Перспективы развития бухгалтерского учета в российской федерации

Финансовый учет и формирование бухгалтерской отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета. Идея раскрытия всей существенной информации говорит о необходимости отражения совершенно новых для нашей учетной практики аспектов: риски, особые обстоятельства, наличие условных активов и пассивов.

Изменения качественного характера бухгалтерской отчетности объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей составления бухгалтерской отчетности.

По мнению многих ученых-экономистов, реформирование бухгалтерского учета в России началось в 1991 году с разработки и внедрения Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. N 56. Новый План счетов ввел в учетную практику такие объекты учета, как нематериальные активы, финансовые вложения, отношения аренды, займы. Изменилась методология учета основных средств, капитальных вложений и других объектов учета. Важным шагом стало принятие Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.1994 N 100. В нем была изложена необходимость применения характерных для развитых зарубежных стран принципов бухгалтерского учета, как полнота отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость данных бухгалтерского учета, рациональность его ведения, последовательность применения учетной политики. 21 ноября 1996 г. был принят Федеральный закон N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», которым были установлены понятия, объекты и задачи бухгалтерского учета, определены предъявляемые к нему требования, разработаны способы регулирования и организации бухгалтерского учета.

Основными направлениями развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней всем заинтересованным пользователям. Первым законодательным документом, предписывающим сближение российской системы учета с международными стандартами, была Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по её практической реализации, среди которых:

— совершенствование нормативного правового регулирования (переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность; сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании);

— формирование нормативной базы (стандартов);

— подготовка методического обеспечения;

— подготовка кадров;

— международное сотрудничество.

К 2004 году в российском обществе созрело понимание необходимости перехода к использованию МСФО и, по решению Правительства РФ, была разработана «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу», одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 г. Согласно данной Концепции основными направлениями дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности являлись:

— повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

— создание инфраструктуры применения МСФО;

— изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

— усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

— подготовка и повышение квалификации кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита.

Окончание срока действия «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности» ознаменовало принятие нового Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и внесение изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Главными «новшествами» закона выступают возможность для отдельных организаций использовать в гражданском законодательстве данные не бухгалтерского, а налогового учета, введение внутреннего контроля на организациях публичной значимости, исключение указания о применении унифицированных форм. Следует отметить, что новая редакция закона уравнивает бумажный и электронный документооборот.

На научно-практической конференции «Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России» (Москва, 26 мая 2011 г.) директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Л.З. Шнейдман сообщил, что особых «потрясений» в нормативном регулировании бухгалтерского учета за среднесрочный период 2004-2010 гг. не произошло и не предвидится в будущем. «Основные проблемы возникают на стыке бухгалтерского и налогового учета». При этом он подчеркнул, что стратегический путь, принятый с 2004 г., в целом сохраняет свое значение, несмотря на то, что легализация МСФО по сравнению с изначально запланированными сроками задерживается.

Параллельно реализации «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу», в декабре 2005 г. был запущен проект TACIS «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации», который осуществлял консорциум в составе ООО «ФБК», ЗАО «PricewaterhouseCoopers Audit», «Agriconsulting» и ACCA. На финансирование Проекта Европейским Союзом было выделено 3,5 млрд. евро. Проект осуществлялся в течение 25 месяцев.

Задача данного проекта заключалась в оказании содействия в осуществлении реформы бухгалтерского учета и отчетности и переходе на МСФО для улучшения делового и инвестиционного климата в России, а в перспективе – и в Едином экономическом пространстве.

После завершения Проекта, компанией «Ромир», по заказу консорциума, было опрошено 2303 респондента, и сделаны следующие выводы.

Две трети респондентов считают, что применение МСФО дает преимущества. При этом более крупные аудиторские организации и московские компании считают МСФО более полезными, чем компании меньшего размера и региональные компании.

Рис. 1 Преимущества применения МСФО

В качестве главного преимущества применения МСФО было выделено высокое качество управленческой отчетности (31% голосов). На втором месте – возможность привлечения новых инвесторов (27%), на третьем – возможность получения заемных средств (25%). Следует отметить, что респонденты, имеющие опыт работы по МСФО, подтверждают преимущества отчетности, составленной по МСФО, по каждой из указанных категорий.

Основными тремя проблемами, с которыми сталкивается внедрение МСФО, по мнению респондентов, являются:

— отсутствие закона, обязывающего применять МСФО (29%);

— несоответствие теоретической базы, способа изложения российским стандартам (26%);

— принципы применения на практике не соответствуют принятым в России нормам (25%).

