Ответственность за налоговые преступления

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

  • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
  • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
  • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
  • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительный труд;
  • лишение свободы.

Изучим подробнее, за что они могут налагаться.

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Статья УК РФ

Деяние

Санкции

Примечания

Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ

  • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
  • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
  • при особом размере — тюремное заключение до 1 года

Крупное нарушение:

  • от 600 тыс. (10% от взносов);
  • 1,8 млн (при любых взносах).

Особый размер ущерба:

  • от 3 млн (20% от взносов);
  • 9 млн (при любых взносах)

Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.

К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору

  • Штраф 100–300 тыс. (при 300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
  • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)

Крупный ущерб:

  • от 2 млн (10% от взносов);
  • 6 млн (при любых взносах).

Особое нарушение:

  • от 10 млн (20% от взносов);
  • от 30 млн (при любых взносах)

* — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

*** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

В общем случае подозреваемым считается руководитель фирмы (или ИП, владеющий бизнесом). Главный бухгалтер либо его подчиненные, фактически совершившие противоправные действия по распоряжению руководителя и не осведомленные о его преступном замысле, не привлекаются в качестве обвиняемых (приговор Заельцовского районного суда Новосибирска от 15.10.2015 по делу № 1-386/2015).

Однако если преступный умысел руководства был известен сотруднику, исполняющему незаконное распоряжение, то данный сотрудник будет нести уголовную ответственность за неуплату налогов юридическим лицом (п. 2 ст. 42 УК РФ). При этом он вправе рассчитывать на смягчение наказания, если выяснится, что его заставили нарушить закон силой или он не имел другого выбора по иным причинам (подп. «е» п. 1 ст. 61 УК РФ).

Не исключено, что противоправные действия совершит и руководитель фирмы либо ИП (как вариант, в качестве подставных лиц) в силу чьего-либо принуждения, подстрекательства. В этом случае именно то лицо, которое побудило директора совершить налоговое правонарушение, будет нести уголовную ответственность (п. 7 постановления пленума ВС РФ № 64). При этом директор будет считаться пособником преступления, если выяснится, что он осознавал незаконность своих действий (п. 6 постановления № 64). У него также будет право на смягчение наказания по ст. 61 УК РФ.

Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

Речь о привлечение к уголовной ответственности за налоговые правонарушения, как правило, заходит по инициативе инспекторов ФНС.

Обнаружив признаки преступления по указанным выше статьям УК РФ, налоговики обязаны проинформировать об этом Следственный комитет и передать туда необходимые документы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Следователи, действуя в порядке, предусмотренном УПК РФ, принимают решение о возбуждении дела против плательщика.

Значительный объем работы ФНС и СК может проводиться ведомствами совместно. Так, общими усилиями им предстоит определить, есть ли в действиях плательщика основной квалифицирующий признак — умысел. Один из возможных критериев его установления — обнаружение действий плательщика, свидетельствующих об имитации хозяйственной деятельности, заключении фиктивных сделок (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Разновидность имитации здесь — образование плательщиком новых юридических лиц в целях сохранения возможности платить налоги на спецрежиме.

О наличии умысла плательщика может свидетельствовать установленная ФНС или СК «виновная осведомленность» подозреваемого лица — осведомленность об обстоятельствах правонарушения, о которых может знать только непосредственный участник правонарушения (соответственно, имеющий умысел в его совершении).

Статья: Налоговая преступность — слагаемое экономической преступности (по материалам регионов Российской Федерации) (Бадаев А.Е.) («Налоги» (журнал), 2008, n 3(2))

