Отчеты по отходам 2018

Содержание

В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 22.12.2010; далее — Порядок), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР) утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета. При этом не установлен конкретный срок представления технического отчета, а также последствия его непредставления.

Действующие на сегодняшний день нормативные правовые акты не содержат норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных в соответствии с Порядком НООЛР, в т.ч. в случае неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отказ в принятии технического отчета также не предусмотрен законодательством.

В территориальных органах Росприроднадзора по-разному трактуют те или иные положения Порядка. В связи с этим у хозяйствующих субъектов возникает масса вопросов по представлению технических отчетов, а самое главное — о последствиях его непредставления. В данной статье мы попробуем разобраться с вопросами по порядку.

НУЖНО ЛИ СОГЛАСОВЫВАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ?

Порядком установлено, что технический отчет представляется в уведомительном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Нередко имеют место ситуации, когда должностные лица территориальных органов Росприроднадзора утверждают, что для подтверждения представления технического отчета необходима отметка Росприроднадзора о его принятии на самом техническом отчете или на документе, утверждающем НООЛР.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ В соответствии с п. 11 Порядка датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении с указанием даты или дата почтового отправления.

Таким образом, технический отчет представляется в уведомительном порядке. В законодательстве Российской Федерации не содержится требований о согласовании технического отчета, следовательно, и нет сроков его рассмотрения. Отказ территориального органа Росприроднадзора в приеме технического отчета в уведомительном порядке неправомерен.

В КАКОЙ СРОК НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН РОСПРИРОДНАДЗОРА?

Согласно п. 35 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — Методические указания), технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в проект НООЛР, не изменились в течение отчетного периода (года) в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» (далее — Письмо № КТ-08-03-36/6068) технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов. При этом необходимо помнить о том, что письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.

Минприроды России подготовлен проект Приказа об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, п. 7 которых планируется предусмотреть, что неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющих виды и классы опасности образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в проекте НООЛР, подтверждаются в виде технического отчета по обращению с отходами, составляемого и ежегодно представляемого хозяйствующими субъектами (их филиалами и другими территориально обособленными подразделениями) в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора. Согласно проекту технический отчет по обращению с отходами должен быть представлен в течение 15 календарных дней по истечении отчетного года с даты утверждения проекта НООЛР.

Поскольку данный проект Приказа Минприроды России еще не утвержден и не прошел государственную регистрацию, требования, предусмотренные в нем, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний. На указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Согласно Постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 № 15АП-14255/2012 по делу № А32-3088/2012 Управлением Росприроднадзора был переоформлен документ об утверждении НООЛР сроком действия с 19.07.2011 до 22.03.2015. В нарушение п. 11 Порядка Общество в срок до 22.03.2011 не подтвердило неизменность производственного процесса, в связи с чем в действиях Общества содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В Порядке не конкретизированы дата или отрезок времени, в течение которого юридическое лицо обязано подтвердить неизменность производственного процесса. Следовательно, в такой ситуации подтверждение должно быть осуществлено не позже календарного года с даты выдачи организации лимитов на размещение отходов.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму Минприроды России от 31.01.2012 № 12-47/1087 территориальные органы Росприроднадзора принимают технический отчет для подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в уведомительном порядке, а следовательно, не могут отказать юридическим лицам в принятии данного отчета и датой его получения считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении.
Как было установлено судом, лимит на размещение расходов, выданный Обществу, был утвержден и зарегистрирован 30.04.2010. Технический отчет с подтверждением неизменности производственного процесса и используемого сырья был направлен Обществом в адрес Управления Росприроднадзора 18.04.2011 и зарегистрирован Управлением 26.04.2011.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что Общество представило технический отчет в пределах срока, установленного п. 11 Порядка.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИЛОЖЕНЫ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ? ПОСЛЕДУЕТ ЛИ НАКАЗАНИЕ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАКИХ-ЛИБО ДОКУМЕНТОВ?

Технический отчет разрабатывается в соответствии с Приложением 3 к Методическим указаниям . Требования к содержанию и оформлению технического отчета изложены в разд. IV Методических указаний.

