Отстранение от работы на период служебного расследования

Татьяна БЕЗРУК, юрист

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI.

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины.

Антикоррупционный Закон, Закон № 1700 — Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII.

Закон о госслужбе, Закон № 889 — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон № 266/94 — Закон Украины «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда» от 01.12.94 г. № 266/ 94-ВР.

Закон № 108/95 — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/ 95-ВР.

Закон № 2694 — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Порядок № 950 — Порядок проведения служебного расследования относительно лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.2000 г. № 950.

Постановление № 13 — постановление Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24.12.99 г. № 13.

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОТСТРАНЕНИЕ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ДОЛЖНОСТИ

Напомним: нормами ч. 6 ст. 72 Закона о госслужбе установлено, что отстранение государственного служащего от выполнения должностных обязанностей в случае совершения им коррупционного правонарушения осуществляется согласно антикоррупционному Закону.

Антикоррупционное отстранение от выполнения полномочий по должности предусмотрено Законом № 1700 как одно из следствий совершения коррупционного правонарушения.

В частности, ч. 5 ст. 65 Закона № 1700 установлено, что лицо, которому сообщено о подозрении в совершении ею преступления в сфере служебной деятельности, подлежит отстранению от выполнения полномочий по должности в порядке, установленном законом.

Кроме того, абз. 2 ч. 5 ст. 65 антикоррупционного Закона установлено, что лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Украины, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению руководителя органа, в котором оно работает, до окончания рассмотрения дела судом.

При этом нормами Закона № 1700 установлено, что в случае закрытия производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстраненному от выполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.

Для выяснения причин и условий, которые привели к совершению коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения или невыполнение требований Закона № 1700 иным способом, по представлении специально уполномоченного субъекта в сфере противодействия коррупции или предписанием Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции по решению руководителя органа, в котором работает лицо, которое совершило такое правонарушение, проводится служебное расследование с отстранением государственного служащего от выполнения полномочий по должности.

В соответствии с п. 1 Порядка № 950 служебные расследования проводятся даже по анонимным сообщениям, заявлениям и жалобам, которые касаются нарушения требований антикоррупционного Закона, если приведенная в них информация касается конкретного лица и содержит фактические данные, которые могут быть проверены.

Итак, антикоррупционное отстранение от выполнения полномочий по должности по решению руководителя госоргана предусмотрено в случае:

— сообщения госслужащего о подозрении в совершении преступления в сфере служебной деятельности;

— составления протокола об административном коррупционном правонарушении, совершенном госслужащим;

— принятия мер по выяснению причин и условий, которые привели к совершению коррупционного правонарушения или нарушению требований антикоррупционного Закона (проведение служебного расследования).

ОТСТРАНЕНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО В УГОЛОВНОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ СОГЛАСНО УПК

Отстранение государственного служащего также предусмотрено в порядке, установленном УПК, а именно главой 14 «Отстранение от должности».

В частности, ст. 154 УПК установлено, что отстранение от должности может быть осуществлено в отношении лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении. Отстранение от должности осуществляется на основании решения следственного судьи во время досудебного расследования или суда во время судебного производства на срок не более двух месяцев.

При этом срок отстранения от должности может быть продлен согласно требованиям ст. 158 УПК.

Право на обращение к следственному судье во время досудебного расследования или суда во время судебного производства с ходатайством об отстранении лица от должности имеет прокурор и следователь по согласованию с прокурором (ч. 1 ст. 155 УПК).

Обращаем внимание! Отстранение от должности может осуществляться лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого в уголовном производстве относительно преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.

Для применения этой меры обеспечения уголовного производства (то есть отстранение от должности) следователь, прокурор обязаны доказать наличие достаточных оснований считать, что такая мера является необходимой для прекращения уголовного правонарушения, прекращения или предотвращения противоправного поведения подозреваемого, обвиняемого, который, находясь на должности, может уничтожить или подделать вещи и документы, которые имеют значение для досудебного расследования, незаконными средствами влиять на свидетелей и других участников уголовного производства или противоправно препятствовать уголовному производству иным образом.

В частности, об этом идет речь в Обобщениях судебной практики относительно рассмотрения следственным судьей ходатайств о применении мер обеспечения уголовного производства Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 07.02.2014 г.

По результатам рассмотрения ходатайства следственный судья, суд выносит определение, в котором указывает (ч. 3 ст. 157 УПК):

1) мотивы применения или отказы в удовлетворении ходатайства об отстранении от должности;

2) перечень документов, которые подтверждают занятие лицом должности и которые подлежат возвращению лицу или изъятию на время отстранения от должности;

3) срок отстранения от должности, который не может составлять больше двух месяцев;

4) порядок исполнения определения.

Копия определения присылается лицу, которое обратилось с соответствующим ходатайством, подозреваемому или обвиняемому, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем его вынесения, и подлежит немедленному исполнению в порядке, предусмотренном для выполнения судебных решений (ч. 4 ст. 157 УПК).

Итак, госслужащий, который подозревается или обвиняется в совершении уголовного правонарушения, отстраняется от должности на основании определения суда (где указывается порядок его выполнения и срок отстранения от должности), копия которого присылается для исполнения в орган государственной власти по месту работы подозреваемого или обвиняемого и который подлежит немедленному исполнению.

