Период налоговой проверки

Период, охватываемый камеральной налоговой проверкой

Часть 1 ст. 87 части первой НК РФ в действовавшей редакции (т.е. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ) предусматривала, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Данное требование распространялось как на камеральные, так и на выездные налоговые проверки.

Действующая редакция части первой НК РФ не содержит ограничения по периоду, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой. Это предопределено тем, что ст. 81 части первой НК РФ, предусматривающая процедуру представления налогоплательщиком в налоговый орган уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности), не ограничивает период, за который может быть представлена уточненная декларация (иная уточненная

отчетность). Соответственно в случае представления уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности) налоговый орган имеет возможность провести камеральную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная декларация (иная

отчетность), независимо от того, насколько этот период отдален от года проведения проверки.

Необходимо иметь в виду, что установленный ч. 1 ст. 87 НК РФ предельный период, которым могла быть охвачена камеральная налоговая проверка, не подлежал применению в случае представления уточненной налоговой декларации, из которой следует уменьшение исчисленных ранее к уплате в бюджет сумм налога, и до внесения в НК РФ изменений Законом 2006 г. N 137- ФЗ. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2006 г. N 11775/05 и от 16 мая 2006 г. N 16192/05 , в данном случае сроки, предусмотренные ст. 87 НК РФ для проведения камеральных и выездных проверок, не могут быть применены, поскольку они установлены в качестве гарантии защиты интересов

налогоплательщика и не распространяют свое действие на проверку уточненных налоговых

деклараций, правомерность расчета по которым обязан доказать налогоплательщик. В то же время, как указал Президиум ВАС РФ, возврат налогов, исчисленных по уточненной налоговой декларации, в данном случае ограничивается сроками, определенными ст. 78 НК РФ. Следует напомнить, что согласно п. 8 ст. 78 НК РФ (в ред. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137- ФЗ) заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога могло быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (данная норма, которая распространена и на зачет излишне уплаченного налога, закреплена в п.

7 указанной статьи в действующей редакции).

СПС.

Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

Об обязанности налоговых органов принять уточненную налоговую декларацию (расчет) за период, предшествующий предельному сроку, установленному НК РФ для проведения налоговой проверки, говорилось в разъяснениях, данных в письме Минфина России от 24 августа 2004 г. N 03-02-07/15 и письме ФНС России от 12 декабря 2006 г. N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)» (в письме ФНС России также обращалось внимание на то, что поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено налоговым органом с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов, с последующим вынесением решения в соответствии с нормами ст. 78 и 87 НК РФ).

СПС.

Налогообложение. 2007. N 1.

В случае если уточненная налоговая декларация, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, представлена налогоплательщиком в налоговый орган после проведения выездной налоговой проверки, то согласно подп. 2 п. 10 ст. 89 части первой НК РФ может проводиться повторная выездная налоговая проверка, но только за период, за который представлена уточненная налоговая декларация и который не выходит за рамки трехлетнего периода, предшествующего году вынесения решения о проведении повторной проверки (о повторной выездной налоговой проверке см. ниже).

Следует отметить, что норма ч. 1 ст. 87 НК РФ в действовавшей редакции не означала того, что налоговые органы имели право проводить камеральные налоговые проверки только за налоговые периоды прошедших календарных лет. При толковании указанной нормы в п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 арбитражным судам предписывалось исходить из того, что она имеет целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года (на изложенном разъяснении в части цели рассматриваемой нормы основана и приведенная выше правовая позиция Президиума ВАС РФ).

Любая выездная проверка, осуществляемая налоговиками, проводится исключительно на основе решения руководителя УФНС или другого полномочного лица, обычно с выездом по месту нахождения проверяемой компании. Она может быть выборочной или сплошной. Наиболее актуальна проверка сплошным порядком, поскольку итоги выборочной могут быть оспорены и признаны впоследствии недействительными.

