Перечень стратегических предприятий 2018

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03), ТРУДОВОЕ ПРАВО

3.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОТ ЗАДОЛЖЕННОСТИ К БАНКРОТСТВУ

Колбина Наталья Михайловна, Инспектор I отдела, ОАО «Ямал СПГ»

Ямал СПГ

Аннотация. Данная статья посвящена стратегическим предприятиям, составляющим основу оборонно-

промышленного комплекса. В статье рассматривается положение названных предприятий на современном этапе, анализируются причины, повлекшие ухудшение их состояния. В некоторых случаях доведение до банкротства. Также, предлагаются пути выхода из кризисной ситуации.

Ключевые слова: стратегические предприятия, банкротство, субсидия, заказ, финансирование, арбитражный управляющий, меры, причины, способы предотвращения.

Во все времена наше государство предпринимало и предпринимает огромные силы и средства для защиты наших рубежей. Важнейшую роль в защите оных играет оборонно-промышленный комплекс (далее — ОПК), производящий и поставляющий мощное, современное, оснащенное в соответствии с достижениями науки, вооружение и технику.

Основу оборонно-промышленного комплекса нашей страны составляют стратегические предприятия, перечень которых утверждается указом Президента РФ.

Статья 190 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. (в ред. Федерального Закона от 30.12.2008г. № 296-Фз) подробно раскрывает содержание понятия стратегических предприятий и организаций.

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

— федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным зако

ном (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ);

— организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научнопроизводственные, научно-исследовательские,

проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Во исполнение требований п.2 ст. 190 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. (в ред. Федерального Закона от 30.12.2008г. № 29б-ФЗ), перечень стратегических предприятий и организаций был утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации № 22-Р от 09 января 2004 года1 и Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» № 1009 от 04 августа 2004 года.2

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2006 N 592 утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при подготовке предложений по формированию перечня стратегических предприятий и организаций.

Предложение о включении предприятия или организации в перечень представляется федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность предприятие или организация, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Ни для кого не секрет, что обороннопромышленный комплекс из фактора национального престижа сферы особой государственной поддержки, позволяющей создавать высокотехнологичные продукты и опережать в фундаментальных исследованиях на 10-15 лет наиболее развитые страны, превратился в сектор, производящий мелкосерийную продукцию, разрабатываемую 25-30 лет назад.

На мой взгляд, основная причина кроется в следующем.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 19.01.2004, № 3, ст. 208.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 09.08.2004, № 32, ст. 3313.

С началом либеральных реформ вместо реструктуризации и конверсии огромное количество предприятий советского ОПК подверглось денационализации и деструктуризации.

К началу 1995 года каждое пятое предприятие ОПК оказалось в положении банкрота. Официально были обанкрочены 160 предприятий ОПК. Остальные — акционировались и приватизировались. К 1997 году из общего количества, а это примерно 1700 предприятий, не считая предприятий Минатома, только 40 процентов — остались государственными, 31 процент — превратились в акционерные общества с участием государства, 29 процентов — в акционерные общества без участия государства.

Неритмичность финансирования текущего оборонного заказа и погашения задолженности по уже выполненным работам и услугам привели к неравномерности выполнения производственных планов и росту издержек.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Если предприятие имеет постоянный технологический цикл, то оно практически вынуждено прибегать к замещающему государственное финансирование банковскому кредитованию на невыгодных условиях, по более высоким процентным ставкам, чем это имеет место в случае планового получения кредитов. Повышенные издержки банковского финансирования ставят под сомнение и саму возможность выполнения предприятием обязательств по ГОЗ, поскольку выдержать контрактный уровень цен становится намного сложнее.

Даже если уровень цен выполнения государственного контракта по поставкам вооружений и военной техники удается соблюсти, непредвиденный рост издержек финансирования производственной деятельности ухудшает экономику предприятий ОПК, уменьшает размер чистой прибыли, что неизбежно приводит к уменьшению инвестиционных ресурсов и не оставляет возможности обновления оборудования ставя под угрозу срыва выполнение последующих ГОЗ.

