Особая экономическая зона

Содержание

Понятие

Особой экономической зоной (ОЭЗ) называют ограниченную пределами субъекта РФ, или города, или иными рамками территорию, имеющую законодательно зафиксированный особый юридический статус.

На данных территориях созданы условия, облегчающие ведение бизнеса, предоставляются налоговые, таможенные, административные льготы и финансовая поддержка. Осуществлять предпринимательскую деятельность могут как граждане РФ, так и иностранные бизнесмены, готовые инвестировать в российскую экономику.

Первые попытки создать специализированные территории в России были предприняты в 1994 году, но это привело к несоответствиям с действующим законодательством, и проекты были свернуты. Полноценное развитие ОЭЗ в нашей стране началось с 2005 года, принят первый Федеральный закон об особенных экономических зонах.

Важно не путать это понятие с зоной свободной торговли. К последней относятся изолированные территории, на которых ведется торговля без таможенных пошлин. ОЭЗ подразумевают не только торговлю, но и производство, оказание услуг на особых условиях и не всегда или не в полной мере освобождаются от таможенных сборов.

Цели создания

Создание особых экономических зон экономически оправдано для государства и выгодно предпринимателям и инвесторам. В России каждый такой проект должен решать важнейшие стратегические задачи. Привлечение инвестиций в конкретный регион способствует его развитию. Кроме того, делается ставка на какую-либо отрасль и направление услуг, от успешной работы которых ожидается пополнение бюджета, расширение возможностей внешней торговли.

Создавая ОЭЗ, государство решает следующие задачи:

  1. Обеспечивает приток частного отечественного и иностранного капиталов.
  2. Способствует увеличению числа рабочих мест, в особенности для сотрудников высокой квалификации, что необходимо для мотивации лучших умов страны оставаться в её пределах.
  3. Реализует курс импортозамещения, делает возможным восстановление и создание отечественного производства.

В свою очередь, резиденты, компании, зарегистрированные на территории ОЭЗ, могут:

  1. Уменьшить свои расходы на производство и решение административных вопросов, благодаря сниженным ставкам по таможенным пошлинам, по налогам и т.д. Это дает большую свободу в обозначении цены продукта, что повышает его конкурентоспособность.
  2. Пользоваться созданной государством инфраструктурой, в большинстве случаев на начальном этапе эти расходы осуществляются за счет бюджета.
  3. Иметь преимущество при выборе квалифицированных специалистов.

Классификация

Существующие в РФ особые экономические зоны неоднородны. Различия обусловлены спецификой региона и целями предоставления данного статуса. Во-первых, все ОЭЗ можно разделить на две группы: замкнутые и интеграционные. К замкнутым относятся территории обособленные и в географическом плане, острова, полуострова, в редких случаях они организуются внутри городов. Все, что производится в этих зонах, направляется на экспорт. Интеграционные ОЭЗ имеют разного уровня взаимосвязи с экономикой родной страны и других государств.

По тому, какие функции должны выполняться, особые экономические зоны разделяются на несколько видов. Разные экономисты предлагают свои варианты классификации. Министерство развития экономики РФ выделяет 4 группы:

  1. Промышленно-производственные. На обособленной территории развиваются выбранные виды производства. Инвесторы, вкладывающие средства в эти направления, получают льготы и преимущества.
  2. Технико-внедренческие. Предназначены для размещения научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро. Сюда же относятся технополисы и технопарки. Главная задача — развитие инновационных проектов, научного прогресса, разработка новых продуктов технологий и решений. Создание комфортных условий необходимо для привлечения зарубежных специалистов и их достижений.
  3. Туристско-рекреационные. Части территории страны, где целесообразно развивать туризм: имеются исторически и культурно значимые места, зоны активного отдыха и т.д.
  4. Портовые. В данную группу входят зоны свободной торговли, освобожденные от таможенных пошлин. Как правило, это территории морских портов, авиапортов. Создаются особые условия для бизнеса, связанного с транспортировкой, упаковкой, сортировкой и хранением товаров, проведением контроля качества.

Существуют и комплексные особые экономические зоны, ими становятся целые регионы, когда есть необходимость предоставить льготы всем или почти всем предпринимателям для поддержки этого региона. Примером такого подхода является Крым, где специальный статус нужен для смягчения перехода местного бизнеса в российскую экономику, для перестройки под действующее в РФ законодательство.

Льготы

В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.

  1. Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
  2. Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
  3. Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
  4. Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.

Порядок регистрации резидентов

Присутствие организации на территории особой экономической зоны еще не означает право получения льгот. В полной мере на них могут претендовать резиденты. Для получения этого статуса необходимо, чтобы компания соответствовала ряду требований:

  1. В промышленно-производственной и портовой ОЭЗ резидентами могут быть только юридические лица, ведущие коммерческую деятельность и не относящиеся к унитарным. В остальных случаях допустимы и ИП.
  2. Компания должна быть зарегистрирована в том муниципальном объекте, в котором действует особая экономическая зона, и не иметь филиалов и представительств вне нее.
  3. Организация располагает достаточными финансовыми средствами для осуществления капиталовложений необходимого объема. В промышленно-производственных ОЭЗ минимальный порог составляет 3 000 000 евро, в портовых — от 2 000 000 до 30 000 000 евро.