Ричард Грегсон, директор Проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в РФ», высказал свое мнение по поводу результатов Проекта: «Прогресс в реформе бухгалтерского учета и применении МСФО очевиден, но еще есть резервы для дальнейшего ускорения этого процесса. Российские бухгалтеры и аудиторы признали необходимость адаптации к рыночным условиям. За последние несколько лет профессионалы в этой области продемонстрировали понимание принципов международных стандартов финансовой отчетности, однако это не привело к существенному увеличению компаний, применяющих МСФО, что может произойти только после того, как Правительство РФ сделает такой переход обязательным».

Следующий этап развития бухгалтерского (финансового) учета и отчетности начинается с утверждения Приказом Минфина России от 30.11.2011 г. №440 Плана Министерства финансов РФ на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В качестве главных направлений были выделены: повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности; развитие профессии; международное сотрудничество.

Подводя итоги реформы бухгалтерского учета, можно отметить такие достижения, как создание Института профессиональных бухгалтеров России, вступление России в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. РПБУ обогатилось рядом новых понятий, таких как «деловая репутация», «связанные стороны», «сегментная информация», «условные обязательства», почерпнув их из правил международных стандартов. Но самым главным достижением является то, что все большее число компаний стало само переходить на применение МСФО.

По мнению автора, развитие системы бухгалтерского учета идет верным курсом. Сближение с МСФО не произойдет за один день, а явится результатом ряда взаимозависимых процессов, которые были и будут приведены в действие для достижения желаемого результата. Применяемые в России МСФО, должны быть адаптированы к особенностям нашей экономики. Процесс перехода на МСФО пойдет более значительными темпами, когда у менеджеров и российского инвестиционного сообщества будет сформирован спрос на информацию, подготовленную по международным правилам.

Переход на МСФО, обеспечит отчетность российских предприятий такими важными характеристиками, как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, что в свою очередь послужит для пользователей отчетности сокращением издержек, затрачиваемых на ее анализ. У компаний пропадет необходимость согласовывать внутренний и внешний учёт. Но самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. В результате доступности инвесторам большего объема информации об объекте возможных вложений, риски инвестирования будут снижены. Применение МСФО значительно повышает эффективность управления и прозрачность компании, укрепляет систему корпоративного поведения и дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком. Это является необходимым для построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом.

Литература:

Оглавление Введение 3 1. Теоретические аспекты развития бухгалтерского учета и налоговой системы 4 2. Основные развития бухгалтерского учета и налоговой системы Российской Федерации 6 Заключение 10 Список литературы 11 Введение

Бухгалтерский учет можно определить как систему сбора, а также анализа и регистрации различной информации об определенном финансовом состоянии объекта, о его изменениях с помощью постоянного документального учета. Бухгалтерский учет является составным элементов системы управления предприятием. Он выполняет ряд особенно важных функций. В современных условиях налоговая система является источником для выполнения современных государством своих ключевых функций, основой общего механизма активного государственного регулирования всего народного хозяйства. Высокоэффективное функционирование современного хозяйственного комплекса страны по большей части зависит именно от того, как обоснованно и грамотно построена вся ее определенная налоговая система. Сегодня в мире и в России отмечается тенденция к постепенному упрощению налоговой системы и системы бухгалтерского учета. Изучение перспектив развития бухгалтерского учета и налоговой системы Российской Федерации представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данного реферата. При написании реферата использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Алборов Р.А., Алиев Б.Х., Колесник Н.Ф. и других. Целью реферата является изучение перспектив развития бухгалтерского учета и налоговой системы Российской Федерации. Задачами реферата являются: ? рассмотреть теоретические аспекты развития бухгалтерского учета и налоговой системы; ? выделить основные развития бухгалтерского учета и налоговой системы Российской Федерации. Структурно реферат представлен введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Заключение

Бухгалтерский учет является системой измеряющей некоторый параметры деловой активности. Именно бухучет занимается представлением данной информации в виде определенного отчета, а также итоговых выводов для принятия управленческих решений менеджментом предприятия. Законодательство РФ о бухгалтерском учете устанавливает определенные единые правовые, методологические основы организации, а также ведения бухгалтерского учета в РФ. Основными направлениями совершенствования нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России на период 2017-2020 гг. являются следующие: обеспечение открытости, ясности и полезности финансовой отчетности для заинтересованных пользователей, а также для иностранных инвесторов; приоритизация экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их юридической формой при составлении бухгалтерской отчетности; завершение формирования модели взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета. В налоговой системе РФ существует множество проблем. Важнейшей проблемой является то, что существующая налоговая система в РФ носит именно фискальный характер, а это существенно сдерживает реализацию прочих функций современных налогов. Различные вносимые в действующее налоговое законодательство поправки всегда должны быть направлены именно на внесение ясности в законодательство, а также на однозначность его эффективного применения, а для этого нужно сохранять стабильность всей налоговой системы. В долгосрочной перспективе важнейшим направлением налоговой политики является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который и не создаст препятствий для стабильного экономического развития и будет отвечать потребностям бюджета для выполнения важнейших государственных функций.

