Плательщик сборов

Одна из основных целей любого государства – экономический рост страны, который гарантирует рост качества жизни. Роль налогов в экономическом развитии государства играет большую роль. Это некий экономический рычаг воздействия на рыночную экономику. Рассмотрим классическое определение налогов.

Налоги, классификация налогов

Определение 1

Налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Замечание 1

Важно отметить: сборы или пошлины не являются налогами, так как их уплата не является безвозмездной.

Принципы работы налоговой системы регулируются налоговым законодательством страны. Главный документ о налогах и сборах – Налоговый кодекс.

Объектами налогообложения могут быть совершенно разные явления. Это и операции по реализации товаров, прибыль, имущество, доход и т.д.

Рассмотрим три основных вида налогов, выделяемые в Российской Федерации:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Местные

Определение 2

Федеральные налоги – это обязательные на всей территории РФ налоги. Включают в себя следующие виды платежей: НДС, налог на прибыль компании, акцизы на виды товаров, налог на доходы физических лиц и т.д.

Определение 3

Региональные налоги – это налоги, которые регулируются законами субъектов РФ согласно Налоговому Кодексу страны. Уплата данного вида налогов обязательна на всей территории субъекта РФ. Транспортный налог, налог на имущество организации, а также налог на игорный бизнес относятся к региональным налогам.

Определение 4

Местные налоги в отличие от федеральных и региональных налогов регулируются нормативно правовыми актами органов местного самоуправления, опираясь на Налоговый Кодекс страны. Уплата данного вида налогов обязательна на всей территории муниципального образования. К местным налогам относятся налог на имущество физических лиц, а также земельный налог.

Бухгалтерия любого предприятия обязана обозначить для себя, какие виды налогов она обязана платить, а от каких выплат организация может быть освобождена. Освобождение от некоторых видов налогов, относящихся к региональным видам выплат необходимо подтвердить соответствующим решением органа местной власти.

Пример 1

Так, например, если налог разбивается между региональным и местным, то районная администрация может освободить организацию от соответствующей части этого налога.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Также налоги возможно классифицировать по источникам начисления. И здесь выделяют четыре основные группы:

  • Косвенные, то есть начисляемые из состава выручки от реализации. К ним относятся акцизы и НДС.
  • Налоги, которые включаются в состав затрат (издержек). Это налог на транспорт, землю, водный налог и т.д. Помимо этих налогов можно выделить выплаты во внебюджетные фонды социального страхования.
  • Налоги, уплата которых идет за счет прочих расходов компании. Это налог на имущество организации.

Налоги, которые необходимо уплачивать за счет валовой прибыли. Это налог на прибыль организации.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» — важный документ в бухучете компании, в котором отображается и суммируется вся информация о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, выплату которых ведет предприятие. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам включает в себя следующие виды налогов, пошлин и сборов:

  • Счет №90 и №91. Это счета, к которым относятся продажи и прочие расходы и доходы, такие как налог и акцизы на имущество предприятий, НДС
  • Счета №08, №20, №23, №25, №26, №29, №97, №44. На эти счета дебетуются входящие в стоимость работы, капитальные вложения, услуги и продукция. К ним можно отнести земельный налог, налоги за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду, транспортный налог, водный налог и т.д.
  • Дебет счет №99, кредит счета №68. Это налоги, уплата которых идет с прибыли

Порядок начисления штрафных санкций за не полную или просроченную выплату налогов происходит по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» и дебету счета 99 «Прибыль и убытки» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». В случае оплаты налогов выше нормы сумму необходимо отобразить в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» по счету 68.

Специальные налоговые режимы

Система налогообложения включает в себя специальные налоговые режимы. Особенность их заключается в том, что определен и закреплен на законодательном уровне ряд ситуаций, когда предусмотрен особый порядок уплаты налогов, либо обозначены ситуации об освобождении от уплаты определенных видов налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Комитетом государства. При бухгалтерском учете налогов и сборов важно внимательно изучить ряд пунктов специальных налоговых режимов, чтобы избежать лишних выплат. Рассмотрим специальные налоговые режимы:

  • Единый сельскохозяйственный налог, затрагивает работу сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Упрощенная система налогообложения
  • Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Существуют соглашения о разделе продукции. При их своевременном выполнении система налогообложения предусматривает специальный налоговый режим
  • Работа по патенту

Учет налогов и сборов по всем этим ситуациям обозначается счетом 68 «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам». Важно знать, что для работы по каждому налогу на счете 68 открывается отдельный субсчет. Уплаченные в бюджет налоги отображаются в зависимости от источника, который уплачивает налог.

