По 223 ФЗ

Что нового в 223-ФЗ

До вступления в силу изменений закона 223-ФЗ заказчик обязан был в положении о закупке прописать лишь два способа: конкурс или аукцион. Другие способы можно было использовать и вносить в положение на свое усмотрение.

«Согласно поправкам к закону, с 1 июля 2018 года минимальный набор процедур, которые должны быть установлены в положении о закупках конкретного заказчика, — это закупка у единственного поставщика и четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок», — поясняет новшества Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

Что такое конкурентная закупка

В законе 223-ФЗ перечислены следующие признаки:

  1. Информация о конкурентной закупке:

    — размещается в ЕИС и доступна неограниченному числу потенциальных участников;

    — высылается адресно двум и более участникам, если закупка закрытая.

  2. Закупка проводится на условиях конкурентной борьбы поставщиков товаров (услуг, работ) за право заключить контракт. И это главное отличие от закупки у единственного поставщика.
  3. В условиях заказчик описывает предмет закупки по правилам, описанным в ст. 3 закона 223-ФЗ.

«Заказчик не может указывать в описании предмета закупки любые идентифицирующие признаки: товарный знак, знак облуживания, знак производителя, место происхождения товара — без уточнения «или эквивалент», за исключением случаев, указанных в законе. Если заказчик хочет купить товар с конкретным товарным знаком, в этом случае речь может идти только о проведении неконкурентной процедуры», — уточняет Станислав Грузин.

Описанным выше условиям соответствуют две большие группы закупок.

Первая группа — торги — и есть те конкурентные закупки, которые должны быть указаны в положении о закупках. Теперь при проведении запроса котировок и запроса предложений заказчик не может отказаться от заключения договора, как это было до изменений закона 223-ФЗ.

«Закон позволяет заказчику использовать и иные конкурентные способы закупки кроме обязательных. Все ограничивается фантазией конкретного заказчика, могут быть любые другие процедуры: запрос цен, запрос оферт, конкурентные отборы и так далее», — объясняет Станислав Грузин.

Виды торгов по 223-ФЗ

После внесения изменений в законе 223-ФЗ появилось отдельное определение для каждого из видов торгов.

Конкурс

Определение, которое дано в законе, тяжелое и непонятное. Если сформулировать проще, конкурс — это закупка, в которой побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. При этом заявка исполнителя должна отвечать требованиям закупки.

Аукцион

Это вид закупки, где победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену договора, сниженную на шаг аукциона. Эта величина устанавливается в документации.

Если в ходе аукциона цена снижается до нуля, то участники аукциона начинают бороться уже за право заключить договор. Победителем станет тот, кто предложит не самую низкую, а самую высокую цену для заказчика на право заключить договор. Иными словами, не заказчик оплачивает исполнителю работы, а исполнитель платит за то, чтобы получить заказ.

Запрос котировок

Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка содержит наименьшую цену договора. Обратите внимание: согласно новой редакции 223-ФЗ заказчик не разрабатывает документацию о закупке. Заявка участника должна соответствовать извещению о проведении запроса котировок.

Запрос предложений

Это форма торгов, при которой заказчик организовывает тендер и заключает договор с тем участником, чье предложение больше прочих удовлетворяет критериям тендера.

Формы проведения закупок

Закрытые закупки можно проводить в случаях (ст. 3.5 закона 223-ФЗ):

  1. Если в проекте договора содержится государственная тайна.
  2. Если координационный орган Правительства РФ принял решение в соответствии с п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 закона 223-ФЗ.
  3. Если в соответствии с ч. 16 ст. 4 закона 223-ФЗ решено, что закупка не размещается открыто. Основанием могут стать распоряжения Правительства РФ и иные подзаконные акты.

В остальных случаях процедура должна быть открытой и все данные о ней должны размещаться в ЕИС.

Как открытые, так и закрытые торги могут быть электронными и бумажными (неэлектронная форма закупок). Но есть нюансы.

Закупки по 223-ФЗ Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

В положении должно быть прописано, что торги проводятся в электронной форме на ЭТП, которые соответствуют требованиям 223-ФЗ.

Если не указано, что определенный вид закупки проводится на бумажных носителях, автоматически она должна проходить на ЭТП. Подача заявки на флеш-карте, диске, по электронной почте больше не признается электронной формой процедуры.

