Плата за капремонт пенсионерам старше 80 лет

Мне 89 лет, но я получаю платёжку, куда внесена графа со взносами на капремонт. Живу я одна, но в квартире зарегистрирована моя внучка, которая много лет живёт по другому адресу. Разъясните, должна ли я платить. Евгения Александровна, район Щукино.

За комментариями редакция газеты обратилась в пресс-службу центров госуслуг «Мои документы».

— Одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений в городе Москве, достигшим возраста 80 лет, предоставляется льгота в размере 100%. Однако необходимо выполнение двух обязательных условий: пенсионер, достигший возраста 80 лет, обязательно должен быть собственником жилого помещения; в квартире он должен быть зарегистрирован только с пенсионерами по возрасту. Если одно из условий в конкретной ситуации не выполнено, то право на льготу не может быть предоставлено. Также следует учитывать, что льгота предоставляется только на социальную норму площади жилья, используемую для расчёта субсидий: на одного человека — 33 кв. метра, на семью из двух человек — 42 кв. метра, на семью из трёх человек — 54 кв. метра (по 18 метров на каждого члена семьи).

Все квадратные метры свыше нормы собственник оплачивает в полном размере. Меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с постановлением Правительства Москвы №161- ПП от 5 апреля 2016 года.

Единый тел. центров госуслуг «Мои документы» (495) 777-7777. Эл. почта: md@mfc.mos.ru

Льготы пенсионерам, ветеранам труда — это возможность тех граждан, кому присвоено звание Ветеран труда, получать социальную помощь и поддержку. В основном эти вопросы находятся в ведении региональной власти (п. 4 ст. 7, ст. 22 закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

Законы: федеральный и региональные

Закон, который рассматривает все вопросы, касающиеся ветеранов, — ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ. Разница в том, какими льготами пользуется ветеран труда федерального значения и регионального, есть, и она существенная. Федеральное удостоверение сохраняет силу на всей территории России, и гражданин получает льготы в любом субъекте РФ, даже если сменил место жительства. Например, если федеральный льготник переехал из Санкт-Петербурга в Новгород, на него распространяются привилегии этого региона в отношении такой категории граждан.

Региональное ветеранское звание действует только на территории региона, где его присвоили. При переезде звание и связанные с ним привилегии утрачиваются.

Вот некоторые из законов, регулирующих предоставление льгот ветеранам труда всех категорий на уровне регионального законодательства:

Кто претендует на привилегии

Среди тех, кто имеет право на получение льготы ветерана труда, находятся граждане, у которых в наличии:

  • ордена, медали, почетные звания РФ и СССР;
  • грамоты и благодарности президента;
  • ведомственные знаки отличия за трудовые или служебные заслуги (в том числе — за работу не менее 15 лет в определенной отрасли) при условии, что стаж составляет не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины). В ряде регионов требования к стажу другие.

Ведомственными знаками, которые учитываются при назначении звания, являются различные значки, медали, которые выданы от имени федерального правительства, министерств и ведомств, в том числе СССР. Награды более низкого ранга получить звание не помогут. Хотя субъект Федерации вправе сформировать собственный список достижений для получения звания и добавить в него региональные награды.

Кроме того, звание Ветеран труда получают те, кто начал работать, будучи еще детьми, в годы Великой Отечественной войны, и отработал в общей сложности не менее 40 лет (мужчины) и 35 лет (женщины).

Где и как получить звание

Присвоение звания идет исключительно на региональном уровне. Куда обращаться и как получить льготы ветерану труда в городах федерального значения — Москве, Петербурге, Севастополе? Там все оформляется на уровне городского района.

Подавать заявление на получение госуслуги под названием «Присвоение звания Ветеран труда» следует в региональное (территориальное) управление соцзащиты или МФЦ. Услуга бесплатна. Решение принимают в течение месяца. Отказ возможен, если поданы не все документы или если сведения окажутся недостоверными.

