Политическая ответственность определение

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества устанавливает уголовную ответственность физических лиц за совершение международных преступлений, а Статьи об ответственности государств рассматривают те же самые преступления как деяния государства. Таким образом, совершение международных преступлений предполагает ответственность и физических лиц, и государства.

Субъектами таких преступлений, как геноцид и апартеид, являются и индивид, и государство. Принцип ответственности физических лиц за совершение международных преступлений неотделим от международно-правовой ответственности самого государства. Совершение международных преступлений государством влечет за собой наступление международно-правовой ответственности.

Первые попытки установить международную уголовную ответственность физических лиц имели место в положениях Версальского и Трианонского мирных договоров 1919 г. Развитие института персональной ответственности индивидов – Вашингтонский договор об использовании подводных лодок и ядовитых газов при ведении военных действий 1922 г.

Вашингтонский договор содержит перечень деяний, совершение которых влечет за собой наступление международной уголовной ответственности индивидов. Круг субъектов – любое лицо, находящееся на службе любой державы, нарушившее любую закрепленную в договоре норму (ст. 3). Впервые в качестве нормы международного права закреплено положение, в соответствии с которым такие лица подлежат уголовной ответственности.

Конвенция о предупреждении терроризма международного характера и наказании за него 1937 г. представляла собой материальную основу международной уголовной ответственности за этот вид международных преступлений.

Конвенция об учреждении международного уголовного суда 1937 г. заложила процессуальные основы преследования физических лиц за данное преступление. Наряду с традиционными видами подсудности (суду государства гражданства преступника или потерпевшего, суду государства, на чьей территории или против интересов которого совершено преступление) была предусмотрена специальная подсудность международному уголовному суду лиц, совершивших акты международного терроризма.

Во время Второй мировой войны (Лондонское соглашение 1942 г., Тегеранское соглашение 1943 г., Ялтинское соглашение 1945 г.) в общем виде было сформулировано понятие международной уголовной ответственности индивидов за преступления против мира, военные преступления, нарушение норм человеческой гуманности. Оформление международной уголовной ответственности физических лиц произошло после Второй мировой войны – уставы и приговоры Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов представляют собой источники международной правосубъектности физических лиц. Эти нормативные акты установили международную уголовную ответственность и правила международной подсудности физических лиц, совершивших международные преступления.

На основе Лондонского соглашения четырех держав «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси» 1945 г. был учрежден Международный военный трибунал и принят его Устав. Устав Международного военного трибунала 1945 г. – главная основа регулирования уголовной ответственности физических лиц в международном праве. Устав основан на положениях Гаагских военных конвенций 1899–1907 гг., Парижского мирного договора 1928 г., Женевской конвенции 1929 г. В настоящее время нюрнбергские принципы о международной уголовной ответственности индивидов представляют собой императивные нормы современного международного права. Воплощенные в Уставе Международного военного трибунала и его Приговоре принципы международной уголовной ответственности физических лиц следующие:

  • – каждое лицо, совершившее деяние, считающееся преступным по международному праву, подлежит наказанию и несет ответственность;
  • – если государство не установило в своем национальном законодательстве ответственности за деяния, являющиеся преступными по международному праву, это не может являться обстоятельством, освобождающим виновных лиц от уголовной ответственности;
  • – должностное положение лица, совершившего международное преступление, не является обстоятельством, освобождающим от персональной ответственности;
  • – ссылка лиц, совершивших международные преступления, на явно незаконный приказ, не является основанием, освобождающим этих лиц от уголовной ответственности.

Статья 7 Устава закрепила принцип международной уголовной ответственности главных должностных лиц государства, виновных в совершении международных преступлений. Официальное положение виновного лица в качестве главы государства или его чиновника влечет за собой индивидуальную ответственность такого лица. Эта форма ответственности представляет собой особый институт и наступает отдельно от международно-правовой ответственности государства.

Субъективная сторона международных преступлений определена в ст. 8 Устава: виновные лица осознают общественную противоправность международных преступлений и их опасность для международного сообщества, но желают или допускают совершение таких деяний. Вина является обязательным признаком субъективной стороны, т.е. все они могут совершаться только умышленно. Ссылка на выполнение преступного приказа является только подтверждением, что международное преступление совершено не индивидуально, а по сговору группой лиц, объединенных единым умыслом и целью. Это единство выражается в приказе, который издает руководство преступной группы (государственный орган), являющееся организатором международного преступления и его соучастником.

Факт исполнения преступного приказа свидетельствует, что конкретные исполнители осознают противоправность как самого приказа, так и своего поведения. Принцип международной уголовной ответственности индивидов – исполнение явно преступного приказа не освобождает лицо от уголовной ответственности. В Приговоре Трибунала подчеркивается, что подлинным критерием является не факт наличия приказа, а вопрос существования морального выбора. Степень ответственности непосредственных исполнителей основана не на теории реального факта, а на теории морального выбора. Основа теории морального выбора – это умственно-психологическое заключение конкретного лица о целесообразности и возможности своего поведения в определенной ситуации.

