Педсовет деловая игра современные технологии в ДОУ

ГБОУ АО «ШИ №3 для обучающихся с ОВЗ»

Мастер-класс для педагогов «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социо-игровые технологии»

(Педсовет)

Подготовила

Воспитатель ЦТНР

Калюжная Т.А.

4.04.2018г

Астрахань 2018г

Цель: Демонстрация системы педагогической деятельности по взаимодействию с родителями дошкольников, повышение профессионального мастерства участников мастер – класса.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер — класса с методами и приёмами социоигровой технологии, применением их при взаимодействии с родителями дошкольников.

2.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социоигровой технологии.

3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство участников мастер — класса с социо-игровой технологией и ее применением в практике работы воспитателя ДОУ.
  2. Создание условий для обретения педагогами своего собственного профессионального стиля, который позволил бы укрепить партнерство детского сада и семей дошкольников.
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Ход мастер – класса:

Теоретическая часть:

Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут достучаться до родителей и установить с ними взаимный контакт?

Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников:

1. Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение

2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду.

Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.

Есть трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями.

  • Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
  • Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;

• Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;

• Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.

Кроме того:

• Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;

• Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Сегодня я хочу представить вам технологию, применяемую нами для работы с коллективом родителей в группе. Технология называется «СИТ – социо-игровая технология».

Новизна использования данной технологии заключается в том, что разработана она для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. И впервые она применяется для работы со взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение.

«СИТ – социо- игровая технология» — сам термин «социо- игровая технология» объясняется так: «организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами — отсюда и термин «социо — игровая»). Авторы технологии это педагоги новаторы – Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов.

Сущность СИТ:

В.М. Букатов говорит: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

Актуальность применения данной технологии в том, что происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно — ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Для реализации этих требований нам необходимо тесное сотрудничество с семьями дошкольников, которое невозможно без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.

У классика есть такие слова: «Что наша жизнь? – игра!». Взяв это утверждение за основу, мы нашли такой «инструмент» взаимодействия с родителями дошкольников, как социо — игровая технология (СИТ). Родители – играя как в детстве — будут лучше понимать своих детей. Можно провести прямую зависимость между социоигровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения с родителями, с использованием приемов работы в малых группах — взрослые как дети: и слушают, и делают, и говорят. Благодаря этому каждый родитель сам формирует систему представлений о воспитании своего ребенка и естественным образом у него возникают педагогические знания.

Главная цель нашего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социо — игровую технологию – побуждение их к социальной активности и саморазвивитию, сплочение детско-родительского коллектива.

Технология СИТ позволяет решать задачи:

  • усвоение родителями активных форм познания;
  • совершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе;
  • обеспечение душевного благополучия;
  • коррекция импульсивного поведения.

Оригинальность СИТ в ее универсальности: Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах например, родительского собрания, так и на отдельно взятых мероприятиях. Если в традиционной педагогике воспитатель выполняет — роль «музыканта – исполнителя», а родители, чаще всего – роль зрителей, то в социоигровой педагогике их роли меняются: родители сами становятся мыслящими «исполнителями», а педагог дирижером.

Эффективность: Применение данной технологии приводит:

— к сплочению детско-родительского коллектива группы;

— к увеличению количества семей участвующих в жизнедеятельности группы

и ДОУ, в различных интеллектуальных и творческих конкурсах;

— к повышению педагогической компетентности родителей воспитанников.

С уверенностью можно утверждать, что использование социоигровой технологии направлено на получение нового результата, помогает решать педагогические задачи, учит родителей самостоятельно добывать знания. Важно, что при этом каждый получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г.Цимлянска

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №2

«Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию

детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

Деловая игра.

Подготовила
ст. воспитатель:
Л.П. Епифанова

2016г.

Цель:Активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников.

Задачи:

1) осознание педагогами необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;

2) создание в коллективе обстановки творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

План проведения педсовета
Теоретическая часть:

1.Выступление заведующей ДОУ «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

2.Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Развитие речи дошкольников в условиях ДОУ» — старший воспитатель.

3.Презентация игр по развитию речи — педагоги ДОУ.

Практическая часть:

4.Деловая игра «Ромашка»

5. Разработка решений педсовета. Памятка «Требования к речи педагога».

Ход педсовета:

Организационный момент. Упражнение для педагогов «Подарок».

— Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Выступление заведующей ДОУ»Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно — тематическом планировании работы)

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи(наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога.Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

развитие речевого творчества (работа непростая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д.Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей)

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Основные направления работы по развитию речи детей

1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи

1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3. Практические: дидактические игры, игры — драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДОодним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-здоровьесберегающие технологии;

-технологии проектной деятельности

-технология исследовательской деятельности

— информационно-коммуникационные технологии;(сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу в образовательном пространстве ДО ,компьютерные программы ,интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)

-личностно-ориентированные технологии;

-игровая технология

-технология «ТРИЗ» и др.

