Пеня по налогам

Калькулятор работает по правилам расчёта неустойки, описанным в ч. 2 ст. 6 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве»

С 1 января 2016 года в расчётах пени по 214-ФЗ ставка рефинансирования ЦБ РФ была приравнена к ключевой ставке ЦБ

С 1 января 2017 года вступает в силу новая редакция ст. 6 214-ФЗ, однако никаких изменений в расчётах неустойки не произошло.

Сравнить изменения статьи.

Если дольщиком выступает физическое лицо, то по сравнению с юридическим лицом пени начисляются в двойном размере

Внимание! 24 июля 2020 года ЦБ РФ понизил ключевую ставку (ставку рефинансирования).
С 27 июля 2020 года ключевая ставка составляет 4,25%

! Обращаем ваше внимание, что в сети можно найти немало калькуляторов неустойки по ДДУ, которые считают неверно.
Их типичная ошибка, что они вычисляют процент за каждый день просрочки сдачи дома, округляя его до 3х разрядов после запятой, а то и до 2х.
Например, для ставки ЦБ 11% формулу 2 × 11/300 они рассчитывают как 0,073. Однако на самом деле результат расчёта равен 0,073333(3)
Таким образом происходит сильное искажение результатов пени. Например, при стоимости договора 10 000 000 рублей, периоде просрочки сдачи дома с 02.01.2016 года по 31.03.2016 года, — в некоторых популярных калькуляторах получается результат пени 657 000 рублей. Но правильный результат 660 000 рублей.

«О процентной ставке пени»

Статьей 55 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) предусмотрено, что пени начисляются на сумму неисполненного в срок налогового обязательства, определяемого как разница между исчисленной, в том числе по результатам проверки или представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями, и уплаченной (взысканной) суммой налога, сбора (пошлины).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства, если законодательством не предусмотрено иное.

Пени не начисляются на подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин), если они не уплачены (не полностью уплачены) на основании разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, полученного плательщиком от налогового органа в письменной или электронной форме. Указанное положение прекращает применяться через десять календарных дней после направления плательщику разъяснения по тому же вопросу, которое отличается по содержанию от разъяснения, на основании которого плательщиком не уплачены (не полностью уплачены) налоги, сборы (пошлины).

Пени определяются в процентах от неисполненного налогового обязательства с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

В соответствии со статьей 43 Налогового кодекса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком в установленный срок платежной инструкции на уплату налога, сбора (пошлины), пеней либо решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет денежных средств (электронных денег) с приложением платежного требования, кроме случаев неисполнения по причинам, не зависящим от банка, банк уплачивает пени в порядке, установленном статьей 55 настоящего Кодекса, а также несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 июня 2020 г. № 204 с 1 июля 2020 г. ставка рефинансирования установлена в размере 7,75 процента годовых.

Таким образом, с 1 июля 2020 г. в случае исполнения плательщиком налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством за каждый календарный день просрочки платежа начисляются пени по ставке 0,0215 процента от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины).

За нарушение банком срока исполнения платежного поручения на перечисление платежей в бюджет либо решения налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины) банку с указанной даты начисляются пени за каждый день просрочки платежа по ставке 0,0215 процента.

* Напоминаем, что в данный момент этот орган реорганизовывается в Государственную налоговую службу Украины в соответствии с Указом № 1085.

Прежде всего следует разобраться, в каких случаях применяется Инструкция. Так, в соответствии с п. 1.2 Инструкция № 953:

устанавливает порядок ведения органами государственной налоговой службы* учета начисления и погашения пени, взимаемой с плательщиков налогов в связи с несвоевременным погашением согласованногоденежного обязательства

регулирует порядок начисления и погашения пени на налоговое обязательство, начисленное контролирующим органом в случае выявления его занижения и/или определенное агентом при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц

регулирует порядок начисления и погашения пени на налоговое обязательство, определенное контролирующим органом при проверке налогового агента

СРОКИ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНИ

Правила начисления пени установлены ст. 129 НК. В какой момент начинается начисление пени и когда заканчивается, наглядно представлено в таблице.