Различные источники финансирования

Налоговый Кодекс РФ обозначил разные источники финансирования для разных налогов и сборов. Рассмотрим источники начисления налогов и порядок из отображения в бухучете.

  • Выручка от реализации. Включает в себя такие налоги, как акцизы, НДС, налог на добычу полезных ископаемых. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 90/3, 91/2, К 68, Д 90/4 К 68, Д 90/5 К 68, Д 90/6 К 68
  • Себестоимость. Включает в себя следующие виды налогов: транспортный налог, земельный налог, платежи за загрязнение окружающей среды, единый налог на вмененный доход, регулярные платежи за использование природных недр, сборы за использование объектов животного мира и водный налог. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 20, 26, 44, К 68
  • Финансовый результат. Это налог на имущество организации. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 91/2 К 68
  • Прибыль. Соответственно, это налог на прибыль предприятия. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д99 К 68
  • Доход физических лиц. В данном пункте учитывается исключительно налог на доходы физических лиц. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 70, 75/2, 76/3, К 68
  • Стоимость товарно-материальных ценностей. Это государственные пошлины и импортные таможенные пошлины. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 07, 08, 10, 41, т.д. К 68.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ

ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (ЭЛЕМЕНТОВ ОБЛОЖЕНИЯ ПО СБОРАМ)

ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА БАСЯНИНА

Кандидат юридических наук

Рассматриваются спорные ситуации, возникающие в ходе применения конструкции элементов налогообложения (элементов обложения по сбору). В частности, проанализированы споры, связанные с использованием при определении элементов налогообложения по отдельным видам налогов оценочных понятий, а также дополнительных критериев, закрепленных как в налоговом законодательстве, так и в актах высших судебных органов.

Ключевые слова: налоги, сборы, налоговая база, объект налогообложения, налоговые льготы, налоговая ставка

Key words: taxes, collecting, tax base, object of the taxation, tax privileges, tax rate

Возникновение налоговой обязанности обусловлено предписаниями налогового законодательства об элементах налогообложения. Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) применительно к каждому конкретному налогу должны быть определены налогоплательщики, а также элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Как следует из ряда решений Конституционного Суда РФ, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и как элементы единой налоговой системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику определяются объективными закономерностями и требованиями, включая их экономическую обоснованность и недопустимость произвольного установления, что подтверждается в том числе положениями ст. 3 НК РФ1.

Думается, применение этой на первый взгляд четко сформулированной законодателем конструкции элементов налогообложения при исчислении фискальных взиманий может вызвать серьезные споры, требующие вмешательства судебных органов. Например, спор-

ные ситуации могут быть спровоцированы использованием при определении элементов налогообложения по отдельным видам налогов оценочных понятий, а также дополнительных критериев, закрепленных как в налоговом законодательстве, так и в актах высших судебных органов.

В настоящей статье предпринята попытка выделить и проанализировать существенные вопросы, связанные с применением конструкции элементов налогообложения (элементов обложения по сборам), с которыми сталкиваются теория и практика.

Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев законодатель сознательно отказывается от закрепления абсолютно определенных понятий при трактовке элементов налогообложения применительно к отдельным видам налогов, используя так называемые оценочные по-нятия2. Так, к оценочному понятию прибегают при определении расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль3.

С одной стороны, в рассматриваемой ситуации применение оценочного понятия может иметь положительный эффект при определении налоговой обязанности. Определив

О

CQ <

О.

О

О и

< а.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

в ст. 252 НК РФ критерии расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду различное содержание, многообразие форм экономической деятельности и видов возможных расходов. Очевидно, что их детальное и исчерпывающее нормативное закрепление приводило бы к ограничению прав налогоплательщика.

