Освобождаются от налогообложения земельные участки

Кто освобождается от уплаты земельного налога? Ответ на этот актуальный вопрос заинтересует всех собственников земельных участков, а также тех, кто обладает на них правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Об этом — наша статья.

Земельный налог: законодательное регулирование

Земельному налогу посвящена глава 31 НК РФ. Здесь можно найти полную информацию относительно объектов налогообложения, определения налоговой базы, порядка расчета этого налога, предоставляемых по нему льгот и освобождений, а также сроков и порядка уплаты.

Хотя Налоговый кодекс и является первоисточником во всех вопросах налогообложения, не всегда он может содержать понятную информацию относительно всех нюансов по тому или иному налогу.

Если вам нужна инструкция по уплате земельного налога на УСН, прочтите материал «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки».

Указать правильный КБК в платежке вам поможет наш материал «КБК по земельному налогу в 2016-2017 годах (пени)».

Далее рассмотрим, кто освобожден от земельного налога.

Кто подпадает под освобождение от земельного налога?

Кто освобождается от земельного налогаиз юрлиц, подробно отражено в ст. 395 НК РФ. Выглядит этот список следующим образом:

  • Организации, работающие в системе уголовно-исполнительного наказания. Освобождение от уплаты земельного налога предназначено для земель, которые используются для осуществления этими организациями непосредственно возложенного на них функционала.
  • Религиозные организации в отношении земель, на которых расположены различного рода сооружения, использование которых носит религиозный или благотворительный характер.
  • Организации, участки которых занимают автомобильные дороги общего назначения (освобождение распространяется не на организацию в целом, а только непосредственно на такие участки, занятые автомобильными дорогами).
  • Общественные организации инвалидов, в составе членов которых людей с инвалидностью числится не менее 80%, в отношении участков земли, применяемых для деятельности, обозначенной в уставах этих организаций.
  • Компании, учредителями которых являются организации (общественные) инвалидов, показатель среднесписочной численности работников в которых не менее чем на 50% состоит из лиц, относящихся к инвалидам, а их фонд оплаты труда (ФОТ) достигает не менее 25% от общего ФОТа по организации. Освобождению подвергаются земельные участки, используемые при производстве и реализации товаров (кроме облагаемых акцизами), работ (услуг).
  • Компании, единоличными владельцами которых являются организации инвалидов (общественные) в отношении земель, использующихся для осуществления физкультурно-оздоровительной, научной, образовательной, социальной, информационной деятельности, а также для оказания содействия в правовой защите детей-инвалидов.
  • Организации, осуществляющие деятельность в сфере художественных народных промыслов, в отношении земель, используемых для производства изделий народных промыслов и их реализации.
  • Организации, являющиеся резидентами особой экономической зоны (ОЭЗ), в отношении земель, расположенных непосредственно в ОЭЗ, на срок до 5 лет, исчисление которого начинается с момента регистрации участка.
  • Управляющие компании «Сколково» в отношении земель, располагающихся в этом инновационном центре.
  • Судостроительные организации, являющиеся резидентами промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении земель, занятых под строительство судов, на срок до 10 лет, исчисление которого начинается с момента регистрации участка.
  • Организации, являющиеся участниками свободной экономической зоны (СЭЗ), в отношении земель, которые располагаются непосредственно на СЭЗ, на срок до 3 лет, исчисление которого начинается с момента регистрации участка.

Как уплачивают налог на землю ИП, читайте .

Кто освобожден от уплаты земельного налога из физических лиц?

Среди плательщиков-физлиц существует лишь одна категория тех, кто освобождается от уплаты земельного налога. Это отнесенные к коренным и малочисленным народам российских Дальнего Востока и Севера жители и общины народов, в отношении земель, которые ими используются для традиционного образа жизнеустройства, ведения промыслов и хозяйствования.

