Особенности организации системы бюджетирования в строительных предприятиях

Особенности бюджетирования предприятия строительной отрасли Features of budgeting of the enterprise of construction branch

Анбросенко Е.К.

Магистрант 2 курса институт экономики, управления и права Иркутский национальный исследовательский технический университет

РФ, г. Иркутск e-mail: E.Anbrosenko@mail.ru

Anbrosenko E.

2 year master

Institute of Economics, management and law National Research Irkutsk State Technical University

Russia, Irkutsk e-mail: E.Anbrosenko@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы основные задачи процесса бюджетирования особенности бюджетирования в строительной компании. приводится возможная схема финансового управления предприятия, рассмотрены факторы, усложняющие процесс бюджетирования.

Ключевые слова: строительная компания, бюджетирование, бюджет производства, бюджет незавершенного производства, бюджет доходов и расходов.

Общеизвестный факт, что строительная отрасль — важный сектор экономики Российской Федерации, которая составляет 6% ВВП страны .

Коммерческая деятельность строительных организаций направлена на получение прибыли и в изменяющихся условиях рынка остро поднимается вопрос эффективного управления предприятием. Не смотря на это, многие строительные организации убыточны, одной из причин является отсутствие на этих предприятиях правильной и недостаточно выстроенной системы финансового планирования работы, как составляющей части управления предприятием, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов.

Рассмотрим, один из самых эффективных процессов управления финансово-хозяйственной деятельности предприятия — бюджетирование.

«Бюджет — документ, содержащий плановые показатели организации на ближайшую перспективу. Бюджетирование — это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью показателей, которые позволяют определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение целей», — пишет O. И. Лаврушин в статье «Система бюджетирования на предприятии» .

Бюджетирование в строительстве — это необходимый контроль эффективности проектов и залог максимизации финансового результата.

Основные задачи бюджетирования предприятия:

— планирование основных аспектов деятельности;

— обеспечение сбалансированности основных показателей;

— мониторинг деятельности по плановым и фактическим показателям;

— делегирование полномочий и распределение ответственности;

Министерство экономического развития рекомендует создать систему управления финансами, базирующуюся на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия, для эффективного управления. В этом случае система финансового планирования состоит из: систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия и системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия .

В соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития, преимуществами бюджетирования являются:

помесячное планирование бюджетов подразделений дает точные показатели размеров и структуры

затрат;

самостоятельность подразделений в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, повышает материальную заинтересованность работников в выполнении плана;

сокращение непроизводительных расходов рабочего времени работников из-за минимизации количества контрольных параметров;

создание эффективной финансовой стратегии благодаря текущему и оперативному контролированию поступления и расходования средств .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время существуют две основные системы бюджетирования:

1) Традиционная система бюджетирования — это процесс составления и реализации бюджетов в практической деятельности предприятия, который включающий в себя: определение миссии и стратегии компании, бюджетирование, определяющее бюджет, выполнение плана и контроль. Существует формат отчетов, которые носят финансовый характер, содержащие сводную информацию о приобретенных ресурсах и доходах от реализации, подготавливаемых различными отделами. При ежемесячном анализе результатов работы компании выявляют отклонения, сравнивая, фактические данные с цифрами бюджета.

2) Бюджетирование, основанное на видах деятельности — это процесс определения действий, направленных для создания объекта затрат. Вида действий: основные — ценность для клиента и обеспечение получения дохода для предприятия (продажа, производство, оказание услуг и т. д.), обеспечивающие -предназначены для выполнения действий (1Т-поддержка, кадровый учет, снабжение и т. д.), управленческие -охватывают все функции управления каждого бизнес-процесса, развивающие — направлены на совершенствование производимого продукта или услуги, технологии и оборудования.

Семиколенова М.Н. в статье «Формирование учетно-аналитической информации по бизнес-процессам и видам деятельности» пишет «Необходимо наличие сформулированных принципов планирования, ориентированных на развитие работ, создающих потребительскую стоимость продукции, которые доводятся до каждого менеджера, отвечающего за разработку целей бизнес-единицы, и делегируются соответствующие полномочия» .

Бюджеты строительных компаний составляются на основе предполагаемых объемов строительства, а не на прогнозе проектах, реализуемых в ближайшее время, так как необходимо согласовать сметную документацию, выиграть конкурс на строительство, построить или выполнить работы по договору субподрядных работ.

В связи с тем, что процесс строительства является достаточно долгосрочным и поэтапным процессом, оплата выполняемых работ производится заказчиком дробно и чаще всего по факту завершения этапа, и в

зависимости от стадии процесса строительства возникает неравномерная потребность в оборотных средствах, это подвергает бюджет корректированию и внесению изменений. Бюджетирование строительных компаний осуществляется на основании регламента, утвержденного управляющим . Регламент бюджетирования включает в себя: перечень форм бюджетных показателей, основные принципы формирования показателей, принципы, формирующие показатели фактического исполнения бюджетов, взаимосвязь и взаимозависимость между планом и фактом исполнения бюджета .

Процесс бюджетирования требует взаимодействия всех отделов и подразделений компании, для этого необходимо создание особой матрицы (таблица 1) с указанием наименованием бюджетных форм, исполнителей и контролирующих лиц, дат согласования.

