Заключение диссертации по теме «Военное право, военные проблемы международного права», Писарев, Александр Николаевич
Выводы по второй главе диссертации:
1) Президент реализует свои полномочия в области обороны посредством участия в законотворческом процессе, исполнительно-распорядительной деятельности, осуществления государственного контроля за органами исполнительной власти и военного управления РФ. Акты Президента РФ в области обороны носят конституционный, правовой, императивный характер.
2) Полномочие Президента РФ по формированию Совета Безопасности РФ и руководству этим государственным органом позволяет Президенту РФ осуществлять деятельность по определению основных направлений политики государства в области обороны, которые находят отражение в разрабатываемых этим органом и утверждаемых главой российского государства концептуальных, доктринальных документах. Для успешного решения вопросов государственного руководства обороной со стороны Президента РФ возникает необходимость внесения соответствующих изменений в структуру Совета Безопасности РФ.
3) Законодательство РФ нуждается в детальной регламентации юридических процедур разработки, представления, утверждения Президентом РФ военной доктрины Российской Федерации, концепций и планов строительства Вооруженных Сил РФ, государственных программ и планов развития оружия и военной техники. Военная доктрина РФ должна приниматься в форме закона Федеральным Собранием РФ и содержать механизм реализации правовых норм. С учетом зарубежного опыта в РФ есть необходимость в создании государственного органа, :годчиненного Президенту РФ и призванного в соответствии с принципом гражданского контроля решать именно вопросы, связанные с разработкой и реализацией программ развития оружия и военной техники. В Законе РФ «Об обороне» необходимо закрепить положение о том, что Президент РФ санкционирует проведение ядерных и других испытаний в соответствии с программами испытаний, утвержденными Федеральным Собранием РФ и рамках средств государственного бюджета, выделяемых парламентом РФ.
4) В законодательстве РФ, детализирующем полномочие главы российского государства по ведению переговоров и подписанию международных договоров Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружению, необходимо закрепить с учетом зарубежного опыта положения о том, что Президент РФ может участвовать в ведении любых международных шреижров, но подписывает только те международные договоры, которые не требуют ратификации в парламенте РФ. Международные договоры, требующие ратификации ‘Федеральным Собранием РФ, подписываются Председателем Правительства РФ или министром иностранных дел. Президент России обязан участвовать в ратификации всех международных договоров. Юридическая процедура участия Президента РФ в ратификации международных договоров требует установления в регламентах Совета Федерации и Государственной Думы жестких сроков рассмотрения вопроса о ратификации международных договоров по вопросам обороны с учетом их важности. Законодательство РФ должно отражать специфику участия Президента РФ в юридической процедуре заключения международных договоров по вопросам обороны и учитывать мировой опыт правового регулирования такого рода отношений.
5) Правовые нормы Закона РФ «Об обороне», закрепляющие полномочия Президента РФ по награждению государственными наградами Российской Федерации, присвоению почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий, должны быть приведены в соответствие с положениями Конституции РФ, регулирующими такого рода общественные отношения. Полномочием по установлению государственных наград, почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий РФ необходимо наделить Федеральное собрание РФ.
6) В Законе РФ «Об обороне» необходимо определить перечень должностных лиц, относящихся к высшему командованию Вооруженных Сил РФ, назначаемому и освобождаемому Президентом РФ. Законодательство РФ при определении рассматриваемого полномочия Президента РФ должно исходить из принятых в большинстве демократических государств подходов о том, что в глава государства может делегировать свои полномочия по назначению отдельных должностных лиц, относящихся к высшему военному командованию Вооруженных Сил РФ, Министру Обороны РФ.
7) Полномочие Президента РФ по утверждению Положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации позволяет главе российского государства, не являясь по Конституции РФ главой исполнительной власти, осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по руководству центральными органами военного управления.