ВАЖНО! Четкое определение тех лиц, кто освобождается от земельного налога, содержится в Постановлении Правительства РФ от 24.03.2000 № 255. Кроме того, в письме Минфина РФ от 14.08.09 № 03-06-06-03/8 финансистами были приведены характеристики, по которым определенные земли подлежат освобождению от земельного налога (п. 7 ст. 395 НК РФ).

П. 5 ст. 391 НК РФ установлен перечень физлиц, налоговая база по земельному налогу которых может быть уменьшена на 10 тыс. руб. При этом если кадастровая стоимость земли меньше указанной выше льготы, то налоговая база может быть уменьшена до 0 (п. 7 ст. 391 НК РФ). В данном перечне установлены в том числе следующие налогоплательщики:

  • · Герои СССР и РФ;
  • · ветераны и инвалиды ВОВ и иных боевых действий;
  • · инвалиды с детства, а также лица, имеющие 1-ю или 2-ю группу инвалидности.

Законодателями муниципальных образований РФ могут быть установлены дополнительные льготы.

Итоги

Плательщиками налога на землю являются собственники земельных участков: физические и юридические лица. Налоговым законодательством установлен перечень юридических и физических лиц, освобожденных от уплаты данного налога.

О нюансах исчисления и уплаты земельного налога читайте в нашей рубрике «Земельный налог».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Проводимая пенсионная реформа, несмотря на непопулярные меры в виде повышения пенсионного возраста, в первую очередь направлена на улучшение уровня и качества жизни пенсионеров. Повышение социальных выплат, индексация пенсий не являются основными способами в разрешении этой задачи. Поэтому основной акцент и существенная доля выделяемых в социальном бюджете страны средств направлена на финансирование льгот для пенсионеров. Предусмотренные законодательством льготы пенсионерам в 2020 году не только сохранятся, но и увеличатся на федеральном и региональном уровне социального обеспечения.

Какие льготы положены пенсионерам в 2020 году в России

На уровне федерального законодательства для пенсионеров в 2020 году предусмотрены льготы, связанные с освобождением от некоторых обязательных платежей, а также с возможностью получать определенный перечень социальных и коммунальных услуг бесплатно или по специальным тарифам. Так, в перечень льгот пенсионеров входят отмена обязательных платежей на транспорт, недвижимость, подоходного и земельного налога, льготы по оплате услуг ЖКХ, в том числе коммунальных платежей, оплаты телефонной связи, электроэнергии, компенсации за взносы на капитальный ремонт жилья. У пенсионеров есть право на получение определенных бесплатных медицинских услуг, перечень которых утверждает министерство здравоохранения, среди них — и льготное санаторное обслуживание. Это также льготное пользование общественным транспортом и авиаперелеты, налоговый вычет с доходов при покупке или строительстве жилья, компенсационные выплаты пенсионерам, имеющим доход ниже прожиточного минимума. Другие виды безналичной помощи малоимущим пенсионерам, например, предоставление на бесплатной основе средств первой необходимости, одежды, продуктов питания. Особенностью получения льгот является то, что для большинства из них установлена специальная процедура их оформления. То есть автоматически получить социальную помощь невозможно, нужно обратиться с заявлением в уполномоченный орган, — сообщает zakon.world. Последние новости из Государственной Думы на сегодня позволяют сделать выводы, что федеральные льготы, предусмотренные для пенсионеров в 2020 году, сохранятся. Кроме этого, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой: «Льготы будут предоставлять по достижению текущего пенсионного возраста, а не по причине выхода на пенсию».

Льготы по оплате по ЖКХ

При расчете учитывается максимально допустимая доля расходов на коммунальные услуги из дохода пенсионера и проживающих с ним в жилом помещении. Стандарты нормативной площади жилья и стоимости услуг ЖКХ утверждаются региональным законодательством и в каждом регионе разные. В перечень льготных входят услуги по водоснабжению (как горячей, так и холодной водой), водоотведению и канализации. Газоснабжению (в домах, где проведена газификация) Электроснабжению. Содержание и обслуживание строения и придомовой территории. При этом льготы в размере 50% на оплату услуг ЖКХ предоставляются участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, получившим инвалидность в результате исполнения служебных обязанностей, близким родственником погибшего или инвалида участника боевых действий вне зависимости от уровня дохода. Кроме того, без учета уровня дохода на 50% скидку от оплаты ЖКХ имеют право пенсионеры, живущие в жилом помещении на условиях социального найма.