Таблица 1 «Матрица формирования бюджета строительной компании»

Наименование бюджета Исполнитель Контролирующее лицо

Бюджет производства Сотрудник ПТО Начальник ПТО

Бюджет продаж Начальник ПЭО Финансовый директор

Бюджет затрат на производство Начальник ПЭО Финансовый директор

Бюджет управленческих расходов Начальник ПЭО Начальник ОМ Финансовый директор

Бюджет закупок материалов Сотрудник ПТО Директор УК

Бюджет инвестиций Начальник ПЭО Главный инженер

Бюджет доходов и расходов Начальник ПЭО Финансовый директор

Бюджет движения денежных Начальник ПЭО Финансовый директор

средств

Прогнозный баланс Начальник ПЭО Финансовый директор

Бюджетирование является фундаментом реализации финансовой стратегии компании, для эффективного и слаженного взаимодействия всех подразделений, важно не только наличие матрицы формирования бюджета, но и индивидуально разработанной для каждой компании схемы финансового управления, которая поэтапно представлена на рисунках 1, 2, 3.

Основной элемент бюджетирования в строительной отрасли — бюджет производства, предназначенный для планирования объемов работ и услуг, которые будут реализованы в рамках производства и является исходным документом для оперативного управления производственными процессами. В таблице 2 выделены блоки в соответствии с основными видами выполняемых работ, объем которых выполняется ПТО в соответствии с проектно-сметной документацией. В бюджет производства включают объемы, которые будут выполнены и реализованы в соответствующий период, без учета незавершенного строительства.

Анализ стратегии прогноз доходов

Выделение основных фин коэффициентов и стратегии

Совместно с директором составление бюджета на год: БДР, БДДС, ПРОГНОЗНЫЙ БАЛАНС, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ

Совместно с директором составление бюджета на месяц

Анализ доходов и составление плана: план объектов, действующие объекты, прогноз по постоянным бизнесам

Анализ расходов и составление плана в зависимости от объема работ, доходов, а также планов развития.

Совмещение годового бюджета с прогнозами на месяц

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ БДР / БДДС, КОГДА ИМЕЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ПРОЕКТОВ В НАПРАВЛЕНИИ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 2. 3.

Составляется БДР по направлениям Составляется БДР с общими затратами Выбирается метод аллокации затрат (разнесение постоянных затрат по проектам)

Общие затраты разносятся по проектам как затраты проекта (ссылка в которой статья общих затрат умножена на коэффициент аллокации) Составляется БДДС по направлениям Составляется БДДС с общими затратами Из БДДС по направления данные при помощи ссылок перосятся в БДДС_АГР с разбивкой на компании и РКО

Согласование бюджета членами совета директоров

Удобство использования:

1. Неиспользуемые бюджеты на месяц скрываются

2. ОДР / ОДДС скрываются до момента отчетности

Рисунок 1. Схема финансового управления строительной компании

Рисунок 2. Схема финансового управления строительной компании

Управленческая отчетность по исполнению бюджета: БДР, БДДС, баланс — Контроль исполнения годового бюджета и корректировка годового плана

1 ‘ 1 г

Формирование БДР из 1С Формирование Баланса из 1С Контроль автоматического заполнения БДДС Ведение / заполнение совмещенной формы плана факта Исполнение БДДС актуальный на текущий месяц

1 ‘ 1 Г

Контроль соответствия статей доходов в БДР и 1С, поступления денежных средств в БДДС, 1С и тДДС Анализ отклонения от годового бюджета, поднятие вопроса об отклонении, инициация корректирующих мероприятий и управленческих решений

г •

Контроль соответствия статей расходов в БДР и 1 С, расхода денежных средств в БДДС, 1С и тДДС Бюджет Ас / УК: 1) выставляется аванс для внесения платы исходя из пропорции 2) В конце квартала происходит сверка выставления УК / АС подразделения группы (прямые затраты перевыставляются, общие в соответствии с аллокацией) 3) Сумма переплаты / недоплаты вычитается / прибавляется к сумме аванса на следующий месяц

1 г

Контроль остатков в 1С и Балансе, в складском учете и статьях Баланса

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ОДР / ОДДС, КОГДА ИМЕЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ПРОЕКТОВ В НАПРАВЛЕНИИ: 1. Составляется ОДР по направлениям 2. Составляется ОДР с общими затратами 3. Выбирается метод аллокации затрат(разнесение постоянных затрат по

КОРРЕКТИРОВКА БЮДЖЕТОВ При отклонении от бюджета годового перераспределение доходов / расходов по другим периодам для исполнения

проектам)

4. Общие затраты разносятся по проектам как затраты проекта (ссылка в которой статья общих затрат умножена на коэффициент аллокации)

5. Составляется ОДДС по направлениям (формируется на вкладке «Факт по проекту»

6. Данные переносятся на соответствующую ОДР вкладку

Рисунок 3. Схема финансового управления строительной компании

Показатели Выполнение I квартал II квартал III квартал IV квартал

Строительные работы Генподряд 897464 924586 1024578 1087640

Собственные силы 358320 467824 245343 632854

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Демонтажные работы Генподряд 645000 798340 634562 735200

Собственные силы 356732 463520 352754 457342

Ремонтные работы Генподряд 746200 634520 536457 365417

Собственные силы 532000 479600 432458 235690

Работы по благоустройству Генподряд 537240 421750 235615 132674

Собственные силы 254100 199340 151860 114573

Предоставление транспортных услуг Генподряд 109000 0 112463 539852

Собственные силы 75346 0 0 0

Итого Генподряд 2934904 2779196 2543675 2860783

Собственные силы 1576498 1610284 1182415 1440459

Таблица 2. Бюджет производства работ в 2018 г., тыс. руб

Многие строительные компании привлекают для выполнения работ субподрядчиков, создавая определенные трудности для процесса бюджетирования подрядной организации. В связи с возможными отклонениями выполнения работ от указанного срока в рабочем графике, происходит невыполнение запланированных мероприятий в бюджете.

Отдельно может быть составлен бюджет незавершенного производства на начало определенного периода, на основании сметной документации и разбивки по объектам и периодам времени. Сумма плана реализации объекта и изменение запасов незавершенного строительства определяют объем производства.

