Перечень регистров бухгалтерского учета для учетной политики

Учетные регистры бухгалтерского учета

Все факты хозяйственной жизни учреждения должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Недопустимо внесение хозяйственных операций и записей в бухучет без первички. Информация, содержащаяся в первичной документации, подлежит специальной регистрации, обобщению и накоплению в особых журналах, ведомостях, книгах и карточках бухучета.

Показатель документа в бухгалтерском учете называется регистром бухгалтерского учета — это РБУ. Это специальные формы документов, в которых отражается, регистрируется информация из первичной документации. Иформация систематизируется для дальнейшего отражения на счетах бухучета. Бухгалтерские регистры — это основа для формирования достоверной бухгалтерской отчетности и отдельных отчетных форм для управленческой деятельности.

Вести регистры бухучета допустимо не только в бумажной форме, но и в электронном варианте. Например, с использованием специализированных программ или сайтов. Электронные учетные документы должны быть заверены электронной подписью ответственного лица (руководителя или главбуха).

Виды регистров бухучета

Учетные регистры в бухгалтерском учете используются для накопления и систематизации информации, содержащейся в первичных бланках, принятых к бухучету в организации. Это довольно обобщенное понятие.

Вот пример, что такое регистры бухгалтерского учета: для формирования финансовой отчетности, например годового баланса, бухгалтер формирует оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухучета. Показатели, содержащиеся в ОСВ, вносятся в отчетную форму в соответствии с установленными требованиями. В этом примере ОСВ и будет являться РБУ.

Регистры бухгалтерского учета по назначению подразделяются на:

  • хронологические — это формы, в которых регистрация бухданных ведется исключительно в хронологическом порядке, без какой-либо дополнительной детализации, например кассовая книга;
  • систематические — в таких документах информация вносится в разрезе счетов бухучета, например главная книга, шахматная ведомость;
  • синхронистические — отдельный вид документов, в которых объединены принципы отражения бухданных систематических и хронологических РБУ, то есть в такие документы информацию вносят в разрезе счетов в хронологическом порядке. Примером могут быть любые журналы-ордера.

По объему содержащейся бухинформации:

  • регистры аналитического учета, для которых предусматривается детализация в разрезе одного счета по аналитическим показателям, например в разрезе объектов ОС и МЗ, по материально ответственным лицам, номенклатурам, местам хранения и так далее;
  • синтетические РБУ, в которых информация сгруппирована по счетам бухучета, то есть однотипные операции в денежном выражении отражаются в обобщенном виде (главная книга);
  • комплексные — РБУ, в которых объединены синтетические и аналитические принципы составления, пример — журнал-ордер.

В бухучете предусмотрены и другие классификации РБУ. Например, по формам построения выделяют:

  • односторонние;
  • двухсторонние;
  • шахматные ведомости.

По способу заполнения могу выделять:

  • заполненные от руки;
  • при помощи печатных машин или компьютера;
  • смешанный способ.

По форме или внешнему виду документа:

  • ведомость;
  • книга;
  • журнал;
  • карточка.

Основную классификацию можно представить в виде следующей блок-схемы:

Регистры бюджетного учета

Организация обязана самостоятельно разработать перечень регистров бухгалтерского учета для учетной политики, которые будут использоваться в бухучете. Такое правило определено в законе № 402-ФЗ. Однако действуют исключения. Для государственных и муниципальных учреждений бланки разрабатываются и рекомендуются вышестоящими министерствами и ведомствами. Например, Министерством финансов России либо органами исполнительной власти. А вот коммерческие организации и НКО вправе разработать формы самостоятельно.

Бюджетники работают по унифицированной документации. Бланки закреплены в Приказе Минфина № 52н. Действующий перечень:

Форма ОКУД

Наименование регистра

Ф. 0504071

Журнал операций по счету «Касса»

Журнал операций с безналичными денежными средствам

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам

Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов

Журнал по прочим операциям

Ф. 0504072

Главная книга

Не предусмотрено

Иные формы регистров, предусмотренные Инструкцией № 157н.

Унифицированный бланк журнала операций для учреждений бюджетной сферы

Скачать

Бюджетники вправе применять дополнительные учетные регистры, необходимые для систематизации информации о фактах хозяйственной деятельности, полученных ценностях, оформленной документации. Разрабатывая дополнительные бланки и формы, следует учитывать обязательные требования к реквизитам учетной документации. Список обязательных реквизитов закреплен в ч. 4 ст. 10 закона № 402-ФЗ, п. 11 Инструкции № 157н.