Субъект международной уголовной ответственности – это особый специальный субъект: индивид, находящийся в непосредственной связи с государством, его должностное лицо. В случае совершения отдельных актов геноцида может иметь место исключение из этого правила, но и здесь государство виновно либо в планировании данного преступления, либо в попустительстве при его совершении.

В Уставе Токийского трибунала закреплено положение, что ответственность несут не только конкретные физические лица, но и политические, партийные, хозяйственные, военные и иные организации, которые данные должностные лица использовали в своих преступных целях. Уставы Нюрнбергского (ст. 7) и Токийского (ст. 5) трибуналов устанавливают персональную международную уголовную ответственность глав государств и официальных чиновников, а также лиц, чье должностное положение является вторичным, производным по отношению к должностному положению лиц первой группы, т.е. лиц, действовавших по приказу начальника или распоряжению правительства (ст. 8 и 6 соответственно).

Статья 4 Конвенции о борьбе с геноцидом устанавливает три группы физических лиц, подлежащих международной уголовной ответственности. В основе разграничения – место, которое эти лица занимали в системе государства и его органов, и объем компетенции, которой обладали такие лица. Конвенция о борьбе с апартеидом закрепляет, что субъектами уголовной ответственности являются должностные лица органов и учреждений, представляющих государство. В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. субъектами военных преступлений являются не только лица, отдавшие и исполнившие преступные приказы, но и должностные лица, которые в силу своего служебного статуса обязаны контролировать выполнение данных Конвенций.

Европейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и военным преступлениям 1968 г. (ст. 2) различает две категории субъектов международных преступлений: представители государственной власти и частные лица. Аналогичное положение содержится и в Конвенции о борьбе с апартеидом. Конвенция о ликвидации наемничества в Африке 1977 г. содержит положение, согласно которому субъектом преступления являются любое физическое лицо – индивид, группа или объединение лиц, государство или его представители.

Как правило, субъектом международных преступлений являются должностные лица государства. Именно они в связи со своим должностным положением имеют возможность совершать международные преступления, которые не способно совершать частное лицо. Правовое положение таких лиц производно от международной правосубъектности государства. Все их официальные действия являются действиями государства, а государственный механизм выступает средством достижения преступных целей.

Основными субъектами МУП как отрасли общего международного права являются государства, поскольку именно они создают его нормы и применяют их (сами или в лице международных органов). Индивиды – это второстепенные, производные субъекты МУП. Они не создают его норм, а только применяют их. Однако индивиды являются основными субъектами международной уголовной ответственности.

Интернет-передача «Обретение смыслов»
Тема: «Политическая ответсвенность»
Выпуск №135

Степан Сулакшин: Добрый день, друзья! Сегодняшний термин, который мы будем изучать, «политическая ответственность». Думаю, что совершенно понятно, насколько это сейчас актуально, и в каком контексте возникает желание разобраться с этим понятием, поэтому начинаем. Вардан Эрнестович Багдасарян.

Вардан Багдасарян: Идея политической ответственности родилась на закате эпохи абсолютизма. Был выдвинут концепт, в тот период времени звучащий достаточно резонансно, о том, что высшая политическая власть, оказывается, должна отчитываться, нести ответственность перед нижестоящими.

Генезис концепта «политическая ответственность» в значительной степени был связан с концептом суверенитета. Так кто же суверен? На этот вопрос давались самые разные ответы, исходя из различных философских подходов и философских баз. Кто является сувереном в отношении соответствующей государственной общности, перед тем и несется политическая ответственность. По тому, перед кем несется политическая ответственность, можно в значительной степени провести классификацию существующих на тот момент режимов.

Модель государства в значительной степени описывается фразой, которую любили повторять Гогенцоллерны: «Мы получили корону от Бога и не намерены отвечать перед людьми». Этой фразой принципиально отвергается политическая ответственность перед людьми, но это не означает, что в рамках системы мировоззрения, которое существовало в ту эпоху, отвергалась система ответственности вообще.

Монарх был ответственен перед Богом, исходя из того миропонимания, что существует загробная жизнь, есть принцип воздаяния, и в ином, трансцендентном мире все равно придется отвечать. Но отвечать не в человеческом понимании, нести ответственность не перед людьми, а перед Создателем.

Эта модель, которая называется теократической, заключалась в том, что монарх, высшая политическая власть ответственны перед высшим существом. Другая модель в значительной степени сложилась путем ревизии предыдущей модели, которую дезавуировали, но что пришло на смену? На смену пришла автократическая модель, при которой суверен – это глава государства, то есть он верховный суверен, и все ответственны перед ним. Абсолютный же монарх ни перед кем ответственности не держит.

Автократический режим существует и сегодня. Идея безответственности верховного суверена, то, что он ответственности ни перед кем не несет, даже если зачастую и прикрывается какими-то иными обоснованиями, иными идеологемами, существует и поныне и устойчиво воспроизводится.