Начисление пени по платежам, контролируемым органами ГНА


п/п

Субъект начисления суммы денежного
обязательства

Начало начисления пени

Окончание начисления пени (определяется при наступлении одного из перечисленных
событий)

плательщик налогов (самостоятельное начисление)

после окончания установленных НК сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного НК*

в день зачисления средств на соответствующий счет Государственного казначейства Украины и/или в других случаях погашения налогового долга и/или денежных обязательств;
— в день проведения взаиморасчетов непогашенных встречных денежных обязательств соответствующего бюджета перед таким плательщиком налогов;

контролирующий орган

после окончания установленных НК сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении*

— в день введения моратория на удовлетворение требований кредиторов (при вынесении соответствующего решения суда по делу о банкротстве или принятии соответствующего решения Национальным банком Украины);
— при принятии решения об отмене или списании суммы налогового долга (его части)

контролирующий
орган/плательщик налогов (в случае выявления занижения налогового обязательства)

в день наступления срока погашения заниженного налогового обязательства

налоговый агент/контролирующий орган при проверке налогового агента

в день наступления срока погашения заниженного налогового обязательства при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц

* В этом случае начисление пени осуществляется в день фактического погашения налогового долга (части налогового долга)

Ранее пеня не начислялась в случае, когда плательщик налогов до начала его проверки налоговым органом самостоятельно обнаруживал факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов и погашал его в определенном законом порядке. Это правило не применялось только, если:

а) плательщик налогов не подавал налоговую декларацию за период, в течение которого произошло такое занижение;

б) судом доказано совершение преступления должностными лицами плательщика налогов или физическим лицом — плательщиком налогов по умышленному уклонению от уплаты указанного налогового обязательства.

Отныне не суть важно, кто выявил занижение налогового обязательства, пеня все равно будет начисляться.

Следует отметить, что в случае рассрочки (отсрочки) сумм платежей, подачи плательщиком налогов деклараций (в том числе уточняющих) с отрицательным значением суммы налоговых обязательств и погашения суммы налогового долга (его части) другим путем, нежели определено в гр. 4 таблицы, начисление пени заканчивается датой фактического осуществления такого погашения, зафиксированной в соответствующих документах.

В случае досрочного расторжения договора о рассрочке, отсрочке налогового обязательства или налогового долга пеня на остаток неуплаченной согласно договору суммы начисляется со дня, следующего за днем расторжения такого договора, в размерах и порядке, предусмотренных Инструкцией № 953.

В случае частичного погашения налогового долга сумма такой части определяется с учетом пени, начисленной на такую долю.

РАСЧЕТ СУММЫ ПЕНИ

Инструкция не только определяет порядок начисления и погашения пени, но и приводит примеры ее расчета в различных ситуациях.

Ситуация 1. Начисление пени при погашении налогового долга


п/п

Субъект начисления суммы
денежного обязательства

Размер пени при погашении
налогового долга

плательщик налогов/контролирующий орган

начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате

Пример 1. Плательщик налогов 04.01.2011 г. осуществляет уплату налогового долга в сумме 25000 грн., возникшего в связи с неуплатой налогового обязательства, последним днем срока уплаты которого было 19.08.2010 г.

Расчет пени на сумму погашенного налогового долга 25000 грн. за период с 19.08.2010 г. по 03.01.2011 г. включительно осуществляется по такой формуле:

где:

Y — сумма пени, начисляемая на фактически погашенную сумму налогового долга (всегда округляется до второго знака после запятой);

Σпогашения налогового долга — фактически погашенная сумма налогового долга;

Кдней — количество дней задержки уплаты налогового обязательства;

UНБУ — большая из учетных ставок Национального банка Украины, действовавших на день возникновения налогового долга или на день его (его части) погашения;

1,2 — коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых UНБУ;

R — количество дней в календарном году.

В нашем случае:

Σ погашения налогового долга = 25000 грн.;

Кдней = 138.

Таким образом, начисленная плательщику налогов пеня составляет 964,11 грн.

Ситуация 2. Начисление пени в случае выявления занижения налогового обязательства


п/п

Субъект начисления суммы
денежного обязательства

Размер пени в случае выявления занижения налогового обязательства

контролирующий орган/ плательщик налогов

определяется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения, за весь период занижения

Пример 2. По результатам проведенной органом ГНА документальной проверки плательщика налогов доначислено по налоговому уведомлению-решению налоговое обязательство по налогу на прибыль на общую сумму 15000 гривень. При этом занижение налогового обязательства в указанной сумме выявлено за три квартала 2010 года.