Регистры для некоммерческой организации

Учетные регистры НКО, как и организаций коммерческого сектора, унифицированных форматов не имеют. Каждый экономический субъект самостоятельно разрабатывает структуру учетной документации. Но Приказ Минфина № 94н устанавливает обязанность ведения регистров бухучета в следующем составе:

Номер журнала-ордера

Счет бухучета

Содержание операций в регистре

№ 1

Движение наличных в кассе организации за отчетный период

№ 2

Безналичные операции, движение денежных средств по расчетным счетам

№ 3

Операции на специальных банковских счетах компании

№ 4

66, 67

Займы и кредиты, классифицированные по срокам обращения (краткосрочные и долгосрочные)

№ 5 и № 5а

Аналитика операций по расходам предприятия

№ 6

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

№ 7

Расчеты с подотчетниками

№ 8

60, 62, 68, 72

Расчеты с покупателями, с бюджетом, дебиторами, кредиторами

№ 9

Отражение операций по внутрихозяйственным расчетам

№ 10

20, 21, 23, 25, 26, 29, 69, 70, 94, 96, 97

Журнал учета расходов на основное производство с кредитом соответствующих счетов (операции по ОПР, ОХР, заработная плата персонала, страховые взносы и налоговые отчисления, вспомогательное производство и так далее)

№ 11

40, 41, 43, 45, 46, 62, 90

Отражение информации о готовой продукции, реализации, прямых продажах

№ 12

Сведения о целевом финансировании

№ 13

01, 02, 08

Операции с основными фондами, начисление амортизации, взносы в уставный капитал

№ 14

Сведения о сельскохозяйственных операциях

№ 15

84, 98, 99

Результаты деятельности (прибыль, убытки, нераспределенная прибыль, убытки)

№ 16

07, 08

Вложения во внеоборотные активы. Оборудование, предназначенное для установки и монтажа

Актуальные образцы форм регистров бухгалтерского учета 2020 можно скачать в статье «Оформляем журнал хозяйственных операций», примеры заполнения бланков смотрите в специальном материале «Как правильно заполнять журнал-ордер».

Как утвердить регистры для работы

С форматами и структурой учетных регистров определились. Теперь обозначим, как утвердить выбранные бланки. Порядок действий зависит от того, какие формы документации решено использовать в работе.

Вариант № 1. Работаем по унифицированным формам.

Учреждениям государственного сектора допустимо прописать в учетной политике, что для работы будут использоваться бланки и унифицированные формы, утвержденные Приказом Минфина № 52н. Прикладывать образцы не обязательно, допустимо только перечислить наименование журналов, применяемых для работы, с указанием их кодов по ОКУД.

Вариант № 2. Применяем собственные регистры.

Если организация применяет самостоятельно разработанные образцы регистров бухучета, то такие документы необходимо перечислить в тексте учетной политики, в соответствующем разделе «Регистры бухучета». Затем оформить каждый из используемых документов в виде приложения к учетной политике.

ВАЖНО! Даже если регистры будут составлять в электронном виде и подписывать ЭЦП, утвердить образцы необходимо. При проверке контролеры в первую очередь затребуют приказ или распоряжение об утверждении учетных регистров (учетную политику и приложения к ней).

Образец приказа

Скачать

При утверждении учетной политики организации опре­деляется порядок контроля за хозяйственными операци­ями.

Это относится к достаточно крупным предприятиям со сложной производственной структурой, внутренними хоз­расчетными отношениями.

Бухгалтерская отчетность организации должна вклю­чать показатели деятельности филиалов, представи­тельств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы (см. п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в Российской Федерации). Данный пункт учетной политики служит организационной основой для построе­ния на предприятиях внутренней системы учета, относи­тельно обособленной от внешнего финансового учета.

Внутренняя отчетность организации является инфор­мационной базой для формирующихся в настоящее вре­мя на предприятиях систем управленческого учета.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации целесообразно поручить специальной постоянно действующей комиссии.