8) Помимо утверждения по представлению Министра обороны Российской Федерации планов дислокации Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, размещения военных объектов, объектов гю ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории Российской Федерации, Президент РФ должен быть наделен полномочиями по решению вопросов территориальной дислокации, размещения, формирования, реформирования, реорганизации органов военного управления, объединений, соединений, организаций, учреждений, академий, институтов, училищ как на территории РФ, так и за ее пределами. Причем, в последнем случае указ Президента РФ подлежит утверждению Советом Федерации РФ.
9) Полномочие главы российского государства по призыву граждан на военную службу составляет только часть деятельности Президента РФ в этой области и поэтому, было бы правильным, говорить о полномочии главы государства в области комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
10) Правовую регламентацию полномочия Президента РФ по применению Вооруженных Сил Российской Федерации, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения автор связывает с определением: очень четких оснований для применения Вооруженных Сил РФ, ядерного оружия и других видов оружия массового поражения; механизмов зависимости главы российского государства от Федерального собрания РФ в принятии такого рода решений; обязанностей Президента РФ по проведению консультаций с парламентом и предоставлением ему докладов об использовании Вооруженных Сил РФ и оружия массового поражения. При вступлении в должность Президент РФ должен утверждать перечень должностных лиц, исполняющих полномочия главы российского государства по применению ядерного оружия в случае его гибели или невозможности исполнять свои обязанности.
11) Положения Закона РФ «Об обороне», регламентирующие полномочия Президента РФ по объявлению состояния войны и введению военного положения, должны быть приведены в соответствие с положениями Конституции РФ>, регулирующими такого рода общественные отношения. Законодательство РФ должно предусматривать положения о том, что полномочием по объявлению войны наделяется Федеральное Собрание РФ. Президент РФ принимает все необходимые меры для отражения агрессии, в том числе и вводит военное положение, после чего обращается в высший орган законодательной власти РФ с предложением об объявлении войны государству, совершившему вооруженное нападение. Федеральное Собрание РФ после тщательного изучения и обсуждения вопроса выносит по нему окончательное решение. Взаимоотношения Президента РФ и Федерального Собрания РФ по решению вопроса о введении военного положения и объявлению состояния войны строятся в соответствии с определяемыми в законе юридическими процедурами. В Законе РФ «О военном положении» должны быть закреплены четкое правовое толкование понятия «непосредственная угроза агрессии», а также различия в основаниях введения военного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях.
12) В законодательстве РФ должно найти свое отражение положение о том, что нормативные акты военного времени принимаются Федеральным Собранием РФ в мирное время. Полномочие Президента РФ по формированию и упражнению органов государственной власти РФ военного времени не предполагает создание принципиально новой системы органов государственной власти РФ, отступления от конституционных демократических принципов взаимоотношений между высшими органами государственной власти РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Президент РФ как глава государства, занимает особое место в системе органов государственной власти РФ, что находит свое выражение в положениях Конституции РФ и определяет объем и содержание его полномочий в области обороны. Закрепление за Президентом определенных полномочий в области обороны является одним из важнейших способов государственно- правового регулирования поведения субъектов права, организации и упорядочения общественных отношений. Необходимость детального закрепления в правовых нормах полномочий Президента РФ в области обороны связана с закреплением в Конституции РФ принципа разделения властей, предполагающего определение полномочий всех без исключения субъектов правоотношений в области обороны и прежде всего главы российского государства. Посредством установления полномочий возможно закрепить пределы деятельности Президента РФ в области обороны, а значит определить рамки его ответственности отчетности, подконтрольности, проанализировать его действия с точки зрения их соответствия нормам закона и права. Детальная правовая регламентация полномочий Президента РФ в области обороны создает условия для формирования единой, сильной государственной власти, выражающей волю и отвечающей интересам народа.
Полномочия Президента РФ в области обороны представляют собой совокупность неразрывно связанных в единстве, законодательно закрепленных его прав и обязанностей. В отличии от прав и обязанностей гражданина, полномочия Президента РФ имеют постоянно действующий характер в силу их закрепления в законе, а не в силу обязательности возникновения каких-либо правоотношений, субъектом которых является Президент РФ.