Ниже приведем пример определения N-ского городского суда по делу № 344/15489/ 15-к в производстве № 1-кс/344/3915/15 от 16.10.2015 г. относительно продления срока отстранения от должности госслужащего, обвиняемого в служебном преступлении.

Дело № 344/15489/ 15-к

Определение № 1-кс/344/3915/15

<…>

16.10.2015 г. N-ским городским судом рассмотрено ходатайство прокурора, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием ЛИЦО_2, о продлении срока отстранения подозреваемого ЛИЦО_3 от занимаемой должности в уголовном производстве, внесенном 24.02.2015 г. в ЕРДР под № 42015090000000018, и установлено.

В суд поступило ходатайство прокурора о продлении срока отстранения подозреваемого ЛИЦО_3 от должности заместителя начальника отдела Госземагентства в N-ском районе сроком на два месяца.

Прокурор в судебном заседании указал, что 21.08.2015 г. постановлением следственного судьи подозреваемый ЛИЦО_3 отстранен от занимаемой должности заместителя начальника отдела Госземагентства в N-ском районе сроком на два месяца, то есть до 16.10.2015 г. Срок досудебного следствия в уголовном производстве продлен заместителем прокурора области до 4 месяцев, до 18.12.2015 г. В связи с этим срок отстранения ЛИЦО_3 от должности также нужно продлить.

Изучив ходатайство и доказательства, которыми обосновывается ходатайство, выслушав мнение прокурора, защитника, следственный судья пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 154 УПК Украины отстранение от должности может быть осуществлено в отношении лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления средней тяжести, тяжком или особо тяжком преступлении.

Материалами ходатайства отмечается, что ЛИЦО_3 подозревается в совершении уголовного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 368 УК Украины.

Возможная причастность подозреваемого к инкриминированным ему действиям подтверждается материалами уголовного производства.

В соответствии со ст. 158 УПК Украины прокурор имеет право обратиться с ходатайством о продлении срока отстранения от занимаемой должности.

Стороной уголовного производства, которая обратилась с указанным ходатайством, в судебном заседании вне разумного сомнения доказано о достаточности оснований считать, что продление срока отстранения ЛИЦО_3 от должности является необходимой мерой обеспечения действенности данного уголовного производства, поскольку именно пребывание его на должности содействовало совершению уголовного правонарушения, в котором он обоснованно подозревается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 131–132, 154–158, 309 УПК Украины, суд постановил: ходатайство прокурора, который осуществляет процессуальное руководство досудебным расследованием ЛИЦО_2, о продлении срока отстранения подозреваемого ЛИЦО_3 от занимаемой должности удовлетворить.

Продлить срок отстранения ЛИЦО_3, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 368 УК Украины, от должности заместителя начальника отдела Госземагентства в Снятинском районе сроком на два месяца.

Обжалование определения законом не предусмотрено.

<…>

Следует отметить, что нормами УПК не предусмотрено сохранение заработной платы на время отстранения госслужащего от должности. Вместе с тем согласно ст. 1 и 2 Закона № 266/94 государственному служащему возмещаются убытки, причиненные в связи с незаконным отстранением, в случае:

— постановления оправдательного приговора суда;

— установления в обвинительном приговоре суда или другом решении суда (кроме определения суда о назначении нового рассмотрения) факта незаконного сообщения о подозрении в совершении уголовного правонарушения, незаконного взятия и содержания под стражей, незаконного проведения в ходе уголовного производства обыска, изъятия, незаконного наложения ареста на имущество, незаконного отстранения от работы (должности) и других процессуальных действий, которые ограничивают или нарушают права и свободы граждан, незаконного проведения оперативно-розыскных мероприятий;

— закрытия уголовного производства из-за отсутствия события уголовного правонарушения, отсутствия в действии состава уголовного правонарушения или неустановления достаточных доказательств для доказательства виновности лица в суде и исчерпанием возможностей их получить;

— закрытия дела об административном правонарушении.

Возмещение ущерба происходит в судебном порядке за счет средств государственного бюджета, размер его суммы определяется с учетом заработка, не полученного госслужащим за время отстранения от работы (должности).

Незаконно отстраненному государственному служащему возмещаются: заработок, который он потерял вследствие незаконных действий, суммы, уплаченные им в связи с предоставлением ему юридической помощи, моральный ущерб.

Возмещение морального ущерба за время пребывания под следствием или судом производится исходя из размера не меньше одного минимального размера заработной платы за каждый месяц пребывания под следствием или судом.

Время, на протяжении которого служащий не работал в связи с незаконным отстранением от работы (должности), зачисляется как к общему трудовому стажу, так и к стажу работы по специальности, стажу государственной службы, беспрерывному стажу.

ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ СОГЛАСНО КЗоТ

Учитывая, что на государственных служащих распространяется и трудовое законодательство, перечень оснований их отстранения расширяется в соответствии с нормами, предусмотренными КЗоТ. Статьей 46 КЗоТ установлено, что отстранение работников от работы владельцем или уполномоченным им органом допускается в случае: появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсичного опьянения; отказы или уклонение от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охране; в других случаях, предусмотренных законодательством.

Решение об отстранении принимается руководителем органа, который выдает соответствующий приказ (распоряжение).