К системе внутрихозяйственного контроля относятся следующие позиции:

  • разделение функций по ведению бухгалтерского учета и контроля, оговоренные в должностных инструкциях;

  • установление ответственности работников организации в соответствии с должностными инструкциями;

  • соблюдение системы подписания и утверждения первичных бухгалтерских документов;

  • организация хранения ценностей, бланков строгой от­четности;

  • организация хранения бухгалтерских документов, сдача их в архив, порядок уничтожения, после истечения сро­ков хранения.

На некоторых предприятиях создаются системы внут­реннего аудита, который осуществляет специальный профессиональный аудитор­ский орган (отдел или управление), руководитель которо­го подчиняется управляющему фирмы (директору) или годовому собранию акционеров. Служба внутреннего ау­дита проводит финансовые проверки на самой фирме, в ее филиалах или дочерних фирмах.

Главная цель системы внутреннего аудита — повыше­ние эффективности работы фирмы, укрепление ее фи­нансового состояния. Необходимость создания службы внутреннего аудита не вытекает из положений действующего законодательства.

Порядок внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации и состав постоянно действующей ко­миссии должен быть определен в Приказе об учетной политике организации

      1. Организация работы бухгалтерии.

Организационные аспекты учетного процесса могут закреп­ляться не только в Приказе об учетной политике, но и в других распорядительных документах, что позволяет своевременно вно­сить необходимые коррективы в этот процесс.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью по­лучения достоверной и своевременной информации о хозяйствен­ной деятельности организации и осуществления контроля за ра­циональным использованием производственных ресурсов и гото­вой продукции.

В этом подразделе приказа об учетной политике предприятие должно утвердить структуру своей бухгалтерской службы.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтер­ском учете» ответственность за организацию бухгалтер­ского учета в организациях, соблюдение законодательст­ва при выполнении хозяйственных операций несут руко­водители организаций. Аналогичная норма имеет место в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в Российской Федерации (№ 34н).

Согласно п. 2 вышеназванной статьи Закона руководи­тели организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

  • учредить самостоятельную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

  • ввести в штат должность бухгалтера;

  • передать на договорных началах ведение бухгалтер­ского учета централизованной бухгалтерии, специализи­рованной организации или бухгалтеру-специалисту;

  • вести бухгалтерский учет лично.

Последние три варианта могут применяться субъекта­ми малого предпринимательства.

Учет на предприятиях может быть организован по централи­зованной, децентрализованной или смешанной форме.

При централизации учета учетный аппарат организации со­средоточен в главной бухгалтерии, и в ней осуществляется веде­ние всего синтетического и аналитического учета на основе пер­вичных и сводных документов, поступающих из отдельных под­разделений организации. В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, состав­ляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, струк­турных подразделений. Главная бухгалтерия в этом случае произ­водит свод балансов филиалов, осуществляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за поста­новкой учета в отдельных частях организации.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном oт условий организации и технологии производства, объема учетной работы, автоматизации учета.

В настоящее время сложилось три типа организации работы бухгалтерского аппарата:

  1. линейная (иерархическая)

Все работники бухгалтерии под­чиняются непосредственно главному бухгалтеру, такая структу­ра применяется в небольших организациях.

  1. по вертикали (линейно-штабная);

При такой организации работы создаются промежуточ­ные звенья (отделы, бюро, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае пе­редаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов и групп. Вертикальная форма организации работ бухгалтерии применяется в боль­шинстве средних и крупных организаций. Как правило, в структуре бухгалтерского аппарата выделяются следующие группы:

      • материальная группа, отвечающая за учет приобретения материально-производственных запасов, их поступле­ния и расходования;

      • группа учета оплаты труда, осуществляющая учет зат­рат на оплату труда работников, учет всех расчетов с ра­ботниками, бюджетом. С государственными внебюджет­ными фондами;

      • производственно-калькуляционная группа ведет учет зат­рат на производство, калькулирование себестоимости продукции, составляет отчетность о производстве;

      • группа учета готовой продукции, осуществляющая учет готовой продукции на складах и ее реализацию;

      • общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский ба­ланс и другие формы бухгалтерской отчетности.

В составе бухгалтерии могут быть выделены группы капи­тального строительства и жилищно-коммунального хозяйства

  1. комбинированная (функциональная).

В крупных организациях выделяют группы учета основных средств, учета денежных средств и расчетов с организациями. По данному элементу учетной политики организация опре­деляет:

      • схему ведения бухгалтерского учета;

      • уровень централизации учета.

