Подакцизный товар

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 ноября 2019 года N СД-4-3/23798

О кодах подакцизных товаров

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.07.2019 N 255-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ) в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), сообщает следующее.

1. С 01.04.2020 темное судовое топливо исключено из перечня подакцизных товаров.

В этой связи код вида подакцизного товара «679» — темное судовое топливо, коды операций налогообложения «10045» — «10047», а также коды налоговых вычетов «30036» — «30041» с 01.04.2020 не указываются в налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы, утвержденной приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@ (далее — налоговая декларация по акцизам).

2. Одновременно с 01.04.2020 операция (объект налогообложения), указанная в подпункте 8 пункта 1 статьи 182 НК РФ, изложена в новой редакции:

— передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина и (или) средних дистиллятов для дальнейшего производства продукции нефтехимии, битума, асфальта, кокса, технического углерода, серы, высоковязких продуктов, а также иных неподакцизных товаров, получаемых в качестве отходов или побочной продукции при производстве подакцизных товаров, в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом.

В действующем порядке заполнения налоговой декларации по акцизам установлен код операции «10008» — передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.

Учитывая изложенное, рекомендуется для объекта налогообложения, указанного в подпункте 8 пункта 1 статьи 182 НК РФ, с 01.04.2020 в налоговой декларации по акцизам указывать код операции — «10008».

3. Кроме того, Федеральным законом от 30.07.2019 N 255-ФЗ внесены изменения в пункты 21, 23 статьи 200 НК РФ, согласно которым, вычетам подлежат умноженные на коэффициент следующие суммы акциза:

— начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, и увеличенные на величину ВАВИА;

— исчисленные при совершении операций, указанных в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 НК РФ, и увеличенные на величины В и В.

Учитывая то, что в действующем порядке заполнения налоговой декларации по акцизам отсутствует возможность отражения новых кодов показателей вычетов, при заполнении Раздела 2 налоговой декларации по акцизам рекомендуется отражать следующие коды:

— «30042» — величина В (с 01.01.2020);

— «30043» — величина В (с 01.04.2020).

При этом, обращаем внимание, что при заполнении подраздела 2.3 раздела 2 налоговой декларации по акцизам отражается разница между итоговой суммой акциза по всем строкам графы 4 всех листов подраздела 2.1 раздела 2 налоговой декларации по акцизам и итоговой суммой акциза, подлежащей вычету, по всем строкам графы 3 всех листов подраздела 2.2 раздела 2 налоговой декларации по акцизам.

Так, например, итоговая сумма акциза, подлежащая вычету, рассчитывается следующим образом:

— для операции, указанной в подпункте 28 пункта 1 статьи 182 НК РФ, необходимо суммировать код показателя «30025» + код показателя «30026» + код показателя «30042»;

— для операции, указанной в подпункте 30 пункта 1 статьи 182 НК РФ, необходимо суммировать код показателя «30029» + код показателя «30030» + код показателя «30043».

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С.Сатин

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Минфин пояснил, какие устройства для нагревания табака относятся к подакцизным товарам.

В письме от 27.12.2019 № 03-13-07/102547 ведомство напоминает, что с 1 января 2020 года вступила в силу новая редакция подпункта 15 пункта 1 статьи 181 НК РФ, которая отнесла к подакцизным товарам не только электронные системы доставки никотина, но и устройства для нагревания табака.

Согласно новой редакции данной нормы, для целей взимания акцизов устройствами для нагревания табака признаются электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления.

Минфин уточняет, что определение устройства для нагревания закреплено в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 57458-2017 «Табак нагреваемый. Общие технические условия». Этот стандарт определяет устройство для нагревания, как приспособление (или прибор), предназначенное для использования с табаком нагреваемым и обеспечивающее его прямое или косвенное нагревание без горения или тления для образования табачного пара.

Это значит, что подакцизным товаром признается указанное устройство в виде единого прибора или отдельные от зарядного блока приспособления (компоненты), имеющие нагревательные элементы и обеспечивающие нагревание для образования табачного пара.

БУХПРОСВЕТ

Ставка акциза на электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания в 2020 году составляет 50 рублей за единицу. Ставка акциза на жидкость для электронных сигарет составляет 13 рублей за миллилитр.