Третья модель – это модель условно демократическая, когда политическая власть несет политическую ответственность перед народом, хотя сегодня большинство конституций начинаются с того, что сувереном является народ или нация. Соответственно, исходя из этой формулы, власть несет ответственность перед народом или нацией.

Так выстраиваются конституции, готовится, например, еженедельное послание американского президента народу, хоть в действительности за счет применения различных механизмов власть пытается уйти от этой модели – ответственность перед народом, перед нацией, перед большинством – пытается подменить ее каким-то процедурами и механизмами, в общем, заменить саму модель на нечто иное.

Следующий тип режима условно называется партократическим, когда представитель высшей политической власти отвечает не перед народом, он несет ответственность перед политической командой, перед партией, перед некой политической группой, которая поставила его на соответствующую должность, дала ему эту власть. Идея ответственности перед партией в значительной степени воспроизводилась в советской модели, хоть в советское время и апеллировали к модели демократической.

Следующая модель – условно олигархический тип режима, при котором представитель высшей политической власти отвечает перед кругом, который его поставил. Этот круг находится за ширмой власти, но за счет имеющихся у него ресурсов он поставил у власти соответствующих политических фигур. Эти политические фигуры номинально отвечают перед народом, но де-факто они отвечают не перед народом, а перед тем кругом олигархов, которые, по сути дела, учредили эту власть.

Американские историки пишут о том, что в начале XX века весь политический истеблишмент США почти на 90% определялся марионеточными фигурами, которых выдвигали те или иные корпорации. Вот перед той корпорацией, которая выдвинула эту свою политическую фигуру, перед теми представителями крупного капитала, которые ввели ее на политический Олимп, и несется ответственность. Это другой тип, другая модель государственности.

Есть нечто среднее, и тенденцию формирования этого среднего мы наблюдаем в современной России, это такой гибридный вариант между олигархическим и автократическим вариантами. Этот вариант корпоратократии и ответственности в рамках него не подпадает ни под одну из этих чистых моделей, здесь мы имеем и одну составляющую, и другую.

Есть, наконец, еще один вариант модели и политической ответственности, когда реализуется модель внешнего управления. При модели внешнего управления политическая ответственность, по сути, несется перед тем внешним политическим актором, который реально распоряжается этой страной, этим государством. Так отчитываются политические лидеры псевдосуверенных государств перед Госдепартаментом США.

Таким образом, в зависимости от модели суверенитета, от того, кто реально является сувереном, в значительной степени и выстраивается ответственность по отношению к этому суверену. Здесь, конечно, важно прописать процедуры осуществления политической ответственности, в какой форме осуществляется эта политическая ответственность.

Опасно, когда есть принцип политической ответственности, но нет процедуры. На том, что власть должна отвечать перед народом, и что процедура, в общем-то, не важна, а важен принцип, в значительной степени построены многие «цветные революции».

В результате небольшая группа людей захватывает улицу, выступает как бы от всего народа и требует ответственности власти перед этим небольшим кругом лиц. То есть происходит некая подмена принципа, подмена идеи политической ответственности, когда ответственность перед народом подменяется ответственностью перед ограниченной группой лиц.

Мы говорили о политической ответственности по отношению к собственной стране, но есть политическая ответственность и в международном праве, и здесь используется такое понятие как политическая ответственность государства по отношению к неким установленным «международным нормам и правилам».

Сегодня активно внедряется категория, которая, по сути, является неким заходом сбоку, это вопрос о суверенитете и десуверенизации. Если существуют некие международные нормы, которые выше национального суверенитета, и если национальные государства несут политическую ответственность за диссонанс по отношению к этим международным нормам и правилам, то здесь возникает вопрос, насколько эти национальные государства суверенны.

По большому счету, категории «суверенитет» и «политическая ответственность» увязаны между собой. И если мы говорим о национальном суверенитете, в данном случае национальном суверенитете России, то политическая ответственность должна быть по отношению к народу, нации России, которые учреждают государство, в данном случае государство российское.

Степан Сулакшин: Спасибо, Вардан Эрнестович. Владимир Николаевич Лексин.

Владимир Лексин: Категория «политическая ответственность», которую мы сегодня пытаемся обсудить, очень любопытна и крайне противоречива. Она любопытна потому, что ни в одном юридическом словаре нельзя найти понятие «политическая ответственность», хоть там есть около 18 разных видов ответственности.

Мы не найдем этого понятия ни в Конституции, ни в решениях Конституционного суда, который должен бы использовать такого рода словосочетание, ни в отдельных законах Российской Федерации. Поэтому все, о чем пишут наши политологи, публицисты, о чем говорят политики, выступая на разного рода публичных мероприятиях, слушаниях, все это, к сожалению, неустановленная норма, которая давно уже требует достаточно жесткого установления, особенно в условиях Российской Федерации.