А. Гречаный говорит: «Главной особенностью строительства является длительный цикл. Однако эта особенность перерастает в серьезную проблему, так как сроки возведения строительных объектов измеряются месяцами, поэтому даты начала и конца строительства могут находиться не только в разных отчетных кварталах, но и годах. Большой объем незавершенного производства и низкая оборачиваемость оборотных средств требует постоянной мобилизации ресурсов как собственных, так и заемных. Кроме того, растянутость строительства во времени не позволяет оперативно сопоставлять размер понесенных материальных и трудозатрат со степенью готовности возводимого объекта» .

В строительных компаниях большое внимание уделяется бюджету доходов и расходов, в нем детализируются статьи затрат и статьи поступления денежных средств на строительство: каждая доходная и расходная статья расписывается до различных уровней (товарно-материальной ценности, услуги, договора и т.д.), Бюджет дохов и расходов обобщает результаты финансово-хозяйственной деятельности за определенный период и показывает эффективность принятых решений., при его составлении рассчитываются плановая сумма прибыли, а для этого необходимо знать размеры прибыли заблаговременно.

Процесс бюджетирования оптимален для планирования хозяйственной деятельности строительной компании. Бюджеты обеспечивает всей необходимой информацией, руководителя и каждого менеджера.

При тщательно разработанном бюджете у директора есть возможность принимать эффективные решения

для улучшения финансового состояния строительной компании и достижения поставленных стратегических задач. Но такой бюджет, при изменении условий хозяйственной деятельности, не гарантирует необходимость корректировки соответствующих показателей. Система бюджетирования повышает эффективность производственной деятельности и конкурентоспособность строительных организаций. Система бюджетирования являются надежным инструментом мотивации менеджеров.

Список используемой литературы:

1. Доклад об экономике России // Word Bank Group. — 2016. — № 36. — С. 44.

3. Методически: рекомендации по разработке финансовой политики предприятия, утв. Приказом Минэкономики РФ пункт 2 от 01.10.1997 N 118 // Экономика и жизнь, N 49-52, 1997, N 2, 1998.

5. Мазий В.В. Организация бюджетной системы на предприятия//науковедение. Электронный журнал. -2012. — №4. — С. 175.

6. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России — М.: Дело и Сервис, 2004. — С. 592.

7. Гречаный А. Бюджетирование в строительной компании. // Финансовый Директор.— 2005. — № 8. —


166 Кб
скачать

Утв. пост. №163 от 11.12.2014

↓ Приложения

Российская Федерация
Новгородская область Маловишерский район
АДМИНИСТРАЦИЯ БУРГИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
От 11.12.2014 № 163
д. Бурга
Об утверждении админи-стративного регламента по исполнению муниципаль¬ной функции «Осуществ¬ление разработки проекта бюджета Бургинского сельского поселения и обеспечения его исполнения»

Руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением администрации Бургинского сельского поселения от 16.12.2010 №110 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных (государственных) функций, предоставления муниципальных (государственных) услуг»,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемый административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление разработки проекта бюджета Бургинского сельского поселения и обеспечения его исполнения».
2.Опубликовать настоящее постановление в бюллетене «Бургинский вестник» и разместить на официальном сайте Администрации Бургинского сельского поселения.
Глава администрации А.В. Маршалов

Утвержден
постановлением администрации
Бургинского сельского поселения
от 11.12.2014 №163