«Налоги» (журнал), 2008, N 3(2)
НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ —
СЛАГАЕМОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Одним из существенных слагаемых экономической преступности является налоговая преступность, включающая, прежде всего, уклонение от налогообложения, которое в последние годы приобретает массовый характер и наиболее изощренные формы. Уход от уплаты налогов в современной России достигает таких масштабов, которые наносят серьезный ущерб экономической безопасности государства . Внимание, уделяемое налоговой преступности, обусловлено не столько ее масштабами, сколько тесной связью с другими преступлениями в экономической сфере . В условиях экономического кризиса отчетливо проявляется тенденция роста сокрытий налогоплательщиками прибыли (доходов), а также усиление воздействия криминального фактора на экономические отношения.
Возникновение современной налоговой, и в целом экономической, преступности, прежде всего, по мнению И.И. Кучерова, определяется изменениями в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений . С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло определенное противоречие между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми собственниками — с другой. Налоговая преступность представляет не меньшую, а возможно, даже большую опасность, чем общеуголовная. Если последняя затрагивает интересы личности или группы людей, то первая почти всегда угрожает экономической безопасности страны, так как перекрывает каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и таким образом торпедирует бюджетную и налоговую политику государства, а правительство и субъекты Федерации лишает одного из наиболее важных условий управления .
Недостаток денежных средств в бюджете остро сказывается на социальной сфере, развитии культуры и наукоемких отраслей экономики, содержании армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность.
Налоговая преступность характеризуется совокупностью специфических признаков и включает в себя соответствующие виды преступлений.
К признакам, характерным для налоговой преступности, относятся: особый субъектный состав налоговых правоотношений (налоговые органы, органы налоговой полиции, налоговые агенты и налогоплательщики); специфический объект (отношения по поводу исчисления, уплаты налогов (сборов) и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты) .
К налоговым преступлениям относятся деяния, посягающие на налоговые правоотношения (т.е. отношения между налогоплательщиками и бюджетами различных уровней, возникающие на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих налоги и порядок их перечисления), запрещенные уголовным законодательством под угрозой наказания . Следует заметить, что возникают подобные правоотношения в связи с уплатой налогов и иных обязательных платежей, а в качестве их обязательной стороны наряду с налогоплательщиками выступают налоговые органы. Основываясь на этих выводах, к числу налоговых преступлений следует отнести уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, предусмотренные действующим уголовным законодательством. Как мы видим, преступное поведение в этих случаях непосредственно связано с обязанностью физического или юридического лица по уплате того или иного налога в бюджет или обязательного взноса в государственный внебюджетный фонд .
Как свидетельствуют данные статистики, основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений. Другие способы совершения налоговых нарушений встречаются значительно реже: осуществление коммерческой деятельности без лицензии (4%), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8%), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9%) и т.д.
Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле (17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (4,3%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 4,7%, в кредитно-финансовой сфере — 2% от всех выявленных нарушений.
Наиболее криминогенными отраслями народного хозяйства по доле предприятий с выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном размере от общего количества предприятий являются: промышленность (0,8% от общего числа предприятий отрасли), транспорт (0,7%), строительство (0,6%), кредитно-финансовая сфера (0,4%), сельское хозяйство (0,3%), торговля (0,2%). Более детальный анализ промышленной сферы показывает высокий уровень криминализации топливно-энергетического комплекса (14,7% от общего числа предприятий ТЭК), в том числе добыча и переработка газа (27,1%), нефтедобывающая промышленность (22,2%), нефтеперерабатывающая промышленность (14,7%), электроэнергетика (12,3%), угольная промышленность (12,2%). Уровень криминализации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 6,1%, черной металлургии — 4,2%, цветной металлургии — 2% (включая добычу и обогащение сырья).
Анализ налоговых преступлений с точки зрения организационно-правовых форм юридических лиц, их совершающих, показывает, что до 43% всех нарушений налогового законодательства (ННЗ) в крупных и особо крупных размерах совершается в АОЗТ и товариществах, до 18% — в АООТ, наименьшая их доля приходится на некоммерческие организации — до 4% и государственные предприятия — до 6%. Свыше 50% всех ННЗ, совершаемых по данному виду преступлений, совершается на предприятиях, фирмах и т.п. с частной формой собственности, тогда как на государственную форму собственности приходится около 8% всех ННЗ данного вида, а на смешанную российскую (без иностранного участия) — до 15%. Однако здесь следует отметить, что разница в относительных долях доначислений из общего числа доначислений существенной сокращается, составляя у юридических лиц с частной формой собственности — 33,5%, у смешанной российской — до 27%, у государственной — до 25%.
Важной составной частью проводимой в Российской Федерации экономической реформы является совершенствование налогового законодательства. Современное состояние экономики характеризуется значительной долей теневого оборота капиталов. Наиболее ярко это выражено в отраслях, где по условиям хозяйствования финансовые операции проводятся с широким использованием наличных денежных средств, что позволяет использовать различные схемы ухода предприятия от уплаты налогов. В соответствии с законопроектом, регламентирующим единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вводится специальный налоговый режим, определяющий правовые основы введения и начисления единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Единый налог на вмененный доход по своим тактическим задачам должен значительно усложнить использование различных схем уклонения от уплаты фискальных платежей и должен позволить увеличить доходы бюджетов на плановой и стабильной основе.
