Содержание
Особенности размещения и планировки промышленных районов
Промышленный район или узел – территория, на которой расположена объединенная группа промышленных предприятий, имеющая общие коммуникации, инженерные сооружения, вспомогательные производства и хозяйства.
Группу предприятий объединяют в единый промышленный узел в целях отдачи капитальных вложений.
Промышленный район имеет один или несколько общественных центров с радиусом обслуживания 1,5-2,0 км, в которых размещают учреждения административного, культурного, бытового, научно-технического и спортивного обслуживания.
Группа промышленных узлов и агропромышленный комплекс образуют территориально-производственный комплекс.
Преимущества промышленных узлов:
- • кооперирование предприятий между собой и с городским хозяйством;
- • единые производственно-строительная база и жилищный фонд;
- • экономия капитальных вложений (территории, коммуникации).
По отношению к селитебной территории промышленные узлы могут располагаться различным образом (рис. 21.1). Размещение промышленных предприятий осуществляется в соответствии со СНиП П-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий».
Рис. 21.1. Размещение промышленных узлов:
1 – вне города; 2 – на периферии селитебной территории; 3 – в пределах города
Основные факторы, влияющие на размещение:
- • организация транспортных связей; связь с селитебной территорией;
- • наличие мест для отвалов, очистных сооружений и т.п.;
- • перспективы развития.
Планировка промышленных районов может быть различной (рис. 21.2). При разработке системы размещения промышленных районов в новом городе наиболее удачным приемом считается параллельное размещение промышленной и селитебной зон (см. рис. 21.2, а). Помимо четкости функциональной организации территории города этот прием создает лучшие возможности для последующего свободного развития промышленных районов и селитебных территорий. В новых городах промышленного профиля научно-производственные районы и научно-технические центры могут размещаться:
- • по параллельной линейной схеме между промышленной и селитебной зонами города;
- • между селитебной зоной и зоной отдыха;
- • непосредственно в промышленном районе между отдельными группами предприятий;
- • вблизи или в составе общественного центра города.
Городские промышленные районы, группы предприятий и отдельные предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками производственных выделений, не допускается размещать с наветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к жилым и общественным зданиям и местам массового отдыха населения и следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
Рис. 21.2. Планировка промышленных районов:
а – параллельное размещение промышленной и селитебной зон; 6 – перпендикулярное размещение промышленной и селитебной зон
Санитарно-защитной зоной считается территория между местами (источниками) выделения производственных вредностей и границей жилой застройки.
Промышленные предприятия с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных вредностей, разделяются на пять классов, в соответствии с которыми устанавливаются размеры санитарно-защитных зон (табл. 21.1).
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория предприятия или группы предприятий и использоваться для расширения промышленной площадки.
На территории санитарно-защитных зон допускается размещать:
- • предприятия, их отдельные здания и сооружения с выделением вредности меньшего класса, чем производство, для которого установлена санитарно-защитная зона, при условии аналогичного характера вредности;
- • пожарные депо, бани, прачечные, гаражи, склады (кроме продовольственных, общетоварных и специализированных), здания управления предприятиями, конструкторские бюро, лаборатории, связанные с обслуживанием предприятий района;
- • магазины, предприятия общественного питания, поликлиники, обслуживающие производство;
- • помещения для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий, стоянки общественного и индивидуального транспорта, местные и транзитные инженерные сети и коммуникации, линии электропередачи, электростанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения, сооружения для подготовки технической воды, водопроводные и канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, подземные резервуары, питомники древесно-кустарниковых растений для озеленения предприятий и санитарно-защитной зоны.
Таблица 21.1
Размеры санитарно-защитных зон
Класс вредности промышленного предприятия |
Размер санитарно-защитной зоны, м |
В санитарно-защитных зонах не допускается размещать:
- • жилые здания, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, сады, парки, садоводческие товарищества и огороды;
- • предприятия, производственные здания и сооружения в тех случаях, когда производственные вредности, выделяемые одним из предприятий, производственным зданием или сооружением, могут оказывать вредное воздействие на здоровье трудящихся или привести к порче материалов, оборудования и готовой продукции на соседних предприятиях, а также когда это приводит к увеличению или концентрации вредностей на границе селитебной зоны выше допустимых по санитарным нормам;
- • спортивные сооружения, парки, детские учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Территория санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена за счет предприятий, производство которых вызывает необходимость ее организации, по проекту благоустройства, разработанному одновременно с проектом строительства или реконструкции предприятия.