Дефиниции разного рода существуют, но, как мне кажется, их нужно узаконить, для того чтобы было понятно, что это такое. Почему это так важно, и что есть вообще политическая ответственность? Это результат неблагоприятных для общества или для отдельных лиц действий или решений людей, которые обладают политической властью.

Субъектом политической ответственности являются те, кого можно назвать субъектами публичного права, если переходить в юридическую плоскость. Их довольно много. Это и президент, и администрация президента, и отдельные лица, которые там есть. Это наше правительство – глава правительства, министры, это чиновники разных уровней, вплоть до разного рода муниципальных лиц. Это партии, это оппозиция, которая каким-то образом конституциирована.

Их достаточно много, и они являются субъектами публичного права. И вот эта категория, то, что я сейчас ее называю, уже есть основание для того, чтобы можно было более четко определить, что это такое – политическая ответственность.

Переведу это в грубо словесную форму. Политическая ответственность – это возмездие, это форма реального возмездия за те действия или решения, которые привели к неблагоприятным последствиям для общества, для отдельных страт этого общества или отдельных лиц.

Но тут опять начинает действовать старая логика либерально-демократического отношения к понятию «политическая ответственность», и во многих наших книгах, статьях можно прочитать о том, кто, собственно, виноват за то, что такие действия случились.

Начинают с народа: «Вы же сами добровольно выбрали ту или иную власть и тем самым вы взяли на себя ответственность за то, что такой-то человек пришел к власти и стал вами править». И такого рода лукавых уверток очень много.

Нужно все-таки представлять, что есть очень четкий слой этих лиц – субъекты публичного права, которые должны были бы нести определенное возмездие за то, что они натворили. Ответственность этих лиц тоже может быть разной. Она может быть конституционно-правовой, потому что в Конституции есть определенные нормы, которые позволяют говорить об ответственности, хоть в Конституции слово «ответственность» упоминается лишь один раз, и то не в этом контексте. Это уголовная, административная ответственность, и вообще их достаточно много.

Вардан Эрнестович говорил о международном праве, где нормы тоже очень размыты, но там существует целый ряд институтов, судов, которые как раз и осуществляют эти акты возмездия за то, что они называют нарушениями прав людей в результате неправомерных действий политических лиц – это Международные трибуналы.

Первые Международные трибуналы – Нюрнбергский и Токийский трибуналы. В 1993 году состоялся трибунал по Югославии, в 1994 году – по Руанде и так далее. Создаются даже некие международные институты, в которых зачастую с нарушением всех процессуальных, доказательных и так далее норм творятся определенные юридические действия, для того чтобы выносить приговоры, то есть осуществлять вот это воздействие.

В России существует Уголовный кодекс. В нем есть много глав и статей, делающих возможным осуществление возмездия за действия и решения, которые принимают люди, облеченные властью, проводя ту или иную политику. Тут очень важно определить, что же такое «политика», «политическая ответственность», но это уже отдельный вопрос.

30-я глава Уголовного кодекса, которую, я думаю, изучили все чиновники, и федеральные, и региональные, и муниципальные, посвящена преступлениям против государственной власти. Это злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, непредоставление информации Федеральному Собранию или Счетной палате, незаконное участие в предпринимательской деятельности, взятки, коррупция и так далее.

В этой главе очень четко перечислен целый перечень тех действий, которые политик не должен ни в коем случае предпринимать, проводить через свои политические или прочие решения.

Кстати, в Уголовном кодексе я насчитал 10 такого рода глав. Например, в главе 22-й речь идет об экономических преступлениях, которые, опять-таки, относятся не только к отдельным фирмам, корпорациям или каким-то жуликам. В 24-й главе Уголовного кодекса говорится о преступлениях против общественной безопасности, в 26-й – о так называемых экологических преступлениях.

29-я глава посвящена преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства. Кстати, в 31-й главе говорится о преступлениях против правосудия, о воспрепятствовании осуществлению правосудия. Я думаю, что все наши высшие лица в той или иной степени подпадают под какую-нибудь из этих статей, и такого рода прецеденты были.

Ну, и статья 276-я, кстати, она почти такая же, как была в Уголовном кодексе Советского Союза, посвящена шпионажу в пользу других государств со стороны государственных или муниципальных служащих.

Несет ли за что-нибудь ответственность наш президент? Да, несет. И эта ответственность тем более важна, что последствия нарушений им основного закона могут иметь максимальную опасность и для общества, и для отдельных лиц. То есть у него должна быть максимальная степень политической ответственности.

Что грозит президенту? Какое возмездие в отношении него может свершиться? Только одно – отрешение от должности. Есть невероятно сложная процедура, которую, наверное, реализовать практически невозможно. Было несколько подобных попыток еще при действии Верховного Совета, но они не удались, и связано это было с тем, что доказательство того, что по Конституции может быть вменено президенту как государственная измена, необычайно сложная вещь.