Список необходимых документов небольшой:

  • заявление;
  • паспорт;
  • пенсионное удостоверение;
  • наградные документы;
  • трудовая книжка.

Также потребуется фотография 3×4 см.

Если гражданин работал в период войны, проверяют, есть ли в трудовой книжке записи, сделанные в период войны. Если нет, придется собирать архивные справки.

Ниже — образец заявления. Обращаем ваше внимание, что формы документов разнятся в зависимости от региона. Нужный бланк следует получить в своем управлении соцзащиты.

После оформления удостоверения подают заявление на получение льгот (также в отделении соцзащиты). У вас попросят копии и оригиналы практически тех же документов плюс полученное удостоверение, а еще, возможно, справку о составе семьи.

Какие льготы предоставляются по закону

Общий перечень дан в Федеральном законе № 5:

  • дополнительный отпуск за собственный счет в любое время года (максимальный срок — 35 дней);
  • налоговые послабления;
  • ежемесячная денежная выплата в размере, определенном субъектом РФ;
  • уменьшенная плата за проезд в определенных видах транспорта;
  • компенсация платы за ЖКХ;
  • другие виды соцподдержки, установленные в конкретном регионе.

Полный перечень привилегий содержится в региональных законодательных актах.

Узнайте, какие льготы имеет ветеран труда в вашем регионе, — обратитесь в территориальное управление соцзащиты населения.

Рассмотрим подробно, какие послабления чаще всего встречаются на региональном уровне.

Денежная компенсация

Денежное пособие — это ежемесячная выплата средств, часть которых является доплатой к пенсионным выплатам, а часть предоставляется в натуральном виде — в виде набора социальных услуг. На федеральном уровне не прописано, что доплата к пенсии положена в обязательном порядке. Региональные органы власти самостоятельно решают, какие меры социальной поддержки оказывать льготным категориям граждан. В тех регионах, где существует финансовая мера социальной поддержки в виде пособия, уполномоченным органом власти является Управление Пенсионного фонда РФ.

Одной из самых широко распространенных льгот во многих регионах страны считается пятидесятипроцентная скидка на оплату ЖКХ.

Во многих регионах введена дополнительная льгота для почетных тружеников: освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт.

Компенсация оплаты домашнего телефона и скидки на проезд в общественном транспорте тоже определяются на региональном уровне.

Монетизация льгот по ФЗ 122

Услугу по монетизации льгот регулирует закон о ветеранах труда ФЗ РФ № 122 от 22.08.2004, и предоставляется она на федеральном и региональном уровнях. Деньги получают взамен:

  • лечения и оздоровления в санаториях-профилакториях;
  • обеспечения медикаментами;
  • транспортных услуг.

Если пенсионер не нуждается в определенном виде социальных льгот, он вправе написать заявление об отказе от них и получить денежную компенсацию.

От каких льгот разрешено отказаться? Расшифруем пункты, указанные в заявлении:

О том, что заявление получено, выдадут подтверждение.

Образец заявления об отказе от получения набора социальных льгот доступен для скачивания в конце статьи.

Налоговые льготы

По законодательству, ветерану труда положены льготы на следующие налоговые сборы:

  • имущественный налог (если гражданин имеет недвижимость: квартиру, комнату, дом, хозпостройку, гараж, то освобождается от налога на одно из строений по выбору);
  • НДФЛ (касается пенсий и пособий, материальной помощи — не более 4000 в год); кроме того, доступен вычет при затратах на санаторно-курортное лечение;
  • земельный налог и транспортный налог устанавливаются субъектом РФ самостоятельно. Соответственно, и льготные налоговые режимы для различных категорий граждан регулируются нормативными правовыми актами субъекта.

Подробно об этом читайте в статье «Какие льготы по налогам установлены пенсионерам в РФ».

Здравоохранение

Медицинское обслуживание в государственных учреждениях (включая платные анализы или МРТ) бесплатно для ветеранов труда.

