Положение банка России о внутреннем контроле

Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля управлением здравоохранения Липецкой области

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 3 февраля 2020 года N 105
Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля управлением здравоохранения Липецкой области

(с изменениями на 25 марта 2020 года)

(в ред. приказа управления здравоохранения Липецкой области от 25.03.2020 N 382)

В целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета как главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств, подготовке и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, учитывая рекомендации Министерства Финансов Российской Федерации, направленные письмом N 02-02-05/98727 от 17.12.2019, приказываю:

1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля управлением здравоохранения Липецкой области (приложение).

2. Должностным лицам управления здравоохранения Липецкой области осуществлять внутренний финансовый контроль в соответствии с утвержденным Порядком.

3. Руководителям подведомственных управлению здравоохранения Липецкой области учреждений обеспечить организацию внутреннего финансового контроля.

4. Признать утратившим силу приказ управления здравоохранения Липецкой области от 12.10.2015 N 1288 «Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Начальник управления
здравоохранения
Липецкой области
Ю.Ю.ШУРШУКОВ

Приложение. Порядок осуществления внутреннего финансового контроля управлением здравоохранения Липецкой области

Приложение
к приказу
управления здравоохранения
Липецкой области «Об утверждении
Порядка осуществления внутреннего
финансового контроля управлением
здравоохранения Липецкой области»

(в ред. приказа управления здравоохранения Липецкой области от 25.03.2020 N 382)

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок организации и проведения управлением здравоохранения Липецкой области (далее — Управление) внутреннего финансового контроля в отношении процедур и операций, совершенных в структурных подразделениях управления здравоохранения Липецкой области, а также подведомственными управлению здравоохранения Липецкой области учреждениями.

1.2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля.

1.3. Внутренний финансовый контроль основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности и направлен на соблюдение правовых актов, регулирующих составление и исполнение областного бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономичности и результативности использования бюджетных средств.

Ведомственный финансовый контроль обеспечивает надзор за соблюдением требований действующего законодательства, целевым, правомерным и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств, сохранностью имущества, денежных средств и документов, а также материальных ценностей, правильностью и полнотой документального оформления хозяйственных операций и ведения бюджетного учета, достоверностью отчетности.

Осуществление внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно начальником Управления (заместителями начальника Управления), иными должностными лицами Управления, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее — внутренние бюджетные процедуры).

2.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Управления и в отношении подведомственных учреждений.

2.3. Должностными лицами Управления осуществляется внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:

— составление и представление документов Управлению, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета;

— составление и представление документов в Управление, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

— составление и представление документов в финансово-экономический отдел Управления, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам областного бюджета, расходам областного бюджета;

— составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Управлением средств областного бюджета;

— составление и направление документов в финансово-экономический отдел, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств учреждениям здравоохранения;

— составление, утверждение и ведение бюджетных смет и свода бюджетных смет;

— формирование, утверждение и исполнение государственных заданий в отношении подведомственных областных государственных учреждений;

— исполнение бюджетной сметы и плана финансово хозяйственной деятельности;

— принятие и исполнение бюджетных обязательств;

— осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления поступления в федеральный бюджет и областной бюджет пеней и штрафов (в рамках переданных полномочий по администрированию доходов областного бюджета);

— принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в областной бюджет (в рамках переданных полномочий по администрированию доходов областного бюджета);

— ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

— составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;

— исполнение в установленном законодательством порядке судебных актов по искам к Управлению, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений Липецкой области.

2.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется с использованием следующих контрольных действий:

— проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Липецкой области, регулирующих бюджетные правоотношения;

— анализ документов на соответствие внутренним стандартам, в том числе анализ точности и обоснованности данных, отраженных в таких документах;

— авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

— сверка данных;

— сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;

— иные контрольные действия.

2.5. К способам проведения контрольных действий для целей реализации настоящего Порядка относятся:

— сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

— выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).

2.6. Методы внутреннего финансового контроля, используемые при осуществлении внутреннего финансового контроля, — самоконтроль, контроль по уровню подчиненности и контроль по уровню подведомственности (ведомственный финансовый контроль):

— самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения Управления;

— контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) путем авторизации операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами в процессе исполнения их должностных обязанностей;

— результаты контроля по уровню подчиненности фиксируются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля (приложение);

— в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанная информация предоставляется руководителю (заместителю руководителя) Управления.

2.7. Ведомственный финансовый контроль является видом контроля по подведомственности и осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий контрольно-ревизионным отделом Управления с привлечением при необходимости сотрудников из других структурных подразделений и внештатных специалистов Управления в отношении процедур и операций, совершаемых подведомственными учреждениями.