Промышленный район делится проездами и магистралями на кварталы. Основными структурными элементами планировки городского промышленного района являются панели, предназначенные для размещения, как правило, одного ряда предприятий, и блоки, на которые панели разделяются внутрирайонными проездами (рис. 21.3).
Панель – объединение нескольких кварталов между продольными проездами.
Рис. 21.3. Схема панельного расположения предприятий:
а – однапанельное; б – двухпанельное
Блок – объединение кварталов промышленного предприятия с законченной частью технологического процесса.
В соответствии с принятой терминологией возможны следующие виды застройки:
- • квартально-панельная:
- • квартально-блочная.
НОВОСТИ БИБЛИОТЕКА КАРТА САЙТА
ОЗЕЛЕНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Задачей озеленения территорий промышленных предприятий является изоляция отдельных цехов от пыли, вредных газов, производственных шумов, защита рабочих помещений и открытых площадок от перегревания солнечными лучами и создание тенистых уголков для кратковременного отдыха рабочих.
Удельный вес зеленых насаждений, их размещение и характер зависят от величины открытых площадок и общей системы планировки и застройки территории. В целом площадь озеленения должна составлять не менее 15—20% территории предприятия.
При проектировании озеленения территории промышленных предприятий необходимо прежде всего установить характер вредных газов, отдаваемых предприятием в атмосферу, и в зависимости от этого рекомендовать ассортимент растений для озеленения и размещения их на территории.
На сильно загазованных площадках надо высаживать газоустойчивые породы.
Размещение зеленых насаждений может быть регулярным и свободным.
Рис. 13. Цветник перед фасадом заводоуправления: 1 — канны; 2 — бордюр из сальвии, 3 — ель колючая голубая; 4 — кохия; 5 — капуста декоративная; 6 — сальвия; 7 — розы полиантовые; 8 — лобемия (низкорослые сорта); 9 — львиный зев желтых колеров; 10 — гайлардия крупноцветная: 11 — биота восточная компактная; 12 — газон; 13 — живая изгородь из бирючины; 14 — клен остролистный
На площади перед главным входом и у проходных рекомендуется создать сквер со свободным размещением в нем декоративных древесно-кустарниковых групп и разбивкой цветника на фоне газона. Если предзаводская площадь небольшая, то растения размещают вдоль подъездных путей и проходов к предприятию.
На газоне высаживают свободными группами цветочные растения с яркими цветами, красиво цветущие кустарники и одиночно несколько-хвойных пород (ель колючая, голубая) или невысоких лиственных деревьев плакучей и шаровидной формы.
Внутризаводские площадки перед бытовыми помещениями, у мест отдыха и входов в корпуса озеленяют древесно-кустарниковыми растениями и газонами, которые освежают территорию и уменьшают ее запыленность.
На заводских дорогах, в разрывах между цеховыми корпусами, на спортивных и игровых площадках высаживают деревья и кустарники плотными рядами. На складских участках целесообразно создать газоны и посадить деревья, обладающие большой пылезадерживающей способностью. Газоны рекомендуется создавать и на свободных от застройки резервных участках, и вдоль ограды предприятия.
Из соображений охранного порядка, на больших предприятиях не следует производить посадки древесно-кустарниковых растений на полосах, прилегающих к внешним ограждениям.
На 1 га озеленяемой площади можно посадить: декоративных деревьев — 320, плодовых — 20, декоративных кустарников — 2500, ягодников — 100, газонов — 3500 кв. м и цветочных растений на площади 75 кв.м.
На промышленных предприятиях, отдающих в атмосферу вредные газы и копоть, рекомендуется периодически обмывать водой из шланга кроны наиболее декоративных деревьев и кустарников и ежедневно поливать газоны и цветочные растения.
ТЕМА: Проектирование генплана промышленного предприятия
Генеральный план разрабатывается в соответствии со СНиП 2.04.02-84 «Генеральные планы промышленных предприятий» и рациональной схемой технологического процесса проектируемого здания. На территории застройки промышленного предприятия должны быть расположены сооружения производственного назначения, участвующие непосредственно в технологическом процессе всего предприятия
Выполняется фрагмент генерального плана предприятия. На генплан участка наносятся:
-
горизонтали из ситуационного плана;
-
роза ветров, господствующее направление ветров выбирается с учетом заданного взаимного расположения промышленной и селитебной зоны (см. задание);
-
проектируемое и существующие здание, въезды и входы в здание, элементы благоустройства и озеленения.