Налоговое уведомление-решение о начислении налогового обязательства по налогу на прибыль плательщик налогов получил 01.02.2011 г. и обязан уплатить в течение 10 календарных дней, следующих за днем такого получения.

Расчет пени на сумму занижения 15000 грн. за период с 19.11.2010 г. (последний срок погашения налогового обязательства) по 10.02.2011 г. включительно) осуществляется следующим образом.

Сумма пени рассчитывается по такой формуле:

Y — сумма пени, которая насчитывается на сумму занижение налогового обязательства (всегда округляется ко второму знаку после запятой);

Σ занижения — фактически заниженная сумма налогового обязательства;

Кдней — количество дней занижения;

UНБУ — учетная ставка НБУ, действовавшая на день занижения налогового обязательства;

1,2 — коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых UНБУ;

R — количество дней в календарном году.

В нашем случае:

Σ занижения = 15000 грн.;

Кдней = 84 дня;

R = 365 дней;

Учетная ставка НБУ, действовавшая на день занижения (по состоянию на 19.11.2010 г.), равнялась 7,75 %;

Таким образом, начисленная плательщику налогов пеня составляет 321,04 грн.

Ситуация 3. Начисление пени в случае выявления занижения налогового обязательства при выплате (начислении) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц

№ п/п

Субъект начисления суммы
денежного обязательства

Размер пени в случае выявления занижения налогового обязательства при выплате (начислении) доходов
в пользу плательщиков налогов — физических лиц

Налоговый агент/контролирующий орган при проверке налогового агента

определяется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц

Пример 3. Работодатель, выплатив заработную плату, не уплатил налог с доходов физических лиц. По результатам проведенной органом ГНА документальной проверки налогового агента (работодателя) доначислено по налоговому уведомлению-решению от 01.02.2011 г. налоговое обязательство по налогу на доходы физических лиц в сумме 1000 грн., возникшее 12.11.2010 г. (день наступления срока погашения налогового обязательства).

Расчет пени на сумму погашенного налогового обязательства 1000 грн. за период с 12.11.2010 г. по 10.02.2011 г. включительно (день зачисления средств на счет Государственного казначейства Украины) осуществляется по формуле:

где:

Y — сумма пени, начисляемая на сумму денежного обязательства (всегда округляется до второго знака после запятой);

Σденежное обязательство — фактически не уплаченное денежное обязательство;

Кдней — количество дней просрочки уплаты денежного обязательства;

UНБУ — учетная ставка Национального банка Украины, действовавшая на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц;

1,2 — коэффициент, позволяющий рассчитать 120 % годовых UНБУ;

R — количество дней в календарном году.

В нашем случае:

Σденежное обязательство = 1000 грн.;

Кдней = 91 день;

R = 365 дней.

Учетная ставка НБУ, действовавшая на день выплаты (начисления) доходов в пользу плательщиков налогов — физических лиц (по состоянию на 12.11.2010 г.), равнялась 7,75 %;

Следовательно, начисленная плательщику налогов пеня составляет 23,19 грн.

Обратите внимание: указанный в ст. 129 НК размер пени (120 % годовых учетной ставки НБУ) действует по всем видам налогов, сборов и других денежных обязательств, кроме пени, начисляемой за нарушение срока расчета в сфере внешнеэкономической деятельности, которая устанавливается отдельным законодательством. Вместе с тем в отличие от ранее действовавшего порядка момент начисления пени теперь привязан к конкретному денежному обязательству плательщика налога, ставшего поводом для начисления такой пени (налоговому долгу, заниженному налоговому обязательству за прошедшие налоговые периоды и по НДФЛ).

Ранее действовал единый порядок начисления пени. Она начислялась из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения исключительно налогового долга или на день погашения долга (его части), при этом для расчета использовалась большая из указанных ставок.

СЛУЧАИ, КОГДА ПЕНЯ НЕ НАЧИСЛЯЕТСЯ

В соответствии с п. 2.10 Инструкции № 953 пеня не начисляется в двух случаях:

— собственно на пеню;

— за несвоевременное перечисление или перечисление не в полном объеме налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, если это произошло вследствие нарушения банком сроков зачисления налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды, установленных Законом о платежных системах.