В правосудии Соединенных Штатов сказано, что есть два вида преступлений, в отношении которых очень трудно определить, были ли они таковыми, это изнасилование и измена. Если же речь не идет о чистом шпионаже, тогда это уже уголовное преступление. И второе – это иные тяжелые преступления, перечня которых тоже не существует.

Мне кажется, что сейчас было бы очень важно ввести достаточно четкий перечень неких закрытых мер, которые позволили бы достаточно ясно и безапелляционно вменять людям, которые стоят у власти, и которые принимают, еще раз повторю, политические решения или совершают действия политического характера, ведущие к неблагоприятным последствиям.

Наверное, это можно сделать. Кстати, наши юристы пытаются это делать, и такого рода работы сейчас появляются. И чем раньше это произойдет, тем это будет полезнее для нашей страны. Спасибо.

Степан Сулакшин: Спасибо, Владимир Николаевич. Политическая ответственность. Как найти смысловое содержание, которое ведет к некоторой активной деятельности, порождает мысль, форматы, институты человеческой деятельности?

Что такое ответственность? Чаще всего, конечно же, возникает ощущение, что это необходимость быть наказанным. Но это только половина дела, потому что есть и человек, лицо, ответственное за что-то, например, за науку в стране, за безопасность. Поэтому ответственность – это обязанность исполнить свой властный мандат, свои права в рамках полномочий. Среди этих мандатных обязанностей есть одна особенная обязанность – обязанность понести наказание, если твой мандат выполняется недолжным образом или совсем не выполняется.

Понятно, что мы сужаем сферу человеческих номинантов представителем власти. Понятно, что мы сужаем сферу отношений, в которых политическая ответственность возникает как институт, не теми отношениями, которые имеют место в правовой, нормативной ответственности – человек и норма.

Человек обязан следовать законодательной норме, при ее нарушении он наказывается с помощью правоохранительных органов, судебной процедуры, наказывается дисциплинарным, административным, уголовным порядком.

Мы с вами подходим к другому типу отношений – не «человек и норма», а «человек и человек». Первый человек тот, кто подпадает под институт ответственности, это властное лицо, лицо во власти, облеченное полномочиями и попавшее туда двумя путями. Первый путь – избрание избирателями на выборах. Это демократический путь.

Здесь возникают отношения «человек и избиратель», властное избранное лицо со своим мандатом и с той самой искомой политической ответственностью как институтом и смыслом и избиратель, который его туда делегировал. Эта штука принципиально отличается от правовой ответственности, где человек визави с нормой.

Второй путь попадания человека на властную позицию – это назначение его вышестоящей властной же инстанцией. Вроде бы путь другой, а на самом деле общего между ними очень много, потому что этот властный человек получает свой мандат, полномочия для служения обществу. Вот это пространство, ограниченное властным включением, властной включенностью человека, и в случае его избрания для попадания туда, и в случае его назначения сверху для попадания туда, порождает систему отношений «человек и человек».

Поэтому правомочно и целесообразно отделять политическую ответственность от широко известной распространенной правовой ответственности и искать соответствующие формы ее реализации, формы того самого наказания или возмездия, как говорили коллеги, в случае недолжного исполнения своего мандата, при таком подходе, который, повторю, порождает развитие, поиск форм реализации этого института, форм наказания, механизмов приведения этого человека к ответственности со стороны тех, перед которыми он отвечает за реализацию своего мандата.

Поэтому политическая ответственность вот в таком активно-деятельностном контексте – это обязанность избранного на выборах властного лица выполнить свои предвыборные обещания, текущие наказы и требования избирателей и понести наказание в случае их невыполнения или недолжного выполнения, обязанность, гарантированная соответствующими правами избирателей, а для назначенного властного лица обязанность понести наказание со стороны лица, его назначившего, при невыполнении, недолжном выполнении своих служебных обязанностей.

Маленькие иллюстрации. Избиратели избрали депутата. Он на следующий же день забыл все свои предвыборные обещания и занимается своими делами. Он должен быть наказан? Конечно, должен, потому что его обещаниям поверили люди, они вверили ему свои жизни, свои заботы, а он их обманул.

Вторая иллюстрация – назначен премьер российского правительства. Кем назначен? Президентом. Премьер никакой, он проваливает все, что только можно провалить, а лицо, его назначившее, говорит: «Молодец! Все правильно. Хорошо работаешь». Но ведь премьер отвечает своими действиями не только перед президентом, он организует работу власти всей страны, которая определяет жизнь общества. В данном случае президент не выполняет своей нравственной, по крайней мере, обязанности отправить в отставку такого премьера.

Поэтому природа отношений в пространстве политической ответственности отличается от природы отношений в пространстве правовой ответственности. Здесь не дисциплинарная, не административная, не уголовная ответственность, хотя она может в них перетекать, это особенная ответственность и особые виды наказания.

Например, публичное порицание, когда избиратели получают по закону о политической ответственности (а такой закон нужен) право вынести свое мнение относительно избранного депутата – пригвоздить его к позорному столбу. Это самоотставка в условиях, когда воздействуют предписанные законом определенные меры психологической аттестации и давления.

