Содержание
При участии в госзакупках цена контракта не всегда оказывается решающей для заказчика. Чтобы повысить шансы на победу, важно иметь хорошую деловую репутацию. Она подтверждается соответствующим пакетом документов, причем по 223-ФЗ он намного больше, чем по 44-ФЗ. В статье мы разберем нюансы подтверждения деловой благонадежности согласно действующему законодательству.
Что такое деловая репутация?
Деловая репутация (сокращенно ДР) – это набор определенных факторов, на основании которых оценивается благонадежность и стабильность предприятия. Это является особым нематериальным активом организации. Спросом на услуги пользуются компании с положительной репутацией. Ее известность и хорошие отзывы в определенных кругах придают заказчикам уверенность в добросовестном сотрудничестве.
Организация с хорошей историей должна соответствовать следующим общепринятым требованиям:
- Предоставлять услуги и/или товары высокого качества;
- Иметь в штате квалифицированных сотрудников;
- Обладать хорошей кредитной историей;
- Иметь опыт добросовестного сотрудничества с контрагентами;
- Отличаться высокой корпоративной культурой.
На рынке госзакупок намного сложнее предлагать свою продукцию фирмам с плохой деловой репутацией.
ДР по 44-ФЗ
Данного понятия на законодательном уровне не существует. Но согласно Постановлению Правительства №1085 от 28.11.2013 г. при оценке заявок одним из критериев может выступать деловая репутация. Заказчик вправе требовать у будущих исполнителей следующие сведения:
- Наличие положительных отзывов об их работе;
- Опыт проведения работ (предоставления услуг);
- Количество сотрудников в штате и подтверждение их квалификации;
- Наличие достаточного денежного ресурса для выполнения обязательств по контракту.
Также для оценки квалификации поставщиков используются критерии, опубликованные 19 января 2017 г. в письме Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-761. Согласно нему заказчик вправе сам составлять закупочную документацию для открытых конкурсов и указывать в ней такой критерий оценки заявок, как наличие положительной ДР. При этом основанием для отклонения заявки не будет считаться непредставление участником документов, подтверждающих репутацию.
ДР по 223-ФЗ
В рамках 223-ФЗ заказчики также вправе устанавливать требования к наличию у исполнителя деловой репутации. На практике этот вопрос вызывает много споров. В ФАС направляется немало обращений от поставщиков, чьи заявки отклонялись из-за непредставления информации о репутации.
Контролирующие органы считают установление подобных требований избыточным. Деловая репутация никак не может влиять на добросовестную работу поставщика. Поэтому действия заказчика в ряде случаев являются неправомерными.
Какие документы подтверждают деловую репутацию?
При указании в закупочной документации требования о предоставлении доказательств деловой репутации, заказчик обязан указать список необходимых для этого документов. Таким образом обеспечивается принцип честности и прозрачности при выборе поставщика. Это могут быть:
- Благодарственные письма за ранее выполненные контракты;
- Грамоты и дипломы;
- Дипломы сотрудников организации;
- Сертификат на право оказания услуг.
Указанные документы подаются участником в составе заявки. Наличие сертификата не является для организации обязательным условием. Чтобы его получить, уйдет немало времени и финансов.
Положительный имидж – важная составляющая любого бизнеса. Он повышает возможности для участников закупок. Для его наработки и сохранения требуется приложить немало усилий.
Как и где найти требования к квалификации участника закупки?
Для того, чтобы узнать, какие требования установил заказчик к квалификации будущего поставщика, необходимо зайти на сайт Единой информационной системы (ЕИС). Рассмотрим на примере закупки по реконструкции моста в г. Курильске (дата размещения 26.12.2019 г.)
В разделе «Общая информация» прокрутим страницу вниз до интересующих нас требований. В п.4 указано, что подтверждение квалификации (в т.ч. наличие достаточных финансов для выполнения работ, оборудования, опыта аналогичных работ, деловой репутации, квалифицированных специалистов) предоставляется при наличии.
Еще ниже мы найдем «Критерии оценки заявок участников». В графе «Значимость критерия» указано, что квалификация составляет 40% при оценке, а цена контракта – 60%.
Критерии оценки заявки можно скачать отдельным документом в формате Word. Для этого необходимо вернуться выше и рядом с разделом «Общая информация» открыть раздел «Вложения», затем скачать интересующий файл.