Исходя из направленности воздействия главы российского государетва на развитие общественных отношений в области обороны, можно выделить определенные сферы его деятельности в данной области и классифицировать полномочия Президента РФ в области обороны на военно-политические, военно-административные и военные. Каждая из указанных сфер имеет свои особенности, которые отражаются в правовых нормах и правоотношениях.
Деятельность Президента РФ в военно-политической сфере характеризуется тем, что: во-первых, имеет внутренню и внешнюю сторону, а значит можно говорить о внутриполитической и внешнеполитической деятельности Президента РФ в области обороны; во-вторых, определяет развитие военного строительства; в-третьих, находит выражение в выработанных на основе глубочайшего анализа доктринальных, концептуальных программах развития военного дела.
Для осуществления государственного управления Вооруженными Силами РФ Президент РФ наделяется военно-административными полномочиями, которые носят исполнительно-распорядительный характер.
Военные полномочия главы российского государства носят временный характер и могут быть реализованы только в случаях агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации, что объясняется прежде всего возможными для военного времени ограничениями в правовом положении государственных органов, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений и граждан.
Деятельность Президента РФ по реализации своих полномочий в области обороны основывается на общих принципах организации и деятельности органов государственной власти РФ: разделения властей, правового государства, а также на специальных принципах, характерных только для области обороны, — единства политического и военного руководства, подконтрольности военных структур главе государства, централизации государственного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
— 137
К числу ограничивающих властные полномочия Президента РФ в области обороны механизмов относятся его зависимость от: власти народа, положений Конституции РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Правительства РФ. Особая роль в системе «сдержек и противовесов», ограничивающей властные полномочия Президента РФ в области обороны, принадлежит Федеральному Собранию РФ.
Деятельность Президента в области обороны в соответствии с принципом гражданского контроля означает обеспечение зависимости армии от органов государственной власти РФ путем: во-первых, привнесения им жестких ограничений на политическую деятельность военных; во-вторых, четкого разграничения юрисдикции между главой российского государства и органами военного управления; в-третьих, ясного определения предназначения армии, оснований и порядка ее применения; в-четвертых, осуществления контроля за использованием средств, выделяемых из государственного бюджета на оборону; в-пятых, создания механизма социальной и правовой защиты военнослужащих.
Президент РФ реализует свои полномочия в области обороны посредством участия в законотворческом процессе, исполнительно-распорядительной деятельности, осуществления государственного контроля за органами исполнительной власти и военного управления РФ. Акты Президента РФ в области обороны носят конституционный, правовой, императивный характер.
На основе разработанной и обоснованной в диссертации теоретической концепции диссертантом вносятся предложения и рекомендации, направленные на совершенствование законодательства РФ, определяющего полномочия Президента РФ в области обороны. В разрабатываемом в настоящее время в новой редакции Законе РФ «Об обороне» необходимо детализировать и конкретизировать конституционные полномочия главы российского государства и закрепить следующие положения:
1) Неисполнение Президентом РФ своих полномочий в области обороны является правонарушением и влечет за собой ответственность главы российского го сударе т ва;
2) Помимо уже закрепленных в законодательстве РФ полномочий Президента РФ в области обороны, ему предоставляются полномочия по: утверждению Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и Положения о военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям; председатель• ствованию в органах военного управления; официальному обращению к ор. ганам исполнительной власти и военного управления;
3) Под государственной изменой как основанием для возбуждения процедуры импичмента против главы российского государства, следует понимать такие действия Президента РФ, которые выходят за рамки его конституционных полномочий и связаны с ведением боевых действий против России, осуществлением государственной политики в области обороны в пользу врагов России и других государств с целью существенного ослабления обороноспособности российского государства;
4) С целью осуществления контроля за деятельностью Президента РФ, органов исполнительной власти и военного управления в области обороны комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы наделяются полномочиями по проведению парламентских расследований, истребованию соответствующих документов, вызову должностных лиц и т.д. Такого рода деятельность парламентских комитетов и комиссий имеет свои особенности в области обороны, определяемые в законодательстве РФ;
5) Президент РФ является гарантом прав и свобод военнослужащих с учетом особенностей их правового статуса и правового положения главы российского государства как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, закрепляемых в законодательстве РФ.