В состав организации могут входить филиалы, представи­тельства, обособленные подразделения, Статья 55 Гражданского кодекса РФ определяет, что филиалы или представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его на­хождения. Основное различие между ними заключается в том, что филиалы полностью или частично выполняют любые функции создавшего его юридического лица, в т. ч. функции представитель­ства, а представительство представляет интересы головной орга­низации и осуществляет их защиту.

Общим в положении филиалов и представительств являют­ся следующие позиции:

  • не являются юридическими лицами;

  • действуют на основании положения, а не устава;

  • руководители действуют на основании доверенности;

  • наделяются имуществом создавшим их юридическим ли­цом.

Согласно статьи 55 ГК РФ, обособленные подразделения (филиалы и представительства) должны быть указаны в учреди­тельских документах создавшего их юридического лица.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что обособленны­ми подразделениями организации являются любые территори­ально обособленные от нее подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок не менее одного месяца.

Признание обособленного подразделения производится не­зависимо от того, отражено или не отражено его создание в учре­дительских документах. От признания или непризнания наличия обособленного под­разделения зависит порядок распределения налогов между Феде­ральным и региональными бюджетами.

В соответствии с п.8 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельный баланс. Поэтому организация учета в филиалах, представительствах и иных структурных подразделени­ях должна стать элементом учетной политики организации.

Для отражения хозяйственных операций филиалов, предста­вительств и иных структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс, применяется балансовый счет 79 «Внутрихо­зяйственные расчеты».

Если структурное подразделение, пусть и территориально обособленное, не выделено на отдельный баланс, применение сче­та 79 неправомерно. Бухгалтерский и учет в подобных случаях ведет­ся на основном балансе, но на отдельных субсчетах, что должно быть закреплено в рабочем плане счетов в приложении к приказу об учет­ной политике.

В практике работы организаций встречаются следующие схе­мы организации бухгалтерского учета в структурных подразделе­ниях.

  1. Структурное подразделение не выделено на отдельный баланс, обслуживает основное производство, оказы­вает, например, платные услуги населению.

Бухгалтерский учет ведется с использованием отдельных суб­счетов к счетам головной организации.

  1. Структурное подразделение выделено на от­дельный баланс, но не имеет расчетного (текущего) счета.

В данной ситуации, используется счет 79 «Внутрихозяй­ственные расчеты», для документального оформления хозяй­ственных операций применяется внутри фирменный документ под названием «авизо». В рабочем плане счетов организации при­меняются следующие субсчета к счету 79 (с пометкой централь­ной бухгалтерии и структурного подразделения):

  • Расчеты по выделенному имуществу: 79-1 ЦБ и 79-01 СП

  • Расчеты по текущим операциям: 79-2 ЦБ и 79-2 СП

  • Расчеты по текущим расходам: 79-3 ЦБ и 79-3 СП

Основное правило при зеркальном отражении в бухгалтерс­ком учете хозяйственных операций подразделений заключается в том, что все счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» должны перекрестно закрываться при составлении единого баланса организации.

Так, если головной офис осуществляет расчеты за имущество, а имущество передается в обособленное подразделение, в балан­се головного офиса преобладают дебетовые обороты счета 79 (дебиторами являются обособленные подразделения), в балансе под­разделений — кредитовые обороты счета 79 по отношению к го­ловному офису.

При составлении единого баланса организации дебетовые и кредитовые сальдо по счету 79 взаимно перекрываются.

  1. Структурное подразделение выделено на от­дельный баланс, имеет текущий счет, но не осуществляет само­стоятельно реализацию продукции (работ, услуг), по существу является затратным подразделением — представительством голов­ного офиса в регионе.

Затраты структурного подразделения в соответствии с переч­нем затрат, определенных Положением о составе затрат… соби­раются на соответствующие субсчета счета 26 и передаются голов­ному офису с использованием счета 79-3 «Расчеты по текущим расходам».

  1. Структурное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет, самостоятельно реали­зует товары (работы, услуги). Данная схема более сложная и для бухгалтерского, и для налогового учета. Кроме проводок, исполь­зуемых при третьей схеме, добавляются проводки, связанные с отражением реализации, расходами на содержание головного офиса, выявлением финансового результата. По данному элементу учетной политики организация определяет: обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс и обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс.