В каждом отдельном регионе установлен особый порядок по оплате стоимости лекарственных средств, зубного протезирования или иных видов протезирования.

Москва

Льготы столичным ветеранам труда в части социальной поддержки установлены законом от 03.11.2004 № 70. Среди них:

  • возможность бесплатного проезда на любом пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) в Москве или ежемесячная денежная компенсация в размере 378 руб.;
  • бесплатный проезд пригородным железнодорожным транспортом или ежемесячная денежная компенсация в размере 188 руб.;
  • скидка 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — предоставляется на основании заявления в организацию, начисляющую платежи за эти услуги;
  • ежемесячная денежная компенсация за услуги городской телефонной связи в размере 250 руб.;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);
  • для неработающих граждан при наличии медицинских показаний — бесплатные путевки в санатории и компенсация проезда ж/д транспортом туда и обратно по путевкам, полученным через органы соцзащиты;
  • ежемесячная денежная выплата в сумме 1056 руб.

Важная информация: льготы ветеранам труда в 2020 году в Москве предоставляются только при условии получения страховой пенсии, пенсии или пожизненного содержания по иным основаниям и по достижении возраста для получения страховой пенсии по старости.

Санкт-Петербург

Меры соцподдержки или льготы ветеранам труда в Санкт-Петербурге в 2020 году установлены п. 1 ст. 62 закона от 22.11.2011 № 728-132 (Социальный кодекс). В них входят:

  • ежемесячная денежная выплата в размере 947 руб.;
  • оплата жилья в размере 50% площади жилого помещения;
  • оплата коммунальных услуг в размере 50%;
  • оплата взносов на капремонт — 50%;
  • бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме маршруток и такси);
  • бесплатный круглогодичный проезд на ж/д транспорте пригородного сообщения.

Другие регионы

В Московской области герои труда вправе уменьшить транспортный налог по одному легковому автомобилю на 50% (ст. 25 № 151/2004-ОЗ). В Лотошинском муниципальном районе МО разрешается уменьшить земельный налог.

Рассмотрим на примерах, что дает звание ветерана труда пенсионеру в разных регионах.

В Краснодарском крае:

  1. Ежемесячная денежная выплата 572 руб.
  2. 50% компенсация квартплаты.
  3. 50% компенсация «коммуналки».
  4. Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.

В Ханты-Мансийском округе:

  1. Ежемесячная денежная выплата 1405 руб. (в феврале ее проиндексировали на 3,8%).
  2. Аналогично пунктам 2-4 в списке Краснодарского края.
  3. 100% оплата билетов на междугородних рейсах автобусов, поездов, водного транспорта — 1 раз в год туда и обратно (в пределах страны).
  4. Оздоровительные процедуры 1 раз в 3 года (только для неработающих граждан) в региональных организациях соцобслуживания.

В Мурманской области:

  1. Ежегодная единовременная денежная выплата в размере 2000 рублей к Дню Мурманской области (28 мая). Предоставляется независимо от места проживания на территории РФ.
  2. 50% компенсация расходов на оплату проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно в пределах РФ;
  3. Единовременное денежное пособие при переезде на постоянное место жительства за пределы Мурманской области.

С 2014 года собственники квартир будут уплачивать обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, минимальный размер которого определяется субъектами Российской Федерации и устанавливается в рублях с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику. Новая система финансирования капитального ремонта многоквартирных домов утверждена федеральным законодательством. Суть заключается в следующем: каждый собственник обязан ежемесячно осуществлять платеж в установленном размере. Эти деньги поступают на специально открытый банковский счет или в Фонд регионального оператора. Образовавшиеся в результате регулярных платежей накопления в будущем пойдут на осуществление необходимых ремонтных работ. Взносы на проведение капитального ремонта будут обязательными.

Кто платит? Собственники. Наниматели не платят

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на выполнение капитального ремонта общего имущества была определена Жилищным кодексом с момента его принятия (2005 год). Но до декабря 2012 года вводить или нет плату на капитальный ремонт, в каком размере ее вводить, решало общее собрание собственников помещений в доме. Если решение о накоплении средств не принималось, плата на капитальный ремонт не включалась в ежемесячные платежи собственников.