Иными словами, законодатель предоставил налогоплательщикам возможность в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-

органы вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога, рассчитанного таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Условия, которые должны применяться при определении размера налога, закрепляются и в актах высших судебных органов. В частности, в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» названы критерии, при наличии которых налоговая выгода, рассматриваемая как применение налоговых вычетов, налоговых льгот, иное уменьше-

В РЯДЕ СЛУЧАЕВ ЗАКОНОДАТЕЛЬ СОЗНАТЕЛЬНО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ЗАКРЕПЛЕНИЯ АБСОЛЮТНО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОНЯТИЙ ПРИ ТРАКТОВКЕ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ НАЛОГОВ, ИСПОЛЬЗУЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ

хозяйственной деятельности, самостоятельно определять, относятся те или иные не поименованные в гл. 25 НК РФ затраты к расходам в целях налогообложения или нет4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, наличие в налоговом законодательстве оценочных понятий, дополнительных условий, учитываемых при определении размера фискального взимания, подлежащего зачислению на счет соответствующего бюджета, приводят к возникновению спорных ситуаций, в результате чего налогоплательщик не может быть абсолютно уверен в том, что он надлежащим образом исполнил налоговую обязанность. Зачастую налогоплательщику приходится оспаривать решения налоговых органов о доначислении налогов, штрафных санкциях ввиду признания этими органами налоговой выгоды необоснованной.

В ряде случаев при определении размера фискального взимания помимо элементов налогообложения нужно учитывать дополнительные критерии и условия, закрепленные в рамках налогового законодательства. Например, в случаях, установленных НК РФ, необходимо принимать во внимание механизмы, влияющие на корректировку цен по контролируемым сделкам, а следовательно, и на величину налоговой базы. Речь идет о механизме контроля над трансфертными ценами, осуществляемого в силу норм гл. 14*-146 НК РФ в отношении цен по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами. Так, в соответствии с указанными главами, если цена по сделке, относящейся к категории контролируемой, отклоняется от рыночной, налоговые

ние налоговой обязанности, признается обоснованной. Причем признание ее таковой ВАС РФ связывает с исполнением налогоплательщиком обязанности по проявлению должной осмотрительности и осторожности во взаимоотношениях с контрагентами.

Указанное условие, учитываемое при определении налоговой обязанности, не закреплено в налоговом законодательстве, что на практике приводит к неограниченному усмотрению налоговых органов.

Конструкция элементов обложения, трансформирующаяся в обязанность в рамках фискального правоотношения, имеет большое значение при установлении не только налогов, но и иных видов фискальных взиманий (например, сборов, страховых взносов). Однако при установлении отдельных видов фискальных взиманий в отличие от налога конструкция элементов налогообложения может вообще отсутствовать. Например, согласно действующему законодательству обязанность по уплате страховых взносов самозанятыми гражданами связана с фактом их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (адвокатов, нотариусов). Эти лица уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в фиксированном размере с учетом стоимости страхового года5.

Отсутствие в рассматриваемой ситуации закрепленной на законодательном уровне конструкции элементов обложения вызывает в правоприменительной практике споры относительно экономического основания страховых взносов, уплачиваемых самозанятыми граж-

о

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

данами. Так, согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определениях от 16 марта 2006 г. № 69-О, от 12 мая 2005 г. № 211-О, обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода6.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в названных актах указал, что если при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, то он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие обозначенные обстоятельства. Более того, в настоящий момент законодателем предпринята попытка разрешить вызывающую споры ситуацию, когда обязан-

к числу которых относятся доходы, возникающие в силу оплаты организациями (полностью или частично) в интересах физических лиц товаров (работ, услуг) или имущественных прав. Однако имеется ли объект налогообложения по указанному налогу при наличии в отношении между получателем услуги и лицом, ее оплатившим, элементов возмезд-ности? Например, признается ли получением клиентами банка — физическими лицами дохода в натуральной форме оплата банком услуг бизнес-зала аэропорта при условии, что физические лица имеют среднемесячный баланс на счетах в банке в определенной сумме? Анализ судебно-арбитражной практики позволяет сделать вывод об отсутствии в рассматриваемой ситуации единообразного подхода судов к толкованию и применению положений налогового законодательства.

