Основные положения законодательства РФ об охране труда

Регистрационный лист – заявка на дистанционное обучение по охране труда

Тема 0. Основные положения трудового права

Тема 1. Правовое обеспечение охраны труда

  • 1.1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда
  • 1.2. Государственные нормативные требования по охране труда и ответственность за их несоблюдение
  • 1.3. Охрана труда женщин и работников в возрасте до 18 лет
  • 1.4. Рабочее время и время отдыха
  • 1.5. Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными условиями труда
  • 1.6. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и об охране труда
  • 1.7. Техническое регулирование и технические регламенты
  • 1.8. Государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ. Паспорта безопасности
  • 1.9. Общественный контроль за охраной труда

Тема 2. Организация работы по охране труда в организации
Тема 3. Опасные и вредные производственные факторы
Тема 4. Безопасное производство отдельных работ
Тема 5. Организация безопасной работы подъемных механизмов и сосудов под давлением
Тема 6. Пожарная безопасность
Тема 7. Средства индивидуальной защиты
Тема 8. Несчастные случаи на производстве
Тема 9. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве

1.1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда

Дистанционное обучение Охрана труда

В результате изучения этого раздела Вы будете знать:

  • основные положения законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда;

  • основные направления государственной политики в области охраны труда;

  • обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

  • обязанности работников в области охраны труда;

  • кем осуществляется управление охраной труда;

  • обеспечение прав работника на охрану труд;

  • гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

  • как финансируются мероприятия по улучшению условий и охраны труда

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

  • Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

  • Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

  • Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

  • Постановление от 31.10.2009 года № 877 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ»

  • Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/ 29. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Вся работа по охране труда должна носить системный характер. В разделе X гл. 33 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия «охрана труда». Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:

  • правовые,

  • социально-экономические,

  • организационно-технические,

  • санитарно-гигиенические,

  • лечебно-профилактические,

  • реабилитационные и иные мероприятия.

Задачу эффективного обеспечения охраны труда нельзя решить за счет проведения одних или группы перечисленных мероприятий.
Трудовой кодекс Российской Федерации определяет:

  • основные направления государственной политики в области охраны труда;

  • государственные нормативные требования охраны труда;

  • обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

  • обязанности работника в области охраны труда;

  • государственное управление охраной труда;

  • мероприятия по обеспечению охраны труда;

  • основные функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

  • организации, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

  • принципы управления охраной труда непосредственно в организации;

  • обеспечение прав работника на охрану труда;

  • право и гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

  • финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

  • государственное управление охраной труда;

  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

  • государственная экспертиза условий труда;

  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

  • подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

  • международное сотрудничество в области охраны труда;

  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя (ст 210 ТК РФ ).

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями:

  • органов государственной власти Российской Федерации;

  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • органов местного самоуправления;

  • работодателей и объединений работодателей;

  • профессиональных союзов и их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. РАБОТОДАТЕЛЬ обязан обеспечить (ст. 212 ТК РФ ):

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

  • применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

  • режимы труда и отдыха работников, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  • приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств установленными нормами;

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировку и проверки знания требований охраны труда;

  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж: по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • проведение специальной оценки условий труда

  • организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) и обязательных психиатрических освидетельствований работников, в случаях предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами;

  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

  • предоставление информации и документов (для осуществления ими своих полномочий):

    • федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственному политики нормативно- правовому регулированию в сфере труда,

    • федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства,

    • органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда,

    • органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

  • расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

  • беспрепятственный допуск должностных лиц:

    • федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение госнадзора и контроля;

    • органов Фонда социального страхования РФ;

    • представителей органов общественного контроля

в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законами сроки;

  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;

  • разработку и утверждение правил и инструкций с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа;

  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере и в срок причитающуюся работникам заработную плату (ст. 22 ТК РФ).
Работодатель обеспечивает лицам, поступающим на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 225 ТК РФ):

  • обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний.

Государство обеспечивает:

  • профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Все работники, в том числе руководители организаций, а так же руководители — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

РАБОТНИК обязан (ст. 214 ТК РФ):

  • соблюдать требования охраны труда;

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Указ Президента Российской Федерации от 9.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» положил начало административной реформе.
Новая структура органов исполнительной власти предусматривает трехуровневое разграничение функций:

  • министерство,

  • федеральная служба,

  • федеральное агентство.

На переходном этапе действуют ранее принятые законодательные и иные нормативные акты, которыми регулировались вопросы охраны труда и социальной защиты работающих на производстве.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда ;

  • другими федеральными органами исполнительной власти (ст. 216 ТК РФ).