2.8. Ведомственный финансовый контроль осуществляется сплошным или выборочным способом посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

2.9. Плановые проверки по уровню подведомственности осуществляются в соответствии с планом проверок деятельности учреждений, подведомственных управлению здравоохранения Липецкой области на соответствующий финансовый год, утверждаемым приказом руководителя Управления до 25 декабря года, предшествующего планируемому (далее — План).

(в ред. приказа управления здравоохранения Липецкой области от 25.03.2020 N 382)

В Плане указывается наименование объекта проверки, тема проверки, проверяемый период, срок проведения проверки.

План в течение 5 рабочих дней после утверждения размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Управления.

Внесение изменений в План допускается не позже чем за 10 рабочих дней до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.

Информация о внесении изменений в План размещается в течение 5 рабочих дней после издания приказа о внесении изменений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Управления.

Плановые проверки в отношении одного и того же субъекта проверки и по одним и тем же вопросам могут осуществляться один раз в три года.

2.10. Внеплановые проверки проводятся при наличии поступившей информации о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации, Липецкой области и (или) иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и по поручению начальника Управления.

2.11. Проверки, осуществляемые в рамках ведомственного финансового контроля, проводятся на основании приказа начальника Управления о назначении проверки, в котором указываются:

— наименование объекта проверки;

— тема проверки;

— проверяемый период;

— основание и срок проведения проверки;

— фамилии, имена, отчества, должности лиц, осуществляющих проверку.

2.12. Проверки могут быть камеральные (документные) и выездные.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Управления на основании документов, представленных по запросу субъекта контроля, в срок не более 30 рабочих дней со дня представления запрошенных документов.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения объекта проверки в срок не более 40 рабочих дней со дня представления запрошенных документов.

2.13. Установленный приказом срок проведения проверки может быть продлен на основании мотивированного обращения должностного лица, осуществляющего проверку, приказом начальника Управления, но не более чем на 20 рабочих дней.

Основаниями продления срока проверки являются:

— получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у объекта проверки нарушений законодательства и требующей дополнительного изучения;

— наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар, карантин и т.п.);

— выявление в ходе проверки фактов и обстоятельств, требующих дополнительного изучения.

2.14. Проведение выездной проверки приостанавливается приказом начальника Управления:

— на период восстановления объектом проверки документов, необходимых для проведения выездной проверки, а также приведения объектом проверки в надлежащее состояние документов учета и отчетности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта проверки;

— на период исполнения запросов в государственные органы;

— на период организации и проведения экспертиз;

— до представления запрашиваемых документов, устранения препятствующих проведению проверки причин в случае непредставления объектом проверки документов, и (или) представления неполного комплекта затребованных документов, и (или) воспрепятствования проведению проверки, и (или) уклонения от проведения проверки;

— на время, необходимое для обследования имущества и (или) документов, находящихся не по месту нахождения объекта проверки.

В срок не позднее 3 рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении проверки начальник (заместитель начальника) Управления:

— извещает объект проверки о приостановлении выездной проверки и о причинах приостановления;

— направляет требование в письменном виде о восстановлении бухгалтерского (бюджетного) учета или устранении выявленных нарушений в бухгалтерском (бюджетном) учете либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки. В требовании должен быть указан срок его выполнения;

— принимает меры, способствующие возобновлению выездной проверки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

После поступления от объекта проверки сведений об устранении причин приостановления выездной проверки начальник Управления в течение 3 рабочих дней со дня получения указанных сведений издает приказ о возобновлении проведения выездной проверки и уведомляет объект проверки.

2.15. Субъект контроля имеет право:

— запрашивать документы, необходимые для проведения проверки;

— при осуществлении выездных проверок беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки посещать помещения и территории, занимаемые объектом проверки, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;

— привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертов для проведения независимых экспертиз.

2.16. Субъект контроля обязан:

— уведомлять объект проверки о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения плановой проверки;

— знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта проверки с копией приказа о назначении, приостановлении, возобновлении проверки, продлении срока проведения проверки, а также с результатами проведенных проверок (актами).

2.17. Объект проверки обязан:

— не препятствовать проведению проверки, в том числе обеспечивать беспрепятственный доступ лиц, осуществляющих проверку, в помещения объекта проверки;

— обеспечивать необходимые условия для работы лиц, осуществляющих проверку, в том числе предоставлять отдельные помещения для работы, оргтехнику, средства связи;

— принимать меры к устранению выявленных при проведении проверки недостатков (нарушений);

— по письменному запросу лиц, осуществляющих проверку, представлять в установленные в запросе сроки необходимые документы.