Так, в одном случае суд указывает, что сложившиеся между банком и физическими лицами отношения носили возмездный характер, каждая из сторон преследовала свою выгоду: клиент — возможность получения определенных видов услуг при соблюдении конкретных условий (внесение на счет соот-

ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ФИСКАЛЬНЫХ ВЗИМАНИЙ В ОТЛИЧИЕ ОТ НАЛОГА КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МОЖЕТ ВООБЩЕ ОТСУТСТВОВАТЬ

ность по уплате страховых взносов возникает у лица при отсутствии ведения предпринимательской деятельности и дохода. В частности, с 1 января 2013 г. действует новая редакция ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, в которой определены периоды, в течение которых предприниматели, адвокаты и иные самозанятые граждане вправе не исчислять и не уплачивать взносы7. Однако внесенные в законодательство поправки не позволяют разрешить обозначенную проблему по существу.

Анализ законодательства, а также складывающейся на его основе правоприменительной практики позволяет сделать вывод о наличии спорных ситуаций при определении экономического основания фискального взимания. В качестве примера можно привести недавний спор, возникший при определении экономического основания налога на доходы физических лиц, обусловленный установлением правовой природы отношений между получателем услуг и лицами, их оплачивающими.

Согласно НК РФ в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц включаются доходы, полученные в натуральной форме,

ветствующей денежной суммы), а банк — привлечение большего количества денежных средств. Таким образом, в силу возмездно-сти отношений объект налогообложения для клиентов банка — физических лиц в рассматриваемой ситуации не возникает8.

В другом случае ФАС Северо-Западного округа, оценивая взаимоотношения банка и его клиентов — физических лиц, пришел к выводу о возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме, поскольку услуги были получены безвозмездно взамен процентов по вкладам9.

Спорные вопросы при установлении объекта налогообложения могут возникать в результате влияния факторов, не определяющих существа налоговых отношений, таких как момент заключения договора и обусловленные им периоды выплат. Например, на практике появилась проблема, связанная с налогообложением выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, которые были заключены в разные периоды действия налогового законодательства. По налоговому законодательству РФ после 1 января 2005 г. суммы пенсий включаются в качестве дохода

О

со <

О со

О и

< о.

российское право

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

физического лица в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, при том что пенсионные взносы в такие фонды из средств работодателей в период до 1 января 2005 г. также облагались указанным налогом, который перечислялся в бюджет, т. е. налог на доходы физических лиц взимался и с пенсионных взносов, уплаченных до 1 января 2005 г., и с пенсионных выплат после указанной даты, в то время как реальный доход в виде сумм пенсионных выплат физическое лицо получает лишь один раз.

Следует отметить, что Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения ст. 2131 НК РФ в той мере, в какой эти положения допускают возможность обложения налогом на доходы физических лиц сумм пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, по которым пенсионные взносы в интересах физических лиц до 1 января 2005 г. были внесены работодателем в негосударственный пенсионный фонд с удержанием и уплатой данного налога10.

ВАС РФ фактически признал, что оспаривание в арбитражном суде кадастровой стоимости участка по названному мотиву допустимо.

Несмотря на то что указанный судебный акт, по сути, поставил точку в этом споре, сложившийся порядок установления налоговой базы по земельному налогу свидетельствует о нарушении принципа определенности в механизме налогообложения, что явно недопустимо.

Однако случаи нарушения конституционного принципа определенности правовой нормы при установлении фискального взимания не ограничиваются приведенными примерами. Так, на практике возникают сложности при определении субъекта, на которого возложена обязанность по внесению фискальных взиманий, например платы за такое негативное воздействие на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления. Нормативные правовые акты не дают однозначного ответа на вопрос, кто является плательщиком данного публично-правового платежа: организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются

В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ МОЖНО ОСПАРИВАТЬ КАДАСТРОВУю СТОИМОСТЬ ЗЕМЛИ ПО МОТИВАМ эКОНОМИЧЕСКОй НЕОБОСНОВАННОСТИ И НЕСООТВЕТСТВИЯ РЫНОЧНОй СТОИМОСТИ