Пунктом 40 Методических указаний установлен перечень документов, которые необходимо приложить к техническому отчету:

  • копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
  • копии договоров на транспортировку отходов, документы, подтверждающие факт передачи отходов на использование, обезвреживание, размещение;
  • копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;
  • копии лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

В указанном перечне не содержится требования о приложении данных учета отходов . Кроме того, п. 3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, установлено, что материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

  • проведении инвентаризации отходов;
  • подготовке проектов НООЛР, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) ;
  • ведении федеральных статистических наблюдений;
  • расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) (в части размещения отходов).

Таким образом, материалы учета отходов используются при заполнении таблиц технического отчета. Поскольку приведенный перечень документов является закрытым, нет необходимости представлять иные документы, не указанные в нем.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Согласно Постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу № А56-54574/2013 проект НООЛР Общества был разработан в 2011 г. и утвержден Департаментом Росприроднадзора, что подтверждено документом об утверждении НООЛР № 26-26132-О-11/16 (л.д. 42-44). Срок действия НООЛР установлен до 05.12.2016.
Технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья с комплектом сопроводительных документов был сформирован и отправлен Обществом 19.10.2012 в адрес Департамента Росприроднадзора ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адресат получил письмо 07.11.2012. Технический отчет был зарегистрирован территориальным органом Росприроднадзора как входящее письмо от 09.11.2012 № 26/19352.
В связи с отсутствием в представленных документах приложений, установленных Методическими указаниями, в подтверждении неизменности производственного процесса Обществу было отказано.
Суд указал, что Порядок не содержит норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных в соответствии с данным Порядком НООЛР, в т.ч. в случае неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Отказ в принятии технического отчета, подлежащего представлению в уведомительном порядке, действующим законодательством не предусмотрен.
Учитывая тот факт, что Обществом был разработан проект НООЛР и документы, необходимые в качестве приложений к техническому отчету, были представлены Обществом в ходе плановой выездной проверки, что отражено в перечне документов к акту проверки от 09.07.2013 № ПВ-47/08-А, суд пришел к выводу о необоснованности привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Кроме того, законодательством не определены правовые последствия непредставления документов, перечисленных в п. 40 Методических указаний, при прохождении процедуры подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Суд удовлетворил заявление Общества, признал незаконным и отменил Постановление и предписание.

ЕСЛИ ГОД С ДАТЫ УТВЕРЖДЕНИЯ НООЛР ИСТЕК, А ОТЧЕТ НЕ СДАН, ПЛАТУ ЗА НВОС ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ НУЖНО ВНОСИТЬ С ПРИМЕНЕНИЕМ 5-КРАТНОГО КОЭФФИЦИЕНТА?

В Письме № КТ-08-03-36/6068 изложена позиция, согласно которой в случае представления технического отчета позже указанного срока расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения НООЛР) до момента представления указанного отчета производится как за сверхлимитное размещение. Однако, например, ФАС Северо-Западного округа указанную позицию не поддержал.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2014 по делу № А44-4656/2013 судом было установлено, что Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 16.12.2004 и в процессе деятельности оказывает НВОС. На основании Приказа Росприроднадзора от 30.06.2011 был утвержден документ об утверждении НООЛР. Обязанность по представлению технического отчета была исполнена Обществом 13.06.2013.
Нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее — Порядок определения платы), и Порядка не устанавливают сроки представления технических отчетов, а также не определяют последствия несоблюдения данных сроков.
Исходя из пп. 5 и 6 Порядка определения платы плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется при превышении лимитов или при отсутствии утвержденных лимитов. Иного порядка расчета с применением 5-кратного повышающего коэффициента действующее законодательство не определяет.

В данном случае Обществом были утверждены лимиты на срок до 2016 г., их действие не было отменено. Представленные 13.06.2013 технические отчеты подтвердили неизменность производственного процесса, следовательно, фактического превышения лимитов при размещении отходов не было. Это также подтверждают расчеты платы за НВОС за III и IV кварталы 2012 г. и I квартал 2013 г.
Данная ситуация свидетельствует об отсутствии правового регулирования порядка расчета платы за сверхлимитное размещение отходов в том случае, когда лимиты на размещение отходов утверждены хозяйствующему субъекту на 5 лет, их превышение не зафиксировано, но имеет место отсутствие подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Таким образом, правовых оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента не имелось, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчетов.