За нарушение срока зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды по вине банка такой банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, и штрафные санкции в размерах, установленныхНК, а также несет другую ответственность, определенную НК, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджет или государственный целевой фонд. При этом плательщик налогов освобождается от ответственности за несвоевременное перечисление или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

Следует обратить внимание на то, что не считается нарушением срока перечисления налогов, сборов и других платежей по вине банка нарушение, совершенное в результате регулирования НБУ экономических нормативов такого банка, которое приводит к недостаче свободного остатка средств на таком корреспондентском счете.

В то же время Инструкция № 953 устанавливает и другие случаи, когда пеня не начисляется. В частности, если руководитель налогового органа (его заместитель) в соответствии с процедурой административного обжалования принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы плательщика налогов сверх сроков, определенных ст. 56 НК, пеня не начисляется в течение таких дополнительных сроков независимо от результатов административного обжалования.

По старой Инструкции устанавливался особый срок начала начисления пени при начислении суммы налогового обязательства налоговым органом, если плательщик налогов в установленные законом сроки начинал процедуру апелляционного согласования суммы налогового обязательства. Новая Инструкция не предусматривает отсрочку начисления пени в связи с апелляционным согласованием суммы налогового обязательства. Вместе с тем по предписаниям п. 5.2 Инструкции пеня, начисленная на сумму денежного обязательства (ее долю), указанную по результатам административного или судебного обжалования, также подлежит отмене, а если такая пеня была уплачена, она подлежит зачислению в счет погашения налогового долга, денежных обязательств или возврату в порядке, установленном ст. 43 НК.

Кроме этого, пеня не начисляется на денежные обязательства и/или налоговый долг наследодателей в течение срока принятия наследства.

ПОРЯДОК УПЛАТЫ ПЕНИ

Следует обратить внимание, что начисленные контролирующим органом суммы пени самостоятельно уплачиваются плательщиком налогов.

При погашении суммы налогового долга (его части) средства, которые уплачивает плательщик налога, в первую очередь зачисляются в счет налогового обязательства. После полного погашения суммы налогового долга средства плательщика зачисляются в счет погашения штрафов, а уже в последнюю очередь, после погашения штрафов, средства зачисляются в погашение пени.

Если плательщик налогов не выполняет установленную п. 3.2 Инструкции № 953 очередность платежей или не определяет ее в платежном документе (или определяет с нарушением указанного порядка), орган ГНА самостоятельно осуществляет распределение такой суммы в указанном выше порядке.

В случае наличия у плательщика налога налогового долга органы ГНА обязаны зачесть средства, которые уплачивает такой плательщик налога, в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения независимо от направления уплаты, определенного плательщиком налога.

То есть, если существует налоговый долг по уплате налога на прибыль, а плательщик налога в платежном поручении указал, что это средства в счет уплаты пени за несвоевременную его уплату, то в первую очередь будет погашен налоговый долг по этому налогу согласно очередности его возникновения.

Обращаем внимание, что все это происходит «в пределах» одного налога. При перечислении средств в счет уплаты соответствующего налога эти средства не могут быть «переброшены» в счет уплаты другого налога, даже если за последним существует налоговый долг.

Ранее при частичном погашении налогового долга сумма такой доли определялась с учетом пени, начисленной на эту долю налогового долга. Налоговый долг, который погашался частично, уплачивался вместе с уплатой пени, начисленной в соответствии с такой долей, единым платежным документом, в котором суммы такого налогового долга и такой пени определялись отдельно. Платежные документы, не содержавшие отдельно выделенную сумму налогового долга и сумму пени, не принимались к исполнению. При этом если плательщик налогов не уплачивал пеню вместе с уплатой налогового долга (его части) или не определял ее отдельно в платежном документе (или определял ее с нарушением пропорциональности), то налоговый орган в день поступления от органа государственного казначейства информации о зачислении средств в бюджет самостоятельно осуществлял распределение уплаченных средств, направляя отдельные суммы на погашение налогового долга (его части) и на погашение пени, начисленной на сумму такого погашенного налогового долга (его части). В течение 3 рабочих дней налоговый орган составлял и направлял плательщику налогов уведомление, в котором содержалась информация о суммах распределения уплаченных средств.