Ориентация здания должна точно соответствовать принятой в ситуационном плане.
Проектируемое здание, сооружения, инженерные сети, транспортные устройства, элементы озеленения и благоустройства изображают на чертежах с применением условных графических обозначений, установленных ГОСТ 21.204-93 «Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта».
Напротив одной из длинных сторон и одного из торцов проектируемого корпуса размещаются соседние здания. У них показывается только часть контура, необходимая для определения противопожарных и санитарных разрывов. Высота соседних зданий принимается 25-30 м, степень огнестойкости II. Разбивочные оси соседних зданий должны совпадать с разбивочными осями проектируемого здания. Проезды между зданиями заполняются:
а) внутренней электрокарной и автокарной дорогой с интенсивностью движения более 50 машин в час и шириной проезжей части 4-6 м;
б) если требуется по заданию, то прокладываются ж/д пути нормальной колеи – 1524 мм;
в) тротуарами из расчета прохода 3-6 тыс. чел. рабочих, занятых в наибольшую смену в соседней группе зданий. Ширина одной полосы пешеходного движения 0,75 м. Пропускная способность 800 чел. в час. Двухполосной велосипедной дорожкой шириной 2,5 м, отмосткой с озеленением. В границах между зданиями выполнить поперечный профиль общегородской магистрали, ведущей к промышленному комплексу. На поперечные профили нанести проезжие части, тротуары, велосипедные дорожки, озеленения.
Для прокладки коммуникаций (теплопровод, водовод, кабели энергосистемы и др.) предусмотреть проходной тоннель. Заглубление верха покрытия тоннеля должно быть не менее 0,7 м, внутренний размер 1,8х1,8 м. Выходы из тоннеля через каждые 100 м.
Вертикальная планировка выполняется на чертеже генплана, черные отметки рельефа и красные отметки планировочного решения ставятся в точках пересечения проездов, у входов и въездах и на углах здания, по лоткам проезжей части дорог, если они служат для сброса ливневых вод. На плане здания ставится отметка пола 0,00 и ее абсолютное значение.
Планировочные отметки следует назначать по возможности с учетом сохранения естественного рельефа.
Принятые красные отметки должны обеспечивать отвод поверхностных вод от здания в лотки проезжей части и по лоткам в ливневую канализацию или в естественный водоем.
Проектные уклоны свободно планируемой территории принимаются не менее 0,003. Максимальное для плотных грунтов до 0,05, для слабых до 0,03.
Отметка пола первого этажа в здании должна назначаться выше планировочной отметки примыкающего участка не менее чем на 15 см. Отмостка вокруг здания принимается шириной на 20 см превышающей вынос карниза, но не менее 500 мм. Поперечный уклон отмостки 0,03 – 0,1. Для здания высотой до 8 м на просадочных грунтах без организованного отвода воды с крыш ширина отмостки принимается 1,5 м. Для более высоких зданий ширина отмостки увеличивается по 0,25 м на каждые 4 м высоты здания.
При организованном отводе с крыш ширина отмостки принимается 0,75 – 1 м.
Территория промышленного предприятия должна быть максимально озеленена. Площадь озеленения принимается не менее 10-15% от площади территории предприятия.
На генплане участка напротив одного из торцов здания предусмотреть площадки для спорта и отдыха. Размеры и очертания площадок спорта и отдыха приведены в СниП 2.04.02-84 «Генеральные планы промышленных предприятий».
Площадка для отдыха принимается одна или несколько площадью 60-100 м2. Наименьшая ширина насаждений для однорядной посадке деревьев – 2 м, двухрядной – 5 м.
Минимальное расстояние от здания до деревьев – 5 м, до кустарника – 1,5 м, от края проезжей части автодорог – 1 м. Расстояние между деревьями 2,5 – 6 м, между кустарниками 0,4-0,6 м при высоте кустарника до 1 м. В СниПе приведен пример размещения проездов и озеленения.
Противопожарные разрывы (СНиП 2.01.02-85) между производственными зданиями, сооружениями, закрытыми складами и вспомогательными зданиями, размещаемыми на территории предприятия определяются по таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Противопожарные разрывы
Степень огнестойкости зданий или сооружений |
Разрывы между зданиями и сооружениями в м. Степень огнестойкости зданий или сооружений. |
||
I и II |
IV и V |
||
I и II III IV и V |
10 12 |
12 16 |
16 18 |
За ширину разрыва между зданиями и сооружениями принимают расстояние между наружными стенами. Ширину разрыва следует увеличить на величину выноса выступающих конструктивных или архитектурных частей здания, если выполнены они из сгораемых материалов и выступают на 1 м и более.
