Содержание
М.С. Муравьёва, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности ЗАО «КЭС», эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru)
Введение
В настоящее время, с учетом законодательства и правоприменительной практики по состоянию на 24.10.2014 г., вопросы распоряжения публичными (в т.ч. муниципальными) объектами тепло- и водоснабжения регулируются нормами Федерального закона от 21.12.2001 г № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации), Федерального закона от 27.07.2010 г № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Федерального закона от 07.12.2011 г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении), Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 21.07.2005 г № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях).
Действующим законодательством закреплена принципиальная возможность передачи публично-правовым образованием прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными элементами таких систем, находящимися в публичной собственности (далее по тексту — Объекты), только через заключение договоров аренды или концессионных соглашений (ч. 1 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении).
Настоящий анализ распространяется в равной степени на вопросы распоряжения имуществом, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям.
Допустимые варианты формализации передачи публично-правовым образованием прав владения и (или) пользования Объектами
1. Концессия (concessio (лат.) — разрешение, уступка) — договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенное время и на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов.
Возможные случаи заключения концессионных соглашений в отношении Объектов законом не ограничены.
При этом если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию Объекта и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию Объекта не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования Объектами осуществляется только по концессионным соглашениям (ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении).
Исключениями из названного требования являются случаи:
1) предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством права аренды на Объект лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемый Объект является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении);
2) передачи в период до 1 января 2015 г. прав владения и (или) пользования Объектами по договору аренды на срок до 3 лет до передачи прав владения и (или) пользования данными Объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные Объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (ч.
5, 6 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Порядок передачи прав (заключения договоров) в отношении Объектов: по общему правилу заключение концессионного соглашения осуществляется путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях (ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях).
Исключениями из названного требования являются: случаи заключения концессионного соглашения без торгов, предусмотренные ст. 37 Закона о концессионных соглашениях, в т.ч.:
1) заключение соглашения с заявителем, представившим единственную заявку на участие в конкурсе;
2) заключение соглашения с единственным участником конкурса, представившим конкурсное предложение.
Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению (ст. 6 Закона о концессионных соглашениях).
С 1 февраля 2015 г. срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концеден- та по концессионному соглашению (статья 6 Закона о концессионных соглашениях в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г. № 265-ФЗ).
2. Аренда (arrendare (лат.) — отдавать внаем) — предоставление какого-либо имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во временное пользование за определенную плату на основе арендного договора.
Допустимые случаи заключения договоров аренды в отношении Объектов:
1) если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию Объекта и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, не превышает 5 лет;
2) случаи, указанные в п. 1. Концессия настоящей статьи.
По общему правилу договоры аренды Объектов заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении, ч. 6 ст. 41.1 Закона о водоснабжении).
Исключениями из названного требования могут являться случаи:
1) предоставления права аренды на Объект лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического
обеспечения, в случае, если передаваемый Объект является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (см. ст. 17.1 Закона о защите конкуренции);
2) передачи прав владения и (или) пользования Объектами путем предоставления муниципальной преференции (см. Разъяснения ФАС России от 18.11.2013 г. (одобрены Методическим советом ФАС России (протокол № 13 от
18.11.2013 г.)).
Антимонопольный орган может принять решение о даче согласия на предоставление такой преференции при выполнении одновременно следующих условий:
— предоставление преференции соответствует целям, установленным в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции (например, охрана здоровья граждан, защита окружающей среды) и не может привести к устранению или недопущению конкуренции,
— закрепление в соответствующем решении ограничений, предусмотренных п. 4 ч. 3 ст. 20 Закона о защите конкуренции, а именно в совокупности:
а) предельный срок предоставления преференции может составлять не более 1 года,
б) в течение указанного срока органу власти необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Законом о концессионных соглашениях, Законом о теплоснабжении, Законом о водоснабжении и провести соответствующие процедуры.
Срок договора аренды — не более чем 10 лет (ч. 4 ст. 28.2 Закона о теплоснабжении, ч. 4 ст. 41.2 Закона о водоснабжении).
Исключением является передача до 01 января 2015 г. прав владения и (или) пользования Объектами, подлежащими передаче исключительно по концессионным соглашениям, по договору аренды на срок до 3 лет (в порядке, предусмотренном ч. 5, 6 ст. 5 Закона № 103-ФЗ).
