Переход на зимнюю норму расхода топлива

Статья

Какие нормы выбрать на зиму

Переход на зимние нормы расхода ГСМ начните с решения, какие нормы – свои или официальные – будет применять компания. При расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но есть рекомендательные нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р). В рекомендованных нормах предусмотрены проценты, на которые можно увеличить в зимний период стандартные летние нормативы. Нормативы на зиму зависят от региона России. Проценты можно увидеть в наглядной таблице ниже.

Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России

№ пп Регионы России (по федеральным округам) Количество месяцев и срок действия зимних надбавок Предельная величина зимних надбавок не более, %
1 2 3 4
I. Центральный
1 Москва 5.0
01.XI..31.III
10
2 Белгородская обл. 4.0
15.XL..15.III
7
3 Брянская обл. 5.0
01.XI..31.III
10
4 Владимирская обл. 5.0
01.XI..31.III
10
5 Воронежская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
6 Ивановская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
7 Калужская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
8 Костромская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
9 Курская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
10 Липецкая обл. 5.0
01.XI…31.III
10
11 Московская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
12 Орловская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
13 Рязанская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
14 Смоленская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
15 Тамбовская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
16 Тверская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
17 Тульская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
18 Ярославская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
II. Северо-Западный
19 Санкт-Петербург 5.0
01.XI..31.III1
10
20 Республика Карелия 5.5
01.XI…15.IV
12
21 Республика Коми
г.Воркута с прилегающим административным районом
6.0
01.XI…30.IV
6.5
15.X…30.IV
15
22 Архангельская обл.
(без Ненецкого автономного округа)
6.0
01.XI…30.IV
15
23 Вологодская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
24 Калининградская обл. 4.0
15.XL..15.III
7
25 Ленинградская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
26 Мурманская обл. 6.0
01.XI…30.IV
15
27 Новгородская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
28 Псковская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
29 Ненецкий автономный округ 6.0
15.X…15.IV
18
III. Северо-Кавказский
30 Республика Адыгея 3.0
01.XII… 1.III
5
31 Республика Дагестан 3.0
01.XII… 1.III
5
32 Республика Ингушетия 3.0
01.XII… 1.III
5
33 Чеченская Республика 3.0
01.XII… 1.III
5
34 Кабардино-Балкарская Республика 3.0
01.XII… 1.III
5
35 Республика Калмыкия 5.0
15.X…15.III
10
36 Карачаево-Черкесская Республика 3.0
01.XII… 1.III
5
37 Республика Северная Осетия — Алания 3.0
01.XII… 1.III
5
38 Краснодарский край 3.0
01.XII… 1.III
5
39 Ставропольский край 3.5
01.XII..15.III
5
40 Астраханская обл. 5.0
15.X…15.III
10
41 Волгоградская обл. 5.0
15.X…15.III
10
42 Ростовская обл. 4.0
15.XI..15.III
7
IV. Приволжский
43 Республика Башкортостан 5.5
01.XI…15.IV
12
44 Республика Марий Эл 5.0
01.XI..31.III
10
45 Республика Мордовия 5.0
01.XI..31.III
10
46 Республика Татарстан 5.0
01.XI…31.III
10
47 Удмуртская Республика 5.0
01.XI…31.III
10
48 Чувашская Республика 5.0
01.XI…31.III
10
49 Кировская обл. 5.5
15.X…31.III
12
50 Нижегородская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
51 Оренбургская обл. 6.0
15.X…15.IV
15
52 Пензенская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
53 Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) 5.5
01.XI…15.IV
10
54 Самарская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
55 Саратовская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
56 Ульяновская обл. 5.0
01.XI…31.III
10
57 Коми-Пермяцкий автономный округ 6.0
15.X…15.IV
18
V. Уральский
58 Курганская обл. 5.5
01.XI…15.IV
10
59 Свердловская обл. 5.5
01.XI…15.IV
10
60 Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) 5.5
01.XI…15.IV
12
61 Челябинская обл. 5.5
01.XI…15.IV
10
62 Ханты-Мансийский автономный округ 6.5
15.X…30.IV
18
63 Ямало-Ненецкий автономный округ 6.5
15.X…30.IV
18
VI. Сибирский
64 Республика Алтай 5.5
01.XI…15.IV
15
65 Республика Бурятия 6.0
01.ХI… З0V
18
66 Республика Тува 6.0
01.ХI…30.IV
18
67 Республика Хакасия 6.0
01.ХI…30.IV
18
68 Алтайский край 5.5
01.XI…15.IV
15
69 Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) 5.5
01.XI…15.IV
15
70 Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) 6.0
01.ХI…30.IV
18
71 Кемеровская обл. 6.0
01.ХI…30.IV
15
72 Новосибирская обл. 5.5
01.XI… 15.IV
12
73 Омская обл. 5.5
01.XI… 15.IV
12
74 Томская обл. 5.5
01.XI… 15.IV
12
75 Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) 6.0
01.ХI…30.IV
18
76 Таймырский автономный округ 7.0
15.X…15.V
18
77 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 6.0
01.ХI…30.IV
18
78 Эвенкийский автономный округ 7.0
15.X….15.V
18
79 Агинский Бурятский автономный округ 6.0
01.ХI…30.IV
18
VII. Дальневосточный
80 Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) 7.0
15.X…15.V
20
81 Приморский край 5.5
01.XI…15.IV
12
82 Хабаровский край 5.5
01.XI…15.IV
12
Охотский район 6.5
15.X…30.IV
18
83 Амурская обл. 6.0
01.XI…30.IV
15
84 Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) 6.0
01.XI…30.IV
15
85 Магаданская обл. 6.5
15.X…30.IV
18
86 Сахалинская обл.- южная часть 5.0
15.XI…15.IV
12
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50° сев. широты) 6.0
01.XI…30.IV
15
87 Еврейская автономная обл. 5.5
01.XI…15.IV
12
88 Корякский автономный округ 6.0
01.XI…30.IV
15
89 Чукотский автономный округ 6.5
15.X…30.IV
20
90 Острова Северного Ледовитого океана и морей 7.0
01.XI…31.V
20
91 Крымский 4.0
01.ХI..01.III
5