6) Президент РФ, принимая решения в области обороны, руководствуется интересами всего народа России, а не отдельных политических сил.
Законодательство РФ предусматривает гарантии реализации этого положения.
7) Президент РФ как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ, является начальником для всех военнослужащих, вправе единолично в строго оговоренных в законе случаях отдавать Вооруженным Силам РФ приказ о их применении, являющийся для них обязательным и подлежащим беспрекословному исполнению. Правовое положение Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ’ имеет свои особенности в условиях военного времени, что определяется в законодательстве РФ.
8) Военная доктрина РФ принимается в форме закона Федеральным Собранием РФ в соответствии с юридическими процедурами ее разработки, представления, подписания и обнародования Президентом РФ.
9) При Президенте РФ действует государственный орган, призванный I осуществлять гражданский контроль за вопросами, связанными с разработкой и реализацией программ развития оружия и военной техники. Такого рода программы реализуются в рамках средств, выделяемых из государственного бюджета РФ по решению Федерального Собрания РФ.
10) Президент РФ санкционирует проведение ядерных и других испытаний в соответствии с программами испытаний, утвержденными Федеральным Собранием РФ и»рамках средств государственного бюджета, выделяемых парламентом РФ.
11) Президент РФ может участвовать в ведении любых международных лерегаворов по вопросам обороны, но подписывает только те международные договоры, которые не требуют ратификации в парламенте РФ. Международные договоры, требующие ратификации Федеральным Собранием РФ, подписываются Председателем Правительства РФ или министром иностранных дел РФ. Президент России участвует в ратификации международных договоров по вопросам обороны в соответствии с регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. По вопросам обороны государства Президент РФ в строго оговоренных в законодательстве случаях вправе заключать соглашения, соответствующие по юридической силе международным договорам и не требующие применения процедуры ратификации. Президент РФ обязан сообщать Федеральному Собранию РФ в строго оговоренный в законодательстве РФ срок о всех заключаемых им соглашениях.
12) Президент РФ назначает и освобождает высшее командованй Вооруженных Сил РФ в соответствии с его перечнем, определяемым в законодательстве РФ. Данное полномочие глава российского государства может делегировать Министру Обороны РФ.
13) Помимо утверждения по представлению Министра обороны Российской «Федерации планов дислокации Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории Российской Федерации, Президент РФ наделяется полномочиями по решению вопросов территориальной дислокации, размещения, формирования, реформирования, реорганизации органов военного управления, объединений, соединений, организаций, учреждений, академий, институтов, училищ как на территории РФ, так и за ее пределами. В последнем случае указ Президента РФ подлежит утверждению Советом Федерации РФ.
14) Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться по следующим основаниям: во-первых, в случае объяления войны Федеральным Собранием РФ; во-вторых, гю специальному решению Федерального Собрания РФ; в-третьих, для отпора внезапного вооруженного нападения на Россию. По последнему основанию Президент РФ лично, отдает приказ о применении Вооруженных Сил РФ, ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Во всех случаях применения Вооруженных Сил РФ Президент РФ обязан отчитываться о своей деятельности перед Федеральным Собранием РФ, проводить соответствующие консультации. В случае непринятия Федеральным Собранием РФ решения о применении Вооруженных Сил РФ Президент
РФ обязан прекратить участие армии в боевых действиях в сответетвии с порядком и сроками, установленными в законодательстве РФ.
15) Ядерное оружие и другие виды оружия массового поражения применяются Президентом РФ только в случае прямого нападения на Россию или ее Вооруженные Силы с использованием такого рода оружия. При вступлении в должность Президент РФ утверждает перечень должностных лиц, исполняющих полномочия главы российского государства по применению ядерного оружия и других видов оружия массового поражения в случае его гибели или невозможности исполнять свои обязанности. Президент РФ может делегировать свои полномочия по применению этого оружия высшему военному командованию Вооруженных Сил РФ> в строго оговоренных случаях, связанных с необходимостью экстренного нанесения ответного удара.