Для получения статуса резидента особой экономической зоны нужно получить решение экспертного совета. Для этого сначала составляется заявка, в которой должны быть:

  • заявление на заключение соглашения об осуществлении деятельности;
  • бизнес-план;
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия учредительных документов;
  • копия ИНН.

Предварительно представить проект нужно непосредственно в управляющей компании ОЭЗ. На этом этапе выявляются ошибки бизнес-плана, его соответствие требованиям к виду деятельности, социальной и экономической пользе. После одобрения УК доработанного проекта, заявка отправляется в Минэкономразвития РФ

В течение двух месяцев она рассматривается. При положительном ответе экспертный совет выносит решение о заключении соглашения. На основании него компания вносится в реестр резидентов, и только после этого может пользоваться преимуществами полученного статуса.

Регламентирующие документы

Нормы по созданию и функционированию особых экономических зон в России зафиксированы в Федеральном законе от 22.07.2005 №116-ФЗ. В нем прописаны необходимые условия для присвоения статуса ОЭЗ, сроки его действия, процедура принятия решения, уполномоченные органы и формы соглашений.

Заявку о создании особой экономической зоны, согласно рекомендациям Минэкономразвития, подают органы региональных властей. Правительство РФ принимает решение и издает соответствующее постановлении, на основании которого заключается трехстороннее соглашение (Правительство РФ, глава субъекта РФ и муниципалитет).

Особые экономические зоны для России — относительно новое решение. И по итогам первых 10 лет результаты не оправдали ожидания ни с точки зрения привлечения частных инвестиций, ни с позиции предоставлении новых рабочих мест. Бюджетные средства были потрачены не эффективно, поэтому законодательная база продолжает развиваться с целью более подробного разъяснения требований к срокам окупаемости, оправданности присвоения статуса, рентабельности и прочему. В связи с этим ряд пунктов находится в стадии доработки.

Примеры для России

Претендовать на статус ОЭЗ могут территории, отвечающие следующим условиям:

  • выгодное расположение (близость к границам страны или к регионам, с которыми планируется взаимодействие, наличие выхода к морю, мест пригодных для организации зон отдыха);
  • наличие незанятых площадей, на которых возможно расположить предприятия и комплексы;
  • присутствие достаточного количества кадров необходимого уровня квалификации;
  • открытость к международным и межрегиональным контактам;
  • подходящая отраслевая направленность.

Алабуга

Промышленно-производственная особая экономическая зона «Алабуга» находится в республике Татарстан, близ федеральной автомагистрали и железнодорожной ветки. Занимает площадь в 20 кв. км, задействует около 5000 сотрудников. Более 40 предприятий резидентов занимаются производством: автобусов, бытовой техники, лекарств, мебели, сложных химических веществ, авиатехники.

Обязательным условием для резидентов является внесение инвестиций в размере от 1 000 000 евро в первый год работы и 10 000 000 евро за период, на который заключен договор.

Преимущества организации бизнеса в «Алабуге» заключаются:

  • в возможности размещать и использовать оборудование иностранного производства, не уплачивая НДС и таможенные сборы;
  • в освобождении от экспортной пошлины на вывоз изготовленной продукции;
  • в отсутствии обязательств внесения в региональный бюджет налогов на транспорт и землю;
  • в льготах на налог на прибыль до 2055 года (2% — первая пятилетка, 7% — вторая, 15,5% — последующий период)
  • в предоставлении по сниженным ценам земельных участков с подготовленной инфраструктурой.

Дубна

Территория технико-внедренческой ОЭЗ в 200 гектаров разделена на три фрагмента, каждый из которых выделен для программистов, нанотехнологов или физиков-ядерщиков. В основные направления деятельности входят: нанотехнологии, информационные разработки, развитие ядерной физики, биотехнологии, инновации в области медицины.

Резиденты особой экономической зоны «Дубна» получают следующие преференции:

  1. Налоговые льготы (первые 5 лет уплате подлежит только налог на прибыль, перечисляемый в региональный бюджет).
  2. Упрощенные процедуры оформления документов на землю.
  3. Субсидированные подключение к коммуникациям и аренда.
  4. Отсутствие таможенных ограничений.

Алтайская долина

В уникальном по своей природе месте в Республике Алтай в 2007 году была создана туристско-рекреационная ОЭЗ. В проекте было облагородить территорию и сделать её доступной и привлекательной для туристического отдыха. Задумывались обустройство необходимой инфраструктуры (что было в ответственности государства) и строительство туристических объектов (за счет вложений частных инвесторов).