Но применять официальные нормативы не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если компания решила установить свои нормы, то лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.

Реквизиты приказа о зимних нормах

В приказе о зимних нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет. В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму. Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других — свои. Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные.

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением зимних норм. Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника. Также сообщите работнику бухгалтерии, который отвечает за учет расходов на ГСМ, что компания осуществила переход на зимние нормы расхода ГСМ .

Недавние изменения по нормам ГСМ

В 2015 году Минтранс пересмотрел свои нормативы (распоряжение от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). В частности, увеличились надбавки для крупных городов и повысились коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.

Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников. Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.

По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки — наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.

Нормативы списания ГСМ — зачем нужны и где их взять в 2018 году

ГСМ (горюче-смазочные материалы) — это тот ресурс, без которого автотранспорт не может функционировать. Основная доля расходов в нем отводится топливу, которое в зависимости от вида транспорта может быть представлено:

  • дизельным топливом;
  • бензином;
  • керосином;
  • природным или сжиженным газом.

Юрлица и ИП, имеющие такой автотранспорт в собственности или владении (в аренде) и осуществляющие его эксплуатацию в целях своей основной, направленной на получение дохода деятельности, должны по мере расходования ГСМ производить дозаправку авто горючим. И чаще всего эту операцию осуществляет сам водитель в специально оборудованных для этого местах — на заправочных станциях, не контролируемых налогоплательщиком.

НК РФ не ограничивает объемы ГСМ, которые могут быть включены в расходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы по прибыли или УСН, но требует эти расходы обосновать (письмо Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875).

