По пути следования в отпуск

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с 16 мая 2013 года, имеют право на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства.

Куда обратиться

Чтобы получить компенсацию, пенсионеру необходимо после осуществления переезда лично (либо через официального представителя) обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в территориальный орган ПФР по новому месту жительства, в котором находится его выплатное (пенсионное) дело. Форма заявления о компенсации приводится в приложении к Правилам компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства от 11.12.2015 № 1351 (далее – Правила компенсации).
Также нотариально заверенные заявление и копии документов можно направить в территориальный орган ПФР по новому месту жительства по почте.
Какие документы представить
При обращении в территориальный орган ПФР необходимо представить следующие документы:
а) заявление установленного образца;
б) документы, удостоверяющие личность пенсионера, личность переехавших вместе с ним на новое место жительства членов семьи пенсионера, находящихся на иждивении пенсионера (далее – члены семьи пенсионера), а также позволяющие установить возраст указанных лиц;
в) документы, подтверждающие снятие пенсионера и переехавших вместе с ним на новое место жительства членов семьи пенсионера с регистрационного учета по прежнему месту жительства в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и их регистрацию по новому месту жительства;
г) пенсионное удостоверение (при наличии);
д) документы, подтверждающие регистрацию пенсионера и переехавших вместе с ним членов семьи пенсионера (при наличии) в системе обязательного пенсионного страхования;
е) документы, подтверждающие прекращение пенсионером трудовой деятельности;
ж) документы, удостоверяющие:
брачные (родственные) отношения пенсионера с членами семьи пенсионера;
факт усыновления (удочерения), установления опеки или попечительства пенсионера над членами семьи пенсионера;
з) документы, подтверждающие:
признание члена семьи пенсионера старше 18 лет инвалидом до достижения возраста 18 лет;
отсутствие у находящихся на иждивении пенсионера братьев, сестер и внуков трудоспособных родителей;
и) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя пенсионера.
Помимо этого, необходимо приложить документы, подтверждающие, что:
а) пенсионеру по последнему месту работы в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам семьи пенсионера не производилась компенсация за счет средств работодателя в указанный в заявлении о компенсации срок, определенный датами выезда и приезда;
б) член семьи пенсионера старше 18 лет проходит обучение по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (до окончания им такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет);
в) члены семьи пенсионера, переехавшие вместе с ним на новое место жительства, находятся на иждивении пенсионера;
г) пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства и пенсионером фактически произведены расходы на оплату стоимости проезда (проездные документы, посадочные талоны, иные документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы);
д) пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд более высокой категории стоимости (справка или иной документ, подтверждающие стоимость и категорию проезда по соответствующему маршруту на дату осуществления проезда в размерах, установленных подпунктом «а» пункта 3 Правил компенсации, выданные транспортными организациями или их агентами в установленном порядке);
е) пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили проезд к новому месту жительства и провоз багажа личным транспортом и пенсионером фактически произведены расходы на оплату стоимости указанного проезда (правоустанавливающие документы на транспортное средство, чеки автозаправочных станций на оплату топлива);
ж) пенсионер и члены семьи пенсионера осуществили провоз багажа к новому месту жительства и пенсионером фактически произведены расходы на оплату услуг по провозу багажа, включая услуги по погрузке и выгрузке багажа (багажная, грузобагажная квитанция, грузовая накладная, заявка на перевозку грузов с отметкой об их принятии, коносамент, кассовый чек, подтверждающий оплату провоза багажа, контейнеров, почтовых посылок, и другие документы, содержащие сведения о весе (массе) и стоимости провоза багажа, выданные организациями, осуществившими его перевозку);
з) фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера превышают размеры, установленные подпунктом «б» пункта 3 Правил компенсации (справка или иной документ, подтверждающие стоимость провоза багажа по соответствующему маршруту в указанных пределах, выданные транспортными организациями в установленном порядке);
и) представитель пенсионера наделен соответствующими полномочиями.

Размеры компенсации

Компенсация производится в размере:
а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении;
б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.
При отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства железнодорожного, внутреннего водного, морского, автомобильного (за исключением такси) транспорта пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и членов семьи пенсионера и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства.

Сроки выплаты компенсации

В течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации заявления, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о компенсации и документы (копии документов) и принимает решение о выплате или об отказе в выплате компенсации. В случае принятия положительного решения выплата компенсации производится в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о выплате компенсации путем перечисления денежных средств на счет пенсионера в кредитной организации, указанный им в заявлении о компенсации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 работникам учреждений и членам их семей один раз в два года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно. В локальном нормативном акте, действующем на предприятии, воспроизведены нормы постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455, никаких иных положений, касающихся порядка оплаты стоимости проезда к месту использования ежегодного отпуска работника и членов его семьи, локальный нормативный акт не содержит.
Правомерно ли при возникновении у работника унитарного предприятия права на указанную компенсацию компенсировать семье работника расходы на проезд в отпуск и обратно, если сам работник выехал на место проведения отпуска позже семьи на месяц и обратно вернулся на месяц раньше?
Правомерно ли, если государственное унитарное предприятие (коммерческое предприятие, 100% учредителем которого является субъект РФ) исключит указанную компенсацию из своего локального нормативного акта и не будет производить указанные компенсации за проезд в отпуск членам семьи работника унитарного предприятия?

