Отмена налогов в 2018

Во многих специализированных изданиях в последнее время подаются сведения об отмене транспортного налога в будущем 2017 году. Так ли это? Как правильно его рассчитать за текущий 2016 год? Об этом расскажут наши специалисты в данной статье

16.09.2016

Особенности транспортного налога в нашем государстве

В нашем государстве законодательная система предусматривает выплату налога на транспортное средство, имеющееся в наличии, как у физического лица, так и на балансе фирмы. При этом не имеют значения следующие нюансы:

  1. Как используется данный транспорт – по назначению или нет.

  2. Его исправность.

  3. Мощность.

  4. Длительность эксплуатационного периода.

То есть любой автотранспорт подлежит налогообложению. При этом размер соответствующей налоговой выплаты фирма-владелец должна рассчитать самостоятельно, а для владельца физического лица такие расчеты производятся сотрудниками налоговой службы. Как это происходит? Летом владелец транспортного средства получает на руки платежный документ за прошлый год. А уплата такого налога должна быть осуществлена до 01.12 следующего года. То есть транспортный налог за 2015 год подлежит выплате к 1 декабря текущего 2016 года (это правило действительно и для обычных граждан, и для ИП).

Рассчитываем размер налога на транспорт для выплаты в 2017 году

Чтобы правильно произвести расчеты размера налога на транспорт, следует знать следующую информацию:

  1. Налоговая база – это мощность автотранспорта, которая измеряется в лошадиных силах (данные можно взять в ПТС).

  2. Налоговая ставка – данный вид налогообложения регулируется на региональном уровне, поэтому и ставка устанавливается разная для каждого субъекта нашего государства.

  3. Повышающий коэффициент – транспорт стоимостью более 3 миллионов рублей подлежит дополнительной оплате «за роскошь».

  4. Формула для математических расчетов – размер налога на транспорт = мощность (кол-во лошадиных сил) х налоговая ставка.

Пример математических расчетов размера налога на транспортное средство

ООО «СветАН» владеет автотранспортным средством с мощностью в 251 лошадиную силу. При этом известно, что его приобрели в конце прошлого года, а именно в декабре 2015 г. Его стоимость в автосалоне – 4 миллиона 809 тысяч рублей. Данный автомобиль прошел регистрационную процедуру в Москве.

Схема математических расчетов следующая:

  1. Налоговая ставка для автотранспорта с мощностью более 250 лошадиных сил в г. Москве – 150 рублей.

  2. Повышающий коэффициент для транспортного средства стоимостью до 5 миллионов рублей с учетом года выпуска (от одного до двух лет) – 1,3.

  3. Производим подсчеты по установленной формуле: 150х251х1,3 = 48 тысяч 945 рублей.

Последние новости об отмене налога на транспорт в 2017 году

О том, что налог на транспортное средство в скором времени будет отменен, разговоры ведутся давно. По мнению большинства специалистов это связано с его принципиальной несправедливостью: платить его должны все владельцы автотранспорта, независимо от того, находиться он в эксплуатации или нет. Попросту говоря, размер денежной выплаты будет одинаков для тех, кто использует автомобиль ежедневно, и тех, кто ездит на нем не более раза в месяц. Этот принцип возмущает не только простых россиян, но и депутатов Госдумы, что повлекло за собой подготовку нового законопроекта об отмене налоговых выплат на транспортное средство. Что же придет на его смену? Предвидеться увеличение стоимости акциза на топливо. В этом случае, владелец автотранспорта будет совершать затраты на топливо в соответствии с использованием машины. Данный проект еще не принят, а находится на рассмотрении Федерального собрания.

Отмена налога на новый транспорт – с 01.01.2017?

Хотя описанный выше законопроект еще не принят, изменения в этом вопросе все же есть. Это льгота для «новых» автомобилей, которая вступит в силу именно с 01.01.2017 г. – отмена налога на имущество. К «новым» относят транспорт, который был куплен после 01.01.13 г.

Также будут введены льготы по налогу на транспорт для фирм, что пользуются грузовиками в 12 тонн – ФЗ, закон №249, от 03.07.16 г. Согласно этому закону, плательщики дорожного сбора не будут вносить авансовые выплаты по налогу на транспорт. К тому же в конце отчетного года из уже рассчитанного размера налога на транспорт будет вычтена величина уже уплаченной суммы дорожного сбора. При отрицательном показателе разницы налог будет нулевым (то есть выплачивать его уже будет не нужно).

Тем, кто работает с «упрощенкой», предоставляется возможность вносить размер дорожного сбора в расходы, но перед этим следует от его размера вычесть авансовые выплаты по налогу на транспорт. Таким образом, исчисления размера данного налога должны проводиться каждый отчетный квартал, несмотря на то, что авансовые выплаты по налогу на транспорт отменены. Такие расчеты вызваны необходимостью исчисления расходов по дорожному сбору.