Подобные проверки бывают плановыми и внеплановыми, а также проводимыми по определенной тематике или в комплексе. Необходимо помнить, что в одном предприятии на протяжении года не могут проверяться одни и те же налоги более двух раз. С начала 2017 года инициировать проверку ИФНС вправе не только по исчислению и оплате налогов/сборов, но и страховых отчислений. Сколько длится налоговая проверка и от чего зависят сроки ее проведения, узнаем из этой статьи.

Продолжительность выездной налоговой проверки

ФНС РФ вправе продлевать срок налоговой проверки и даже делать это не раз, если имеются весомые основания. В списке оснований, по которым сроки выездной налоговой проверки могут быть увеличены, имеются такие:

  • проверкой охвачено предприятие, имеющее статус крупнейшего;
  • если у проверяемой компании имеется 4 и более обособленных подразделений или дочерних отделений, то срок налоговой проверки увеличивается до 4-х мес. Также на 4 месяца сроки проведения налоговой проверки могут быть пролонгированы, если число отдельных представительств не превышает 4-х, но удельный вес приходящихся на них налогов составляет не менее половины общей суммы, либо доля активов, учитываемых на балансе этих филиалов, составляет также не меньше 50 % от стоимости имущества фирмы. При наличии в фирме 10 и более отдельных подразделений срок проведения выездной проверки увеличивается до 6 месяцев. Увеличение сроков до 6 месяцев относят к исключительным случаям. В других условиях закон предоставляет право определения исключительности ситуации налоговым органам;
  • получение в процессе осуществления выездной проверки сведений, свидетельствующих о наличии у проверяемой компании нарушений налогового законодательства и требующих дополнительной проверки;
  • при возникших обстоятельствах, для преодоления которых потребуются силы и время, например, стихийные бедствия на территории, где идет проверка.

Наряду с перечисленными факторами, объясняющими необходимость повышения срока проведения выездной проверки, предусмотрены и такие негативные моменты, как несвоевременное предоставление проверяемой компанией документов проверяющим органам. При рассмотрении вопроса о продлении срока проведения выездной налоговой проверки учитывают и другие обстоятельства, к примеру, продолжительность периода проверки, объема анализируемых форм, числа налогов, охватываемых настоящей проверкой, структурой проверяемой компании и др.

Налоговая проверка больше чем за три года

Юлия Васильева
руководитель группы по аккредитации иностранных представительств

Налоговая проверка больше чем за три года

Закон в ряде случаев допускает возможность проведения проверок и привлечение к ответственности за нарушение законодательства, даже если период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, превышает три календарных года.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что в целях контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить выездные и камеральные проверки.

Пунктом 1 ст. 88 НК РФ указано, что в рамках камеральной проверки контролю подлежит период, указанный в поданной налогоплательщиком декларации и документах, представленных налогоплательщиком.

Период, подлежащий контролю в рамках выездной проверки, установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Он не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.

В настоящей статье предлагаем рассмотреть те самые «иные» случаи, при наступлении которых налоговые органы вправе проконтролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за периоды, превышающие установленные три года с момента вынесения решения о проведении выездной проверки.

Пример

Решение о проведении выездной налоговой проверки ООО «Икс» вынесено 29.12.2012. Налогоплательщик получил данное решение 11.01.2013. Какие могут быть установлены пределы периода, подлежащего контролю со стороны налогового органа в рамках данной выездной налоговой проверки? Согласно буквальному толкованию п. 4 ст. 89 НК РФ налоговые органы вправе проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика ООО «Икс» за период начиная с 01 января 2009 года.

Обращаем внимание, что тот факт, что решение о проведении проверки получено налогоплательщиком не в том году, в котором оно вынесено, а в следующем, никак не влияет на подлежащий проверке предельный трехлетний давностный период.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 № А05-14239/2010).

Также следует учесть разъяснения Пленума ВАС РФ (абз. 2 п. 27 постановления от 28.02.2001 № 5), согласно которым норма п. 4 ст. 89 НК РФ устанавливает лишь давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Исключение из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой, предусмотренное ст. 89 НК РФ, содержится в абз. 3 п. 4 указанной статьи и является случаем представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Данное исключение освобождает контролирующий орган от предельной трехлетней давности проверяемого периода и предоставляет право провести выездную проверку за сколь угодно давний период, за который представлена уточненная декларация.

