П 2 ст 140

СТ 140 НК РФ.

1. В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

2. Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

3. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

4. Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 настоящего Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

5. Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

6. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Комментарий к Ст. 140 Налогового кодекса

Установленный в комментируемой статье порядок распространяется как на рассмотрение жалоб, предметом которых являются вступившие в силу ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, так и на рассмотрение апелляционных жалоб, посредством которых обжалуются не вступившие в силу решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок.

В пункте 1 комментируемой статьи закрепляется право лица, подавшего жалобу в вышестоящий налоговый орган, представлять документы в подтверждение своих доводов вплоть до вынесения решения по жалобе (апелляционной жалобе). Такой подход был поддержан Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что «сбор и раскрытие доказательств осуществляется как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора» (п. 74 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Пункт 4 комментируемой статьи содержит специальное условие применительно к представлению дополнительных документов при подаче и рассмотрении жалобы на решения, вынесенные в порядке ст. 101 и 101.4 Налогового кодекса РФ (решения, принимаемые по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, и решения, принимаемые в ходе производства по делу о налоговых правонарушениях). Представление дополнительных документов в этих случаях должно сопровождаться письменными пояснениями причин, препятствовавших заявителю жалобы представить такие документы при рассмотрении соответственно материалов налоговой проверки или акта, которым зафиксированы факты, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения.

При рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган рассматривает также:

— документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), представленные вместе с жалобой;

— дополнительные документы, представленные в вышестоящий налоговый орган в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы);

— материалы, переданные нижестоящим налоговым органом.

Кроме того, в соответствии с Рекомендациями о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений, направленными письмом ФНС России от 26.12.2013 N СА-4-9/23437@ , нижестоящий налоговый орган готовит и представляет вышестоящему налоговому органу заключение по жалобе. В заключении должна быть обоснована позиция налогового органа по каждому доводу жалобы со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, со ссылками на письма ФНС России, письменные разъяснения Минфина России и судебную практику. При необходимости подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа запрашивает заключение по жалобе у иных структурных подразделений налогового органа. Рекомендациями предусмотрено также получение в необходимых случаях подразделением досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа заключения по жалобе у иных структурных подразделений налогового органа. Очевидно, что заключения, подготавливаемые структурными подразделениями налоговых органов, также рассматриваются вместе с жалобой и документами, представленными заявителем.
———————————
Документ опубликован не был.

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ без участия подателя жалобы или его представителя. Вопрос о праве присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы является одним из ключевых спорных моментов в процедуре досудебного рассмотрения налоговых споров.

С одной стороны, значительная часть жалоб основывается на аргументах и доказательствах, которые уже излагались в возражениях по актам налоговых проверок и исследовались при рассмотрении материалов налоговых проверок . Целесообразность повторного исследования доказательств в присутствии налогоплательщика, не заявившего новых доводов и не представившего при подаче жалобы дополнительных документов, сомнительна. Кроме того, участие заинтересованного лица в рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) приведет к увеличению сроков досудебного урегулирования налогового спора.
———————————
См. подробнее: Хаванова И.А. Налоговая жалоба: сравнительно-правовое исследование / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2013. 184 с..

Демин А.В. Апелляционная жалоба в налоговом процессе.

В соответствии с Концепцией развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов России на 2013 — 2018 годы, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/78@ , предполагается разработка дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров (в зависимости от стадии, универсальный и упрощенный порядок, мировое соглашение и т.д.). Возможно, при дальнейшей детализации порядка досудебного разрешения налоговых споров будут установлены отдельные процедуры, допускающие участие заявителя в рассмотрении его жалобы. Также Концепция предусматривает развитие интернет-сервисов, которые позволят налогоплательщику участвовать в рассмотрении жалоб с использованием конференцсвязи.
———————————

При принятии решения по жалобе (апелляционной жалобе) вышестоящий налоговый орган действует в пределах полномочий, указанных в комментируемой статье. В пункте 3 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень решений по жалобе (апелляционной жалобе), которые может принять вышестоящий налоговый орган.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена без удовлетворения.

Акт налогового органа ненормативного характера по итогам рассмотрения жалобы может быть отменен. Полностью или в части может быть отменено обжалованное заявителем решение налогового органа. В названных случаях новое решение вышестоящий налоговый орган не принимает. Однако в решении, предусматривающем отмену акта налогового органа ненормативного характера или отмену полностью или в части решения налогового органа, вышестоящий налоговый орган указывает обстоятельства, послужившие основаниями для отмены ненормативного акта или решения налогового органа, а также указывает, в какой части решение налогового органа отменено.

При признании действия или бездействия должностных лиц налоговых органов незаконным вышестоящий налоговый орган выносит решение по существу, которым он вправе обязать соответствующих должностных лиц отказаться от совершения незаконных действий либо совершить необходимые действия.