Рассмотрим все перечисленные нюансы на примере:

  1. Аванс по налогу за транспорт (второй квартал ткущего года) – 10 тысяч рублей.

  2. Размер дорожного сбора – 50 тысяч рублей.

Соответственно, в расходы при «упрощенке» за отчетный период (в нашем случае это второй квартал текущего года) следует внести 40 тысяч рублей: 50000 – 10000.

Для ИП есть возможность уменьшить размер выплаты налога на транспорт на величину дорожного сбора (отчетный период, начиная с 2015 года). Для фирм этот период начинается только с этого 2016 года.

Подписка Разместить:

НДС

Расширен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ). В него дополнительно включены:

  • передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (поправки в подп. 2);

  • передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества (новый подп. 19);

  • передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике (новый подп. 20).

Случаи, при которых суммы «входного» НДС учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), дополнены случаем приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных ст. 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (новый подп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пункт 4 ст. 170 НК РФ, устанавливающий правила учета сумм НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, дополнен положением, согласно которому для целей этого пункта, а также п. 4.1 этой статьи к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ).

Поправки затронули и ст. 171 НК РФ, определяющую порядок предоставления налоговых вычетов. Пункт 2 этой статьи дополнен подп. 3, согласно которому вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ.

В статью введен новый п. 2.2, по которому вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и (или) уплаченные им в соответствии со ст. 161 НК РФ либо при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случае, если приобретенные товары и (или) товары, произведенные с использованием указанных товаров (работ, услуг), предназначены для дальнейшей передачи на безвозмездной основе в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

НДФЛ для предпринимателей

С 1 января 2020 г. индивидуальные предприниматели переходят на уплату авансовых платежей по НДФЛ исходя из реально полученного дохода и, соответственно, не будут подавать декларацию по форме 4-НДФЛ.

Напомним, что согласно действующей редакции п. 7 ст. 227 НК РФ предприниматель, начавший свою деятельность, в случае появления у него доходов от предпринимательской деятельности обязан представить налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде, которую определяет самостоятельно. На основании этой суммы предполагаемого дохода налоговики исчисляют и предъявляют к уплате предпринимателю авансовые платежи (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Из новой редакции п. 7 и 8 ст. 277 НК РФ следует, что предприниматели по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. При этом авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев будут уплачиваться не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Пункты 9 и 10 статьи 227 НК РФ, определяющие порядок уплаты авансовых платежей на основании налоговых уведомлений налоговиков и представления декларации по форме 4-НДФЛ, признаются утратившими силу.

Налог на прибыль

Поправки, внесенные в главу 25 НК РФ, касаются порядка учета субсидий и предоставления инвестиционного налогового вычета.

Субсидии

Согласно новой редакции абз. 2 п. 4.1 ст. 271 НК РФ субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. Трехлетнее ограничение на учет таких субсидий, содержавшееся в прежней редакции этой нормы, отменено.

Пунктом 4 ст. 3 Закона № 63-ФЗ установлено, что действие положений п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции данного закона) распространяется на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль начиная с 1 января 2018 г.

Инвестиционный вычет

Введен новый вид инвестиционного налогового вычета — не более 85% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры.

Под ними понимаются расходы в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности (расходы).

Соответствующие поправки внесены в п. 2 ст. 286.1 НК РФ (новый подп. 4).

Право на применение инвестиционного налогового вычета, его размеры, а также виды объектов инфраструктуры, в отношении расходов на создание которых предоставляется право на вычет, устанавливаются законом субъекта РФ (новые подп. 8—10 п. 6 ст. 286.1 НК РФ).

Пункты 3—5 ст. 286.1 НК РФ дополнены положениями, определяющими порядок применения вычета.

Так, установлено, что сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного этой статьей.

Новый вычет применяется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение вычета в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому субъекту РФ акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории.

Вычет в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие указанные расходы.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 63-ФЗ действие положений ст. 286.1 НК РФ (в редакции этого закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Транспортный налог

Необлагаемые объекты

Откорректирован перечень транспортных средств, не подлежащих налогообложению транспортным налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).

С 1 января 2020 г. из него будут исключены весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.

Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ от налогообложения освобождены транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Закон № 63-ФЗ откорректировал эту норму. Теперь в ней речь идет об освобождении от налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске, а также транспортных средств, розыск которых прекращен. Освобождение применяется с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. При этом установлено, что факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Пункт 6 ст. 3 Закона № 63-ФЗ распространил действие положений подп. 7 п. 2 ст. 358 в новой редакции на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 г.