5 апреля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Отказ работодателя в оплате расходов на проезд и провоз багажа работнику и членам его семьи только на том основании, что работник выехал к месту отдыха и возвратился не одновременно с другими членами семьи, по нашему мнению, неправомерен.
2. Исключение из локального нормативного акта организации положений, которыми устанавливается порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников и членов их семей, не соответствует требованиям законодательства.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014 (далее — Обзор Верховного Суда РФ), обязанность работодателя оплатить неработающим членам семьи работника проезд к месту использования отпуска и обратно обусловлена выездом самого работника к месту отдыха, независимо от того, одновременно или в разное время используют отпуск работник и неработающие члены его семьи. Если работник не выезжал в отпуск, он лишен возможности получить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на члена семьи, так как его право производно от права самого работника.
Судебная практика подтверждает вывод о том, что ни ТК РФ, ни Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не обусловливают право работника на оплату проезда к месту использования им и неработающими членами его семьи отпуска, одновременным или совместным использованием отпуска этими лицами (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21.12.2015 по делу N 33-4874/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30.01.2013 по делу N 33-1180/2012 и т.д.). Таким образом, отказ работодателя в оплате расходов на проезд и провоз багажа работнику и членам его семьи только на том основании, что работник выехал к месту отдыха и возвратился не одновременно с другими членами семьи, по нашему мнению, не правомерен.
Частью восьмой ст. 325 ТК РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. При этом необходимо учитывать, что согласно части второй ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 16.03.2017 N 33-1168/2017).
Соответственно, в силу части первой ст. 325 ТК РФ все работодатели, независимо от того, относятся они к бюджетной сфере или нет, должны оплачивать работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, один раз в два года проезд и провоз багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. При этом право на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Аналогичные разъяснения содержат и консультации с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ» (смотрите, например, вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3).
Таким образом, исключение из локального нормативного акта организации положений, которыми устанавливается порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для работников и членов их семей, не соответствует требованиям законодательства (п. 6 Обзора Верховного суда РФ).
Отметим, при отсутствии порядка предоставления данной гарантии, определенного коллективным договором, трудовым договором или локальным нормативным актом, в случае возникновения трудового спора суды будут руководствоваться положениями федерального законодательства, регулирующими сходные отношения, то есть положениями ст. 325 ТК РФ и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 455 (п. 6 Обзора Верховного Суда РФ, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Чукотского автономного округа от 09.02.2017 по делу N 33-12/2017).

К сведению:
В силу положений ст. 113 ГК РФ и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» федеральное государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения. ФГУП не относится к предприятиям и организациям бюджетной сферы, следовательно, нормы части пятой ст. 325 ТК РФ, а также постановления Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 на работников, заключивших трудовой договор с унитарным предприятием, не распространяются.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

Сахалинская область относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.60 и от 26.09.67 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержден постановлением Совмина СССР от 10.11.67 № 1029).

Одной из особенностей регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является обязанность работодателя компенсировать им расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Причем такая обязанность распространяется на всех работодателей как относящихся, так и не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК РФ).

Компенсация проезда к месту отпуска и обратно включается в состав расходов на оплату труда при условии, что она выплачена в порядке, предусмотренном действующим законодательством — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем — для иных организаций (п. 7 ст. 255 НК РФ). Аналогичные требования нужно соблюсти, чтобы не облагать компенсацию страховыми взносами (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Что касается НДФЛ, то и Минфин России, и ФНС России считают, что суммы оплаты стоимости проезда работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей к месту проведения отпуска на территории Российской Федерации и обратно, производимой на основании ст. 325 ТК РФ, НДФЛ не облагаются (письмо ФНС России от 09.10.2013 № БС-4-11/18086). Таким образом, чтобы у вас не было проблем с налоговиками, выплату компенсации нужно производить в том порядке, который предусмотрен законодательством для соответствующих типов организаций.

Организациям, финансируемым из федерального бюджета, при выплате компенсации необходимо руководствоваться Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, установленными постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (далее — Правила). В пунк­те 9 Правил сказано, что если работник проводит отпуск в нескольких местах, то ему компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства. Применение этой нормы было разъяснено в письме Казначейства РФ от 10.11.2009 № 42-8.2-07/62-1965. Чиновники указали, что ни Правила, ни действующее трудовое законодательство не содержат положений в части ограничения периода нахождения работника в пункте остановки по пути следования к месту проведения отпуска и обратно. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос о том, проводил ли работник свой очередной отпуск в нескольких местах или следовал через пункты остановки проездом, решается администрацией организации на основании объяснительной записки работника и предоставленных проездных документов. Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Минздравсоцразвития России от 20.02.2009 № 194-13. Отметим, что оно было доведено до сведения налоговых органов для использования в работе письмом ФНС России от 20.03.2009 № ВЕ-17-5/63@.