Привилегии для бизнесменов:

  • отсутствие вмешательства и текущего контроля в реализацию инвестиционных проектов;
  • сниженные ставки по налогам;
  • уменьшена плата за аренду земли до 2%.

Главным привлекающим объектом должно было стать искусственное озеро. До настоящего дня оно так и не запущено в эксплуатацию. В ходе оптимизации расходов при планировании бюджета на 2018-2019 годы особая экономическая зона «Алтайская долина» могла быть упразднена, то есть государство больше не рассчитывает финансировать этот проект. Но площадка продолжает развиваться под управлением региональных властей с сохранением многих льгот.

Бирюзовая Катунь

Туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» самая большая по площади занимаемой территории — 3326 гектаров. Это единственный проект, реально принимающий туристов сегодня. Возведено 24 объекта, построена большая часть запланированных коммуникационных систем. По условиям подписанного соглашения предоставление налоговых и административных льгот предусмотрено до 2055 года.

Но из-за выявленного нарушения баланса капиталовложений со стороны государства и частных инвесторов, проект может быть передан в региональное ведомство или потерять статус особой зоны. Несмотря на это приток туристов растет с каждым годом, и интерес предпринимателей к региону тоже повышается. В любом случае по состоянию территории на 2018 год «Бирюзовая Катунь» привлекательна для бизнеса с точки зрения подготовленной платформы и комфортных условий аренды земельных участков.

Титановая долина

Один из ярких примеров промышленно-производственных особых экономических зон является «Титановая долина», размещенная в Свердловской области. Привилегии получают предприятия, занимающиеся переработкой титана и изготовление оборудования для тяжелой промышленности, производства строительных материалов.

В список предоставляемых преференций входят:

  • уменьшение налоговой нагрузки (налог на прибыль от 2%);
  • таможенные льготы;
  • готовые площадки для производственной деятельности;
  • ресурсное обеспечение;
  • упрощенная система администрирования;
  • подбор и обучение персонала под конкретного инвестора.

Ульяновск

Портовая ОЭЗ «Ульяновск» представляет собой часть авиационного кластера региона. Планируется срок действия особой зоны 49 лет. Помимо оптовой торговли важнейшими направлениями развития обозначены: авиастроение, техническое обслуживание самолетов, производство электрооборудования и приборов, изготовление композитов. Главная цель образования ОЭЗ — улучшение экономической ситуации в Ульяновской области.

Для функционирования предприятий созданы дорожная, инженерная и таможенная инфраструктуры. Инвесторы, вкладывающие в бизнес на данной территории, могут сэкономить до 30% своих расходов.

  1. Освобождение от всех налогов, кроме налога на прибыль, который первые десять лет составляет 2%.
  2. Предоставление готовых к использованию производственных и офисных помещений, включая авиационные ангары
  3. Отсутствие таможенных пошлин и акцизов при перемещении товаров, необходимых для организации или текущей работы предприятия.
  4. Минимальные издержки в процессе решения административных вопросов.

Компании, не входящие в список резидентов особых экономических зон, но и расположенные на их территории, также могут претендовать на часть льгот по согласованию с управляющей компанией.

Иная ситуация с регионами, которые целиком считаются ОЭЗ, например, республика Крым или Калининградская область. В данных субъектах РФ достаточно местной регистрации организации для получения льгот, так как все предприниматели в равной степени имеют права на соответствующие привилегии.

На 2018 год в Российской Федерации действуют 25 ОЭЗ. За время пребывания в особых экономических условиях компании должны выйти на стабильную эффективную работу и перестать нуждаться в льготах и дотациях, так как изначально ОЭЗ — это инструмент запуска новых предприятий, а не возможность уйти от уплаты обязательных платежей.

Новости относительно ОЭЗ в РФ представлены ниже.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.

ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.

На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов:

  • промышленно-производственные (ППТ ОЭЗ);
  • технико-внедренческие (ТВТ ОЭЗ);
  • туристско-рекреационные (ТРТ ОЭЗ);
  • портовые (ПОЭЗ).

Особые экономические зоны

Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.

Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

Вместе с тем индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, могут осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭЗ, за исключением портовой особой экономической зоны.

В России функционирует 25 ОЭЗ (9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9 туристско-рекреационных и 1 портовая). За 12 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались более 650 резидентов, из которых более 100 компаний с участием иностранного капитала из 35 стран мира. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 850 млрд рублей, вложенных инвестиций – более 260 млрд. рублей, было создано более 25 тысяч рабочих мест, уплачено более 67 млрд. рублей налоговых и таможенных платежей.

Каждая ОЭЗ наделена специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30% ниже, чем по Российской Федерации.

В ОЭЗ созданы комфортные условия для развития бизнеса, реализации инвестиционных проектов, создания новых промышленных и высокотехнологичных продуктов.