К вышеназванной ситуации приводит некачественный финансовый менеджмент на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Несмотря на определенный рост объемов государственного оборонного заказа в 2005-2006 г.г., финансовое положение большинства предприятий остается тяжелым. Статистика такова, что к 2005 году долги предприятий ОПК превысили 50 млрд. руб.

Я солидарна с позицией И.Н. Мысляевой, выделяющей следующие факторы, сдерживающие нормальное функционирование предприятий оборонно-промышленного комплекса:

— неэффективное использование научно-технического и промышленного потенциала ОПК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— резкое сокращение объемов и задержки финансирования оборонных заказов Министерством обороны;

— отсутствие комплексного подхода при проведении работ по программам вооружения, конверсии, экспорта, утилизации ВВТ;

— отсутствие целенаправленной планомерной поддержки конверсии, несмотря на то, что потенциальные возможности ОПК позволяют в короткие сроки обеспечивать доход в бюджет страны;

— проведение приватизации и акционирования предприятий ОПК без учета необходимости сохранения единых научнопроизводственных структур;

— отсутствие четкой долгосрочной программы вооружения, объемов оборонного заказа;

— неуклонное снижение объемов бюджетного финансирования научных и опытно-конструкторских работ;

— несовершенство системы государственного управления предприятиями ОПК, в том числе и находившимися в государственной собственности, а также системы государственного контроля в области качества и сохранения государственной тайны;

— устаревшие методы планирования и ведения мобилизационной подготовки промышленности;

— недостаточное внимание к вопросам экспорта военной продукции, ограниченность прав производителей вВт в этой сфере;

— недостаточное нормативно-правовое обеспечение деятельности ОПК.3

Вышеуказанные и многие другие факторы приводят предприятия данной категории к несостоятельности (банкротству).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 ноября 2005 года № 684 установило, что стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, предусмотренные перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», при осуществлении мер по предупреждению банкротства, принятии решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании их банкротами и проведении процедур банкротства рассматриваются в качестве стратегических предприятий и организаций, в отношении которых применяются правила, предусмотренные параграфом 5 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (бан-кротстве)».4

В соответствии со ст. 190 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. (в

ред. Федерального Закона от 30.12.2008г. № 296-ФЗ), стратегические предприятия и организации являются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупно-

3 Мысляева И.Н. Государственное регулирование обороннопромышленного комплекса России // Вестник Московского Университета. — Серия 21 Управление (государство и общество) — 2007. — № 1.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32,

ст. 3313

сти не менее чем пятьсот тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

Очевидно, что в настоящее время пятьсот тысяч рублей — сумма невелика, а маховик под названием «банкротство» уже запущен.

Причем долг в большинстве случаев накапливается не намеренно, а вынужденно, поскольку не отлажен механизм гарантий для привлечения кредитов стратегических предприятий под выполнение государственного заказа (далее — ГОЗ).

Например, стратегическое предприятие для выполнения ГОЗ берет кредит в банке, естественно под проценты. Суммы выплат банку не позволяют предприятию получить прибыль от выполнения заказа. Таким образом, стратегическое предприятие не в силах оснастить лаборатории, цеха и т.д. современным оборудованием, не в силах выплачивать достойную заработную плату обслуживающему персоналу.

В.В. Витрянский сетует, что на протяжении многих лет не удается реализовать предложения, направленные на ужесточение критериев и признаков банкротства стратегических организаций. 5

Предлагается внести поправки в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. в части увеличения суммы задолженности перед кредиторами с 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.

Также предлагается увеличить срок не исполнения обязанностей по уплате налога с 6 месяцев до 1 года.

В числе лиц, предусмотренных ст. 34 Закона о банкротстве, лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.

Необходимо отметить, что, несомненно, ключевую роль в проведении процедур несостоятельности (банкротства) играет арбитражный управляющий.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. (в ред. Федерального Закона от 30.12.2008г. № 296-ФЗ), арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегули-руемой организации арбитражных управляющих.

В ст. 20 Закона о банкротстве перечислены основные требования, предъявляемые к арбитражным управляющим.