16) Нормативно-правовые акты военного времени принимаются Федеральным собранием РФ в условиях мирного времени, а глава российского государства вводит их в действие в военное время. Принимая все возможные меры оперативного характера по защите государства от вооруженного нападения агрессора, Президент РФ в военное время принимает указы нормативно-правового характера. Полномочие Президента РФ по формированию и упразднению органов государственной власти РФ военного времени не предполагает создание принципиально новой системы органов государственной власти РФ, отступления от конституционных демократических принципов взаимоотношений между высшими органами государственной власти РФ>.
17) Полномочием по объявлению войны наделяется Федеральное Собрание РФ. Президент РФ принимает все необходимые меры для отражения агрессии, в том числе и вводит военное положение, после чего обращается в высший орган законодательной власти РФ с предложением об объявлении войны государству, совершившему вооруженное нападение на Россию. Федеральное Собрание РФ после тщательного изучения и обсуждения вопроса выносит по нему окончательное решение. Взаимоотношения Президента РФ и Федерального Собрания РФ по решению вопроса о введении военного положения и объявлению состояния войны строятся в соответствии с определяемыми в законе юридическими процедурами.
Нормативно правовые акты
1. Конституция РФ. — М. : Юридическая литература. — 1993. — 61 С.
2. Современные зарубежные конституции. — М. : Московский юридический институт. — 1992. — 283 С.
3. Закон РФ «Об обороне» (Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — 1992,- N 42.- Ст. 2331, 1993.- N 52.- Ст. 5086).
4. Закон РФ «О безопасности» (Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — 1992.- N 15.- Ст. 1024).
6. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» N 66 от 10 января 1994 года (Собрание актов Президента и Правительства РФ, — 1994,- N 3,- Ст. 1901).
7. Концепция военной реформы // Военная мысль. — 1990. — специальный выпуск. — С. 3-24.
8. Положение «О Совете безопасности Российской Федерации», утверждений Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года N547 (Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ,- 1991,- N 24.-Ст. 2114).
9. Указ Президента РФ’ от 23 мая 1994 года N 1010 «Об утверждении Положения о военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям (Собрание законодательства РФ.- 1994,- N5,- Ст.402).
10. Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 года N 2140 «Об утверждении Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ (Собрание законодательства РФ, — 1994,- N 51.- Ст. 4931).
12. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года «О приведении законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ» (Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993.- N 52,- Ст.5751).
14. Положение «О Совете Безопасности Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 года N 547 и Приложение к распоряжению Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 года N 266-рп (Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993.- N 43,- Ст. 1045).
15. «Основные положения военной доктрины Российской Федерации», утверждение Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года (Собрание актов Президента и Правительства РФ.- 1993. — N 45.-Ст. 4329).
17. Указ Президента РФ «О создании Государственного комитета РФ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью» от 5 июня 1992 года (Ведомости съезда и Верховного Совета РФ.- 1992,- N 24.- Ст.1337).
19. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный 3 января 1993 года Президентами РФ и
— 145
США (Российская газета. -1993,- 5 января).
20. Соглашение между государствами-участниками Содружества независимых государств о статусе стратегических сил (Российская газета.-1992,- 19 февраля).
21. Положение о комиссии по государственным наградам при Президенте РФ в (Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. — 1992,- N 6.- Ст. 282).
22. Указ Президента РФ «О присвоении почетных званий военнослужащим Вооруженных Сил РФ» от 1 июня 1993 года N 803 (Собрание актов Президента и Правительства РФ1.- 1993,- N 23,- Ст. 2128).
23. Программа «Первоочередных государственных мер по усилению социальной защиты военнослужащих Российской Федерации, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в условиях экономической и военной реформ», утверждена распоряжением Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 года N 203-рп ( Собрание актов Президента и Правительства РФ, — 1993,- N 13.- Ст. 1109).
25. Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ от 22 февраля 1993 года N 273 (Собрание актов Президента и Правительства РФ, — 1993,- N9.- Ст. 735).
