пользователей информации – полиции, ФСБ или хакеров.
Стоит обратить отдельное внимание порядку взаимодействия ФСБ и Организаторов распространения информации. ФСБ вправе использовать автоматизированные средства доступа к информации обрабатывающейся Организатором распространения информации. Взаимодействие будет осуществлять в рамках Постановления правительства № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность”.
Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан:
- уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления деятельности;
- хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет” и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами;
- обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.
Roem.ru опубликовали выдержку из письма Минкомсвязи, из которого следует, что если у ресурса в сети Интернет есть «функционал, позвволяющий пользователям оставлять комментарии», то это означает, что этот ресурс «в соответствии с положениями действущего законодательства, соответствует критериям, определяющим организатора распространения информации».
Как законодательство определяет термин ОРИ?
Термин организатор распространения информации в сети Интернет (ОРИ) был введён в оборот в мае 2014 года Федеральным законом №97-ФЗ, который дополнил Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» новой статьёй 10.1 «Обязанности организатора распространения информации в сети Интернет». Часть первая данной статьи гласит:
Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
К слову, именно правками в 149-ФЗ в последние годы часто вносятся различные, получающие широкий общественный резонанс, законодательные инициативы в области Интернета. Перечитайте его, если давно этого не делали, там много нового по сравнению с первоначальной версией от 2006 года, особенное внимание обратите на подстатьи статей 10 (Распространение информации или предоставление информации) и 15 (Использование информационно-телекоммуникационных сетей).
Вернёмся к определению — по его смыслу видно, что ОРИ можно признать и организацию и просто частное лицо. А вот, что именно они должны сделать, чтобы их таковыми признали — согласитесь, можно трактовать очень и очень вольготно. Собственно, Минкомсвязь это своим письмом и продемонстрировал.
Что должен делать ОРИ в соответствии с законодательством?
Действительно важный вопрос — признали тебя ОРИ и что? Рассмотрим по пунктам.
- ч. 2 ст 10.1: ОРИ обязан уведомить Роскомнадзор о своей деятельности. На практике это мало кто делает, в соответствующем реестре всего около 100 записей, но обязанность всё же есть.
- ч. 3 ст. 10.1: ОРИ обязан хранить на территории РФ (прощайте, зарубежные хостинги) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки сообщений пользователей в течение года, а с 01 июля 2018 года — и сами эти сообщения (голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения). Помимо этого, всю эту собранную информацию ОРИ обязан предоставлять уполномоченным госорганам.
- ч. 4 ст 10.1: ОРИ обязан соблюдать установленные требования к используемым им в эксплуатируемых информационных системах оборудованию и программно-техническим средствам. Конкретные требования установлены вот в этих Правилах взаимодействия… и речь там, по сути, идёт о том, что по требованию упономоченных органов нужно предоставлять им возможность утсанавливать требуемые им средства.
- п. 4.1 ст 10.1: ОРИ обязан предоставлять информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений. Т.е. если сообщения шифруются, нужно предоставлять ключи (именно это сейчас, как это было широко разрекламировано, оспаривают в суде представители мессенджера Telegram).
- Есть ещё требования пп. 4.2 — 4.4 ст 10.1, но они касаются уже только мессенджеров (сервисов по обмену мгновенными сообщениями).
Какие есть исключения из требований для ОРИ?
Не так уж и много. Обязанности, рассмотренные выше, не распространяются на:
- Операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем;
- Операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности;
- На граждан (физических лиц), осуществляющих указанную деятельность для личных, семейных и домашних нужд.
По сути, у большинства юридических лиц, ведущих свою деятельность в сети Интернет и позволяющих пользователям обмениваться сообщениями (фактически в любой, как можно видеть, форме), нет никаких шансов не быть признанными ОРИ.
Собственно и у граждан не так много вариантов — соответствующий Перечень личных, семейных и домашних нужд чётко определён Правительством РФ. Таковыми нуждами признаются Потребности граждан, связанные с:
- Приобретением знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, культурного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (образовательные потребности);
- Осуществлением деятельности, направленной на получение и применение новых знаний (научные потребности);
- Созданием результатов творческой деятельности, в том числе программ для электронных вычислительных машин, включая внесение изменений в указанные программы;
- Приобретением товаров, работ, услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях.
- Ведением домашнего хозяйства, садоводства, разведением животных и уходом за ними.
- Получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ.
- Организацией досуга и (или) воспитанием детей.
Честно говоря, я не очень представляю, как можно удовлетворить свои личные потребности, например, связанные с приобретением знаний путём распространения информации в сети Интернет… А уж пассажи про садоводство и разведение животных и подавно за гранью моего понимания.
Тем не менее, даже из этого и так небогатого списка в свою очередь тоже есть исключения — нужды не могут быть признаны личными, семейными и домашними:
- Если они сопряжены с осуществлением общественной или общественно-политической деятельности;
- Если они сопряжены с распространением информации и материалов общественно-политического характера;
- Если они сопряжены с предоставлением возможности приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет, составляющих неопределенный круг лиц, и (или) осуществлением в интересах обеспечения любой деятельности юридического лица или участия пользователя сети Интернет в деятельности юридического лица (юридических лиц);
- Если число фактических пользователей указанной системы или программы превышает 10 000 пользователей).