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА БУРГИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление разработки проекта бюджета Бургинского сельского поселения и обеспечение его исполнения» (далее — Регламент) определяет последовательность и сроки административных процедур и административных действий, порядок взаимодействия между должностными лицами Бургинского сельского поселения (далее – поселения), а также порядок взаимодействия специалистов поселения по вопросам составления проекта бюджета поселения и обеспечения его исполнения.
2. СТАНДАРТ ИСПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
2.1. Наименование муниципальной функции:
Осуществление разработки проекта бюджета поселения и обеспечение его исполнения.
2.2. Правовые основания для исполнения муниципальной функции
Исполнение муниципальной функции «Осуществление разработки проекта бюджета поселения и обеспечение его исполнения» (далее – муниципальная функция) осуществляется в соответствии с:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 2 июля 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Уставом Бургинского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Бургинского сельского поселения от 16.12.2005 №7;
Положением о бюджетном процессе в Бургинском сельском поселении утверждённым решением Совета депутатов Бургинского сельского поселения от 21.05.2012 № 90;
2.3. Наименование органа, исполняющего муниципальную функцию:
Исполнение муниципальной функции осуществляется Администрацией Бургинского сельского поселения.
По вопросам составления проекта бюджета поселения и обеспечения его исполнения, в целях получения документов, необходимых для исполнения муниципальной функции, осуществляется взаимодействие с:
межрайонной инспекцией ФНС России № 6 по Новгородской области управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области;
отделением по Маловишерскому району управления Федерального казначейства по Новгородской области (далее – Отделение);
территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области;
иными органами и организациями, имеющими сведения, необходимые для исполнения муниципальной функции.
2.4. Результат исполнения муниципальной функции
Конечным результатом исполнения муниципальной функции является:
2
своевременная и качественная подготовка проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период и внесение его на рассмотрение Совета депутатов Бургинского сельского поселения, обеспечение кассовых выплат из бюджета поселения.
2.5. Порядок информирования об исполнении муниципальной функции:
2.5.1. Местонахождение Администрации Бургинского сельского поселения: 174280, Маловишерский район , д. Бурга, ул. Новгородская, д.34а.
Почтовый адрес для направления документов и писем: 174280, Маловишерский район , д. Бурга, ул. Новгородская, д.34а.
Режим работы (рабочего времени) Администрации Бургинского сельского поселения:
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница:
начало рабочего дня — 8.30;
конец рабочего дня — 17.30;
перерыв на обед — с 13.00 до 14.00;
Справочные телефоны:
(81660) 37611 – Глава администрации,
(81660) 37615– бухгалтерия
Адрес официального сайта Администрации Бургинского сельского поселения : http://www.burgaadm.ru
Адрес электронной почты Администрации Бургинского сельского поселения:
E-mail: admbyrgposl@yandex.ru
2.5.2. Информация о порядке исполнения муниципальной функции предоставляется непосредственно специалистами Администрации Бургинского сельского поселения:
по телефону;
по письменным обращениям.
2.5.3. Регламент должен быть представлен для ознакомления физическим или юридическим лицам по месту исполнения муниципальной функции.
2.5.4. Регламент размещается на официальном сайте Администрации Бургинского сельского поселения.
2.6. Документы, необходимые для исполнения муниципальной функции определены в разделе «Административные процедуры» настоящего Регламента;
2.7. Сроки исполнения муниципальной функции определены в разделе «Административные процедуры» настоящего Регламента;
2.8. Оснований для приостановления либо отказа в исполнении муниципальной функции нет.
2.9. Требования к местам исполнения муниципальной функции.
2.9.1. Требования к размещению и оформлению помещений:
помещения Администрации Бургинского сельского поселения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» и «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03»;
рабочее место специалиста должно быть оборудовано персональным компьютером с установленным необходимым программным обеспечением, с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствам.
2.9.2. Требования к оформлению входа в здание:
здание (строение), в котором расположена Администрации Бургинского сельского поселения, должно быть оборудовано входом для свободного доступа заявителей в помещение;
2.9.3. Требования к местам приема заявителей:
кабинеты приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками с указанием наименования структурного подразделения.
2.10. Данная муниципальная функция является для заявителей бесплатной.
3. СОСТАВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР
Исполнение муниципальной функции включает в себя следующие административные процедуры:
1) осуществление разработки проекта бюджета поселения;
2) обеспечение исполнения бюджета поселения.
3.1. Административная процедура «Осуществление разработки проекта бюджета»
3.1.1. При составлении проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период специалисты Администрации Бургинского сельского поселения:
проводят анализ принятых нормативных правовых актов о налогах и сборах;
осуществляют сбор информации об объемах и видах межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного и районного бюджетов, и других сведений, предусмотренных бюджетным законодательством;
разрабатывает методику планирования бюджетных ассигнований бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
3.1.2. Не позднее, чем за 5 месяцев до начала очередного финансового года специалисты Администрации Бургинского сельского поселения разрабатывает проект распоряжения Администрации Бургинского сельского поселения о порядке и сроках составления проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период (далее – распоряжение).
3.1.3. В соответствии со сроками, установленными распоряже¬нием, экономичест Администрации Бургинского сельского поселения направляет основные показатели прогноза социально-экономического развития поселения на очередной финансовый год и плановый период в Администрацию Бургинского сельского поселения.
После получения от экономиста основных показателей прогноза социально-экономического развития поселения на очередной финансовый год и плановый период специалистами Администрации Бургинского сельского поселения осуществляется разработка прогноза налоговых доходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
3.1.4. В соответствии со сроками, установленными распоряжением, экономист Администрации Бургинского сельского поселения представляет прогнозный план приватизации муниципального имущества и прогноз доходов от использования муниципального имущества.
3.1.5. В соответствии со сроками, установленными распоряжением, главные администраторы доходов бюджета поселения представляют прогноз поступления администрируемых доходов на текущий финансовый год и плановый период.
3.1.6. Специалисты отдела прогнозирования доходов в течение 40 дней с момента принятия распоряжения формируют прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджета поселения свод доходов бюджета поселения по всем доходным источникам.
3.1.7. В течение месяца с момента принятия распоряжения Администрация Бургинского сельского поселения издает постановление о методике планирования бюджетных ассигнований бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
3.1.8. В соответствии с распоряжением, главные распорядители средств бюджета поселения представляют в Администрацию Бургинского сельского поселения:
предлагаемые к финансированию на очередной финансовый год и плановый период утвержденные Администрацией поселения муниципальные программы (либо их проекты);
3.1.9. Специалисты бухгалтерского учета и отчетности в течение 90 дней с момента принятия распоряжения формируют для проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период следующие приложения:
верхний предел муниципального внутреннего долга поселения на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода;
верхний предел муниципального внутреннего долга поселения по муниципальным гарантиям поселения на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода;
3.1.10. Специалисты бухгалтерского учета и отчетности в течение 90 дней с момента принятия распоряжения осуществляют разработку основных характеристик проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период, распределение расходов по показателям функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и ведомственной структуры бюджета.
3.1.11. При формировании проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период Администрация Бургинского сельского поселения разрабатывает предложения об отмене, о приостановлении действия нормативных правовых актов поселения, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное источниками финансирования в очередном финансовом году, или об их поэтапном введении.
3.1.12. Специалисты бухгалтерского учета и отчетности формирует проект решения о бюджете поселения на очередной финансовый год и плановый период, а также документы и материалы, представляемые одновременно с проектом решения о бюджете поселения на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со сроками, установленными распоряжением, специалисты бухгалтерского учета и отчетности направляет в Администрацию поселения основные характеристики проекта бюджета поселения на очередной финансовый год и плановый период.