Уплаченные суммы пени зачисляются в бюджеты или государственные целевые фонды, в которые согласно закону зачисляются налоги, из-за задолженности по которым начислена эта пеня.

ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ПЕНИ

Если плательщик налогов обжаловал сумму денежного обязательства (ее часть) в административном или судебном порядке и в результате обжалования она была отменена, то пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства (на его долю), также подлежит отмене. В случае когда пеня уже была уплачена, она подлежит зачислению в счет погашения налогового долга, денежных обязательств или же возврату в порядке, установленном ст. 43 НК.

В соответствии с нормами ст. 43 НК в случае наличия у плательщика налогов налогового долга, согласно ст. 43 НК возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства на текущий счет такого плательщика налогов в учреждении банка или путем возврата наличными средствами по чеку, в случае отсутствия у плательщика налогов счета в банке, проводится только после полного погашения плательщиком такого налогового долга.

Возврат осуществляется в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы пени, т. е. в течение 3 лет. Обязательным условием для осуществления возврата ошибочно и/или излишне уплаченной пени является подача плательщиком налогов заявления о таком возврате. Заявление подается в произвольной форме, в нем указывается направление перечисления средств:

— на текущий счет плательщика налогов в учреждении банка;

— на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета;

— возврат наличными средствами по чеку в случае отсутствия у плательщика налогов счета в банке.

В свою очередь, контролирующий орган не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи плательщиком налогов заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм средств из соответствующего бюджета и подает его для выполнения соответствующему органу Государственной казначейской службы Украины (далее — ГКСУ).

На основании полученного заключения орган ГКСУ в установленном им порядке осуществляет возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм пени плательщикам налогов в течение 5 рабочих дней.

При этом ответственность за несвоевременность передачи ГКСУ для выполнения заключения о возврате соответствующих сумм средств из соответствующего бюджета несет контролирующий орган по закону.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Указ № 1085 — Указ Президента Украины от 09.12.2010 г. № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти».

Закон о платежных системах — Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III «О платежных системах и переводе средств в Украине».

Инструкция № 953 — Инструкция о порядке начисления и погашения пени по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом ГНАУ от 17.12.2010 г. № 953.

Мы увидим, как производится расчет пеней с помощью калькулятора онлайн, и сумму, которую придется заплатить гражданину Иванову помимо основного долга.

Мы видим, что:

  • за период просрочки ставка рефинансирования ЦБ РФ, которую использует калькулятор пеней по налогам 2020 (на сайте налоговой, в том числе), постепенно менялась с 6,5 до 4,5%;
  • общая сумма составляет 88,23 рубля.

Таким образом, расчет пеней по транспортному налогу показал, что гражданину Иванову придется не только заплатить транспортный налог в размере 1 000 рублей, но и доплатить 88 рублей 23 копейки.

Посмотрим, как изменится результат, если долг в 1 000 рублей образуется у компании или индивидуального предпринимателя. Необязательно вновь вводить данные в онлайн калькулятор пеней по налогам, просто измените категорию должника и нажмите на кнопку «Рассчитать». Это удобно, если ошиблись при введении одного из параметров.

Как изменится сумма, видно на картинке: штраф меньше в 2 раза. Это связано с тем, что формула подсчета для бизнеса отличается от алгоритма, действующего для населения.

ВАЖНО! Калькулятор пеней онлайн рассчитывает только штрафы за просрочку платежей, правила взимания которых предусмотрены законом. В договорах купли-продажи и прочих соглашениях о взаимных обязательствах между организациями или физическими лицами иногда указаны иные условия подсчета штрафа, поэтому калькулятор не сможет выдать корректный результат.

Как рассчитывают пени по налогам и взносам

Формула расчета несложная:

В зависимости от даты возникновения долга и количества дней просрочки формула несколько усложняется. Так, если недоимка по налоговым платежам или страховым взносам образовалась после 28.12.2018, максимальный размер пеней приравнивается к сумме задолженности. Если недоимка сформирована до указанной даты, размер штрафа неограничен (см. п. 3 ст. 75 НК РФ).

28.12.2018 — дата, важная и при определении количества дней просрочки. Если недоимка образовалась раньше, день уплаты не учитывают, а если позже — учитывают.

