Особенности регулирования муниципальной службы

Вельский районный суд (Архангельская область) — Гражданское Суть спора: Прочие исковые дела Вельский районный суд Архангельской области
Вельский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-390/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
г. Вельск 22 июня 2011 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секpетаpе Брагиной С.А.,
pассмотpев в отрытом судебном заседании в городе Вельске 22 июня 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района в защиту интересов муниципального образования о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «Вельское» Ш. по факту нахождения Ю. в должности генерального директора муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление»,
установил:
Прокурор Вельского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования к администрации муниципального образования (далее – администрация МО) о расторжении трудового договора с генеральным директором муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» (далее – МУП «ЖЭУ»).
В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой Вельского района проведена проверка исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе руководителями муниципальных унитарных предприятий Вельского района. В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства о муниципальных предприятиях, о противодействии коррупции. Постановлением главы МО № ххххх от ххххх года создано с ххххх года МУП «ЖЭУ». Указанным постановлением генеральным директором МУП «ЖЭУ» назначен Ю. Трудовые обязанности Ю. осуществляет на основании трудового договора от ххххх года, заключенного с МО в лице главы администрации МО Ш. Генеральный директор МУП «ЖЭУ» Ю. также является директором ООО «Управляющая компания Жилищно-эксплуатационное управление». МУП «ЖЭУ» создано для осуществления деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства МО, с целью обеспечения технической эксплуатации, текущего и капитального ремонта жилого и нежилого фонда, объектов коммунального назначения, инженерных сетей, для оказания жилищно-коммунальных услуг населению и прочим потребителям, сбору денежных средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги. ООО «УК ЖЭУ» является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли. Участниками ООО «УК ЖЭУ» являются МУП «ЖЭУ» и три физических лица (Р., М., Б.), одновременно являющиеся работниками МУП «ЖЭУ», находящиеся в подчинении Ю. Занятие оплачиваемой деятельностью в коммерческой организации, за исключением преподавательской, научной и иной творческой, недопустимо для руководителя муниципального унитарного предприятия даже с согласия собственника. Деятельность директора ООО «УК ЖЭУ» осуществляется на платной основе. Кроме того, ООО «УК ЖЭУ» осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации муниципального жилищного фонда, в том числе путем заключения договора на содержание жилищного фонда МО между ООО «УК ЖЭУ» и МУП «ЖЭУ». Данные обстоятельства являются способствующим коррупции факторами и могут повлечь появление конфликта интересов или личной заинтересованности руководителя предприятия при осуществлении своих должностных обязанностей, которые в свою очередь не исключают возникновения коррупционного поведения директора МУП.

