Ответственность перевозчика груза

Нарушение срока доставки груза автомобильным транспортом

Когда получатель заказывает перевозку, то он, естественно, надеется, что груз будет доставлен к нему своевременно. Однако, как поступать в той ситуации, когда происходит нарушение сроков доставки грузов перевозчиком?

Ведь в дороге может произойти всякое и необязательно в просрочке будет виноват перевозчик. В этом случае возникает проблема относительно того, каким образом получателю возместить свои потери, ведь товар может оказаться скоропортящимся. Всем этим вопросам посвящён наш свежий материал, предлагаемый вниманию читателя.

Ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза

Самый сложный момент состоит в том, что санкции для перевозчика за просрочку в доставке груза ГК РФ не предусмотрены. Они определяются в договоре между транспортной компанией и отправителем груза.

Если же в соглашении о транспортировке не прописана ответственность за нарушение сроков доставки груза, то следует изучить устав относительно порядка перевозки грузов автомобильным транспортом. В нынешней его редакции санкции составляют 9 % от платы за транспортировку за каждый день просрочки. При этом максимальный размер санкций не должен превышать сумму платы за перевозку.

Существует ещё одна тонкость. По договору перевозки его стороны вправе сами определить тот момент, с которого начинает свой отсчёт просрочка в доставке груза. Если этот пункт не прописан, то подразумевается, что период просрочки начинает течь со дня, следующего за тем, когда должен был быть доставлен груз.

Поэтому, получателю отправления следует определить особое внимание на дату доставки, которая указана в транспортной документации.

Однако нужно помнить о том, что ответственность наступает, если сроки доставки были сорваны именно по вине перевозчика.

Как документально подтвердить факт просрочки

Прежде всего, следует оформить акт с участием представителей получателя груза, а также водителя. Хотя формально законодательство не требует его наличия, но суды часто отказывают в исках к перевозчику, когда было допущено нарушение сроков перевозки грузов.

В акте указываются дата его составления, время (по желанию), инициалы лиц, которые присутствовали при составлении документа. Далее непосредственно фиксируется факт просрочки груза исходя из правил, изложенных выше, а также указывается её период. Завершают сам акт подписи лиц, участвовавших в его составлении.

Если же водитель не хочет оставить свой автограф, то владелец груза может оформить документ самостоятельно. При этом он уведомляет (письменно) о таких своих действиях перевозчика, а также отправителя груза.

В дальнейшем акт о нарушении сроков доставки ляжет в основу предъявления претензии, а затем, если понадобится, то и арбитражного иска. Поэтому важно, чтобы все обстоятельства просрочки были детально зафиксированы в акте.

Отправление претензии за несвоевременную доставку груза

Следующим шагом после оформления акта должна быть претензия за нарушение сроков доставки грузов. Её отправляет получатель грузов в адрес перевозчика. В претензии указываются обстоятельства получения имущества, указание на факт просрочки и её период.

Дальше делается расчёт штрафных санкций за несвоевременную доставку. И здесь есть такой нюанс. Важно при определении ответственности за нарушение сроков доставки груза видеть договор между отправителем и транспортной компанией.

Поэтому, если у получателя нет его экземпляра, то предварительно следует запросить копию договора у грузоотправителя или перевозчика. При невозможности получить копию можно сделать расчёт исходя из санкций, установленных на уровне законодательства.

В дальнейшем, при судебном разбирательстве в арбитражном суде, копию договора перевозки можно истребовать с помощью суда и скорректировать размер исковых требований.

К претензии следует приложить акт о просрочке, копии документов на доставку груза, а также обоснованный расчёт штрафных санкций.

По общему правилу, претензия о нарушении сроков перевозки груза рассматривается транспортной фирмой в пределах месяца с момента её получения. При отказе выплатить неустойку, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Нюансы судебного разбирательства

Несмотря на то что ответственность за просрочку в доставке груза регулируется договором между отправителем и перевозчиком, истцом по делу о взыскании санкций будет именно получатель отправления. Такой же позиции придерживается и Верховный Суд РФ.

Иск о взыскании штрафа за нарушение сроков доставки груза подаётся в арбитражный суд по адресу нахождения офиса перевозчика. Таковы правила исключительной подсудности. В исковом заявлении следует указать данные о сторонах спора, описать обстоятельства доставки груза. Далее необходимо обосновать факт просрочки со ссылкой на документальное подтверждение.