Что касается расчетной ставки, то она меняется в зависимости от разных факторов. Разобраться, когда использовать ставку 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ (ключевой ставки), а когда — 1/300, поможет таблица:

Ставка 1/150 используется при расчете пеней:

Ставка 1/300 используется при расчете пеней:

  • по налогам и взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ за 31-й и все последующие календарные дни просрочки;
  • по задолженности, которая возникла у организации 1 октября 2017 г. или позднее.
  • по налогам и взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ за первые 30 календарных дней просрочки;
  • по налогам и взносам за весь период просрочки, если недоимка у организации возникла до 1 октября 2017 г.;
  • по взносам на травматизм;
  • по налогам и взносам физических лиц, включая ИП.

Центральный банк регулярно пересматривает размеры ключевой ставки, что влияет на расчеты, в разобранных примерах это хорошо видно. Если хотите убедиться, что правильно произвели расчет вручную, воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом.

Налоговая ответственность за несвоевременную уплату налога

За неуплату налога или неполную уплату в установленные сроки в Налоговом кодексе предусмотрены последствия как в виде штрафа (ст. 122 НК РФ), так и в виде пени (ст. 75 НК РФ),

Штраф по ст. 122 НК РФ предъявляется по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо Минфина России от 28.06.2016 № 03-02-08/37483) в случае, когда неуплата или неполная уплата налога образовалась в результате неправильного его исчисления.

Если неуплата налога вызвана тем, что при расчете налоговой базы было допущено ее занижение в результате неумышленных ошибок, то в этом случае налогоплательщику предъявят штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ)

Если налоговый орган докажет умышленное занижение налоговой базы, то размер штрафа вырастет вдвое (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Если налогоплательщик подал декларацию, в которой сумма налога рассчитана правильно, но при этом он не уплатил его в установленный срок, то в такой ситуации взыскиваются только пени, а штраф по ст. 122 НК РФ не назначается (письмо Минфина России от 28.06.2016 № 03-02-08/37483, п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Это правило действует и в случае, когда налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию, не уплатив налог по первоначальной декларации (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Несвоевременная уплата НДС (как и любого другого налога) как по причине занижения налоговой базы, так и в случае нарушения срока уплаты правильно исчисленного налога влечет за собой взыскание пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитывают в процентах от суммы неуплаченного налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, но эти условия сохранены только для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц формула расчета применяется только в случае, если количество дней просрочки уплаты налога не превышает 30. Начиная с 31-го дня просрочки для юридических лиц пеня будет рассчитываться исходя из 1/150 ставки рефинансирования, т. е. сумма пеней увеличивается вдвое.

Каковы санкции за неуплату или несвоевременную уплату НДС налоговый агентом, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Правильно рассчитать сумму пеней к уплате вам поможет наш калькулятор.

Какие обстоятельства смягчают ответственность за налоговое правонарушение

В пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечислены обстоятельства, смягчающие (при определении степени) вину в неполной уплате или полной неуплате налогов. Так, например, к ним отнесены стечение тяжелых личных (семейных) обстоятельств или наличие угрозы. Перечень не является закрытым, поэтому налоговая инспекция или суд могут посчитать смягчающими и другие обстоятельства, не вошедшие в список.

См. также материал «Смягчающие обстоятельства помогут снизить штраф более чем вдвое».

Переплата по налогу

На вопрос, является ли смягчающим обстоятельством переплата по налогу, есть 2 противоположные позиции.

Первая точка зрения основана на утверждении, что переплата по налогу — это смягчающее обстоятельство при определении степени вины в неуплате этого налога. В пользу такой позиции говорят решения различных инстанций арбитражных судов.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.05.2011 по делу № А32-24703/2010 указал, что наличие переплаты по налогу на счетах организации говорит о неточностях в расчетах, а не о желании уклониться от обязанностей налогоплательщика. Поэтому такие обстоятельства можно признать смягчающими, несмотря на их отсутствие в перечне, приведенном в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Аналогичные аргументы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А45-23284/2011 и ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2011 по делу № А32-18613/2010.

Еще больше убеждает судей в невиновности налогоплательщика переплата, превышающая на момент проверки величину обнаруженной недоимки. Подтверждением такой позиции служит постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2008 № Ф04-1668/2008(1938-А45-25) по делу № А45-806/2004-СА40/45.