При этом акцизы на сигары сейчас составляют 215 рублей за 1 штуку, на сигариллы – 3 055 рублей за 1 000 штук, на сигареты и папиросы – 1 966 рублей за 1 000 штук. Ставка акциза на табак и табачные изделия, предназначенный для потребления путем нагревания равна 6 040 рублям за 1 кг. Отнесение электронных сигарет и устройств для нагревания табака к подакцизным товарам потребует их обязательной маркировки.

Производство такой продукции без маркировки будет грозить организациям штрафом до 150 000 рублей. Продажа такой продукции без маркировки будет являться основанием для ее конфискации и наложения штрафов по ст. 15.12 КоАП РФ. Штрафы назначаются в размере от 2 000 до 4 000 рублей – для физлиц, от 5 000 до 10 000 рублей – для ИП и от 50 000 до 300 000 рублей – для организаций.

5.1. Что облагаем?

Согласно п.п. 213.1.9 НКУ объектом обложения акцизным налогом является, в частности, реализация субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров. При этом под такой реализацией следует понимать ( абзац третий п.п. 14.1.212 НКУ):

1) продажу пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других объектах общественного питания;

2) физический отпуск с автозаправочной станции и/или автомобильной газозаправочной станции горючего, указанного в п.п. 215.3.4 НКУ, независимо от формы расчетов.

Таким образом, под «розничный» акциз попадают следующие подакцизные товары, реализуемые розничными торговцами:

— табак (его заменители) и табачные изделия;

— алкогольные напитки и пиво;

— горючее.

Все предприятия, торгующие в розницу хотя бы одним из указанных выше видов подакцизных товаров, должны помнить о начислении и уплате в бюджет «розничного» акциза ( п.п. 212.1.11 НКУ).

В рамках этого номера мы остановимся исключительно на таких видах «розничного» акциза, как «алкогольный» и «табачный». А вот «топливный» акцизный налог имеет достаточно много специфических нюансов, связанных с его расчетом и администрированием, поэтому в рамках этого номера ему может оказаться слишком тесно. Он достоин отдельного рассмотрения. В частности, с особенностями взимания «топливного» акциза в рознице вы можете ознакомиться в тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 18, а также в № 13, с. 42, № 23, с. 10, № 41, с. 14 и 19.

Предприятиям розничной торговли важно знать, что именно НКУ подразумевает под пивом, алкогольными напитками и табачными изделиями. Приведем определения этих понятий, установленные упомянутым Кодексом.

Пиво — это насыщенный диоксидом углерода пенистый алкогольный напиток с содержанием спирта этилового от 0,5 процента объемных единиц, полученный во время брожения охмеленного сусла пивными дрожжами, который относится к товарной группе УКТ ВЭД по коду 2203 ( п.п. 14.1.144 НКУ).

Алкогольные напитки — это продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 0,5 процента объемных единиц, указанные в товарных позициях 2203, 2204, 2205, 2206 и 2208 УКТ ВЭД, а также с содержанием спирта этилового 8,5 процента объемных единиц и больше, указанные в товарных позициях 2103 90 30 00 и 2106 90 УКТ ВЭД ( п.п. 14.1.5 НКУ).

Табачные изделия — это сигареты с фильтром или без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюхания, сосания или жевания ( п.п. 14.1.252 НКУ).

Некоторые операции розничных торговцев могут вызвать вопросы относительно их подакцизности. В связи с этим спешим заметить, что не являются объектом обложения «розничным» акцизным налогом следующие операции:

— реализация безалкогольного пива. Дело в том, что согласно пп. 215.3.1 и 14.1.144 НКУ подакцизным товаром является исключительно пиво из солода (солодовое), относящееся к товарной группе 2203 УКТ ВЭД. А вот для безалкогольных напитков, в том числе безалкогольного пива, предусмотрена другая товарная группа УКТ ВЭД — 2202 ( абзац десятый ст. 1 Закона № 481). Следовательно,

безалкогольное пиво подакцизным товаром не является и, соответственно, его реализацию в розничной торговле акцизным налогом не облагают

Об этом не поленились сказать и фискалы в своей консультации, размещенной в подкатегории 116.02 БЗ;

— реализация фирменных блюд, кулинарных, кондитерских и мучных изделий, кофе, чая или шоколада с добавлением алкоголя. Причина все та же — «неподакцизный» статус таких товаров. Ведь подакцизным товаром являются исключительно алкогольные напитки, указанные в товарных позициях 2203, 2204, 2205, 2206, 2208, 2103 90 30 00 и 2106 90 УКТ ВЭД ( пп. 215.3.1 и 14.1.5 НКУ). А содержащая его в своем составе продукция (шоколад, чай, кофе и пр.) занимает в УКТ ВЭД совершенно другие ниши. На это указывают и фискалы в разъяснении, приведенном в подкатегории 116.02 БЗ;

