Оспаривание кадастровой стоимости в какой суд

ООО «Оценочная компания «Юрдис»

Помимо «административного» (В Комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) существует возможность пересмотра установленной кадастровой стоимости через суд.

Процедура рассмотрения исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.

Для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости через суд необходимо составить исковое заявление или обратиться в юридическую компанию для составления такого заявления. В ст. 246 КАС РФ определен печень тех документов, которые необходимы для подачи искового заявления в суд. Стоит обратить внимание, что КАС РФ предъявляет специальное требование к лицу, которое может быть представителем по делу: наличие высшего юридического образования.

Важно уточнить, что граждане (физические лица) могут обратиться с исковым заявлением в суд с целью оспаривания кадастровой стоимости, минуя комиссию при Росреестре, в то время как для юридических лиц до августа 2017 г. был предусмотрен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости. Но после вступления в силу с 10 августа 2017 года поправок в ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ предварительное обращение в Комиссию больше не является обязательным и юридические лица также могут сразу обращаться в суд.

В зависимости от того, предшествовало ли подаче иска досудебное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости при Росреестре, в суд может быть подано:

1. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) Комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Непосредственно само исковое заявление может содержать следующие требования:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки.

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и Росреестр.

Административное исковое заявление должно отвечать требованиям ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ и содержать следующие сведения:

1. Наименование суда, в который вы направляете иск.

2. Ф.И.О., место жительства или место пребывания заявителя, дату и место рождения; наименование или Ф.И.О. представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании — если иск подает представитель; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты.

3. Наименование административного ответчика и его местонахождение, а также номера его телефонов, факсов и адрес электронной почты (если известны).

Необходимые документы

К административному исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, или копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

  • выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

  • копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

  • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

  • решение комиссии (при наличии);

  • документ, подтверждающий уплату госпошлины (ее размер составляет 300 рублей);

  • документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия — для представителя, не являющегося адвокатом;

  • иные документы, подтверждающие требования.

С административным исковым заявлением по оспариванию кадастровой стоимости и документами надо обращаться в суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ, в качестве которого выступает верховный суд республики, краевой и областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа, по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (см. п. 15 ст. 20 КАС РФ и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Подать административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно в следующие сроки:

  • в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости — в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

  • в случае оспаривания решения, действий (бездействия) комиссии — в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о таком решении.

С 01.01.2017 административное исковое заявление и прилагаемые к нему документы можно представить в суд в электронной форме при наличии технической возможности для этого в суде.

Дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Срок рассмотрения может быть продлен максимум на один месяц. Дело об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии должно быть рассмотрено в течение одного месяца.

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости заявитель должен доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Если кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена по решению суда, то для исчисления налога на имущество сведения о новой кадастровой стоимости применяются, по общему правилу, с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как правило, для вынесения решения по оспариваемой кадастровой стоимости судом назначается специальная (судебная) оценочная экспертиза. Цель судебной экспертизы — независимое (и для истца, и для ответчика) определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Именно по факту рассмотрения результатов оценки данной экспертизы и выносится судебное решение.

Рассмотрение дел об оспаривании кадастровой стоимости заканчивается, чаще всего, положительным решением суда, за исключением немногих случаев, когда, например, выявляются серьезные ошибки в представленных суду документах (некорректная дата, по состоянию на которую составлен отчет, и проч.).

Например, в 2017 г. в судах было инициировано 15 817 споров о величине, внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 28 311 объектов недвижимости. В результате рассмотрения таких споров требования истцов были удовлетворены в отношении 8 164 исков, т.е. более чем в половине случаев.

В соответствии с Указом № 622 переоценка основных средств предприятия по состоянию на 1 января 2020 является необязательной. Однако, переоценка основных средств приведет к налоговой оптимизации в следующих ситуациях:

-если в 2020 году планируется внесение имущества в УФ другого предприятия. Тогда переоценка недвижимого имущества методом прямой оценки приводит остаточную стоимость в соответствие с рыночной стоимости недвижимости.

-если планируется продажа недвижимости. Стоимость объектов должна соответствовать рыночным ценам, так как сделки с заниженной стоимостью попадают под контроль трансфертного ценообразования. Помним также, реализация недвижимого имущества облагается НДС и налогом на прибыль.

-если остаточная стоимость превышает рыночную. Переоценка позволит актуализировать стоимость недвижимости, соответственно снизит остаточную стоимость, которая является базой для расчета налога на недвижимость.

Решение о проведении переоценки компания принимает самостоятельно. Провести переоценку недвижимого имущества методом прямой оценки целесообразно с привлечением исполнителя оценки согласно Указу Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 N 622 О вопросах переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке.

Последняя обязательная переоценка (изменение стоимости) основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке проводилась по состоянию на 1 января 2014.

В случае принятия решения о проведении переоценки следует руководствоваться Инструкцией о порядке переоценки, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 05.11.2010 № 162/131/37.

Размер имущественного налога для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми предложили уменьшить. С такой инициативой Общероссийский народный фронт (ОНФ) обратился в Минстрой и Минэкономразвития. С копией документа ознакомились «Известия». Идею поддержали в Госдуме и Общественной палате.

Сегодня многодетным семьям предоставляется льгота — из налогооблагаемой базы вычитается кадастровая стоимость 5 кв. м квартиры и 7 кв. м частного дома, которая умножается на количество детей. ОНФ предложил увеличить этот показатель до 18 кв. м.