Список литературы

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие системы бухгалтерского управленческого учета в условиях современных рыночных отношений»

На современном этапе экономическое развитие России происходит в направлении модернизации рыночной экономики, основной целью которой является достижение высокой конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке, выступающей в качестве масштабной национальной задачи стратегического характера.

Современные рыночные отношения предъявляют новые требования к эффективности управления, экономическому прогнозированию и планированию. При этом рост конкурентоспособности отечественных предприятий является значимым фактором обеспечения долгосрочного экономического роста страны.

В условиях развития рыночных отношений, каждая организация самостоятельно определяет направления своего развития, виды и объемы выпускаемой продукции, инвестиционную, кадровую, снабженческую, финансовую и т.д. политику, формирование эффективной информационной системы для принятия управленческих решений на ее основе становится объективной необходимостью. Любая организация, независимо от организационно-правовой формы собственности, представляет собой сложную экономическую систему, результаты деятельности которой зависят от эффективности управленческой деятельности организации. Без квалифицированного управления на основе специально подготовленной информации в процессе возрастания уровня конкурентной борьбы само существование организации ставится под угрозу.

В этих условиях актуализируются вопросы повышения эффективности информационного обеспечения системы бухгалтерского управленческого учета, основная цель которого заключается в представлении информации руководству организации, необходимой для управления хозяйствующим субъектом. Развитие бухгалтерского управленческого учета должно осуществляться в направлении расширения спектра используемых показателей, выявления основных информационных потребностей управления и поиске оптимальных путей их удовлетворения.

Учитывая выше обозначенные тенденции развития рыночной экономики, необходимость использования данных бухгалтерского управленческого учета на современном этапе развития не вызывает сомнения. Однако, в настоящее время, несмотря на тенденцию активного внедрения системы бухгалтерского управленческого учета в деятельность российских организаций остаются неразрешенными отдельные проблемы, касающиеся теории и практики использования бухгалтерского управленческого учета. Многообразие подходов к управленческому учету обусловливают необходимость продолжения работ по выработке единого взгляда на природу управленческого учета и направлений его развития, которые буду отвечать требованиям современных условий рыночных отношений.

В условиях процесса глобализации экономики, одним из неотъемлемых принципов которой, является усиление конкурентной борьбы, внешняя среда становится существенным фактором, оказывающим влияние на деятельность организации. В связи с этим, возникает потребность в расширении границ информации, используемой системой бухгалтерского управленческого учета, и возрастает роль научного подхода к решению актуальных задач управления организации. В частности, в силу того, что действие внешней среды обладает характером неопределенности, как представляется, для объективного отражения действительности, целесообразно привлечение к процессу прогнозирования и планирования деятельности организации, экономико-математических методов.

Учитывая, что в современных условиях развития экономики, отличительной особенностью внешней среды является рыночная неопределенность и возрастание конкурентной борьбы, то возникает потребность в расширении объемов информации, используемой для принятия управленческих решений. Для обеспечения устойчивого роста организации, задача руководителя не просто рассчитать возможную прибыль и себестоимость выпускаемей продукции, исходя из собственного потенциала организации, а определить и спрогнозировать финансово-хозяйственную деятельность с учетом параметров внешней среды. Вследствие этого, возникает вопрос о разработке и внедрении новых подходов в системе бухгалтерского управленческого учета, которые смогут учесть максимально возможное число факторов, способных оказать влияние на деятельность организации для эффективного управления организацией и обеспечить высокий уровень конкурентоспособности продукции, производимой российскими организациями.

Это обусловливает актуальность и практическую значимость выбранной темы исследования.

Актуальность данной научной проблемы определили тему, цель и задачи исследования, структуру диссертационной работы и направления использования полученных результатов.

Степень разработанности проблемы. На современном этапе развития в экономической литературе вопросам определения сущности и методологии организации управленческого учета посвящено большое количество научных разработок. Проблемы становления и развития управленческого учета нашли отражение в работах зарубежных и отечественных специалистов. Ведущими зарубежными исследователями в области управленческого учета являются: А. Апчерч, X. Андэрсон, Р.Вандер Вил, К.Друри, Б. Райан, Э.Майер, Р. Мюллен-дорф, Э.Кэмбэл, Т.Нэгл, Д.Хан, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Фостер, В. Нидлз, JI. Берн-стайн, Д. Колдуэл, Э.С. Хендриксен, Г. Мюллер, Д. Миддлтон, Р. Энтони и другие.

Проведенный анализ научной литературы, монографий и публикаций позволили прийти к выводу, что в настоящее время основное внимание уделяется общетеоретическим вопросам организации управленческого учета. В то же время нуждаются в углубленном изучении организационно-методологические аспекты и вопросы практического применения системы бухгалтерского управленческого учета, соответствующие потребностям современных условий рыночных отношений, характеризующихся возрастающем уровнем конкурентной борьбы и нестабильности развития рынка.