— реализация электронных сигарет, трубок или кальянов. Дело в том, что такие товары не подпадают под определение табачных изделий, которое мы приводили выше. На то, что электронные продукты для парования, имитирующие форму и функцию обычных сигарет, а также в виде электронных трубок и кальянов не являются табачными изделиями, указывали и налоговики в письме Миндоходов от 04.07.2014 г. № 4403/б/99-99-21-03-14 (ср. 025069200). Подтверждают сказанное и разные группы УКТ ВЭД, к которым относятся такие товары. Так, табачные изделия указаны в товарных позициях 2401 — 2403 УКТ ВЭД. В свою очередь, их «электронные товарищи» относятся к товарной группе 8543 УКТ ВЭД, а сменные картриджи к ним — к группе 3824 (см. приложение 3 к письму Миндоходов от 26.03.2014 г. № 6983/7/99-99-24-02-03-17). Из этого следует логичный вывод:

операции по реализации электронных сигарет, трубок и кальянов не являются объектом обложения акцизным налогом

— бесплатное распространение подакцизных товаров во время проведения рекламных мероприятий, презентаций и т. п. без проведения расчетной операции*. Здесь все упирается в п. 216.9 НКУ. Им установлено, что датой возникновения налоговых обязательств по реализации розничными торговцами подакцизных товаров является:

* Расчетная операция — это прием от покупателя наличных денежных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных денежных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа об оплате или, при возврате товаров, о перечислении денежных средств в банк покупателя ( ст. 2 Закона об РРО).

1) дата осуществления расчетной операции в соответствии с Законом об РРО — при наличных расчетах;

2) дата оформления расчетного документа на сумму проведенной операции, подтверждающего факт продажи, отгрузки, фактического отпуска товара, — при безналичных расчетах.

Как видите, «акцизные» налоговые обязательства возникают только в случае проведения расчетной операции. Если же реализация подакцизного товара происходит без осуществления расчетной операции, то и об обложении акцизным налогом речь не идет. К такому выводу фискалы приходят в своем разъяснении, приведенном в подкатегории 116.02 БЗ.

Кроме того, заметьте: не относятся к объекту обложения «розничным» акцизным налогом объемы испорченных, уничтоженных, утерянных или использованных для собственных нужд алкогольных напитков и табачных изделий (см. разъяснение в подкатегории 116.02 БЗ).

5.2. Исчисление «розничного» акциза и установление розничных цен

Базой обложения «розничным» акцизным налогом согласно п.п. 214.1.4 НКУ является стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом НДС и без учета акцизного налога.

То есть

«розничный» акциз исчисляют со стоимости реализованных подакцизных товаров с учетом НДС

В свою очередь, стоит заметить, что в базу обложения НДС «розничный» акциз не попадает. Это следует из п. 188.1 НКУ. В соответствии с ним база обложения НДС операций по поставке товаров определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов, кроме, в частности, «розничного» акцизного налога.

Ставки «розничного» акцизного налога нужно искать в п.п. 215.3.10 НКУ. Так, согласно этому подпункту для пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли, ставка акцизного налога составляет 5 %.

Из приведенного выше следует, что сумма налогового обязательства по «розничному» акцизному налогу (НОА) исчисляется по следующей формуле:

НОА = ФРЦ : 105 х 5,

где ФРЦ — фактическая розничная цена (цена в фискальном чеке) с учетом НДС и начисленного на эту цену акцизного налога.

В таком случае сумму налогового обязательства по НДС (НОНДС) следует рассчитывать по такой формуле:

НОНДС = (ФРЦ — НОА) : 120 х 20.

Например, фактическая розничная цена подакцизных товаров равна 126 грн., включая НДС и «розничный» акциз. В таком случае налоговые обязательства по акцизному налогу определяют так: 126 : 105 х 5 = 6 (грн.). Налоговые обязательства по НДС рассчитывают следующим образом: (126 — 6) : 120 х 20 = 20 (грн.).

Таким образом,

розничная цена подакцизных товаров, которую должен уплатить покупатель, включает в себя начисленный акцизный налог ( п.п. 14.1.4 НКУ)

Но имейте в виду: при розничной продаже алкогольно-табачной продукции необходимо учитывать определенные ограничения по ценообразованию таких товаров.

