МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минкомсвязь России)
ПРИКАЗ
29.09.2017 №520
Москва
Об утверждении Плана-графика перехода Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на период 2017–2018 годов и на плановый период до 2020 года
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. №1588-р «Об утверждении плана перехода в 2016–2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения» и приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.06.2017 №334 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый План-график перехода Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на период 2017–2018 годов и на плановый период до 2020 года (далее – План-график).
2. Департаменту организационного развития (Лаптева) осуществить перевод центрального аппарата Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения в соответствии с Планом-графиком.
3. Департаменту внешних коммуникаций (Осадчая) в течение трех дней с даты утверждения настоящего приказа обеспечить размещение Плана-графика на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (http://minsvyaz.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Департаменту координации информатизации (Яцеленко) в течение трех дней с даты утверждения настоящего приказа обеспечить размещение Плана-графика в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.
5. Руководителям структурных подразделений Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
- при подготовке требований к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ по созданию и развитию информационных систем обеспечить включение требований по использованию отечественного офисного программного обеспечения;
- запланировать и реализовать в период 2017–2018 годов мероприятия, направленные на модернизацию государственных информационных систем Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и прикладного программного обеспечения, используемого Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для обеспечения работы с отечественным офисным программным обеспечением, предусмотрев при этом соответствующие мероприятия в планах информатизации;
- до конца 2017 года внести изменения в нормативные правовые акты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в том числе в сфере организации делопроизводства и документооборота, а также устанавливающие требования к элементам информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в проектную и эксплуатационную документацию на информационные системы, в части исключения из указанных нормативных правовых актов и документов положений, связанных с использованием конкретных наименований производителей, являющихся правообладателями иностранного офисного программного обеспечения, торговых наименований иностранного офисного программного обеспечения, проприетарных шрифтов, принадлежащих компаниям-правообладателям иностранного офисного программного обеспечения и (или) иным иностранным компаниям, а также форматов (расширений), применяемых для создания и сохранения электронных документов и используемых в иностранном офисном программном обеспечении;
- при внесении изменений в нормативные правовые акты, проектную и эксплуатационную документации использовать форматы (расширения) электронных документов, указанные в дополнительных требованиях к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. №325.
6. Департаменту организационного развития (Лаптева) обеспечить выполнение в 2017–2020 годах мероприятий, направленных на участие государственных гражданских служащих Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в образовательных программах с целью формирования необходимых навыков по использованию отечественного офисного программного обеспечения.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр Н.А. Никифоров
УТВЕРЖДЕН
приказом Минкомсвязи России
«Об утверждении Плана-графика перехода
Министерства связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации в 2017–2020 годах на использование
отечественного офисного программного обеспечения»
от 29.09.2017 г. №520
План-график перехода Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на период 2017–2018 годов и на плановый период до 2020 года
№ | Наименование категории (типа) офисного программного обеспечения | Наименование целевого показателя | Наименование типа структурных подразделений государственного органа, в отношении которых устанавливаются соответствующие индикаторы эффективности | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения | Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения | Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения | Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения | ||||
1 | Справочно-правовая система | Доля пользователей в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), использующих отечественное офисное программное обеспечение, от общего числа пользователей, % | Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | показатель выполнен на 100% | показатель выполнен на 100% | показатель выполнен на 100% | показатель выполнен на 100% |
2 | Программное обеспечение системы электронного документооборота | Доля пользователей в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), использующих отечественное офисное программное обеспечение, от общего числа пользователей, % | Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | показатель выполнен на 100% | показатель выполнен на 100% | показатель выполнен на 100% | показатель выполнен на 100% |
3 | Средства антивирусной защиты | Доля отечественного офисного программного обеспечения, установленного и используемого в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), от общего объема используемого офисного программного обеспечения, % | Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | показатель выполнен на 100% | показатель выполнен на 100% | показатель выполнен на 100% | показатель выполнен на 100% |