Как оформить льготы по оплате коммунальных услуг, электроэнергии и за телефон

Для оформления льгот на услуги ЖКХ необходимо обратиться с заявлением в МФЦ или через интернет-портал Госуслуг. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих личность заявителя; документ о праве собственности или договор аренды; оплату услуг ЖКХ и отсутствия задолженности за последний месяц перед подачей заявления; право на получение льготы, например, копию пенсионного удостоверения. Также для предоставления сведений о доходах пенсионера необходима справка из налоговой службы и Пенсионного фонда и членов семьи, проживающих вместе с заявителем. Кроме того, необходимо указать информацию о занимаемой площади (справка, по утвержденной форме) и сведения о банковском счете пенсионера, на который будут переводиться субсидии. В некоторых регионах в соответствии с местным законодательством могут быть предусмотрена подача и дополнительных документов. Более точную информацию и консультацию можно получить бесплатно в МФЦ по месту проживания. Срок оформления льготы 10 дней с момента приема документов.

Отмена налога на транспорт, недвижимость и земельного налога

Отмена уплаты некоторых видов налоговых сборов для пенсионеров сохранит свое действие и в 2020 году. Так, они освобождаются от уплаты таких видов обязательных платежей, как налог на недвижимость. Льгота распространяется как на работающих, так и на неработающих пенсионеров. Освобождению от налогообложения подлежит только один однотипный объект недвижимости находящийся в собственности пенсионера общей площадью не больше 50 кв. м. Пенсионер имеет право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости шести соток участка на землю, находящуюся в его владении. На налоговый вычет с уплаченных доходов при покупке или строительстве жилья, в том числе по расходам по уплате процентов по ипотеке. На налоговый вычет с доходов, если средства были потрачены на лечение. Налог на доходы: из пенсии и других социальных выплат пенсионера не удерживается НДФЛ. Но такое правило не распространяется на зарплату и другие доходы. От уплаты налога на транспорт освобождены пенсионеры, владеющие автомобилем, предназначенным для перевозки инвалидов, или полученным от органов социальной защиты мощностью не более 100 л.с., имеющие моторную лодку с двигателем не более 5 л.с. Льгота распространяется только на одно транспортное средство. Кроме федеральных льгот, для пенсионеров предусматриваются дополнительные региональные льготы, устанавливаемые законодательством субъектов федерации.

Уведомления о земельном налоге, данные, связанные с земельными участками, срок(и) уплаты земельного налога, процесс расчёта налога и сумма(ы), подлежащая(ие) уплате, отображаются в e-MTA: «Налоги» – «Иные налоги» – «Земельный налог».

Земельный налог — это налог, определяемый исходя из налогооблагаемой цены земли, который Налогово-таможенный департамент исчисляет на основании полученных от местных самоуправлений данных. Земельный налог поступает в полном объеме в бюджеты единиц местного самоуправления.

1. Кто обязан платить земельный налог

Соответственно Закону о земельном налоге платить земельный налог должны:

1.1. собственник земли или
1.2. если землепользование не переоформлено в порядке, предусмотренном Законом о земельной реформе, то земельный налог платит пользователь земли;
1.3. если земля обременена правом застройки, то земельный налог платит застройщик, а не собственник земли;
1.4. если земля обременена пользовладением, то земельный налог платит пользовладелец, а не собственник земли;
1.5. в случае отвода недвижимой вещи, находящейся в государственной или муниципальной собственности, для добычи полезных ископаемых земельный налог уплачивает лицо, получившее право землепользования.

Государство платит земельный налог с находящейся в его собственности земли, в отношении которой представлено либо ходатайство о возврате, замене или её компенсации; либо земля была компенсирована, но никем не была взята в пользование; либо в отношении земли не было представлено ходатайства о возврате, замене или её компенсации и которая никем не была взята в пользование.

