Перевод на вышестоящую

Ответ: Работник вправе отозвать свое заявление на перевод на другую должность у того же работодателя до подписания соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора или по крайней мере до издания соответствующего приказа о переводе. После подписания сторонами соглашения и издания данного распорядительного документа перевод считается совершенным, отказ работника занять новую должность будет неправомерным и может быть квалифицирован как неисполнение должностных обязанностей.

Обоснование: Одной из форм изменения трудового договора является перевод на другую работу. Перевод на другую работу по действующему трудовому законодательству допускается только с письменного согласия работника. Это общее правило, из которого законодатель устанавливает исключения для случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ. Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии со ст. ст. 60 и 72.1 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, а также переводить работника на другую работу (постоянную или временную) без его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ. Переводом на другую работу следует считать постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода труда обеспечивается в том числе запретом принудительного труда, под которым согласно Конвенции N 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в г. Женеве 28.06.1930 на 14-й сессии Генеральной конференции МОТ) (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 04.06.1956) понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2). Гарантируя защиту от принудительного труда, ТК РФ в ч. 1 и 2 ст. 72.1 предусмотрел запрет перевода работника на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) и (или) такого указанного в трудовом договоре существенного его условия, как структурное подразделение, в котором работает работник, а также на постоянную работу к другому работодателю без письменного согласия работника. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ). Кроме письменной формы, определенных требований к такому соглашению законодатель не установил. Обычно такое соглашение оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору. Несмотря на отсутствие в нормах ТК РФ, регулирующих порядок перевода работника на другую должность, возможности отзыва работником своего заявления на перевод, на наш взгляд, возможно применение аналогии с ч. 4 ст. 80 ТК РФ, то есть признание за работником права отзыва заявления о переводе. Однако, в связи с тем что никаких минимальных и максимальных сроков предупреждения о подобном переводе закон не установил, такой отзыв возможен лишь до подписания сторонами соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора. На основании указанного соглашения производится издание приказа о переводе. Из системного анализа ч. 1 ст. 72.1 и ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ следует, что работник, который не выразил в письменном виде согласия на осуществление перевода, вправе в любое время отказаться от другой работы и потребовать предоставления работы по прежней трудовой функции и без изменения существенных условий трудового договора. При возникновении спора о наличии или отсутствии добровольного согласия работника на перевод при отсутствии письменного заявления работника стороны не могут ссылаться на свидетельские показания, так как для оформления перевода в ст. 72 ТК РФ установлена письменная форма. Данная позиция суда отражена в Определении Санкт-Петербургского городского суда от 24.10.2013 N 33-15116/2013 <1>. ——————————— <1> http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=SOJ;n=737169;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=B97FADE4514FA65FF062668D3E807738;rnd=0.6529955207370222.

При этом, как было разъяснено в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2, отказ от выполнения работы при переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу — прогулом. При этом следует учитывать, что в силу абз. 5 ч. 1 ст. 219, ч. 7 ст. 220 ТК РФ работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

Н. В.Пластинина ОАО «Балтийский Банк» 28.02.2014

7 Сентябрь 2018

О переводе военнослужащего на вышестоящую должность

Хочу перевестись в своей части на более высокую воинскую должность в другом подразделении. Командир того подразделения не возражает. Имеет ли право командир моего подразделения мне препятствовать?

В вашем случае речь идет не о переводе, поскольку планируемое перемещение осуществляется в пределах одной воинской части, а о назначении на воинскую должность (продвижении по службе).