Закупки для представителей малого и среднего предпринимательства могут проходить только в электронном формате. Это положение закреплено в ч. 2 ст. 3 закона 223-ФЗ и действует с 1 июля 2018 года.

О порядке проведения обязательных конкурентных закупок читайте в нашей следующей статье.

17 апреля 2020 года Государственной Думой РФ был принят в третьем чтении законопроект № 711277-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» с изменениями в Федеральный закон № 223-ФЗ, а также в Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 449-ФЗ, которым поэтапно вносится ряд поправок в 44-ФЗ, в том числе в части регламентации новой закупки у единственного поставщика в электронной форме до 3 млн рублей.

Так, согласно изменениям, внесенным в процедуру проведения такой закупки у единственного поставщика, участники закупок при формировании предварительного предложения на электронной площадке, должны будут помимо уже зафиксированного в тексте закона перечня информации дополнительно указывать:

• количество товара, предлагаемого к поставкам, в разбивке по возможным территориям поставки;
• минимальное и (или) максимальное число товара, предлагаемого к поставке, в том числе в разрезе территорий поставки;
• минимальные и (или) максимальные сроки поставки в календарных днях с учетом территориальных возможностей поставок. При этом неуказание срока в предварительном предложении будет означать согласие со сроком поставки, указанным заказчиком в извещении.

Участники закупок смогут вносить изменения в свои предварительные предложения, эти изменения будут применяться к закупкам, извещения о проведении которых размещены после размещения на ЭТП изменений такого предварительного предложения.

На оператора электронной площадки возлагается дополнительная обязанность по проверке предварительных предложений при отборе 5 заявок после получения извещения о закупке от заказчика на предмет наличия незаблокированного количества товара в размере, указанном в извещении. Заявки, у которых будет отсутствовать незаблокированное количество товара в размере, необходимом для заказчика по извещению, не будут учитываться при отборе.

Оператор электронной площадки должен будет осуществлять блокировку количество товара в размере, указанном в извещении, в отобранных и направленных заказчику заявках в случае, если участник в своем предварительном предложении указал максимальное количество товара, возможное к поставке.

Также оператор должен будет в течение 1 часа с размещения протокола подведения итогов прекращать блокировку товара всем участникам, за исключением того, с которым заключается контракт. При этом участнику, с которым заключается контракт, оператор электронной площадки будет автоматически уменьшать количество товара, указанное в предложении, на количество товара, закупаемого по извещению.

Вступление в силу положений, регламентирующих закупки у единственного поставщика в электронной форме, переносится на 1 октября 2020 г. При этом интеграционное взаимодействие с ЕИС в рамках таких закупок в части размещения всех предварительных предложений со всех электронных площадок откладывается на более поздний срок — до 1 июля 2021 г.

В связи с корректировкой порядка проведения запроса котировок в электронной форме, в том числе в части срока заключения контракта по результатам его проведения, редактируются положения о заключении контрактов по результатам проведения электронных процедур в части срока заключения контракта по итогам проведения запроса котировок. При этом предлагается перенести срок вступления в силу изменений, касающихся проведения электронного запроса котировок, на 1 октября 2020 года.

Кроме того, в Федеральный закон № 44-ФЗ вносятся следующие поправки:

• регламентируются сроки вступления в силу изменений, вносимых в 44-ФЗ. Так, федеральные законы, которыми будут предусмотрены поправки в части планирования закупок, порядка и способов определения поставщиков, контроля, мониторинга и аудита в сфере закупок, должны будут вступать в силу с 1 января очередного календарного года, за исключением случаев принятия таких законов после 1 октября текущего года, в этом случае поправки вступят в силу только в с 1 января года, следующего за очередным календарным годом. Данная норма вступит в силу с 1 января 2021 года;
• проверка участника закупки комиссией заказчика по осуществлению закупок на соответствие требованию о непривлечении участника закупки – юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за получение незаконного вознаграждения (статья 19.28 КоАП РФ) с 1 января 2021 года будет переведена из разряда права комиссии в разряд ее обязанностей;
• с 1 июля 2020 года будет скорректирован порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств. Требование о предоставлении такого обеспечения также станет правом заказчика, а не его обязанностью, для этого данное требование надо будет зафиксировать в извещении, документации о закупке, проекте контракта при условии установления требований к таким обязательствам при описании объекта закупки. Размер такого обеспечения не будет превышать 10 % НМЦК;
• с 1 июля 2020 года будет снижено с 5% до 0,5% минимальное предельное значение размера обеспечения исполнения контракта. Также уточняется, что если расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от размера НМЦК либо от цены контракта, заключенного по результатам процедуры среди СМП, СОНКО, за вычетом размера аванса. Если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, то заказчик будет вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, но если такое требование будет установлено, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не более 10% НМЦК или цены контракта, заключенного по результатам процедуры среди СМП, СОНКО. Также устанавливается необходимость выполнения условия о приемке результатов исполнения контракта или его этапа в объеме, превышающем выплаченный аванс, в целях применения положений об уменьшении размера обеспечения исполнения контракта, расчеты по которому в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению;
• все указанные изменения в части обеспечения исполнения контракта могут быть распространены по соглашению сторон на отношения, связанные с исполнением контрактов, заключенных до вступления в силу данного федерального закона, либо контрактов, заключенных по результатам закупок, извещения о проведении которых были размещены до вступления в силу этого федерального закона;
• в части установленной в связи с распространением коронавирусной инфекции возможности изменения в 2020 году отдельных условий контракта с 1 июля 2020 года также будет возможно изменение размера аванса, причем для этого не потребуется отдельное решение органа власти соответствующего уровня, как в случае изменения срока исполнения контракта, цены контракта или цены единицы товара, работы, услуги;
• со дня вступления в силу федерального закона:
увеличится с 300 до 600 тыс. рублей цена одной малой закупки у единственного поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ, а также с 5 до 10 процентов от совокупного годового объема закупок увеличится годовая квота таких закупок;
• будет уточнена формулировка требования в отношении уровня кредитного рейтинга, устанавливаемого Правительством РФ к банкам в целях их отбора для выдачи банковских гарантий в рамках Федерального закона № 44-ФЗ: более широкое понятие «российская кредитная организация» заменяется понятием «банк», поскольку к кредитным организациям относятся также небанковские кредитные организации.

Поправки в Федеральный закон № 223-ФЗ предусматривают перевод в закрытый режим закупок в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о таких закупках не должны будут размещаться в ЕИС. Данные поправки вступят в силу с момента опубликования подписанного закона в официальных источниках.

Поправками предусмотрен порядок исчисления сроков при проведении закупок в рамках Федерального закона № 223-ФЗ в случае введения Президентом России нерабочих дней в 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции. Так, сроки, предусмотренные 223-ФЗ и подзаконными актами, исчисляемые в рабочих днях, подлежат исчислению в календарных днях, суббота и воскресенье не будут учитываться при исчислении таких сроков. Если последний день исчисляемого срока придется на нерабочий день, за исключением случая, если он приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день, поскольку в этих случаях днем окончания будет являться ближайший нерабочий день, который не является ни субботой, ни воскресеньем, ни иным нерабочим праздничным днем.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 31 августа 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта «в» пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2015 г. и с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Для регистрации Заказчика на Официальном сайте Российской Федерации по 223-ФЗ. Для размещения информации о размещении заказов (ООС 223) необходимо получить квалифицированное ЭЦП, в удостоверяющем центре, имеющем уполномоченным выдавать даныые сертификаты ЭЦП. Кроме ЭЦП Вам необходимо пройти регистрацию на ООС-223, и сайте www.gosuslugi.ru. Регистрация на сайте ООС-223 (https://zakupki.gov.ru/223/) если у Вас уже есть ЭЦП – 10 000 рублей.

Специализированная организация по проведению торгов ООО «СОС» предлагает Вам получить Квалифицированную ЭЦП для работы на ООС по 223-ФЗ:

  1. Если Вам необходио получить Квалифицированную ЭЦП для работы на ООС по 223-ФЗ и после чего произвести регистрацию пользователя и организации, то Вам необходимо:

    • а) в любом другом Удостоверяющем центре, который может выдавать квалификированный сертификат ЭЦП (Список доверенных УЦ);
    • После получения сертификата ЭЦП, Вам необходимо провести регистрацию на сайте ООС-223 и сайте Госуслуги.

    Стоимость услуг – 16 500 рублей.