Дома старели, здравый смысл подсказывал: ремонт был необходим немедленно или в скором будущем, но собственники не готовились к нему, не имели «резервных» средств.

Согласно внесенным в Жилищный кодекс изменениям собственники помещений теперь обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – взносы на капитальный ремонт). Это сказано в части 1 статьи 169 Жилищного кодекса.

Обязанность вносить взносы на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме – на собственников квартир и собственников нежилых помещений, на граждан, юридических лиц, на собственников муниципальных и государственных помещений. Взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК). Такой взнос стал частью квартирной платы, его нельзя исключить собственнику самому индивидуально, не доплатить по своим личным соображениям.

В случае если право собственности на помещение перешло к новому собственнику, а у прежнего остались долги по уплате взноса на капитальный ремонт, новый собственник обязан не только вносить взнос на капитальный ремонт, но и погасить долг прежнего собственника (часть 3 статьи 158 ЖК). То есть долг по взносам на капитальный ремонт общего имущества следует судьбе помещения.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты обязательных взносов.

От обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт освобождены собственники помещений:
— в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу;
— в многоквартирном доме, по которому принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме.

Собственники помещений в таком многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт со следующего месяца после принятия решения об изъятии земельного участка (часть 2 статьи 169 ЖК).

Жилищным кодексом также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (часть 2 статьи 174 ЖК).

На основании каких решений выполняется изъятие жилых помещений, какое жилье будет предоставлено взамен изъятого, рассматривается индивидуально по каждому отдельному дому и случаю.

Речь в законодательстве идет именно о собственниках жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК).

Региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодному пересмотру

В целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, содержание региональной программы капитального ремонта должно включать в себя:

1) наименование муниципального образования субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом;
2) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
3) информацию об износе общего имущества многоквартирного дома, определяемом по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома на момент включения такого дома в региональную программу капитального ремонта;
4) дату ввода многоквартирного дома в эксплуатацию;
5) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
6) плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сроки выполнения каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
7) дату проведения и вид последнего капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе капитального ремонта определяется исходя из следующих критериев: износ общего имущества многоквартирного дома, определяемый по результатам мониторинга технического состояния многоквартирного дома; год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; дата и вид проведения последнего капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт

Жилищным кодексом установлено, что вопрос о том, сколько платить, тоже не будет вопросом дискуссий. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливает субъект Российской Федерации. Платить меньше, чем установленный минимальный размер взноса собственники помещений не вправе (часть 1 статьи 169 ЖК). Но при желании собственников быстрее провести капитальный ремонт, либо дополнительные работы сверх запланированных, они могут на общем собрании принять решение об увеличении размера взноса на капитальный ремонт общего имущества дома, вносить ежемесячно больше, чем установленный минимальный размер (часть 8.2 статьи 156 ЖК). Или могут установить размер единовременного дополнительного взноса на капитальный ремонт.

Минимальный размер взноса устанавливается в срок до 1 октября года, предшествующего очередному трехлетнему периоду реализации региональной программы капитального ремонта в рублях в расчете на 1 квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения. Поэтому ежемесячный размер взноса на капитальный ремонт, который должен оплачивать собственник, определяется умножением установленного минимального размера взноса на общую площадь его помещения.

Меры поддержки собственников с низкими доходами при внесении ими взносов на капитальный ремонт

Введение обязательного взноса на капитальный ремонт увеличивает ежемесячные расходы собственников помещений, связанные с оплатой содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг.

Раньше, когда плата на капитальный ремонт не была обязательной, она не включалась в размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, который используется для определения прав граждан на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. То есть собрание собственников устанавливало плату на капитальный ремонт, но не учитывался рост расходов граждан с низкими доходами, никто не оказывал им поддержки.