При этом заработная плата за период отстранения от работы в соответствии со ст. 46 КЗоТ, как правило, не выплачивается. В частности, в соответствии со ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона № 108/95 заработная плата выплачивается за выполненную работу. Итак, отстранение от работы может осуществляться без сохранения заработной платы. Кроме того, ст. 17 Закона № 2694 установлено, что владелец обязан отстранить от работы работника, который уклоняется от прохождения обязательного медицинского осмотра, без сохранения заработной платы. Также косвенно на это указывается в постановлении № 13, в котором упоминается о возможности отстранения работника от работы с остановкой выплаты заработной платы.

Вместе с тем законодательством установлены частные случаи, когда заработная плата в случае отстранения от работы сохраняется или работнику выплачивается помощь в соответствии с государственным социальным страхованием. В частности, тем же Законом № 2694. Итак, советуем в каждом конкретном случае при отстранении от работы по КЗоТ к решению вопроса относительно выплаты заработной платы подходить отдельно и быть внимательными при издания приказа.

Следует отметить, что отстранение от работы согласно нормам КЗоТ существенно отличается от отстранения по Закону № 889, поскольку наличествует факт нарушения трудовой дисциплины, который подтверждается, как правило, актом, выводами специализированных учреждений, объяснительной запиской самого служащего и не нуждается в проведении служебного расследования, которое бы подтверждало его или опровергало. В этом случае отстранения от работы — это форма недопущения государственного служащего к выполнению служебных обязанностей, например по мотивам безопасности работы.

Правомерность решения руководителя госоргана об отстранении государственный служащий может обжаловать в суде. В случае если судом будет установлено, что в нарушение ст. 46 КЗоТ работодатель по собственной инициативе без законных на то оснований отстранил работника от работы с остановкой выплаты заработной платы, суд должен удовлетворить иск последнего о взыскании в связи с этим средней заработной платы за время вынужденного прогула (п. 10 постановления № 13).

Выводы

Отстранение от выполнения служебных обязанностей оформляется распоряжением (приказом) руководителя госоргана. В приказе (распоряжении), кроме оснований отстранения со ссылкой на нормативные акты, решение суда, докладные, акты проверок и т. п., следует отметить и период, на который работник отстраняется от работы (или конкретную дату, или наступление события, например: по истечении рассмотрения дела судом). Итак, считаем, что о допущении госслужащего к работе отдельного приказа (распоряжение) издавать не нужно. Заметим также, что запись об отстранении от выполнения служебных обязанностей в трудовую книжку не заносится.

1. Служебный распорядок Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Служебный распорядок) разработан во исполнение положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон), определяет порядок поступления граждан на федеральную государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) в Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление), увольнения федеральных государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие), их основные права, обязанности, ответственность сторон служебного контракта, режим служебного времени и времени отдыха гражданских служащих, применяемые к ним поощрения и взыскания, а также иные вопросы, связанные с гражданской службой.

2. Служебный распорядок направлен на обеспечение четкой организации служебного дня гражданских служащих, укреплению служебной дисциплины, рациональному использованию служебного времени и повышению результативности профессиональной служебной деятельности.

3. При поступлении на государственную гражданскую службу в Управление гражданин должен быть ознакомлен со Служебным распорядком под роспись.

4. Гражданский служащий обязан соблюдать требования Служебного распорядка.

5. Вопросы, не урегулированные Служебным распорядком, рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.

II. Порядок приема и увольнения гражданских служащих

6. На гражданскую службу в Управление вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Законом.

7. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не предусмотрено Законом.

8. Гражданин, поступающий на гражданскую службу в Управление, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р с приложением фотографии;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета – для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании и о квалификации;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

10) сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных Законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

Представленные гражданином персональные данные и иные сведения подлежат проверке.

9. Прием на государственную службу гражданина оформляется приказом Управления, на основании которого заключается служебный контракт, а также утверждается должностной регламент, который является приложением к служебному контракту.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.

10. При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в приказе Управления о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.

Испытание не устанавливается для лиц, перечень которых предусмотрен частью 3 статьи 27 Закона.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

11. На всех гражданских служащих Управления, находящихся на гражданской службе свыше 5 дней, ведутся трудовые книжки в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

12. Трудовая книжка гражданского служащего хранится в кадровой службе Управления с момента назначения на должность гражданской службы и выдается ему в день увольнения.

По письменному заявлению гражданского служащего кадровая служба Управления обязана не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления выдать ему заверенную надлежащим образом копию трудовой книжки и других документов, связанных с гражданской службой.

13. Увольнение гражданских служащих производится по основаниям и в порядке, предусмотренном Законом.

Днем увольнения гражданского служащего считается последний день его работы. В этот день ему выдается трудовая книжка и с ним производится окончательный расчет.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляется приказом Управления.

С приказом об увольнении гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись.