2.18. Результаты проверок оформляются актом проверки в сроки, установленные для проведения проверок. Акт состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

Вводная часть акта проверки должна содержать следующие сведения:

1) тема проверки;

2) дата и место составления акта проверки;

3) номер и дата приказа Управления о назначении проверки;

4) основание назначения проверки;

5) фамилии, инициалы и должности руководителя и всех участников проверочной группы или уполномоченного на проведение проверки лица;

6) проверяемый период;

7) срок проведения проверки;

8) сведения об объекте проверки:

9) фамилии, инициалы должностного лица, исполняющего бюджетные полномочия;

10) полное и сокращенное наименование объекта проверки, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

11) сведения об учредителе;

12) сведения о лицензиях на осуществление соответствующих видов деятельности;

13) перечень и реквизиты всех счетов (включая счета, закрытые на момент проверки, но действовавшие в проверяемом периоде) в кредитных организациях, включая депозитные, а также лицевых счетов, открытых в финансовых органах и Федеральном казначействе;

14) фамилии, инициалы и должности лиц объекта проверки, имевших право подписи финансовых и расчетных документов в проверяемом периоде.

Описательная часть акта проверки должна содержать описание проведенной проверки и сведения о выявленных нарушениях по каждому вопросу программы проверки со ссылкой на нормы законодательства или указание на отсутствие таковых.

Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, в том числе выявленных нарушениях со ссылкой на нормы законодательства, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов бюджетной классификации расходов.

При отсутствии нарушений указывается на их отсутствие.

2.19. Акт проверки составляется в 2 экземплярах: один экземпляр — для субъекта проверки, второй экземпляр — для объекта проверки.

При проведении проверки по мотивированному обращению контрольного или правоохранительного органа для них составляется дополнительный экземпляр акта проверки.

2.20. Один экземпляр акта проверки в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания вручается объекту проверки или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).

2.21. Результаты проверки, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться документами, результатами контрольных действий, объяснениями должностных лиц объекта проверки, другими материалами, которые прилагаются к акту проверки.

2.22. В течение 5 рабочих дней со дня получения акта проверки объект проверки вправе представить письменные возражения, которые приобщаются к материалам проверки.

2.23. Материалы проверки представляются для рассмотрения руководителю (заместителю руководителя) Управления.

Руководитель (заместитель руководителя) Управления рассматривает материалы проверки в течение 10 рабочих дней.

2.24. По итогам рассмотрения материалов проверки, проведенной при осуществлении контроля по подведомственности, руководитель (заместитель руководителя) Управления принимает решение о направлении предложений объекту проверки о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок, применении дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок.

Указанное решение оформляется приказом начальника Управления.

2.25. При выявлении в ходе проверки действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения в сфере бюджетного законодательства, материалы проверки направляются в Управление финансов Липецкой области.

В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Материалы по результатам мероприятий ведомственного финансового контроля, а также иные документы и информация, полученные в ходе проведения мероприятий ведомственного контроля, подлежат хранению не менее 3 лет.

Приложение. Журнал учета результатов внутреннего финансового контроля

Приложение
к Порядку
осуществления внутреннего
финансового контроля
управлением здравоохранения
Липецкой области

ЖУРНАЛ

учета результатов внутреннего финансового контроля

за ____ год

Наименование главного администратора

бюджетных средств __________________

Наименование бюджета _______________

Наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних

бюджетных процедур _________________

I. ________________________________________________________________________

(наименование внутренней бюджетной процедуры)

Дата

Наименование операции

Должностное лицо, ответственное за выполнение операции

Должностное лицо, осуществляющее контрольное действие

Характеристики контрольного действия

Результаты контрольного действия

Сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений)

Предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения

Отметка об устранении

В настоящем Журнале пронумеровано и прошнуровано ______ листов.

Начальник отдела Управления ___________ __________ ________________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

14.02.20 на своем сайте ЦБ опубликовал проект указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П»*.

Действующее по настоящее время Положение № 375-П – это документ от 2 марта 2012, устанавливающий требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В свою очередь, правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (ПВК в целях ПОД/ФТ) – это документ, обязательный к разработке и применению в организациях и у индивидуальных предпринимателей – субъектов федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ**. Работа по стандартам ПВК в целях ПОД/ФТ ведется в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Положение № 375-П также:

  • регламентирует наличие обязательных программ в ПВК;
  • устанавливает требование о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК по ПОД/ФТ;
  • содержит классификатор, который конкретизирует признаки, указывающие на необычный характер сделки.

Опубликованный проект указания Банка России предусматривает актуализацию классификатора признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к Положению № 375-П. Цель проекта – исключение из указанного классификатора устаревших (неактуальных) на настоящий момент признаков и дополнение его новыми (актуальными) признаками, а также корректировки ряда признаков. Многие признаки перенесены из ранее действовавшего документа, из методических рекомендаций стали частью нормативно-правового акта.