На сайте ООС-223 (zakupki.gov.ru/223) могут регистрироваться только Заказчики и Специализированные организации. Поставщикам доступна только Отрытая часть сайта ООС, на которой они могут просматривать всю информацию о государственных закупках.

www.zakupki.gov.ru — Официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – Официальный сайт) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.
Порядок размещение информации на Официальном сайте и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

ЭЦП для заказчиков 44-ФЗ
ЭЦП для заказчиков 223-ФЗ

Помимо целей прозрачности регулируемых законом тендеров, развития добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции, Закон о закупках, по замыслу законодателей, должен стимулировать участие большего количества юридических и физических лиц в конкурсах и аукционах и способствовать эффективному использованию денежных средств.1

По сути, Закон о закупках дополняет Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее – Закон № 94), распространяясь на самый близкий (аффилированный) государственным и муниципальным заказчикам круг юридических лиц: государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, ГУПы, МУПы, организации осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов.2 А также на их дочерние юридические лица, в которых вышеуказанные организации владеют более чем 50 % уставного капитала и на юридические лица, в которых названные дочерние организации, в свою очередь, владеют более, чем 50 % уставного капитала (т.е., выражаясь профессиональным сленгом специалистов по корпоративному праву на «дочки» и «внучки» государственных компаний).

При этом распространение норм Закона о закупках на новых участников (или, наоборот, вывод отдельных участников из-под действия закона) в связи с изменением доли прямого или опосредованного участия государства в их уставном капитале, равно как и методология определения размера совокупной доли Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований, их дочерних организаций в уставном капитале соответствующих юридических лиц должны быть отдельно установлены федеральным органом исполнительной власти.3

Как указано выше, Закон о закупках следует анализировать в неразрывной связи с Законом № 94. Закон о закупках регулирует аналогичные отношения (применительно к несколько другому кругу лиц), преследует схожие цели, оперирует такой же юридической техникой и устанавливает правила закупок товаров, работ и услуг во многом схожие правилам, установленным Законом № 94.

Например, почти идентичны с Законом № 94 правила извещения участников о планируемой закупке. Извещение должно содержать способ закупки, наименование и контактные данные заказчика, место поставки товаров, порядок предоставления документации и т.д.4 По аналогии с Законом № 94, в случае, если закупка проводится в форме аукциона, участники соревнуются по единственному параметру – цене, а в случае с конкурсом заказчик вправе установить комплекс параметров одинаковой или разной степени значимости для заказчика вместе с критериями оценки и сопоставления заявок.

В то же время Закон о закупках в целом несколько лояльнее к заказчикам в части срока и порядка соблюдения некоторых формальных требований. Так, например, извещение о проведении конкурса может быть размещено не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок5 (в отличие от предусмотренного Законом № 94 30-дневного срока). Протоколы, составляемые заказчиком в ходе проведения торгов, подлежат размещению на официальном сайте в течение трех рабочих дней со дня их подписания,6 в то время как Закон № 94 предусматривает более сжатые сроки (1-3 дня). В случае внесения изменений в извещении о проведении конкурса, заказчик по Закону о закупках обязан предоставить участникам не менее 15 дней для участия в конкурсе на новых условиях,7 тогда как государственный или муниципальный заказчик – не менее 20.

Таким образом, применение Закона о закупках вместо Закона № 94, пожалуй, предпочтительнее для заказчика благодаря отдельным послаблениям в части формальных требований. Хотя и нельзя сказать, что разница между законами существенна.

Следует отметить, что Закон о закупках оставляет открытым перечень возможных способов закупки, указывая, что заказчик вправе предусмотреть иные способы, помимо конкурса и аукциона. При этом Закон о закупках не устанавливает специальных правил в отношении таких «иных» способов закупки, в частности, не регулирует запрос котировок.