Это снятие с должности, пример, который я приводил, это отзыв с выборной должности, право на который должны иметь избиратели, это отрешение от должности, импичмент. И все это распространяется на депутатов, губернаторов, мэров, премьера, президента.

И последняя очень важная мысль. Нужный в нашей стране закон о политической ответственности не только должен номинировать случаи такого рода ответственности, природу этой ответственности, формы несения ответственности. Все это не будет работать, если этот закон не зафиксирует соответствующие релевантные права избирателей и обязанности лиц, которые заложились в своих назначенцев.

Должен признаться, что такой закон мы разрабатываем. Мы будем благодарны за идеи в адрес нашего Центра по наполнению его конкретными нормами. Оказывается, вот такая интересная, уникальная, не очень традиционная категория, которая просится в жизнь, стучится в нее, и, если она будет реализована, то, как мне представляется, она привнесет очень важные элементы нравственности в организацию государственной власти, и не только нашей страны. Мы покажем пример всем.

Спасибо. Следующий термин, с которым мы будем разбираться, совсем простенький, всем знакомый, и всем, конечно, ясно, что это такое. Это «цель». Вот в нее мы и будем целиться в следующий раз. Всего доброго.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами

Принята резолюцией 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1971 года

Государства — участники настоящей Конвенции,

признавая общую заинтересованность всего человечества в дальнейшем исследовании и использовании космического пространства в мирных целях,

напоминая о Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела,

принимая во внимание, что, несмотря на меры предосторожности, которые должны принимать государства и международные межправительственные организации, занимающиеся запуском космических объектов, эти объекты могут иногда причинять ущерб,

признавая необходимость разработки эффективных международных правил и процедур относительно ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и обеспечения, в частности, безотлагательной выплаты на основании положений настоящей Конвенции полной и справедливой компенсации жертвам такого ущерба,

полагая, что установление таких правил и процедур будет содействовать укреплению международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Для целей настоящей Конвенции:

а) термин «ущерб» означает лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций;

b) термин «запуск» включает попытку запуска;

с) термин «запускающее государство» означает:

i) государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта,

ii) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта;

d) термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части.

Статья II

Запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Статья III

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства, то последнее несет ответственность только в случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Статья IV

1. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту одного запускающего государства либо лицам или имуществу на борту такого объекта причинен ущерб космическим объектом другого запускающего государства и тем самым причиняется ущерб третьему государству либо его физическим или юридическим лицам, то два первых государства несут солидарную ответственность перед этим третьим государством в нижеследующих пределах:

а) если ущерб причинен третьему государству на поверхности Земли или воздушному судну в полете, то их ответственность перед третьим государством является абсолютной;

b) если ущерб причинен космическому объекту третьего государства либо лицам или имуществу на борту такого космического объекта в любом месте, помимо поверхности Земли, то их ответственность перед третьим государством определяется на основании вины любого из первых двух государств или на основании вины лиц, за которых отвечает любое из этих двух государств.

2. Во всех случаях солидарной ответственности, упомянутых в пункте 1 настоящей статьи, бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя первыми государствами соразмерно степени их вины; если степень вины каждого из этих государств установить невозможно, то бремя компенсации за ущерб распределяется между ними поровну. Такое распределение не затрагивает права третьего государства требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.

Статья V

1. Когда два государства или более совместно производят запуск космического объекта, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб.

2. Запускающее государство, которое выплатило компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам совместного запуска. Участники совместного запуска могут заключать соглашения о распределении между собой финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Такие соглашения не затрагивают права государства, которому причинен ущерб, требовать всей компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции от любого из запускающих государств или всех запускающих государств, которые несут солидарную ответственность.

3. Государство, с территории которого или с установок которого производится запуск космического объекта, рассматривается в качестве участника совместного запуска.

Статья VI

1. При условии соблюдения положений пункта 2 настоящей статьи освобождение от абсолютной ответственности предоставляется в той мере, в какой запускающее государство докажет, что ущерб явился полностью или частично результатом грубой небрежности либо действия или бездействия, совершенных с намерением нанести ущерб, со стороны государства-истца, либо физических или юридических лиц, которых оно представляет.

2. Никакого освобождения не предоставляется в случаях, когда ущерб явился результатом деятельности запускающего государства, которая не соответствует международному праву, включая, в частности, Устав Организации Объединенных Наций и Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Статья VII

Положения настоящей Конвенции не применяются к случаям ущерба, причиненного космическим объектом запускающего государства:

а) гражданам этого запускающего государства;

b) иностранным гражданам в то время, когда они участвуют в операциях, связанных с этим космическим объектом, со времени его запуска или на любой последующей стадии вплоть до его спуска, или в то время, когда они находятся по приглашению этого запускающего государства в непосредственной близости от района запланированного запуска или возвращения объекта.