Добавлены новые признаки в классификатор:

  • Операция клиента банка–физического лица по трансграничному переводу денежных средств (операция соответствует признакам, описанным в письме Банка России от 14.01.2019 № 2-МР***).
  • Операции по списанию либо зачислению денежных средств по счетам клиента –юридического лица–резидента, у которого преобладающая часть денежных средств зачисляется с выделением НДС, а списание в пользу контрагентов осуществляется без НДС (операции соответствуют признакам, описанным в письме Банка России от 16.02.2018 № 5-МР****).
  • Снятие клиентом–юридическим лицом денежных средств в наличной форме с корпоративной банковской карты (операции соответствуют признакам, описанным в письме Банка России от 21.07.2017 № 19-МР*****).
  • Регулярные операции по снятию наличных физлицами, если деньги на счет поступают от юрлица или индивидуального предпринимателя добавлены в перечень сомнительных операций. Исключение — экономически обоснованные операции (перечисления зарплаты, дивидендов, алиментов, пенсий и страховых возмещений).
  • Случаи, когда клиент требует от банка проведений операции по исполнительному документу внесены в отдельный пункт. Регулятор намерен дать кредитным организациям право отказа, если есть подозрения, что операция направлена на отмывание денежных средств или обналичивание. Ранее Росфинмониторинг указывал на всплеск обналичивания с помощью нотариальных подписей, которые имеют статус исполнительных документов. Банки при этом обращали внимание на рост сомнительных операций с документами КТС.
  • Дистанционные операции, которые совершаются с одного устройства (телефон, ноутбук и т.п.) или с одной группы IP-адресов по счетам разных компаний, зарегистрированных в разных странах или принадлежащих разным собственникам, а также по счетам разных физических лиц, которые не являются родственниками считаются сомнительными. ЦБ еще в апреле 2018 года обязал банки учитывать при оценке риска клиента анализ устройств, с помощью которых клиенты переводят деньги: у каждого устройства есть идентификационный номер, и если номера совпадают у разных клиентов, то банк относит их к клиентам с повышенным уровнем риска.
  • Операции, связанные с приобретением или продажей виртуальных активов, впервые вошли в список признаков сомнительных операций. При этом предметом законопроекта являются не виртуальные активы, а цифровые финансовые активы, под которыми в последней версии проекта понимаются цифровые аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале.
  • Ряд иных признаков, указывающих на необычный характер сделки.

Другие дополнения:

  1. Добавлены правила взаимодействия банков с клиентами, которые прекращают проведение операций при возникновении подозрений у кредитной организации. Так, если клиент отказывается от разовой операции или просит закрыть счет и выдать деньги после вопросов со стороны банка, то это должно считаться признаком, свидетельствующем о возможном осуществлении легализации (отмывании) доходов.
  2. Добавлены новые признаки для компаний, которые занимаются покупкой металлолома, совершают почтовые денежные переводы физлицам, переводы платежным агентам или рассчитываются наличными за транспортные, туристические или медицинские услуги.

Следующие признаки, которые ранее имели место в документе и наличие которых свидетельствовало о возможном отмывании, удалены в новой версии Положения:

  • Перечисления денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы на сумму менее 600 000 рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте.
  • Операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить.
  • Отсутствие в поступившем расчетном или ином документе полной информации о сторонах операции, необходимой для проведения операции.
  • Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с кредитной организацией.
  • Пункт о «нестандартных и сложных» расчетах: даже если операции отличаются от обычной практики клиента. Тем не менее, если транзакции «не соответствуют общепринятой рыночной практике», это повод для повышенного контроля.
  • Некоторые признаки сомнительных операций, которые касались зачисления средств на счета юрлиц и переводов. Но ЦБ по-прежнему считает подозрительными частое поступление крупных сумм на счета или существенное увеличение внесения наличных. Вопросы у кредитных организаций должны вызывать ситуации, если поступления на счет компании существенно ниже ее трат.

Другие изменения согласно документу:

  1. Изменены общие подходы к определению сомнительности банковских операций. Например, ЦБ предлагает не считать подозрительными ситуации, когда клиент проводит операцию, несмотря на высокие комиссии или заградительные тарифы.
  2. Банкам не рекомендуется ориентироваться на формальные обстоятельства, при которых клиент проводит операции. В частности, на связь транзакций с заявленной деятельностью компании, исходя из содержания ее учредительных документов.

Кроме того, проект указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П» предусматривает исключение норм, устанавливающих случаи и механизм направления кредитными организациями уведомления в Банк России о назначении на должность (об освобождении от должности) специального должностного лица (СДЛ), ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (о назначении на должность (об освобождении от должности) сотрудника кредитной организации исполняющим обязанности СДЛ).