После этого необходимо для суда предоставить расчёт санкций за несвоевременную доставку груза. И здесь нужно оперировать не только соответствующими пунктами договора перевозки, но и транспортными уставами.

Завершают иск список требований, перечень приложений, а также личная подпись истца или его представителя. Иск о взыскании санкций подразумевает уплату госпошлины. Она рассчитывается в процентном соотношении от заявленной суммы.

Если груз доставлен с просрочкой: итоги

Итак, если был установлен факт просрочки в доставке груза, то следует как составить соответствующий акт, так и зафиксировать опоздание прибытия автомобиля в нужное место в товаросопроводительных документах.

После этого получатель имущества направляет перевозчику претензию с требованием уплатить положенные санкции. Этот шаг является обязательным, поскольку таковы требования законодательства. Претензия рассматривается транспортной фирмой на протяжении одного месяца.

Если досудебный порядок ни к чему не приведёт, то последует обращение в арбитраж с иском к перевозчику. По итогам выносится решение о взыскании штрафных санкций за несвоевременную доставку груза.

В случае неисполнения его перевозчиком добровольно оформляется исполнительный лист. Дальше уже в работу вступят судебные приставы.

Чем предусмотрена ответственность экспедитора за утрату груза

Экспедитор — это лицо, которое выполняет от и до всю работу по доставке определенного груза от его отправителя к получателю в частности, он осуществляет наем перевозчиков. Вследствие такой специализации, а также предпринимательского характера деятельности экспедитора, работающего на свой страх и риск, установлено, что он в любом случае должен возместить клиентам любой ущерб, который они понесли при оказании им услуги.

Единственное исключение — ситуация, когда имели место обстоятельства непреодолимой силы.

Экспедитор — это лицо, которое осуществляет переправку груза от грузоотправителя к грузополучателю. В его обязанности входит как организация перевозки в целом и координация взаимодействия между всеми сторонами данного процесса, так и сопровождении партии в пути. В частности, именно экспедитор, после того как грузоотправитель составляет с ним транспортно-экспедиционное соглашение, привлекает к транспортировке оговоренной партии третьих лиц, перевозчиков и иных.

При этом взаимодействие с ними относится к обязанностям исключительно экспедитора, ни грузоотправитель, ни грузополучатель в контакт с перевозчиком не вступают. Иначе говоря, он осуществляет транспортировку «под ключ».

Вследствие этого в соответствии с российским законодательством данное лицо несет полную ответственность за судьбу груза, пока он находится в его распоряжении. Она лежит на нем в течение всего периода от его передачи грузоотправителем до его перехода к грузополучателю.

Моментом, когда подобная ответственность начинает действовать, становится тот, в который экспедитор выдал грузоотправителю документ, служащий подтверждением того, что груз поступил в его распоряжение, а он его принял. Моментом, когда она прекращается, становится тот, когда произошла выдача объектов грузополучателю с соответствующей документальной фиксацией этого факта.

Такая ответственность наступает при обнаружении утраты, недостачи или повреждения груза, а также иных видов ущерба, которые не могут быть классифицированы как один из названных.

Также подобную ответственность можно разделить на несколько видов. Среди них выделяют наступающую вследствие нарушения договора перевозки, в таком случае требуется руководствоваться положениями уставов, регулирующих работу транспортной отрасли. Также ответственность может наступать и не вследствие нарушения лицом, осуществляющим перевозку соответствующего договора.

В этой ситуации пределом ответственности становится величина стоимости груза, либо действительной, либо указанной его владельцем. Наконец, существуют варианты ответственности, предусмотренные Гражданским кодексом, в такой ситуации она наступает в полном объеме.

Такая ее разновидность устанавливается в тех случаях, когда негативные последствия наступили не вследствие виновных действий экспедитора, а из-за предпринимательского риска.

Когда между грузоотправителем и экспедитором оформлен транспортно-экспедиционный договор, то на последнего возлагается полная ответственность перед первым. В то же время установлено, что клиенту требуется определить, со стороны какого участника процесса (экспедитора либо нанятого им перевозчика) имело место нарушение. Если это сам экспедитор, то ему придется отвечать в полном объеме, если же это перевозчик либо иное лицо, то на экспедитора ложится только ограниченная ответственность.