В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на то, что данная статья не является призывом не сдавать технический отчет или не указывать в полном объеме информацию в нем. Это лишь рекомендации, которые помогут вам бороться с необоснованными требованиями территориальных органов Росприроднадзора. Требования законодательства в области обращения с отходами необходимо соблюдать, в противном случае предприятие может быть привлечено к административной ответственности.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА В соответствии с Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по делу № А13-9189/2013 в ходе проверки были установлены нарушения заявителем требований ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 11 Порядка, выразившиеся в отсутствии согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в непредставлении технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами за 2011 и 2012 гг. в Управление Росприроднадзора.
По факту несоблюдения экологических требований при осуществлении деятельности по обращению с отходами ответчиком в отношении Общества были составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении. Постановлением Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания заявитель привлечен к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа размером 100 000 руб.
Наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, было подтверждено материалами дела.
Довод подателя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения судом апелляционной инстанции был отклонен, поскольку рассматриваемое правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в области обращения с опасными отходами и охраны окружающей среды, что предполагает существенную угрозу жизнедеятельности общества и человека.
Надлежащему соблюдению требований в области обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами законодатель придает серьезное значение, о чем свидетельствует санкция ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающая применительно к юридическим лицам наказание в виде штрафа в размере от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При таких обстоятельствах суд отказал заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Управления Росприроднадзора о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Об этом также см.:

– Севрюгина В.В. Продление лимитов и технический отчет о неизменности производственного процесса // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 55–61;

– Прохоров И.О. О сроке представления технических отчетов: все ли так однозначно? // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 75–78.

О взимании платы за НВОС при размещении отходов см.: Бойцова А. Правовой режим взимания платы за НВОС в части размещения отходов // Справочник эколога. 2013. № 10. С. 56–62.

В статье будут рассмотрены условия регистрации сделок об отчуждении опасных отходов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим подготовку, использование, обезвреживание или захоронение отходов.

Что такое отчуждение отходов и сделка

Под отчуждением отходов понимается передача права собственности на них. При отчуждении отходов должны соблюдаться требования гражданского законодательства и Закона об обращении с отходами.

Согласно гражданского законодательства сделками признаются действия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 154 ГК). Т.е отчуждение отходов – это действие, которое направлено на передачу права собственности на отходы, которое повлечет за собой выполнение определенных обязательств в отношении отходов их новым собственником. Обязательства в отношении отходов установлены в ст. 17 Закона об обращении с отходами.

Перед совершением самой сделки заключается договор, являющийся соглашением сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей в отношении отчуждаемых отходов (ст. 390 ГК). Иными словами, сделка об отчуждении отходов это непосредственная передача отходов, а договор – это соглашение о том, в каком порядке отходы будут передаваться в собственность.

Когда нужно регистрировать сделку об отчуждении опасных отходов

Для начала необходимо проверить, включены ли передаваемые отходы в специальный перечень. Этот перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2020 № 36.
Если отходов нет в перечне, то регистрировать передачу отходов между сторонами не требуется. Если отходы включены в перечень, то регистрация сделки требуется (есть исключения).

Когда не нужно регистрировать сделку об отчуждении опасных отходов

Не требуется регистрация сделки об отчуждении опасных отходов, указанных в перечне, в следующих случаях.

  1. Передача отходов осуществляется организации или индивидуальному предпринимателю, которые эксплуатируют объект по использованию отходов, включенный в реестр объектов по использованию отходов. Важными условиями, при которых применяется такая «льгота», являются: а) эксплуатация объекта по использованию отходов в соответствии с требованиями законодательства; б) наличие передаваемых отходов в перечне отходов, принимаемых объектом по использованию отходов.
  2. Передача отходов осуществляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим специальное разрешение (лицензию) на использование отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживание отходов. Речь идет об отчуждении отходов, указанных в лицензии.
  3. При передаче отходов для подготовки, использования, захоронения, обезвреживания за пределами Республики Беларусь.
  4. Не требуется регистрации сделки для осуществления ввоза или вывоза отходов, при наличии одного из документов:
    • заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;
    • заключения (разрешительного документа) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства – члена Евразийского экономического союза и (или) вывоз из Республики Беларусь на территорию государства – члена Евразийского экономического союза опасных отходов, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;
    • лицензии на экспорт и (или) импорт товаров, выдаваемой Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством промышленности (в части лома и отходов черных и цветных металлов).