3.1.13. Администрация Бургинского сельского подготавливает проект распоряжения Администрация Бургинского сельского о проведении публичных слушаний по проекту решения о бюджете поселения на очередной финансовый год и плановый период.
3.1.14. Согласованный проект решения о бюджете поселения на очередной финансовый год и плановый период направляется на рассмотрение Совета депутатов Бургинского сельского поселения.
3.2. Административная процедура «Обеспечение исполнения бюджета поселения»
3.2.1. Администрация Бургинского сельского после принятия решения о бюджете поселения на соответствующий год до начала финансового года доводит до межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Новгородской области управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области годовые объемы поступлений доходов в бюджет поселения на текущий финансовый год.
3.2.2. Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Новгородской области управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области формируют помесячное распределение администрируемых ими поступлений соответствующих доходов в бюджет поселения на текущий финансовый год и представляют в Администрацию Бургинского сельского поселения не позднее 25 декабря отчетного финансового года в электронном виде в установленных форматах и на бумажном носителе.
3.2.3 Администрация Бургинского сельского поселения не позднее, чем за 5 календарных дней до наступления очередного финансового года представляет в Отделение перечень главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов поселения на очередной финансовый год.
3.2.4. Исполнение бюджета поселения по расходам бюджета поселения и по источникам финансирования дефицита бюджета поселения осуществля¬ется на основе сводной бюджетной росписи бюджета поселения, утвержден¬ной Главой администрации Бургинского сельского поселения, в соответствии с порядками, утвержденными постановлением Администрация Бургинского сельского поселения.
3.2.5. Кассовое обслуживание исполнения бюджета поселения в уста¬нов¬ленном порядке осуществляет Отделение по Маловишерскому району Управления Федерального казначейства по Новгородской области, на основании Соглашения, заключенного между Администрация Бургинского сельского поселения и Отделением.
3.2.6. Обмен электронными документами и информацией между Администрацией Бургинского сельского поселения и Отделением осуществляется в соответствии с Регламентом о порядке и условиях обмена информацией между Отделением и Администрация Бургинского сельского поселения при кассовом обслуживании исполнения бюджета поселения в условиях открытия в Отделении лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям средств, главным администраторам (администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) и администра¬торам источников финансирования дефицита бюджета поселения.
3.2.7. Финансирование главных распорядителей бюджетных средств производится в целях обеспечения кассовых выплат из бюджета поселения на основании кассового плана и заявок на финансирование, при этом осуществляются следующие процедуры:
Специалист отдела бухгалтерского учета и отчетности, ответственный за передачу документов в Отделение, формирует и направляет в Отделение до 16.00 часов по системе электронного документооборота с электронно-цифровой подписью расходные расписания и (или) Реестры расходных расписаний на финансирование главных распорядителей бюджетных средств по установленной Федеральным казначейством форме, заявки на кассовый расход
3.2.8. Бюджетная отчетность поселения за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года представляется специалистом в Администрацию Бургинского сельского поселения в течение 30 дней с момента отправки отчета.
3.2.9. Ежегодно Администрация Бургинского сельского поселения готовит проект решения об исполнении бюджета поселения за отчетный финансовый год и не позднее 1 мая текущего финансового года представляет его в для внесения на рассмотрение Совета депутатов Бургинского сельского поселения.
3.2.10. Администрация Бургинского сельского поселения подготавливает проект распоряжения Администрации поселения о проведении публичных слушаний по проекту решения об исполнении бюджета поселения.
3.3. Блок-схемы исполнения административных процедур прилагаются:
приложение №1 Условные обозначения блок-схем исполнения административных процедур;
приложение №2 Блок-схема исполнения административной процедуры «Осуществление разработки проекта бюджета»;
приложение №3 Блок-схема исполнения административной процедуры «Обеспечение исполнения бюджета поселения».
4. ПОРЯДОК И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
4.1. Контроль за соблюдением последовательности действий (админи¬стра¬тивных процедур) по исполнению муниципальной функции обеспечивается должностными лицами Администрация Бургинского сельского поселения, ответственными за организацию работы по исполнению муниципальной функции.
4.2. Текущий контроль осуществляется в процессе повседневной служебной деятельности путем проведения ежеквартальных проверок исполнения специалистами Администрация Бургинского сельского поселения положений настоящего Регламента.
4.3. Контроль за исполнением муниципальной функции осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, Новгородской области, Администрация Бургинского сельского поселения
4.4. Требования к полноте и качеству исполнения муниципальной функции специалистами Администрация Бургинского сельского поселения по каждой административной процедуре предусмотрены должностными инструкциями.
4.5. Права и обязанности специалистов Администрация Бургинского сельского поселения, ответственных за исполнение Регламента
4.5.1. Специалисты Администрация Бургинского сельского поселения ответственные за исполнение требований Регламента, обязаны:
исполнять муниципальную функцию в полном соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новгородской области, Маловишерского муниципального района, Бургинского сельского поселения;
выполнять административные процедуры в полном объеме, в сроки установленные Регламентом;
должностные лица, ответственные за исполнение настоящего Регламента, имеют право:
определять ход исполнения административных процедур;
вносить предложения по оптимизации процесса реализации муниципальной функции;
назначать ответственных за выполнение административных процедур, административных действий.
4.5.2. Специалисты Администрация Бургинского сельского поселения, исполняющие муниципальную функцию, несут ответственность за качество исполнения административных процедур и муниципальной функции в целом в соответствии с нормами действующего законодательства о муниципальной службе Российской Федерации.
5. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НА ОСНОВАНИИ РЕГЛАМЕНТА
5.1. Заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) специалистов комитета финансов при осуществлении муниципальной функции (далее – решение, действие (бездействие)), если таким решением, действием (бездействием), по мнению заявителя, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
5.2. Решения (действия (бездействие)), принятые (осуществляемые) в ходе исполнения муниципальной функции на основании настоящего Регламента, могут быть обжалованы:
В Администрации Бургинского сельского поселения в суде, арбитражном суде.
Обращение заявителя в письменной форме должно содержать следующую информацию по форме согласно приложению 4:
фамилия, имя, отчество заинтересованного лица;
полное наименование юридического лица (в случае обращения от имени юридического лица);
контактный почтовый адрес;
решение, действие (бездействие) которого обжалуются;
личная подпись заинтересованного лица.
К жалобе заявитель прилагает копии документов и материалы, характеризующие предмет жалобы.
Письменная жалоба должна быть рассмотрена в течение 15-ти календарных дней с момента ее поступления.
5.3. Право принятия решения по рассмотрению жалоб на исполнение рассматриваемой муниципальной функции предоставлено председателю и заместителю председателя комитета финансов.
5.4. Обращения заинтересованных лиц, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных специалистов комитета финансов, не могут направляться этим специалистам для рассмотрения и (или) ответа.
Заинтересованному лицу направляется сообщение по форме согласно приложению 5 о принятом решении и действиях, осуществленных в соответствии с принятым решением, в течение 5-ти рабочих дней после принятия решения.
5.5. Жалоба, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей, может быть оставлена без ответа по существу поставленных в ней вопросов, о чем сообщается лицу, направившему жалобу.
Копия жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу специалистов, а также членов их семей направляется в органы внутренних дел.
5.6. В случае если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается лицу, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддается прочтению.
5.7. В случае если в жалобе лица, направившего жалобу, содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в комитет финансов или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется лицо, направившее жалобу.
5.8. Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то принимается решение об осуществлении действий по предоставлению сведений заинтересованному лицу и применении мер ответственности к сотруднику, допустившему нарушения в ходе осуществления административной процедуры, муниципальной функции на основании настоящего Регламента, которые повлекли за собой жалобу заинтересованного лица.
5.9. Обращения заинтересованных лиц считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы (в пределах компетенции) по существу всех поставленных в обращениях вопросов.
____________________________________________