В судебном заседании старший помощник прокурора Голяев С.С. поддержал заявленные требования, указав, что рассмотрение данного дела возможно в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Администрация МО своего представителя в судебное заседание не направило. В представленном заявлении представитель администрации МО П. указала, что с заявленными требованиями администрация не согласна по основаниям, изложенным в отзыве. Из отзыва следует, что в ограничениях для руководителя содержится исключение, когда руководитель муниципального унитарного предприятия может занимать должности в коммерческих организациях. Должностной инструкцией МУП «ЖЭУ» предусмотрено право генерального директора участвовать в органах коммерческой организации. Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ статья 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не должна применяться. Генеральный директор МУП «ЖЭУ» не нарушил ограничения, установленные ст. 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», поэтому трудовой договор с ним не может быть расторгнут за отсутствием оснований.
В предварительном судебном заседании ххххх года глава администрации МО Ш. пояснил, что согласно ст. 276 Трудового кодекса РФ руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях, но только с разрешения уполномоченного исполнительного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица. В должностной инструкции генерального директора МУП «ЖЭУ» предусмотрено право участвовать в органах коммерческой организации. Руководитель имеет право заниматься иной деятельностью с разрешения собственника унитарного предприятия.
МУП «ЖЭУ», ООО «УК ЖЭУ» своих представителей в судебное заседание не направили. Согласно представленным заявлениям генеральный директор МУП «ЖЭУ» и директор ООО «УК ЖЭУ» Ю. просил рассмотреть дело без участия представителей организаций.
Ю. в судебное заседание не явился. Из представленного заявления следует, что Ю. просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Вельского района, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Право на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ, может быть реализовано с соблюдением порядка и сроков, определяемых действующим законодательством.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и интересы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Из п. 13 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ следует, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Учитывая, что фактически в заявлении прокурором оспаривается бездействие главы муниципального образования «Вельское» по факту нахождения Ю. в должности генерального директора МУП «ЖЭУ», в судебном заседании прокурор посчитал возможным рассматривать данное дело в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу, что указанное дело следует рассматривать в порядке судопроизводства, возникающего из публичных правоотношений.
Как установлено в судебном заседании постановлением администрации МО от ххххх года № ххххх создано МУП «ЖЭУ» с ххххх года, генеральным директором МУП «ЖЭУ» назначен Ю. с испытательным сроком ххххх месяца.
В соответствии с Уставом МУП «ЖЭУ» предприятие создано для осуществления деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства МО. Учредителем предприятия является МО. Предприятие создано с целью осуществления технической эксплуатации, текущего и капитального ремонта жилого и нежилого фонда, объектов коммунального назначения, инженерных сетей, для оказания жилищно-коммунальных услуг населению и прочим потребителям, сбору денежных средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ, уставом предприятия, постановлениями и распоряжениями главы МО. Предприятие возглавляет генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый с должности распоряжением главы МО. Деятельность, полномочия генерального директора регламентируются трудовым договором.
ххххх года между МО в лице главы администрации МО Ш. и генеральным директором МУП «ЖЭУ» Ю. заключен трудовой договор.
На основании приказа МУП «ЖЭУ» от ххххх года Ю. вступил в должность с ххххх года и принял на себя руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Согласно должностной инструкции генерального директора МУП «ЖЭУ», утвержденной главой МО Ш. ххххх года генеральный директор предприятия имеет право, в том числе, участвовать в органах коммерческой организации.
В соответствии с распоряжением администрации МО от ххххх года № ххххх в связи с окончанием срока трудового договора с генеральным директором МУП «ЖЭУ» продлен срок трудового договора с ним с ххххх года до ххххх года.
Решением № ххххх общего собрания учредителей ООО «УК ЖЭУ» от ххххх года создано ООО «УК ЖЭУ», директором общества назначен Ю.
Из Устава ООО «УК ЖЭУ» следует, что общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли. Единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор общества, избираемый общим собранием участников общества в целях осуществления текущего руководства деятельностью. Деятельность директора осуществляется на платной основе.