Также проектом указания предлагается установить, что исполнение обязанностей СДЛ сотрудником кредитной организации (вне зависимости от причины отсутствия СДЛ) осуществляется на основании внутреннего распорядительного акта кредитной организации.

Соответствующий нормативный акт Банка России вступит в силу с 1 апреля 2021 года.

Последствия изменений.

Новый перечень признаков сомнительных операций более широкий по сравнению с классификатором, утвержденным в 2012 году. По словам экспертов, новое положение о сомнительных операциях «облегчит жизнь банкам». Но в реальности проект указания Банка России осложнит жизнь банкам. Кредитным организациям станет необходимо:

  • Вносить изменения и дополнения в ПВК.

До 01.07.2021 кредитным организациям нужно актуализировать правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ. Необходимо добавить в ПВК новые признаки, указывающие на необычный характер сделки, и исключить устаревшие признаки. Актуализации ПВК будет предшествовать практическая реализация новых подходов.

  • Как следствие, в связи с изменениями ПВК, станет неизбежным проведение новых и дополнительных обучений сотрудников.

Согласно действующему законодательству, предстоит провести внеплановые инструктажи по новым ПВК с сотрудниками кредитной организации, обязательно документально оформив это обучение. Датировать желательно днем утверждения ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

  • Внедрять новые коды вида контроля и выявлять подобного рода операции.

Помимо необходимости добавления в ПВК новых признаков, указывающих на необычный характер сделки, и исключения устаревших признаков, банкам предстоит еще и их выявление среди операций других клиентов. То есть банкам придется вносить изменения в программы и дорабатывать свою автоматизированную банковскую систему (АБС) для автоматизации процессов с целью хотя бы частичного выявления новых признаков, указывающих на необычный характер сделки.

В тоже время, существенных изменений в практике их применения произойти не должно. Так как нет кардинальных изменений процессов, форматов и подходов к выявлению/направлению сообщений. То есть меняются лишь признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации. Соответственно у банков появляется определенная свобода с точки зрения признания/непризнания операций сомнительными. Совпадение нескольких новых признаков является «возможностью», а не обязанностью направления сообщения. Если банком глубоко изучена деятельность клиента, который долгие годы обслуживается в кредитной организации, и ведение реальной хозяйственной деятельности не вызывает подозрений, то даже наличие нескольких новых признаков не будет являться основанием для направления сообщения в уполномоченный орган. Обязательный же контроль, который имеет строгие временные ограничения, ограничения по сумме и носит обязательный характер, остался без изменений. Изменения которого могли бы доставить гораздо больше трудностей банкам.

СПРАВКА

Классификатор необычных операций не обновлялся на протяжении последних восьми лет, то есть с момента появления положения в марте 2012 года. Регулятор совместно с Росфинмониторингом разрабатывали новые признаки, чтобы исключить устаревшие и добавить новые схемы совершения необычных операций.

Пока документ проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. О том, что некоторые признаки сомнительных операций, на которые приходится обращать внимание банкам, уже устарели, глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила еще год назад. Она отмечала, что при новом подходе число оснований для отказа в проведении операций должно существенно сократиться.

Новый перечень, как и прежний «не является исчерпывающим», кредитные организации вправе дополнить его своими критериями, характерными именно для них, с учетом масштаба, специфики и характера деятельности кредитной организации, характера совершаемых клиентами операций и связанного с ними уровня риска легализации (отмывания) преступных доходов».

Для того, чтобы всегда оставаться в курсе других изменений законодательства, а также получить дополнительную информацию в сфере ПОД/ФТ можно в разделе «Изменения законодательства / Все материалы» (https://xco.news/publications/bulletin/all) и «Методология» (https://xco.news/publications/methodology/all) на информационном сервисе X-Compliance.

* «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

*** «Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

**** «Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

***** «Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт».

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 декабря 2016 года N 890

О внесении изменений в приказ МВД России от 12 октября 2015 г. N 980 «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России»

Внести изменения в приказ МВД России от 12 октября 2015 г. N 980 «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России» согласно прилагаемому Перечню.
_______________
Зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 2015 года, регистрационный N 39576.

Министр
генерал полиции Российской Федерации
В.Колокольцев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 января 2017 года,
регистрационный N 45424

Приложение
к приказу МВД России
от 26 декабря 2016 года N 890

Перечень изменений, вносимых в приказ МВД России от 12 октября 2015 г. N 980 «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России»

1. В приказе МВД России от 12 октября 2015 г. N 980:

1.1. В преамбуле слова «и внутренних войск МВД России» исключить.