26. Указ Президента РФ «О Министерстве обороны и Вооруженных Силах Российской Федерации» от 16 марта 1992 года ( Ведомости съезда и Вверховного Совета РФ. — 1992.- N 13.- Ст. 678).
27. Указ Президента РФ «О реформировании военных структур,пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества» ( Собрание актов Президента и Правительства РФ.- 1993,- К 13.- Ст.1147).
— 146
28. Распоряжение Президента РФ «Об изуч^ии возможности создания военных баз или военных объектов Вооруженных Сил РФ на территории стран СНГ» от 27 апреля 1994 года (Российская газета,- 1994,- 29 апреля)
29. Указ Президента РФ «О переходе под юристдикцию Российской Федерации воинских частей Вооруженных Сил бывшего СССР, находящихся на территории Республика Молдова» от 1 апреля 1992 года N 320 (Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992.- N 14. -Ст. 964).
30. Указ Президента РФ «О призыве граждан Российской Федерации на военную службу в апреле-июне 1993 г. и об увольнении в запас солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей, выслуживших установленные сроки военной службы» N 417 от 30 марта 1993 года (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — N 12.- Ст. 1197/.
33. Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы» от 30 сентября 1993 года N 848 (.Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993.- N 32.- Ст.2287).
34. Указ Президента РФ от 20 июня 1994 года N 1292 «Об утверждении комитета по кадровой политике при Президенте РФ» (Собрание законодательства РФ. — 1994,- N 9, — Ст. 931).
35. Указ Президента Российской Федерации N 1188 от 7 октября
1992 года «О создании Высшей аттестационной комиссия при Президенте Российской Федерации (Ведомости съездами Верховного Совета РФ.- 1992.-N 42. — Ст. 2372).
36. Указ Президента Российской Федерации «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу наиболее талантливым представителям российского искусства» N 873 от 9 июня 1993 года (Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993,- N 24.- Ст. 2234).
37. Приказ Министра Обороны РФ от 14 января 1993 года N 85 «О мерах по выполнению Закона РФ «Об обороне».
38. Приказ Министра Обороны РФ N 85 от 28 февраля 1993 года «О введении в действие Положения о Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ».
Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.
Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.
Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.
Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.
Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Статья 133
Если Президент Российской Федерации в течение 14 дней со дня поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный федеральный закон.
Статья 134
1. Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской Федерации, передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой.
2. По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы, в котором может предложить Государственной Думе одно из следующих решений:
а) согласиться с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;
б) принять федеральный закон в редакции Президента Российской Федерации;
в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента Российской Федерации специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона по отклоненному Президентом Российской Федерации федеральному закону с учетом предложений Президента Российской Федерации;
г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
3. Совет Государственной Думы после получения от ответственного комитета одного из проектов постановления Государственной Думы, предусмотренных частью второй настоящей статьи, включает во внеочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, в проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.
4. О дате и времени повторного рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, не позднее чем за три дня до его рассмотрения на заседании Государственной Думы сообщается Президенту Российской Федерации.
(Статья 134 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 860-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3144.)
Статья 1341
1. Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, начинается с выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента Российской Федерации. Затем выступает представитель ответственного комитета и по предложению ответственного комитета принимается одно из решений, предусмотренных частью второй статьи 134 настоящего Регламента.
2. Если палата принимает решение о проведении обсуждения перед голосованием, то в обсуждении участвуют представители фракций. Заключительное слово предоставляется представителю ответственного комитета (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).
(Статья 1341 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 860- IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3144.)
Статья 1342
1. Постановление Государственной Думы о согласии с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и снятии его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
2. Если Государственная Дума по предложению ответственного комитета не согласилась с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и не сняла его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой, то председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.
(Статья 1342 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 860-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3144.)
Статья 1343
1. Решение о принятии федерального закона в редакции Президента Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
2. Принятый федеральный закон в редакции Президента Российской Федерации в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.
3. В случае, если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета принять федеральный закон в редакции Президента Российской Федерации, председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.
(Статья 1343 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 860-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3144.)