Приказом ООО «УК ЖЭУ» № ххххх от ххххх года Ю. принят на работу директором по совместительству.
В силу ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее – «Закон») унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, в том числе основанные на праве хозяйственного ведения, муниципальное предприятие.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Подпунктом 7 пункта 1 ст. 20 названного Закона определено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Принимая во внимание особый правовой статус руководителя унитарного предприятия, действующего от имени и интересов предприятия, назначаемого на должность собственником имущества, закрепленного за таким предприятием, Ю. подотчетен собственнику унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия несет ответственность за принимаемые управленческие решения, за сохранность и эффективное использование имущества организации, за финансово-хозяйственные результаты ее деятельности, он обязан действовать добросовестно и разумно, обеспечивать выполнение установленных для предприятия основных экономических показателей и осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, уставом предприятия и трудовым договором к его компетенции. Осуществление указанных полномочий требует установления препятствий для возможного злоупотребления со стороны директора.
Статья 21 Закона содержит запреты руководителю унитарного предприятия занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Данные запреты обусловлены особенностями должности руководителя унитарного предприятия. Цели введения ограничений для руководителя унитарного предприятия заключаются в необходимости обеспечения сохранности и эффективного использования государственного или муниципального имущества, установление препятствий для возможных злоупотреблений со стороны директора, а также в создании условий для наиболее успешного выполнения руководителем своих полномочий.
Не смотря на это, Ю., с ххххх года, являясь директором ООО «УК ЖЭУ», занимает должность генерального директора МУП «ЖЭУ». Деятельность директора МУП «ЖЭУ» осуществляется на платной основе.
При этом, ООО «УК ЖЭУ» осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации муниципального жилищного фонда. Между ООО УК ЖЭУ» и МУП «ЖЭУ» заключаются договоры на содержание жилищного фонда и иного имущества для обслуживания жилищного фонда, где ООО «УК ЖЭУ» обязано своевременно оплачивать работы по данным договорам при наличии актов выполненных работ или оказанных услуг получателям (потребителям).
Участниками ООО «УК ЖЭУ» являются МУП «ЖЭУ», Р., М., Б. Указанные физические лица одновременно являются работниками МУП «ЖЭУ».
Данные обстоятельства могут являться факторами, способствующими коррупции и повлечь появление конфликта интересов или личной заинтересованности руководителя предприятия при осуществлении своих должностных обязанностей и, впоследствии, не исключают коррупционного поведения директора муниципального унитарного предприятия.
Доводы о том, что в должностной инструкции директора МУП «ЖЭУ» предусмотрено право участвовать в органах коммерческой организации в данном конкретном случае необоснованны, поскольку указанное исключение относится к руководителям, которые являются единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации.
Кроме того, участие именно в органах коммерческой организации не входит в должностные обязанности Ю.
Ограничения носят абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением руководителем унитарного предприятия своих служебных обязанностей.
Ссылка на ст. 276 Трудового кодекса РФ о том, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа), не может свидетельствовать о неприменении ограничений, установленных именно для руководителей унитарных предприятий.
Статья 276 Трудового кодекса РФ содержит общую норму, то есть распространяется не только на унитарные предприятия. Содержащиеся в специальном законодательстве требования не противоречат, а конкретизируют общие правила занятия должности руководителями.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие главы муниципального образования по факту нахождения Ю. в должности генерального директора МУП «ЖЭУ», является незаконным.
Статья 84 Трудового кодекса РФ предусматривает, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Следовательно, суд считает, что трудовой договор с генеральным директором МУП «ЖЭУ» должен быть расторгнут по указанным выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Вельского района в интересах муниципального образования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы муниципального образование Ш. по факту нахождения Ю. в должности генерального директора муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление».
Обязать главу муниципального образования расторгнуть трудовой договор с генеральным директором муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» Ю.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий Н.В. Сидорак