2. Объект земельного налога

Земельным налогом облагается вся земля, за исключением:

  • земли, на которой законом или в установленном законом порядке запрещена хозяйственная деятельность;
  • земли природных резерватов и зон специального режима заповедников, а также земли зон специального режима постоянных местообитаний;
  • земли, относящейся к зданиям дипломатических и консульских представительств иностpанных госудаpств или к их частям;
  • земли, находящейся в пользовании иностранного государства или международной организации на основании договора, заключенного между Правительством Республики и иностранным государством или международной организацией;
  • земли под церквями и молитвенными домами приходов;
  • муниципальной земли, расположенной на административной территории соответствующей единицы местного самоуправления, за исключением случая, когда эту землю использует лицо, чье землепользование еще не переоформлено в порядке, предусмотренном Законом о земельной реформе, или если эта земля обременена правом застройки или пользовладения;
  • земли под публичными водоемами, водоемами публичного пользования и дорогами публичного пользования;
  • земли, находящейся в пользовании международных военных штаб-квартир;
  • с находящейся в собственности государства земли с целевым назначением земли для общественных строений;
  • земли с целевым назначением земли общего пользования (в т. ч. земли кладбищ).

С земель, установленных Законом об охране природы, таких как зоны с ограниченным режимом природопользования, заказники, земли постоянных местообитаний и земли, относящиеся к зонам с ограниченным режимом природопользования отдельных охраняемых природных объектов, земельный налог уплачивается в размере 50 процентов от ставки земельного налога.

3. Ставка земельного налога

Ставка земельного налога составляет 0,1–2,5 процентов от цены налогообложения земли в год.

Ставка земельного налога с используемых для производства сельскохозяйственной продукции обрабатываемых земель и естественных лугов составляет 0,1–2,0 процента от цены налогообложения земли в год.

Ставки налога устанавливает на своей административной территории собрание местного самоуправления не позднее 31 января года налогообложения. Собрание местного самоуправления может установить ставки налога диференцированно по ценовым зонам в установленных законом пределах. Измененные ставки налога применяются с начала года.

Ставки земельного налога (на эст. языке)

  • 2020 году
  • 2019 году
  • 2018 году
  • 2017 году
  • 2016 году

4. Представление местным самоуправлением данных

В случае изменения ставок налога единица местного самоуправления представляет сведения об измененных ставках земельного налога в информационную систему земельного налога (MAKIS) не позднее 1 февраля года налогообложения. Если к установленному сроку измененные ставки не будут представлены, то Налогово-таможенный департамент исчисляет земельный налог по ставкам предыдущего года.

Единица местного самоуправления представляет помимо налоговых ставок к 1 февраля года налогообложения посредством информационной системы земельного налога (MAKIS) в Налогово-таможенный департамент исходные данные, необходимые для вычисления земельного налога.

5. Возникновение налоговой обязанности

Для определения величины налоговой обязанности по земельному налогу Налогово-таможенный департамент берет за основу наличие права собственности или пользовладения по состоянию на 1 января налогового года. Налогово-таможенный департамент выставляет налоговое уведомление лицу, являющемуся собственником или пользователем земли по состоянию на 1 января (в пунктах 1.2–1.5 перечисленные лица). При приобретении земли или возникновении права пользования в середине года, у старого владельца или пользователя сохраняется обязанность по земельному налогу до конца года, и налоговая обязанность нового собственника или пользователя земли возникает с 1 января года, следующего за годом приобретения земли или возникновения пользовладения.

6. Льгота по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом

Для получения льготы по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом, необходимо выполнение четырёх условий одновременно по состоянию на 1 января:

  • лицо должно быть землевладельцем или землепользователем по смыслу ст. 10 Закона о земельном налоге (лица, перечисленные в п. 1.1–1.4 этой инструкции);
  • земля должна использоваться с целью жилой застройки на ней или в качестве приусадебного участка, входящего в состав доходной сельскохозяйственной земли;
  • на земле находится здание;
  • постоянное место жительства землевладельца или землепользователя находится в здании, расположенном на земле, соответственно данным об его местожительстве, которые внесены в регистр народонаселения.