Кто, когда, где и как должен регистрировать сделку об отчуждении опасных отходов

Порядок регистрации сделок об отчуждении опасных отходов регулируется Положением о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818.

Регистрацию сделок об отчуждении опасных отходов осуществляют территориальные органы Минприроды по месту подготовки, захоронения, обезвреживания и (или) использования отходов.

Заявителем для регистрации сделки выступает сторона, принимающая отходы.

Для регистрации сделки заявитель подает в территориальный орган Минприроды документы, указанные в п. 6.25 перечня административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц:

  • заявление в произвольной форме;
  • копию договора, составленного в письменной форме и подписанного лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами;
  • документ юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих обращение с отходами, которые отчуждают опасные отходы, свидетельствующий об образовании у них опасных отходов или о приобретении ими права собственности на передаваемые, отчуждаемые опасные отходы. Это может быть инструкция по обращению с отходами производства, акт инвентаризации отходов производства.

На практике кроме копии договора, подается экземпляр договора заявителя. На данном экземпляре ставится отметка о регистрации сделки и оригинал договора возвращается заявителю.

Административная процедура по регистрации сделки проводится в течение 10 дней.

Обратите внимание. Передавать отходы между сторонами можно только после регистрации сделки и в количестве, не превышающем количество, указанное в договоре.

Не выполнение требований по регистрации сделок об отчуждении опасных отходов влечет наложение штрафа в соответствии с ч. 2 ст. 15.63 КоАП.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 13.04.2020 г. эколог Войтович Мария ✉ info@ecootvet.by ✆ +37529 107 33 11

Больше полезной информации:

  • изменения в законодательстве об обращении с отходами в декабре 2019 года;
  • когда вносить изменения в инструкцию по обращению с отходами;
  • как получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства.

Регистрация сделок об отчуждении опасных отходов

(Комментарий к отдельным нормам постановления Белстата от 10.10.2018 № 103 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению»)

Что изменилось в порядке заполнения отчета по отходам производства за 2018 г.?

С 1 января 2019 г. вступило в силу комментируемое постановление (далее – постановление № 103 и Указания № 103), которое установило новый порядок представления государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» начиная с отчета за 2018 г. (далее – отчет об отходах производства).

Среди новаций: изменение списка респондентов, появление новой строки «Территория нахождения структурного подразделения» на титульном листе отчета, корректировка условий применения «льготы», при которой отчет не представляется, изменения в списке лиц, подписывающих отчет.

Остальные положения постановления № 103 не отличаются от ранее действовавших.

Справочно: старый порядок был утвержден постановлением Белстата от 19.09.2013 № 208 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению» (далее – постановление № 208 и Указания № 208).

Так, например, в сравнении с постановлением № 208 не изменились остальные строки, графы титульной части формы отчета об отходах производства, а также:

− формы табл. 1 и 2;

− специальные коды и их наименования, установленные в приложениях 1−8 к Указаниям № 103, которыми в отчете кодируются поступление, передача отходов и другие действия с отходами;

− получатель отчетов − Республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел НИЦ «Экология» (г. Минск, ул. Якубова, 76);

− срок представления отчетов − 20 января года, следующего за отчетным.

Важно! 20 января 2019 г. – воскресенье (выходной день).

Если последний день срока представления первичных статистических данных приходится на субботу, воскресенье, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, днем окончания срока представления первичных статистических данных считается следующий за ним рабочий день.

Следовательно, срок представления отчета об отходах за 2018 г. – 21 января 2019 г.

Что изменилось в списке респондентов, представляющих отчет об отходах производства в РУП «Бел НИЦ «Экология»?

Респонденты – это субъекты, первичные статистические данные о которых являются объектом государственных статистических наблюдений. Главная обязанность респондентов – представлять уполномоченным государственным организациям первичные статистические данные (ст. 12 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике» (далее – Закон о статистике)).

Различие респондентов по новым и старым правилам удобно изучить с помощью сравнительной таблицы.

Респонденты отчета с 2018 г. (постановление № 103)

Респонденты отчета с 2013 г. (постановление № 208)

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства

2. Обособленные подразделения юридических лиц,

имеющие отдельный баланс,

осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства

Справочно: термины и понятия «отходы», «отходы производства», «сбор отходов», «хранение отходов» и другие определены в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».