III. Основные права гражданских служащих

14. Государственный служащий имеет право на:

обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности Управления;

доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

защиту сведений о гражданском служащем;

должностной рост на конкурсной основе;

дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Законом и другими федеральными законами;

членство в профессиональном союзе;

рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Законом и другими федеральными законами;

проведение по его заявлению служебной проверки;

защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

государственное пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

15. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

IV. Основные обязанности гражданских служащих

16. Гражданский служащий обязан:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, не допускать нарушений служебной дисциплины и норм служебного поведения;

исполнять приказы и поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

соблюдать Служебный распорядок, иные нормативные правовые акты, связанные с прохождением гражданской службы в Управлении;

поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

представлять в установленном порядке предусмотренные Законом сведения о себе и членах своей семьи;

сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Законом и другими федеральными законами;

сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

17. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

V. Основные обязанности представителя нанимателя

18. Представитель нанимателя в соответствии с Законом, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными правовыми актами Росприроднадзора, Управления и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

Представитель нанимателя обязан:

соблюдать трудовое законодательство, законодательство о государственной гражданской службе и положения Служебного распорядка;

обеспечить прохождение гражданским служащим государственной гражданской службы и замещение должности гражданской службы;

создавать необходимые условия для безопасной и эффективной работы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей гражданских служащих и работников;

оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности;

своевременно и в полном объеме выплачивать денежное содержание гражданским служащим, заработную плату работникам и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

применять меры воздействия к нарушителям служебной дисциплины и норм служебного поведения;

объективно оценивать вклад гражданских служащих и в установленном порядке применять меры поощрения за успешную и добросовестную работу;

обеспечивать в установленном порядке условия для повышения квалификации гражданских служащих, в том числе без отрыва от гражданской службы;

своевременно рассматривать предложения и заявления гражданских служащих по улучшению условий труда и отдыха, сообщать им о принятых мерах;

внимательно относиться к нуждам и запросам гражданских служащих и иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

VI. Режим службы (служебное время)

19. Служебное время – время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со Служебным распорядком и условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

20. Для гражданских служащих устанавливается пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями, продолжительность которой не может превышать 40 часов в неделю.

21. Время начала и окончания служебного дня в Управлении устанавливается с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут с перерывом для отдыха и питания в период с 13 часов 00 минут до 13 часов 45 минут. Окончание служебного времени в пятницу в 16 часов 15 минут.

22. В соответствии с Законом для гражданских служащих, замещающих в Управлении должности гражданской службы категории «руководители», «помощники» ведущей группы, «специалисты» ведущих и старших групп, а также категории «обеспечивающие специалисты» ведущих, старших и младших групп устанавливается ненормированный служебный день.

23. Руководитель Управления по заявлению гражданского служащего и ходатайству начальника отдела может изменить начало и окончание служебного времени, установить неполный служебный день или неполную служебную неделю, о чем издается соответствующий приказ Управления и заключается дополнительное соглашение к служебному контракту. Оплата труда при неполном служебном времени, установленном по согласованию сторон служебного контракта, производится пропорционально времени фактического исполнения служебных обязанностей.

24. В отделах Управления ведется табель учета служебного времени гражданских служащих установленной формы.

Систематический контроль за использованием служебного времени подчиненными гражданскими служащими, а также учет их явки на службу и уход со службы осуществляется начальниками отделов Управления.

25. Накануне праздничных дней продолжительность служебного времени сокращается на один час.

26. В исключительных случаях для срочного выполнения неотложных, особо важных заданий отдельные гражданские служащие могут быть привлечены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Привлечение гражданских служащих к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится на основании письменного распоряжения руководителя Управления или уполномоченного им лица при условии письменного согласия гражданского служащего.

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

26.1. Гражданским служащим, привлекаемым к работе в оперативных группах согласно приказу руководителя Управления, при непосредственном привлечении к выполнению должностных обязанностей в связи с поручением сигнала о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляются дополнительные дни отдыха из расчета: 1 день работы – 8 часов отдыха. В случае отсутствия чрезвычайных ситуаций в выходные и нерабочие праздничные дни, дополнительные дни отдыха предоставляются из расчета: за 1 день дежурства (без выезда оперативных групп) – 4 часа отдыха.

26.2. Работникам Управления из числа водителей, привлекаемым в выходные и нерабочие праздничные дни согласно приказу руководителя Управления для обеспечения перемещения оперативных групп при чрезвычайных ситуациях, предоставляются дополнительные дни отдыха из расчета: за 1 день непосредственной работы (выезд оперативных групп) – 8 часов отдыха, за 1 день – дежурства (без выезда оперативных групп) – 4 часа отдыха.

26.3. Дополнительные дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни предоставляются руководителем Управления (или лицом, его замещающим) по заявлению работника, согласованному курирующим отдел заместителем руководителя и непосредственным начальником отдела, заверенному начальником межрегионального отдела по защите государственной тайны, мобилизационной подготовки и информационной безопасности.

27. Руководитель Управления обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего:

появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);

привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на период:

урегулирования конфликта интересов;

проведения служебной проверки;

проведения проверки:

достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

сведений, представленных гражданским служащим при поступлении на гражданскую службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Приказ Управления об отстранении от исполнения должностных обязанностей гражданского служащего издается на основании служебной записки начальника отдела Управления.

VII. Время отдыха

28. К времени отдыха относятся перерывы в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска.

29. Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации нормальной продолжительности служебного времени, которое он может использовать по своему усмотрению.

30. Гражданским служащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания, который реализуется в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым руководителем Управления не позднее чем за две недели до окончания календарного года.