4 | Офисный пакет, включающий: Текстовый редактор, табличный редактор, почтовое приложение, редактор презентаций, коммуникационное программное обеспечение , органайзер |
Доля отечественного офисного программного обеспечения, используемого и предоставляемого пользователям в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), с использованием автоматизированных рабочих мест и (или) абонентских устройств радиоподвижной связи, и (или) серверного оборудования, и (или) с применением «облачной» технологии от общего объема используемого офисного программного обеспечения, % | Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | не менее 50% | не менее 80% | не менее 80% | не менее 80% |
5 | Операционные системы, программное обеспечение файлового менеджера, средство просмотра | Доля отечественного офисного программного обеспечения, установленного и используемого в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), на автоматизированных рабочих местах пользователя и (или) на серверном оборудовании, от общего количества используемых операционных систем, % | Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | Аудит совместимости с решениями, используемыми в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | не менее 50% | не менее 80% | не менее 80% |
6 | Средства мультимедиа | Доля отечественного офисного программного обеспечения, установленного и используемого в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), от общего объема используемого офисного программного обеспечения, % | Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | не менее 20% | не менее 50% | не менее 75% | не менее 75% |
7 | Интернет-браузер | Доля пользователей в государственном органе, в том числе пользователей в его территориальных органах (подразделениях), использующих отечественное офисное программное обеспечение, от общего числа пользователей, % | Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | не менее 30% | не менее 50% | не менее 80% | не менее 80% |
В настоящее время не используется
В настоящее время не используется
Отдельно не приобретается
Отдельно не приобретается
Отдельно не приобретается
При условии совместимости с ПО КриптоПро CSP для работы c электронно-цифровой подписью и государственными информационными системами
Организационно-технические мероприятия по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения | ||||
---|---|---|---|---|
№ п/п |
Наименование мероприятия | Ожидаемый результат | Срок исполнения | Ответственный исполнитель (соисполнители) |
2.1 | Внесение изменений в план информатизации Минкомсвязи России | Утвержденный план информатизации | апрель 2018 | Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
2.2 | Мониторинг хода реализации плана-графика | весь период | Департамент организационного развития | |
2.3 | Проведение обучения сотрудников | Обучение проведено | весь период | Департамент организационного развития |
IT ManagerИТ в бизнесеУправление
Анна Липина | 16.06.2020
Переход на отечественное программное обеспечение в государственных компаниях становится всё более актуальным. Согласно приказу Минкомсвязи России от 20.09.2018 №486, в 2020 году доля отечественного офисного программного обеспечения, используемого и предоставляемого пользователям в части офисных приложений, должна достичь 80%. При этом очевидно, что не все готовы на текущем этапе целиком и полностью вложиться в этот проект, а потому в компаниях выработалось несколько подходов к импортозамещению. Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого из них.
Подход 1. Формальный
Организация закупает необходимое количество лицензий отечественного ПО, кладет в сейф сертификаты или расставляет на рабочие места в качестве второго ПО, оставляя приложением по умолчанию зарубежный аналог. Фактически, внедрения программного продукта не происходит.
Плюсы:
-
показатели выполнены;
-
не нужно заниматься тестированием, внедрением;
-
нет переобучения пользователей;
-
нет проблем с интеграцией;
-
все проблемы известны и привычны.
Минусы:
-
двойное расходование бюджета;
-
риски проверок со стороны госорганов;
-
риски безопасности в случае изменения политической ситуации.
Подход 2. Исполнительский
Организация осуществляет закупку лицензий любого из входящих в реестр ПО, готовит дорожную карту по переходу и осуществляет перевод рабочих мест пользователей на импортозамещенное ПО.
Плюсы:
-
выполнено распоряжение Правительства России от 26 июля 2016 г. №1588-р
-
нет двойных затрат на ПО.
Минусы:
-
отличия в функционале от привычного офисного пакета;
-
возможное недовольство со стороны пользователей;
-
вопросы с интеграцией, формированием отчетности, выгрузками из информационных систем (ИС).
Подход 3. «SMART подход»
Он заключается в предварительном тестировании совместимости различных пакетов офисного ПО, чтобы выявить функции, которые могут выполняться без адаптации смежных ИС под используемый офисный пакет.
В процессе определяются группы пользователей с привязкой к используемой функциональности офисного ПО и составляется план доработок. На основании подобного тестирования компания принимает решение, лицензии каких вендоров надо приобретать, узнаёт, какие ИС нуждаются в доработке и какие группы пользователей можно переводить на импортозамещенное ПО без потери в производительности. Этот подход мы считаем наиболее жизнеспособным при переходе на отечественное офисное ПО.
Плюсы:
-
предварительное тестирование совместимости без вложений в лицензии;
-
поддержка со стороны вендора и компании, внедряющей офисный пакет;
-
план доработок ИС по результатам тестирования;
-
первоначальные затраты только на проект тестирования.