К учетной политике могут прилагаться:

  • положение о бухгалтерской службе

  • должностные инструкции работников бухгалтерии

— эти два документа обычно включают 6 разделов: общие положения, функции, права и обязанности, ответственность, взаимоотношения (служебные связи), организация работы.

  • форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером

  • иные аналогичные документы

    1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения (методологические аспекты учетной политики)

Как уже было отмечено второй раздел — это учетная политика для целей бухгалтер­ского учета. В нем нужно установить:

  • способы амортизации основных средств и нематериаль­ных активов;

  • порядок учета и списания в производство сырья и мате­риалов;

  • перечень резервов, которые будет создавать предприятие;

  • порядок списания общехозяйственных расходов и т. д.

Третий раздел — учетная политика в целях налогообложе­ния. Здесь нужно отразить порядок определения выручки, ко­торому будет следовать организация, исчисляя НДС и налог на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, в этом разде­ле предприятие должно указать, как оно будет признавать до­ходы и расходы, а также учитывать отдельные хозяйственные операции в целях исчисления налога на прибыль.

В соответствии со ст.313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Согласно положениям НК РФ организация должна либо включить в свою учетную политику раздел, касающийся ведения налогового учета, либо отдельным приказом (распоряжением) руководителя утвердить учетную политику в целях обложения налогом на прибыль.

Пример отдельного приказа об учетной политике для целей налогообложения приведен в Приложении №3.

Для эффективного подхода к проведению аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитор должен получить представление об учетной политике аудируемого лица и оценить влияние на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета.

Анализ учетной политики осуществляется с целью :

1) установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств, доходов и расходов;

2) выявления постоянных и временных разниц при расчете прибыли;

3) выявления ключевых по риску элементов;

4) выражения мнения по вопросу применяемой учетной политики аудируемого лица для целей налогообложения.

На этапе проведения аудита по существу необходимо осуществить процедуры по сбору достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для выражения мнения, документировать аудиторские доказательства.

Аудитор самостоятельно определяет объем документации по каждой конкретной работе и области аудита, руководствуясь своим профессиональным мнением. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данных рабочих документов понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Форма и содержание рабочих документов аудита по существу определяется характером аудиторского задания, требованиями к аудиторскому заключению, характером и сложностью деятельности аудируемого лица, состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, необходимостью давать задания аудиторам и осуществлять контроль качества аудиторских услуг, методами сбора аудиторских доказательств.

Рабочие документы аудитора, содержащие информацию по аудиту отдельного периода, относятся к текущим аудиторским файлам.

В соответствии с действующим законодательством организации всех форм собственности (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) должны формировать учётную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учёта.
При формирование учётной политики организации для целей бухгалтерского учёта организации относительно свободны в формировании элементов и положений учётной политики, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, нормативными актами Минфина Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта.
Непосредственно основы формирования и раскрытия учётной политики организации регулируются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
Цели, для которых в каждой организации составляется и утверждается учётная политика, определены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации – это постановка и ведение бухгалтерского учёта. Исходя из этого, отсутствие у какого-либо юридического лица составленной и в надлежащем порядке утверждённой учётной политики следует считать нарушением правил бухгалтерского учёта с дальнейшим применением финансовых санкций.
Учётная политика организации для целей налогообложения в соответствии со статьёй 313 НК РФ определяет систему налогового учёта организации.
При составлении учётной политики для целей ведения налогового учёта организации также относительно свободны, выбирая между возможными вариантами отражения тех или иных фактов хозяйственной деятельности.
Следует учитывать, что принятые и закреплённые в учётной политике организации элементы, как в целях бухгалтерского, так и налогового учёта, уже являются обязательными для применения и их нарушение приводит к нарушению положений действующего законодательства с применением финансовых санкций.
ООО «Каппа-консалтинг» в рамках исполнения договора бухгалтерского обслуживания ежегодно разрабатывает и представляет к утверждению приказ об учетной политике для каждой обслуживаемой организации. Грамотный Приказ об учетной политике не только является одним из способов налоговой оптимизации, но и минимизирует трудоёмкость учётной работы.
Вне договора бухгалтерского обслуживания оказывается отдельная услуга по разработке учетной политики и постановке бухгалтерского учета.
Приказ об учётной политики, разработанный нашей организацией, соответствует всем требованиям, предъявляемым к учетной политике.

Оставьте комментарий