Понятие ОЭЗ и смешение понятий

Понятие ОЭЗ

1) В целом, существует некоторое смешение понятий в рамках данной темы. Общий термин для данного понятия появляется разный. Например, в рамках российского законодательства обобщённое понятие — особая экономическая зона (ОЭЗ), или в некоторых учебниках или статьях — свободная экономическая зона (СЭЗ). Но в целом общее понятие ОЭЗ для этого является равноценно термину СЭЗ.

2) При этом ещё одно смешение — и тот, и другой термин является одновременно подсистемой комплексных зон (см. ниже). Выходит, что ОЭЗ —> Комплексные зоны —> ОЭЗ.

3) Ещё один момент — перевод special economic zone. Чаще переводят как ОЭЗ (особая экономическая зона). Но иногда переводят дословно «Специальная экономическая зона», сокращённо также СЭЗ, что может вносить некоторую путаницу.

Торговая ОЭЗ: Зона свободной торговли

Ещё одно смешение понятий возникает при толковании термина Зона свободной торговли как подсистема Торговых ОЭЗ.

Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого:

  • предоставление беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами
  • предоставление беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на всей территории стран подписантов.

А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:

  • действует на основе решения внутри одной страны (иногда, в случае трансграничных зон — нескольких)
  • действует для всех стран, выполнивших критерии
  • может действовать не только в отношении товаров
  • часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.

При этом стоит отметить, что и в английском языке существует смешение понятий. Например, зона свободной торговли как этап интеграции называется как free trade zone, как и зона свободной торговли как торговая ОЭЗ.

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по видам хозяйственной деятельности, по степени организации, по степени интеграции в национальную экономику, по принципу национальности и по системам предоставляемых льгот.

По видам хозяйственной деятельности

Описание — ниже.

  • Торговая зона (ТЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.). Отличаются достаточно быстрой окупаемостью. Основные виды:
    • Свободные порты
    • Свободные города
    • Зоны свободной торговли (не путать с ЗСТ-интеграции!)
    • Свободные таможенные зоны
    • Магазины Duty Free
  • Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Часто может служить целям экспортного ориентирования или импортозамещения. Основные виды:
    • Зона одной отрасли
    • Зона одного предприятия
    • Экспортно-производственная зона
    • Промышленный парк
  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Нацелены на разработку НИОКР и коммерциализацию результатов. Некоторые виды:
    • технопарк
    • технополис
  • Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками). Основные виды:
    • Зона свободных банковских услуг
    • Зона свободных финансовых услуг
    • Зона свободных страховых услуг
    • Зона свободных туристско-рекреационных услуг
    • Офшорная зона — отдельно, но есть отличия.
  • Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии. Некоторые виды:
    • Свободная зона
    • Свободная экономическая зона
    • Особая экономическая зона

По степени организации

  • Территориальные ОЭЗ — льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:
    • Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны
    • Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.
  • Функциональные ОЭЗ — льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компании. Часто бывают экспорто-ориентированных компаний
  • Территориально-функциональные ОЭЗ
    • Бывает чаще всего, как смешанное.

По степени интеграции в национальную экономику

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику. Ориентир — развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону; помощь в решении проблемы экспортного производства; повышение технологического уровня производства; повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей. Бывают часто комплексными, технико-внедренческими и пр.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные). Производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. То есть работа в рамках программ сбыта товаров на внешнем рынке. Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высоко-технологичные компании.

По принципу национальности

  • Национальные
    • В рамках одного государства
  • Трансграничные
    • В рамках двух и более государств
    • Примеры: В 1950-е гг. создавали в практике ЕС (Еврорегионы), до 100 штук, в которых участвует сейчас даже Россия; «Треугольник экономического роста», «Зоны экономического роста» в рамках АТЭС. Затем такие зоны стали создаваться даже в Африке.

По системам льгот

  • Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %).
  • Торговые, или таможенные (импорт), — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

В России

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. Создание и деятельность ОЭЗ регулируется Федеральным законом ФЗ-116 от 22 июля 2005 г.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания — АО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
  • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
  • Предоставляется ряд налоговых преференций
  • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны.
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь», ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

В Магаданской области действует ОЭЗ, условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 104-ФЗ от 31.05.1999 г..

Согласно российскому законодательству, свободная экономическая зона (СЭЗ) на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя создаётся на период в 25 лет с возможным продлением. Статус СЭЗ начал действовать с 1 января 2015 года и предусматривает некоторые особенности налогообложения в Крыму и Севастополе, особенности осуществления госконтроля, въезда, функционирования свободной экономической зоны.