Минусы:
- длительный подготовительный этап перед непосредственным внедрением.
К импортозамещению офисных пакетов стоит отнестись как к полноценному проекту с участием рабочей группы, с разработкой дорожной карты, организацией команды тестирования и обозначением критических точек перехода.
По опыту нашей компании, процесс тестирования и перехода на новое офисное ПО занимает минимум три месяца, включая тестирование функциональности и совместимости с другим программным обеспечением по отдельным внутренним направлениям (например, в бухгалтерии, юридическом отделе, канцелярии и т.п.), подготовку плана доработок ИС, развертывание отечественного решения и удаление предыдущих офисных пакетов.
Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при проработке вопросов совместимости с корпоративными ИС: наличие и применение макросов (каждый из включенных в реестр офисных пакетов использует свой язык для написания кода макросов), использование корпоративными информационными системами библиотек от Microsoft для модификации файлов, встраивания в них объектов, например, графических штампов. При наличии этих особенностей необходимо планировать доработки ИС для интеграции с российским офисным программным обеспечением.
Например, в одном из проектов по импортозамещению офисного ПО (более 30 000 рабочих мест), где наша команда выступила в роли консультантов, была выполнена большая работа по предпроектной подготовке, а именно — проведен предварительный анализ ИС и инфраструктуры, подготовлена дорожная карта проекта, определены тестовые площадки и разработаны методики испытаний, в том числе и регрессионное тестирование, создана рабочая группа проекта и назначены ответственные за каждую ИС.
В этом проекте не требовалось выбрать ПО, его основной целью было проверить совместимость офисного ПО с текущей инфраструктурой и программным окружением и оценить возможность полноценного перехода для пользователей. Процесс тестирования охватил 20 информационных систем и длился около трех месяцев.
Основные проблемы, которые мы выявили, касались вывода отчетных форм и редактирования исторических документов из корпоративных информационных систем. По итогам тестирования мы составили список блокирующих ошибок и доработок и получили от вендора сроки исправления. Они помогли нам составить дальнейший план перехода к опытной эксплуатации и определить, как замена офисного пакета может повлиять на те или иные группы пользователей.
Работа с вендором стала важной частью проекта – благодаря ей необходимые заказчику исправления были включены в ближайшие релизы ПО. На текущий момент проект находится в стадии опытной эксплуатации.
Конечно, существует ряд локальных проблем, требующих проработки внутри подразделения по управлению ИТ, например, отслеживание лицензий, обновление, в том числе в закрытых сетях, соответствие требованиям к оборудованию. Не стоит также забывать про обучение сотрудников: в новых реалиях вебинары показали свою эффективность и удобство, они не зависят от рабочего места и благодаря записи позволяют повторять информацию.
Готовясь к импортозамещению ПО, стоит подумать и о технической поддержке проекта. Речь о подготовке инфраструктуры и ресурсов внутри компании, а также о постпроектном сопровождении, позволяющем обеспечить бесперебойную работу, если при внедрении и дальнейшей эксплуатации появятся непредвиденные обстоятельства.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы – переход на отечественное ПО – это реалии нашей жизни. За несколько лет в разработке офисного ПО произошел значительный сдвиг вперед, но все-таки замена офиса из коробки не происходит одномоментно, поэтому заранее продуманный план действий, четкое понимание пула необходимых работ, наличие технической поддержки и простпроектная поддержка помогут выполнить переход на отечественное ПО в заданные сроки и с максимальным результатом.
Импортозамещение
Горячие темы: Бизнес в цифре
Журнал: Журнал IT-Manager, Подписка на журналы
Lanit | Ланит
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 сентября 2017 г. N 520
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА-ГРАФИКА
ПЕРЕХОДА МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОФИСНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПЕРИОД 2017 — 2018
ГОДОВ И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р «Об утверждении плана перехода в 2016 — 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения» и приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.06.2017 N 334 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения» приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План-график перехода Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения на период 2017 — 2018 годов и на плановый период до 2020 года (далее — План-график).
2. Департаменту организационного развития (Лаптева) осуществить перевод центрального аппарата Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения в соответствии с Планом-графиком.