Прозрачность и чёткость формулировок — это точно не про Российское законодательство, но тут всё очевидно: если речь про политику, то никаких исключений; если сайтом/сервисом может пользоваться неопределённый круг лиц (считай, любой сайт/блог с комментариями) — тоже никаких исключений; если сообщество закрытое, но нужно для обеспечения деятельности юрлица — никаких исключений (например, корпоративная соцсеть); если сообщество закрытое, но пользователей больше 10 000, то опять исключений нет.
Выводы
Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок поста, получаем следующую цепочку рассуждений:
- Любой владелец сайта/блога, где у неопределённого круга пользователей есть возможность обмена сообщениями является ОРИ.
- Минкомсвязь считает, что комментарии — это тоже вид обмена сообщениями.
- На ОРИ распространяется целый ряд требований, в том числе по хранению информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки сообщений (а с июля 2018 и самих сообщений) в течении установленного времени и исключительно на территории Российской Федерации.
- Если вы не готовы/не можете соблюсти установленные для ОРИ требования то есть три варианта поведения:
- Вариант 1. Удаление возможности комментирования. Сценарий понятен.
- Вариант 2. Использование внешней системы комментариев (тот же Disqus) — тогда все сообщения пользователей будут храниться в чужой системе. Но, честно говоря, это сомнительный вариант — во-первых, видят-то пользователи информацию именно на вашем сайте и не факт, что вы не станете ОРИ по логике того же Минкомсвязи, а во-вторых, есть риск, что этот сервис заблокируют и часть контента потеряется для большинства пользователей (тех, кто не умеет обходить блокировки) — именно так получилось со SlideShare: сколько полезных презентаций стали в одночасье труднодоступными!
- Вариант 3. Не делать ничего. В конце концов, пока хватает и других ОРИ, которые обрабатывают миллионы пользовательских сообщений, но пока даже в реестр не подали заявку. Предполагаю, что большинство оправданно выберут именно этот вариант, тем самым, впрочем, создавая для себя некоторые риски.
- Для готовых выполнить требования к ОРИ и желающих сохранить комментарии алгоритм простой:
- Переехать на российский хостинг (если ещё не там).
- Уведомить Роскомнадзор.
- Озаботиться сохранностью комментариев (например, путём простейшего бэкапа).
- Быть готовым помогать уполномоченным госорганам.
Отдельно, наверное, надо сказать пару слов про блоги на какой-либо платформе типа LiveJournal или Blogger. Владелец блога там физически не может самостоятельно перенести информацию на российские сервера и, наверное, даже может попрбовать обосновать, что он не владеет ничем — всё принадлежит самой блогер-платформе, но не факт, что (да извинят они меня за постоянное упоминание) всё тот же Минкомсвязь не решит, что автор ЖЖ или блога, где включены комментарии не является:
лицом, осуществляющим деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
Кстати, тот же 97-ФЗ, который я упомянул в самом начале, помимо статьи 10.1 про ОРИ вводил статью 10.2. «Особенности распространения блогером общедоступной информации». К ней тоже было много вопросов из-за неясностей и двусмысленностей, но тема как-то «не взлетела» и в июле 2017 года 276-ФЗ благополучно все нововведения для блогеров отменил. А вот требования к ОРИ остались…
МОСКВА, 3 фев — ПРАЙМ. Компания Heinlein Support GmbH — владелец почтового сервиса Mailbox.org, которому грозит блокировка в РФ, предоставила Роскомнадзору данные для включения сервиса в реестр организаторов распространения информации в сети интернет (ОРИ), он весен в реестр 31 января, сообщили РИА Новости в пресс-службе ведомства.
В декабре 2019 года Роскомнадзор направил в Таганский районный суд Москвы иски об ограничении доступа на территории России к двум почтовым сервисам — scryptmail.com и mailbox.org — в связи с непредоставлением ими данных для включения в реестр ОРИ.
Согласно законодательству РФ, организаторы распространения информации обязаны хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков или иных электронных сообщений интернет-пользователей в течение шести месяцев, а также предоставлять указанную информацию по запросу спецслужб в установленных законами случаях.
«Компания Heinlein Support GmbH предоставила необходимые данные и внесена в реестр организаторов распространения информации в сети «Интернет» 31 января 2020 года», — сказали в пресс-службе Роскомнадзора.
Отвечая на вопрос, планирует ли в связи с этим ведомство отозвать иск о блокировке Mailbox.org (его рассмотрение намечено на 5 февраля), в Роскомнадзоре отметили, что будут действовать в соответствии с процессуальным законодательством.
В Роскомнадзоре добавили также, что от владельца другого сервиса, в отношении блокировки которого также подан иск, «до настоящего времени уведомления о начале осуществления деятельности не поступало».