Статья VIII

1. Государство, которому причинен ущерб либо физическим или юридическим лицам которого причинен ущерб, может предъявить запускающему государству претензию о компенсации за такой ущерб.

2. Если государство гражданства потерпевшей стороны не предъявило претензии, то другое государство может предъявить запускающему государству претензию в отношении ущерба, причиненного на его территории любому физическому или юридическому лицу.

3. Если ни государство гражданства потерпевшей стороны, ни государство, на территории которого был причинен ущерб, не предъявили претензии или не уведомили о своем намерении предъявить претензию, то другое государство может предъявить запускающему государству претензию в отношении ущерба, который причинен лицам, постоянно проживающим на его территории.

Статья IX

Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если государство не поддерживает дипломатических отношений с соответствующим запускающим государством, оно может обратиться к другому государству с просьбой предъявить его претензию этому запускающему государству или каким-либо иным образом представлять его интересы на основании настоящей Конвенции. Оно может также предъявить претензию через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций при условии, что как государство-истец, так и запускающее государство являются членами Организации Объединенных Наций.

Статья X

1. Претензия о компенсации за ущерб может быть предъявлена запускающему государству по прошествии не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающего государства, которое несет ответственность за ущерб.

2. Однако если государству не известно о причинении ущерба или если оно не смогло установить запускающее государство, которое несет ответственность за ущерб, то это первое государство может предъявить претензию в течение одного года с даты, когда ему стали известны указанные выше факты; этот период, однако, ни в коем случае не превышает одного года с даты, когда, по разумным предположениям, такое государство могло узнать об этих фактах, приложив должные усилия.

3. Сроки, определенные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, применяются даже в том случае, когда полный объем ущерба может быть не известен. Однако в этом случае государство-истец имеет право пересмотреть претензию и представить дополнительную документацию по истечении таких сроков, но не позднее одного года после того, как стал известен полный объем ущерба.

Статья XI

1. Для предъявления запускающему государству претензии о компенсации за ущерб на основании настоящей Конвенции не требуется, чтобы государство-истец либо физические или юридические лица, которых оно представляет, предварительно исчерпали местные средства удовлетворения претензии, которые могут иметься в их распоряжении.

2. Никакое положение настоящей Конвенции не препятствует государству либо физическим или юридическим лицам, которых оно может представлять, возбудить иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства. Государство, однако, не имеет права предъявлять на основании настоящей Конвенции претензию о возмещении того же ущерба, в отношении которого возбужден иск в судах либо в административных трибуналах или органах запускающего государства или же на основании другого международного соглашения, обязательного для заинтересованных государств.

Статья XII

Компенсация, которую запускающее государство обязано выплатить на основании настоящей Конвенции за причиненный ущерб, определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее физическому или юридическому лицу, государству или международной организации, от имени которых предъявляется претензия, положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен.

Статья XIII

Если государство-истец и государство, которое должно выплатить компенсацию на основании настоящей Конвенции, не приходят к соглашению относительно иной формы компенсации, то эта компенсация выплачивается в валюте государства-истца или, по просьбе такого государства, в валюте государства, которое должно выплатить компенсацию.

Статья XIV

Если урегулирование претензии не достигнуто путем дипломатических переговоров, как это предусмотрено в статье IX, в течение одного года с даты, когда государство-истец уведомляет запускающее государство, что оно представило документацию по своей претензии, заинтересованные стороны создают по требованию любой из сторон Комиссию по рассмотрению претензий.

Статья XV

1. Комиссия по рассмотрению претензий состоит из трех членов: члена Комиссии, назначаемого государством-истцом, члена Комиссии, назначаемого запускающим государством, и председателя, выбираемого совместно двумя сторонами. Каждая сторона производит соответствующее назначение в двухмесячный срок с даты предъявления требования о создании Комиссии по рассмотрению претензий.

2. Если в течение четырех месяцев с даты предъявления требования о создании Комиссии не достигнуто согласие относительно выбора председателя, любая из сторон может обратиться к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций с просьбой назначить председателя в течение последующего двухмесячного периода.

Статья XVI

1. Если одна из сторон не производит соответствующего назначения в течение установленного периода, председатель по просьбе другой стороны выступает в качестве единоличной Комиссии по рассмотрению претензий.

2. Любая вакансия, которая может открыться в Комиссии по любой причине, заполняется с соблюдением той же процедуры, которая принята для первоначальных назначений в состав Комиссии.

3. Комиссия сама устанавливает процедуру своей работы.

4. Комиссия определяет место или места, в которых она будет проводить свою работу, и принимает решения по всем административным вопросам.

5. За исключением решений или определений, выносимых единоличной Комиссией, все решения и определения Комиссии выносятся большинством голосов.