1.2. В пункте 2:

1.2.1. Слова «Первому заместителю Министра — главнокомандующему внутренними войсками МВД России,» и «, командующим войсками региональных командований внутренних войск, начальникам военных образовательных организаций высшего образования, командирам соединений, воинских частей, начальникам учреждений внутренних войск МВД России» исключить;

1.2.2. Слово «руководителям» заменить словом «Руководителям».

1.3. В подпункте 2.2 слова «военнослужащих внутренних войск МВД России,» исключить.

1.4. В подпункте 2.4 слова «внутренних войск МВД России,» исключить.

1.5. В подпункте 2.5 слова «руководителей подразделений системы МВД России, указанных в пункте 2 настоящего приказа и имеющих в подчинении штатные контрольно-ревизионные подразделения,» исключить.

2. В Регламенте осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России (приложение N 1 к приказу МВД России от 12 октября 2015 г. N 980):

2.1. В пункте 1:

2.1.1. Слова «региональные командования внутренних войск, военные образовательные организации высшего образования, соединения, воинские части, учреждения внутренних войск МВД России,» исключить;

2.1.2. Сноску 2 к пункту 1 исключить.

2.2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации возлагается на начальников управлений МВД России на транспорте по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министров внутренних дел по республикам, начальников главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации.».

2.3. Сноску 5 к пункту 2 изложить в следующей редакции:
» Далее — «линейные управления МВД России на транспорте».».

2.4. В пункте 3:

2.4.1. Слова «Инспекцией по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью внутренних войск МВД России,» и «и подразделений внутренних войск МВД России» исключить;

2.4.2. Сноску 1 к пункту 3 исключить.

2.4.3. Дополнить абзацем следующего содержания:
«Руководители, указанные в пункте 2 настоящего Регламента, при организации внутреннего финансового аудита обязаны исключать участие субъекта внутреннего финансового аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.».

2.5. В пункте 4 слова «Инспекции внутренних войск МВД России,» и «и подразделений внутренних войск МВД России» исключить.

2.6. В подпунктах 6.1 и 6.3 слова «и подразделений внутренних войск МВД России» в соответствующих числе и падеже исключить.

2.7. Подпункт 8.2 и сноску 2 к нему исключить.

2.8. В подпункте 9.3 цифры «8.2-8.4» заменить цифрами «8.3-8.4».

2.9. Пункт 10 дополнить подпунктом 10.4 следующего содержания:
«10.4. Не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий проведению аудиторской проверки, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.».

2.10. В подпункте 19.2 слова «Федеральной службой финансово-бюджетного надзора» заменить словами «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере,».

2.11. Пункт 50 исключить.

2.12. В подпунктах 56.4 и 62.5 слова «Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (ее территориальные органы)» заменить словами «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере,».

3. В Регламенте осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России (приложение N 2 к приказу МВД России от 12 октября 2015 г. N 980):

3.1. В пункте 2 слова «подразделения внутренних войск МВД России, военные образовательные организации высшего образования внутренних войск МВД России, учреждения внутренних войск МВД России,» исключить.

3.2. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Ведомственный финансовый контроль в системе МВД России организуется Министром внутренних дел Российской Федерации, начальниками управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, подчиненных МВД России, министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, имеющими штатные контрольно-ревизионные подразделения.».

3.3. Сноску 1 к пункту 3 исключить.

3.4. Пункт 3 дополнить сноской 4 следующего содержания:
» Далее — «линейные управления МВД России на транспорте».».

3.5. В пункте 4 слова «и подразделений внутренних войск МВД России» исключить.

3.6. Подпункт 8.2 и сноску 1 к нему исключить.

3.7. В пунктах 9, 23, подпунктах 13.1, 13.11 слова «(внутренних войск МВД России)» в соответствующих числе и падеже исключить.

3.8. В пунктах 10, 16, 17, 81, подпункте 31.6 слово «военнослужащий,» в соответствующих числе и падеже исключить.

3.9. Подпункт 11.2 и сноску 5 к нему исключить.

3.10. В пункте 12 слова «ГКВВ МВД России, регионального командования и соединения внутренних войск МВД России,» исключить.

3.12. В подпункте 13.6 слова «(подразделения внутренних войск МВД России)» исключить.

3.13. В пункте 72 слово «(ревизию)» заменить словом «(ревизию)».

3.14. Сноску 1 к пункту 72 исключить.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 27.01.2017,
N 0001201701270034

Утверждено

на заседании Совета директоров

ОАО «Главная дорога»

Протокол № 16

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ ЗА

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«ГЛАВНАЯ ДОРОГА»

1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью Открытого акционерного общества «Главная дорога» (далее – «Положение») утверждено в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Открытого акционерного общества «Главная дорога» (далее – «Общество»), Кодексом корпоративного поведения, рекомендованного ФКЦБ России.