Надо отметить, что формулировка рассматриваемой нормы -«в рамках соответствующей выездной налоговой проверки» — допускает определенные варианты поведения налогоплательщика и позволяет компании попытаться ограничить возможность расширения границ проверяемого периода. Так, из буквального толкования следует, что исключение может быть применено только в случае, если «уточненка» была подана непосредственно во время проведения выездной налоговой проверки.

Сами налоговики, согласно разъяснениям ФНС России, представленным в письме от 29.05.2012 № АС-4-2/8792, считают, что момент представления уточненной декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет, и выездная проверка может быть проведена за указанный в «уточненке» период, превышающий три года с момента вынесения решения о проведении проверки, если только соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой. Вместе с тем имеется судебная практика, когда суды нескольких инстанций приняли сторону налогоплательщика.

Пример из практики:

«24.08.2009 руководителем Инспекции было принято решение № 58/28 о проведении выездной налоговой проверки ООО МСП «РОССБАН» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех видов уплачиваемых им налогов и сборов, а также страховых взносов на ОПС — за период с 01 января по 31 декабря 2008 года.

Уточненная № 3 налоговая декларация по налогу на прибыль за I квартал 2005 года была представлена обществом в Инспекцию 12.03.2008, то есть за три месяца до начала выездной налоговой проверки 2005-2007 годов, назначенной решением от 25.06.2008 № 31. При этом решение № 58/28 (с изменениями и дополнениями) не содержит указания на проведение выездной налоговой проверки в отношении налогового периода 2005 года, в том числе за I квартал 2005 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная уточненная декларация подлежала исследованию и оценке при проведении камеральной налоговой проверки декларации либо при проведении выездной проверки того периода, к которому она относится (2005 год), и как следствие об отсутствии у налогового органа правовых оснований для проверки I квартала 2005 года в рамках проверки за период с 01 января по 31 декабря 2008 года» (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 № А21-8116/2010).

Другим «исключительным случаем», указанным в ст. 89 НК РФ, является представление налогоплательщиком уточненной декларации, в которой сумма налога корректируется в сторону уменьшения (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Таким образом, при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению налоговые органы вправе провести повторную выездную налоговую проверку, в которой может быть охвачен указанный в «уточненке» период, превышающий пределы трехлетнего давностного срока.

Также под исключение из общего правила подпадают резиденты, исключенные из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области. Особенности проведения выездных налоговых проверок в отношении них определяются ст. 288.1 и 385.1 НК РФ (п. 16.1 ст. 89 НК РФ).

Ограничение тремя годами при проведении проверок не распространяется также на налогоплательщиков и плательщиков сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, установленного гл. 26.4 НК РФ, при выполнении соглашений о разделе продукции. Данная особенность прямо закреплена ст. 346.42 НК РФ, в которой указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.

Таким образом, можно выделить следующие случаи, когда налоговые органы вправе проверять периоды, превышающие три года:

№ п/п Исключения Основания
1 Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки. Абзац 3 п. 4 ст. 89 НК РФ
2 Повторная выездная проверка в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Подпункт 2 п. 10 ст. 89 НК РФ
3 Проведение выездной проверки резидента, исключенного из реестра Особой экономической зоны в Калининградской области, в части налога на прибыль и налога на имущества организаций, при условии, что решение о назначении такой проверки вынесено не позднее трех месяцев с момента уплаты резидентом соответствующего налога. Пункт 16.1 ст. 89 НК РФ
4 Проведение выездной проверки налогоплательщика, который применяет специальный налоговый режим при выполнении соглашения о разделе продукции. Пункт 1 ст. 346.42 НК РФ