В целях перекрытия каналов уклонения от налогообложения для определенных видов деятельности целесообразно определить систему налогообложения, основанную на применении в качестве облагаемой базы дохода, оцениваемого не по бухгалтерской отчетности, а расчетным образом по оценочным показателям физических параметров хозяйственной деятельности. При этом целесообразно ввести ограничения по сумме выручки, при превышении которой налогоплательщик ЕНВД платит налог на общих основаниях, либо использовать в качестве облагаемого дохода валовую выручку. Одновременно необходимо ввести единую упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности, максимально приближенную к мировым стандартам, предусматривающую обязательный учет доходов и расходов, соблюдение порядка ведения расчетных и кассовых операций с обязательным использованием контрольно-кассовых машин (ККМ). Данная мера позволит сократить объем неучтенного налично-денежного обращения, а наряду с этим и объемы теневого оборота капиталов.
Ставка единого налога должна зависеть от величины налоговых ставок по всем налогам исходя из базовой доходности для определенной деятельности, являясь производной от нее, с одной стороны, а с другой — ставка должна стимулировать развитие малого предпринимательства, учитывая возможность реального снижения уровня налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков. Таким образом, подход должен быть дифференцированным, а налоговая ставка должна определяться с учетом вида деятельности и присущих особенностей осуществления данной хозяйственной деятельности. Успешное решение проблем налоговых преступлений и иных правонарушений — это в значительной мере решение и многих вопросов, связанных с противостоянием другим преступлениям в экономической сфере. Тесная связь налоговых и других экономических преступлений наиболее наглядна при их уголовно-правовом анализе и взгляде с позиций способов совершения.
Так, в Уголовный кодекс 1996 г. вошли всего две налоговые статьи — 198 (уклонение граждан от уплаты налогов) и 199 (уклонение от налогов организаций), которые включены в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», что дает основание признать родовым объектом для этой главы охраняемую уголовным законом систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности. Это обстоятельство имеет существенное значение, так как за признанием общего родового объекта следует понимание того, что именно он является системообразующим признаком для преступлений, включенных в эту главу. Поскольку финансовая система государства, на которую посягают налоговые преступления, является одним из важнейших экономических институтов, непосредственным объектом этих преступлений являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы.
В диспозиции ст. 199 УК РФ говорится об уклонении от уплаты налога путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах. Таким образом, это действие рассматривается как объективная сторона данного состава преступления, характеризующая способ самого противоправного деяния — уклонение от уплаты налога в крупном размере. Рассматриваемая норма бланкетная. Обязанность налогоплательщика вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивать их сохранность не менее пяти лет установлена Законом РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (1991 г., с последующими изменениями и дополнениями). Порядок же организации и ведения бухгалтерского учета определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (1996 г.), а также подзаконными актами (Положением по бухгалтерскому учету, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 10, 1996 г.).
При правильном осуществлении бухгалтерского учета возможность совершения преступных действий, направленных не только на уклонение от уплаты налогов с организаций, но, как представляется, и на сокрытие других преступлений в сфере экономической деятельности, существенно уменьшается. Уклонение от уплаты налогов с организаций и сокрытие объектов налогообложения (заметим еще раз, возможность сокрытия и других экономических преступлений) возможны не только путем искажения бухгалтерских документов, но и их уничтожения, что на практике является редкостью.
Наказания, предусмотренные законодательством за такие правонарушения, незначительны. Обычно это финансовые санкции или административные штрафы, что, по мнению специалистов, позволяет говорить о необходимости введения уголовной ответственности за уничтожение бухгалтерских документов . Ведение бухгалтерского учета с грубыми нарушениями, искажение сведений о финансово-хозяйственной деятельности организаций существенно затрудняет контроль со стороны налоговых органов. Сохраненные в исходном виде, эти документы могут оказать помощь в процессе расследования других экономических преступлений, особенностью которых является то, что они неминуемо в той или иной форме оставляют след в бухгалтерских и других отчетных документах. Поэтому уничтожение бухгалтерских документов представляется деянием, общественная опасность которого позволяет квалифицировать их как серьезное преступление.
Возможная ссылка на наличие в УК РФ ст. 325 (похищение или повреждение документов, штампов, печатей), в диспозиции ч. 1 которой говорится о похищении, уничтожении, повреждении или сокрытии официальных документов, штампов или печатей, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, представляется малоубедительным. Во-первых, понятие «официальный документ» как предмет преступления является недостаточно определенным, а называемое наряду со штампами и печатями получает весьма узкое толкование, согласуемое, скорее всего, с его употреблением в ст. 327 УК РФ, где говорится о подделке удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей.
Немалый интерес с уголовно-правовых позиций представляют вопросы, связанные с облагаемостью налогом доходов, полученных в результате преступной деятельности и использованием налоговых санкций за налоговые преступления. В этой связи некоторые авторы, анализируя составы налоговых преступлений, считают, что источник получения доходов и прибыли должен носить исключительно законный характер, поэтому составом данного преступления не охватываются действия, направленные на сокрытие доходов, полученных от продажи наркотических средств, оружия, боеприпасов, радиоактивных веществ, контрабанды или иных форм незаконного предпринимательства. В этом случае должны применяться соответствующие статьи уголовного законодательства .
Думается, что ответ на этот вопрос следует искать с разумных, компромиссных позиций, не отвергая заслуживающих внимания аргументов, позволяющих объективно оценить как позитивные возможности, так и негативные следствия. В большинстве стран с развитой экономикой имущество, приобретенное в результате преступной деятельности, рассматривается как скрытый от налогообложения доход . Хотя некоторые специалисты в связи с отмыванием денег, которое рассматривается как типичный случай производного, вторичного правонарушения, говорят об ином аспекте проблемы. По их мнению, лицо, совершившее первичное уголовно