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Поэтому установление нормативов списания ГСМ преследует несколько целей:

  • вводится контроль того, насколько расходы на приобретение этого вида ТМЦ для конкретного автотранспорта соответствуют необходимым для его нормальной работы;
  • определяются те объемы списания ГСМ, которые без лишних вопросов со стороны проверяющих можно отнести в расходы при расчете базы по прибыли или УСН-налога;
  • появляется возможность анализа и планирования расходов на топливо, а следовательно, и оптимизации их.

Нормы списания ГСМ в 2018 году каждый из налогоплательщиков может разработать самостоятельно. Однако существуют утвержденные Минтрансом России нормы списания ГСМ (распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р), устанавливающие не только базовые объемы расхода горючего для транспорта каждой определенной модели и марки при работе в определенном технологическом режиме (что важно для специализированной автотехники), но и те показатели, которые оказывают влияние на расход горючего, с указанием степени этого влияния.

Разрабатывая свои нормы, налогоплательщик может взять нормы Минтранса за основу или создать свои совершенно автономно от них. Если же по имеющемуся авто нормы в документе Минтранса отсутствуют, то их однозначно придется разработать самостоятельно. Но в любом случае применение выбранных норм налогоплательщику придется утвердить внутренним документом.

Показатели, существенные для объема списания (срок эксплуатации автомобиля и др.)

Базовая норма расхода горючего устанавливается в количестве его литров, расходуемых на 100 км пробега автотранспорта. Для специализированных авто, дополнительно оборудованных техникой, работающей на том же топливе, существует еще одна норма, отражающая расход, обеспечивающий работу этого оборудования. Она указывается в литрах на 1 час работы.

Однако объем расхода ГСМ определяют еще и множество иных факторов, которые в основном приводят к увеличению этого объема, но могут служить и основанием для снижения расхода. В первую очередь, это факторы, которые отражают варианты нормальной работы (загрузка грузом или пассажирами, наличие прицепов/полуприцепов и их вес или загрузка) и приводят к необходимости деления норм на:

  • базовые, отвечающие стандартному снаряжению авто конкретного вида, обычному для него топливу, типовым условиям эксплуатации;
  • транспортные, учитывающие грузоподъемность, конкретный вес груза или нормальную загрузку пассажирами; для грузовых авто их устанавливают в литрах на 100 тонно-километров.

Каждая из этих норм корректируется на поправочные коэффициенты, отражающие реальные условия эксплуатации. Повышающие их значения (с необходимой детализацией в зависимости от градации, применяемой для конкретного фактора) установлены для работы:

  • в горной местности;
  • в крупных населенных пунктах;
  • с частыми остановками;
  • с пониженной скоростью при движении;
  • при обкатке нового или прошедшего ремонт авто;
  • при перегоне или буксировке;
  • без учета транспортной составляющей перевозок;
  • в качестве специального или технологического транспорта;
  • в условиях отсутствия дорог;
  • в период чрезвычайных климатических явлений.

Учитывают при использовании повышающих коэффициентов для списания ГСМ также срок эксплуатации автомобиля и его пробег. Увеличение нормы возможно на величину:

  • до 5% при сроке использования, превышающем 5 лет, или пробеге свыше 100 тыс. км;
  • до 10% при сроке использования, превышающем 8лет, или пробеге свыше 150 тыс. км.

Кроме того, повысить норму позволяют:

  • учебная езда;
  • применение кондиционера или установки «климат-контроль»;
  • наличие дополнительного оборудования (например, рефрижераторов);
  • невозможность выключения двигателя в пунктах погрузки-разгрузки;
  • работа в холодное время года (в зависимости от региона);
  • необходимость перемещений для осуществления техобслуживания;
  • увеличение собственной массы авто.

Снизить норму можно, когда:

  • собственная масса авто уменьшена;
  • работа ведется на несложных трассах в слабохолмистой местности.

Применяемые коэффициенты можно суммировать с учетом отражающего их суть знака (повышающие или понижающие).