Всего на 1 января 2016 года в России действовали 33 особые экономические зоны: 9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 3 портовых и 15 туристско-рекреационных.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2005 созданы промышленные зоны на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ «Липецк»). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года — была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Титановая долина» (Верхняя Салда, Свердловская область). В августе 2015 года Правительство РФ подписало Постановление № 826 о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа «СТУПИНО КВАДРАТ» в Ступинском муниципальном районе Московской области.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

  • Автомобилей и автокомпонентов
  • Строительных материалов
  • Химической и нефтехимической продукции
  • Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода её на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Шесть инновационных зон располагается на территории Татарстана, Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда), Дубны и Фрязино (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

  • Нано- и биотехнологии
  • Медицинские технологии
  • Электроника и средства связи
  • Информационные технологии
  • Точное и аналитическое приборостроение;
  • Ядерная физика;
  • СВЧ-технологии.

Туристические ОЭЗ

Основная статья: Туристско-рекреационная зона

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портовые зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России. Создается сроком на 49 лет.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» (Ульяновск-Восточный (особая экономическая зона)) является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

Условия создания

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

  • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
    • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
    • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
    • Туристско-рекреационные;
    • Портовые.
  • Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.
  • На территории ОЭЗ не допускается:
    • Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

Влияние на занятость населения России

Значительной роли в обеспечении занятости населения особые экономические зоны в России не играют. В 2017 году оказалось, что за 11 лет существования особых экономических зон в них было создано только 21,1 тыс. рабочих мест.

Экономическая эффективность

В 2016 году оказалось, что особые экономические зоны малоэффективны. Начальник контрольно-счетного управления К. А. Чуйченко сообщил, что с 2006 года по январь 2016 года на создание 33 особых экономических зон направлено 122 млрд рублей из федерального бюджета, а поступления из зон в виде таможенных и налоговых платежей составили 40 млрд рублей. В них были созданы 18 тыс. рабочих мест (вместо 25 тыс. запланированных). На 1 января 2016 года по данным Счетной палаты ОЭЗ не успели освоить 84,4 тыс. га из 214 тыс. га отведенных им земель. Впрочем, невысокая эффективность ОЭЗ возможно носит временный характер и связана с невыполнением региональными властями своих обязательств по их финансированию. Регионы недофинансировали ОЭЗ на сумму в 45,7 млрд рублей.

Счетная палата Российской Федерации в апреле 2017 года признала относительно эффективной деятельность только тех особых экономических зон, которые расположены в Татарстане («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге. Деятельность остальных особых экономических зон была признана Счетной палатой либо неэффективной, либо вовсе не ведущейся.

В других странах

В США существует более 50 ОЭЗ, через которые проходит 3 % национального импорта и 2,5 % экспорта, в Южной Корее — 170.

ОЭЗ действуют и во многих других странах, в том числе соседних с Россией. Так, в Белоруссии в каждой из административных областей создано по одной свободной экономической зоне: «Брест», «Витебск», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон» (увеличена в 2011 г.), «Минск» (частично расположена в г. Минске, который не входит в состав Минской области), «Могилёв».

Беларусь

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 января 2014 года.

Знак «Свободная экономическая зона „Минск“» (Заводской район, микрорайон Шабаны) Одно из предприятий — резидентов свободной экономической зоны «Минск»

Работа по созданию и развитию СЭЗ в Республике Беларусь была начата в 1990-е годы. В качестве территорий под создание СЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В Республике Беларусь функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Все СЭЗ Белоруссии являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В стадии разработки находится проект по организации специализированной СЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск».

Первая СЭЗ «Брест» в Белоруссии была создана в 1996 году. Процесс становления СЭЗ включал два этапа. На первом (1997—2000 г.) акцент делался на формирование необходимых основ производственной и социальной инфраструктуры многоотраслевого комплекса взаимосвязанных производств, в том числе экспортной ориентации, для решения задач последующих этапов развития зоны. Второй этап (2000—2005 гг.) предусматривал становление и наращивание производственного потенциала зоны в соответствии с её специализацией, создание высокоэффективного производственно-инновационного комплекса предприятий экспортного и импортозамещающего характера, развитие туристско-рекреационной и других видов деятельности. На практике СЭЗ «Брест» создавалась практически на чистом месте, при отсутствии привлекательных условий для инвесторов.

Проблема отсутствия необходимых элементов инфраструктуры для функционирования промышленных производств являлась главной и для СЭЗ «Витебск». Также на территории СЭЗ отсутствовали склады временного хранения, где должны производиться оперативное таможенное управление и контроль всех поступающих и вывозимых грузов. Проблемность развития выражается через необходимость инвестиций, либо одним резидентом СЭЗ, или участие в совместном строительстве.

Более благоприятные стартовые условия для создания СЭЗ были в районах городов Минск, Гомель, Гродно и Могилёв. Во-первых, эти центры имели необходимую инфраструктуру, инженерные коммуникации, свободные земельные площади для производственной деятельности. Во-вторых, здесь присутствует развитая сеть автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций. В-третьих, наличие на границах СЭЗ свободных производственных мощностей действующих предприятий, объектов и строительства, а также земельных участков в районах перспективной промышленности.