Освобождение от уплаты земельного налога можно получить только с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой, в том числе в городе, внутриволостном городе, поселке городского и сельского типа, а также на территории, которая определена по общей планировке единицей местного самоуправления или по уездной планировке уездным старейшиной в качестве территории с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара.

От уплаты земельного налога освобождены собственники земельной единицы, находящейся в их общей долевой или совместной собственности, на вышеуказанных условиях с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара. Это положение не применяются в отношении собственников квартирной собственности; это обозначает, что в квартирном товариществе рассчитывается освобождение от уплаты налога для каждой квартирной собственности.

Члены товарищества собственников зданий из числа физических лиц также приравнены к землепользователям. Таким образом, освобождается от уплаты земельного налога земля, используемая под жилую застройку на ней, которая принадлежит товариществу собственников зданий, в пропорциональной части паёв членов товарищества собственников зданий из числа таких физических лиц, место жительства которых соответственно данным об их местожительстве внесено в регистр народонаселения и находится в здании, расположенном на этой земле (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара, в расчёте на каждого члена товарищества собственников зданий, соответствующего названным признакам.

Землевладелец или землепользователь, названный в ст. 10 Закона о земельном налоге, не должен представлять заявление для получения налоговой льготы. Налоговая льгота рассчитывается автоматически.

7. Налоговое уведомление о земельном налоге

Налогово-таможенный департамент высылает налогоплательщику налоговое уведомление о подлежащей к уплате сумме земельного налога не позднее 15 февраля.

Пользователю e-MTA, электронный адрес которого известен Налогово-таможенному департаменту, налоговое уведомление о земельном налоге высылается только электронным путем.

Если у Налогово-таможенного департамента нет адреса электронной почты налогоплательщика, то уведомление высылается по СМС на номер мобильного телефона. Налоговое уведомление на бумаге высылается в том случае, если у департамента нет ни номера мобильного телефона, ни адреса электронной почты налогоплательщика.

Налогоплательщик, не получивший налоговое уведомление о земельном налоге к 25 февраля, обязан известить об этом Налогово-таможенный департамент в течение 30 дней. В этом случае налогоплательщику высылается новое налоговое уведомление.

Если налогоплательщик не получил ни одного налогового уведомления о земельном налоге, он обязан сообщить в письменной форме или в электронном виде в волостную или городскую управу по месту нахождения земли о размере и целевом назначении находящейся в его собственности или пользовании земли.

Если в налоговом уведомлении представлены неточные данные о налогоплательщике или его налогооблагаемом землепользовании, то ему необходимо обратиться для уточнения земельных данных в волостную или городскую управу по месту нахождения земли.

8. Уплата земельного налога

Земельный налог за землю, расположенную в единице любого местного самоуправления, в размере до 64 евро следует уплатить одной суммой к 31 марта 2020 года.

Если сумма земельного налога превышает 64 евро, то к 31 марта 2020 года следует уплатить как минимум половину суммы, но не менее 64 евро. Остальную часть земельного налога следует уплатить не позднее чем к 1 октября 2020 года.

Земельный налог следует уплатить на банковский счет Налогово-таможенного департамента. Реквизиты для уплаты налогов «

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет Налогово-таможенный департамент.

9. Освобождение от земельного налога пенсионера или репрессированного

Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога как лицо, получающего пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании; так и лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара.

Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога также репрессированного или лицо, приравненного к нему по смыслу Закона о лицах, репрессированных оккупационными режимами; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле.

Лицо, получающее пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании, лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность, а также репрессированный или лицо, приравненное к нему, должны представить заявление для получения освобождения от уплаты налога в местное самоуправление.

10. Поступление земельного налога

Земельный налог поступает в полном объёме в местное самоуправление.