1. Максимальные розничные цены на табачные изделия.

Согласно абзацу второму п.п. 14.1.106 НКУ продажа субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, на которые устанавливаются максимальные розничные цены (далее — МаксРЦ), не может осуществляться по ценам выше МаксРЦ, увеличенным на сумму акцизного налога с розничной торговли подакцизными товарами. При этом МаксРЦ устанавливают на табачные изделия (сигареты с фильтром и без фильтра) производители или импортеры таких товаров.

Таким образом, к МаксРЦ (100 %), которая уже включает НДС, прибавляют «розничный» акциз по ставке 5 % от такой цены.

Цену сигарет, выше которой не разрешена их реализация, рассчитывают путем умножения МаксРЦ, указанной на пачке, на 1,05

Такой алгоритм приводят фискалы в своем разъяснении, размещенном в подкатегории 116.04 БЗ.

Например, МаксРЦ сигарет с фильтром, указанная на пачке, — 23,50 грн. В таком случае розничный продавец не имеет права установить на нее цену выше 24,68 грн. (23,50 грн. х 1,05).

А вот продажу других табачных изделий (кроме сигарет) разрешено осуществлять по ценам, уровень которых определяется исходя из договорной стоимости с учетом НДС (эта стоимость является базой для «розничного» акциза) и собственно «розничного» акциза, исчисляемого по ставке 5 % от указанной стоимости.

2. Минимальные розничные цены на алкогольные напитки.

Согласно ст. 1 Закона № 481 минимальные розничные цены на алкогольные напитки — это цены, которые определяются исходя из минимальных оптово-отпускных цен на эту продукцию и торговой надбавки. При этом размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков установлены постановлением № 957.

В соответствии с письмом ГФСУ от 15.01.2016 г. № 669/6/99-95-42-01-16-01 в розничную цену реализации отдельных видов алкогольных напитков, в том числе в цену, которая законодательно установлена как минимальная розничная цена на определенный вид алкогольных напитков, уже включен акцизный налог. А значит, дополнительно увеличивать цену на «розничный» акцизный налог не нужно.

5.3. «Акцизная» отчетность и уплата налога

Базовым налоговым периодом для уплаты акцизного налога является календарный месяц. Предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию подакцизных товаров, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, подает контролирующему органу по месту регистрации декларацию акцизного налога ( п. 223.2 НКУ).

Форма ныне действующей «акцизной» декларации утверждена приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 14. По ней отчитываются все плательщики акцизного налога, в том числе и плательщики «розничного» акциза (см. письмо ГФСУ от 21.01.2016 г. № 1903/7/99-99-19-03-03-17).

Обратите внимание: плательщики, имеющие действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, которая подлежит лицензированию согласно законодательству, обязаны за каждый установленный НКУ отчетный период подавать налоговые декларации независимо от того, осуществляли ли они хозяйственную деятельность в отчетном периоде ( п. 49.21 НКУ).

Как гласит п.п. 222.3.1 НКУ, предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию подакцизных товаров, должно уплатить сумму начисленного акцизного налога в бюджет в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного НКУ для подачи налоговой декларации за месячный налоговый период.

Заметьте: если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, предельным сроком подачи такой декларации является первый после него рабочий день ( п. 49.20 НКУ). При этом начало отсчета 10-дневного срока для уплаты определенного в декларации налогового обязательства, установленного п. 57.1 НКУ, связано именно с таким первым рабочим днем. Такая позиция фискалов, основанная на правовой позиции ВСУ, размещена в подкатегории 135.04 БЗ, а также представлена в письме ГФСУ от 25.02.2016 г. № 4085/10/28-10-06-11.

Так, например, последний день срока подачи «акцизной» декларации за октябрь 2016 года приходится на 20 ноября этого года. Это воскресенье, а значит, предельный срок переносится на следующий после него рабочий день — понедельник 21 ноября. Начиная с этого дня, производится отсчет 10-дневного срока для уплаты налогового обязательства по акцизному налогу. Следовательно, налоговое обязательство за октябрь 2016 года нужно уплатить до 1 декабря 2016 года включительно.