Возможные форматы передачи пользователем Объектов (по договору аренды/концессионному соглашению) прав владения и (или) пользования Объектами
1. Субаренда (поднаем) — передача Арендатором Объектов во временное возмездное владение и (или) пользование Субарендатору. При этом ответственным по договору аренды перед арендодателем остается арендатор.
Субаренда Объектов допускается с согласия арендодателя (п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ).
Передача Объектов в субаренду может осуществляться без проведения торгов лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу (п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
В случае, если не соблюдаются вышеуказанные требования п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, передача Объектов в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции — на торгах или без торгов в порядке реализации исключений, предусмотренных Законом о защите конкуренции (см. Письмо ФАС России от 24.04.2014 г № ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Срок договора субаренды не может превышать срок договора аренды (п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ).
2. Аренда — передача концессионером Объектов во временное возмездное владение и (или) пользование. При этом концессионер несет ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные.
Допускается передача концессионером объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам, с согласия концедента (ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях).
Передача Объектов в аренду осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения.
Условием передачи Объектов в пользование третьему лицу является соблюдение лицом, получившим Объекты, обязательств концессионера по концессионному соглашению.
Срок аренды не должен превышать срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению.
Прекращение концессионного соглашения является основанием для прекращения прав пользования третьих лиц объектом концессионного соглашения и (или) иным передаваемым концедентом концессионеру по концессионному соглашению имуществом (ст. 8 Закона о концессионных соглашениях).
3. Безвозмездное пользование — передача арендатором/концессионером Объектов во временное безвозмездное владение и (или) пользование.
Допускается передача концессионером объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества в пользование третьим лицам, с согласия концедента (ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях).
При этом концессионер несет ответственность за действия третьих лиц как за свои собственные.
Передача Объектов в пользование осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения.
Условием передачи Объектов в пользование является соблюдение лицом, получившим Объекты, обязательств концессионера по концессионному соглашению.
Передача Объектов в безвозмездное пользование может осуществляться без проведения торгов лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу (п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).
Срок безвозмездного пользования не должен превышать срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению (ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях).
Срок безвозмездного пользования не может превышать срок договора аренды.
4. Перенаем — передача Арендатором прав и обязанностей по договору аренды другому лицу. В указанном случае ответственным перед Арендодателем становится новый Арендатор.
В отношении договоров аренды Объектов, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ (до 01 января 2014 г.), вышеуказанное ограничение не применяется (статья 5 Федерального закона от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Перенаем допускается с согласия Арендодателя (п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ).
Договор перенайма публичного имущества заключается по результатам проведения торгов на право заключения такого договора. (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. № 16679/11 по делу № А40-102293/10-148-587).
5. Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга.
Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента (ч. 2 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях).
Специальный порядок перемены лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга Законом о концессионных соглашениях не определен.
Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 34 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2019 году, утвержденного приказом ФАС России от 18.04.2019 N 447/19, сообщает следующее.
1. В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) вод о отведения, отдельные объекты таких систем, не допускается уступка права требования, перевод долга по концессионному соглашению в пользу иностранных физических и юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, передача прав по концессионному соглашению в доверительное управление.
Кроме того, согласно пункту 1 части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) вод о отведения, отдельные объекты таких систем, не допускается в том числе передача концессионером прав владения и (или) пользования объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, в том числе передача таких объектов в субаренду.
Таким образом, перемена лиц по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, путем уступки требования или перевода долга осуществляется без проведения торгов с согласия концедента и с учетом ограничений, установленных пунктами 1 и 2 части 7 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях.
2. Относительно замены концессионера по концессионному соглашению без расторжения такого соглашения сообщаем, что в соответствии со статьей 392.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Частью 4 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях установлено, что в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное статьей 4 данного федерального закона, и для исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению концессионер привлекает средства кредиторов, права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения . обязательств концессионера перед кредиторами в порядке и на условиях, которые определяются концессионным соглашением в соответствии с данным Федеральным законом. В этом случае между концедентом, концессионером и кредиторами заключается соглашение, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед концедентом и кредиторами). Замена концессионера без проведения конкурса может быть осуществлена с учетом мнения кредиторов на основании решения Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, принявших решение о заключении концессионного соглашения, при условии, что неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой нарушение существенных условий» концессионного соглашения и (или) причинен вред жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда. Новый концессионер, к которому переходят права и обязанности по концессионному соглашению, должен соответствовать требованиям к участникам конкурса, установленным данным федеральным законом и конкурсной документацией.