11. Если нуждаетесь в помощи

  • Позвоните
    • +372 880 0811
    • Skype mta.eesti
  • Отправьте письмо на адрес э-почты eraklient@emta.ee или оставьте сообщение в е-MTA в рубрике «Общение» – «Переписка».

Дополнительная информация

  • Закон о земельном налоге (на эст. языке и англ. языке)

15 июля президент Аслан Бжания отменил решение собрания Галского района 2003 года, согласно которому сумма земельного налога для жителей Галского района была больше чем в других районах. В Указе президента говорится, что решение районного собрания противоречит Закону Республики Абхазия «О плате за землю» и Закону Республики Абхазия «О ставках земельного налога в Республике Абхазия».

Начальник управления по связям со средствами массовой информации администрации президента Алхас Чолокуа сообщил «Нужной Газете», что Указ об отмене решения собрания Галского района издан с целью приведения в соответствие с законодательством Абхазии.

Ранее, уполномоченный по правам человека Асида Шакрыл, выступая перед парламентом с докладом о проделанной работе, упоминала, что в Галском районе размер земельного налога, взимаемого с физических лиц, существенно превышает размер аналогичных налоговых платежей в других районах Абхазии. Она призвала Генпрокуратуру отреагировать должным образом на запросы, связанные с проверкой законности решений Галского районного собрания и ИМНС Галского района по данному вопросу.

Бывший глава Галского района, в свою очередь, отметил, что, когда в 2003 году это решение принималось районным собранием, оно не противоречило закону. В противоречие с законом оно вступило в 2006 году, с принятием парламентом постановления о ставках земельного налога. При этом он подчеркнул, что ничего не имеет против решения президента, так как оно принято в соответствие с законом.

«В конце 2015 года мы обнаружили, что решение собрания противоречит закону. Нашей целью было не отменить решение районного собрания, а обратиться в парламент, чтобы тот дал право районному собранию определять ставки земельного народа. Так как на местах люди лучше знают, как обстоит ситуация. Но парламент не принял этого решения», – отметил Надарая.

Бывший глава Галского района добавил, что из-за Указа президента бюджет района может недополучить около 5 миллионов налоговых поступлений.

«Деньги, которые поступали в бюджет района от земельного налога, шли на нужды этого района – за этот счет ремонтировались дороги, благоустраивались села, начислялась заработная плата. Это очень красивый жест по уменьшению налога, но с сожалением должен констатировать, что, во-первых, это означает, что принятый бюджет не будет исполнен, что непременно скажется на районе, и второе – исполнительная власть должна найти средства, чтобы дофинансировать бюджет района на 5 млн рублей», – сказал Надарая.

По решению районного собрания от 2003 года крестьяне платили налог на землю в размере 2250 рублей за 1 га земли, сейчас эта сумма снизится наполовину. По информации экс-главы района, с 1 га полносборного ореха крестьянин собирает до 2 тонн урожая, при цене 100 рублей за килограмм ореха можно получить 200 тысяч рублей, учитывая все расходы, прибыль составляет 100 тысяч рублей.

«2250 рублей – это не такая большая сумма для того, кто имеет гектар ореха, а в среднем люди имеют по 2-3 гектара. Это я по минимальным ценам еще говорю, было, когда орех и 200 рублей стоил, когда крестьянин получал 300-400 тысяч рублей», – сказал Надарая.

Депутат парламента, председатель парламентского комитета по бюджету, кредитным организациям, налогам и финансам Натали Смыр считает, что решение об изменении в ставках земельного налога незаконное, так как оно влечет за собой нарушение закона о бюджете на 2020 год. По ее словам, никто не имеет право вносить изменения в государственный бюджет, принятый парламентом.

«Это закон, который был принят парламентом и, следовательно, вносить в него изменения может только парламент», – подчеркнула Смыр.

По ее словам, исполнительная власть должна была не просто обратиться в парламент с предложением об изменении бюджета, но, предлагая такое решение, должна была предусмотреть источники субсидирования недостающей суммы.

Оставьте комментарий