Серьезные споры на практике вызывает порядок определения налоговой базы в отношении некоторых налогов. Яркий пример — сложившийся в настоящее время механизм установления налоговой базы по земельному налогу. Так, согласно НК РФ налоговая база по земельному налогу есть кадастровая стоимость земельного участка, критерии установления которой не получили четкого законодательного закрепления11. В итоге «…неопределенность в указанном вопросе вызвала многочисленные споры в ряде субъектов РФ, правительства которых, остро нуждаясь в денежных средствах на фоне снижения уровня доходов, утвердили такие показатели кадастровой стоимости, которые в разы превышают рыночную стоимость земельного участка»12. Конституционный Суд РФ в определении от 10 мая 2009 г. № 1047-О-О указал на отсутствие неопределенности в рассматриваемом вопросе, но не разрешил его.

Данную проблему решило постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11, в соответствии с которым в арбитражном суде можно оспаривать кадастровую стоимость земли по мотивам экономической необоснованности и несоответствия рыночной стоимости. Иными словами, Президиум

такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании лицензии.

Отсутствие единого подхода к решению обозначенного вопроса «породило достаточно противоречивую практику административного и судебного истолкования, в основном склоняющуюся к возложению соответствующей обязанности на тех индивидуальных предпринимателей и юридические лица, чья хозяйственная или иная деятельность и привела к образованию этих отходов»13. Например, согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2008 г. № 8672/08 субъектом платы за размещение отходов признается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, оказание же ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Иное направление практике арбитражных судов придало постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08,

О

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

в основе которого лежит вывод о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а потому субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду является именно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся предназначенные для размещения отходов объекты.

Попытка разрешить указанную спорную ситуацию была предпринята Конституционным Судом РФ. Осуществляя конституционное толкование норм Закона «Об охране окружающей природной среды», а также постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды», Суд в постановлении от 5 марта 2013 г. № 5-П признал не соответствующими Конституции РФ положения ст. 16 названного Закона в той мере, в какой в системе правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.

Определение правовой природы элементов налогообложения имеет большое практическое значение при регулировании отношений, складывающихся в сфере налогообложения и сборов, в частности при установлении круга налоговых обязанностей должника-участника налогового обязательственного отношения. Например, спорным в правоприменительной и судебной практике является вопрос об определении правовой природы налоговой льготы. Так, налоговый орган, полагая, что освобождение от исполнения налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость при реализации земельного участка носит характер льготы, посчитал, что подтверждение этого обстоятельства входит в обязанность налогоплательщика при предоставлении налоговой декларации, и со ссылкой на пп. 6 и 7 ст. 88 НК РФ счел возможным истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие реализацию земельных участков.

Однако ВАС РФ поставил точку в распространении этой негативной практики налоговых органов. В постановлении Президиума

ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4517/12 суд указал, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 НК РФ не считается льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 НК РФ применяются только в отношении некоторых категорий налогоплательщиков.

Подчеркнем, что четкое определение правовой природы отдельных элементов налогообложения, в частности налоговой льготы, имеет большое практическое значение и при регулировании отношений в иных сферах, подпадающих под действие механизма финансово-правового регулирования. Например, как уже было отмечено, предоставление льгот при исполнении налоговой обязанности по своей экономической природе является предоставлением преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, что обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем в соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы РФ предоставление налоговых льгот не может быть отнесено к государственной или муниципальной помощи для целей применения Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку государственная (муниципальная) помощь — это преимущество, предоставленное государственным органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления. Налоговые же льготы устанавливаются законодательными (представительными) органами соответствующей терри-тории14.

Усложнение экономических отношений, стремление государства к увеличению доходной базы бюджета приводят к установлению платежей, не отвечающих базовым принципам налогообложения, что вызывает деформацию общей концепции налогообложения.

В статье приведены лишь некоторые спорные ситуации, возникающие в ходе примене-

* * *

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со <

О со

О и

< о.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ния конструкции элементов налогообложения (элементов обложения по сбору). Однако они позволяют обозначить основные направления совершенствования законодательства по вопросам регулирования фискальных взиманий.

1 Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П; от 15 декабря 2006 г. № 15-П; от 21 марта 1997 г. № 5-П.