Санитарные разрывы между зданиями, освещаемыми через оконные проемы должны быть не менее наибольшей высоты до верха карниза противостоящих зданий. Между длинными сторонами и торцами зданий, а также между торцами зданий с оконными проемами, расстояние должно быть не менее 12 м.
При продольных фонарях, расположенных ближе 3 м от фасада здания, за высоту здания принимают высоту до верха карниза фонаря.
Здания и сооружения со значительными динамическими нагрузками, вызывающими вибрацию грунта, (молоты, копры) следует располагать удаленными от других зданий и сооружений на расстояния не менее указанных в таблице 5.2.
Таблица 5.2 – Расстояния между зданиями с динамическими нагрузками
Характеристика грунтов оснований фундаментов |
Вес падающих частей установки |
||
До 3 тонн |
Более 3 до 7 т |
Более 7 тонн |
|
1. Пластичные глины, суглинки и влажные пески |
12 м |
24-30 м |
54 м |
2. Пески, глины и суглинки, находящиеся ниже уровня грунтовых вод |
18 м |
30-48 м |
78 м |
3. Песчаные грунты, сухие глины и суглинки, лесс и лессовидные грунты в твердом состоянии |
9-12 м |
18-24 м |
42 м |
Копровые установки должны располагаться не ближе 100 м от производственных зданий, а также от автомобильных и железных дорог.
Железнодорожный транспорт на предприятии разрешается проектировать при общем грузообороте не менее 10 условных вагонов в сутки, а также для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных и специальных грузов. Рекомендуется выбирать наиболее рациональные виды внутризаводского транспорта: автомобили, тракторы, электрокары, автокары, автопогрузчики, а также трубопроводный, пневматический, гидравлический транспорт, ленточные конвейеры, подвесные канатные и однорельсовые дороги.
Вводы железнодорожных путей в цеха, как правило, должны быть тупиковыми. Перед вводом железнодорожных путей в ворота цеха предусматривают прямые вставки длиною 2-2,4 м, расположенные на горизонтальных площадках.
Наименьший радиус кривых для тепловозов с колесной формулой 0-2-0 принимается 60 м.
Расстояние между осями путей на прямых участках принимается 4-8 м. Крутизна стрелочных переводов принимается 1/7, а для симметричных 1/4,5. Между стрелочным переводом и тангенсом кривой должна быть прямая вставка длиною 8-12 м.
Между кривыми на путях с маневровым характером движения проектируются прямые вставки длиною не менее 20 м. Расстояние от оси железнодорожного пути до грани стены или выступающей части здания – пилястр, контрфорсов, тамбуров, лестниц – принимаются:
-
при отсутствии выходов из здания 3,1 м;
-
при наличии выходов из здания 6 м;
-
в особо трудных условиях на станциях 2,45 м.
Размеры ворот для пропуска подвижного состава внутрь здания для колеи 1524 мм принимаются шириною 4,7 м, высотою 5,6 м.
Въезды в здания соединяются с проездами, как правило, под прямым углом.
Проезды, въезды в цеха используются как для производственных, так и для противопожарных целей.
Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен не менее чем с двух сторон здания вдоль всей его длины проектируемой дороге или по спланированной территории шириною не менее 6 метров.
Если площадь застройки здания более 10 га, то подъезд пожарных машин должен обеспечиваться со всех сторон. Расстояние от свободной спланированной территории или края проезжей части дороги до здания должно быть не менее 25 м.
Минимальные нормативные расстояния между зданиями, сооружениями и зелеными насаждениями приведены в СНиПе. Приближения автомобильных дорог к зданиям и сооружениям приведены в таблице 5.3.
Таблица 5.3 – Расстояния от зданий и сооружений до автомобильных дорог
От края проезжей части дороги до |
Расстояние, м |
1. Наружной грани стены здания: а) при отсутствии въезда в здание и при длине здания до 20м б) то же при длине здания более 20 м в) при наличии въезда в здание электрокар и 2-х осных автомобилей г) то же для 3-х осных автомобилей 2. Оси параллельно расположенных железнодорожных путей |
1,5 3,0 8,0 12,0 3,75 |
Ширину подъездов к зданиям следует принимать минимум 4,0 м. Поперечные уклоны проезжей части автомобильных дорог при цементно-бетонных и асфальто-бетонных покрытиях 15-20%. Минимальные радиусы кривых при расчетной скорости 15 км/ч для автомашин с прицепом для обычных грузов – 15 м, при перевозке длинномерных грузов – 30 м.