Проверка ИП, которые уже прекратили свою деятельность

В связи с увеличением с января 2013 года размера отчислений в Пенсионный фонд в два раза многие индивидуальные предприниматели решили прекратить деятельность. Они считают, что если получили свидетельства о прекращении, снятии с учета в ИФНС и выписку из ИГРИП, то контролирующие органы больше никогда не побеспокоят их на предмет правильности и своевременности уплаты налогов (сборов) за период их деятельности в качестве ИП. Однако это не так. Несмотря на то что физическое лицо больше не имеет статуса индивидуального предпринимателя, оно продолжает оставаться налогоплательщиком и его обязанность по уплате налогов и сборов при оставлении индивидуальной предпринимательской деятельности не прекращается.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора установлены ст. 44 НК РФ. Согласно п. 3 указанной статьи обязанность по уплате налога и(или) сбора прекращается:

  • с уплатой налога и(или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и(или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • со смертью физического лица – налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;уточненке
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;
  • с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Как видно, данная норма не предусматривает факт окончания индивидуальной предпринимательской деятельности в качестве основания прекращения обязанности по уплате налога (сбора).

Более того, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Прекращение предпринимательской деятельности не освобождает бывшего предпринимателя от этой обязанности.

Важно в работе:

  • Налогоплательщик вправе провести с налоговым органом сверку расчетов и за период, который превышает три года.
  • Утрата статуса предпринимателя не означает, что налоговые органы больше никогда не смогут проверить правильность начисления налогов за период ведения предпринимательской деятельности бывшим индивидуальным предпринимателем.

Есть мнение:

  • Инспекция вправе провести выездную проверку за период, который ранее не проверялся и за который подана «уточненка», даже если минуло более трех лет. Поэтому, подавая «уточненку», необходимо просчитывать сроки.
  • На практике не всех проверяют с одинаковой регулярностью: кого-то ежегодно, а кого-то раз в несколько лет. И все-таки налоговики стараются не допускать «мертвых зон», то есть таких ситуаций, когда фирма не проверялась больше трех лет и появились периоды, которые налоговики проверить уже не вправе. Поэтому если вас не проверяли более трех лдет – ждите выездную проверку.

Налоговая проверка

Вопрос: За какой период налоговая инспекция имеет право запросить документы у предпринимателя на проверку?

Глубина проверки не должна составлять более трех лет. То есть если решение о проведении контрольного мероприятия принято в 2013 году, то могут быть проверены периоды 2012, 2011 и 2010 годов. 2009 год для проведения ревизии уже закрыт. Эти временные рамки могут быть расширены.

ФНС вправе запросить документы за рамками трехлетнего срока, если к этому времени относится предоставление организацией уточненных деклараций. В этом случае инспекторы могут проверить весь корректируемый период в рамках выездной проверки. Это правило введено в п. 4 ст. 89 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и применяется независимо от того, в какую сторону меняется сумма ранее заявленного налога. Кроме того, у налогоплательщика могут запросить документы по операциям, выходящим за рамки трех лет, если они влияют на финансовые результаты проверяемого периода.

Установленноеп. 4 ст. 89НК РФ ограничение трехлетним сроком периода, который может проверяться в рамках выездной налоговой проверки, не распространяется на истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.

Вписьмеот 23.11.2009 N 03-02-07/1-519 Минфин России отметил, что ст. 93.1 НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

1 ст. 23пп.8НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

Частью 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения отдельных видов документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. Согласно п. 1.4 раздела «Общие положения» указанного Перечня исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

В письме от 02.08.2011 N 03-02-07/1-272 специалисты финансового ведомства отметили, что указанные в пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ документы необходимы налоговым органам в целях осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками (плательщиками сбора, налоговыми агентами) законодательства о налогах и сборах, в том числе посредством проведения налоговых проверок. В этом же письме Минфин России обратил внимание на то, что НК РФ может быть установлена иная продолжительность срока хранения применительно к отдельным документам. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 283 НК РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков.

Учитывая изложенное, полагаем, что налоговый орган, проводящий проверку Вашего контрагента, вправе истребовать у Вашей организации документы, относящиеся к периоду, превышающему три календарных года, предшествующих году истребования документов. Если установленные законодательством предельные сроки хранения таких документов на момент получения налогоплательщиком соответствующего требования не истекли, налогоплательщик обязан представить истребуемые документы.