Создание свободных экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт. Суммарный экспорт СЭЗ Белоруссии в 2009 году составил 1176,86 млн долл., а импорт — 1146,94 млн долл. Сальдо равняется +29,91 млн долл. Ситуация изменилась в 2010 году. Экспорт товаров и услуг составил — 1571,24 млн долл., а импорт — 1588,89 млн долл. Соответственно сальдо внешней торговли −17,65 м млн. долл.

Наибольшее количество резидентов занято машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. На эти сферы приходится порядка 48 % всех резидентов СЭЗ. Эти отрасли являются высокотехнологическими и требуют постоянных потоков финансовых ресурсов. Эффективность функционирования СЭЗ отражается через объем накопленных инвестиций.

Свободными экономическими зонами Белоруссии за период с 1998 по 2011 годы накоплено иностранного капитала на сумму в 559,87 млн долларов. В абсолютном выражении наибольший объём ППИ поступил из СЭЗ «Могилев», «Брест», «Минск». Чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 166,52 млн долл., соответственно 8 % от общего объёма прямых инвестиций в страну в 2011 г. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Белоруссии. При наличии таможенных и налоговых льгот, которые в большинстве своем представлены отменой всяких выплат, резиденты СЭЗ не в состоянии качественно привлекать иностранный капитал.

Китай

15 июля 1979 года ЦК КПК и Госсовет КНР приняли решение о создании особых экспортных районов в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне в качестве эксперимента. 16 мая 1980 года ЦК КПК и Госсовет КНР отменяет термин «особый экспортный район» и официально вводит понятие «специальная экономическая зона». В первые годы после введения политики реформ и открытости создание специальных экономических зон сыграло важную роль в развитии экономики страны, издании новых законов и правил, способствующих развитию рыночной экономики и расширению внешних экономических контактов.

Игорь Рогачёв отмечал: «Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая — это сплошные экономические зоны». По замечанию В. В. Овчинникова: «Первые свободные экономические зоны на юге и востоке страны были прежде всего ориентированы на связи с Гонконгом и Тайванем».

Грузия

Кутаисская свободная индустриальная зона

Примечания

  1. ↑ N 116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах» (HTML). КонсультантПлюс (23 августа 2013). Проверено 21 июля 2014.
  2. ↑ 1 2 Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. — Магистр: ИНФРА-М. — М., 2013. — 560 с. — ISBN 978-5-16-006667-7.
  3. ↑ Платонова И.Н. и др. Международные экономические отношения в эпоху глобализации. — МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России. — М., 2008. — С. 366. — 408 с.
  4. ↑ Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. — Магистр: ИНФРА-М. — М., 2013. — С. 39—55. — 560 с. — ISBN 978-5-16-006667-7.
  5. ↑ Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в России и мире. — МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России. — М., 2008. — С. 15—19. — 139 с.
  6. ↑ Иванов: особые экономические зоны позволят РФ слезть с «нефтяной иглы» // РИАН.ru, 25.01.2008
  7. ↑ Федеральный закон ФЗ-116 от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах»
  8. ↑ Закон о свободной экономической зоне в Крыму вступил в силу. РИА Новости (1 января 2015). Проверено 9 июля 2015.
  9. ↑ Россия изымает Крым. Gazeta.ru (29 мая 2014). Проверено 19 июля 2015.
  10. ↑ Путин подписал закон о создании свободной экономической зоны в Крыму. Lenta.ru (30 ноября 2014). Проверено 17 июля 2015.
  11. ↑ 1 2 3 4 5 Особые зоны по специальным ценам
  12. ↑ Технологический тип ОЭЗ
  13. ↑ Правительство решило создать особую экономическую зону в подмосковном Фрязине
  14. ↑ В подмосковном Фрязино создадут особую экономическую зону
  15. ↑ 1 2 3 Счетная палата РФ не видит пользы от «Титановой долины»
  16. ↑ Андрей Пушкин. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — С. 217. — ISBN 978-5-9614-1954-2.
  17. ↑ СЭЗ «Гомель-Ратон» павялічылі больш чым на тысячу га (белор.)
  18. ↑ 30 самых важных событий в течение 30 лет после введения политики реформ и открытости // russian.china.org.cn
  19. ↑ Игорь Рогачёв, Игорь Рогачёв: Китай может стать участником путинского союза // «Фонтанка. Ру», 19.10.2011
  20. ↑ Всеволод Овчинников Мост во внешний мир // Российская газета

Свободные экономические зоны в России: список

В наше время свободная экономическая зона – это территория, с особыми таможенными, торговыми или производственными режимами. В те времена, когда основным взаимодействием между различными государствами была торговля, появились первые зоны торговли без пошлин (порто-франко), вольные города и торговые союзы (Ганза). В этих особых зонах были созданы все условия для оживлённой торговли.