Читайте так же: Как составляется дополнительное соглашение к договору займа

Виды ответственности за деяния

Утрата, недостача или повреждение — это стандартные виды ушерба, которые может претерпеть груз.

В частности, утрата имеет особое определение в законодательстве. Под ней понимают ситуацию, когда грузополучателю оговоренные объекты не были переданы либо в продолжение тридцати дней после того как срок доставки истек, либо же, если этот срок в соглашении не был указан точно, в течение периода, рассматриваемого как разумный срок, требуемый для доставки груза в место назначения. Во втором случае этот период отсчитывается с момента передачи партии.

Оговаривается, что не рассматривается как утраченный груз, который не был вручен получателю, поскольку последний не стал платить надлежащее вознаграждение экспедитору. Считается, что в этом случае он выступает в качестве залога, однако о факте его задержки клиента требуется уведомить в надлежащем порядке.

В целом определяется, что ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза наступает только в случае наличия вины у исполнителя по договору, что привело к одному из этих последствий. В то же время в отношении экспедитора подобная норма ужесточена.

Это лицо рассматривается как профессиональный оператор, специализирующийся на оказании экспедиционных услуг, соответственно для него гражданская ответственность установлена и в случае отсутствия вины.

Единственное основание, при котором подобная ответственность для данного лица не предусмотрена, — это обстоятельство непреодолимой силы. При этом для него нужно доказывать наличие сразу двух свойств. Необходимо, чтобы оно было чрезвычайным, то есть носило экстраординарный характер. Также требуется, чтобы имела место непредотвратимость, а именно невозможность избежания такой ситуации.

Обосновывается это тем, что экспедитор рассматривается как предприниматель, вследствие чего его деятельность считается сопряженной с риском. Если этот риск не оправдывается, ответственность оказывается на нем, даже когда его вины нет.

При этом, поскольку данное взаимодействие носит гражданско-правовой характер, в отношении экспедитора не действует и норма относительно презумпции невиновности. Если налицо ненадлежащее исполнение сделки, выразившееся в утере, недостаче либо порче груза, то грузоотправителю и грузополучателю не требуется более ничего доказывать. Напротив, полное бремя доказательства ложится на экспедитора.

Именно этому лицу требуется продемонстрировать, что он со своей стороны принял все меры, которые были необходимы для сохранности груза, а последний пострадал вследствие обстоятельств чрезвычайной силы.

Если груз утрачен, то экспедитор обязан возместить ущерб в размере объявленной ценности. При этом допускается, чтобы такая ценность была как менее, так и более реальной стоимости партии, но если она завышена, то у экспедитора остается право отказаться от заключения договора.

При недостаче груза размер ответственности определяется как доля объявленной ценности, пропорциональная той части партии, нехватка которой обнаружена.

Если же ценность груза не была объявлена грузоотправителем, то при его утрате либо недостаче установлена обязанность выплатить компенсацию в размере снижения его действительной стоимости, иначе говоря, подтвержденной документами.

Читайте так же: Правила и общий порядок подписания договора

Когда обнаруживается порча груза, экспедитору нужно будет выплатить компенсацию, величина которой соответствует тому размеру, на который снизилась объявленная стоимость груза. Если же вследствие порчи объекты не подлежат восстановлению и, по сути, бесполезны, то потребуется также перечислить грузополучателю всю их стоимость.

Если порча определена для груза, у которого объявленная стоимость отсутствует, то сумма компенсации устанавливается в размере снижения документально подтвержденной цены объекта.

Кроме того, оговаривается, что исполнителю по договору экспедиторских услуг необходимо возвратить вознаграждение, полученное от заказчика в пропорции к стоимости утраты, недостачи либо ущерба.

Помимо этого в случае, когда вина за произошедшее лежит именно на экспедиторе (а не на перевозчике или ином участнике), ему необходимо также возместить клиенту упущенную выгоду.

Последствия при нарушениях

Если договор транспортной экспедиции был нарушен, то экспедитор обязан перечислить клиенту компенсацию, если ему не удастся доказать либо вину последнего, либо наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Размер пени за просрочку доставки партии по договору транспортной экспедиции установлен в размере трех процентов от вознаграждения, поступившего экспедитору, за каждые сутки такой просрочки. При этом в совокупности пеня не может превышать 80% от этого вознаграждения.