3. Департаменту внешних коммуникаций (Осадчая) в течение трех дней с даты утверждения настоящего приказа обеспечить размещение Плана-графика на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (http://minsvyaz.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Департаменту координации информатизации (Яцеленко) в течение трех дней с даты утверждения настоящего приказа обеспечить размещение Плана-графика в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.
5. Руководителям структурных подразделений Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
— при подготовке требований к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ по созданию и развитию информационных систем обеспечить включение требований по использованию отечественного офисного программного обеспечения;
— запланировать и реализовать в период 2017 — 2018 годов мероприятия, направленные на модернизацию государственных информационных систем Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и прикладного программного обеспечения, используемого Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для обеспечения работы с отечественным офисным программным обеспечением, предусмотрев при этом соответствующие мероприятия в планах информатизации;
— до конца 2017 года внести изменения в нормативные правовые акты Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в том числе в сфере организации делопроизводства и документооборота, а также устанавливающие требования к элементам информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в проектную и эксплуатационную документацию на информационные системы, в части исключения из указанных нормативных правовых актов и документов положений, связанных с использованием конкретных наименований производителей, являющихся правообладателями иностранного офисного программного обеспечения, торговых наименований иностранного офисного программного обеспечения, проприетарных шрифтов, принадлежащих компаниям-правообладателям иностранного офисного программного обеспечения и (или) иным иностранным компаниям, а также форматов (расширений), применяемых для создания и сохранения электронных документов и используемых в иностранном офисном программном обеспечении;
— при внесении изменений в нормативные правовые акты, проектную и эксплуатационную документации использовать форматы (расширения) электронных документов, указанные в дополнительных требованиях к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325.
6. Департаменту организационного развития (Лаптева) обеспечить выполнение в 2017 — 2020 годах мероприятий, направленных на участие государственных гражданских служащих Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в образовательных программах с целью формирования необходимых навыков по использованию отечественного офисного программного обеспечения.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
Н.А.НИКИФОРОВ
Утвержден
приказом Минкомсвязи России
«Об утверждении Плана-графика
перехода Министерства связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
в 2017 — 2020 годах
на использование отечественного
офисного программного обеспечения»
от 29 сентября 2017 г. N 520
ПЛАН-ГРАФИК
ПЕРЕХОДА МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОФИСНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПЕРИОД 2017 — 2018
ГОДОВ И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Наименование категории (типа) офисного программного обеспечения
Наименование целевого показателя
Наименование типа структурных подразделений государственного органа, в отношении которых устанавливаются соответствующие индикаторы эффективности
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
Справочно-правовая система
Доля пользователей в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), использующих отечественное офисное программное обеспечение, от общего числа пользователей, %
Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
показатель выполнен на 100%
показатель выполнен на 100%
показатель выполнен на 100%
показатель выполнен на 100%
Программное обеспечение системы электронного документооборота
Доля пользователей в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), использующих отечественное офисное программное обеспечение, от общего числа пользователей, %
Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
показатель выполнен на 100%
показатель выполнен на 100%
показатель выполнен на 100%
показатель выполнен на 100%
Средства антивирусной защиты
Доля отечественного офисного программного обеспечения, установленного и используемого в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), от общего объема используемого офисного программного обеспечения, %
Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
показатель выполнен на 100%
показатель выполнен на 100%
показатель выполнен на 100%
показатель выполнен на 100%
Офисный пакет, включающий:
Текстовый редактор, табличный редактор, почтовое приложение, редактор презентаций, коммуникационное программное обеспечение <1>, органайзер <2>
Доля отечественного офисного программного обеспечения, используемого и предоставляемого пользователям в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), с использованием автоматизированных рабочих мест и (или) абонентских устройств радиоподвижной связи, и (или) серверного оборудования, и (или) с применением «облачной» технологии от общего объема используемого офисного программного обеспечения, %
Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
не менее 50%
не менее 80%
не менее 80%
не менее 80%
Операционные системы, программное обеспечение файлового менеджера <3>, средство просмотра <4>
Доля отечественного офисного программного обеспечения, установленного и используемого в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), на автоматизированных рабочих местах пользователя и (или) на серверном оборудовании, от общего количества используемых операционных систем, %
Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Аудит совместимости с решениями, используемыми в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
не менее 50%
не менее 80%
не менее 80%
Средства мультимедиа <5>
Доля отечественного офисного программного обеспечения, установленного и используемого в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), от общего объема используемого офисного программного обеспечения, %
Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
не менее 20%
не менее 50%
не менее 75%
не менее 75%
Интернет-браузер <6>
Доля пользователей в государственном органе, в том числе пользователей в его территориальных органах (подразделениях), использующих отечественное офисное программное обеспечение, от общего числа пользователей, %
Структурные подразделения Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
не менее 30%
не менее 50%
не менее 80%
не менее 80%
<1> В настоящее время не используется.
