СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Воробьёва О.А., доцент кафедры «Правоведение» Тольяттинского государственного университета
Основное назначение судебной власти — охрана членов общества от любого от произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.
Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной является важным признаком демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.
Судебная власть в России — это особая форма деятельности государства, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами — судами, в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений. Судебная власть как одна из ветвей государственной власти не сводится лишь к рассмотрению конкретных дел. В контексте известной системы сдержек и противовесов судебную власть характеризует не только правосудие (в традиционном, узком смысле слова), но и возможность оказывать влияние на решения и
действия законодательной, исполнительной властей и тем самым уравновешивать их1.
Судебная власть, как и любая другая форма государственной власти, имеет свои особенности. В осуществлении правосудия принимают участие представители народа (например, присяжные заседатели, арбитражные заседатели). По своему предметному назначению судебная власть представляет конкретную форму деятельности государства в соответствующих сферах жизни общества. Потребность государства в судебной власти определяется как необходимостью разрешения постоянно возникающих споров, так и необходимостью защиты конституционного строя, прав и свобод, законных интересов человека и гражданского общества . На VI Всероссийском съезде судей Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что количество дел по мере роста доверия граждан к суду увеличивается, что, безусловно, потребует ещё более современной рациональной организации работы судов .
В научной литературе дается ряд довольно точных и четких определений судебной власти. Так, И.Л. Петрухин понимает под судебной властью самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, созданную для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государствами и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности (ОРД); установления наиболее значимых юридических фактов4.
В соответствии со ст. 118 Конституции Российской Федерации: 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
1 Организация деятельности судов / Под общ. ред. В.М. Лебедева. — М.: Норма, 2008. — С. 23.
Вступительное слово Президента Российской Федерации В.В. Путина на VI Всероссийском съезде судей // Судья. — 2005. — № 1. — С. 3.
4 Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. — 2000. — № 7. — С. 15-21.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
С учётом целей деятельности судебной власти её функции следует определять как основные направления реализации принадлежащих судам полномочий по разрешению возникающих в обществе социальных конфликтов, споров, а её формы — способ внешнего проявления, установления, выражения, т.е. порядок судопроизводства. Формами судопроизводства, в которых осуществляется судебная власть в России в настоящее время, являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство, исчерпывающе перечисленные в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ. Эти же формы указаны в ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»1.
Как отмечает А.Ф. Изварина, самыми действующими функциями судебной власти являются: отправление правосудия и осуществление конституционного контроля. Правосудие в рамках функции (как направлении воздействия права на общественные отношения) проводит сдерживание, уравновешивание законодательной и исполнительной власти; применение в необходимых случаях мер предупредительного воздействия и мер государственного принуждения; обеспечение общественной и правовой ценности судебных как актов правосудия, устанавливающих наличие данного права и факта его нарушения и ликвидирующих конфликт2.
Провозглашенное в ст.2 Федерального конституционного закона «О Судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы носит декларативный характер. Как отмечает С.В. Бородин и В.Н. Кудрявцев, «… составители проекта Конституции Российской Федерации 1993г. находились под влиянием прежней практики разобщения судебной системы . в действительности в России три са-
1 Изварина А.Ф. Функции судебной власти Российского государства // Право и
государство: теория и практика. — 2009. — №7(55). — С.8.
Изварина А.Ф. Указ. статья. — С. 6.
мостоятельные, не связанные между собой судебные системы: 1) Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации; 2) Верховный суд РФ с системой нижестоящих судов общей юрисдикции; 3) Высший арбитражный суд с системой нижестоящих арбитражных судов.. .»Л
Можно согласиться с В.В. Гончаровым и С.М. Жилиным, что утверждение о том, что Конституционный суд России и конституционные (уставные суды) субъектов Федерации представляют собой самостоятельную систему, неверно, так как согласно действующему законодательству, не предусмотрено какое-либо совместное участие названных судов в конституционном (уставном) судопроизводстве. В отличие от вышеназванных судов, верховный суд страны, как и в советский период, является судом второй инстанции по всем гражданским и уголовным делам, рассмотренным судами субъектов, венчая систему судов общей юрисдикции2.
Учреждение в России Конституционного суда РФ и конституционное закрепление его правового статуса, а также введение в действующее законодательство положений, предоставляющих возможности оспаривания в суде решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, свидетельствуют о появлении у судебной власти функции конституционного контроля.