Сертификат, как подтверждение деловой репутации
Недобросовестные участники научились подделывать благодарственные письма, поэтому куда более весомым критерием является известность поставщика в профессиональных кругах и признание его добропорядочной работы. Поэтому заказчик вправе указать в документации требование о наличии сертификата.
Сертификат получают в зарегистрированной Росстандартом системе добровольной сертификации (СДС) с зарегистрированным номером. Чтобы его получить участник должен обратиться в организацию по сертификации с определенным пакетом документов (учредительные, сведения о сотрудниках, копии выполненных контрактов и др.).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет мониторинг зарегистрированных предприятий. Каждая организация имеет внутренний порядок и свод правил по предоставлению и цене услуги (в среднем от 10 рабочих дней с ценой более 100 тысяч руб.). Сертификация предполагает выезд специалистов на место, проведение экспертизы данных на полноту и достоверность, а также расчет итоговой оценки.
Опыт и деловая репутация определяются на основании утвержденных на сегодняшний день национальных стандартов для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных областях:
Важный момент! Эти нормативные акты устанавливают порядок оценки опыта и деловой репутации. С их помощью определяется цифровое значение квалификации организации – индекс деловой репутации. В ходе рассмотрения заявок участник может получить максимум 100 баллов, это будет показатель его квалификации.
Мнения о предоставлении сертификатов в составе заявки разделилось:
- Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 г. № 13АП-31280/15 требование о наличии сертификатов признано правомерным.
- Минэкономразвития дало пояснения, что госзаказчик не может требовать от участников наличия индекса деловой репутации, рассчитанного организацией, аккредитованной в системе добровольной сертификации. Согласно 44-ФЗ, оценка делового опыта получать сертификат не обязывает. Получение документа требует много времени и финансов и ограничивает участие в закупках (письмо Минэкономразвития от 19.01.2017 г. № ОГ-Д28-761).
Более актуальной информацией по этой же теме является статья на сайте «КонсультантПлюс» под названием «ВС разобрался, какие документы можно запросить для оценки деловой репутации при госзакупках» от 2 декабря 2019 г.
Заказчик в составе документации запросил предоставить копию сертификата, подтвердив его действительность двумя системами добровольной сертификации. Участник направил обращение о несогласии с применяемым порядком оценки заявок. Мнения снова разделились:
- Контрольный орган и окружной суд расценили действия заказчика, как ограничение конкуренции, т.к. извещение было размещено за 7 дней до запроса предложений, а этого периода недостаточно для получения документа. Кроме этого, заказчик не вправе был указывать конкретные СДС, т.к. можно использовать системы, разработанные другими организациями. Также отсутствие сертификата не означает, что участник не способен выполнить условия контракта профессионально и добросовестно.
- Верховный суд трактовал иначе. Представление копии сертификата не было обязательным условием для участия в запросе предложений. Оно выступало одним из критериев оценки участников. Никому не было отказано в участии из-за того, что не был представлен данный документ.
Также Верховный суд отметил:
- контрольный орган не доказал, что указание 2-х конкретных систем добровольной сертификации ограничило конкуренцию;
- отсутствие сертификата у участника на дату размещения извещения не значит, что запрашивать его нельзя.
Правительство РФ утвердило правила оценки пожарного риска.
На портале официальном интернет-портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ от 31 августа 2020 года №1325 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
В документе указано, что независимая оценка пожарного риска проводится экспертом на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (продукции) и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска.
Оценка пожарного риска включает:
— анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты — (продукции);
— обследование объекта защиты для получения объективной информации о его состоянии пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима, выявления возможности возникновения и развития возгорания и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе для проверки исправности и работоспособности имеющихся на объекте защиты систем противопожарной защиты;
— информацию о проведении необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, проведении расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
— подготовку вывода о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения разработку мер по обеспечению соблюдения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям законодательства в данной сфере и подготовку перечня требований пожарной безопасности, при выполнении которых обеспечивается соблюдение противопожарного режима на объекте защиты.
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения, направляемого собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию документа в орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 28 ноября 2013 г. № 1085
МОСКВА
Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных
предложений участников закупки товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 38, ст. 4477);
пункт 31 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1045 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 52, ст. 7104);
постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 265 «О внесении изменений в постановление Правительства
2
Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 722″ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 14, ст. 1659).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 ноября 2013 г. № 1085
П Р А В И Л А
оценки заявок, окончательных предложений участников
закупки товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее — заявка, предложение).
2. Настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3. В настоящих Правилах применяются следующие термины:
«оценка» — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;
2
«значимость критерия оценки» — вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;
«коэффициент значимости критерия оценки» — вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, деленный на 100;
«рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки» — оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
4. В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее — стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
5. В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий закупку товара (выполнение работы), последующее обслуживание (эксплуатацию) в течение срока службы, ремонт, утилизацию (при необходимости) поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла), а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок (предложений) заказчик вправе в
3
документации о закупке устанавливать вместо стоимостных критериев критерий оценки «стоимость жизненного цикла».
6. Использование критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов.
7. Оценка в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ — по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».
8. В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, — критерий оценки «стоимость жизненного цикла».
9. Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта».
10. В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
11. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных
4
величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте «б» пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
12. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять критерии оценки, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящих Правил. В этом случае заказчик с учетом положений пунктов 9 и 10 настоящих Правил вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящих Правил критерии оценки, их величины значимости, а также вправе не применять установленные приложением к настоящим Правилам предельные величины значимости критериев оценки.
13. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
5
14. Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма
рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
15. Победителем признается участник закупки, заявке
(предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.
Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый
порядковый номер.
II. Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки
16. Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена
контракта» и «стоимость жизненного цикла» (ЦБi), определяется по
формуле:
а) в случае если Цmin > 0,
100,
Ц
Ц
ЦБ
i
min
i
где:
Цi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого
оценивается;
Цmin — минимальное предложение из предложений по критерию
оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если Цmin < 0,
100,
Ц
Ц Ц
ЦБ
max
max i
i
где Цmax — максимальное предложение из предложений по критерию,
сделанных участниками закупки.
17. Оценка заявок (предложений) по критерию оценки «расходы на
эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов
работ» может производиться при закупке товаров или работ по созданию
объектов, которые, отвечая основным функциональным и качественным
требованиям заказчика, могут различаться по стоимости эксплуатации и
ремонта (использования результатов работ).
Исходя из особенностей закупаемых товаров, создаваемых в
результате выполнения работ объектов, заказчик вправе установить в
документации о закупке и учитывать при оценке один или несколько видов
эксплуатационных расходов либо совокупность предполагаемых расходов.
6
Виды оцениваемых эксплуатационных расходов, учитываемых при
оценке, устанавливаются заказчиком в документации о закупке исходя из
особенностей закупаемого товара (объекта) и предполагаемых условий его
эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «расходы на
эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов
работ» (ЦЭБi), определяется по формуле:
100,
ЦЭ
ЦЭ
ЦЭБ
i
min
i
где:
ЦЭmin — минимальное предложение из предложений по критерию
оценки, сделанных участниками закупки;
ЦЭi — предложение участника закупки о сумме расходов на
эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов
работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации
товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается.
18. Предложение участника закупки о сумме расходов на
эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов
работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации
товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается (ЦЭi),
определяется по формуле:
n
t 1
ЦЭi эрti ,
где:
n — число видов эксплуатационных расходов, учитываемых при
оценке;
эрti — сумма эксплуатационных расходов, предусмотренных i-й
заявкой по виду расходов (t), в течение срока службы или эксплуатации
товара (объекта), указанного в документации о закупке.
19. В случае если все заявки содержат одинаковые предложения по
критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов),
использование результатов работ», оценка заявок (предложений) по
указанному критерию не производится. При этом величина значимости
критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости
критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов),
использование результатов работ».
7
III. Оценка заявок (предложений)
по нестоимостным критериям оценки
20. Оценка по нестоимостным критериям (показателям), за
исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах «а»
и «в» пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком
установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном
пунктами 21 — 24 настоящих Правил.
21. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения
контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее
значение критерия оценки (показателя), за исключением случая,
предусмотренного пунктом 20 настоящих Правил, количество баллов,
присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по
формуле:
НЦБi = КЗ 100 (Kmin /Кi),
где:
КЗ — коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кmin — минимальное предложение из предложений по критерию
оценки, сделанных участниками закупки;
Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого
оценивается.
22. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения
контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее
значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в
соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено
предельно необходимое минимальное значение, указанное в абзаце втором
пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по
критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
а) в случае если Кmin > Кпред , — по формуле:
НЦБi = КЗ 100 (Kmin / Кi );
б) в случае если Kmin ≤ Кпред, — по формуле:
НЦБi = КЗ 100 (Кпред / Кi );
8
при этом НЦБ min = КЗ 100,
где:
КЗ — коэффициент значимости показателя. В случае если
используется один показатель, КЗ = 1;
Кmin — минимальное предложение из предложений по критерию
оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред — предельно необходимое заказчику значение характеристик,
указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого
оценивается;
НЦБmin — количество баллов по критерию оценки (показателю),
присуждаемых участникам закупки, предложение которых меньше
предельно необходимого минимального значения, установленного
заказчиком.
23. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения
контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее
значение критерия оценки (показателя), за исключением случая,
предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов,
присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по
формуле:
НЦБi = КЗ 100 (Кi / Kmax),
где:
КЗ — коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого
оценивается;
Кmax — максимальное предложение из предложений по критерию
оценки, сделанных участниками закупки.
24. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения
контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее
значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с
абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно
необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11
настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию
оценки (показателю) (НЦБi), определяется:
9
а) в случае если Кmax < Кпред, — по формуле:
НЦБi = КЗ 100 (Кi / Кmax);
б) в случае если Кmax ≥ Кпред , — по формуле:
НЦБi = КЗ 100 (Кi / Кпред);
при этом НЦБ max = КЗ 100,
где:
КЗ — коэффициент значимости показателя. В случае если
используется один показатель, КЗ = 1;
Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого
оценивается;
Кmax — максимальное предложение из предложений по критерию
оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред — предельно необходимое заказчику значение характеристик,
указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;
НЦБmax — количество баллов по критерию оценки (показателю),
присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно
необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
25. Показателями нестоимостного критерия оценки «качественные,
функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том
числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
26. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по
показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил,
определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов
комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому
из указанных показателей.
27. Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация
участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов,
оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на
праве собственности или на ином законном основании, опыта работы,
связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и
иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:
10
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
28. Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
29. Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
30. В случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд
ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ
значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Предельные величины значимости критериев оценки
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов)
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов)
Товары, за исключением отдельных видов товаров
70
30
Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг
60
40
Отдельные виды товаров, работ, услуг:
2
Предельные величины значимости критериев оценки
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов)
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов)
разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования
40
60
выполнение аварийно-спасательных работ
40
60
проведение реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, при условии включения работ по реконструкции и ремонту в один предмет контракта (один лот) с реставрацией таких объектов, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов
40
60
3
Предельные величины значимости критериев оценки
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов)
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов)
оказание медицинских услуг, образовательных услуг (обучение, воспитание), юридических услуг
40
60
оказание услуг по проведению экспертизы
30
70
оказание услуг специализированной организации
40
60
работы по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений
30
70
создание произведений литературы и искусства в отношении объектов, указанных в части 7 статьи 32 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
0
100
4
Предельные величины значимости критериев оценки
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов)
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов)
исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ
20
80
____________
Процедура проведения оценки во многих случаях типовая и выполняется в определенной последовательности. В ходе предварительных переговоров между представителем оценочной компании и Заказчиком определяются:
- объект оценки;
- цель оценки;
- вид определяемой стоимости;
- сроки выполнения работ;
- наличие необходимой информации;
- стоимость услуг.
По результатам предварительных переговоров заключается договор на оценку, в котором указываются стоимость, сроки выполнения заказа, порядок взаиморасчетов.
Далее, в случае необходимости, эксперт производит осмотр оцениваемого имущества, собирает недостающую для выполнения работ информацию, привлекает специалистов для проведения инструментальных исследований, а также технических или строительных экспертиз.
Проведение оценки включает следующие этапы:
- Проведение интервью с Заказчиком.
- Определение цели оценки и вида определяемой стоимости.
- Проведение сбора необходимой информации об объекте оценки.
- Изучение материалов и документов, предоставленных Заказчиком.
- Выбор возможных подходов и методов оценки.
- Расчет стоимости объекта оценки выбранными подходами и методами оценки.