Коммерческие организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату проезда в отпуск и обратно определяют в коллективном договоре, локальном нормативном акте, трудовом договоре. Это прямо установлено в ст. 325 ТК РФ. Конституционный суд РФ в постановлении от 09.02.2012 № 2-П указал, что организации, не относящиеся к бюджетной сфере, при определении размера, условий и порядка компенсации данных расходов должны учитывать ее целевое назначение (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны). При этом нужно принимать во внимание и реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения.

Гарантии, устанавливаемые коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей работодателей, являются дополнительными (ст. 313 ТК РФ). Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 9 ТК РФ). В Трудовом кодексе и Законе РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлены гарантии по оплате проезда в отпуск для работников бюджетной сферы. Порядок их реализации прописан в Правилах. Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2. Следовательно, гарантии по компенсации расходов на проезд в отпуск, установленные в компании, не могут быть ниже, чем определенные законом для бюджетников. В противном случае будут нарушаться права работников. Верховный суд РФ в Определении от 11.03.2011 № 60-В10-4 указал, что работа на Крайнем Севере связана с неблагоприятным воздействием на организм человека различных природно-климатических факторов. В силу п. 1 ст. 6 ТК РФ льготы и компенсации для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, предусмотренные в главе 50 Трудового кодекса, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам, независимо от того, с какими работодателями они состоят в трудовых отношениях. Уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть снижен в зависимос­ти от условий финансового обеспечения деятельности работодателей различных организационных форм. А в Определении от 05.10.2012 № 53-КГ12-4 Верховный суд РФ поддержал вывод суда первой инстанции о том, что при отсутствии у компании, не относящейся к бюджетной сфере, утвержденного порядка компенсации расходов на проезд в отпуск и обратно, надлежит руководствоваться правилами, установленными для бюджетников.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации вы должны компенсировать сотруднику расходы на проезд, придерживаясь порядка, разъясненного в письмах Казначейства РФ от 10.11.2009 № 42-8.2-07/62-1965 и Минздравсоцразвития России от 20.02.2009 № 194-13. То есть нужно взять с работника объяснительную записку о причине его задержки в Москве. На основании этой записки, а также представленных проездных документов администрация вашей компании должна решить, проводил работник свой отпуск только в Омске или в Омске и Москве.

Если администрация придет к выводу, что работник проводил отпуск в Омске, ему нужно компенсировать стоимость проезда Южно-Сахалинск — Москва — Омск и обратно. В случае принятия решения, что работник проводил отпуск в двух местах (Москве и Омске), согласно п. 9 Правил компенсации будут подлежать расходы на проезд до одного из этих мест и обратно по выбору работника. И если он выберет Омск, ему также нужно будет компенсировать проезд Южно-Сахалинск — Москва — Омск и обратно.

Чтобы в будущем не возникало подобных вопросов, рекомендуем вам в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации подробно прописать порядок компенсации расходов в таких ситуациях. При этом необходимо следить, чтобы этот порядок не приводил к снижению уровня компенсации по сравнению уровнем, установленным для бюджетников.

/ Новости 4 апреля 2019

Центр управления движением «Архангельскавтодора» официально прекратил выдачу справок о кратчайшем расстоянии между населёнными пунктами по частным запросам граждан, если эти справки касаются дорог, географически находящихся за пределами автодорожной сети, находящихся в управлении дорожного агентства Архангельской области.

«Архангельскавтодор» осуществляет оперативную деятельность и уполномочен предоставлять официальную информацию относительно автомобильных дорог общего пользования регионального значения исключительно Архангельской области. Даже если запрашиваемый маршрут частично проходит по региональным дорогам Архангельской области, в получении справки о полном его расстоянии просителю будет отказано по причине отсутствия у дорожного агентства «Архангельскавтодор» таких полномочий.
В соответствии с п. 17 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах государственной власти Архангельской области, иных государственных органах Архангельской области и государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей», утвержденных Постановлением Правительства Архангельской области № 2-ппот 10 января 2017 г., «кратчайшим путём признается расстояние по кратчайшему пути от места жительства (места пребывания) работника до места использования отпуска… и обратно, определяемому по атласу автомобильно-дорожной сети Российской Федерации, а если эти места в атласе не указаны, – по справке, выданной уполномоченными органами (организациями) в сфере дорожного хозяйства (использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности)».

Оставьте комментарий