Подробнее об ответственности экспедитора смотрите ниже на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Среди международных перевозчиков весьма актуален вопрос о том, кто и в каких случаях несет ответственность за повреждение груза в процессе перевозки.

Рассмотрим на примере конкретную ситуацию.

После завершения погрузки товара в грузовой отсек автомобиля, перевозчик принял груз и довез его до места назначения. При приеме товара грузополучатель обнаружил повреждение груза и потребовал у перевозчика, как у виновного лица, компенсировать стоимость поврежденного товара.

Обеспечение сохранности груза является одной из важнейших задач перевозчика при осуществлении перевозки.

Согласно ч.1 ст.17 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (далее КДПГ), перевозчик несет ответственность за повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей получателю.

Однако, законом (ч.4 ст.17 КДПГ) предусмотрены случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности за сохранность груза.

Одним из таких случаев является повреждение груза из-за отсутствия или повреждения упаковки либо из-за неудовлетворительной упаковки.

Перевозчик со своей стороны обязан доказать, что повреждение груза в процессе перевозки произошло именно из-за ненадлежащей упаковки. Такими доказательствами могут быть: фото/видео при погрузке/разгрузке товара, отметки перевозчика в CMR-накладной, заключения экспертов и т.п.

В рассматриваемой ситуации достаточно часто грузополучатель/заказчик перевозки ссылается на то, что если перевозчик при принятии груза не сделал никаких отметок в CMR-накладной касательно упаковки груза, то он несет полную ответственность за груз, даже если упаковка по своей природе не могла сохранить груз.

Однако, Закон не обязывает перевозчика проверять качество упаковки. При принятии груза он должен проверить всего лишь внешнее состояние упаковки (вмятины, разрыв, изгибы и т.п.).

Вот несколько практических советов, которые помогут избежать ответственности перевозчику:

  1. При приеме груза к перевозке внимательно осмотрите груз и его упаковку;
  2. Все выявленные повреждения как груза, так и упаковки зафиксируйте в СМR-накладной;
  3. Оформите CMR-страховку на груз (страхование ответственности перевозчика за повреждение груза при перевозке);
  4. Обязательно присутствуйте при выгрузке груза.

В случае выявления повреждений груза при выгрузке, сделайте следующее:

  1. Лично зафиксируйте повреждение на фото или видео носитель;
  2. Проследите за достоверностью отметки грузополучателя в СМR-накладной;
  3. Организуйте сюрвейерскую проверку поврежденного груза.

Также необходимо помнить о сроках, в течение которых грузополучатель вправе указать перевозчику о повреждении груза (ч.1 ст.30 КДПГ):

– в момент разгрузки в присутствии перевозчика, если имеются заметные потери или повреждения груза;
– в течение 7 (семи) рабочих дней со дня поставки груза, если имеются незаметные внешне потери или повреждения груза.

Если в указанные сроки получатель груза не сделал соответствующие оговорки, то груз считается принятым в состоянии, описанном в накладной.

Удачи на дорогах!

Мария Маркелова
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 20.12.2016

PNB BANKА. Как вкладчику возвратить свои деньги?

Как минимизировать таможенные риски?
Направьте заявку в разделе «ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ»

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 — 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»

Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Если во время транспортировки груз повреждается, то перевозчик несет ответственность за несохранность груза и обязан компенсировать нанесенный ущерб. Это регламентируется законами, согласно которым разбирательства в этом вопросе включают такие действия:

  1. Претензия о порче товара, направляется заказным письмом, включающим составленный акт.
  2. Направление заявления в суд, с приложенными доказательствами.

Любая претензия к фирме за порчу груза составляется адвокатами. В судебном порядке спор решается, если ответчик отрицает ответственность за сохранность груза и отказывается возместить вред. Принятый судом вердикт направляется в службу судебных приставов. Бывают ситуации, когда владелец груза требует покрыть расходы, понесенные в ходе трудоёмкой утилизации поврежденного груза.

От чего происходит порча груза?