Статья 1344
1. Если Президент Российской Федерации отклонил федеральный закон и не предложил Государственной Думе создать специальную комиссию, то ответственный комитет может запросить у Президента Российской Федерации предварительное согласие на создание специальной комиссии.
2. Если Президент Российской Федерации предложил Государственной Думе создать специальную комиссию либо дал предварительное согласие на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии. В проекте постановления указывается срок работы в составе специальной комиссии избранных в нее депутатов Государственной Думы.
3. Если Президент Российской Федерации не предложил Государственной Думе создать специальную комиссию и не дал предварительного согласия на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает Государственной Думе одно из решений, предусмотренных пунктами «а» и «г» части второй статьи 134 настоящего Регламента.
(Статья 1344 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 860-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3144.)
Cтатья 135
1. Если Государственная Дума согласилась с предложением ответственного комитета о создании специальной комиссии, палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы принимает постановление Государственной Думы о создании специальной комиссии, об избрании в ее состав депутатов Государственной Думы и сопредседателя специальной комиссии от Государственной Думы. Указанное постановление направляется Президенту Российской Федерации и в Совет Федерации.
2. Сопредседатель специальной комиссии и другие ее члены образуют депутацию Государственной Думы в специальной комиссии. Депутат Государственной Думы, избранный в состав специальной комиссии, обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании специальной комиссии по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует сопредседателя специальной комиссии от Государственной Думы.
3. Депутаты Государственной Думы, не входящие в состав специальной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях и участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.
4. Организационное, информационное и документационное обеспечение деятельности депутации Государственной Думы в составе специальной комиссии осуществляет аппарат ответственного комитета во взаимодействии с другими структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы. Депутация Государственной Думы в специальной комиссии вправе при необходимости привлекать гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, в аппарате ответственного комитета или в других структурных подразделениях Аппарата Государственной Думы, и работников структурных подразделений Аппарата Государственной Думы для содействия в выработке согласованного текста федерального закона, а также приглашать ученых и специалистов в качестве экспертов (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 ноября 2006 года № 3751–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 48, ст. 4993).
5. В случае, если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета создать специальную комиссию, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает Государственной Думе одно из решений, предусмотренных пунктами «а» и «г» части второй статьи 134 настоящего Регламента.
(Статья 135 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 860-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3144.)
Статья 1351
1. При принятии решения специальная комиссия действует по принципу «одна сторона — один голос», при этом члены специальной комиссии от Государственной Думы принимают решение большинством голосов от их общего числа. Решение специальной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента Российской Федерации стороны пришли к единому мнению. До подписания заключительных протокола и сопоставительной таблицы федеральный закон в редакции специальной комиссии направляется сопредседателем специальной комиссии от Государственной Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для проведения правовой и лингвистической экспертиз в соответствии с требованиями статьи 112 настоящего Регламента.
2. По окончании работы специальной комиссии сопредседателем специальной комиссии от Государственной Думы на повторное рассмотрение Государственной Думы вносятся федеральный закон в редакции специальной комиссии, завизированный сопредседателями специальной комиссии, заключение по нему Правового управления Аппарата Государственной Думы, решение специальной комиссии и сопоставительная таблица, содержащая текст федерального закона, к которому имеется поправка специальной комиссии, текст поправки, новую редакцию текста федерального закона с учетом поправки специальной комиссии, краткую мотивировку решения специальной комиссии.
3. Если сторонами не преодолено разногласие хотя бы по одному предложению Президента Российской Федерации, специальная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы, которое подписывается сопредседателями специальной комиссии и направляется в ответственный комитет. Ответственный комитет информирует Государственную Думу об итогах работы специальной комиссии и вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает Государственной Думе одно из решений, предусмотренных пунктами «а» и «г» части второй статьи 134 настоящего Регламента.