Назначение военнослужащего на воинскую должность регулируется ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы.
Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, назначает военнослужащих на следующие воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга:
— командир полка, другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;
— заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений;
— заместитель (помощник) командующего (командира), начальника рода войск и службы, начальник управления, направления и его заместитель, начальник штаба тыла, начальник отдела военного округа (группы войск, округа Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны), флота (группировки войск и сил), Воздушно-десантных войск, главного командования вида Вооруженных Сил РФ, главного, центрального управления, начальник, заместитель начальника самостоятельного направления (отдела, службы) Министерства обороны РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
— заместитель начальника штаба, начальник рода войск и службы, начальник отдела кадров корпуса, армии и им равных объединений;
— военный комиссар;
— начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научной организации;
— заместитель начальника и его помощник, начальник отдела и службы, начальник и заместитель начальника факультета, начальник кафедры и заместитель начальника кафедры военной академии и военного университета;
— начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник кафедры военного института, филиала военной академии и университета, военного училища;
— начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);
— начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования;
— военнослужащий главного, центрального и другого управления Министерства обороны РФ или Вооруженных Сил РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), непосредственно подчиненного руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а также военнослужащий, непосредственно подчиненный руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на не предусмотренные п. 1 и 2 настоящей статьи воинские должности устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Таким образом, при принятии решения о назначении на вакантную воинскую должность, ваш командир не сможет повлиять на ваше назначение и препятствовать этому он не вправе.

Однако следует иметь в виду, что назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:
— в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия);
— по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Многое зависит от того, какую характеристику даст ваш начальник при вашей аттестации.
Поскольку имеется вакантная должность, вы вправе предложить свою кандидатуру для ее замещения.
Так, согласно п. 3 ст. 43 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30.10.2015 N 660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ», военнослужащий вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность. При этом он представляет командиру (начальнику) воинской части рапорт с ходатайством о рассмотрении его кандидатуры для назначения на воинскую должность. Рапорт военнослужащего рассматривается аттестационной комиссией воинской части, которая готовит предложения командиру (начальнику) воинской части о целесообразности назначения военнослужащего на воинскую должность. Военнослужащий, ходатайство которого отклонено, уведомляется аттестационной комиссией воинской части о принятом решении в письменной форме.

Таким образом, вам нужно подать рапорт на имя командира части с просьбой назначить вас на вакантную должность в другом подразделении.
В отношении вашей аттестации при решении вопроса о назначении на должность необходимо сказать следующее.
При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой РФ, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:
— всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;
— определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;
— представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.
При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:
— проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;
— провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;
— дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.

Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.
Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.
Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.
Таким образом, помешать вам ваш командир не может, т.к. назначение на должность не входит в его полномочия, это компетенция, как минимум, командира части.

Если командир части придет к выводу, что использование вас на иной должности будет отвечать интересам службы, то, скорее всего, такое назначение состоится.
Но, если командир вашего подразделения будет против этого и сможет обосновать нецелесообразность вашего назначения, то командир части вряд ли вас назначит, т.к. в таких случаях всегда учитывается мнение командира подразделения, поскольку именно он отвечает за его боеготовность, обученность и т.п.
Иными словами, вопрос в данном случае целиком и полностью лежит в области усмотрения командования.

М. Петров

О. Феофанов

Правовед.RU

Другие новости и статьи

» Коррупция в сфере закупок для государственных нужд как следствие неэффективного применения профильного законодательства

Подъемное пособие военнослужащему при заключении контракта «

Запись создана: Пятница, 7 Сентябрь 2018 в 5:05 и находится в рубриках Новости.

метки: закон, должность, право

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий — более высокий должностной оклад.
Перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ.
Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 5 апреля 2017 г.

В отношении руководителей организации действуют правила о переводах, установленные трудовым законодательством. Однако перевод генерального директора на другую должность, а также перевод сотрудников на должность руководителя могут иметь процедурные особенности, которые следует учитывать.

Перевод: понятие и виды

Сущность перевода на другую работу согласно ст. 72 ТК РФ — это одно из изменений условий трудового договора с работником. Возможно оно только по соглашению между работником и работодателем, исключая некоторые оговоренные в законе случаи.

Перевод может выглядеть как (ст. 72.1 ТК РФ):

  • изменение трудовой функции (как постоянное, так и временное) работника;
  • изменение (постоянное или временное) структурного подразделения, в котором трудится работник, если оно было зафиксировано в трудовом договоре;
  • перевод сотрудника вместе с работодателем в другую местность;
  • перевод на постоянную работу к иному работодателю. Прежний трудовой договор при этом прекращается, и заключается новый – с другим работодателем.