Приложение

Чтобы проанализировать исполнение бюджета и выявить отклонения фактической деятельности от запланированной, в полную бюджетную систему включаются не только плановые, но и фактические (отчетные) данные. Контролировать бюджет можно еженедельно, ежемесячно или ежеквартально — как целесообразно в конкретной ситуации.

Для эффективности действий необходимо установить соответствующие методы контроля и убедиться в компетентности сотрудников предприятия в вопросах анализа доходов и своевременного контроля затрат, что позволит с заданной периодичностью правильно заполнять бюджетные формы.

Бюджетный контроль

Бюджетный контроль — это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых корректировок в бюджеты следующих периодов.

Теоретически после окончательного согласования бюджета бюджетные доходы должны быть получены, а бюджетные затраты — не превышены.

Конечно, эта цель скорее идеальна, чем реальна, поскольку внутренние и внешние обстоятельства могут измениться, что оказывает на бюджет предприятия определенное влияние: положительное или отрицательное. Поэтому на практике бюджеты подлежат постоянному пересмотру, в них могут вноситься поправки на заседании бюджетного комитета. Тем не менее следует стремиться к достижению поставленной цели, иначе не имеет смысла приступать к составлению бюджета.

Методы бюджетного контроля

Для того чтобы легче соблюдать бюджет, необходимо установить методы контроля:

  • легко применимые;
  • регулярные;
  • осуществимые на самом нижнем уровне управления.

Легко применимые методы предполагают, что текущий контроль над доходами, затратами, прибылью, движением денежных средств, состоянием активов и пассивов компании является легким и быстрым, а не трудным и отнимающим много времени. Важно также, чтобы данные были легко доступны в любое время, когда в них возникнет необходимость.

Регулярность — это неукоснительное соблюдение установленных на предприятии сроков формирования и предоставления заинтересованным лицам управленческой отчетности.

Эффективный контроль над бюджетом обычно предполагает, что процедуры начинаются на самом нижнем уровне управления компанией — т. е. непосредственно там, где получены доходы и понесены затраты.

Основная цель анализа исполнения бюджета — получение приоритетных показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия.

Для этого выработаны следующие методы анализа:

  • горизонтальный;
  • вертикальный;
  • сравнительный;
  • факторный;
  • маржинальный;
  • метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный (или временной) анализ предполагает сравнение показателей отчетности с аналогичными параметрами предыдущих периодов. Применяется простое сравнение статей отчетности по принципу «план-факт» и изучение причин их резких изменений, а также анализ изменения одних статей отчетности по сравнению с колебаниями других.

Вертикальный (или структурный) анализ осуществляют с целью определения удельного веса отдельных статей отчета, например, баланса, в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными прошлого периода. Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

Сравнительный (или пространственный) анализ проводят на основе показателей подобных компаний (имеются в виду конкуренты или просто компании, имеющие аналогичные схемы ведения бизнеса).

Факторный анализ предполагает изучение влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Метод финансовых коэффициентов — это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей и их интерпретация.

Принципы проведения анализа

Горизонтальный (план-фактный) анализ

План-фактный анализ проводится для всех основных бюджетов, а при необходимости более тщательного изучения причин отклонений — для отдельных операционных и функциональных бюджетов. Он может проводиться и для компании в целом, и для отдельных направлений деятельности (чтобы выявить, за счет какого из них возникают отрицательные или положительные отклонения). В любом случае выбор объекта этого анализа — внутреннее дело предприятия, обоснованное поставленными его руководством целями и задачами бюджетирования.

Следует соблюдать одно из основных требований системы бюджетирования — бюджетные и фактические данные должны представляться в едином формате, иначе их сравнение окажется некорректным.

Отклонения, выявленные между этими данными за период, часто служат базой для оценки каждого центра финансовой ответственности или функциональной области (снабжение, производство, сбыт, логистика, финансы, кадры и т. п.) и принятия регулятивных решений.