Помните также: если предельный срок уплаты налога приходится на выходной (праздничный, нерабочий) день, то уплатить его необходимо накануне этой даты. Перенос срока уплаты налогов НКУ не предусмотрен. Например, 10-дневный срок для перечисления акцизного налога за сентябрь 2016 года истекает в воскресенье 30 октября. Значит, налоговое обязательство по акцизному налогу необходимо уплатить накануне — 28 октября (пятница).

Согласно п.п. 222.3.2 НКУ предприятия розничной торговли, осуществляющие продажу подакцизных товаров, уплачивают акцизный налог по месту осуществления реализации таких товаров. То есть розничному продавцу необходимо уплатить налог в бюджет той административно-территориальной единицы, на территории которой расположен пункт продажи подакцизных товаров (см. письма ГФСУ от 20.01.2015 г. № 1519/7/99-99-19-03-03-17 и от 08.12.2015 г. № 26228/6/99-99-19-03-03-15).

5.4. Бухгалтерский учет «розничного» акциза

«Бухгалтерскую судьбу» акцизного налога определяет его статус непрямого налога ( п.п. 14.1.4 НКУ). Как мы уже упоминали ранее (см. подраздел 2.2 этого спецвыпуска на с. 17), суммы непрямых налогов (НДС, акцизного налога и других налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды) в соответствии с п.п. 6.1 П(С)БУ 15 исключаются из сумм дохода. То есть при реализации подакцизного товара сумму акцизного налога в составе стоимости такого товара отражают по кредиту субсчета 702, а затем (при начислении) списывают по дебету этого же субсчета.

По сути, акциз отражают в бухучете в том же порядке, что и НДС. В большинстве случаев будет даже проще. Ведь при учете НДС часто используют транзитные субсчета 643 и 644, а также субсчета второго порядка из-за регистрации налоговых накладных в ЕРНН. В случае же с «розничным» акцизом такие субсчета не применяют. Для отражения акцизного налога в бухучете используют субсчет 641/АН.

Однако в отдельных случаях транзитные счета все же могут понадобиться. Это произойдет, если оплата от покупателя поступила раньше, чем подакцизный товар был отгружен (например, предоплата за банкет). В таком случае получение в качестве предоплаты наличных является расчетной операцией ( абзац четвертый ст. 2 Закона об РРО), а значит, возникает необходимость начислить налоговые обязательства по акцизному налогу (см. с. 55). В связи с этим есть потребность ввести транзитный субсчет 645/АН.

Работу субсчетов 641/АН и 645/АН в действии продемонстрируем на примере.

Пример 5.1. Предприятие розничной торговли реализовало подакцизные товары общей стоимостью 50400 грн. (в том числе НДС — 8000 грн., акциз — 2400 грн.). Первоначальная стоимость указанных товаров — 32000 грн., торговая наценка — 18400 грн. Реализация подакцизных товаров произведена на условиях:

— вариант 1 — последующей оплаты;

— вариант 2 — предоплаты.

В учете предприятия розничной торговли отражают эти операции следующим образом (см. табл. 5.1):

Таблица 5.1. Учет акцизного налога при реализации подакцизных товаров в рознице

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

Вариант 1

Произведена реализация подакцизных товаров

50400,00

Отражены налоговые обязательства по «розничному» акцизу

641/АН

2400,00

Отражены налоговые обязательства по НДС

641/НДС

8000,00

Списана себестоимость реализации

32000,00

Списана торговая наценка

18400,00

Уплачен акцизный налог

641/АН

2400,00

Уплачен НДС

641/НДС

8000,00

Вариант 2

Получена предоплата за подакцизные товары

50400,00

Отражены налоговые обязательства по «розничному» акцизу

645/АН

641/АН

2400,00

Отражены налоговые обязательства по НДС

641/НДС

8000,00

Отражена реализация подакцизных товаров

50400,00

Списан начисленный ранее акцизный налог

645/АН

2400,00

Списаны начисленные ранее налоговые обязательства по НДС

8000,00

Списана себестоимость реализации

32000,00

Списана торговая наценка

18400,00

Отражен зачет задолженностей

50400,00

Уплачен акцизный налог

641/АН

2400,00

Уплачен НДС

641/НДС

8000,00

Больше об «алкогольно-табачном» «розничном» акцизе вы можете узнать из тематического номера «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 54.