Из таблицы видно, что респондентами, как и ранее, могут быть:

1) юридические лица.

Условия представления юридическим лицом отчета также не изменились. Как и ранее, организации обязаны представлять отчет, если:

а) осуществляют деятельность, связанную с обращением с отходами производства и не подпадают под условие «льготы» в части отходов производства, подобным отходам жизнедеятельности населения (см. ниже);

б) при арендных отношениях обеспечивают по договору сбор, хранение, вывоз на размещение отходов, образующихся при эксплуатации зданий, сооружений и других объектов;

2) обособленные подразделения юридического лица.

С 1 января 2019 г. к таковым относятся только те обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс.

То есть обязанность представлять отчет об отходах в РУП «Бел НИЦ «Экология» не позднее 20 января 2019 г. возлагается на названных респондентов.

Исключением из этого правила являются юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601), отходы упаковочных бумаги (код 1870604), картона (код 1870605), гофрокартона (код 1870606) незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные (коды 3532604, 3532607), ртутные лампы отработанные (код 3532603), при общем объеме таких отходов 50 т в год и менее.

Должны ли респонденты представлять отчеты об отходах в отношении обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса?

Должны. Это следует из п. 2 Указаний № 103.

Остановимся на указанной норме подробнее и разберемся, как следует ее применять на практике.

Ранее мы уже выяснили, что респондентом является или юридическое лицо, или обособленное подразделение юридического лица, имеющее отдельный баланс, которые для целей составления отчетов между собой никак не связаны.

Однако названные респонденты могут иметь обособленные подразделения:

– которым не выделен отдельный баланс;

– которые могут территориально находиться как в других районах, городах, чем сам респондент, так и в одном районе (городе) с респондентом.

В связи с этим респондентам, имеющим такие обособленные подразделения, необходимо правильно определить количество представляемых отчетов.

В Указаниях для целей представления отчетов выделены следующие территории: район области; город областного подчинения; г. Минск.

Это означает, что если организация-респондент и ее обособленное подразделение, у которого не выделен отдельный баланс (далее – структурное подразделение), расположены на одной территории, то организация-респондент обязана составить 1 отчет. В него включаются данные об образовании и движении отходов производства как организации, так и ее структурного подразделения.

Если же организация-респондент и ее структурное подразделение размещаются на разных территориях, то организация составляет 2 отчета:

– об образовании и движении отходов производства в организации;

– об образовании и движении отходов производства в структурном подразделении.

Важно! Организация-респондент составляет столько отчетов, сколько территорий расположения обособленных подразделений. Для указанного обстоятельства в титульной части формы отчета введена новая строка «Территория нахождения структурного подразделения».

В ней необходимо указать наименование района, города областного подчинения или г. Минск (т.е. фактическое местонахождение обособленного подразделения, о котором респондент представляет первичные статистические данные).

✚✚ Экологический отчет предприятия — составление и сдача отчетной документации от ООО «ЭкоЭксперт», работаем с 2001 г. с предприятиями Москвы, МО, Рф.

Каждый природопользователь, вне зависимости от того, представляет ли он собой крупную организацию или индивидуального предпринимателя, должен предоставлять экологический отчет контролирующим органам. Предусмотрены сроки, в которые должна быть сдана экологическая отчётность. Если необходимая документация не предоставлена вовремя или не предоставлена вообще, то это влечёт серьёзные штрафные санкции.

Кто сдает экологическую отчётность?

Это обязаны делать все природопользователи, независимо от размеров бизнеса или организации. Если осуществляется деятельность, предполагающая использование природных ресурсов и способная наносить вред окружающей среде, то экологическая отчетность является обязательной.

Какие документы обычно предусматривает экологическая отчётность предприятия?

В большинстве случаев экологический учёт и отчётность предусматривают следующий набор документации:

  • расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за год и квартал;
  • отчёт 2-ТП отходы;
  • технический отчёт о том, что в технологическом процессе не произошло никаких изменений;
  • отчётность об образовании отходов — составляется для среднего и малого бизнеса;
  • талон природопользователя (сводный кадастр отходов).