Недостаточная теоретическая разработанность и практическая необходимость совершенствования организационно-методических вопросов развития системы бухгалтерского управленческого учета в условиях возрастания уровня конкурентной борьбы, а также, расширение потребностей руководителей высшего звена в дополнительной информации при принятии управленческих решений в условиях постоянно изменяющихся условий рыночной среды, обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании рекомендаций по развитию организационно-методологической базы системы бухгалтерского управленческого учета в условиях неопределенности рыночной среды и роста уровня конкурентной борьбы.

Достижение поставленной цели обеспечивается постановкой и решением следующих задач:

— исследовать предпосылки становления и развития управленческого учета с целью уточнения его определения как важнейшей подсистемы бухгалтерского учета;

— выявить проблемы адаптации бухгалтерского управленческого учета к финансово-хозяйственной деятельности российских организаций;

— разработать схему внедрения системы бухгалтерского управленческого учета в деятельность коммерческих организаций, которая позволит повысить качество учетного процесса в условиях неопределенности развития рыночной среды;

— провести аналитическое исследование методик построения системы счетов бухгалтерского управленческого учета с целью определения эффективности их применения в коммерческих организациях ;

— определить параметры оценки результативности использования системы бухгалтерского учета в условиях современных рыночных отношений;

— определить направления развития системы бухгалтерского управленческого учета в условиях рыночной неопределенности;

— установить экономическую целесообразность использования в условиях усиления конкурентной борьбы системы учета «директ-костинг», на основе ретроспективного анализа предпосылок ее возникновения и развития;

— предложить модифицированный подход к расчету точки безубыточности при организации управленческого учета с помощью системы «затраты — объем — выпуск»;

— исследовать практическую необходимость и экономическую эффективность использования модифицированного способа расчета точки безубыточности в условиях неопределенности влияния внешних факторов на деятельность организации.

Объект и предмет исследования. Предметом исследования являются совокупность организационно-экономических аспектов использования и развития управленческого учета в коммерческих организациях. Объектом исследования выступает деятельность крупных промышленных коммерческих организаций г. Ростова-на-Дону, для которых характерно наличие поточного серийного производства.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные общетеоретическим и практическим вопросам организации управленческого учета. Исследование основывается на изучении монографий, материалов периодических источников, научных и практических конференций, законодательных и нормативных актов РФ, информационных сообщений российских агентств, аналитических данных, опубликованных в научной литературе, периодической печати и Интернет-ресурсах, собранных автором диссертационного исследования.

Диссертационная работа выполнена в рамках п. 1.8 «Бухгалтерский учет в организациях различных организационно-правовых форм, всех сфер и отраслей», п. 1.9 «Проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости, методы ее статистического анализа» паспорта специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика».

Инструментарно-методический аппарат основан на использовании общенаучных и специальных методов проведения исследований, таких как обобщение данных, анализ, систематизация, применение методов экономико-математического моделирования, специальных методов теории вероятностей, а также диалектического, комплексного и системного подходов к проведению исследований. В качестве инструментария исследования при обработке и анализе информации использовались наблюдение, группировка, обобщение, сравнение, диалектический метод, логический, сравнительный и причинно-следственный анализ. Применение перечисленных методов обеспечило аргументированность и достоверность выводов диссертационного исследования. В процессе исследования применялось современное программное обеспечение общего назначения, табличные и графические приемы визуализации информации.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации, научных публикаций российских и зарубежных ученых по управленческому учету, информации первичной учетной документации ряда организации Ростова-на-Дону и Ростовской области, статистических данных, информационных Интернет-ресурсов, обзорно-аналитической информации периодической печати и средств массовой информации.

Рабочая гипотеза. В условиях современного развития экономических отношений, для которых характерна нестабильность рыночной среды и рост уровня конкурентной борьбы, развитие системы бухгалтерского управленческого учета должно быть направлено на повышение качества уровня информационного обеспечения учетного процесса, которое заключается в расширении спектра учитываемых факторов, способных оказать влияние на результаты деятельности организации, что позволит повысить обоснованность принимаемых управленческих решений и эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации.

Положения, выносимые на защиту:

1. На современном этапе развития проблемам бухгалтерского управленческого учета посвящено достаточное количество научных теоретических и практических разработок, однако не выработано единого мнения по вопросу самого определения управленческого учета. Проведенный ретроспективный анализ предпосылок и этапов становления управленческого учета в мировой и отечественной практике, и систематизация подходов к пониманию его сущности зарубежными и отечественными специалистами, позволили уточнить определение управленческого учета с точки зрения его позиционирования в системе хозяйственного учета как важнейшей подсистемы бухгалтерского учета, осуществляющей свои функции по трем уровням управления: стратегическому, тактическому и оперативному, для каждого из которых характерна своя направленность информации по содержанию, временным рамкам и целевому назначению.