выводы

  • Объектами обложения «розничным» акцизом являются табак (его заменители), табачные изделия, алкогольные напитки, пиво и горючее, реализуемые розничными торговцами.
  • Базой обложения «розничным» акцизным налогом является стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом НДС и без учета акцизного налога.
  • Для пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака ставка «розничного» акциза составляет 5 %.
  • Для отражения акцизного налога на счетах бухучета используют субсчет 641/АН, а в случае реализации товаров на условиях предоплаты можно применять также транзитный субсчет 645/АН.

Для того чтобы товар (продукцию) идентифицировать как подакцизный, его нужно, в частности, классифицировать согласно УКТ ВЭД. Правильное определение кода товара имеет большое значение, поскольку от этого напрямую зависит размер ставки акцизного налога.
В статье, в частности, выясним, относятся ли отработанные нефтепродукты к подакцизным товарам.

Классификация товаров

Перечень подакцизных товаров и их коды согласно УКТ ВЭД приведен в ст. 215 Налогового кодекса. Подпунктом 14.1.145 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса определено, что подакцизные товары (продукция) – это товары по кодам согласно УКТ ВЭД, на которые Кодексом установлены ставки акцизного налога.

Перечень подакцизных товаров и ставки, по которым исчисляется акцизный налог при взимании налога с этих товаров, определен п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса. В частности, пп. 215.3.4 указанного пункта установлен перечень подакцизных товаров, отнесенных к горючему.

В понимании Налогового кодекса горючее – это нефтепродукты, сжиженный газ, топливо моторное альтернативное, топливо моторное смесевое, вещества, используемые как компоненты моторных топлив, другие товары, указанные в пп. 215.3.4 п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса (пп. 14.1.1411 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Классификация товаров согласно УКТ ВЭД, то есть определение их кодов, осуществляется в соответствии с Таможенным тарифом Украины, установленным Законом № 584, и с учетом определяющих для классификации характеристик товара.

Так, классификация нефтепродуктов осуществляется по их физико-химическим показателям (на основании заключений компетентных экспертных учреждений, соответствующих документов, где приведены, в частности, фракционный состав и назначение товара).

С целью обеспечения единого толкования и применения УКТ ВЭД в Украине введены Пояснения к УКТ ВЭД, утвержденные приказом № 401.

Отработанные нефтепродукты

В правовом поле Украины термин «отработанные нефтепродукты» имеет несколько определений, не противоречащих друг другу.

Отработанные нефтепродукты это:

  • отходы, содержащие преимущественно нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (описаны в примечании 2 к группе 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» раздела V «Минеральные продукты» Таможенного тарифа Украины), смешанные или несмешанные с водой. К ним включаются:
  • нефтепродукты, непригодные для дальнейшего использования в качестве первичных продуктов (например, отработанные масла, гидравлические и трансформаторные масла)
  • нефтепродукты, существующие в виде шлама из баков – хранилищ нефтепродуктов и содержащие преимущественно нефтепродукты с присадками высокой концентрации (например, химических веществ) и используемые в производстве первичных продуктов
  • нефтепродукты в виде водных эмульсий или смесей с водой, образующихся, например, в результате утечки нефтепродуктов или в процессе промывки бака – хранилища нефтепродуктов, а также использованные смазочно-охлаждающие жидкости, применяемые для механической обработки (примечание 3 к указанной группе)
  • нефтепродукт, при эксплуатации которого произошли изменения некоторых свойств, регламентированных нормативной документацией (Инструкция № 281/171/578/155)
  • отработанные нефтепродукты (нефтяные масла и нефтяные промывочные жидкости), а также смеси нефти и нефтепродуктов, образующиеся при зачистке средств хранения, транспортировке и извлечении из очистных сооружений и вод с содержанием нефтепродуктов, где термин «отработанное нефтяное масло» означает нефтяное масло, отработавшее срок или потерявшее в процессе эксплуатации свойства, установленные нормативно-технической документацией, и слитное из рабочей системы, а термин «отработанные нефтяные промывочные жидкости» означает нефтяные промывочные жидкости (бензин, керосин, дизельное топливо), потерявшие свои эксплуатационные свойства в результате использования для промывки изделий и других промышленно-технических целей (ГОСТ 21046-86).

Утилизация

Согласно п. 13.19 Инструкции № 281/171/578/155 нефть и нефтепродукты, собранные при зачистке резервуаров, трубопроводов, цистерн, нефтеналивных судов и другого оборудования, а также используемые как промывные жидкости, переводятся по акту перевода нефтепродуктов (нефти) с одной марки в другую по форме № 18-НП в зависимости от качества к другим маркам или к отработанным нефтепродуктам на основании выводов лаборатории. Нефть и нефтепродукты, которые по качеству не могут быть переведены к другим маркам, в том числе отработанные нефтепродукты, подлежат утилизации.