<2> В настоящее время не используется.
<3> Отдельно не приобретается.
<4> Отдельно не приобретается.
<5> Отдельно не приобретается.
<6> При условии совместимости с ПО КриптоПро CSP для работы с электронно-цифровой подписью и государственными информационными системами.
Организационно-технические мероприятия по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения
N п/п
Наименование мероприятия
Ожидаемый результат
Срок исполнения
Ответственный исполнитель (соисполнители)
Внесение изменений в план информатизации Минкомсвязи России
Утвержденный план информатизации
В 2019 году минимальный индикатор эффективности перехода на отечественное ПО составит 40%. (Здесь и далее для всех примеров будут использоваться положения приказа Минкомсвязи России от 04.07.2018 №335 для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Приказ Минкомсвязи России от 25.09.2017 №495 для федеральных органов исполнительной власти и приказ Минкомсвязи России от 20.09.2018 №486 для государственных компаний отличается принципами подсчёта индикаторов эффективности – в 2019 году для федеральных органов исполнительной власти индикатор чуть больше 40%, для государственных компаний – чуть меньше, но общие принципы организации работ по переходу на отечественное ПО неизменны.)
Проект перехода на отечественное ПО с таким целевым показателем занимает в среднем 6-7 месяцев. Это означает, что апрель 2019 – это последний срок подготовки и согласования технического задания для проведения мероприятий по переходу.
Проект перехода в соответствии с рекомендациями Минкомсвязи России можно разделить на два крупных этапа: «Обследование и проектирование технических решений» и «Разработка технических решений и переход».
1. Этап обследования и проектирования технических решений
На первом этапе проводится инвентаризация аппаратного, программного обеспечения и средств защиты информации. Важно охватить обследованием как можно больше исполнительных органов власти и государственных учреждений – это существенно повышает качество проектирования.
Например, важно проанализировать пользовательские данные и настройки на всех компьютерах, чтобы просчитать объёмы резервного копирования и сетевую инфраструктуру – откуда мы копируем по сети, куда копируем, на какую систему хранения, сколько в ней нужно места? На каких площадках миграция данных и настроек пользователей невозможна и, следовательно, нужно подтянуть на площадку мобильный комплекс перевода?
Нужно проанализировать перечень ПО, спланировать упаковку ПО для автоматического развёртывания, проанализировать несовместимое с Linux ПО (а его будет немало), проработать технологии обеспечения совместимости.
Более того, важна не просто инвентаризация в виде большой пачки бумаги (или большой таблицы), хотя это тоже важно – для анализа и планирования, для расчёта трудозатрат по переходу – важно эти данные очистить и поместить в СУБД, чтобы потом использовать при автоматизации перехода, поскольку ручной перевод с обходом компьютеров на объектах масштаба исполнительного органа госвласти (ИОГВ) региона или средней государственной компании на практике невозможен. Например, поставили отечественную операционную систему – нужны ответы на вопросы – какие принтеры подключать на этот конкретный компьютер или какие программы ставить, или данные какого пользователя переносить?
Другой пример – выбор операционной системы. Почему-то этот вопрос часто любят крайне растягивать и мучиться в сомнениях, а как мы знаем, сейчас уже «времени на раскачку нет». При обследовании у вас будут точные требования – поддержка конкретного (по списку) «железа» – конкретных принтеров, МФУ, конкретный перечень ПО, конкретные технологии совместимости. Всё это можно положить на бумагу, добавить критерии стоимости, условий поставки, обновлений, технической поддержки, собрать комиссию (если это регион, то сразу межведомственную) и за две недели прозрачно и организованно под протокол принять решение по 30-50 формализованным критериям.
В результате прорабатывается организационная часть проекта в виде детальной стратегии с планами мероприятий и проектируется техническая часть в виде детального технического задания.
Важная часть первого этапа – создание «Центра компетенций отечественного ПО» – регионального либо ведомственного.