2. Для принятия эффективных управленческих решений, способствующих максимизации прибыли организации, руководителям высшего звена управления необходимо располагать адекватной рыночной ситуации оперативной информацией. Для получения такой информации руководителю организации необходимо осуществить мероприятия по внедрению системы бухгалтерского управленческого учета, которая позволит получать информацию для выбора приоритетных направлений деятельности организации, перспективной оценки и анализа потенциальных возможностей организации, и обеспечит действенный механизм контроля за исполнением принятых решений. Исходя из особенностей современного состояния рыночных отношений, внедрение бухгалтерского управленческого учета в организациях предлагается осуществлять посредством реализации пятиэтапного процесса последовательных организационных преобразований.

3. В условиях отсутствия единого подхода к определению понятия, роли и значения системы бухгалтерского управленческого учета, одной из объективных проблем, возникающих при ее организации, является необходимость выработки методики оценки возможности эффективного использования системы бухгалтерского управленческого учета в рамках конкретной организации. В связи с этим предлагается система критериев оценки степени готовности организации к внедрению бухгалтерского управленческого учета. Так как внедрение в организацию системы управленческого учета, при всех ее преимуществах, само по себе не обеспечивает результативность деятельности хозяйствующего субъекта, требуется оценка возможности и эффективности функционирования управленческого учета в каждом отдельном случае.

4. В условиях усиления конкурентной борьбы, внешняя среда становится существенным фактором, оказывающим влияние на деятельность организации, и, как следствие, возникает потребность в расширении границ информации, используемой в учетном процессе. Это в свою очередь, обусловливает необходимость формирования в системе бухгалтерского управленческого учета информации об альтернативных вариантах решений одной и той же хозяйственной ситуации в условиях нестабильного развития рыночной среды, на основании привлечения к процессу прогнозирования и планирования деятельности организации методов экономико-математического моделирования, с целью оптимизации процесс принятия управленческих решений.

5. Одним из направлений развития бухгалтерского управленческого учета является повышение качества, надежности и объемов формируемой им информации, которая должна объективно, в полной мере, отражать факты хозяйственной деятельности организации исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования. Предложенная, в рамках диссертационного исследования, модификация расчета точки безубыточности, позволяет расширить совокупность факторов, участвующих в расчетах и обеспечивает получение на этой основе дополнительной информации об эффективности осуществления того или иного направления деятельности организации при различных вариантах поведения внешней экономической среды. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность выбора наиболее гибкой стратегии управления ресурсами организации, адаптированной к условиям изменяющейся рыночной среды и роста конкурентной борьбы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании направлений развития системы бухгалтерского управленческого учета для коммерческих организаций в условиях нестабильной внешней экономической среды. Среди научных положений диссертации, являющихся новыми, можно выделить следующие:

1. Уточнено определение бухгалтерского управленческого учета, под которым в понимается подсистема бухгалтерского учета, представляющая собой интегрированную систему сбора, систематизации, анализа, обобщения и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений заинтересованным пользователям, в разрезе трех уровней управления: оперативного, тактического и стратегического, с целью оптимизации производственной и финансовой деятельности организации, направленной на повышение экономической эффективности функционирования хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности влияния факторов внешней среды на деятельность организации.

2. Разработана схема организации системы бухгалтерского управленческого учета в коммерческих организациях, представляющая собой пятиэтапный процесс внедрения элементов метода бухгалтерского управленческого учета, который включает в себя разработку и внедрение информационной системы в организации в целом, определение финансовой и организационной структуры организации путем выделения центров ответственности, разработку плана организации (графика документооборота, плана счетов, отчетности и т.д.), разработку методов управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости, учитывающих специфику деятельности коммерческой организации, проведение соответствующих организационных мероприятий, реализация которых необходима для получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и управления производственной деятельностью, с целью обеспечения экономической устойчивости организации в условиях высокого уровня конкурентной борьбы.

3. Выделены критерии оценки эффективности функционирования системы бухгалтерского управленческого учета в коммерческих организациях, которые систематизированы по следующим видам эффектов: экономическому, ресурсному, рыночному и организационному, что позволяет выбрать наиболее благоприятную для хозяйствующего субъекта организационную схему взаимодействия всех структурных подразделений, обеспечивающую создание оптимальной базы для перспективной оценки и анализа потенциальных возможностей организации, необходимую для управления организацией в целом и эффективного развития системы бухгалтерского управленческого учета .

4. Предложены направления развития системы бухгалтерского управленческого учета в условиях неопределенности развития рыночной среды и роста уровня конкурентной борьбы, заключающиеся в расширении объемов информации, используемой для принятия управленческих решений, повышении качества информационного обеспечения учетного процесса, за счет увеличения спектра учитываемых показателей, с помощью методов экономико-математического моделирования, что позволит повысить достоверность и временные рамки использования информации, получаемой на основе использования системы бухгалтерского управленческого учета.