Руководствуясь принципом управления по отклонениям, менеджер концентрирует внимание только на значительных отклонениях от плана и не учитывает показатели, выполняемые удовлетворительно.

Приходится мириться с существенными отклонениями, которые объясняются объективными причинами — например, падение спроса, закрытие предприятий клиентов. Однако в подобной ситуации необходимо срочно пересмотреть бюджет продаж, связанные с ним бюджеты и основной, так как исполнение неточного бюджета может оказаться пагубным. При этом, возможно, окажутся неоправданными выполнение производственных графиков и закупка капитального оборудования без поступления необходимых доходов.

Выявленные отклонения — первый шаг в оценке деятельности предприятия, позволяющий выявить области эффективности (неэффективности) всей деятельности или отдельных областей и функций предприятия.

В качестве критерия для определения важности затрат следует использовать конечные итоговые бюджетные показатели, например, величину чистого денежного потока в бюджете движения денежных средств. Рассмотрим пример простого анализа отклонений бюджета с учетом двух вариантов развития событий (табл. 1). Рассчитав влияние конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на величину чистого денежного потока, можно понять, необходима ли корректировка плана следующего периода.

Евгений ПУШКАРЕВ Руководитель проектов, Группа «Современные технологии управления» г. Самара

www.biztech.ru

В настоящее время спрос на услуги разработки и внедрения систем бюджетного управления неуклонно растет. Вместе с тем, многие топ-менеджеры, в общих чертах представляющие «внешние» компоненты подобных систем — наличие нескольких взаимосвязанных бюджетов, интеграция с системами бухгалтерского и оперативного учета, использование средств автоматизации и т.п., — не всегда могут объективно оценить соотношение между затратами времени и средств на внедрение и эксплуатацию системы и отдачу от получаемой информационной поддержки принятия решений.

Зачастую необходимо проводить разработку и запуск системы бюджетного управления в сжатые сроки с тем, чтобы максимально быстро получить первые результаты, выражающиеся в повышении прозрачности формирования финансовых результатов и в повышении управляемости фирмой. Залогом оптимального соотношения затрат на постановку бюджетирования и получаемых экономических и организационных эффектов является выбор оптимальной модели бюджетного управления именно на этапе постановки задачи.

Наиболее часто описывается комплексная модель бюджетирования, описывающая ряд функциональных бюджетов, которые оценивают выходы основных процессов предприятия: закупки, производства, продаж, расчетов и т.п., также присутствуют бюджеты операционные, измеряющие вклад каждого центра финансовой ответственности (ЦФО) в конечный финансовый результат. Данные данных двух групп бюджетов консолидируются в три сводных бюджета предприятия — бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет по балансовому листу (ББЛ). Таким образом, необходимым условием для корректного формирования сводных бюджетов является охват функциональными и операционными бюджетами всех областей деятельности и подразделений, то есть учет всех операций, оказывающих влияние на начисление доходов и расходов, а также на движение денежных средств и прочих активов и соответствующих им обязательств.

Вместе с тем, практика показывает, что подавляющее большинство предприятий не готово сразу переходить на комплексную модель бюджетирования по ряду причин, поэтому необходимо выбирать другие модели, которые позволят сфокусироваться на тех областях деятельности, которые требуют особенно пристального внимания со стороны управленцев.

Бюджетная структура предприятия определяется тремя основными факторами:

  • требованиями, предъявляемыми со стороны руководства предприятия,
  • спецификой хозяйственной деятельности предприятия,
  • структурой управления предприятия (будущей финансовой структурой).

Под требованиями со стороны руководства понимаются требования по составу, детализации и периодичности процедуры бюджетирования. Бюджетная структура должна отражать те области хозяйственной деятельности, контроль за которыми является обязательным для регулярного менеджмента, т.е. быть минимально достаточной для успешного управления предприятием.

При этом к бюджетной структуре предъявляются также требования детализации и достоверности содержащейся в ней информации. Чем выше эти требования, тем более полной должна быть бюджетная структура, т.е. охватывать все направления хозяйственной деятельности. Полностью достоверной информацией обладает только комплексная модель бюджетной структуры, а наиболее детальной и достоверной — индивидуальная комплексная модель бюджетной структуры (см. ниже).

Специфика хозяйственной деятельности предприятия предполагает индивидуальный подход к разработке функциональных бюджетов. Не существует единой (базовой) для всех типов предприятий и направлений хозяйственной деятельности бюджетной структуры. Традиционные бюджетные структуры, как правило, составлены на базе типовых промышленных или коммерческих предприятий, и, к примеру, для финансово-кредитных организаций, строительных или жилищно-коммунальных предприятий они не подходят.

Исходя из практики разработки и внедрения систем бюджетного управления, можно выделить следующие бюджетные модели:

  1. Индивидуальная модель комплексного бюджетирования
  2. Универсальная бюджетная модель
  3. Бюджетирование отдельных областей деятельности
  4. Бюджетирование финансовых потоков
  5. Бюджетирование товарно-материальных потоков

1. Индивидуальная модель комплексного бюджетирования

Главная особенность комплексного бюджетирования — предварительное построение процессной модели деятельности предприятия, с последующей привязкой формируемых функциональных бюджетов к результатам (выходам бизнес-процессов). Данная модель будет являться сугубо индивидуальной, учитывающей особенности производственно-финансовой деятельности каждого предприятия. Можно с уверенностью сказать, что подобный подход применим для компаний любого профиля деятельности, даже для некоммерческих организаций.

Преимущества комплексного бюджетирования:

  • Фокусировка на особенностях предприятия;
  • Получение необходимой детализации плановых и фактических показателей;
  • Охват всех областей деятельности;

Главный недостаток данной модели — длительный срок разработки, и, как следствие, высокая стоимость и риски в достижении результата.