Отчетность и взаимодействие с налоговыми органами

С 1 января 2021 г. утрачивает силу ст. 363.1 НК РФ, устанавливающая обязанность плательщиков транспортного налога представлять в налоговые органы налоговые декларации по этому налогу.

Налог будет рассчитываться налоговым органом и уплачиваться организацией на основании полученного от налоговиков сообщения.

Порядок взаимодействия организаций и налоговых органов по поводу уплаты транспортного налога определен новыми п. 4—7 ст. 363 НК РФ.

Так, установлено, что в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями налоговые органы передают (направляют) указанным налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа. В нем указываются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

Сообщение передается налоговым органом организации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами сообщение об исчисленной сумме налога направляется по почте заказным письмом или может быть передано руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

Срок уплаты организациями транспортного налога не может быть установлен законом субъекта РФ ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Со следующего года порядок заявления налоговых льгот по налогу, предусмотренный п. 3 ст. 361.1 НК РФ, распространен и на организации. Напомним, что согласно этой норме налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Земельный налог

Поправки, аналогичные поправкам в главу 28 «Транспортный налог» НК РФ, внесены и в главу 31 «Земельный налог» НК РФ:

  • с 1 января 2021 г. признается утратившей силу ст. 398 НК РФ, устанавливающая обязанность организаций представлять в налоговые органы налоговую декларацию по земельному налогу;

  • с 1 января 2021 г. земельный налог в отношении организаций будет исчисляться налоговыми органами и уплачиваться организациями на основании полученного от налоговиков сообщения. Согласно новому п. 5 ст. 397 НК РФ составление, передача (направление) организациям (их обособленным подразделениям) сообщений об исчисленных суммах налога, представление налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, рассмотрение налоговыми органами таких пояснений и передача ими уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным п. 4—7 ст. 363 НК РФ для транспортного налога;

  • срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ);

  • порядок представления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы распространен на организации (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Налог на имущество

С 1 января 2020 г. исключена обязанность организаций по представлению в налоговые органы по итогам каждого отчетного периода авансовых расчетов по налогу на имущество. Соответствующие поправки внесены в п. 1 ст. 386 НК РФ.

Эта же статья дополнена п. 1.1, которым закреплено право организаций, состоящих на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Установлено, что соответствующее уведомление представляется организациями ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется такой порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Положения п. 1.1 не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Что следует учитывать при подаче декларации по транспортному налогу?

Плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые имеют зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили:

  • с года выпуска которых прошло не более пяти лет (включительно);
  • среднерыночная стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Такая стоимость определяется Минэкономразвития по методике, утвержденной Кабмином, по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года исходя из марки, модели, года выпуска, объема двигателя, типа горючего. Перечень легковых автомобилей, подлежащих налогообложению транспортным налогом в 2019 году размещен на сайте Минэкономразвития. Также можно воспользоваться калькулятором расчета среднерыночной стоимости легковых автомобилей.

Итак, в 2019 году транспортный налог должны платить владельцы новых авто (до 5-ти лет включительно), середьоринкова стоимость которых составляет более 1 564 875 грн. (4173 х 375). Это касается как физических, так и юридических лиц.

Ставка налога устанавливается в расчете на календарный год в размере 25 000 гривен за каждый легковой автомобиль, являются объектом налогообложения транспортным налогом.

Отчетный налоговый период равен календарному году.

С автомобилей физических лиц вычисления суммы налога осуществляет контролирующий орган по месту регистрации налогоплательщика и направляет такому плательщику до 1 июля отчетного года налоговое уведомление-решение.

Юридические лица — плательщики налога самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года подают контролирующему органу по месту регистрации объекта налогообложения налоговую декларацию по транспортному налогу, с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально.

Транспортный налог уплачивается по месту регистрации автомобиля:

  • физическими лицами — в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения;
  • юридическими лицами — авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отображаются в годовой налоговой декларации.

По приобретенным в течение года автомобилям, подпадающим под требования налогообложения транспортным налогом, декларация юридическим лицом подается в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект.

В случае истечения пятилетнего возраста легкового автомобиля в течение отчетного года налог уплачивается за период с 1 января этого года до начала месяца, следующего за месяцем, в котором возраст такого автомобиля достиг (достигнет) пяти лет.

Справка. Уплата транспортного налога и представления отчетности по этому налогу регулируется ст. 267 Налогового кодекса Украины.

Когда отменят (и отменят ли вообще) транспортный налог в России

Идея отмены транспортного налога в России появилась в 2017 году. Периодически всплывает она в 2019 году и, по всей видимости, продолжит это делать в 2020-м. Такие предложения рассматриваются уже на протяжении ряда лет, потому что налог считается весьма неэффективным и несправедливым.