5. Разработана методика модификации расчета точки безубыточности в рамках использования системы «директ-костинг» с помощью элементов теории вероятностей, на основании снятия допущения о неизменности переменных затрат в течение анализируемого периода и линейности зависимости между параметрами системы «затраты — объем — прибыль», которая направлена на повышение обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений за счет обеспечения возможности учета потенциальных влияний внешней экономической среды, и расчета различных вариантов стратегии и тактики развития организации, в зависимости от возможных изменений факторов рыночной среды.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в обобщении и систематизации информации о существующих подходах к определению и организации бухгалтерского управленческого учета, разработке отдельных теоретико-методологических аспектов по организации и развитию системы бухгалтерского управленческого учета, использование которых позволяет повысить эффективность ее применения, в условиях неопределенности рыночной среды и нестабильности хозяйственных связей между организациями.

Методологические и теоретические положения диссертации могут быть использованы в дальнейшей исследовательской тематике по данному научному направлению, а также для изучения курса «Бухгалтерский управленческий учет».

Практическая значимость исследования определена тем, что результаты диссертационного исследования позволяют расширить границы и возможности применения системы бухгалтерского управленческого учета, в условиях нестабильного развития рыночной среды и повышения уровня конкурентной борьбы, в результате повышения качества информационно-аналитического обеспечения управления организацией.

Апробация работы. Разработки, предложенные в рамках диссертационного исследования апробированы и применяются в ряде коммерческих организаций Южного федерального округа. Разработанные модификация методики расчета точки безубыточности, схема отражения расходов в разрезе элементов затрат на счетах управленческого учета, основанная на введении дополнительных счетов в разделе III «Затраты на производство» Плана счетов, система формирования управленческой отчетности применяются в ОАО «Ростовский хлебозавод № 1», на комбинате строительных материалов № 11 в филиале ОАО «Рос-товгорстрой», ЗАО «Ростовская фармацевтическая фабрика».

Основные положения диссертационного исследования были доложены и опубликованы в сборниках материалов ряда международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций. На основании материалов диссертационного исследования автором было разработано и издано учебное пособие по бухгалтерскому управленческому учету, которое используется в учебном процессе Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» при чтении курсов лекций и в ходе практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет».

По теме диссертационного исследования опубликовано 9 печатных работ, общим объемом 4 п.л.

Структура и объем диссертации. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру и объем его изложения. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованных источников, включающего в себя 121 позицию и 14 приложений. В тексте работы содержится 4 таблицы и 13 рисунков. Основной текст работы изложен на 140 страницах.

Для журнала «Налоговая политика и практика» — официального органа ФНС России — разъяснение проблемных вопросов налогообложения — на первом месте. Но разве может бухгалтер обойтись без знаний о новациях в сфере бухгалтерского учета? В очередной раз, теперь в рамках круглого стола, мы попросили разъяснить подходы к реформе бухгалтерского законодательства Игоря Робертовича Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.

В начале своего выступления И.Р. Сухарев охарактеризовал текущую ситуацию в сфере бухгалтерского учета: «Все законодательные изменения уже произошли. Можно сказать, что создан фундамент, на котором предстоит построить здание бухгалтерского учета». Прежде всего принят Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Минфином России выпущено несколько разъясняющих документов, в частности по применению положений нового закона и по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год. (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01; Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете”»).
Принципы МСФО как основа российского бухгалтерского учета и отчетности
И.Р. Сухарев отметил, что общественно значимые организации уже начали представлять консолидированную отчетность в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Сегодня под действие закона подпадают банки, страховые организации и лизинговые компании, но сфера его применения будет расширяться. Планируется, что в перспективе консолидированную финансовую отчетность будут представлять такие общественно значимые организации, как негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и другие фонды, государственные корпорации, государственные компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Главное значение этого закона в том, что с него началось применение МСФО на территории России. И то, что в нашей стране, в отличие от многих других стран, МСФО введены в правовое поле, является большим достижением: появился базис, на котором будет строиться российский бухгалтерский учет.
Сфера применения МСФО не ограничивается составлением консолидированной финансовой отчетности, а охватывает и способы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Пункт 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» предусматривает применение принципов МСФО при разработке способов бухгалтерского учета конкретных операций, если такие способы отсутствуют в нормативных правовых актах. Эту норму нужно воспринимать как обязанность организации. Принципы МСФО должны лежать в основе разработки учетной политики организации. От правильного восприятия юридического смысла такого подхода зависит дальнейшее развитие реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации.
По словам И.Р. Сухарева, движение российских бухгалтерских стандартов (РПБУ) в сторону МСФО подошло к определенному рубежу и начинает тормозиться, потому что практика сильно отстает от теории. РПБУ и МСФО — очень похожие стандарты. Соответственно, финансовая отчетность, которая формируется на их основе, должна быть почти идентична. Но, к сожалению, на практике это не так. Между отчетностью, которую создают российские компании, и отчетностью по МСФО — огромная пропасть, что объясняется сложившимися традициями и менталитетом российских бухгалтеров.
К примеру, при принятии к учету основных средств российские бухгалтеры по-прежнему действуют с оглядкой на право собственности. Между тем в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» с 2002 года нет упоминания о праве собственности. Да и ни в одном действующем нормативном правовом акте по бухгалтерскому учету право собственности не рассматривается в качестве критерия признания какого-либо актива.
Полный текст интервью И.Р. Сухарева читайте в июньском номере (№ 6) журнала «Налоговая политика и практика».