Жилищным кодексом предусмотрена поддержка собственников квартир с низкими доходами при внесении обязательных взносов на капитальный ремонт. Одновременно с внесением в Жилищный кодекс норм, связанных с обязательностью для собственников помещений взноса на капитальный ремонт, внесено специальное дополнение, согласно которому расходы собственников жилых помещений на уплату взноса на капитальный ремонт (исходя из установленного минимального размера взноса) включаются в размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, по которым может быть предоставлена субсидия на оплату жилого помещений и коммунальных услуг (часть 6 статьи 159).

Поэтому введение обязательного взноса на капитальный ремонт в установленном минимальном размере не должно привести к ухудшению финансового положения собственников – граждан с низкими доходами, которые уже получают субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За счет взносов увеличится ежемесячная плата граждан с низкими доходами, но соответственно будет увеличен размер субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Кроме того, при такой гарантированной государственной поддержке право на получение субсидии может возникнуть у граждан, которые до введения обязательного взноса на капитальный ремонт не были получателями субсидий, если их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, включая взнос на капитальный ремонт, превысят установленную в регионе максимально допустимую долю в совокупном доходе семьи.

Когда возникает обязанность вносить обязательные взносы на капитальный ремонт

Общее правило состоит в том, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт возникает с момента возникновения права собственности на помещение в многоквартирном доме (часть 3 статьи 158 ЖК). Но поскольку обязательные взносы на капитальный ремонт введены в Жилищный кодекс только в декабре 2012 года, в нем специально указано, с какого момента собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить эти взносы. Жилищный кодекс не устанавливает какую-то конкретную дату, с которой начинается уплата обязательных взносов на капитальный ремонт. Возникновение этой обязанности связано с опубликованием региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов, в которую вошел многоквартирный дом.

Согласно Жилищному кодексу обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК).

Фонд капитального ремонта и средства, за счет которых он формируется

Фонд капитального ремонт – это средства, предназначенные для финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Фонд капитального ремонта должен быть создан для каждого многоквартирного дома.

Основной источник средств наполнения фонда капитального ремонта – ежемесячные взносы собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт. Эти взносы уплачиваются исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в доме.

Кроме взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта зачисляются также:
— проценты, уплаченные собственниками помещений за просрочку внесения взносов (их размер также устанавливается общим собранием собственников);
— проценты, начисленные кредитной организацией за пользование денежными средствами на специальном счете фонда капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК).

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья в фонд капитального ремонта можно также направлять:
— доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме (например, доходы от размещения на доме рекламы, сдачи в аренду нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме);
— средства товарищества собственников жилья, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества (часть 4 статьи 169 ЖК).

Для оплаты каких расходов можно использовать средства фонда капитального ремонта

Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для:
— оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
— оплаты услуг по строительному контролю;
— погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту;
— уплаты процентов за пользование кредитами, займами;
— оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по кредитам и займам на капитальный ремонт многоквартирного дома (часть 1 статьи 174 ЖК).

При этом Жилищным кодексом установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных за счет взносов собственников помещений исходя минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда капитального ремонта можно использовать только для оплаты установленного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (часть 1 статьи 174 ЖК).

Перечень услуг и работ по капитальному ремонту, которые могут быть оплачены за счет средств от взносов минимального установленного размера, определил Жилищный кодекс (часть 1 статьи 166 ЖК). Этот перечень включает:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) утепление и ремонт фасада;
6) установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
7) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Законом региона может быть установлен дополнительный перечень услуг и работ, которые также могут оплачиваться за счет средств от минимального размера взноса. Этот перечень включает:
— разработку проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
— проведение экспертизы проектно-сметной документации;
— энергетическое обследование многоквартирного дома, проводимое в соответствии с Федеральным законом 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— техническую инвентаризацию и паспортизацию многоквартирного дома.