Налоговые преступления в России

Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ. Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены налоговым кодексом. Однако, простая неуплата налога (недоимка) еще не является налоговым преступлением; она становится таковой, только если налоги не уплачены в крупном размере, и не уплачены они умышленно. Распространенным способом совершения налоговых преступлений является внесение искаженных данных в налоговые декларации.

Нельзя путать оптимизацию (минимизацию) налоговых платежей с уклонением от уплаты налогов. Оптимизация связана с использованием предоставленных законом льгот, либо выбором законного режима налогообложения, который наиболее выгоден субъекту предпринимательской деятельности, либо с таким планированием доходов и расходов лица, которое позволит субъекту свести размер налогов к минимуму. В любом случае, оптимизация налогов — это разрешенные законом действия, не причиняющие ущерба. Уклонение от уплаты налогов — наоборот, причиняет ущерб государству в виде не поступивших в бюджет налогов, и совершается умышленно.

Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Оперуполномоченный, выявляющий налоговые преступления, следователь, их расследующий, прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде и судья, выносящий приговор, являются юристами; в то же время, рассмотрение налоговых преступлений дополнительно требует и экономических (бухгалтерских) познаний. Уголовные дела о налоговых преступлениях зачастую состоят из многих томов, так как при расследовании изымается отчетность предприятий, налоговые декларации, первичная документация, которая приобщается к делу в качестве доказательств. Сложно доказуемым является умысел обвиняемых на совершение преступлений; сторона обвинения обязана доказать, что неуплата налогов не явилась следствием бухгалтерской ошибки, неправильных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.

Судебная практика привлечения к ответственности за налоговые преступления не отличается единообразием. Это связано с тем, что нет разъяснений по поводу ряда неоднозначно сформулированных норм Уголовного кодекса РФ. Например, нет формулы расчета доли неуплаченных налогов для определении крупного (особо крупного) размера преступления для привлечения к ответственности по ст. 199 УК РФ. По данному поводу есть две точки зрения: в знаменателе при расчете доли необходимо ставить сумму, подлежащего уплате налога, по которому имеется недоимка, вторая точка зрения: в знаменателе необходимо указывать сумму всех налогов, подлежащих уплате организацией.

Законодательно установлена возможность прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях при погашении виновных лицом суммы недоимки по налогам. Данный уголовно-правовой рычаг способствует повышению собираемости налогов в бюджет.

Оставьте комментарий