31. График отпусков составляется ежегодно межрегиональным отделом кадрового обеспечения и профилактики коррупционных правонарушений Управления на основании предложений начальников отделов Управления с учетом необходимости обеспечения нормальной деятельности и благоприятных условий для отдыха гражданских служащих и доводится до сведения всех гражданских служащих.

32. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков за выслугу лет гражданской службы и за ненормированный служебный день в соответствии с Законом.

33. Гражданским служащим Управления, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

34. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданского служащего за выслугу лет исчисляется при стаже гражданской службы:

от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;

от 5 до 10 лет — 5 календарных дней;

от 10 до 15 лет — 7 календарных дней;

15 лет и более — 10 календарных дней.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет гражданской службы суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

35. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. По согласованию сторон гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

36. Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день составляет три календарных дня.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх основного ежегодного оплачиваемого отпуска и ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет гражданской службы и суммируется с ними.

37. Отпуск за первый год гражданской службы предоставляется гражданским служащим по истечении шести месяцев непрерывной гражданской службы в Управлении. В отдельных случаях, предусмотренных статьей 122 Трудового кодекса Российской Федерации, оплачиваемый отпуск гражданскому служащему может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Отпуска за второй и последующие годы гражданской службы предоставляются гражданским служащим в любое время в течение всего служебного года в порядке очередности, определяемой графиком отпусков.

38. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

39. Отзыв гражданского служащего из отпуска может осуществляться только с его согласия и на основании приказа Управления. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска предоставляется по выбору гражданского служащего в удобное для него время в течение этого рабочего года или присоединяется к отпуску за следующий рабочий год.

40. Отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый руководителем Управления с учетом пожеланий гражданского служащего, в случаях:

отзыва гражданского служащего из ежегодного оплачиваемого отпуска;

исполнения им во время отпуска служебных обязанностей, если законодательством о государственной гражданской службе предусмотрено освобождение от работы;

временной нетрудоспособности гражданского служащего;

в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

По инициативе представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается переносить часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (28 календарных дней), установленную частью 9 статьи 46 Закона, когда предоставление данного отпуска может неблагоприятно отразится на осуществлении задач и функций Управления. При этом неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется и включается в график отпусков на очередной календарный год.

41. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

Если гражданскому служащему своевременно не была произведена оплата за время отпуска либо он был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее, чем за две недели до его начала, то руководитель Управления по письменному заявлению гражданского служащего обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим.

42. В соответствии с частью 9.3 статьи 46 Закона по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части, могут быть заменены денежной компенсацией.

43. На основании части 13 статьи 46 Закона при прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения гражданской службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования.

44. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской государственной службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия).

45. Запрещается непредставление отпуска в течение двух лет подряд.

VI. Поощрения гражданских служащих

46. За успешное и добросовестное исполнение гражданским служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются следующие награждения и поощрения:

1) объявление Благодарности Управления с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение Почетной грамотой Управления с выплатой единовременного поощрения;

3) объявление Благодарности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с выплатой единовременного поощрения;

4) награждение Почетной грамотой Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

5) иные виды поощрения и награждения Росприроднадзора;

6) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

7) государственные награды Российской Федерации;

8) объявление Благодарности Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе;

9) награждение ведомственным знаком отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда»;

10) награждение ведомственными наградами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

47. Решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с подпунктами 1, 2, 6, 8 пункта 46 Служебного распорядка принимается руководителем Управления. Решение о поощрении или награждении в соответствии с подпунктами 3 – 5 принимается руководителем Федеральной службы Росприроднадзора по представлению руководителя Управления, 9-10 пункта 46 Служебного распорядка принимается по представлению руководителя Росприроднадзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

48. Поощрения гражданских служащих, указанные в п. 1, 2, 6 пункта 46 Служебного распорядка, оформляются приказом Управления и доводятся до сведения гражданских служащих. Сведения о поощрениях гражданского служащего заносятся в трудовую книжку.

VII. Дисциплинарные взыскания, применяемые

к гражданским служащим

49. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Закона.

50. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

51. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания установлен статьей 58 Закона

РНФ требует отставки Медведева, который совершил должностное преступление, поставив под сомнение право граждан развивать свои национальные организации и следовать общенациональным интересам России

Генеральная Прокуратура РФ

Копия: Президенту РФ Путину В.В.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Мы, националисты русского и других коренных народов России, являясь политическим авангардом всего российского народа, представляя культурные, экономические и социальные интересы всех народов России заявляем протест против национальной политики, проводимой правительством РФ и лично Председателем правительства Медведевым Д.А.

26 января 2017 года Медведев Д.А. публично заявил: «…антисемитские настроения и националистические высказывания должны пресекаться на корню на любом уровне». Данная фраза является концентрированным выражением многолетней политики, проводимой управляющей властно – олигархической верхушкой РФ и означает следующее:

— произведено оскорбительное смешение ненаучного, политически нечистого термина-инструмента «антисемитизм» с конкретным, понятным термином «национализм». Понятие «национализм» дано во многих справочниках и энциклопедиях и означает: «Любовь к своему народу, стремление сохранить и развить его культуру, почитание своих предков, стремление сберечь и защитить свой народ от внешних посягательств»;

— дана установка преследовать приверженцев и носителей идей национализма всех народов России, что автоматически утверждает тенденцию ущемления любых действий, инициатив, связанных с идеей национального развития;

— подтверждает и усиливает стремление пост советской «элиты», находящейся у власти сохранить свои властные позиции и «либеральный» курс деградации страны с помощью искажения понятий, ложных установок, направленных на уничтожение традиционных ценностей народов.