Суд:

Вельский районный суд (Архангельская область)

Судьи дела:

Сидорак Наталия Васильевна (председательствующий судья)

«Непосредственная подконтрольность и подчиненность. Предотвращение конфликта интересов»

Порядок поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения содержит ряд запретов и ограничений. Одно из таких ограничений касается совместного прохождения государственной гражданской службы близкими родственниками и свойственниками.

Пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает запрет на прием гражданина на гражданскую службу, и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Этим же пунктом, а так же частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определен перечень лиц, являющихся близкими родственниками или свойственниками — родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Данное ограничение установлено в целях недопущения возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения государственных гражданских служащих и качество их служебной деятельности, а также ограничение возможного злоупотребления служащими своим служебным положением.

Таким образом, в целях противодействия коррупции рассматривается не любая подчиненность или подконтрольность для близких родственников и свойственников, которая определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников, а только непосредственная.

При решении вопросов, связанных с урегулированием конфликта интересов и соблюдением требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, вызывает затруднение толкование понятий «непосредственная подчиненность» или «подконтрольность», так как законодательством о государственной гражданской службе данные понятия не определены.

Анализ судебной практики показывает, что суды разных инстанций термин «непосредственная подчиненность» толкуется как подчинение одного госудакрственного гражданского служащего другому в соответствии с должностным регламентом (инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа, а «подконтрольность» — как право одного государственного служащего на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого государственного служащего/, который ему непосредственно подчинен (Апелляционное определение Костромского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-1467, Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 26 сентября 2003 года по делу № 2-2393/2013, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22 декабря 2014 года по делу № 33-12090, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 января 2016 года по делу № 2-635).

Таким образом, непосредственное подчинение и подконтрольность одного государственного гражданского или муниципального служащего другому предполагает прямое подчинение и прямой контроль.

Непосредственная подчиненность означает, что один государственный служащий подчинен другому в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа.

Непосредственную подчиненность на государственной гражданской службе следует отграничить от подчиненности, не носящей непосредственного характера. Таковая имеет место в случаях, когда один служащий подчиняется другому не непосредственно, а через другое должностное лицо (должностных лиц). В таком случае можно говорить о прямой, но не непосредственной подчиненности. Прямая, но не непосредственная подчиненность государственных гражданских служащих друг другу, в соответствии с действующим законодательством не является нарушением и может иметь место в государственном органе.

Обстоятельства, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданских служащих должны быть закреплены в документах, регламентирующих работу структурных подразделений и соответствующего государственного гражданского служащего.

Таким образом, федеральные законы запрещают совместное осуществление служебных отношений лицами, которые состоят в отношениях родства или свойства, если занимаемые ими должности предусмотрены в одном структурном подразделении, соподчинены и подконтрольны.

В случае, если должности государственной гражданской службы, замещаемые лицами, которые состоят в близком родстве или свойстве, предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны, основания для отказа в замещении таких должностей отсутствуют.

В Обзоре практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 года прямо указывается на то, что близкое родство или свойство не является основанием для прекращения служебных отношений на государственной гражданской службе.

При оценке запрета на совместную работу близких родственников и свойственников, следует учитывать то обстоятельство, что закон не запрещает непосредственную подчиненность и подконтрольность между бывшими супругами, которые расторгли брак только лишь формально, а фактически все существовавшие ранее супружеские отношения продолжают. Таким образом, законодателя интересует всего лишь формальность, а содержание отношений остается за рамками его внимания. Для принятия решения в каждом конкретном случае необходимо исследовать всю совокупность документов, определяющих должностные обязанности и взаимные права государственных гражданских и муниципальных служащих.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» ограничения, запреты и обязанности, установленные статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» распространены на военнослужащих, сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенных органов, судебных приставов, других государственных служащих .

Кроме того, на основании п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтрудом России даны разъяснения, согласно которым непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных обязанностей. Таким образом, непосредственная подконтрольность возникает в правоотношениях государственных гражданских служащих, когда это прямо предусмотрено в должностных обязанностях одного из них или осуществление контрольных полномочий закреплено локальным правовым актом.

При выявлении случаев конфликта интересов или возможности его возникновения при совместном прохождении государственной гражданской службы работниками органа исполнительной власти, состоящими между собой в близком родстве или свойстве, должны быть приняты должные меры реагирования вплоть до расторжения служебных контрактов с государственными гражданскими служащими, допустившими нарушения пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от
27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 594 (пункт 4 постановления) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом внесенных изменений, предусмотрена обязанность подведомственных Министерству организаций по принятию локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов .

При подготовке локального нормативного акта организации предписано руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» и Положением, утвержденным данным Указом, а также приказом Министерства от 4 июня 2015 г. N 344н «Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

Кроме того, постановление N 568 дополнено ограничением на осуществление трудовой деятельности работниками подведомственных Министерству организаций, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Министерства от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками данной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данное ограничение означает, что в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя организации независимо от непосредственной подчиненности, поскольку все работники организации подконтрольны руководителю организации.