Как принять решение и куда пойдут деньги

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в обязательном порядке должно быть оформлено протоколом, в котором отражается следующее:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть меньше минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного субъектом Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета (региональный оператор, товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный кооператив);
5) банк, в котором будет открыт специальный счет. При этом кредитная организация должна соответствовать требованиям, указанным в ч. 2 ст. 176 ЖК РФ.

Органом государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается срок, в течение которого должно быть принято и реализовано решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, в противном случае данный фонд будет сформирован региональным оператором.

Еще раз подчеркнем, что для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете требуется согласие квалифицированного большинства (не менее двух третей голосов от общего числа голосов) собственников помещений в многоквартирном доме.

Второй способ – формирование фонда капитального ремонта региональным оператором – предназначен для собственников квартир, не желающих или не имеющих возможности принимать активное участие в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Суть данного способа заключается в следующем: в течение длительного периода (до 30 лет) собственники помещений, расположенных в многоквартирных домах, уплачивают ежемесячные обязательные взносы, за счет которых будет осуществляться финансирование капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с очередностью, установленной региональными программами.

В роли координатора деятельности по проведению капитального ремонта многоквартирных домов выступает региональный оператор – специализированная некоммерческая организация, которая образована в форме фонда. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано несколько региональных операторов.

Деятельность регионального оператора осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и иных незапрещенных источников, установленных федеральным законодательством, регулирующим деятельность некоммерческих организаций.

Одна из основных обязанностей регионального оператора состоит в осуществление функций технического заказчика работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Помимо функций, предусмотренных ч. 1 ст. 180 ЖК РФ, функциями регионального оператора являются:
1) субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
2) оказание бесплатной консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также реализации иных программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности и энергосбережения, функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
3) привлечение лиц, уполномоченных действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах, к приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ;
4) иные предусмотренные уставом регионального оператора функции.

В целях осуществления функций, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, региональный оператор:
1) заключает договоры с собственниками помещений, принявшими решение о формировании фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) организует начисление, сбор и учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным;
4) открывает на свое имя счет, счета в кредитной организации для аккумулирования взносов собственников помещений, принявших решение о формировании фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
5) открывает на свое имя специальный счет и совершает операции по этому счету в случае, если собственники помещений на общем собрании собственников помещений выбрали регионального оператора в качестве владельца счета.

Частью 1 статьи 173 ЖК РФ установлено, что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом следует иметь в виду, что по общему правилу решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 2 года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 173 ЖК РФ).

Созданный фонд капитального ремонта вне зависимости от способа его формирования обладает рядом особенностей:
— строгое целевое расходование его средств (на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; утепление и ремонт фасада; установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт фундамента многоквартирного дома (ст. 166 ЖК РФ));
— средства из фонда капитального ремонта по общему правилу не подлежат возврату, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе.

Какой способ накопления средств лучше

Если ваш дом достаточно старый, небольшой, да и в списке на ремонт стоит в пределах 3-5 лет – тогда надо выбирать вариант взносов в общий фонд, считает Сергей Кузенев, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ярославской области, президент Рыбинской торгово-промышленной палаты. Хотя даже в общем фонде законодатель предусмотрел вариант так называемого специального счета отдельного дома. Этот вариант хоть и не очень точно определяет свои преимущества по сравнению с общим котлом, но потенциально может дать несколько больше шансов ускорить отдельные виды ремонта для жильцов.

Если же дом относительно новый, большой, без серьёзных технических изъянов – тут уж лучше не полениться и создать ТСЖ, как не крути, всё же самая оптимальная и выгодная форма управления многоквартирным домом. Ну а ТСЖ, впрочем, как и ЖСК, имеют право самостоятельно вести сбор и учёт накоплений своих жильцов на собственном счёте в банке.