Программа реформы бухгалтерского учета в России

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Принципиальные различия в постановке организации отечественного бухгалтерского учета и многих международных стандартов определили первоочередность и последовательность реформирования системы бухгалтерского учета в России Алборов Р.А. Основы бухгалтерского учета: Учебное посо-бие. — М.: Дело и сервис, 2010..

На начальном реформирования этапе были выработаны общие подходы к разработке системы нормативно-правового регулирования, составлен перечень 22 первоочередных национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. Проанализированы тенденции во взаимоотношениях систем бухгалтерского учета и налогообложения, а также проблема регулирования учета государственными органами и профессиональными общественными объединениями.

Первый шаг в данном направлении был сделан с принятием Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются в следующем Аверчев И. Составление сводной финансовой отчетности по МСФО // Финансовый директор, №1. — 2004. — С. 12.:

— сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

— обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

— оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. 21 ноября 1996 г. был принят основной нормативный акт по бухгалтерскому учёту — Федеральный закон «О бухгалтерском учёте».

В соответствии с п.1 ст. 5 общее методологическое руководство бухгалтерским учётом возложено на Правительство РФ. Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, вправе утверждать документы трёх уровней:

— планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;

— положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациям учёта хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчётности;

— другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухучёта.

Следует отметить, что положения (стандарты) по бухучёту — это нормативные акты, а не правила, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтерами, как это понимается в международной практике. Также Приказом Минфина № 10 от 12 февраля 1996 г. был утвержден ещё один важнейший нормативный акт в области реформирования бухучёта — положение по бухучёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99) Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н (ред.от 08.11.10).

Другим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учёта, является Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухучёту при Минфине и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В ней сформулировано мнение специалистов в области бухучёта к следующим вопросам:

— цель бухгалтерского учёта;

— основы организации бухгалтерского учёта;

— содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте;

— состав информации, формируемой в бухгалтерском учёте для внешних пользователей;

— критерии признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.

В основу Концепции были положены концептуальные принципы МСФО. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухучёта.

Реализация этих целей, а также ускорение процесса адаптации бухгалтерского учета с общим процессом экономических реформ в России обусловили разработку и принятие новой Программы по бухгалтерскому учету. Такая Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. №283.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

— совершенствование нормативного правового регулирования;

— формирование нормативной базы (стандарты);

— методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

— кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

— международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности) Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. — М., 2010. — С.192..

В основе Государственной программы была положена идея разработки такой системы национальных счетов, которая бы позволила исходя из единой методологической базы формировать адекватную оценку хозяйственной деятельности экономических субъектов всех уровней: низшего — отдельной организации, затем отраслевого и народнохозяйственного. Получаемые показатели должны быть сопоставимы с аналогичными показателями, применяемыми в других странах. Такая прозрачность экономики способствует интеграции страны в мировое сообщество, создает более благоприятные условия для привлечения иностранного капитала.

Принятая в 1998 г. Программа реформирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривала четыре направления:

— приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с действующей новой экономической реальностью в стране. На базе новой концепции предстоит разработать правила и нормы постановки и организации осуществления бухгалтерского учета и контроля за формированием финансовой информации, отвечающей требованиям ее пользователей;

— реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета путем адаптации ее к новой складывающейся законодательной базе, при изначальном соблюдении наработанных положительных традиций в области бухгалтерского учета, максимально приближенных к требованиям международных стандартов;

— формирование профессии бухгалтера в объеме требований, которые предъявляются к ней современной экономической реальностью и созвучны требованиям к данной профессии в странах с развитой рыночной средой;

Расхождение основополагающих принципов отечественного бухгалтерского учета с его международными стандартами состоит:

— в отсутствии законченной концепции бухгалтерского учета, ориентированной на развитые рыночные отношения. Создание такой концепции закладывает основу для разработки правил и норм постановки и реализации методологических приемов бухгалтерского учета, адекватных потребности в получении информации, отвечающей новым экономическим реальностям, сложившимся в мировой экономике;

— в несоответствии действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета нормам гражданского, налогового законодательства и других отраслей права как в самой стране, так и указанным нормам прежде всего в европейских странах. В последних, как известно, методология учета ближе к отечественной практике.