Последний пункт необходимо пояснить.

Ярким примером регулирования межнациональных отношений с помощью удобных для манипулирования законов является так называемая «русская» статья 282.

Почему «русская»? Потому что русский народ, являясь бесспорным большинством, производительной силой и основой государства, представляет основную потенциальную опасность для руководства страны, установившего практику дискриминации по национальному признаку. Русские люди по духу и происхождению к управлению страной не допускаются. Их нет среди владельцев и руководителей СМИ федерального масштаба. Даже настойчивые требования к Президенту об открытии Русского Национального Канала телевидения игнорируются (Приложение ).

Что касается термина «антисемитизм», то надо пояснить, что он имеет весьма непонятное происхождение и смысл. Несмотря на это он интенсивно используется власть предержащими в качестве плётки во всех случаях даже незначительной критики группы, представляющей властно-олигархическую верхушку России.

Мы не знаем, чем было обусловлено категорическое высказывание Медведева Д.А.: его искажёнными представлениями в национальном вопросе, или его скрытым русофобским настроением. В любом случае мы требуем его публичного объяснения по данному высказыванию.

Принимая во внимание практику недопущения русских к публичному обсуждению национального вопроса и герметизации данной темы просим:

— применить юридические санкции в защиту наших прав на высказывание мнений, обсуждений и выработке предложений по национальному вопросу.

— вынести определение по высказыванию Медведева Д.А. и поставить вопрос об отстранении его от должности, как человека, который проявил некомпетентность в национальном вопросе, а также совершил должностное преступление, поставив под сомнение право граждан развивать свои национальные организации и следовать общенациональным интересам России.

Подписи:

От ПДС НПСР Владимир Филин

От Фонда поддержки русских политзаключенных — Елена Рохлина

От Союза Казачьих войск России и Зарубежья — Александр Холин

От Русского Союза — Сергей Евстифеев

От Штаба РНФ — Сергей Смирнов

От партии «Великая Россия» — Андрей Савельев

От Ассоциации русских адвокатов — Николай Курьянович

От Института Высокого Коммунитаризма — Кирилл Мямлин

От Союза Военных Моряков — Михаил Евдокимов

От Союза борьбы за народную трезвость — Валерий Шамиев

От Народно-национальной партии — Александр Иванов- Сухаревский

От инициативной группы «Народоправие» — Виктор Петрухин, Александр Чижиков

Отстранение работника от выполнения трудовых обязанностей регламентируется Трудовым кодексом и другими федеральными законами. Один из них — Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее — Закон N 79-ФЗ). Поскольку прохождение государственной гражданской службы имеет свои особенности, нормы этого Закона, касающиеся отстранения от должности, также несколько отличаются от общих норм, предусмотренных Трудовым кодексом. В каких случаях представитель нанимателя обязан отстранить служащего от занимаемой должности, а в каких случаях он может это сделать? На каких основаниях? В чем заключаются особенности отстранения гражданского служащего? Как оплачивается период отстранения? Обо всем этом расскажем в статье.

Основания отстранения

Общий перечень оснований для отстранения приведен в ст. 76 ТК РФ. Согласно данной статье работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

  • появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
  • в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу;
  • по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Кроме данной статьи имеются и другие нормы, регулирующие отстранение от должности. Так, в ст. 330.4 ТК РФ оговорены случаи отстранения от выполнения подземных работ (недопущения к подземным работам), а в ст. 348.5 ТК РФ — отстранения спортсменов от участия в спортивных соревнованиях. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено отстранение от должности прокурора на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела (ст. 42). В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отстраняют от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, работников без профилактических прививок.

Что касается государственных гражданских служащих, то отстранению их от должности посвящена ст. 32 Закона N 79-ФЗ.

В п. 1 перечислены случаи, когда представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей):

  • если работник появился на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
  • если работник был привлечен в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.

В п. 2 ст. 32 Закона N 79-ФЗ указано, что представитель нанимателя имеет право, но не обязан отстранить работника от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов либо проведения проверки. При этом могут проверяться:

  • достоверность и полнота сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами;
  • сведения, представленные гражданским служащим при поступлении на гражданскую службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;
  • соблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнение им обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ.

Обязательное отстранение служащего

Служащий находится в состоянии опьянения. В данном случае служащий отстраняется от должности до устранения обстоятельств, явившихся причиной отстранения, то есть до полного вытрезвления. Отстранение производится согласно приказу (распоряжению), который представитель нанимателя составляет на основании докладной записки и акта, фиксирующего факт нахождения в состоянии опьянения, или медицинского заключения.

Медицинское заключение выдается после медицинского освидетельствования, которое проводится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедшими подготовку. Освидетельствование может проводиться как непосредственно в таких учреждениях, так и в специально оборудованных для этой цели автомобилях, приезжающих по вызову. Порядок медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя определен Временной инструкцией, утвержденной Минздравом СССР 01.09.1988 N 06-14/33-14 (далее — Инструкция).