Проект закона № 431па

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в Закон Московской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области»

Статья 1

1) пункт 1 статьи 2 после слов «счетах регионального оператора,» дополнить словами «на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта,»;

2) в статье 3:

а) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации, должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, установленной частью 22 статьи 5 настоящего Закона.»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 2 и 21 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 2 и 21 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее – орган местного самоуправления Московской области) в течение месяца со дня получения от исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – орган государственного жилищного надзора) информации, предусмотренной частью 4 статьи 7 настоящего Закона, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

О принятом решении орган местного самоуправления Московской области уведомляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – уполномоченный орган), орган государственного жилищного надзора и регионального оператора в течение двух рабочих дней со дня его принятия.»;

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определяется лицо, уполномоченное на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также относится принятие решений о размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.»;

3) в статье 5:

а) часть 21 изложить в следующей редакции:

«21. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении трех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.»;

б) дополнить частью 22 следующего содержания:

«22. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает по истечении шести месяцев с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу.»;

4) в статье 6:

а) часть 1 после слова «собственники» дополнить словом «жилых»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21.Собственники нежилых помещений в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – система), представляемых лицами, уполномоченными в соответствии с требованиями части 1 настоящей статьи, которые вправе представить платежный документ, содержащий расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, однократно в течение первого расчетного периода такого года.»;

в) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе в электронной форме с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, обязано представлять в срок до 15 числа каждого месяца и ежегодно в срок не позднее 15 января года, следующего за отчетным, владельцу специального счета сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт.»;

5) часть 2 статьи 7 изложить в следующей редакции:

«2. Владелец специального счета обязан в срок до 20 числа каждого месяца и ежегодно в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете по форме, утвержденной органом государственного жилищного надзора.»;

6) статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств

1. Контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств осуществляется органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Московской области.

2. Органы государственного финансового контроля Московской области и органы муниципального финансового контроля муниципальных образований Московской области, Контрольно-счетная палата Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области, контрольно-счетные и финансовые органы муниципальных образований Московской области осуществляют финансовый контроль за использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Сведения, подлежащие предоставлению владельцем специального счета и региональным оператором в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, направляются лицу, обратившемуся с соответствующим запросом, в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса. Запрашиваемая информация направляется любым доступным способом, позволяющим обеспечить подтверждение ее получения адресатом.»;

7) в статье 9:

а) в наименовании слова «капитального ремонта» исключить;

б) пункт 3 части 2 изложить в следующей редакции:

«3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 13 настоящего Закона, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой Правительством Московской области, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.»;

в) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. Принятие решений о внесении изменений в региональную программу осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Московской области.»;

г) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Уполномоченный орган на основании сведений, представленных органами местного самоуправления Московской области, формирует проект региональной программы и предложения о внесении изменений в региональную программу при ее актуализации и направляет их в Правительство Московской области для утверждения.»;

д) часть 7 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) в порядке, установленном Правительством Московской области, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома.»;

8) часть 1 статьи 13 дополнить абзацем следующего содержания:

«Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.»;

9) в части 1 статьи 14 слова «с учетом уровня инфляции» заменить словами «с учетом индекса-дефлятора по отрасли «Строительство», устанавливаемого Министерством экономического развития Российской Федерации, на планируемый год проведения капитального ремонта многоквартирных домов»;

10) в статье 18:

а) в части 2:

пункт 1 после слов «связанные с проведением такого капитального ремонта» дополнить словами «, в порядке, установленном Правительством Московской области»;

дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41) обеспечить установление в порядке, установленном Правительством Московской области, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;»;

в пункте 6 слова «в размере» исключить;

б) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Региональный оператор вправе открывать счета, за исключением специальных счетов, в территориальных органах Федерального казначейства или финансовых органах Московской области.»;

11) статью 181 дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1–2 части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимается в порядке, установленном Правительством Московской области. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, указанных в статье 20 настоящего Закона, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы.»;

12) в части 1 статьи 19 слова «предусмотренные региональной программой капитального ремонта» заменить словами «предусмотренные региональной программой».

Оставьте комментарий