В рамках первого направления должно быть устранено несоответствие по основным вопросам российской методологии системы бухгалтерского учета международным стандартам ведения учета и содержания финансовой отчетности. Четко очерчены модели сосуществования и взаимодействия системы бухгалтерского учета и системы налогообложения. Определен порядок формирования текущих издержек по производству продукции, выполненным работам и оказанным услугам, а также их состав. Параллельно должна быть разработана модель (варианты) исчисления финансовых результатов организации. Установлены процедуры корректировки данных финансовой отчетности исходя из различных темпов инфляции. Упорядочены способы оценки отдельных видов имущества и обязательств: созданы инструменты, формирующие основополагающие подходы, обеспечивающие открытость (публичность) финансовой отчетности. Наконец, должна быть создана система вневедомственного независимого контроля (аудита), обеспечивающая достоверность учетной и отчетной финансовой информации Стуков Л.С. Реформирование системы бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. — № 3. — 2010. — С. 112..

В рамках второго направления требовалось разработать условия, позволяющие обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к сопоставимой информации о финансовом положении участников рынка.

Содержание этих условий определяет решение вопросов переориентации нормативного регулирования бухгалтерского учета с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Предстоит переориентировать методологическое обеспечение бухгалтерского учета на организацию финансового учета, предоставив самой организации в пределах действующего законодательства и рекомендаций профессиональных структур определить модель управленческого учета, учитывая стратегию своего развития.

За истекший период после принятия Государственной программы в концептуальном плане реформирования бухгалтерского учета были заложены основы новой нормативно-правовой базы, решены вопросы наработки методик учета новых объектов, ранее не характерных для нашей экономики: по нематериальным активам, финансовым вложениям, движению денежных потоков и пр. Сформированы и нормативно закреплены основные концепции учета в рыночной экономике, базовые подходы в формировании публичной отчетности. Определены допустимые отступления от международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Установлено понимание того, какое место должен занять в экономике аудит как специфичный вид предпринимательской деятельности. Оформлена модель сосуществования бухгалтерского и налогового учета. На базе данной концепции определены:

— общая структура системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

— оптимальная схема сочетания государственного регулирования и деятельности профессиональных кругов, и созданы законодательные основы бухгалтерского учета.

Адаптация отечественного учета к международным стандартам финансовой отчетности предполагает его переориентацию с чисто учетного процесса на подготовку прозрачной отчетности. Сложность решения данной проблемы в первую очередь обусловлена несостыковкой во взаимодействии бухгалтерского и налогового учета. Действующие до последнего времени нормативные документы давали много примеров разграничения бухгалтерских и налоговых норм.

Отмеченные тенденции по снижению зависимости учетного процесса, правил бухгалтерского учета от налогового законодательства созвучны и мировой практике. В ней характерным является тот факт, что для получения необходимой информации о взимании налоговых платежей используются подходы, исключающие прямой их расчет согласно итоговым данным бухгалтерского учета. Все расчеты по налогообложению зачастую носят «искусственный» характер. Нередко такой отход от норм бухгалтерского законодательства обусловлен наличием различных вариантов перехода права собственности на товары, являющиеся основанием для отражения их продажи в бухгалтерском учете. Такая дата может не совпадать по времени с датой признания факта продажи товаров для целей обложения налогом, например налогом на добавленную стоимость.

В 2004 году, Министерство финансов РФ приняло очередную программу по реформированию РСБУ, направленную на постепенный переход российских предприятий на использование международных стандартов финансовой отчетности. План реформ Минфина включал в себя два этапа: трехлетний — с 2004 по 2007 год и затее двухлетний — с 2008 по 2010 года, в течение которых перевод российских предприятий на МСФО отчетность должен был успешно завершиться. Однако и данным реформаторским планам не суждено было полностью сбыться. Единственным реальным достижением в области внедрения международных финансовых стандартов в России стало указание Центрального банка РФ, изданное 1 января 2004 года, об обязательном использовании международных стандартов всеми без исключения коммерческими банками и кредитными организациями, в процессе составления годовой консолидированной отчетности Стуков Л.С. Реформирование системы бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. — № 3. — 2010. — С. 113..

В соответствие с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р) в данный период продолжится работа по совершенствованию системы обеспечения информационной открытости хозяйственной деятельности организаций. Будет повышена ответственность за своевременность и содержание раскрываемой информации. Важнейшей задачей при этом является совершенствование правил и процедур проведения бухгалтерского учета, отчетности и аудита на основе международно признанных стандартов.

Оставьте комментарий