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). В соответствии со ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. За повторное нарушение штраф взыскивается в размере 20 000 рублей.

Добавим, что судебная практика, как правило, признает неправомерным привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности в случае непредоставления по требованию налогового органа документов, срок хранения которых, в соответствии с законодательством, истек (смотрите постановления ФАС Московского округа от 21.01.2011 N Ф05-15681/2010, ФАС Уральского округа от 17.11.2009 N Ф09-8891/09-С3. ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2008 N А42-6974/2006).

Следует отметить, что в некоторых случаях суды не признают истечение срока хранения документов обстоятельством, которое само по себе освобождает налогоплательщика от ответственности. В постановлении от 12.12.2011 N Ф10-4532/10 ФАС Центрального округа, рассматривавший требование о признании недействительным решения налогового органа о доначислении ряда налогов, начислении пеней, штрафов и привлечении к налоговой ответственности, принял сторону налогового органа, основываясь, в частности, на том, что налогоплательщиком в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не было представлено доказательств уничтожения документов за истечением срока хранения.

656056, Барнаул,
ул. Мало-Тобольская, 19
Контакты

Налоговики и следователи договорились, кого можно считать «налоговыми злоумышленниками»

Следственный комитет и Налоговая служба разработали методические рекомендации по установлению фактов умышленной неуплаты налогов и формированию доказательной базы.

Отделения ПФР не вправе требовать у компаний нулевые СЗВ-М

Недавно Алтайское отделение ПФР выпустило неоднозначное информационное сообщение, касающееся правил представления СЗВ-М. В информации говорилось, что «даже в случае отсутствия работников, трудящихся по найму, работодатель все равно подает сведения, но только без указания списка застрахованных лиц».

В ПБУ «Учетная политика» внесены изменения

С 06.08.2017 года вступают в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ.

Недобросовестным налогоплательщикам могут отказать в приеме отчетности

Хабаровские налоговики сообщили, что территориальные инспекции вправе не принимать декларации у организаций, обладающих признаками недобросовестных плательщиков.

Суточные разъездным работникам: начислять ли НДФЛ и взносы

Если работа сотрудника связана с постоянными разъездами, то суммы выдаваемых ему суточных не облагаются ни взносами, ни НДФЛ в полном объеме, а не только в пределах общего лимита.

Затраты на питьевую воду для офиса можно учесть в базе по налогу на прибыль

Расходы организации на приобретение питьевой воды для сотрудников и установку кулеров относятся к затратам на обеспечение нормальных условий труда, которые, в свою очередь, учитываются в составе прочих расходов. А значит, «водные» суммы можно без проблем включить в «прибыльную» базу.

В целях налога на прибыль дата предъявления «первички» — это дата ее составления

Расходы на приобретение работ (услуг), выполненных (оказанных) сторонними организациями, признаются в «прибыльных» целях в том периоде, в котором документально подтвержден факт выполнения этих работ (оказания услуг). Минфин напомнил, что считать датой такого документального подтверждения.

За какой период налоговая может провести проверку

Актуально на: 21 марта 2017 г.

Существует 2 основных вида налоговых проверок – камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится в отношении каждой сданной налогоплательщиком или налоговым агентом декларации (расчета) по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ ). В рамках нее налоговики проверяют соответствие показателей внутри декларации, а также сравнивают их со значениями вашей отчетности за предыдущие периоды, чтобы отследить значительные отклонения.

По общему правилу камеральная проверка длится 3 месяца со дня, следующего за днем представления налоговой отчетности в ИФНС (п. 2 ст. 88 НК РФ ). Причем указанный срок не может быть продлен или перенесен. Именно в эти 3 месяца налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить дополнительные документы, связанные с проверкой (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 ).

Выездная проверка – более сложное мероприятие, которое предполагает проверку большого числа документов по проверяемому налогу на территории налогоплательщика или налогового органа (п. 1,3,4 ст. 89 НК РФ ). Далее речь пойдет о ней.