Необходимо ответить на вопрос – должен ли это быть централизованный, единый для всех ИОГВ и госучреждений Центр компетенций? Или это распределённая оргструктура (тогда, заметим, придётся дополнительно делить сферы ответственности и налаживать управление)? В субъекте РФ это сложнейший организационный вопрос, часто даже политический.
Пользователей нужно обучить работе на отечественном ПО, а это тысячи людей. По опыту – это возможно только при очном обучении, желательно не менее 16 часов. А как это сделать? Где взять столько тренеров? Поделите количество пользователей на 15 человек в группе и полу́чите невероятные масштабы учебного процесса, который ещё надо организовать в разных городах.
Лучшей практикой является совершенно уникальный и очень эффективный механизм – партнёрство с движением World Skills, а конкретно – создание Центра опережающей подготовки пользователей отечественного ПО по методикам World Skills Russia.
Для этого на базе вузов и техникумов готовятся сертифицированные эксперты World Skills с глубоким знанием отечественного ПО, инфраструктура, соответствующая инфраструктурным листам World Skills по компетенции «Системное и сетевое администрирование» (и по перспективной компетенции «Оператор ЭВМ»), прорабатываются учебно-курсовые комплексы. По ним обучаются преподаватели. Такой подход позволяет эффективно проводить важный и трудоёмкий кусок работ по переходу на отечественное ПО – массовое обучение пользователей – и решать стратегическую задачу подготовки кадров цифровой экономики.
Практика показала, что это можно выполнить за три месяца.
2. Этап разработки технических решений и перехода
На втором этапе разрабатываются технические решения перехода на отечественное ПО. Ключевое требование к ним – полностью автоматическая миграция с Windows на Linux. Это принципиальное требование, потому что даже при небольших масштабах оббежать все компьютеры в разумные сроки невозможно, необходимо проработать эффективный механизм перехода.
Рисунок 1. «Типовой компьютер».
Рассмотрим типовой компьютер с Windows на рисунке 1. Компьютером нужно уметь удалённо управлять, чтобы скопировать данные и настройки пользователя и запустить процесс перехода. Дальше мы на него ставим так называемый стандартный «образ» — это операционная система и ПО, которое должно быть на всех рабочих местах. Этим компьютером (уже под Linux) также нужно уметь управлять удалённо. Дальше поверх этого ПО мы ставим ПО для конкретного пользователя. За информацией о том, какое именно ПО надо установить, идём, как вы помните, в СУБД технического решения перехода, где хранятся конфигурационные элементы по результатам первого этапа. Ставим ПО со стеком технологий совместимости, восстанавливаем данные пользователя и его настройки, в том числе – подключаем печатно-копировальную технику и другую периферию.
Как только мы продумали и внедрили технические решения перехода, начинается массовое развёртывание. Вначале идём аккуратно, по пять компьютеров в день, потом по 10, потом, когда сотни две компьютеров перевели (отладив все организационные вопросы команд перевода, поддержки и работу с пользователями, включая обучение), ускоряемся.
Практика показала, что такой этап с выходом на целевой индикатор эффективности перехода на отечественное ПО в 40% для ИОГВ среднего по размеру субъекта РФ можно выполнить за четыре месяца.
3. Выбор сценария для разработки технического задания перехода 2019 года
Рассмотрим три сценария (см. рис. 2). Вариант 1 – сделать весь индикатор, вариант 2 – сделать половину индикатора (это всё равно очень приличная работа). Если обследовать и запроектировать все исполнительные органы власти, государственные учреждения или все подразделения государственной компании, с готовым механизмом автоматизации, внедрённом в 2019 году – тогда в 20-м году можно уверенно нагнать индикатор до 60%. Ну и третий вариант, это если прямо совсем в сентябре начать работы, то в 2019 году можно успеть сделать только этап 1 – «Обследование и проектирование технических решений».
Рисунок 2. «Сценарии выполнения индикаторов».
Теперь посмотрим на календарь перехода на отечественное ПО в 2019 году на рис. 3. Для нашего примера – обследование региона с 26 ИОГВ и 140 госучреждений (ГУ) плюс администрации муниципальных образований – это охват примерно 20-30 тысяч компьютеров. Первый этап – обследование и проектирование – займёт три месяца. Второй этап – общая техническая часть – это два месяца, далее выход на полиндикатора – месяц, полные 40% – ещё месяц. Итого на второй этап уйдёт четыре месяца.