Наиболее старая порто-франко зона Триест, которая находится в Италии, ведёт торговлю уже более 270 лет. Сегодня самой крупной зоной беспошлинной торговли является голландский порт Гамбург.

В середине двадцатого столетия приоритетным направлением международного сотрудничества стало ведение совместной предпринимательской деятельности. Это повлекло за собой создание свободных экономических территорий, основным направлением которых стало производство.Совместное производство позволяет устанавливать тесную взаимосвязь между государствами, что способствует сохранению мирных взаимоотношений. Подобные экономические зоны базируются, в основном, в странах с развивающейся экономикой, что обусловлено наличием дешёвой рабочей силы, низкими требованиями к экологичности производства и невысокой стоимости аренды земли.

После того как финансы начали играть весомую роль в отношениях между разными странами, стали появляться офшорные и банковские зоны. В таких экономических территориях в большинстве регистрируются компании, основная деятельность которых сводится к коммерции, страхованию и управлению.

Сравнительно недавно, в результате третьей промышленной революции, появилось новое поколение свободных экономических территорий – технопарки или научно-технические зоны. Первый такой анклав с особым статусом достаточно известен и носит название Силиконовая долина.

Свободная экономическая зона — это анклав с специальными привилегиями, которыми могут воспользоваться предприниматели при соблюдении ряда условий. В сегодняшнем мире, территории с особым статусом, являются неким связующим звеном между партнёрами, которые могут значительно отличаться друг от друга в социальном и культурном плане. В таких экономических зонах производители не имеют всех тех бюрократических преград, которые имеются в других местах, за счёт этого обеспечивается высокий товарооборот.

Россия и территории с особым статусом

Наибольшее количество свободных экономических территорий имеют европейские страны. Россия в этом плане находится далеко не на последнем месте в Европе. На текущий момент в России насчитывается около 25 таких анклавов. Основные свободные экономические зоны в России список которых приведён ниже.

  1. Промышленные. Их насчитывается шесть – ППТ Алабуга, Липецк, Тольятти, Титановая долина, Могилино, Людиново.
  2. Технологические. Их насчитывается пять – ТВТ Дубна, Зеленоград, Санкт-Петербург, Иннополис, Томск.
  3. Туристические. Их в России сегодня семь – Бирюзовая Катунь, Алтайская долина, Байкальская гавань, Куршская коса, Ворота Байкала, Остров Русский, Гранд СПА Юца.
  4. Логистические. Их насчитывается три – Советская гавань, Ульяновск, Мурманск.

Кроме вышеперечисленных, в России существуют и другие специальные территориальные образования, которые базируются в:

  • Калининград и Калининградская область;
  • Адыгее;
  • Карачаево-Черкесской республике;
  • Алании;
  • Дагестане;
  • Кабардино-Балкарии.

В настоящее время интенсивно прорабатывается вопрос о создании особой зоны льготного налогообложения в Крыму. В проекте специального федерального закона, который посвящен этой проблематике предусматривается целый ряд упрощений для тех субъектов, которые будут вести свою деятельность в этих местах.

Основные определения

В литературе и информационном пространстве есть несколько созвучных терминов – «зона свободной торговли», «свободная экономическая зона», «особая экономическая зона». Все эти термины, хоть и звучат по-разному, подразумевают под собой одно и то же понятие.

Так что такое свободная экономическая зона? «Зона свободной торговли» или «свободная зона» — это наиболее знакомое всем понятие. Это то, что каждый, кто летал международными рейсами, видел в аэропортах – магазины Duty Free. По сути, это изолированное место, которое обычно располагается в портах, аэропортах или на нейтральной полосе между границами, то есть в том месте, где продажа товаров не облагается таможенными сборами.

Несмотря на то что свободные экономические зоны получили наибольшее распространение, другие виды территорий с отличным от универсального статусом не менее важны. Например, особые экономические территории, то есть территориальные образования, в которых действуют специальные (закрепленные законом) привилегии. Субъекты предпринимательской деятельности, которые функционируют в них, являются юрлицами и резидентами пользуются такими льготами.

Необходимость организации специальных экономических анклавов (зон) имеет, своей целью реализацию стратегических программ общегосударственного масштаба. Иногда решаемой с их помощью задачей является «подтягивание» отдельных отраслей и регионов. Таким образом, организация территорий с особым статусом преследует следующие цели:

  • привлечение национальных и зарубежных инвестиций;
  • организация дополнительных мест для трудоустройства высококвалифицированных специалистов, что способствует сохранению и увеличению интеллектуального капитала страны;
  • способствует становлению российских товаропроизводителей и облегчает проведение импортозамещения.

Предприниматели и юрлица, которые работают в таких зонах, получают следующие бонусы:

  • возможность привлечь высококвалифицированные отечественные кадры;
  • льготные налоговые режимы, что благотворно влияет на снижение затрат и позволяет получать более выгодные условия на рынке;
  • уменьшение затрат на импорт и экспорт, что существенно увеличивает доходность предприятия.