Вменение Конституционному суду РФ осуществления конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия предписаний Конституции РФ на всей территории Российской Федерации, свидетельствует о том, что отправление правосудия перестало быть единственной функцией судебной власти, а также о том, что она приобретает многофункциональный характер .
Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным судом РФ, обладает той отличительной особенностью, что граж-
1 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. — 2001. — № 10. — С. 22.
Изварина А.Ф. Указ. статья. — С. 8.
данин вправе привести в действие механизм защиты прав и свобод всегда, когда он считает, что его права нарушены или находятся под угрозой их ущемления.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Особенностью реализации функции конституционного контроля является также возможность одновременного осуществления правоприменения и правотворческой деятельности, когда при проверке конституционности применённого или подлежащего применению по конкретному делу закона осуществляется толкование Конституции РФ, следствием которого практически является создание новых норм. При этом, решение подлежит обязательному исполнению после официального опубликования постановления Конституционного суда РФ1.
Конституция РФ устанавливает особый статус носителей судебной власти — судей (ст. ст. 119-122). Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Конституцией РФ установлены принципы судебного разбирательства.
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
1 Там же. — С. 8.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Одной из гарантий независимости судебной власти является ее финансовая обеспеченность. Конституция устанавливает, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Нужно отметить, что в настоящее время принято достаточно много нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность судов в Российской Федерации1. Однако до сих пор не приняты ряд
1994. — № 13. — Ст. 1447.
1995. — № 18. — Ст. 1589.
8. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3019.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. от 18.07.2009) // 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
12. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. от 28.06.2009) // СЗ РФ. 2002. — № 30. — Ст. 3012.
13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. от
законов, предусмотренных Конституцией РФ. В их числе федеральные конституционные законы «О Верховном Суде Российской Федерации», «Об административном судопроизводстве».
Сказанное выше, не означает, что существует непроходимая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с другой — законодательной и исполнительной властями, их органами. При всем их различии имеется немало точек соприкосновения между ними, поскольку все они — органы государственной власти, и в силу этого должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достижении общих целей. Это проявляется во многом. Например, Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть, издает законы, обязательные для исполнения всеми, в том числе судами и судьями, учреждает или упраздняет конкретные суды (кроме тех, которые образованы на основании прямых предписаний Конституции РФ), определяет в рамках, установленных Конституцией РФ, финансирование судов. Суды, однако, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа — незаконным. И это влечет за собой неприменение закона либо обязывает соответствующие органы не претворять в жизнь незаконное решение, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение, вынести новое. С другой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практически полностью зависеть от исполнительных органов.
Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.
28.06.2009) // 2002. — № 46. — Ст. 4532.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотрения и разрешения дел в судах.
МЕСТО И РОЛЬ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Гаврилов Б.Я., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России
В числе особенностей российского судопроизводства является то обстоятельство, что допущенные следователем, дознавателем процессуальные ошибки при проведении следственных действий, неполнота проведенного расследования, принятые с отступлением от требований закона процессуальные решения в ходе предварительного расследования, по сути, не могут быть восполнены в ходе судебного разбирательства.
А с учетом решений Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г. № 18-П1 в рамках действующего УПК РФ сегодня возвращение судом прокурору уголовного дела в порядке ст. 237 УПК РФ не может быть связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и не должно касаться ни фактических обстоятельств, ни вопросов квалификации действий и доказанности вины обвиняемых, а их устранение не предполагает дополнения ранее предъявленного обвинения.
Разъясняет прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства Слесарева Е.Г.
Федеральным законом от 03.07.2019 N 160-ФЗ «О внесении изменений в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» уточнен порядок привлечения судей к уголовной ответственности.
Решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, районного суда, мирового судьи — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ранее указанные полномочия относились к компетенции квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации); в отношении судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации — Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Федеральным законом от 03.07.2019 N 163-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» установлен единый порядок привлечения к уголовной ответственности судей федеральных судов.
В законе указано, что возбуждение уголовного дела в отношении судьи федерального суда или привлечение его в качестве обвиняемого возможно только по решению Председателя Следственного Комитета России с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Также определено, что Высшая квалификационная коллегия судей вправе по результатам рассмотрения жалобы на решение квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности изменить вид дисциплинарного взыскания, если придет к выводу о том, что дисциплинарное взыскание, наложенное на судью квалификационной коллегией субъекта Российской Федерации, явно несоразмерно тяжести совершенного дисциплинарного проступка.