Первое обусловлено его плохой собираемостью. Она составляет всего 40–50%.

Второе связано с установленным порядком расчета. Сейчас основным фактором, от которого зависит размер налога, является мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах.

Поэтому выходит, что владелец платит не за использование транспортного средства, а за факт владения им. Ведь вне зависимости от того, ездил автомобиль или стоял в гараже, налог начисляется одинаково. А это идет вразрез с сутью налога, который должен являться платой за пользование дорогами.

Все это и порождает различного рода инициативы по отмене транспортного налога (ТН) и его замене более эффективным инструментом. Не сомневаемся, что когда-то это все же произойдет, но в настоящий момент когда отменят транспортный налог в России,не ясно.

О том, как различаются принципы уплаты налога на транспорт для юр- и физлиц, читайте в статье «Порядок и сроки уплаты транспортного налога в 2019 — 2020 годах».

Отмена транспортного налога в 2020 году: чем предлагается заменить ТН

Наиболее активно обсуждается отмена транспортного налога с его включением в акцизы на бензин (в СМИ даже проходила информация о том, что подобный закон подписан президентом, но по факту она оказалась ложной). Смысл такой замены в том, что ТН будет уплачиваться автовладельцами прямо на АЗС — при заправке бака топливом. Затем некоторая часть акциза будет отчисляться в бюджет на соответствующие нужды. Это и собираемость налога повысит, и платить его будут те, кто ездит, а не все, у кого просто есть автомобиль. Все логично и справедливо. Главное, чтобы это не взвинтило цены на бензин.

Вторая идея предполагала отмену транспортного налога и введение экологического сбора. Последний предполагает плату не за мощность авто, а за его экологический класс. Правда, такая замена не решает вопрос справедливости налогообложения: платить, опять же, придется не за езду, а за владение автомобилем, и сумма платы за более старые и дешевые автомобили будет выше, чем за более современные авто класса «Евро-5» и «Евро-6».

Также есть вероятность того, что в жизнь воплотятся оба предложения, и тогда вместо одного транспортного налога мы получим два новых.

Последние новости об отмене транспортного налога в 2020 году

Сдвигов в вопросе об отмене транспортного налога в 2019 году не было, т. е. для 2019 года в расчете налога на транспорт все остается по-прежнему. Вероятность того, что транспортный налог отменят в 2020 году, тоже крайне мала.

По мнению законодателей, полностью отказаться от транспортного налога невозможно и необходимо искать альтернативные пути его замены. Связано это с тем, что данный налог эффективно наполняет бюджеты регионов, в т. ч. тех, которые испытывают трудности с финансированием.

О том, что нового в расчете налога на транспорт появилось в последнее время, читайте в материалах нашей одноименной рубрики.

Итоги

Транспортный налог пока не отменили, и его необходимо по-прежнему уплачивать, хотя он считается неэффективным и несправедливым.

Налог предлагают заменить экологическим сбором или включить его сумму в акцизы на бензин с уплатой его автовладельцами прямо на АЗС при заправке бака топливом.

Правительством высказывалось предложение вообще освободить от транспортного налога владельцев электромобилей. Но пока эта инициатива не нашла поддержки у депутатов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог? В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника. Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати. В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Налог Шредингера Собираемость — принципиальный вопрос для принятия решения об отмене транспортного налога. Удивительно, но однозначного ответа нет. Минфин, критикуя инициативу депутатов Госдумы, заявил о хорошей собираемости. По данным ведомства, из 179,6 млрд рублей начисленного транспортного налога в 2019 году бюджеты получили 175,1 млрд рублей. Однако годом ранее компания PwC опубликовала рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2018 года, в котором указала, что в среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу граждан составляет около 30% от объема годовых начислений, а в некоторых регионах этот показатель превышает 60%.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине? Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20—30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями…

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена «сильно ударит по интересам наших регионов», — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что «если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет». В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.

* Акцизы на 2021—2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для «пассивных» автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку… «В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании «ЮКЕЙ», генеральный директор «Юкей-Аудит» Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение». Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись. «Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20—30%, считает Осин. «Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов. По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Впервые об отмене транспортного налога Путин заговорил еще в 2010 году, будучи премьер-министром. Потом в 2012-м, уже будучи президентом. С тех пор он возвращался к этой теме неоднократно, в последний раз — в связи с решением отменить налог с 2016 года. Текущая ситуация — падение доходов населения в связи с пандемией коронавируса — подходящая, чтобы вспомнить об этой инициативе, которая, безусловно, положительно сказалась бы на рейтингах власти.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина. Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Милена БАХВАЛОВА для Banki.ru

Иллюстрация: Banki.ru

Оставьте комментарий