Современные методисты приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступление я хотела словами Чарльза Диккенса:

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Аналитическая справка о результатах тематической проверки- старший воспитатель.

Презентация «Игры по развитию речи»

Педагоги презентуют заранее подготовленные игры по развитию речи.

Деловая игра «Ромашка»

Цель:активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Ход игры:

Игрой «Чудесный мешочек» делим педагогов на две команды. (В мешочке игрушки двух цветов)

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)

Разминка: Перед командами выложен цветок – ромашка. Каждая команда по очереди вытягивает лепесток, называет номер, записанный на нём. Ведущий зачитывает вопрос. Если команда верно ответила, забирает лепесток себе.

Вопросы:

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

2. Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?(Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).

3. Каковы задачи словарной работы?(Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи?(Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)

5. Что такое диалог?(Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией).

6. Что такое монолог?(Речь одного собеседника, обращённая к слушателям).

7. Рассказ – описание – это …(Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

8. Рассказ – повествование – это ……(Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени).

9. Какие виды речи вам известны?(Внутренняя – то, что мы произносим в мыслях, не проговаривая вслух и внешняя: диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная)

3. Разработка рекомендаций для родителей: каждая команда получает листок и ручку. В течение двух минут члены команд общаются между собой и составляют памятку для родителей по формированию речи ребёнка. Затем составленные рекомендации зачитываются вслух, обсуждаются и за наиболее полную и правильную памятку команда получает лепесток от ромашки.

4. Кто вперёд. Ведущий зачитывает задание. Чья команда первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает лепесток ромашки.

Вопросы:

Вспомните пословицу противоположную по смыслу пословице: «Коротка ночь до зари, коли много работы»

Найдите лишнюю пословицу: «Хвастать — не косить, спина не болит»; «Не спеши языком, торопись делом»; «Язык до Киева доведёт»

Найдите пары пословиц: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Руби дерево по себе», «Знания никому не в тягость», «Без корня и полынь не растёт», «Родимая сторона – мать, чужая — мачеха», «По Сеньке и шапка»

5.Нарисуйте любую известную пословицу. Команды показывают рисунки, чья команда первая угадала пословицу, получает лепесток от ромашки, чья пословица верно угадана, тоже зарабатывает лепесток.

6. Подведение итога игры: Команды складывают цветок из выигранных лепестков, подсчитывают их количество, награждаются сувенирами

Примерное решение педсовета.

Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

— пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

— оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника», ответственные педагоги групп срок март месяц).

Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей (ответственный ст. воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)

Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы (ответственный заведующий, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)

Приложение 1.

Актуальность проблемы речевого развития.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

связные высказывания короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

Недостаточная подготовка к занятию.

При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Правила для смелых и упорных педагогов

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.
  • Помогать можно только ещѐ одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Правила для смелых и упорных педагогов

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.
  • Помогать можно только ещѐ одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Проект решения

1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в

свободное время, побуждающих к активизации мыслительной

деятельности, познанию окружающего мира. (ответственные

воспитатели групп, срок в течение учебного года)

2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

— пополнить группы дидактическими играми по развитию речи

(ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

— оформить стенды для родителей «Развитие связной речи

дошкольника» (ответственные воспитатели групп, срок в течение

учебного года)

3. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать

экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

(ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

4. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной

речи дошкольников. (ответственные воспитатели групп, срок в течение

учебного года)

Практическая часть

Задание: игровой тест на определение знаний, умений

и навыков воспитателей

Назовите формы речи.

Какие умения развиваются в диалоге.

Какие формы работы используют при обучении детей

связной речи.

Назовите структуру повествования.

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с

какой-либо ситуацией.

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени.

С какой возрастной группы начинается работа по

обучению детей монологической речи?

Ведущий прием для активизации речи и мышления. Задание: Переведите пословицы на

русский язык

Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)

Яблоко от яблони недалеко падает.

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)

Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

В тихом омуте черти водятся.

Молчаливый рот — золотой рот (Германия)

Слова — серебро, а молчание – золото.

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

Язык до Киева доведет.Задание: назвать полностью

пословицу (по 2 данным словам)

Семья – душа Вся семья вместе, так и душа на месте.

Доме – стены В своем доме и стены помогают.

Перьем – ученьем Красна птица перьем ,

а человек ученьем.

Кормит – портит Труд кормит, а лень портит.

Время – час Делу время, потехе – час.

Тепло – добро При солнышке тепло,

при матери добро.Задание: объясни выражения

Дело в шляпе Все в порядке

Плясать под чужую дудку

Действовать не по собственной воле

Как на иголках Состояние крайнего волнения,

беспокойства

Чесать язык Болтать попусту

Оставьте комментарий