Данные изменения вступают в силу 14.07.2019.
Архив материалов
Открытость, доступность, предсказуемость правосудия
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Статья 121
1. Судьи несменяемы.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Статья 122
1. Судьи неприкосновенны.
2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Статья 123
1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Статья 124
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Статья 125
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Статья 126
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Статья 127
Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).
Статья 128
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Статья 129
1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.
Алфавитно-предметный указатель
Термин «статус» происходит от латинского слова «status», что буквально означает «состояние, положение». Сегодня этот термин означает правовое положение какого-либо субъекта: гражданина, должностного лица, органа управления, юридического лица и т.д.
Исходя из этого правовой статус судьи – это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве.
Положения, касающиеся правового статуса судьи, закреплены в Конституции РФ (ст. 120–122, 124, 128); Законе о статусе судей, Законе о судебной системе (гл. 2); Законе о Конституционном Суде (гл. II); в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» (гл. III); в Федеральном законе «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6–8) и других законах; в подзаконных актах, например Кодексе судейской этике, утвержденном VII Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.; актах высших судебных органов, например постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности». Большое значение в регламентации правового статуса судьи имеют нормы международного нрава, например Европейская хартия о статусе судей (1998), Основные принципы независимости судебных органов (1985) и др.
Анализ положений законодательства позволяет выделить ряд элементов правовою статуса судьи.
1. Судьи – носители судебной власти, таким образом, это публичные субъекты, осуществляющие властные полномочия. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).
2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).
Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.
Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом.
- 3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием. Установлены следующие квалификационные классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс.
- 4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:
- а) в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и иные законы, а также руководствоваться принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи;
- б) при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, независимости, справедливости и беспристрастности;
- в) судья не вправе:
- – замещать иные государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, муниципальные должности, быть третейским судьей или арбитром;
- – заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом;
- – заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи. Эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
- – прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.
- 5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.
- 6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1,3 ст. 294 УК РФ).
- 7. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.
Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.
Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность, например:
- – за злостное неисполнение судебных актов предусмотрена уголовная ответственность – от штрафа до лишения свободы (ст. 315 УК РФ);
- – за неисполнение распоряжений судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или административного ареста (абз. 1 ст. 17.3 КоАП РФ);
- – за неисполнение без уважительных причин обязанности предоставить истребуемые судом доказательства предусмотрен судебный штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК РФ, ч. 9 ст. 66 и ч. 1 ст. 119 АПК РФ).
- 8. Судьи несменяемы, т.е. не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.
- 9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.
- 10. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет, если иное не установлено федеральным конституционным законом. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.
- 11. Судьи неприкосновенны. Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Гарантии независимости устанавливаются федеральным законом.
- 12. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, а в отношении судьи Конституционного Суда РФ – Конституционным Судом РФ.
Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие.
Дисциплинарным проступком считается нарушение судьей норм Закона о статусе судей, Кодекса судейской этики (для судей Конституционного Суда РФ – и норм Закона о Конституционном Суде), а также нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.
За период с января 2009 г. по 1 ноября 2012 г. квалификационные коллегии судей субъектов РФ в связи с совершением дисциплинарных проступков досрочно прекратили полномочия 160 судей и наложили взыскания в виде предупреждения на 875 судей, а Высшая квалификационная коллегия – на трех и двух судей соответственно.
- 13. Судьи имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
- 14. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Федеральный судья, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную переподготовку, по результатам которой судье присваивается квалификационный класс.
Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.
- 15. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей. Например, ежемесячное денежное вознаграждение, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи, месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора и других доплат; отпуск 30 рабочих дней, не считая времени следования к месту отдыха и обратно (с учетом стажа работы по юридической специальности предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск); оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно; обеспечение проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении; обязательное страхование за счет средств федерального бюджета жизни, здоровья и имущества судьи и т.д.
- 16. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).
Таким образом, «статус судьи, состоящий из многих компонентов, обеспечивает возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие».
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 764; Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари; ACT; Астрель, 2004. С. 744.
- Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи нс менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. В период осуществления этой деятельности на него не распространяются гарантии личной неприкосновенности, членство судьи в судейском сообществе приостанавливается.
- Отчетный доклад Председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ В. В. Кузнецова VIII Всероссийскому съезду судей // Официальный сайт Совета судей РФ. URL: ssrf.ru/page/8832/ detail.
- Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Норма, 2008. С. 22.