Направление на медицинское освидетельствование выдают должностные лица предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого или работники правоохранительных органов.

К сведению. Освидетельствование может проводиться и по личному обращению гражданина без официального направления. При этом он обязан представить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением причины его просьбы о проведении освидетельствования.

На основании медицинского освидетельствования формулируется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние служащего на момент обследования. В заключении должно быть названо одно из следующих состояний:

  • трезв, признаков употребления алкоголя нет;
  • установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;
  • алкогольное опьянение;
  • алкогольная кома;
  • состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;
  • трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Результаты освидетельствования сообщаются служащему сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим служащего, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол высылается направившей организации по почте.

Отметим, что согласно Инструкции медицинское освидетельствование работников проводится для установления факта употребления алкоголя и наличия состояния опьянения и назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную и административную ответственность за потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения. Если служащий отказался проходить освидетельствование, основанием для его отстранения будут докладная или служебная записка и акт, подтверждающий факт нахождения в состоянии опьянения, составленный комиссией, в которую входят не менее трех человек.

Кроме этого, если служащий будет привлекаться к дисциплинарной ответственности, то в силу ст. 58 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя должен затребовать от него объяснение в письменной форме. В случае отказа дать такое объяснение составляется соответствующий акт, что не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, которая должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия представителем нанимателя решения о ее проведении. На время проверки гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности.

Служащий не прошел обучение по охране труда. Обращаем ваше внимание, что поскольку обучение и проверка знаний в области охраны профессиональной служебной деятельности Законом N 79-ФЗ не регулируются, постольку исходя из ст. 73 Закона N 79-ФЗ в данном случае следует руководствоваться нормами трудового законодательства РФ.

Статьями 212 и 214 ТК РФ установлены взаимные обязательства работодателя и работника в сфере охраны труда: со стороны работодателя это обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а со стороны работников — прохождение такого обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (далее — Порядок).

Согласно Порядку для всех лиц, принимаемых на работу, а также работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, который завершается тем, что проводившее инструктаж лицо устно проверяет приобретенные знания о безопасных приемах работы и соответствующие навыки (п. п. 2.1.1, 2.1.3).

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знания работниками требований охраны труда несет работодатель в порядке, установленном законодательством РФ (п. 1.7 Порядка). Таким образом, представитель нанимателя обязан обеспечить проведение в отношении лица, принятого на службу, инструктажа по охране труда.

Если служащий не прошел обучение по охране труда по своей вине, представитель нанимателя должен отстранить его до устранения обстоятельств, явившихся основанием для этого, то есть до того, как служащий пройдет обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (п. 3 ст. 32 Закона N 79-ФЗ).

Обратите внимание! В отличие от Закона N 79-ФЗ, Трудовой кодекс предусматривает отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, вне зависимости от того, по чьей вине это произошло: работника или работодателя.

Таким образом, возникает вопрос: отстраняется ли от замещаемой должности служащий, не прошедший обучение охране труда по вине представителя нанимателя? Какие-либо разъяснения на этот счет отсутствуют, но можно предположить, что в данном случае применяется специальная норма ст. 32 Закона N 79-ФЗ, согласно которой служащий отстраняется, если не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) по своей вине.

Служащий привлечен в качестве обвиняемого. Отстранение обвиняемого от должности предусмотрено ст. 114 УПК РФ, согласно которой при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности либо об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

Если потребность в применении этой меры отпадает, временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя.

Данная процедура не применяется к высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которым предъявлено обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Этих лиц отстраняет Президент РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Урегулирование конфликта интересов

В отличие от Трудового кодекса, Закон N 79-ФЗ предусматривает основания, при наличии которых представитель нанимателя не обязан, но имеет право отстранить от должности. Одно из таких оснований — период урегулирования конфликта интересов.

Согласно ст. 19 Закона N 79-ФЗ конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи либо лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

К сведению. Наиболее частые случаи конфликта интересов таковы: совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров государственного служащего; выполнение служащим иной оплачиваемой работы; владение ценными бумагами, акциями и т.п.; замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с государственной службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности.

В случае возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Иначе он может быть уволен со службы.

К обязанностям госслужащего, связанным с предотвращением или урегулированием конфликта интересов, Закон N 273-ФЗ относит следующие:

  • представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8);
  • уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9);
  • принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и его урегулированию (ст. ст. 10, 11).

Представитель нанимателя может получить сведения о возникновении конфликта интересов и из других источников помимо самого служащего: от его непосредственного руководителя, из декларации о доходах, заявлений граждан или организаций, средств массовой информации, по результатам служебных проверок и т.п. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, приводящей или способной привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию этого конфликта, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности на период урегулирования.

Для урегулирования конфликта интересов в государственном органе образуются специальные комиссии, о порядке формирования и деятельности которых говорится в Указе Президента РФ от 01.07.2010 N 821 <1>.

<1> «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов).