«Мера позволит поддержать многодетные семьи в рамках национальной цели народосбережения, здоровья и благополучия людей», — сказал автор инициативы, директор координационного центра ОНФ по восстановлению экономики Илья Семин.

В Минэкономразвития сообщили, что вопрос — в компетенции Минфина. В пресс-службе министерства финансов сказали «Известиям», что пока инициатива организации на рассмотрение не поступала.

Там добавили, что органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, в том числе увеличивать размеры налоговых вычетов для многодетных семей. Поэтому вопрос может быть решен органами местного самоуправления.

Подробнее — в эксклюзивном материале «Известий»:

Налоговый зачет: имущественный сбор для многодетных предложили снизить

Приобретение недвижимости (квартиры, дома, земельного участка) для всех нас становится радостным и знаменательным событием. Но не многие задумываются, что потом придется платить налог на имущество, и чем дороже стоит такая недвижимость, тем выше налоговое бремя. Кадастровая палата по Архангельской области и Ненецкому автономному округу рассказала, как уменьшить налог на имущество, пересмотрев величину кадастровой стоимости.

«Снизить кадастровую стоимость объекта недвижимости можно через механизм пересмотра государственной кадастровой оценки. На законодательном уровне установлено два способа такого пересмотра: в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. Какой из способов выбрать – решает сам гражданин», — говорит эксперт Кадастровой палаты Павел Цыварев.

Павел Цыварев отметил, что в Комиссию подается заявление, а в суд – административный иск. Как в заявлении, так и в административном иске, в зависимости от ситуации должно содержаться требование об установлении в отношении объекта его рыночной стоимости либо об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.

К заявлению в Комиссию и к административному иску потребуется приложить ряд документов:

— выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

— копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (при подаче заявления в Комиссию копия должна быть нотариально заверена);

— документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Такие документы потребуются в случае, когда при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости;

— отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости. Отчет должен быть выполнен оценщиком на бумажном носителе. Если документы подаются в связи с установлением в отношении объекта его рыночной стоимости, отчет составляется и в форме электронного документа. Рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Павел Цыварев обратил внимание, что помимо указанных документов в суд необходимо представить решение Комиссии или документ, подтверждающий факт соблюдения досудебного порядка (для юридических лиц), а также документ, подтверждающий оплату госпошлины. Обращение в суд по одному объекту недвижимости для физических лиц обойдется в 300 руб., а юридические лица заплатят 2 000 руб. за каждый объект недвижимости.

«Процедура оспаривания кадастровой стоимости в суде представляется более затратной, как в финансовом, так и во временном отношении», — отмечает Павел Цыварев. Так, в Комиссии заявление рассматривается бесплатно и в сравнительно короткий период — один месяц, в то время как суд не связан подобным сроком. По общему правилу суд должен рассмотреть административное исковое заявление в течение двух месяцев, однако зачастую этот срок увеличивается, например, в связи с назначением судебной экспертизы.

Совокупный размер судебных расходов административного истца по делу может составлять значительную сумму. При этом компенсировать свои расходы за счет проигравшей стороны возможно не всегда. Так, в случае, когда никто из участников процесса не возражает и по решению суда кадастровая стоимость объекта устанавливается в размере рыночной, превышающей половину величины оспоренной кадастровой стоимости, то суд оставляет судебные расходы на заявителе.

Указанное ставит под сомнение экономическую целесообразность оспаривания кадастровой стоимости в суде. И если Комиссией было отказано в первый раз в удовлетворении заявления, то рационально повторно обратиться в Комиссию после устранения причин отклонения заявления о пересмотре кадастровой стоимости. «Оспорить результаты определения кадастровой стоимости можно в течение пяти лет с даты внесения их в Единый госреестр недвижимости, но не позднее даты внесения очередных результатов государственной кадастровой оценки», — добавил Павел Цыварев.

На территории Архангельской области пятилетний срок для земельных участков из земель населенных пунктов и объектов капитального строительства истек в 2018 году. Правда, это касается лишь тех объектов, кадастровая стоимость которых за указанный период не изменялась, к тому же остается возможность оспорить кадастровую стоимость по таким объектам в суде. Для объектов, учтенных после даты кадастровой оценки, или в отношении которых за указанный период были изменены их количественные или качественные характеристики, открывается новый пятилетний срок, который исчисляется с даты проведения соответствующих учетных действий.

Был ли произведен пересчет кадастровой стоимости по объекту недвижимости, можно узнать, заказав выписку о кадастровой стоимости. Такая информация будет отражена в поле «дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН». Выписку о кадастровой стоимости можно получить бесплатно как через МФЦ, так и воспользовавшись электронными сервисами Росреестра.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создана при Управлении Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и находится по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 5, корп. 1. Информация о работе Комиссии размещена на сайте Росреестра в разделе «Деятельность» («Кадастровая оценка» — «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости»).

Судебное рассмотрение заявления об оспаривании кадастровой стоимости производится Архангельским областным судом по правилам административного судопроизводства.

Павел Цыварев напомнил, что сейчас на территории Архангельской области подходят к концу работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, сведения о которых содержатся в ЕГРН по состоянию на 01.01.2019. Исполнителем работ является государственное бюджетное учреждение Архангельской области «АрхОблКадастр» (адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 4).

Новый акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступит в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования) Министерством имущественных отношений Архангельской области.

Оставьте комментарий