2 Оценочными понятиями признаются юридические понятия с открытой структурой, требующие конкретизации участниками правоотношений с учетом фактических обстоятельств конкретного дела (Демин А. В. Нормы налогового права. Красноярск, 2010. С. 322).

3 Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

4 Определение Конституционного Суда РФ от

4 июня 2007 г. № 320-О-П.

5 Статья 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

6 Такая же позиция сформулирована ВАС РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

7 Такими периодами являются: период прохождения военной службы по призыву; период ухо-

да за ребенком до достижения им возраста полутора лет; период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; период проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

8 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2012 г. по делу № А56-47243/2011.

9 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 августа 2012 г. по делу № А56-47243/2011.

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2012 г. № 33-П.

11 Следует отметить, что согласно ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка может быть равна его рыночной стоимости. Однако сложившаяся практика показывает, что единых критериев оценки рыночной стоимости земельных участков, осуществляемой в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности» саморегулируемыми организациями оценщиков, не выработано.

12 Мотос А. А. Экономическая обоснованность земельного налога // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2009 года. М., 2011. С. 149.

13 Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П.

14 Разъяснения по некоторым вопросам применения п. 20 ст. 4, ст. 19-21 Закона о конкуренции: письмо ФАС РФ от 15 августа 2007 г. № ИА/13955.

О

со <

О со

О и

< о.

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ

ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Глава 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренных статьями 12 — 15 части первой НК РФ, ссылки в статье 19 на положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 20. Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

О применении подпункта 5 пункта 1 статьи 21 см. определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 317-О.

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

(пп. 13 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

(пп. 14 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(пп. 15 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4) о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанные сообщения переданы в электронном виде, такие сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Статья 24. Налоговые агенты

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

3.1. Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 25. Утратила силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Статья 27. Законный представитель налогоплательщика

1. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

2. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Понятие налога, сбора и пошлины.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ , под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с частью второй того же Кодекса, Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины?

Под таковыми понимаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (то есть действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины) либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.

Признаки налога, сбора и пошлины.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов (к коим относятся и пошлины) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Таким образом, вышеуказанные признаки позволяют отделить пошлину (сбор) от налога согласно присутствующим в определенном платеже элементам (либо отсутствию этих элементов).

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования — в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).

4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков5) Зачем же законодатель счел нужным выделить из понятия сбора понятие пошлины? Мы полагаем, что тут существует тонкое различие, а именно: сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Налог и сбор как элементы налоговой системы РФ.

Как известно, налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией и Налоговым кодексом РФ. Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, то есть устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, то есть региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно.

Что касается специальных налоговых режимов, то они не устанавливают новых налогов или сборов, а лишь предоставляю льготы или освобождение от уплаты таковых.

Ответственность за неуплату налога, сбора и пошлины.

Как известно, существует четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (то есть материальная).

Тут мы также видим сходство и различие этих платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.

С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.

Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика прежде всего так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий. Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации. Мы полагаем, таким образом, что неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.

Подводя итог работы, можно свести наши выводы в таблицу, кратко характеризующую указанные виды платежей (разумеется, все в таблицу свести невозможно):

Налог Сбор Пошлина
Целевое назначение Указано Не указано Не указано
Периодичность внесения Да Нет Нет
Индивидуальная возмездность Нет Да Да
Устанавливается
уровнем
власти
Федеральный,
региональный,
местный
Федеральный,
региональный,
местный
Только
федеральный

Использованная литература:

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  • «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Алексей Кугно

Контакты

Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос
Офис: Москва, ул. Дубининская , д. 67 к.2, кабинет 211

Фейсбук: Моя страница
Фейсбук Мессенджер : Задать вопрос

ГЛАВА 1

Основные положения

Статья 1.Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

Положения статьи раскрывают предмет правового регулирования НК и развиваются в последующих его главах и статьях.

Статья 2.Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

В статье более четко раскрыты принципы, на которых налоговая система была построена в прежние годы (принципы законности, обязательности, равенства и справедливости налогообложения), а также появились иные базовые правила функционирования и организации налогообложения.