Федеральным органам исполнительной власти предоставлено право:

  • осуществлять отдельные функции по нормативно – правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда;

  • при этом они обязаны:

    • согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда;

    • координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное управление в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации.
Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда.
У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, в том числе в сфере оказания услуг численность работников которого превышает 50 человек:

  • создается служба охраны труда или

  • вводится должность специалиста по охране соответствующую подготовку или опыт работы.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии:

  • службы охраны труда,

  • штатного специалиста по охране труда

их функции осуществляют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично),

  • руководитель организации (лично),

  • другой уполномоченный работодателем работник,

  • организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ст.217 ТК РФ ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Для оперативного рассмотрения вопросов охраны труда по инициативе работодателя и (или) работников на предприятии численностью более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами до устранения такой опасности;

  • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

  • обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

  • запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте:

    • федеральными органами исполнительной власти уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;

    • другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности

    • органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда;

    • органами профессионального контроля законодательства о труде и охране труда; за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

  • обращение по вопросам охраны труда:

    • в органы государственной власти Российской Федерации;

    • в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

    • в органы местного самоуправления;

    • к работодателю и их объединения;

    • в профессиональные союзы, их объединения;

    • в иные уполномоченные работниками представительные органы;

  • личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

  • внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;

  • компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Государство гарантирует работникам защиту их прав на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации : на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае, если предоставление работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой.
В этом случае отказ работника от выполнения работ не влечет за собой его привлечение к дисциплинарной ответственности.
Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников
Работодатель для отдельных категорий работников обязан соблюдать ограничения:

  • на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда;

  • к выполнению работ в ночное время;

  • к сверхурочным работам;

  • осуществлять перевод работника, нуждающегося по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с соответствующей оплатой;

  • устанавливать перерывы для отдыха включаемые в рабочее время;

  • создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и др. (ст. 224 ТК РФ ).

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств:

  • федерального бюджета;

  • бюджетов субъектов РФ;

  • местных бюджетов;

  • внебюджетных источников.

в порядке, установленном федеральными законами отраслевых и территориальных целевых программ.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ услуг) (Ст. 226 ТК РФ).
В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Проходить обучение по охране труда обязаны:
а) Работники, непосредственно связанные с производственным процессом.
б) Лица, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда.
в) Все работники организации, в том числе ее руководитель.

2.Будет ли работник по закону нести ответственность при отказе от выполнения порученной работы из-за возникновения опасности его жизни и здоровью?
а) Будет.
б) Будет, если в результате отказа пострадает производство.
в) Не будет, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

3.В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации ответственность за обеспечение безопасных условий и охраны труда в организации возлагается на:
а) Работодателя.
б) Службу охраны труда.
в) Руководителей структурных подразделений.

4.Каждому работнику государство гарантирует:
а) Сохранение места работы (должности) и среднего заработка на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника.
б) Дополнительные компенсации при низком уровне травматизма и профзаболеваний в организации.
в) Ежегодные медицинские осмотры за счет средств работодателя.

5.Допускается ли выполнение функций инженера по охране труда на небольшом (малом) предприятии специалистом с другого предприятия?
а) Нет, не допускается.
б) Допускается по договору с организацией или специалистами, оказывающими услуги в области охраны труда.
в) Допускается, но только с разрешения органов надзора.

6.Государственное управление охраной труда осуществляется:
а) Министерством труда Российской Федерации.
б) Федеральными органами исполнительной власти.
в) Правительством Российской Федерации и по его поручению органами, указанными в ответах «а» и «б».

6.Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда?
а) Финансирование осуществляется в размере 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.
б) Финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
в) Финансирование осуществляется за счет прибыли организации, но не более 0,5 % от общей суммы прибыли.

7.Кто обязан обеспечить в организации наличие комплекта нормативных правовых актов по охране труда в соответствии со спецификой ее деятельности?
а) Служба охраны труда.
б) Работодатель.
в) Руководитель органа исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда.

8.Что входит в обязанности работника в области охраны труда?
а) Проведение специальной оценки условий труда.
б) Стирка и ремонт средств индивидуальной защиты.
в) Извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве.

9.Кто обязан оплатить возникший простой, в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты?

а) работодатель.

б) соцстрах.

в) не регламентируется.

290 :: 291 :: 292 :: 293 :: 294 :: 295 ::

ГЛАВА 7

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

7.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

В сфере обеспечения безопасности человека в производственных условиях в стране действует законодательство в области охраны труда.

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Понятие охраны труда по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутую цепь системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, т.е. эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Поэтому нельзя отождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда — эта система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими.