4. Если установленный срок деятельности специальной комиссии истек, а выработка согласованного текста федерального закона не завершена, то по решению специальной комиссии сопредседатель специальной комиссии от Государственной Думы вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о продлении срока работы в составе специальной комиссии депутации Государственной Думы. Если указанный проект постановления Государственной Думы не был внесен или соответствующее постановление не было принято Государственной Думой, деятельность специальной комиссии прекращается и ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о признании утратившим силу постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии и о принятии Государственной Думой одного из решений, предусмотренных пунктами «а» и «г» части второй статьи 134 настоящего Регламента.
(Статья 1351 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 860-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3144.)
Cтатья 1352
1. При рассмотрении федерального закона в редакции специальной комиссии с докладом выступает сопредседатель специальной комиссии от Государственной Думы. Затем может выступить полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе либо иной официальный представитель Президента Российской Федерации (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 4502–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6469).
2. Федеральный закон в редакции специальной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятие федерального закона в редакции специальной комиссии оформляется постановлением Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480).
3. В случае отклонения федерального закона в редакции специальной комиссии председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.
(Статья 1352 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 860-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3144.)
Cтатья 1353
1. Решение об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Данное решение оформляется постановлением Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480).
2. Одобренный в ранее принятой Государственной Думой редакции федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.
3. Если предложение об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции не набрало необходимого для его принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.
(Статья 1353 введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2004 года № 860-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 30, ст. 3144.)
Реализуется в сфере осуществления палатами ФС РФ их законодательных полномочий и в сфере осуществления ФС РФ и его палатами иных полномочий, установленных Конституцией РФ. Правовой основой такого взаимодействия являются положения Конституции РФ, в т. ч. ч. 3 ст. 5, согласно которой одним из принципов федеративного устройства РФ является единство системы государственной власти; ч. 1, 2 и 3 ст. 80, которыми установлено, что Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В соответствии с Конституцией РФ у Президента РФ есть ряд задач, касающихся парламента в целом. Президент РФ обращается к ФС РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84 Конституции РФ). В послании Президента РФ обычно обобщаются итоги за прошедший год и формулируются цели и задачи, которые, по мнению главы государства, следует взять как ориентиры в деятельности всем государственным органам.
Постоянное взаимодействие с парламентом — существенное и важное направление работы Президента РФ. Глава государства вправе реализовывать право законодательной инициативы, подготавливать и вносить в ГД проекты федеральных законов, участвовать в заседаниях ГД и СФ, в т. ч. закрытых, а также выступать на их заседаниях. Важным кругом вопросов взаимоотношений ФС РФ с Президентом РФ является решение кадровых вопросов, предусматривающих назначение СФ и ГД представляемых Президентом РФ кандидатур на ряд должностей, определенных в Конституции РФ. Во взаимоотношениях Президента РФ с ФС РФ законодательством установлены правовые механизмы, называемые «системой сдержек и противовесов» (право Президента РФ наложить вето на принятый парламентом федеральный закон и установленный порядок преодоления вето парламентом, а также др. механизмы).
Полномочия и процедуры взаимодействия Президента РФ и палат ФС РФ при осуществлении законодательного процесса конкретизированы в Положении о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденном Указом Президента РФ от 13 апр. 1996 и регламентах палат ФС РФ.
Президент подписывает и обнародует законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.
Президент вправе распустить ГД в случае, если она выразила недоверие Правительству РФ, а Президент РФ не согласился с ее решением, и ГД в течение 3 месяцев повторно выразила недоверие Правительству РФ (ст. 117 Конституции РФ). Кроме того, роспуск ГД возможен, если Председатель Правительства РФ поставил перед ГД вопрос о доверии Правительству РФ и ГД отказала Правительству РФ в доверии, а Президент РФ предпочитает распустить ГД, нежели отправить Правительство РФ в отставку (ст. 117 Конституции РФ). Роспуск ГД возможен также после трехкратного отклонения палатой представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ст. 111 Конституции РФ).
ГД наделена полномочием по выдвижению обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, а СФ — полномочием по отрешению Президента РФ от должности (соответственно ст. 103, 102 Конституции РФ).
ФС РФ и его палаты осуществляют также взаимодействие с Президентом РФ по др. вопросам, входящим в их компетенцию.