- Сведение результатов, принятие заключения о стоимости объекта оценки.
- Составление отчета по результатам проведенных расчетов стоимости.
- Оформление отчета в соответствии с утвержденными стандартами оценки.
После получения требуемых сведений эксперт выполняет оценку имущества и составляет отчет об оценке, содержащий описание используемых методик, подробный расчет стоимости, сведения о квалификации ответственных исполнителей и опыте их профессиональной деятельности. В случае отсутствия разногласий между Заказчиком и Исполнителем подписывается Акт сдачи-приемки.
ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ
Результатом работы Оценщика является отчет об оценке. Отчет оформляется в соответствии с требованиями 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г., статья 11 (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ) и Федеральными стандартами ФСО №1, ФСО №2, ФСО №3, утвержденными Приказами Минэкономразвития от 20 июля 2007 г. №№254-256.
Требования к содержанию Отчета об оценке:
Независимо от вида объекта оценки Отчет об оценке должен содержать следующую информацию:
1) основные факты и выводы. В разделе основных фактов и выводов должны содержаться:
- общая информация, идентифицирующая объект оценки;
- результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке;
- итоговая величина стоимости объекта оценки;
2) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки;
3) сведения о заказчике оценки и об оценщике. В отчете об оценке должны быть приведены следующие сведения о заказчике оценки и об оценщике.
Сведения о заказчике:
- о заказчике — юридическом лице: организационно-правовая форма; полное наименование; основной государственный регистрационный номер (далее — ОГРН), дата присвоения ОГРН; место нахождения;
- о заказчике — физическом лице: фамилия, имя, отчество; серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи и орган, выдавший указанный документ.
Сведения об оценщике:
- об оценщике, работающем на основании трудового договора: фамилия, имя, отчество оценщика, информация о членстве в саморегулируемой организации оценщиков, номер и дата выдачи документа, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, сведения о страховании гражданской ответственности оценщика, стаж работы в оценочной деятельности, а также организационно-правовая форма, полное наименование, ОГРН, дата присвоения ОГРН; место нахождения юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор;
- об оценщике, осуществляющем оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой: фамилия, имя, отчество; серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи и орган, выдавший указанный документ; информация о членстве в саморегулируемой организации оценщиков; номер и дата выдачи документа, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, сведения о страховании гражданской ответственности оценщика, стаж работы в оценочной деятельности;
- информация обо всех привлекаемых к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки;
4) допущения и ограничительные условия, использованные оценщиком при проведении оценки;
5) применяемые стандарты оценочной деятельности.
В отчете об оценке должна быть приведена информация о федеральных стандартах оценки, стандартах и правилах оценочной деятельности, используемых при проведении оценки объекта оценки;
6) описание объекта оценки с приведением ссылок на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки. В отчете об оценке должна быть приведена следующая информация об объекте оценки:
- количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Данная информация в зависимости от объекта оценки должна содержать, в том числе, сведения об имущественных правах, обременениях, связанных с объектом оценки, физических свойствах объекта оценки, износе, устареваниях;
- количественные и качественные характеристики элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки;
- информация о текущем использовании объекта оценки;
- другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость;
7) анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. В разделе анализа рынка должна быть представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, и содержаться обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов;
8) описание процесса оценки объекта оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке. В данном разделе должно быть описано применение подходов к оценке с приведением расчетов или обоснован отказ от применения подходов к оценке объекта оценки;
9) согласование результатов. В разделе согласования результатов должно быть приведено согласование результатов расчетов, полученных с применением различных подходов.
При согласовании результатов, полученных при применении различных подходов к оценке, а также использовании разных методов в рамках применения каждого подхода оценщик должен привести в отчете об оценке описание процедуры соответствующего согласования. Если при согласовании используется взвешивание результатов, полученных при применении различных подходов к оценке, а также использовании разных методов в рамках применения каждого подхода, оценщик должен обосновать выбор использованных весов, присваиваемых результатам, полученным при применении различных подходов к оценке, а также использовании разных методов в рамках применения каждого подхода.
В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемые оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, а также документов технической инвентаризации, заключений специальных экспертиз и другие документы по объекту оценки (при их наличии).
Отчет об оценке всегда пронумерован, прошит постранично, подписан и скреплен печатью организации.