В ходе перевозки обязательным действием является грамотный подбор транспортного средства с учетом вида груза. Только так обеспечиваются оптимальные условия для перевозки. В большинстве случаев груз повреждается в силу следующих причин:

  1. Неграмотный подбор ТС и способа перевозки. К примеру, продукция глубокой заморозки доставляется в изотермическом фургоне, а не в рефрижераторном транспорте. В итоге портится ценный груз. Еще один пример, зерно высокой влажности доставляется в мешках. Из-за этого начинается гниение зерна, и грузополучатель несет убытки.
  2. Повреждение груза в результате механических воздействий, в том числе вибрацию авто во время рейса. Это происходит из-за ненадлежащей упаковки, неаккуратности грузчиков, неграмотного расположения и закрепления товара в контейнере.
  3. Авария. Здесь грузополучатель предъявляет претензии к перевозчику, и тот несет ответственность за груз при перевозке независимо от того, виновен ли он в аварии. После компенсации нанесенного убытка ответчик имеет право обратиться с исковым заявлением к виновнику аварии.

Ответственность перевозчика за сохранность груза

После заключения акта о получении груза, за состояние транспортируемых товаров полностью отвечает транспортная компания. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза до тех пор, пока товар не будет передан получателю. При этом этот факт должен быть документально зафиксирован. После определения виновника порчи груза, определяется величина убытка, которую будет компенсировать виновная сторона. Для оценки используются разные методы:

  • размер процента, который определяется из оценочной цены товара, отмеченной в договоре;
  • количественная оценка убытка, которая высчитывается, исходя из реального количества поврежденной продукции;
  • определение суммы компенсации.

Перевозчик не будет покрывать ущерб, если докажет:

  • порча произошла в результате непреодолимых обстоятельств;
  • водитель выполнил все необходимые действия по сохранению товара;
  • на маршруте неожиданно были установлены ограничения по передвижению ТС, о которых транспортная организация не была информирована.

В этих случаях при перевозке грузов ответственность с перевозчика снимается.

Как действовать владельцу груза при выявлении повреждения?

При выявлении порчи груза следует:

  1. Оперативно оповестить перевозчика о случившемся инциденте;
  2. Созвать комиссию, куда будут входить эксперты, способные оценить величину убытка и сумму компенсации. Если повреждены большие партии груза, то лучше привлечь независимого специалиста;
  3. Зафиксировать видимые повреждения при помощи фото- и видеосъемки;
  4. Сделать фотографию путевого листа с метками об отправке и прибытии транспортного средства в место назначения;
  5. Осуществить разгрузку транспорта, при этом отдельно учитывая поврежденный товар;
  6. Подготовить акт о порче товара, подписанный водителем ТС. Если водитель отказывается ставить подпись, тогда акт подписывается участниками комиссии;
  7. Воспользоваться юридическими услугами для подготовки претензии к перевозчику. В документе отмечается размер убытка, который подлежит возмещению;
  8. Если не получена реакция на претензию в течение месяца, можно обратиться в суд.

Образец акта о повреждении груза для заполнения.

Новая редакция Ст. 803 ГК РФ
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» распространяет правила рассмотрения споров и сроки давности договора перевозки на договор транспортной экспедиции. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, по общему правилу обязательно предъявление экспедитору претензии. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.

Другой комментарий к Ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В статье установлены основания ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед клиентом, которое может выражаться в утрате или повреждении (порче) груза, просрочке исполнения принятых на себя обязательств, неисполнении указаний клиента, в частности, о маршруте перевозки и виде транспорта, выходе за пределы предоставленных ему клиентом полномочий.

2. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Он освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ответственность устанавливается в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза (п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены за аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования кредитора. Если требование добровольно удовлетворено не было, действительная стоимость груза определяется на день принятия судебного решения.

Груз считается утраченным, если не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если указанный срок договором не установлен, груз считается утраченным, если не выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Вознаграждение возвращается в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Требовать возвращения экспедитором вознаграждения можно, если это предусмотрено договором. При отсутствии в договоре соответствующего условия клиент не вправе заявить подобное требование.

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения полностью или в части экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Таким образом, в отличие от возмещения реального ущерба упущенная выгода подлежит возмещению только в случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения экспедитором обязанностей. Если экспедитор докажет, что его вина отсутствовала, упущенная выгода не взыскивается.

3. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, экспедитор, помимо возмещения убытков, уплачивает за каждые сутки (неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения.

4. Законодатель ограничивает ответственность экспедитора, если обязательство нарушено по обстоятельствам, зависящим от перевозчика. Если груз утрачен (поврежден) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перевозчиком, экспедитор отвечает по правилам ст. 796 ГК. Возмещению подлежит стоимость утраченного (поврежденного, испорченного) груза, а также, полностью или частично, плата за его перевозку, если она не входит в стоимость груза. Экспедитор не будет нести ответственность при наличии оснований, освобождающих от ответственности перевозчика.

Ответственность экспедитора ограничивается также по договорам об оказании экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности в таких случаях предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.

Возмещение за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза не может превышать две расчетные единицы, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Указанные ограничения не применяется, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Правила об ограничении ответственности действуют только в случае, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором РФ.

Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных Законом, ничтожно (ст. 11 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

6. В отличие от ГК, не предусматривающего специальных правил предъявления требований к экспедитору, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает обязательный претензионный порядок, за исключением предъявления требований при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Эти требования могут быть предъявлены в суд без соблюдения процедуры досудебного урегулирования.

Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право требования в результате суброгации — перехода к страховщику прав на возмещение ущерба в соответствии со ст. 965 ГК.

Претензия предъявляется в письменной форме. К ней должны быть приложены документы, удостоверяющие право на предъявление претензии, а при предъявлении требования об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза — также документы, подтверждающие его количество и стоимость. Документы прилагаются в подлиннике или в виде засвидетельствованных в установленном порядке копий. Претензия может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня возникновения права на ее предъявление. Этот срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза — со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, — со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, — со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о таких нарушениях.

Экспедитор может принять для рассмотрения претензию по истечении установленного срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной. Какого-либо примерного перечня уважительных причин в законе не содержится. Принятие претензии к рассмотрению при наличии уважительных причин пропуска установленного срока — право, а не обязанность экспедитора.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении в течение 30 дней со дня получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

7. Гражданский кодекс не предусматривает для договора транспортной экспедиции сокращенного срока исковой давности. Однако, учитывая, что договор транспортной экспедиции непосредственно связан с договором перевозки, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности установил, что для требований из договора транспортной экспедиции срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13).

Правовые основы страхования ответственности перевозчиков в России.

Дело, Самара, 8 апреля 2000 г.
Страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика
1098 просмотров

Наряду со страхованием имущества объектом имущественного страхования является также имущественная ответственность, риск ее наступления. В соответствии с нормами ГК страхование риска наступления ответственности по договору допускается только в прямо перечисленных законами случаях и только в отношении самого страхователя, но не иного лица. В отношении договоров перевозки возможно страхование как договорной, так и внедоговорной ответственности.