Примечательно, что арбитражные суды принимали решения в пользу смягчения ответственности не только по НДС, но и по налогу на прибыль, а также налогу на имущество организаций.

Альтернативная точка зрения говорит о том, что переплата по налогу не может служить смягчающим обстоятельством при определении степени вины, если допущена несвоевременная уплата НДС или иного налога.

Такая позиция содержится лишь в одном судебном акте — постановлении ФАС Уральского округа от 20.08.2008 № Ф09-5323/08-С3 по делу № А71-3098/2007. Арбитражные судьи указали, что установление смягчающих обстоятельств — это сфера компетенции судебных органов. На этом основании требование налогоплательщика о снижении размера штрафа было отклонено.

Добровольное погашение недоимки и пеней

По вопросу, является ли добровольное погашение недоимки и пеней смягчающим обстоятельством, также сложилось 2 мнения.

Первое: если недоимки и пени погашены досрочно, то это обстоятельство можно считать смягчающим при неуплате или неполной уплате налога.

Наиболее убедительные аргументы приведены в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2013 по делу № А32-37825/2012. В нем арбитражные судьи отметили, что досрочной уплатой недоимки и пеней налогоплательщик компенсировал отрицательные последствия для бюджета, поэтому его вина может быть смягчена.

Аналогичные доводы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.03.2013 по делу № А27-15083/2012 и ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2012 по делу № А28-11341/2011.

Смягчающим обстоятельством арбитры признают и уплату недоимки и пеней до назначения налоговой проверки. Если налогоплательщик своевременно и самостоятельно устранил задолженность на основании уточненных деклараций, то эти действия, по их мнению, снижают степень вины. Такие доводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 по делу № А55-12545/2011 и ФАС Московского округа от 13.10.2008 № КА-А40/8307-08 по делу № А40-64015/07-107-371.

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.06.2016 № Ф04-2227/2016 по делу № А27-17694/2015 уплата недоимки и пени до принятия решения инспекцией по проверке также была признана смягчающим обстоятельством, которое позволяет снизить размер штрафа. Второе мнение: досрочное погашение недоимок и пеней нельзя считать смягчающим обстоятельством при неуплате или неполной уплате налога.

Особенно показательным является постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2008 по делу № А05-6875/2007. Арбитражные судьи в нем указали, что признание справедливости требований ИФНС не влечет за собой смягчения вины организации. Налогоплательщик должен исполнять обязанности по уплате налогов самостоятельно, без налоговых проверок.

Аналогичные выводы содержатся и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу № А27-6262/2011 (определением ВАС РФ от 20.04.2012 № ВАС-4621/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Правонарушение по неполной уплате или общей неуплате налога совершено впервые

Ответ на вопрос, является ли смягчающим обстоятельством тот факт, что налогоплательщик впервые не уплатил налог или уплатил его в меньшем размере, также неоднозначен.

В одном случае суды считают, что если налоговое правонарушение совершено впервые, то его можно считать смягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности за неполную уплату или неуплату налога. Такие аргументы содержатся, в частности, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8342/2016 по делу № А72-1808/2015, ФАС Поволжского округа от 26.03.2014 по делу № А72-6157/2013 и ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 по делу № А32-26775/2011.

В другом случае арбитры убеждены, что налоговое нарушение таковым является даже в том случае, если оно совершено впервые. Налоговый кодекс РФ в пп. 3 п. 1 ст. 112 не называет такие случаи в перечне смягчающих обстоятельств при неуплате налогов.

Эти доводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А78-7098/2011 (определением ВАС РФ от 13.11.2012 № ВАС-14171/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Поволжского округа от 13.09.2011 по делу № А55-25957/2010.

Если вы впервые нарушили срок подачи декларации по НДС, то ознакомьтесь с материалом «Является ли смягчающим обстоятельством нарушение срока подачи декларации впервые?».

Итоги

За несвоевременную уплату налога ответственность в виде пени наступает всегда, а вот штраф начисляется, только если причиной несвоевременной уплаты НДС было занижение налоговой базы. Если налоговый орган установит, что занижение было умышленным, то размер штрафа вырастет в 2 раза — с 20 до 40 процентов. Штраф может быть снижен, если у налогоплательщика есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Оставьте комментарий