2. Универсальная бюджетная модель

Данная модель так же, как и комплексная, охватывает все предприятие, однако является более простой с точки зрения разработки и функционирования. Первым шагом в разработке бюджетной структуры является определение перечня статей БДР и БДДС, а также формирование финансовой структуры, исходя из объема финансовых полномочий подразделений предприятия (управление доходами, расходами, прибылью и т.п.). Затем происходит сопоставление статей сводных бюджетов и ЦФО, то есть создаются операционные БДР по каждому центру ответственности. В том случае, если ЦФО могут управлять платежами в рамках своей деятельности, то также формируются операционные БДДС. Сумма финансовых результатов и чистых денежных потоков по элементам финансовой структуры дает соответственно финансовый результат и чистый денежный поток соответственно в целом по организации.

Преимущества универсальной модели:

  • Высокая скорость разработки и внедрения, особенно для многопрофильных предприятий или для групп компаний с большой диверсификацией по выпускаемой продукции;
  • Возможность относительного простого учета внутреннего оборота;
  • Быстрота планирования и консолидации фактических данных.

Недостатком является отсутствие функциональных планов (или их ведение в других документах), что иногда мешает взвешенной оценке планов предприятия по основным функциональным областям.

3. Бюджетирование отдельных областей хозяйственной деятельности

Модели бюджетирования отдельных областей хозяйственной деятельности являются наиболее простыми, их цель — предоставить руководству предприятия информацию об актуальных для контроля областях деятельности предприятия. Такие модели могут содержать от одного до нескольких натуральных или натурально-стоимостных бюджетов. Для коммерческих и производственных предприятий, такими бюджетами традиционно являются бюджеты продаж и производства.

Например, бюджетирование коммерческой деятельности:

Или, бюджетирование производственной деятельности:

Преимуществами таких бюджетных моделей являются:

  • быстрое и недорогое внедрение, позволяющее в короткие сроки получить контроль над наиболее актуальными областями деятельности;
  • эффективное функционирование модели, за счет небольшого числа бюджетов и простоты связей между ними.

К недостаткам данных модели можно отнести:

  • из-за ограниченности моделей нет возможности учесть все влияющие на неё факторы (к примеру, недостаточное финансирование может привести к невыполнению плана производства и т.д.);
  • как следствие, низкая достоверность и результативность бюджетов.

4. Бюджетирование финансовых потоков

Данная модель бюджетирования является, пожалуй, самой распространенной в России. Это обусловлено следующими её преимуществами:

  • высокая скорость внедрения, за счет небольшого количества бюджетов и связей между ними;
  • как следствие, относительно низкая стоимость внедрения;
  • данная модель особенно подходит для растущей российской экономики, когда управление ликвидностью более актуально, чем управление рентабельностью или стоимостью.

Таким образом, по соотношению цена / результат, данную модель можно рекомендовать к применению в условиях развивающегося рынка, когда на первое место выходит ликвидность, а доходность не требует оперативного контроля.

Результирующим бюджетом данной модели является Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС). Цель его составления — управление платежеспособностью (ликвидностью) предприятия.

БДДС отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения.

Структура БДДС позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:

  • Направленности денежных потоков.
  • Структуры выплат и поступлений по направлениям их движения.
  • Объёмов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям).
  • Промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами).
  • Остатков денежных средств.

Схематично формирование денежного потока (cash-flow) за период выглядит так:

5. Бюджетирование товарно-материальных потоков (Управление рентабельностью)

Модель бюджетирования товарно-материальных потоков является более сложной, чем предыдущие бюджетные модели. Однако именно эта модель позволяет управлять наиболее важным для предприятия показателем — прибыльностью/рентабельностью основной деятельности.

Преимуществами данной модели являются:

  • относительно невысокая стоимость и сроки внедрения (по сравнению с комплексной моделью);
  • возможность управления наиболее важным показателем деятельности предприятия — прибылью от основной деятельности, что особенно актуально в средне- и долгосрочной перспективе;
  • возможность эффективного управления основными областями хозяйственной деятельности — продажами, производством и закупками;
  • возможность контроля и управления прямыми и косвенными расходами.

К недостаткам такой бюджетной модели можно отнести следующее:

  • недостаточная комплексность, и как следствие, зависимость результатов от неучтенных факторов (финансовых потоков, инвестиционных и прочих расходов);
  • финансовые результаты не являются полными и достоверными — не подтверждаются изменением активов и пассивов предприятия (балансом).

Результирующим бюджетом данной модели является Бюджет Основной Деятельности (БОД). Структура БОД раскрывает:

  • Структуру (источники формирования) доходов предприятия по основной деятельности.
  • Структуру (направления расходования) расходов предприятия по основной деятельности.
  • Объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям).
  • Разницу (т.е. валовую прибыль или убытки) между доходами и расходами от основной деятельности за период.

Схематично формирование валовой прибыли от основной деятельности выглядит так:

В заключение, хочется отметить, что хотя формально не все модели соответствуют общепринятому понятию бюджетного управления, все они обладают признаками, выделяющими бюджетирование в отдельную управленческую технологию:

  • Наличие центров финансовой ответственности (хотя в некоторых случаях всеобъемлющая финансовая структура отсутствует);
  • Наличие взаимосвязанных бюджетов, позволяющих планировать деятельность и учитывать факт в одних и тех же разрезах;
  • Возможность доработки и оптимизации системы.

Именно выбор оптимальной бюджетной модели на этапе разработки финансовой и бюджетной структур позволит предприятию не только сократить время и затраты, но и получить максимальный результат, выражающийся в повышении прозрачности бизнеса и улучшении финансовых показателей в кратчайшие сроки, а также обеспечить возможность дальнейшего роста и развития системы.

Версия для печати

Оставьте комментарий