Вот почему выше мы сказали, что апрель 2019 – последний срок подготовки и согласования технического задания для проведения мероприятий по переходу. Именно поэтому методические рекомендации по разработке технических заданий так актуальны именно сейчас.
Существует два документа – для органов власти субъекта РФ и для государственных компаний с учётом положений, терминологии и рекомендаций соответствующих приказов Минкомсвязи России.
Надеюсь, эти материалы помогут вам спланировать и эффективно провести проект по переходу на отечественное ПО.
Желаю вам профессионального удовольствия от участия в этих исторических проектах!
Рисунок 3. «Календарь импортозамещения 2019».
Об авторе: Иван Израйлев, руководитель центра компетенций по импортозамещению «ЛАНИT-Урал».
Скачать Методические материалы по разработке ТЗ на 2019 год в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 04.07.2018 №335.
Скачать Методические материалы по разработке ТЗ на 2019 год в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 20.09.2018 №486.
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
ПРИКАЗ
от 20 ноября 2017 г. N 442
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТ ПО ПЕРЕХОДУ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
В 2017 — 2018 ГОДАХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ОФИСНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Во исполнение абзаца третьего пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р, в целях перехода Федерального агентства по делам молодежи на использование отечественного офисного программного обеспечения приказываю:
1. Утвердить план мероприятий перехода Федерального агентства по делам молодежи в 2017 — 2018 годах на использование отечественного офисного программного обеспечения (далее — План мероприятий) (Приложение N 1).
2. Утвердить План-график перехода на период 2017 — 2018 годов и на плановый период до 2020 года Федерального агентства по делам молодежи на использование отечественного офисного программного обеспечения (далее — План-график) (Приложение N 2).
3. Руководителям структурных подразделений Федерального агентства по делам молодежи:
— обеспечить реализацию Плана мероприятий и Плана-графика в установленные сроки;
— при подготовке требований к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ по созданию и развитию информационных систем обеспечить включение требований по использованию отечественного офисного программного обеспечения с даты подписания настоящего приказа.
4. Назначить ответственным за переход на использование отечественного офисного программного обеспечения в Федеральном агентстве по делам молодежи заместителя руководителя Федерального агентства по делам молодежи Камаева Романа Александровича.
5. Признать утратившим силу приказ Федерального агентства по делам молодежи от 20 июля 2017 г. N 243 «Об утверждении Плана-графика перехода Федерального агентства по делам молодежи в 2017 — 2018 годах на использование отечественного офисного программного обеспечения».
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
А.В.БУГАЕВ
Приложение N 1
Утвержден
приказом Федерального агентства
по делам молодежи
от 20.11.2017 г. N 442
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРЕХОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ
МОЛОДЕЖИ В 2017 — 2018 ГОДАХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОФИСНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
N п/п
Наименование мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок исполнения
Ожидаемый результат
Назначить ответственного за переход на использование отечественного офисного программного обеспечения в Федеральном агентстве по делам молодежи
Руководитель Федерального агентства по делам молодежи
Ноябрь 2017 года
Утвержден приказ Росмолодежи
Проведение оценки информационно-технологической инфраструктуры, требований к характеристикам программно-технических комплексов и требований к программному обеспечению государственных информационных систем и информационных систем Росмолодежи для работы с отечественным офисным программным обеспечением (далее — ООПО)
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения; Финансово-экономическое управление; Управление регионального развития; Управление молодежных проектов и программ
Ноябрь 2017 года
Подготовлен перечень компонентов информационно-технологической инфраструктуры, программно-технических комплексов, программного обеспечения государственных информационных систем и информационных систем Росмолодежи, требующих развития для обеспечения работы с ООПО;
при необходимости скорректирован и детализирован настоящий План-график.