Наряду с указанными принципами налогообложения в НК закреплен принцип презумпции добросовестности плательщика. Он означает, что до тех пор, пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил правонарушение, он будет считаться добросовестным.

Введен принцип стабильности налогового законодательства, который предполагает, что в течение финансового года любые элементы налогообложения не могут изменяться. Плательщик должен планировать бизнес-процессы и выстраивать работу с учетом законодательства, сформированного на финансовый год. Согласно принципу гласности нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством.

Появился и совершенно новый принцип экономической обоснованности налогообложения, который гласит, что налоги, сборы (пошлины) должны устанавливаться с учетом необходимости обеспечения сбалансированности расходов республиканского и местных бюджетов с их доходами, а объем доходов от уплаты налогов, сборов (пошлин) должен превышать затраты на их администрирование.

Статья 3.Налоговое законодательство Республики Беларусь

В статье закреплено, что положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании и во исполнение НК, не могут противоречить его положениям, а равно и выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий.

В этой же статье установлена иерархия актов налогового законодательства по их юридической силе.

Так, в случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с НК или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, НК или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

В случае расхождения акта налогового законодательства с актом другой отрасли права, содержащим вопросы налогообложения, применяются положения акта налогового законодательства.

Во избежание неопределенности при формировании правоприменительной практики пунктом 7 статьи 3 НК определяется, что акты налогового законодательства, улучшающие положение плательщика, могут иметь обратную силу, только когда это прямо предусмотрено в таком акте.

Статья 4.Порядок исчисления сроков, установленных налоговым законодательством

Данная статья определяет порядок исчисления сроков. В новой редакции НК она откорректирована с учетом применения на практике актов налогового законодательства, в которых порядок отсчета срока для совершения действий (например, подачи налоговых деклараций (расчетов), уведомлений) может отличаться от порядка отсчета срока, установленного, например, для действия налоговых льгот. В частности, конкретизировано, что только последний день срока, установленного для совершения действия, который приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем, переносится на ближайший следующий за ним рабочий день, а вот последний день срока, которым определяется период использования льготы, не переносится.

Статья 5.Действие положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения

Особое место среди источников налогового права принадлежит межгосударственным соглашениям по вопросам налогообложения, имеющим статус международных договоров Республики Беларусь. Нормы ратифицированных соглашений являются приоритетными в регулировании налоговых правоотношений по сравнению с нормами национального законодательства. Большинство ныне действующих соглашений закрепляет нормы об устранении двойного налогообложения.

Статья 6.Налоги, сборы (пошлины)

Основные понятия «налог» и «сбор (пошлина)», их отличие друг от друга и от иных платежей в бюджет закреплены в настоящей статье. Правовое определение этих категорий, его четкость и однозначность понимания создает основу для формирования всей совокупности законодательных норм, регулирующих налоговые отношения.

К налогам могут быть отнесены только те платежи, которые отвечают следующим признакам:

  • обязательность для плательщиков. При возникновении налогового обязательства оно подлежит безусловному исполнению;
  • поступление в республиканский и (или) местные бюджеты. Вносимые плательщиками суммы должны зачисляться непосредственно на счета соответствующих бюджетов;
  • отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств. Предусматривается денежная форма расчетов с бюджетом, т.е. уплата налога посредством внесения определенной суммы денежных средств, находящихся в собственности плательщика или принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления;
  • индивидуальная безвозмездность. Под данным условием необходимо понимать отсутствие встречного получения плательщиком выгоды для себя, материальных или нематериальных благ либо преимуществ, пропорциональных внесенной сумме налога.

В соответствии с определением, приведенным во втором пункте ст. 6 НК, признаками сбора или пошлины являются:

  • обязательность для плательщиков;
  • поступление в республиканский и (или) местные бюджеты;
  • осуществление платежа, т.е., как и в случае с налогом, отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.

Таким образом, основным отличием сборов и пошлин от налогов является то, что в отношении них отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Внесение плательщиком соответствующей суммы сбора и пошлины НК предусматривается в качестве одного из возможных условий совершения в его пользу уполномоченными органами, организациями и должностными лицами юридически значимых действий, таких как предоставление тех или иных прав, выдача специальных разрешений (лицензий), других документов.