Продольные уклоны назначаются не более 60% для одиночных автомашин и 40% для автомашин с прицепом. Наименьшие расчетные расстояния видимости должны быть при скорости 15 км/ч на перекрестке:
а) поверхности дороги – 20 м;
б) встречного автомобиля – 40 м.
Таблица 5.4 — Наименьшая толщина конструктивных слоев дорожной одежды
Материалы |
Толщина слоя, см |
Асфальтовый бетон, укладываемый в горячем или теплом состоянии однослойный двухслойный холодный асфальтобетон |
3-4 7 2 |
Толщина конструктивного слоя должна быть не менее полуторного размера наиболее крупной фракции материала. Применение каменноугольных пеков, дегтей и смол на заводских площадках для дорожных покрытий по санитарным условиям запрещается. Основание можно принять из слоя бетона или каменного щебня толщиною 18-20 см по слою песка 20-25 см. Бордюр над поверхностью проезжей части должен возвышаться на 8-20 см.
Наибольший продольный уклон для тротуаров 80%, велодорожек 60%, поперечный уклон 15-20%.
У административных зданий, столовых, проходных, клубов и других пунктов скопления пешеходов тротуары уширяются, образуя площадки из расчета 0,15 м2 на 1 чел., на 1 посадочное место, на 1 зрительное место.
Тротуары проектируются в одном уровне с окружающей планировкой или на 10 см выше уровня планировки с ограждением бортовыми камнями.
При организованном отводе с кровель зданий тротуары можно располагать вплотную к линии застройки с увеличением расчетной ширины 0,5 м.
При неорганизованном отводе воды с кровель зданий тротуар выполняется с отступом на 1,5 м от длины застройки. Между бордюрным камнем автодороги и краем тротуара принимается расстояние не менее 2,0 м.
До оси железнодорожного пути от края тротуара расстояние должно быть не менее 3,75 м.
Конструкция тротуара и велосипедной дорожки может быть принята следующая:
а) одежда – литой или песчаный асфальт толщиною 3 см
асфальтовые плитки 25х25х4
бетонные плитки 30х50х(6-8) см
б) основание – кирпичный щебень или песок толщиною 8-12 см
Для оценки экономической целесообразности принятых в проекте решений служат технико-экономические показатели.
В курсовом проекте проводится подсчет показателей в границах по осям проездов с включением территории занятой площадками отдыха и спорта.
Основным показателем генплана участка является плотность застройки (СНиП 2.04.02-84). Она определяется в процентах как отношение площади застройки к площади предприятия в ограде или условных границах. Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузочно-разгрузочных устройств, подземные сооружения, а также открытые стоянки автомобилей, машин, механизмов и открытые склады различного назначения.
В площадь застройки не включают площадки, занятые отмостками, тротуарами, автомобильными и железными дорогами и т.д.
Технико-экономические показатели планировки промышленной территории:
Генеральные планы промышленных предприятий оценивают количественно и качественно.
Для количественной оценки используют следующие данные:
-
общая площадь территории промышленного предприятия (промышленного района или промышленного узла), га;
-
площадь резервных территорий, га;
-
площадь застройки (т.е. площадь, занятая зданиями и сооружениями) га;
-
площадь автодорог и мощёных частей территории, га;
-
площадь тротуаров и отмосток, га;
-
площадь железнодорожных путей, га;
-
площадь озеленения, га;
-
общая длина железнодорожных путей, км;
-
общая длина автомобильных дорог, км или м;
-
протяжённость ограждения по внешним границам участка, км или м;
Для качественной оценки генпланов промпредприятий применяют следующие показатели:
-
плотность или коэффициент застройки (т.е. отношение площади занятой зданиями и сооружениями, открытыми складами, к общей площади предприятия) в %;
-
коэффициент использования территорий (т. е. сумма всех площадей без резервных к общей площади предприятия) в %;
-
коэффициент озеленения территории (т.е. отношение площади зеленых насаждений к общей площади предприятия) в %;
Рисунок 1- Пример вертикальной и горизонтальной привязки углов здания на генплане
Рисунок 2– Фрагмент плана разбивки производственного здания