Также с целью сохранения качества нефтепродуктов, обеспечения надежной эксплуатации резервуаров и оборудования при транспортировке, хранении нефтепродуктов, осуществляемых согласно требованиям ДСТУ 4454:2005, при зачистке резервуаров вместе с остатками нефтепродуктов удаляются отстойные воды и загрязнения (механические примеси, хлористые соли и т.д.).

Утилизацию отработанных нефтепродуктов осуществляют предприятия, которым Минприроды Украины выдана лицензия на осуществление хозяйственной деятельности по осуществлению операций в сфере обращения с опасными отходами. Перечень лицензиатов обнародован на официальном сайте ведомства по адресу: www.menr.gov.ua/license.

Предприятия, осуществляющие переработку, утилизацию или уничтожение отработанных нефтепродуктов, проводят в установленном порядке аттестацию производства на соответствие обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами и нормативными документами по охране окружающей природной среды, а также на соответствие санитарным и пожарным нормам, правилам и нормативам экологической безопасности в соответствии с требованиями Закона № 1393.

Отработанные нефтепродукты подвергаются регенерации (например, путем очистки) и используются вместо других нефтепродуктов согласно нормативно-технической документации, а также как сырье в нефтепереработке, как компонент котельного топлива.

С целью переработки, утилизации или уничтожения отработанные нефтепродукты могут приниматься предприятиями нефтепродуктообеспечения от субъектов предпринимательской деятельности согласно ГОСТ 21046-86 по результатам лабораторных исследований.

Когда отработанные продукты являются подакцизными

Отработанные нефтепродукты, в частности масла, смазки и нефтепродукты, собранные во время зачистки резервуаров, цистерн и других емкостей, которые согласно требованиям УКТ ВЭД классифицируются по кодам 2710 91 00 00 и 2710 99 00 00, не являются горючим в понимании норм Налогового кодекса и не принадлежат к подакцизным товарам.

В результате переработки отработанных нефтепродуктов получаются нефтепродукты, которые в зависимости от фракционного состава, физико-химических показателей, назначения могут относиться к подакцизным товарам.

При этом такой нефтепродукт, хотя и изготовлен из отработанного, уже не может рассматриваться как отработанный нефтепродукт, поскольку в результате переработки получил другие отличительные свойства, соответственно не может классифицироваться согласно Таможенному тарифу Украины в товарных подкатегориях 2710 91 00 00 и 2710 99 00 00.

Например, при изготовлении товара «топливо печное бытовое», соответствующего требованиям ГСТУ 320.00149943.010-98, может использоваться дизельное топливо, полученное из отработанного дизельного топлива путем обработки на фильтровальной установке.

Товар «топливо печное бытовое» предназначено для коммунально-бытовых нужд, для предприятий сельского хозяйства, а также для снабжения населения. Топливо печное бытовое может содержать до 80 % среднедистиллированных фракций и только 20 % тяжелых остатков переработки нефтяного сырья.

Согласно Налоговому кодексу товар «топливо печное бытовое», используемый в целях экономии дизельного топлива (на котором работают котлы паровые и водогрейные, теплогенераторы, зерносушилки, установки для приготовления кормов и т.д.) и выделенный отдельно от других видов горючего, отнесен к подакцизным товарам, на который установлена ставка акцизного налога в размере 139,50 евро за 1 000 л.

В УКТ ВЭД термин «топливо печное бытовое» не определен, поэтому такой товар классифицируется среди других товаров, которые согласно требованиям УКТ ВЭД относятся к тяжелым дистиллятам.

В соответствии с информацией, указанной в ГСТУ 320.00149943.010-98, товар «топливо печное бытовое» может классифицироваться по кодам УКТ ВЭД, который отнесен к подакцизным товарам, а именно: 2710 19 62 00, 2710 19 64 00, 2710 19 68 10, 2710 19 68 20, 2710 19 68 90, 2710 20 31 00, 2710 20 35 00 и 2710 20 39 00.

Составление акцизной накладной

В случае если отработанные нефтепродукты образовались у лица, осуществляющего реализацию горючего и, соответственно, зарегистрированного плательщиком акцизного налога с реализации горючего, то такое лицо на дату их образования должно составить акцизную накладную на эти объемы. В акцизной накладной в строку «Лицо – получатель горючего» вносится «Неплательщик», а в строку «юридическое лицо – код согласно ЕГРПОУ получателя горючего; физическое лицо – регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта» – условный код «1000000000».