Также же, в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и др.) организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Обращено внимание на то, что в случае непринятия руководителем подведомственной Министерству организации мер по соблюдению вышеуказанного ограничения, в том числе и в отношении иных работников организации, трудовой договор с руководителем подведомственной Министерству организации, будет расторгнут, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

УДК 342

Юридические науки

Нургалиев Д. Р., студент 4 курса, юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета Суфянова Е. З., ст. преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала БашГУ

ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ

Аннотация: муниципальная служба имеет свои особенности поступления граждан на службу относительно других видов профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены особенности прохождения муниципальной службы, правовое регулирование кадров, ограничения относительно лиц поступающих на данную службу.

Ключевые слова: служащий, гражданин, прохождение службы, должностное лицо, полномочия, исполнительная власть.

Keywords: servant, citizen service, the official powers of the Executive.

К понятию муниципальная служба существует несколько подходов, однако мы остановимся на следующем: муниципальная служба -профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, путем заключения трудового договора

. Относительно характеристики муниципальной службы здесь следует выделить следующие признаки, такие как: муниципальная служащие осуществляют деятельность в органах местного самоуправления, также они выполняет обязанности в аппаратах представительных, исполнительных и иных органов местного самоуправления.

Касаемо требований, предъявляемых на должность муниципального служащего, следует выделить следующие особенности, которые регламентированы в статье 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ. К ним относятся: достижение возраста 18 лет, владение государственным языком РФ, соответствие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, отсутствие обстоятельств, исключающих возможность быть принятым на муниципальную службу .

Помимо данного закона, муниципальная служба может регулироваться следующими законами: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Федеральный Закон №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018).

Следует отметить, что довольно часто к муниципальным служащим относят работников муниципальных учреждений (школ, поликлиник, детских садов), так как данные учреждения не являются органами местного самоуправления, значит, данные должности нельзя отнести к муниципальным служащим .

Относительно ограничений муниципальной службы, по причине которых гражданин не может быть принят на данную службу, следует сослаться на статью 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ. В данном законе закреплены следующие

ограничения в службе: признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, осуждение к наказанию, по причине которого исключена возможность дальнейшего прохождения муниципальной службы, отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям составляющих государственную и иную тайну, наличие заболевания, которое могло бы препятствовать дальнейшему прохождения службы, представление заведомо ложных сведений и др.

Таким образом, муниципальная служба является сложным, комплексным, правовым и организационным институтом. Муниципальная служба обладает рядом особенностей по сравнению с иными видами профессиональной деятельности, которые, обусловлены ее публичным характером. В этой связи действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим и находящиеся на муниципальной службе.

Библиографический список:

Приложение 1

к решению сессии Совета депутатов

Андреевского сельского поселения

Темниковского муниципального района

от 10 апреля 2009 года № 7

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»АНДРЕЕВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и ведения Реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании «Андреевское сельское поселение» (далее по тексту — Реестр).

1.2. Реестр представляет собой сводный перечень сведений о муниципальных служащих.

1.3. Цель ведения Реестра — организация учета прохождения муниципальной службы, совершенствование работы по подбору и расстановке кадров, использованию кадрового потенциала муниципальной службы при дальнейшем развитии системы управления в муниципальном образовании.

2. Организация работы с Реестром

2.1. Реестр представляет собой журнал, в который вносятся персональные данные о лицах, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании.

2.2. Реестр ведется на русском языке на электронном и бумажном носителях.

2.3. В Реестр вносятся следующие сведения о муниципальных служащих:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

3) образование (наименование учебного заведения, дата его окончания, N диплома, специальность, квалификация);

4) дата поступления на муниципальную службу;

5) стаж муниципальной (государственной) службы на дату поступления на должность муниципальной службы;

6) срок трудового договора;

7) наименование органа местного самоуправления и структурного подразделения;

8) замещаемая муниципальная должность и перемещения по муниципальной службе;

9) данные о повышении квалификации (год, учебное заведение);

10) данные о переподготовке (год, учебное заведение, специальность);

11) итоги прохождения последней аттестации;

12) дата исключения из Реестра;

13) основание исключения из Реестра.