Ключевым юридическим фактом, распространяющим на заказчика положения Закона о закупках, является утверждение заказчиком и размещение им на Интернет-сайте www.zakupki.gov.ru положения о закупке (далее – Положение). Положение регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, способы закупки, порядок заключения и исполнения договоров и иные связанные с обеспечением закупки положения.8

Положение подлежит разработке и размещению на сайте каждым заказчиком, на которого распространяются положения Закона о закупках, в течение трех месяцев с момента его вступления в силу (т.е. не позднее 01 апреля 2012 года). Заказчики, созданные, либо ставшие таковыми вследствие увеличения доли государственного капитала после 01 января 2012 года обязаны утвердить Положение в течение трех месяцев со дня регистрации или получения уведомления об изменении соответствующей доли в уставном капитале.9

В случае если Положение в установленный Законом о закупках срок не разработано и не опубликовано, заказчик до момента утверждения Положения обязан закупать товары, работы и услуги по правилам, установленным Законом № 94. В случае если заказчик при закупках не руководствуется ни Положением, ни Законом № 94, такие действия будут являться нарушением законодательства и могут быть обжалованы в ФАС.10

Отдельно остановимся на нескольких специфических нормах Закона о закупках.

1. Реестр недобросовестных поставщиков

Законом о закупках, также как и Законом № 94, предусматривается ведение реестра недобросовестных поставщиков, которые уклонились от заключения договора с заказчиком, либо договоры с которыми были расторгнуты судом в связи с существенными нарушениями. 11

При этом по смыслу Закона о закупках это отдельный реестр, отличный от того, который ведется в связи с ненадлежащим исполнением Закона № 94. То есть включение лица в число недобросовестных поставщиков по одному закону не означает того же самого по другому и наоборот. Вместе с тем заказчик по Закону о закупках вправе отказать в заключении договора с участником, который включен в любой из реестров недобросовестных поставщиков – как по Закону о закупках, так и по Закону № 94.12 В связи с этим целесообразность ведения двух параллельных реестров, влекущих для участников одинаковые правовые последствия, вызывает сомнения.

2. Преимущества российским участникам

Законом о закупках предусмотрено, что Правительством РФ может быть установлен приоритет российских товаров, а также работ и услуг, оказываемых российскими лицами, по отношению к иностранным товарам, работам и услугам иностранных лиц. Исходя из использованной формулировки, представляется, что речь идет об отдельном списке преференций, распространяющихся только на закупки по Закону о закупках, но не на государственные и муниципальные заказы. Соответственно устанавливаемые Министерством экономического развития РФ перечни товаров, на поставки которых по государственным и муниципальным заказам распространяются льготы для российских производителей (например, принудительная дополнительная 15% скидка на товар в случае, если он произведен иностранным изготовителем)13 на закупки, осуществляемые по Закону о закупках, распространяться не должны.

3. Государственная тайна

На официальном сайте в Интернете не публикуется информация о закупке, составляющая государственную тайну. В ранних редакциях Закона о закупке это правило распространялось и на коммерческую тайну, что вызывало обоснованную критику, поскольку режим коммерческой тайны можно распространить на слишком большой объем информации, что не способствовало бы честности и прозрачности закупок. В итоговой редакции этот недостаток устранен.

4. Инновационная продукция

Одной из целей Закона о закупках согласно пояснительной записке к его проекту является повышение доли закупок инновационной продукции. Но в самом законе это реализуется лишь путем обязательства заказчиков утверждать планы закупок инновационной продукции на длительный срок (в 2013-2014 годах – на 3 года, с 01 января 2015 – на 5-7 лет). На данный момент эта норма видится не очень работающей. Во-первых, из-за отсутствия требований о минимальном объеме закупаемой инновационной продукции (формально ничто не мешает заказчику утвердить план закупок инновационной продукции, что называется, «стремящийся к нулю»). Во-вторых, из-за неразвитого законодательства об инновационной продукции (критерии отнесения к которой еще только должны быть разработаны в будущем).

Примечания

1 См. ст. 1 Закона о закупках

2 П. 1 ст. 2 Закона о закупках

3 П. 3 ст. 1 Закона о закупках

4 П. 9 ст. 4 Закона о закупках

5 П. 2 ст. 3 Закона о закупках

6 П. 12 ст. 4 Закона о закупках

7 П. 11 ст. 4 Закона о закупках

8 П. 2 ст. 2 Закона о закупках

9 П. 5-6 ст. 8 Закона о закупках

10 Пп. 3 п. 10 ст. 3 Закона о закупках

11 См. ст. 5 Закона о закупках

12 См. п. 7 ст. 3 Закона о закупках

13 См. Приказ МЭР РФ от 12.05.2011 № 217

Оставьте комментарий