Утверждение Плана-графика по переходу в 2017 — 2018 годах на использование отечественного офисного программного обеспечения (далее — План-график)
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения; Финансово-экономическое управление;
Ноябрь 2017 года
Утвержден приказ Росмолодежи
Размещение утвержденного Плана-графика на официальном сайте Федерального агентства по делам молодежи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и федеральной государственной информационной системе координации информатизации (далее — ФГИС КИ)
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения; Управление молодежных проектов и программ
Ноябрь 2017 года
Утвержденный План-график размещен на официальном сайте Федерального агентства по делам молодежи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ФГИС КИ
Внесение изменений в приказ Росмолодежи от 27 мая 2016 г. N 217 «Об утверждении требований к закупаемым Федеральным агентством по делам молодежи и подведомственными ему бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)»
Финансово-экономическое управление; Управление делами, государственной службы и правового обеспечения
I квартал 2018 года
Утвержден приказ Росмолодежи
Развитие информационно-технологической инфраструктуры, программно-технических комплексов, государственных информационных систем и информационных систем Росмолодежи для обеспечения работы с ООПО
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения; Финансово-экономическое управление; Управление регионального развития; Управление молодежных проектов и программ
В течение 2018 года
Обеспечена работа информационно-технологической инфраструктуры, программно-технических комплексов, государственных информационных систем и информационных систем Росмолодежи с ООПО
Приобретение и установка ООПО
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения
В течение 2018 года
Закуплено и установлено ООПО
Участие в методических семинарах по переходу на использование ООПО
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения; заинтересованные структурные подразделения Росмолодежи
В течение 2017 — 2018 годов
Обеспечено участие в методических семинарах по переходу на использование ООПО
Обучение пользователей Росмолодежи работе с ООПО
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения
II полугодие 2018 года
Обучены работе с ООПО пользователи Росмолодежи
Организация работы в подведомственных учреждениях Росмолодежи работ по переходу на ООПО в период 2017 — 2020 годов
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения; подведомственные учреждения Росмолодежи
Декабрь 2017 года
Проведены работы в подведомственных учреждениях Росмолодежи по переходу на ООПО; Утверждены Планы-графики подведомственных учреждений Росмолодежи
Проведение мониторинга хода реализации Плана-графика в Росмолодежи и подведомственных учреждениях
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения; подведомственные учреждения Росмолодежи
Декабрь 2018 года
Обеспечен мониторинг хода реализации Плана-графика в Росмолодежи и подведомственных учреждениях
Подготовка ежегодного отчета о ходе перехода Росмолодежи на использование ООПО
Управление делами, государственной службы и правового обеспечения
До 15 декабря ежегодно до 2020 года
Направляются отчеты о ходе перехода до 2020 года России на использование ООПО в Минкомсвязь России
Приложение N 2
Утвержден
приказом Федерального агентства
по делам молодежи
от 20.11.2017 г. N 442
ПЛАН-ГРАФИК
ПЕРЕХОДА НА ПЕРИОД 2017 — 2018 ГОДОВ И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
ДО 2020 ГОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОФИСНОГО
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Наименование категории (типа) офисного программного обеспечения
Наименование целевого показателя
Наименование типа структурных подразделений государственного органа, в отношении которых устанавливаются соответствующие индикаторы эффективности «3»
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
Индикатор эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
Текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное программное обеспечение, программное обеспечение файлового менеджера, органайзер, средства просмотра или офисный пакет, включающий не менее 4-х из указанных категорий программного обеспечения
Доля отечественного офисного программного обеспечения, используемого и предоставляемого пользователям в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), с использованием автоматизированных рабочих мест и (или) абонентских устройств радиоподвижной связи, и (или) серверного оборудования, и (или) с применением «облачной» технологии от общего объема используемого офисного программного обеспечения, %
Центральный аппарат государственного органа
50%
80%
80%
80%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
Почтовые приложения
Доля пользователей в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), использующих отечественное офисное программное обеспечение, от общего числа пользователей, %
Центральный аппарат государственного органа
50%
80%
100%
100%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
Справочно-правовая система
Доля пользователей в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), использующих отечественное офисное программное обеспечение, от общего числа пользователей, %
Центральный аппарат государственного органа
100%
100%
100%
100%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
Программное обеспечение системы электронного документооборота
Доля пользователей в государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), использующих отечественное офисное программное обеспечение, от общего числа пользователей, %
Центральный аппарат государственного органа
100%
100%
100%
100%
Территориальные органы (подразделения) государственного органа
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
Средства антивирусной защиты
Доля отечественного офисного программного обеспечения, установленного и используемого в, государственном органе, в том числе в его территориальных органах (подразделениях), от общего объема используемого офисного программного обеспечения, %
Центральный аппарат государственного органа