Вместе с тем признак возмездности для сборов и пошлин установлен с оговоркой «как правило», что предполагает и наличие среди них платежей, не предусматривающих получение плательщиком взамен внесенной в бюджет суммы каких-либо благ.

Пунктом 3 статьи 6 НК оговаривается, что платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также применяемых в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, в том числе и налогового, носят неналоговый характер.

Принципиально важным является требование безусловного и обязательного определения перечисленных в пункте 5 статьи 6 НК элементов налогообложения при установлении налогов. Нарушение этого правила не позволит считать налог законно установленным, а значит, и обязательным к уплате плательщиками. А вот аналогичных требований к определению всего перечня элементов налогообложения при установлении сборов и пошлин не предусматривается.

Статья 7.Виды налогов, сборов (пошлин)

Налоги, сборы и пошлины разделены на республиканские или местные на основании территориального признака, т.е. территории их обязательного применения, и полномочий властей различного уровня в отношении регулирования налоговых правоотношений (устанавливать, вводить, изменять или прекращать действие налоговых платежей).

Необходимо отметить, что сам статус налогового платежа (республиканский или местный) не означает, что все поступления от него зачисляются соответственно в республиканский или местный бюджет.

Статья 8. Республиканские налоги, сборы (пошлины)

Данной статьей установлен перечень республиканских налогов, сборов и пошлин. Состав плательщиков, а также содержание обязательных элементов налогообложения в отношении каждого из этих налоговых платежей устанавливаются Особенной частью НК.

Статья 9.Местные налоги и сборы

В статье установлен закрытый перечень местных налогов и сборов, исходя из которого местные Советы депутатов будут формировать состав местных налоговых платежей, применяемых на соответствующих административных территориях. Состав плательщиков, конкретные объекты налогообложения, механизм определения налоговой базы, предельный размер налоговых ставок устанавливаются Особенной частью НК.

Статья 10.Особые режимы налогообложения

В данной статье определен перечень особых режимов налогообложения, в числе которых упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Такие режимы не являются новшеством для налоговой системы Республики Беларусь, так как уже применяются в существующей практике налогообложения.

Статья 11. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин)

В целях совершенствования правового регулирования порядка реализации налоговой политики установлено, что Президентом Республики Беларусь и (или) законами устанавливаются, вводятся, изменяются налоги, сборы (пошлины) (определяются плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты), особые режимы налогообложения, а также прекращается действие налогов, сборов (пошлин), особых режимов налогообложения, устанавливаются отдельным категориям плательщиков льготы по налогам, сборам (пошлинам).

Статья 12.Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов

Статья определяет порядок внесения корректировок в систему местных налогов и сборов. При этом виды таких корректировок аналогичны предусмотренным для республиканских налогов. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налоговых платежей относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов. Одновременно Общая часть НК учитывает, что местные налоги и сборы являются составным элементом единой налоговой системы Республики Беларусь и, следовательно, должны основываться на единых правилах организации и функционирования такой системы. Для этого предусматривается обязательность соответствия решений местных Советов депутатов об установлении, введении, изменении и прекращении действия любого из местных налогов и сборов принципам, заложенным в НК.

Статья 13.Термины и их определения

Новая статья, определяющая понятия и термины, которые используются в двух и более главах НК, поскольку в целях системности и комплексности регулирования отношений, связанных с конкретным налогом, целесообразно термины, которые употребляются лишь для целей одной главы, сохранить исключительно в ней.

В данную статью вошли как уже имеющиеся в прежней редакции НК понятия и определения, так и новые, требующие более четкого понимания, например, «иное обязанное лицо», «счет», «трудная жизненная ситуация» и др.

Впервые появилось определение иного обязанного лица. Под такими лицами понимаются:

во-первых, лица, на которые в соответствии с НК и иными актами налогового законодательства возложено исполнение налогового обязательства плательщика;

во-вторых, лица, которые в соответствии с таможенным законодательством несут с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.

В статьях 21 и 22 НК прописана общая норма о том, что иные обязанные лица пользуются правами и исполняют обязанности, которые предусмотрены НК и другими актами налогового законодательства для плательщика.

Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №1 за 2019 год.

Оставьте комментарий