17 июля 1999 г. принят и вступил в действие Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-93 (Основы) взамен ранее действовавшего закона «Основы законодательства РФ об охране труда» от 6 августа 1993 г. Этот законодательный акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового права, и хотя они не являются актом прямого действия, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии права работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области

охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Основные положения в этом законодательном акте заключаются в следующем:

  • — определена сфера действий Основ и основные принципы государственной политики в области охраны труда;
  • — определено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;
  • — установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятии;
  • — проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, проведению медицинских осмотров;
  • — определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственности предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
  • — предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;
  • — определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
  • — предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда.

В Основах в более развернутом виде проводятся некоторые нормы действующего трудового законодательства, в сконцентрированном виде отражается существующая практика, особенно когда речь идет о правах работников и обязанностях работодателя, а также декларируются нормы, подсказанные жизнью или заимствованные из опыта других стран. Действие Основ распространяются на работодателей, работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях.

Законодательно (а не различными положениями, как раньше) закреплено, что действие законодательства об охране труда распространяется также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику, на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.

Основные принципы государственной политики в области охраны труда, предусмотренные статьей 4 Основ, по существу определяют направления деятельности прежде всего органов государственной и исполнительной власти РФ и республик в ее составе, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Лейтмотивом совместных действий этих органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Другими словами, во главу угла должно быть поставлено условие — не прибыль любой ценой (как раньше — план любой ценой), а сохранение жизни и здоровья человека, занятого на производстве или в другой сфере деятельности. Именно из этого условия надо исходить при разработке новых и совершенствовании действующих законодательных и иных нормативных актов, не только непосредственно относящихся к охране труда, но и по другим направлениям правовой, экономической, социальной и технической политики, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это по существу главная цель всего законодательного акта. Поэтому при рассмотрении вопросов о правомерности требований работника (бывают и неправомерные требования) или защите его прав на охрану труда следует статью 4 Основ рассматривать в контексте с другими статьями Основ, особенно со статьей 14, так как обеспечение прав работника — это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 24). Согласно статье 4 работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности, на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя указаны в статье 14 Основ. В частности, он должен обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечить организацию надлежащего санитарно-бытового и

лечебно-профилактического обслуживания работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством. Кроме того, согласно статье 21 Основ работодатель не должен допускать применения новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека, а если на предприятии производятся или применяются вредные вещества, то должны проводиться организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие на работников этих веществ. Работодатель обязан также организовать и проводить предварительные при поступлении работника на работу и периодические в течение его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством (статья 14). При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу (статья 14).

Обязанности работника изложены в статье 15 Основ. Он должен соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания (т.е. не утаивать то, что обнаружено при медицинском осмотре), о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей. Косвенно в его обязанности еще входит прохождение в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда, иначе запрещается допускать его к работе (статья 18), и если он уклоняется от прохождения медицинских осмотров или не будет выполнять рекомендаций по результатам проведенных обследований, то работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей (статья 14).

Государственное управление охраной труда, согласно Основам, должен осуществлять государственный орган, функции и полномочия которого в этой области определяются Президентом РФ или по его поручению Правительство РФ. Таким органом в нашей стране является Минтруд РФ.

В рамках государственного управления охраной труда Основами предусмотрено создание в министерствах и ведомствах РФ, а также в концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если они не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.

Несколько по иному законодатель подошел к управлению охраной труда на предприятиях. Согласно статье 13 Основ здесь службы охраны

труда создаются в случае необходимости и дается ориентация на привлечение специалистов по охране труда на договорной основе. Работодатель также может привлечь соответствующих специалистов на договорной основе.

Для управления охраной труда непосредственно статьей 13 Основ предусмотрено создание на предприятиях с численностью работников более 10 человек комитетов (комиссий), в состав которых на паритетной (равного представительства) основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например, от совета трудового коллектива.

Статьей 20 Основ, посвященной вопросам государственного надзора и контроля в области охраны труда, не затрагивается сфера деятельности указанных органов. В ней предусматривается государственный надзор и контроль только в той части трудового законодательства, которая входила в надзорно-контрольные функции технической инспекции труда профсоюзов, т.е. дана прямая установка на передачу этих функций государственному органу, обозначенному в указанной статье как Федеральный орган надзора и контроля за охраной труда.

Наряду с государственным надзором и контролем Основами отведена большая роль общественному контролю (статья 25).

Помимо Основ продолжает действовать Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ, в редакции Закона РФ 2000 г.). В КЗоТ имеется специальный раздел «Охрана труда» (Глава X), состоящий из 21 статьи.

КЗоТ предусмотрено, что надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

  • — государственные органы и инспекции;
  • — профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях.

Статьями 245, 246, 247 КЗоТ РФ предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах осуществляет Госгортехнадзор России, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок — Госэнергонадзор России, за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил — Госкомсанэпиднадзор России. 294

Оставьте комментарий