Сведения о доходах

Отстранить гражданского служащего от замещаемой должности представитель нанимателя может при проведении в отношении служащего проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В силу п. 1 ст. 20 Закона N 79-ФЗ лицо, замещающее должность гражданской службы, которая включена в установленный нормативными правовыми актами РФ перечень, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, подает представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Достоверность и полнота таких сведений проверяются в порядке, определенном Законом N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ.

На основании п. 6 ст. 8 Закона N 273-ФЗ проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей проводит представитель нанимателя (руководитель) или лицо, которому представитель нанимателя (руководитель) передал такие полномочия, самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отметим, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет увольнение гражданского служащего (если представление сведений обязательно).

Представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральными служащими регламентируется Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559. Для гражданских служащих субъектов РФ порядок представления сведений о доходах и порядок проверки их полноты и достоверности определены нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Гражданский служащий также может быть отстранен при проверке сведений, представляемых им при поступлении на службу, в том числе сведений о доходах, а также об образовании, о состоянии здоровья и т.п.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданского служащего на период проверки соблюдения служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.

Статьей 16 Закона N 79-ФЗ определены условия, при наличии которых гражданский служащий не может находиться на гражданской службе (ограничения), — среди них признание служащего недееспособным, наличие судимости, наличие заболевания и т.п. Кроме того, во время прохождения гражданской службы служащим запрещено заниматься отдельными видами деятельности, например осуществлять предпринимательскую деятельность, избираться в органе местного самоуправления, а также совершать такие действия, как получение вознаграждений в связи с исполнением должностных обязанностей, использование преимуществ должностного положения в предвыборной агитации и много других. Запреты, связанные с прохождением гражданской службы, указаны в ст. 17 Закона N 79-ФЗ.

Проведение проверки

Проверки, во время которых госслужащий может быть отстранен от замещаемой должности и которые требуются в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 32 Закона N 79-ФЗ, проводятся в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 <2> (далее — Положение).

<2> «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению).

Согласно п. 4 Положения проверки осуществляются в том числе по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо по решению должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменном виде.

Основанием для проверки является достаточная информация, поступившая в установленном порядке в письменном виде:

  • от правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • от работников подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо от должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • от постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
  • от Общественной палаты РФ;
  • из общероссийских средств массовой информации.

Обратите внимание! Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

Кадровые службы могут проводить проверку самостоятельно либо путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на оперативно-разыскную деятельность.

При самостоятельной проверке кадровые службы вправе:

  • проводить беседу с гражданином или государственным служащим;
  • изучать представленные гражданином или государственным служащим дополнительные материалы;
  • получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им материалам;
  • направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами РФ; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению;
  • наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
  • анализировать сведения, предоставленные гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции.

В ходе проверки государственный служащий вправе давать пояснения в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме, а также обращаться в кадровую службу с ходатайством о проведении с ним бесед.

По окончании проверки кадровая служба обязана ознакомить служащего с ее результатами. Должностному лицу, назначившему служащего на должность федеральной государственной службы, делается доклад о проведении проверки, на основании которого должностное лицо принимает решение о применении к служащему меры юридического воздействия или о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Материалы проверки в течение трех лет со дня ее окончания хранятся в кадровой службе, после чего передаются в архив.

На период проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.

Некоторые особенности отстранения

Согласно п. 4 ст. 32 Закона N 79-ФЗ на период отстранения служащего от замещаемой должности ему не начисляется денежное содержание. Исключение составляют случаи, установленные федеральными законами.

Обратите внимание! Согласно ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику также не начисляется, кроме случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. При этом указано, что в случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, все время отстранения его от работы оплачивается как простой (в размере не менее 2/3 средней заработной платы).

В связи с этим отметим, что в ст. 32 Закона N 79-ФЗ вообще отсутствует такое основание отстранения, как непрохождение служащим обязательного медицинского осмотра и психического освидетельствования. А ведь среди ограничений, связанных с гражданской службой, упомянуто наличие заболевания, препятствующего ее прохождению, подтвержденное заключением медицинского учреждения. При этом гражданские служащие ежегодно должны проходить диспансеризацию, Порядок которой утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 984н <3>.

<3> «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».

Поскольку в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ в части, не урегулированной настоящим Законом, применяются нормы трудового законодательства, по вопросу отстранения гражданского служащего, не прошедшего обязательный медицинский осмотр, следует руководствоваться положениями ст. 76 ТК РФ.

В случае отстранения в связи с урегулированием конфликта интересов или проведением проверки на время отстранения за служащим сохраняется денежное содержание (п. 2.1 ст. 32 Закона N 79-ФЗ). При этом согласно Постановлению Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» денежное содержание будет состоять из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и следующих ежемесячных надбавок:

  • за выслугу лет на гражданской службе;
  • за особые условия гражданской службы;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение.

Из денежного содержания в данном случае исключаются:

  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
  • материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Кроме того, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. Это пособие выплачивается за счет федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства (ст. ст. 114, 131 УПК РФ, Письмо Минфина России от 15.05.2009 N 02-05-09/2001).

В заключение напомним, что, если представитель нанимателя отстранил служащего от замещаемой должности незаконно, он в силу ст. 234 ТК РФ будет обязан возместить ему неполученный заработок, а также может быть привлечен к административной ответственности.

Е.В.Давыдова

Эксперт журнала

«Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения»

Оставьте комментарий