Также предусмотрен законом и перевод по имеющемуся медицинскому заключению, регулируемый ст. 73 ТК РФ, но в отношении него действуют особые правила.

Все перечисленные перемены могут касаться и руководителя организации.

Особенный субъект

ТК РФ под руководителем организации понимает физическое лицо, руководящее данной организацией в соответствии с законодательством, учредительными документами этого юридического лица, его локальными нормативными актами, в том числе осуществляющее функции единоличного исполнительного органа юрлица (ст. 273).

Генеральный директор организации, как и иной ее руководитель, также является работником, на которого распространяют свое действие трудовое законодательство и локальные акты организации. Но в силу специфики некоторые моменты в отношении них регулируются специальными нормами главы 43 ТК РФ «Особенности труда руководителей «.

Так, заключение трудового договора с руководителем коммерческой организации могут предварять проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др. (ст. 275 ТК РФ).

Сам порядок назначения или избрания гендиректора определяется уставными документами организации. Там, к примеру, может быть установлено, что генеральный назначается решением общего собрания участников (в зависимости от организационно-правовой формы это могут быть учредители или акционеры), трудится по срочному трудовому договору или же по бессрочному и т.п.

Глава 43 ТК РФ устанавливает также дополнительные основания увольнения руководителя (ст. 278), предоставляемые ему при увольнении гарантии (ст. 279) и наделяет его возможностью досрочно расторгать трудовой договор при условии заблаговременного (не позже месяца) письменного предупреждения об этом работодателя или собственника имущества организации (ст. 280).

Перевод руководителя

Про перевод руководителя законодательство умалчивает.

При этом очевидно, что гендиректор как работник по трудовому договору имеет право на изменение его условий. С другой стороны переход с руководящей должности непрост, так как должен соответствовать требованиям локальных нормативных актов о необходимых процедурах.

Поэтому желательно предусмотреть в них возможность такого перевода и прописать там процедуру.

На практике наиболее популярен следующий выход из ситуации, когда гендиректор желает перевестись на другую должность в той же организации, — посредством увольнения, а именно расторжения с ним трудового договора о работе руководителем и заключения нового. Конечно, тут должны быть соблюдены сроки и процедурные моменты. Этот вариант представляется единственно верным в случае, если гендиректор трудится на основании срочного трудового договора.

Но, поскольку перевод руководителя законом прямо не запрещен, законно будет и издание приказа о переводе на основании письменного согласия работника и допсоглашения к его трудовому договору.

При этом следует обратить внимание на немаловажные моменты:

  • кому адресовать заявление гендиректора о своем переводе (ответ искать в локальных актах);
  • за какое время представлять заявление о переводе с должности гендиректора (ст. 280 ТК предусматривает месячный срок для предоставления заявления о досрочном прекращении трудового договора – для того, чтобы не было перебоев в деятельности обезглавленной организации. Возможно, и в отношении перевода целесообразно установить в локальных актах такой же срок);
  • срок трудового договора. При переводе на другую должность не всегда сохраняется законность заключения срочного трудового договора.

Перевод на должность генерального директора

В организации может возникнуть необходимость и перевода сотрудника на главную руководящую должность.

Такой перевод не противоречит закону, хотя особо в законодательстве не выделен.

Здесь действуют общие нормы ТК РФ о переводе работников, а также нормы гражданского законодательства о различных коммерческих организациях (о порядке назначения/избрания руководителя) и, разумеется, уставные документы организации, конкретизирующие его.

Документальное оформление перевода сотрудника на должность генерального директора в целом не отличается от общего порядка. Только должно быть решение собрания участников об избрании/назначении, оформленное его протоколом.

Также может возникнуть проблема со сроком трудового договора, ведь в отношении руководителя возможен срочный трудовой договор. А переоформлять бессрочный трудовой договор в срочный незаконно.

Поэтому и тут оптимальным решением проблемы видятся увольнение работника и новый прием его на работу уже как гендиректора.

Оставьте комментарий