1.2. Настоящее Положение является внутренним документом Общества, определяющим правила и подходы к обеспечению внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (далее внутренний контроль).

1.3. Настоящее Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы его функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля.

1.4. Для целей настоящего Положения под внутренним контролем понимается контроль осуществления финансово-хозяйственной деятельности Общества подразделениями и органами управления Общества.

Понятие, цели, направления и процедуры внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества

2.1. Внутренний контроль – это система осуществляемых Советом директоров Общества, Ревизионной комиссией (Ревизором) Общества, Комитетом Совета директоров Общества по аудиту, Директором Общества, Службой внутреннего аудита и иными сотрудниками Общества процедур, направленных на обеспечение разумных гарантий достижения Обществом поставленных целей в следующих областях:

— результативность и эффективность хозяйственной деятельности Общества;

— надежность и достоверность всех видов отчетности Общества;

— соблюдение требований нормативных актов и внутренних документов Общества.

2.2. Цели осуществления внутреннего контроля:

  • диагностирование системы управления, выявление резервов повышения ее эффективно­сти;
  • обеспечение органов управления и Директора Общества независимым и объективным мнением и рекомендациями по повышению эффективности управления;
  • обеспечение повсеместного и постоянного контроля финансового состояния, реализации планов финансово-хозяйственной деятельности Общества;
  • обеспечение сохранности и обоснованности расходования денежных средств и материаль­ных ценностей;
  • проведение мероприятий по охране имущества;
  • принятие мер к возмещению причиненного Обществу материального ущерба;
  • выявление резервов снижения эксплуатационных, сервисных, административных и других затрат;
  • содействие построению оптимальной организационной структуры Общества;
  • установление полноты и достоверности бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
  • выявление крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, оценка процедур их совершения;
  • выявление сделок, для которых уставом и/или внутренними документами Общества предусмотрен особый порядок их со­вершения, оценка процедур их совершения;
  • оценка обоснованности и эффективности инвестиционных проектов;
  • оперативное выявление, предотвращение и ограничение финансовых и операционных рис­ков, а также возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц;
  • соблюдение требований действующих нормативных актов и внутренних процедур, установленных в Обществе.

2.3. Направления внутреннего контроля:

— оценка эффективности организационной структуры Общества;

— контроль за основными направлениями финансово-хозяйственной деятельности Общества, анализ результатов указанной деятельности;

— контроль за соблюдением финансовой дисциплины в Обществе и выполнением решений органов управления и должностных лиц Общества;

— обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе;

— контроль за исполнением бюджета Общества и его структурных подразделений;

— контроль за соответствием соглашений Общества с третьими лицами финансово-хозяйственным интересам Общества;

— контроль за соответствием внутренних документов и проектов решений органов управления Общества финансово-хозяйственным интересам Общества;

— контроль за использованием инсайдерской информации в соответствии с Положением об инсайдерской информации, утвержденным Советом директоров Общества.

2.4. Процедуры внутреннего контроля:

Под процедурами внутреннего контроля понимается совокупность мер, осуществляемых Ревизионной комиссией (Ревизором) Общества, Комитетом Совета директоров Общества по аудиту, Советом директоров Общества, Директором Общества, Службой внутреннего аудита, иными лицами и специализированными подразделениями, уполномоченными осуществлять внутренний контроль, и направленных на выявление нарушений законодательства и внутренних документов Общества при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности; на оценку эффективности достижения Обществом поставленных целей, а также взаимодействия субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.

— определение взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления Обществом;

— распределение и делегирование ключевых полномочий и ответственности в Обществе, обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников Общества;

— выявление и анализ потенциальных рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;

— контроль за соответствие совершенной операции финансово-хозяйственному плану, выявление и совершение нестандартных операций;

— организация системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности Общества, а также установление эффективных каналов и средств коммуникации, обеспечивающих вертикальные и горизонтальные связи внутри Общества;

— доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;

— установление эффективной связи Общества с третьими лицами;

— определение критериев и оценка эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;

— использование адекватных способов учёта событий, операций и сделок (например, сквозной нумерации);

— проверка сохранности активов;

— обеспечение утверждения и осуществления операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;

— надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;

— распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества (в том числе обязанностей по одобрению и утверждение операций, учёту операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций);

— разграничения доступа членов органов управления и контроля Общества, а также иных сотрудников Общества к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ;

— регулярные оценки качества системы внутреннего контроля.

2.5. Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью обеспечивается путем проведения всех видов проверок, ревизий и экспертиз с целью осуществления последующего контроля за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью, в процессе которого устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, соответствие ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета нормативным актам, а также достоверность учетных и отчетных показателей.

2.6. Ответственность за функционирование системы внутреннего контроля в Обществе несет Директор Общества.