2.4. Формирование, ведение и хранение Реестра, внесение в него изменений и дополнений относится к кадровой работе и осуществляется Управляющим делами Администрации Андреевского сельского поселения. Хранение Реестра осуществляется на бумажном носителе.

2.5. Реестр формируется на основании данных, содержащихся в личном деле муниципального служащего.

2.6. Сведения о муниципальных служащих вносятся в Реестр в течение 3-х дней после поступления гражданина на муниципальную службу, оформленного распоряжением главы муниципального образования.

2.7 заместитель главы Администрации Андреевского сельского поселения ежегодно, по состоянию на 1 января и 1 июля проводит сверку сведений, занесенных в Реестр, со сведениями, содержащимися в личных делах муниципальных служащих.

2.8. Данные о муниципальных служащих в Реестре имеют сквозную нумерацию.

2.9. Муниципальный служащий, уволенный с муниципальной службы, исключается из Реестра в день увольнения.

2.10. В случае смерти (гибели) муниципального служащего, признания муниципального служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, муниципальный служащий исключается из Реестра в день, следующий за днем смерти (гибели) или днем вступления в законную силу решения суда.

2.11. При увольнении муниципального служащего в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, сокращением численности или штатов, истечением срока трудового договора, в случае не предоставления муниципальному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией сведения о служащем в течение года остаются в Реестре с указанием «В резерве».

Сведения о муниципальном служащем, остающемся в резерве в связи с увольнением при ликвидации органа местного самоуправления, сокращением численности или штата, а также сведения о муниципальном служащем, включенном в резерв для выдвижения на вышестоящие должности муниципальной службы, вносятся в графу 13 Реестра.

2.12. Сокращения, аббревиатуры и прочерки при заполнении Реестра не допускаются. Исправления заверяются подписью специалист Администрации Андреевского сельского поселения.

2.13. Муниципальный служащий имеет право на ознакомление со всеми сведениями о нем, внесенными в Реестр.

2.14. Форма Реестра предусмотрена приложением к настоящему Положению.

Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

В первую очередь законодательство о муниципальной службе основывается на Конституции Российской Федерации. В ней содержатся принципы, которые должны быть положены в основу организации и функционирования муниципальной службы. Эти принципы разделены на две основные группы. Первая включает в себя принципы, раскрывающие сущность и основы построения российского государства. Определяющим здесь является принцип демократизма, устанавливающий, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Вторая группа принципов касается организации местного самоуправления в Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации (ст.12) признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации представлено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указанным законом определены следующие основные принципы муниципальной службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Предметом регулирования законодательства о муниципальной службе являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений и т.д.

Так, статьей 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определен следующий порядок поступления на муниципальную службу:

1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
2. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
3. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
8) документы воинского учета — для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
4. Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.
5. В случае установления в процессе проверки, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.
6. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
7. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
8. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.
9. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Правовое регулирование муниципальной службы может осуществляться и другими федеральными законами. К числу подзаконных актов, регулирующих вопросы муниципальной службы, относятся указы президента Российской Федерации и постановления правительства Российской Федерации.

Немаловажная роль в организации муниципальной службы отводится законодательству субъектов Российской Федерации. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о муниципальной службе (в нашем регионе – Закон Алтайского края от 07.12.2007 № 134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае»), иные нормативные правовые акты. Субъекты Российской Федерации регулируют достаточно большой спектр вопросов, связанных с муниципальной службой: реестры муниципальных должностей, денежное содержание муниципальных служащих, порядок поступления и прохождения муниципальной службы, квалификационные требования к замещению должностей и целый ряд других вопросов.

Важная роль в организации муниципальной службы отводится и муниципальным правовым актам. В систему муниципальных правовых актов входят:

— Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

— нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

— правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муниципального образования.

Оставьте комментарий