Формула списания по Минтрансу

В распоряжении АМ-23-р Минтранс приводит не только величину норм и пределы возможных их корректировок, но и формулы списания ГСМ по норме, давая 6 их вариантов в зависимости от того, для автотранспорта какого вида они будут использоваться:

  • легковых авто;
  • автобусов;
  • грузовых бортовых авто, тягачей и фургонов;
  • самосвалов;
  • специализированных авто — для них указаны 2 формулы: для выполняющих работу во время стоянки и для делающих ее в процессе движения.

Каждая из формул учитывает специфику работы транспорта соответствующего вида, вследствие чего формула:

  • для легкового авто оказывается самой простой, в которой взятая из справочника норма делится на 100, умножается на фактический пробег и на поправочный коэффициент;
  • для автобуса содержит дополнительное слагаемое, отражающее расход топлива на использование отопителя с учетом времени его работы;
  • для грузовых авто (кроме самосвалов и специализированных) использует 3 значения нормы (на пробег самого автомобиля, на массу прицепа/полуприцепа и на транспортную работу), применяемых каждый к своему показателю, и сумма этих произведений затем делится на 100 и умножается на поправочный коэффициент;
  • для самосвалов также задействует 3 значения нормы (на транспортную работу самого самосвала, на массу его прицепа/полуприцепа и на каждую ездку с грузом), но деление на 100 и поправочный коэффициент применяются к сумме произведений, полученных от первых 2 видов норм, а расчет от 3-го является дополнительным к этой сумме слагаемым;
  • для специализированных авто, выполняющих работу во время стоянки, содержит корректируемую на поправочный коэффициент сумму расчетов, сделанных от нормы на пробег, деленной на 100 (можно дополнить его расчетом от нормы по перевозке груза), и от норматива на работу спецоборудования;
  • для специализированных авто, делающих работу во время движения, тоже формируется как корректируемая на поправочный коэффициент сумма расчетов, но здесь она вся будет делиться на 100 и составится из умноженных на соответствующие им показатели нормы на пробег и нормы на пробег при выполнении работы.

Таким образом, расчет, который выполняется по нормам Минтранса, не так уж и прост. И хотя примеры подобных вычислений приведены в документе этого ведомства, устанавливающем нормативы, лучше систематизировать все данные, относящиеся к имеющемуся в наличии автотранспорту, постаравшись свести к минимуму возможность возникновения ошибок в расчетах.

Образец таблицы, учитывающей данные расчета

Оптимальным способом ежемесячной систематизации данных по автотранспорту является таблица Excel, сводящая воедино сведения о:

  • автотранспорте, имеющемся в наличии (его вид, марка, госномер, год выпуска);
  • видах используемого им топлива;
  • всех применяемых поправочных коэффициентах и итоговом их значении для конкретного авто;
  • всех необходимых для расчета нормах по транспорту каждого вида;
  • полученных за месяц показателях, к которым будут применяться соответствующие нормы (пробег, время работы спецоборудования, масса прицепа, вес груза, пробег с грузом или при выполнении работы, число ездок);
  • полученному по расчетной формуле объему нормативного топлива определенного вида;
  • фактическом расходе топлива и возникших в сравнении с расчетом по норме разницах;
  • итоговых величинах расходов (нормативного, общего, излишне израсходованного).

В таблице также может присутствовать графа «Примечание», поясняющая допускаемый в каких-либо конкретных ситуациях перерасход топлива. А сам транспорт можно сгруппировать по видам используемого им топлива.

Вариант образца таблицы списания ГСМ по нормам смотрите на нашем сайте.

***

Нормирования расходов на топливо для служебного автотранспорта НК РФ не требует. Однако с его помощью не только становятся обоснованными списываемые в затраты объемы горючего, но и осуществляется контроль над расходованием. Нормы можно разработать самостоятельно или использовать утвержденные Минфином России. Документ Минфина помимо норм приводит значения поправочных коэффициентов к ним, а также формулы и примеры расчета для разных видов автотранспорта. Для применения на практике данные, используемые в расчете, лучше помесячно систематизировать, сводя их в единую таблицу.

Оставьте комментарий