Договорная ответственность перевозчика наступает вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора перевозки, а внедоговорная — в случаях причинения вреда, не связанного с договорными обязательствами.
Страхователями по договору страхования ответственности перевозчиков могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, владеющие на правах собственности, аренды, лизинга, оперативного управления средствами транспорта и занимающиеся их эксплуатацией с целью выполнения перевозок пассажиров или грузов на основании лицензии (сертификата) или иного полученного в установленном законодательством порядке официального разрешения на осуществление таких перевозок.
По договору страхования страховщик за полученные от страхователя страховые взносы оплачивает расходы и убытки, которые понес или должен понести страхователь в связи с причинением им третьим лицам убытка в течение срока действия договора. Причем ответственность возникает при эксплуатации принадлежащих ему и указанных в договоре средств транспорта. В договоре же оговариваются страховые случаи, при которых ущерб третьим лицам подлежит возмещению в соответствии с нормами законодательства РФ, других государств или международного права. При этом объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке, установленном нормами законодательства, возместить названный ущерб.
Страховым риском, на случай наступления которого проводится страхование, является причинение оговоренного ущерба третьим лицам в результате деятельности страхователя в качестве перевозчика. Соответственно страховым случаем в страховании ответственности перевозчиков является документально зафиксированное событие, повлекшее за собой причинение оговоренного ущерба третьим лицам и являющееся основанием, в соответствии с нормами законодательства, для предъявления третьими лицами требований к страхователю о возмещении данного ущерба, а также непосредственно связанное с эксплуатацией принадлежащих страхователю и указанных в договоре страхования средств транспорта.
Ответственность перевозчика по договору перевозки определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами (кодексами), регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, и соглашением сторон.
В ГК РФ вопросы перевозки рассматриваются в отдельной главе 40 «Перевозка». Если в период действия договора перевозки будет причинен вред жизни или здоровью пассажира, то перевозчик несет ответственность в соответствии с правилами главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ, при условии, что законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность. Установлена также ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира и опоздание прибытия пассажира в пункт назначения.
Согласно ГК РФ перевозчик несет ответственность за не сохранность груза или багажа, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Нормы ГК устанавливают следующие размеры возмещения причиненного ущерба:
в случае утраты или недостачи груза (багажа) — в размере стоимости утраченного или недостающего имущества;
в случае повреждения (порчи) груза (багажа) — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных ценностей — в размере их стоимости;
в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его стоимости — в размере указанной стоимости.
Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает провозную плату, если она не входит в стоимость груза.
Ответственность перевозчика регламентируется также нормативными актами, посвященными отдельным видам перевозок.
В январе 1998 г. был принят «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (Федеральный закон от 8 января 1998 г.). Согласно ст. 132 «Железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации». Ответственность за не сохранность багажа строится на положениях, указанных в ГК.
Имущественную ответственность за не сохранность груза железная дорога несет в размерах, установленных в ГК РФ. В уставе перечислены случаи, когда перевозчик освобождается от ответственности (перевозка груза осуществлялась в сопровождении грузоотправителя или грузополучателя, недостача груза не превышает норм естественной убыли и др.).
С 1 апреля 1997 г. введен в действие Воздушный кодекс Российской Федерации. Согласно ст. 117 ответственность авиаперевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Авиаперевозчик несет также ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, багажа и вещей, находящихся при пассажире. Если багаж и груз приняты к перевозке с объявлением ценности, то размер ответственности равен величине объявленной стоимости, если без объявления ценности — величине их стоимости, но не более суммы двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) за килограмм веса багажа или груза. За вещи, находящиеся при пассажире, ответственность перевозчика определяется их стоимостью, а если установить последнюю невозможно — в размере не более десяти МРОТ. Авиаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять, а также докажет, что утрата и повреждение имущества произошли не во время воздушной перевозки. Кодекс предоставляет перевозчику возможность заключать соглашение с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с вышеприведенными.
Воздушным кодексом предусмотрено обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром и перед грузовладельцем (грузоотправителем). Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи МРОТ на день продажи билета. Что касается страховых сумм на случаи потери или повреждения имущества, их минимальные значения привязаны к максимальной ответственности перевозчика.
Ответственность автоперевозчика установлена Уставом автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В Уставе ничего не говорится об ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. На сегодняшний день при возникновении такой ситуации автоперевозчик несет ответственность только в соответствии с нормами ГК РФ.
Ответственность перевозчика на морском транспорте регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., а на внутреннем водном транспорте — Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР (утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 15.10.55 № 1801). Кодекс предусматривает ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира, тогда как в Уставе никаких оговорок на этот счет нет.
Что касается ответственности за утрату и повреждение багажа, ручной клади, а также грузов, то она и на автотранспорте, и на морском и водном транспорте установлена в основном на тех же принципах, что и на железной дороге.
Внедоговорная ответственность перевозчика определяется только законом или иными правовыми актами. В частности ГК РФ устанавливает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе и использование транспортных средств) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т.п.). Если вред третьим лицам причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности, то их владельцы несут солидарную ответственность. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за причиненный вред, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Таким образом, страхование ответственности перевозчиков — это одна из мер по защите имущественных интересов лиц, понесших убытки в связи с осуществлением перевозок пассажиров или грузов. Страхование проводится на основании договоров, заключаемых в пользу третьих лиц, имущественным интересам которых нанесен ущерб действиями страхователя при эксплуатации транспортных средств, связанной с осуществлением перевозок пассажиров или грузов.
М. БЫЧКОВА

Вся пресса за 8 апреля 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

Оставьте комментарий