Помимо этого, следует учитывать и тот факт, что зачастую возведение инфраструктуры таких экономических зон, происходит за счёт финансирования государственного бюджета.

Тут в качестве специфического и характерного примера стоит привести Крым. Все структуры на его территории работали по законам Украины и, соответственно, по украинской системе налогообложения. Чтобы перестройка бизнеса прошла наименее болезненно для предпринимателей, государство ввело специальные налоговые режимы и таможенные правила исключительно для территории Крыма.

Собственно в зависимости от того, какую стратегическую роль призвана выполнять данная спецтерритория, и вводятся различные послабления для предпринимателей. Таким образом, резидентам облегчается работа, что обеспечивает ускоренное развитие определённых регионов или производственных сфер.

Работа предприятий и фирм в анклавах с особым статусом, как правило, предусматривает следующие льготы:

  • специальный налоговый и инвестиционный режим;
  • существенно уменьшенные пошлины или их полное отсутствие на ввоз сырья и экспорт готовых товаров;
  • низкая плата за коммунальные услуги, доступность и простота пользования инфраструктурой;
  • отсутствие ограничений или значительные послабления для лиц с иностранным гражданством, владеющих фондами производства;
  • низкая арендная стоимость сооружений и земли;
  • достаточное количество недорогой рабочей силы;
  • минимальные требования по охране окружающей среды;
  • доступность как внутреннего, так и внешних рынков;
  • налоговая лояльность к прибыли предприятия и, зачастую отмена налога на нее в определенный период;
  • упрощение таможенных процедур.

Особая экономическая модель в г.Елабуге

Экономическая зона промышленно-производственного характера «Алабуга» находится в республике Татарстан, в городе Елабуге, который находится в 40 километрах от Нижнекамска и в 25 километрах от Набережных Челнов. Её специфика — это производство компонентов для автомобилестроения, автобусов и техники. Также на данной территории размещаются высокотехнологичные химические и фармацевтические кластеры.

Юридические лица и предприниматели, разместившие свои производства в зоне «Алабуги» пользуются следующими привилегиями:

  • любое оборудование для предприятий «Алабуги», которое закупается у иностранных производителей и используется на территории, освобождено от таможенных пошлин;
  • нулевые пошлины на экспорт готовой продукции;
  • все резиденты не платят налог на имущество и землю;
  • налог на прибыль составляет 2% первые пять лет, еще пять лет она будет равна 7%, а затем до 2055 года будет иметь размер 15,5%;
  • отсутствие транспортного налога.

Как видно льготы существенные и, естественно, тех, кто ими захочет воспользоваться достаточное количество. Но, для того чтобы получить резидентство «Алабуги», нужно выполнить ряд условий.

  1. Регистрация предприятия должна происходить в муниципальном районе Елабужский.
  2. Инвестиции в производство должны составлять, как минимум, 10 миллионов евро, причём в первый год работы должно быть внесено более 1 миллиона евро.

Резюме

Следует отметить, что в анклавах со специальным экономическим статусом развивается не только тот бизнес, который заявлен в основном приоритетном развитии зоны. Параллельно с крупным бизнесом развивается и малый бизнес, который направлен, прежде всего, на обслуживание жителей и сотрудников анклава. При этом малый бизнес, сосредоточенный здесь, имеет также ряд льгот.

Как правило, эти льготы прописаны в особом меморандуме, который подписывается руководством особой экономической зоны. Конечно, малый бизнес не является резидентом данного кластера и ему не доступны все привилегии, которыми пользуются резиденты. Но следует учитывать такой момент – чем более необходим предлагаемый предпринимателем бизнес на данной территории, тем больше льгот он получит.

Довольно перспективными, с точки зрения сроков окупаемости капвложений, является позиционирование своего бизнеса в экономических зонах, расположенных в Калининградской области и Крыму. Здесь льготные режимы действуют в независимости от размера инвестиций и, соответственно, даже небольшое предприятие сможет воспользоваться всеми льготами, которые существуют на данной территории.

В мировой экономике достаточно примеров быстрого развития стран или территорий, которые связаны именно с созданием особых экономических зон. Такие территории способствуют усилению экономики отдельно взятой страны и притоку больших иностранных инвестиций. Помимо этого, происходит укрепление экономических связей между различными странами, что способствует росту взаимопониманию и усилению диалога между государствами. Всё это в конечном итоге ведёт к укреплению мира на планете.

Свободные экономические зоны в России — перечень

Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.

В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:

  1. Республика Татарстан «Алабуга». Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов: отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога.
  2. «Дубна». Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей.
  3. Горно-Алтайск «Алтайская долина». Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов.
  4. «Бирюзовая Катунь». Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения.
  5. Свердловская область «Титановая долина». Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России.
  6. ОЭЗ Ульяновск. Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов.

В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.

На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют особый налоговый режим.

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.

Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

Оставьте комментарий