Сроки сдачи экологической отчётности

Сроки сдачи экологической отчётности устанавливают следующе законодательные документы:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения оплаты и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, иные виды негативного воздействия» — определяет порядок экологических платежей;
  • приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 года № 703 «Методические указания по поводу разработки ПНООРЛ» — регламентирует порядок подтверждения отсутствия изменений в технологических процессах;
  • приказ МПР от 16 февраля 2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка предоставления и контроля отчётов об образовании, пользовании, размещении и обезвреживании отходов (кроме статистической отчётности)» — регламентирует предоставление соответствующей отчётности.

Сдача экологической отчётности должна осуществляться в сроки, установленные законом. Согласование осуществляется в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды по г. Москве, в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Экологическая отчётность в 2013 году претерпела некоторые изменения. В частности, изменились коэффициенты экологической значимости. В соответствии с Федеральным Законом № 216-ФЗ от 3.12.12 нормативы 2003 и 2005 года должны применяться с коэффициентами 2,2 и 1,79.

Экологические платежи и отчётность: помощь профессионалов

Компания «ЭкоЭксперт» оказывает профессиональные услуги по составлению, согласованию и сдаче всех форм экологической отчетности. Мы поможем составить отчет, успешно согласовать и вовремя сдать необходимые документы для любого вида бизнеса:

  • экологическая отчётность предприятия;
  • экологическая отчётность малого бизнеса.

Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и стоимостью работ по экологическим отчётам предприятия.

Своевременная и правильная сдача всех отчетов и документов — проявление заботы об окружающей среде и надёжная защита от штрафных санкций. Обратитесь за помощью к специалистам, свяжитесь с нами.

Для абонентов 1С-Отчетности существует возможность отправки отчетности напрямую на портале Росприроднадзора.

Регистрация на портале Росприроднадзора

Сдать отчетность напрямую можно на портале Росприроднадзора, расположенного по адресу https://lk.fsrpn.ru (рис. 1).

Вход на портал осуществляется через «Госуслуги». Для этого организация должна быть зарегистрирована в ЕСИА. С подробной инструкцией о регистрации организаций и ИП в ЕСИА можно ознакомиться по адресу: https://help.fsrpn.ru/registration/registration-ip-esia/.

Примечание

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах. Для получения учетной записи ЕСИА необходимо удостоверить свою личность с помощью паспортных данных, ИНН и СНИЛС.

Рис. 1

При входе на портал Росприроднадзора необходимо указать свои регистрационные данные (рис. 2).

Рис. 2

При входе на портал в Личном кабинете появятся меню «Отчетность» и «Справочники», используя которые можно загрузить отчетность непосредственно на портал РПН (рис. 3).

Рис. 3

Загрузка отчетности на портал Росприроднадзора

После регистрации на портале Росприроднадзора у пользователя появляется Личный кабинет, с помощью которого, можно загружать отчетность и отслеживать статусы отчетов непосредственно на указанном портале.

Сначала отчет необходимо подготовить в программе «1С:Бухгалтерия 8», затем выполнить выгрузку отчета в файл (рис. 4). Для этого нажмите кнопку «Выгрузка» и выберите пункт «Выгрузить для портала Росприроднадзора». После этого будет выведен стандартный диалог выбора папки для сохранения файла. В выбранную папку будет сохранен подготовленный к отправке файл.

Рис. 4

Рис. 5

Для загрузки и отправки файла с отчетностью выполните следующие действия (рис. 6):

  1. Откройте меню «Отчетность».
  2. Выберите пункт меню «Отправить файл отчета».
  3. Нажмите кнопку «Добавить» (большой крестик).

Рис. 6

Рис. 7

Для отслеживания статусов отправки отчетов на портале Росприроднадзора используйте кнопку со знаком «i» (рис. 8).

Обратите внимание, что отчетность, отправленная с помощью сервиса «1С-Отчетность» (через оператора ЭДО) и статусы ее обработки не отображаются на портале Росприроднадзора. Для отслеживания ее прохождения используйте форму «1С-Отчетность».

Рис. 8

Обратите внимание! При отправке регламентированного отчета «Отчет по отходам субъектов МСП» (как с помощью сервиса «1С-Отчетность», так и напрямую на портале Росприроднадзора) необходимо представить в Росприроднадзор бумажный экземпляр отчета, подписанный и заверенный печатью.

Оставьте комментарий