Также к кандидатуре арбитражного управляющего, кроме основных требований установлен перечень дополнительных требований, являющихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Витрянский В.В. Банкротство и ликвидация в сфере судебной практики // Закон. — июль 2007.

обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2003 года № 5866 утвержден перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации, среди которых:

а) Наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы;

б) Участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

в) Наличие высшего юридического, или экономического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Статьей 26 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) № 127-ФЗ от 26.10.2002г. было установлено вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий в размере не менее чем десять тысяч рублей.

С учетом изменений, внесенных ФЗ от 30.12.2008г. № 296-ФЗ, вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.

На мой взгляд, значительное увеличение размера вознаграждения арбитражных управляющих повысит результативность их работы.

Я солидарна с позицией Макаренко И.К., приводящего комплекс мер, способных уберечь стратегические предприятия от банкротства. Среди них:

— достижение целостности экономической политики, системной взаимоувязки регулирования на микроэкономическом уровне (оборонные отрасли промышленности) и макроуровне (экономика страны в целом);

— совершенствование форм и методов государственного регулирования цен на продукцию конверсируемых предприятий для обеспечения нормального уровня рентабельности;

— представление оборонным предприятиям надежных гарантий компенсации неизбежных потерь от конверсии;

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 29.09.2003, № 39, ст. 3769.

— укрепление централизма, связанного с обеспечением национальных интересов России при разработке новых и реализации принятых программ конверсии;

— сохранение преемственности национальных целей конверсии всеми ветвями государственной власти в новых условиях;

— более широкое привлечение исполнительных органов управления субъектов РФ, российского и иностранного капитала к разработкам и реализации конверсионных проектов;

— стимулирование конверсии военных НИОКР, создание механизма перепрофилирования интеллектуальных ресурсов ОПК на расширение гражданских исследований и разработок;

— обеспечение гарантий социальной защищенности коллективов и работников предприятий конверсируемого сектора экономики;

— активизация военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами, особенно со странами СНГ.7

Также Постановлением Правительства Российской Федерации № 368 от 07 мая 2008 года утверждены Правила предоставления в 2008-2010 годах из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства.

Как сказал в недавнем выступлении заместитель Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванов о том, что в 2009 году на выполнение государственного оборонного заказа дополнительно будет выделено Правительством РФ 60 млрд. руб. Данное решение было принято осенью 2008 года, после известных всем событий в Южной Осетии и Абхазии.

Кроме того, С.Б. Иванов высказал мысль о том, что Правительство РФ будет и в дальнейшем поддерживать финансовую стабильность стратегических предприятий и организаций путем субсидирования ставок банковских процентов по кредитам.

Принимаемые меры имеют положительный эффект, что подтверждается статистическими показателями работы Арбитражных судов Российской Федерации.

Анализ статистических данных Высшего Арбитражного суда Российской Федерации за период с 2005г. по 1 полугодие 2008г. наглядно демонстрирует сокращение числа поступивших заявлений о признании должников банкротами, в том числе и в отношении стратегических предприятий и организаций.

Кроме того, данные аналитической записки к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2008 году свидетельствуют о дальнейшем сокращении числа поступаю-

7 Макаренко И.К. Оборонно-промышленный комплекс России: ос-

новные направления реформирования. — М.: Издательство РАГС, 2004.

щих в суды заявлений о признании должников банкротами.

Например, в 2008 году в арбитражные суды поступило 34 367 заявлений о несостоятельности (банкротстве), что на 22,3 процентов меньше, чем за 2007 год (44 255 заявлений).8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, на достигнутом не следует останавливаться и в дальнейшем следует проводить государственную политику, призванную предотвратить банкротство стратегических предприятий.

Необходимо установить надлежащий государственный контроль за доходами, поступающими от торговли вооружением и военной техники при финансировании экспортных поставок и внебюджетных источников.

Кроме того, следует привести нормативноправовую базу предприятий оборонно-

промышленного комплекса в соответствие с новыми условиями и требованиями времени.