При этом, если объектом концессионного соглашения являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отдельные объекты таких систем, к концессионеру предъявляются дополнительные требования, предусмотренные частью 1 статьи 40 Закона о концессионных соглашениях.
Частью 5 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях установлены требования к конкурсу, который проводится в случае замены лица по концессионному соглашению при неисполнении или ненадлежащем исполнении концессионером своих обязательств перед кредитором.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях проведение конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и определение победителя такого конкурса осуществляются в соответствии с главой 3 Закона о концессионных соглашениях. Между концедентом и победителем конкурса заключается соглашение о замене лица по концессионному соглашению. Права и обязанности концессионера по концессионному соглашению прекращаются с момента заключения соглашения о замене лица по концессионному соглашению.
В случае замены лица по концессионному соглашению условия концессионного соглашения изменяются на основании данных о фактически исполненных концессионером к моменту проведения конкурса обязательствах по концессионному соглашению, а также с учетом предложений, представленных победителем конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и содержащих лучшие условия по сравнению с условиями концессионного соглашения. Изменения, вносимые в концессионное соглашение и связанные с изменением условий этого соглашения, оформляются дополнительным соглашением к концессионному соглашению (часть 7 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях).
Таким образом, передача прав и обязанностей по концессионному соглашению в контексте статьи 392.3 ГК РФ осуществляется в порядке и с учетом особенностей, установленных Законом о концессионных соглашениях.
При этом согласно части 1 статьи 43 Закона о концессионных соглашениях, при внесении изменений, предусмотренных в том числе частью 7 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях, в концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, предварительное согласие антимонопольного органа не требуется.
В.Г. Королев |
щееся объектом концессионного соглашения, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения концессионного соглашения.
2. Действие договоров аренды, указанных в части 1 настоящей статьи, прекращается с момента подписания концессионных соглашений в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи.
3. Концедентом по концессионному соглашению, указанному в части 1 настоящей статьи, должно являться одно публично-правовое образование.
4. Заключаемое концессионное соглашение может предусматривать увеличение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором или договорами аренды, в случае, если такое увеличение инвестиционных обязательств обосновано в схеме теплоснабжения или в схеме водоснабжения и водоотведения и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера (долгосрочные параметры регулирования цен (тарифов), определенные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения или водоснабжения и водоотведения, долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) согласованы в установленном Правительством Российской Федерации порядке с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
5. В случае, если в течение срока реализации концессионного соглашения выявлены технологически и функционально связанные с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйные объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения, допускается передача концедентом концессионеру без проведения торгов путем изменения условий действующего концессионного соглашения прав владения и (или) пользования такими бесхозяйными объектами, приобретаемыми в собственность концедента в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, и при этом оценка стоимости таких объектов в совокупности не превышает десять процентов от определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату от даты заключения концессионного соглашения балансовой стоимости объекта концессионного соглашения. В указанном случае не допускаются уменьшение размера расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, определенного на основании конкурсного предложения концессионера и установленного в концессионном соглашении, увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения и (или) конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) этого объекта, ухудшение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановых значений иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов. При этом передача указанных объектов не должна приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Указанное ограничение балансовой стоимости имущества, права на которое могут быть переданы без проведения торгов, распространяется на все договоры или соглашения, заключаемые правообладателем без проведения торгов и предполагающие переход прав владения и (или) пользования в отношении каждого объекта теплоснабжения и каждого объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в совокупности.
6. В случае, если в течение срока реализации концессионного соглашения выявлены технологически связанные с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйные объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения, допускается передача концедентом прав владения и (или) пользования такими объектами, приобретаемыми в собственность концедента в порядке, предусмотренном требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, концессионеру, наделенному статусом гарантирующей организации или единой теплоснабжающей организации, без проведения торгов путем изменения условий действующего концессионного соглашения без учета требований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. В указанном случае не допускаются уменьшение размера расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, определенного на основании конкурсного предложения концессионера и установленного в концессионном соглашении, увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в случае, если решением о заключении концессионного соглашения и (или) конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) этого объекта, ухудшение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановых значений иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов. При этом передача указанных объектов не должна приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статья 52. Заключение концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, по инициативе потенциального инвестора
1. Порядок заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, по инициативе потенциального инвестора устанавливается частями 42 — 44, 46 — 410 и 412 статьи 37 настоящего Федерального закона с учетом требований настоящей статьи.
2. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении, либо муниципальным образованием, обязан представить в течение тридцати календарных дней по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документы и материалы, указанные в пунктах 1, 4 — 8, 10 — 14 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, а также сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой теплоснабжения, схемой водоснабжения и водоотведения.
3. Орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, участвующим в концессионном соглашении, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение семи рабочих дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения направляет такое предложение в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), для согласования содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования цен (тарифов), определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) и метода регулирования тарифов. Указанное согласование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением, регулируемым настоящей главой
1. Право собственности концедента на созданный в соответствии с концессионным соглашением, регулируемым настоящей главой, объект недвижимого имущества или на объект незавершенного строительства регистрируется на основании концессионного соглашения, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (в том числе полученного концессионером), если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Концессионер осуществляет регистрацию права собственности концедента на соответствующий объект при наличии доверенности, выданной концедентом в соответствии с частью 3 статьи 42 настоящего Федерального закона и соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации. Регистрация права собственности концессионера на объекты концессионного соглашения (в том числе на незарегистрированные объекты недвижимого имущества, включенные в перечень незарегистрированного имущества в соответствии с частями 6 и 7 статьи 39 настоящего Федерального закона), регулируемого настоящей главой, не допускается.
2. Представление правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен созданный объект недвижимого имущества или объект незавершенного строительства, не требуется, если права концедента на земельный участок зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.»;
19) дополнить главой 5 следующего содержания:
«Глава 5. Заключительные положения
Статья 54. Заключительные положения
1. В случае принятия до 31 декабря 2008 года Правительством Российской Федерации решения о заключении концессионного соглашения по результатам открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона объекта концессионного соглашения концедент на основании решения Правительства Российской Федерации и в соответствии с предложениями лица, с которым принято решение заключить концессионное соглашение, вправе изменить условия проекта концессионного соглашения и проекта договора аренды земельного участка, направленных такому лицу в соответствии с частью 1 статьи 36 настоящего Федерального закона, в части, касающейся:
1) сроков и очередности предоставления земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
2) этапов создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;
3) технических характеристик отдельных частей и конструктивных элементов объекта концессионного соглашения при условии снижения расходов концедента, связанных с созданием и (или) реконструкцией объекта концессионного соглашения, соответствия его требованиям технических регламентов или действующих до дня их вступления в силу нормативных технических документов и сохранения потребительских свойств объекта концессионного соглашения;
4) снижения сметной стоимости объекта концессионного соглашения в размере, предложенном лицом, с которым принято решение заключить концессионное соглашение;
5) сроков представления концеденту документов, подтверждающих предоставление концессионеру заемных средств и (или) наличие у него собственных средств в объеме, необходимом для реализации концессионного соглашения, но не более чем на девять месяцев;
6) сроков представления документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению (безотзывная банковская гарантия, договор передачи концессионером концеденту в залог прав по договору банковского вклада (депозита), договор страхования риска ответственности концессионера по концессионному соглашению). При этом указанные сроки не могут превышать сроки предоставления концедентом концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и сроки предоставления концедентом концессионеру средств, предусмотренных концессионным соглашением;
7) конкурсных предложений, поданных лицом, с которым принято решение заключить концессионное соглашение, за исключением конкурсных предложений, являющихся критериями конкурса.
2. Изменение условий проекта концессионного соглашения, не указанных в части 1 настоящей статьи, но содержащихся в конкурсной документации, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсного предложения лица, с которым принято решение заключить концессионное соглашение, либо изменение существенных условий концессионного соглашения, предусмотренных проектом концессионного соглашения в соответствии с пунктами 1 — 3, 6, 62 и 7 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, не допускается.
Статья 2
Признать утратившими силу:
1) подпункт «а» пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 30 июня 2008 года № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 27, ст. 3126);
2) пункт 5 статьи 51 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 29, ст. 3582);
3) пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 25 апреля 2012 года № 38-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и статью 16 Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 18, ст. 2130);
5) подпункт «в» пункта 2, пункт 6, подпункт «б» пункта 8, подпункт «е» пункта 14, пункт 17, подпункт «б» и абзац девятый подпункта «г» пункта 19 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4266).
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
2. Положения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяются на правоотношения, возникшие из концессионных соглашений, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.