За какой период налоговая может провести выездную проверку

Максимальный период налоговой проверки (выездной) – 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ ). То есть при вынесении решения в 2017 году налоговики могут проверить период в рамках 2014-2016 гг. А за какой период налоговая может запросить документы? Контролеры могут истребовать любые документы, непосредственно связанные с проверяемым периодом и, естественно, проверяемым налогом (п. 12 ст. 89. п. 1 ст. 93 НК РФ). То есть период «истребования» документов определяется периодом проверки.

Сама выездная проверка может длиться в течение 2 месяцев, а при самостоятельной проверке налоговиками филиала или представительства организации – 1 месяц (п. 6,7 ст. 89 НК РФ ). Указанные сроки отсчитываются со дня вынесения решения о проведении проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ ). При этом выездную проверку могут:

  • продлить на 2 месяца (4 месяца в исключительных случаях) (п. 6 ст. 89 НК РФ ; Приложение N 4 к приказу ФНС от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ );
  • приостановить на 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ );
  • приостановить еще на 3 месяца, если в течение 6 месяцев налоговая не смогла получить запрошенные сведения от иностранных государственных органов и ведомств (п. 9 ст. 89 НК РФ ).

За какой период могут истребовать документы при налоговой проверке

При проверке в 2015 году, может ли налоговая востребовать договора (аренды, лизинга) заключенные в 2010 году, если платежи по этим договорам производились в 2012 году.

сообщаем следующее. в рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Если решение о проведении проверки принято в 2015 г. проверить инспекция вправе будет только 2014, 2013 и 2012 гг. Однако для проведения проверки инспекция вправе использовать данные и других отчетных периодов. Поэтому инспекция вправе запросить у организации соглашения за 2010 г. если платежи по этим договорам совершались в период, подлежащий проверке.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Какой период может быть охвачен налоговой проверкой

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529 ).*

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию* или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2012 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2012 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ ).*

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ. письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792 );

  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ );
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ );
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1. абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года. Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить*. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см. например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008. от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008 ,Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09 ,Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3 ).

2. Рекомендация:Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке

В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.*

Как проверяющие запрашивают документы

Если выездная проверка проходит на территории организации, проверяющие вправе запросить копии документов в письменной форме, предъявив организации требование о представлении документов. Наряду с этим проверяющие могут в устной форме запросить подлинники документов для ознакомления (с согласия организации) на месте проведения проверки. Если организация отказывается представить оригиналы документов для ознакомления, инспекция предупредит ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением .

Если выездная проверка проводится по местонахождению инспекции, проверяющие вправе запросить документы в письменной форме и ознакомиться с ними в инспекции (в этом случае проверяющие могут запросить у организации как подлинники, так и копии документов по своему усмотрению).

Кроме того, в исключительных случаях независимо от места проведения выездной проверки (на территории организации или по местонахождению инспекции) проверяющие могут провести выемку документов (и копий, и подлинников) и ознакомиться с ними в инспекции. Об этом говорится в пункте 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция приостановит выездную налоговую проверку, то исследовать документы организации она сможет только с учетом ограничений. установленных налоговым законодательством (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ ).

В требовании должны быть указаны:

  • основание для истребования документов (статья НК РФ);
  • срок, отведенный организации для представления документов;
  • сведения об истребуемых документах (их вид, наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • вид и период проверки, в ходе которой истребуются документы (например, выездная проверка по налогу на прибыль за 2009 год).

Требование о представлении документов подписывает налоговый инспектор, который непосредственно проводит выездную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно. В налоговом законодательстве такого условия нет (ст. 93 НК РФ ), в форме требования этот реквизит также не предусмотрен (приложение 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 ).

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

  • вручить лично под расписку законному или уполномоченному представителю организации (на бумаге);
  • переслать по телекоммуникационным каналам связи (в электронном виде) в соответствии с Порядком. утвержденным приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168 .

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте. В этом случае требование о представлении документов считается полученным организацией по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 4 статьи 31,

Читайте в журнале «Упрощенка»

Оставьте комментарий