Список использованной литературы:

1. Собрание законодательства Российской Федерации,

19.01.2004, № 3, ст. 208.

2. Собрание законодательства Российской Федерации,

09.08.2004, № 32, ст. 3313.

3. Мысляева И.Н. Государственное регулирование обороннопромышленного комплекса России // Вестник Московского Университета. — Серия 21 Управление (государство и общество) — 2007. — № 1.

4. Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3313.

5. Витрянский В.В. Банкротство и ликвидация в сфере судебной практики // Закон. — июль 2007.

6. Собрание законодательства Российской Федерации, 29.09.2003, № 39, ст. 3769.

7. Макаренко И.К. Оборонно-промышленный комплекс России: основные направления реформирования. — М.: Издательство РАГС, 2004.

Россети указом президента РФ В. Путина включены в число стратегических предприятий Российской Федерации.

Соответствующий указ опубликована на официальном интернет-портале правовой информации 10 августа 2017 г.

Документом вносятся изменения в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденных указом президента РФ от 4 августа 2004 г № 1009.

В связи с этим доля участия государства в Россетях будет увеличена до 88,04%.

В конце 2016 г В. Путин подписал указ о проведении допэмиссии акций Россетей с обеспечением доли государства не менее 87,91%.

Правительству РФ при этом было поручено подготовить документы для определения размера доли участия РФ в уставном капитале компании.

Россети являются оператором энергетических сетей в России и 1 из крупнейших электросетевых компаний в мире.

Компания управляет 2,3 млн км линий электропередачи, 496 тыс подстанций трансформаторной мощностью более 773 ГВА.

Россети владеют и управляют дочерними и зависимыми обществами — Межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), Федеральной сетевой компанией (ФСК ЕЭС), а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами, строительными организациями.

МОСКВА, 16 мая. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении законопроект, расширяющий круг организаций, имеющих право давать предварительное согласие на предоставление иностранным налоговым органам сведений об участниках международной группы компаний. Соответствующие поправки вносятся в Налоговый кодекс (НК) РФ, документ был инициирован правительством РФ.

Согласно законодательству, налогоплательщики, являющиеся участниками международной группы компаний (МГК), представляют страновые сведения. По международным договоренностям, ФНС в автоматическом режиме обменивается с иностранными налоговыми органами сведениями о международных компаниях из указанных страновых отчетов.

При этом НК РФ устанавливает, что если страновой отчет содержит сведения в отношении участников МГК, включенных в перечень стратегических предприятий, то информация о деятельности таких участников передается за рубеж только при наличии предварительного согласия федерального органа исполнительной власти. Законопроектом предусматривается, что такое предварительное согласие могут давать не только федеральные органы власти, но и государственные корпорации, представляющие собственника в отношении участников МГК, включенных в перечень стратегических предприятий.

«Принятие федерального закона направлено на обеспечение защиты интересов Российской Федерации при передаче компетентным органам иностранных государств (территорий) страновых отчетов, содержащих сведения об участниках международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством РФ в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», — говорится в пояснительной записке.

В связи с тем, что принятие законопроекта улучшит положение налогоплательщиков, для вступления его в силу предусмотрен особый порядок (со дня официального опубликования с приданием его положениям обратной силы), указывают в кабмине.

Поправки ко второму чтению

Согласно принятым ко второму чтению поправкам, законопроект регламентирует условия признания цен, применяемых в сделках по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований), рыночными для целей налогообложения. Цены признаются рыночными, если уступка прав осуществляется: в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка либо в соответствии с актом правительства при исполнении оборонного заказа.

Такие сделки не признаются контролируемыми для целей налогообложения. В отношении такой уступки не применяется лимит размера убытка, предусмотренный для уступки (переуступки) права требования налогоплательщиком.

Также законопроект предлагает не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде сумм прекращенных денежных обязательств налогоплательщика в соответствии с актом правительства при исполнении оборонного заказа. Эти суммы денежных обязательств признаются безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию). Нормы коснутся налоговых периодов начиная с 1 января 2018 года.

Оставьте комментарий