Статья XVII

Никакого увеличения состава Комиссии по рассмотрению претензий не производится по той причине, что два государства-истца или запускающих государства или более выступают совместно по любому из рассматриваемых Комиссией дел. Выступающие совместно государства-истцы коллективно назначают одного члена Комиссии таким же образом и с соблюдением таких же условий, как и в случае, когда претензию выдвигает одно государство. Когда совместно выступают два запускающих государства или более, они таким же образом коллективно назначают одного члена Комиссии. Если государства-истцы или запускающие государства не проводят соответствующих назначений в течение установленного периода, председатель выступает в качестве единоличной Комиссии.

Статья XVIII

Комиссия по рассмотрению претензий устанавливает обоснованность претензии о компенсации и определяет сумму компенсации, если она подлежит выплате.

Статья XIX

1. Комиссия по рассмотрению претензий действует в соответствии с положениями статьи XII.

2. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если об этом была достигнута договоренность между сторонами; в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера, которое стороны рассматривают в духе доброй воли. Комиссия излагает обоснование своего решения или определения.

3. Комиссия выносит свое решение или определение в возможно кратчайший срок и не позднее, чем через год с даты ее создания, если она не сочтет необходимым продлить этот срок.

4. Комиссия опубликовывает свое решение или определение. Она передает заверенную копию своего решения или определения каждой из сторон, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья XX

Расходы, связанные с работой Комиссии по рассмотрению претензий, распределяются поровну между сторонами, если Комиссия не выносит иного решения.

Статья XXI

Если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет в больших масштабах угрозу для жизни людей или серьезно отражается на условиях жизни населения или деятельности жизненно важных центров, то государства-участники, и в частности запускающее государство, изучают возможность безотлагательного предоставления соответствующей помощи государству, которому причинен ущерб, когда последнее обращается с просьбой об этом. Однако это не затрагивает прав или обязанностей государств-участников, вытекающих из настоящей Конвенции.

Статья XXII

1. В настоящей Конвенции, за исключением статей XXIV–XXVII, ссылки на государства рассматриваются как относящиеся к любой международной межправительственной организации, которая осуществляет космическую деятельность, если эта организация заявляет, что она принимает на себя права и обязанности, предусмотренные настоящей Конвенцией, и если большинство государств — членов этой Организации являются государствами — участниками настоящей Конвенции и Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

2. Государства — члены любой такой организации, являющиеся участниками настоящей Конвенции, принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы эта организация сделала заявление в соответствии с предыдущим пунктом.

3. Если какая-либо международная межправительственная организация ответственна за ущерб в соответствии с положениями настоящей Конвенции, то эта организация и те из ее государств-членов, которые являются участниками настоящей Конвенции, несут солидарную ответственность, при соблюдении, однако, следующих условий:

а) любая претензия о компенсации за такой ущерб предъявляется в первую очередь этой организации;

b) если организация в течение шести месяцев не выплатила суммы, согласованной или установленной в качестве компенсации за такой ущерб, то только в этом случае государство-истец может поставить вопрос об ответственности государств — членов этой организации, являющихся участниками настоящей Конвенции, за уплату этой суммы.

4. В соответствии с положениями настоящей Конвенции любая претензия о выплате компенсации за ущерб, причиненный какой-либо организации, которая сделала заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, представляется государством — членом этой организации, являющимся участником настоящей Конвенции.

Статья XXIII

1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают других действующих международных соглашений об отношениях между государствами — участниками этих соглашений.

2. Никакое положение настоящей Конвенции не препятствует заключению государствами международных соглашений, подтверждающих, дополняющих или расширяющих ее положения.

Статья XXIV

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящей Конвенции до вступления ее в силу в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может присоединиться к ней в любое время.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации государствами, подписавшими ее. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящей Конвенции, она вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие настоящую Конвенцию и присоединившиеся к ней государства о дате каждого подписания, о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты и документа о присоединении, о дате вступления в силу настоящей Конвенции, а также о других уведомлениях.

6. Настоящая Конвенция регистрируется правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья XXV

Любое государство — участник Конвенции может предлагать поправки к настоящей Конвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства — участника Конвенции, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств — участников Конвенции, а впоследствии для каждого оставшегося государства — участника Конвенции в день принятия им этих поправок.

Статья XXVI

Через десять лет после вступления в силу настоящей Конвенции вопрос о ее пересмотре будет включен в предварительную повестку дня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, с тем чтобы на основе опыта применения Конвенции рассмотреть вопрос о том, нуждается ли она в изменении. Однако в любое время через пять лет после вступления Конвенции в силу по просьбе одной трети государств-участников и с согласия большинства государств-участников созывается конференция государств-участников с целью пересмотра настоящей Конвенции.

Статья XXVII

Любое государство — участник Конвенции может уведомить о своем выходе из Конвенции через год после вступления ее в силу путем письменного уведомления правительств-депозитариев. Такой выход приобретает силу по истечении одного года со дня получения этого уведомления.

Статья XXVIII

Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящей Конвенции препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Конвенцию и присоединившихся к ней.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах в городах Вашингтоне, Лондоне и Москве …….. месяца … дня тысяча девятьсот ……… года.

Оставьте комментарий