Пункт 5 комментируемой статьи регламентирует полномочия вышестоящего налогового органа, если в результате рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) будет установлено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, установленных ст. 101 Налогового кодекса РФ, или процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, установленных ст. 101.4 Налогового кодекса РФ.

В обоих случаях решения налогового органа подлежат отмене. Вышестоящий налоговый орган обязан заново рассмотреть материалы налоговой проверки или материалы иных мероприятий налогового контроля, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, установленном соответственно ст. 101 или ст. 101.4 Налогового кодекса РФ. При рассмотрении жалобы подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа обеспечивает уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки и устраняет иные нарушения, допущенные налоговым органом .
———————————
См.: письмо ФНС России от 26.12.2013 N СА-4-9/23437@ «Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений» // Документ опубликован не был.

По итогам такого рассмотрения вышестоящий налоговый орган должен вынести новое решение. Основания для отмены решения нижестоящего налогового органа могут быть изложены непосредственно в новом решении вышестоящего налогового органа.

Перечень полномочий вышестоящего налогового органа по принятию решений по жалобам (апелляционным жалобам) является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает права вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика, после отмены оспариваемого акта направить его на новое рассмотрение в нижестоящий налоговый орган (п. 69 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Содержание решения вышестоящего налогового органа Налоговым кодексом РФ не установлено. Такое решение является ненормативным актом налогового органа и может быть обжаловано по выбору заинтересованного лица в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Срок принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе) дифференцирован в зависимости от объекта обжалования.

Если объектом обжалования является решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности), вынесенное по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, решение по жалобе (апелляционной жалобе) должно быть принято в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). В отношении всех иных жалоб срок принятия решения по ним составляет пятнадцать дней со дня получения налоговым органом жалобы.

Указанные сроки могут быть продлены по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа: не более чем на один месяц — при обжаловании решений, вынесенных по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, и не более чем на пятнадцать дней — по всем иным жалобам.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Согласно п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обжаловать соответствующее бездействие налогового органа в установленном порядке.

1. В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

2. Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

3. По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

4. Документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 настоящего Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

5. Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи.

6. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по жалобе, не указанной в абзаце первом настоящего пункта, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Комментарий к Ст. 140 НК РФ

В соответствии со ст. 140 НК РФ лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), вправе представлять дополнительные документы до принятия решения по соответствующей жалобе.

При этом дополнительные документы по жалобам (апелляционным жалобам) на решения, вынесенные в порядке ст. ст. 101 и 101.4 НК РФ, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

Согласно п. 2 ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

В то же время положения п. 2 ст. 140 НК РФ не применяются в случае, если вышестоящий налоговый орган установит по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке ст. ст. 101 или 101.4 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

В таком случае вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение, рассмотреть материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. ст. 101 или 101.4 НК РФ, то есть с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

При этом срок на принятие решения по такой жалобе (апелляционной жалобе) не должен превышать сроки, установленные ст. 140 НК РФ.

Статьей 140 НК РФ установлены исчерпывающие виды решений по результатам рассмотрения жалоб.

В соответствии с п. 3 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган:

1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;

4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

В соответствии с п. 5 ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, и вынести решение, предусмотренное п. 3 ст. 140 НК РФ.

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, и вынести решение, предусмотренное п. 3 ст. 140 НК РФ.

Таким образом, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относятся: обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

Кроме того, в силу п. 14 ст. 101 и п. 12 ст. 101.4 НК РФ неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов (п. 40 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

В соответствии с п. 6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы).

Вышеуказанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на 1 месяц.

Решения по иным жалобам, не указанным выше, должны быть приняты налоговым органом в течение 15 дней со дня их получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Отметим, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет по адресу http://www.nalog.ru/rn91/service/complaint_decision/ введен в эксплуатацию интерактивный сервис «Решения по жалобам», обеспечивающий на официальном сайте ФНС России возможность просмотра в свободном доступе решений, вынесенных вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков (Приказ ФНС России от 24 октября 2013 г. N ММВ-7-9/462@ «О вводе в эксплуатацию интерактивного сервиса «Решения по жалобам» на официальном сайте ФНС России»).

Целью создания сервиса является повышение информационной открытости работы Федеральной налоговой службы России в сфере досудебного урегулирования налоговых споров и улучшение качества предоставления юридическим и физическим лицам информации в электронном виде посредством обеспечения возможности просмотра в свободном доступе на официальном сайте ФНС России решений, вынесенных вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

В сервисе размещаются наиболее значимые решения по жалобам, рассмотренным в порядке, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Сервис наполняется решениями по жалобам, вынесенными вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

Оставьте комментарий