Поскольку формой акцизной накладной и Порядком № 218 не предусмотрен отдельный тип причины для образованных из подакцизного горючего отработанных нефтепродуктов, в акцизной накладной указывается тип причины:

4 – утраченное горючее, относительно которого в соответствии с п. 216.3 ст. 216 раздела VI Налогового кодекса не возникает налогового обязательства с акцизного налога, а именно:

  • горючее, утраченное вследствие аварии, пожара, наводнения или других форс-мажорных обстоятельств – при условии документальной фиксации этих утрат и предоставления контролирующему органу необходимых доказательств утрат горючего и невозможности его использования на таможенной территории Украины (пп. «а» п. 216.3 ст. 216 раздела VI Налогового кодекса);
  • горючее, утраченное вследствие испарения в процессе производства, обработки, переработки, хранения или транспортировки или по другой причине, связанной с естественным результатом – в пределах нормативов утрат, утверждаемых в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины (пп. «б» п. 216.3 ст. 216 раздела VI Кодекса).

Вместе с тем в случае если отработанные нефтепродукты, не относящихся к подакцизным товарам, образовались у лица, не осуществляющего реализацию горючего, а осуществляющего только его использование, то при передаче таких нефтепродуктов лицам, осуществляющим переработку таких нефтепродуктов согласно полученным лицензиям, акцизная накладная не составляется.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Закон № 584 – Закон Украины от 19.09.2013 г. № 584-VII «О Таможенном тарифе Украины». Закон № 1393 – Закон Украины от 14.01.2000 г. № 1393-XIV «Об изъятии из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции». Приказ № 401 – приказ ГФС Украины от 09.06.2015 г. № 401 «Об утверждении Объяснений к Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности». Порядок № 218 – Порядок заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, утвержденный приказом Минфина Украины от 25.02.2016 г. № 218. Инструкция № 281/171/578/155 – Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и организациях Украины, утвержденная приказом Минтопэнерго Украины, Минэкономики Украины, Минтранса Украины, Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 20.05.2008 г. № 281/171/578/155. ГОСТ 21046-86 – ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия». ГСТУ 320.00149943.010-98 – ГСТУ 320.00149943.010-98 «Топливо печное бытовое (ТПБ). Технические условия». ДСТУ 4454:2005 – ДСТУ 4454:2005 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение»

Подакцизные товары. Полный перечень.

Этиловый спирт

Произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также — этиловый спирт);

Спиртосодержащая продукция

Растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде, с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции;

Алкогольная продукция

Водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

Сформировать готовые и заполненные документы для регистрации Вашего бизнеса, Вы можете с помощью этого бесплатного интернет-сервиса.

Прямогонный бензин;

Прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате:

  • перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;
  • переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

Бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:

  • плотность не менее 650 кг/м3 и не более 749 кг/м3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;
  • значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.

При этом не признаются бензиновой фракцией следующие виды фракций:

  • полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;
  • массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;
  • полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;
  • полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;
  • массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;
  • массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;
  • массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов.

Средние дистилляты

Средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина, конденсата газового стабильного, одновременно соответствующие следующим физико-химическим характеристикам:

  • плотность не менее 750 кг/м3 и не более 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия;
  • значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), находится в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия.

Бензол, параксилол, ортоксилол.

  • Бензолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99 процентов.
  • Параксилолом или ортоксилолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего изомера ксилола (диметилбензола) 95 процентов.

Авиационный керосин.

Авиационным керосином признаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и (или) международных договоров Российской Федерации, а также их смеси.

Природный газ

В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Электронные системы доставки никотина

Электронными системами доставки никотина признаются одноразовые электронные устройства, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем (за исключением медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Жидкости для электронных систем доставки никотина

Жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина.

Табак (табачные изделия)

Предназначенный для потребления путем нагревания.

Не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары:

  • лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
  • парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно;
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;
  • виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло.

Подготовит отчётность, посчитает налоги, поможет с выставлением счетов и других документов. Вместе с Контур Эльба вы справитесь с бухгалтерией и любой рутиной в несколько кликов. Уже более 600 000 предпринимателей используют этот сервис.

Оставьте комментарий