2.7. Совет директоров Общества определяет политику внутреннего контроля и осуществляет регулярную оценку эффективности системы внутреннего контроля.

2.8. В соответствии с Положением о комитете Совета директоров Общества по аудиту Комитет по аудиту осуществляет оценку эффективности системы внутреннего контроля в Обществе (в том числе на основании сообщений и отчетов Службы внутреннего аудита);

2.9. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется отдельным структурным подразделением Общества – Службой внутреннего аудита.

Организационная структура и порядок работы Службы внутреннего аудита.

3.1. Служба внутреннего аудита создается на основании приказа Директора Общества.

3.2. Деятельность Службы внутреннего аудита контролируется Советом директоров Общества непосредственно и (или) через Комитет по аудиту.

3.3. Службу внутреннего аудита возглавляет Руководитель.

3.4. Руководитель Службы внутреннего аудита и не менее 2/3 (две третьих) ее сотрудников должны иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.

3.5. Все сотрудники Службы внутреннего аудита должны быть независимы от исполнительных органов и органов управления Общества и не могут входить в состав органов управления и исполнительных органов Общества, являться участниками, генеральным директором (управляющим), членом органов управления или работником юридического лица, конкурирующего с Обществом.

3.6. Руководитель и сотрудники Службы внутреннего аудита должны иметь безупречную деловую репутацию.

Руководителем и сотрудником Службы внутреннего аудита не может быть лицо, имеющее неснятую и непогашенную судимость.

Руководителем и сотрудником Службы внутреннего аудита не может быть лицо, которое признавалось виновным в совершении преступлений в сфере экономической деятельности или преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления или к которым применялись административные наказания за правонарушения в области предпринимательской деятельности или в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

3.7. Руководитель Службы внутреннего аудита:

— распределяет обязанности между сотрудниками Службы внутреннего аудита и организует работу Службы внутреннего аудита;

— созывает и проводит заседания и совещания для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции Службы внутреннего аудита;

— запрашивает у органов управления и структурных подразделений Общества документы и информацию, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;

— имеет право беспрепятственного доступа во все помещения проверяемых структурных подразделений Общества;

— вправе получать от сотрудников Общества объяснения и комментарии, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля;

— вправе требовать от сотрудников Общества представления информации об исполнении решений органов управления Общества, принятых по итогам проверок и служебных расследований финансово-хозяйственной деятельности Общества;

— по согласованию с Директором Общества вправе привлекать сотрудников иных структурных подразделений Общества к проведению проверок и служебных расследований;

— вносит предложения о применении мер поощрений к сотрудникам Общества;

— вносит предложения по вопросам привлечения к ответственности за допущенные нарушения виновных сотрудников Общества;

— сообщает Совету директоров (Комитету Совета директоров по аудиту) и Директору Общества о нарушениях, выявленных при проведении процедур внутреннего контроля.

3.8. Прочие сотрудники Службы внутреннего аудита осуществляют свою деятельность в соответствии с установленным Руководителем Службы внутреннего аудита распределением обязанностей.

3.9. При проведении процедур внутреннего контроля Служба внутреннего аудита готовит сообщения, заключения, отчеты, рекомендации и иные документы, которые подписывает Руководитель Службы внутреннего аудита.

Указанные документы (в том числе сообщения о выявленных нарушениях) представляются Комитету Совета директоров по аудиту, Директору Общества и лицу, по поручению которого Служба внутреннего аудита проводит соответствующую процедуру внутреннего контроля.

3.10. По требованию Совета директоров (Комитета Совета директоров по аудиту) и Директора Общества Руководитель Службы внутреннего аудита представляет отчеты об итогах работы Службы внутреннего аудита.

3.11. При проведении процедур внутреннего контроля Служба внутреннего аудита взаимодействует с органами управления и структурными подразделениями Общества, получая разъяснения, информацию и документацию, необходимые для проведения процедур внутреннего контроля.

3.12. В своей деятельности Служба внутреннего аудита:

— руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, Положениями об органах Общества, настоящим Положением, решениями общего собрания акционеров Общества, Совета директоров, приказами, указаниями, распоряжениями, поручениями Директора Общества;

  • неуклонно соблюдает интересы акционеров и Общества, принимает меры к устранению нарушений производственной и финансовой дисциплины, фактов незаконного и непроизводитель­ного расходования денежных средств и материальных ценностей, недостач, хищений и представления недостоверной отчетности;
  • соблюдает объективность, оказывает практическую помощь проверяемым подразделениям, филиалам и представительствам с целью повышения эффективности их производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

3.13. Обязанности по выявлению и предупреждению любых ошибок, нарушений или злоупотреблений в Обществе возлагаются не только на Службу внутреннего аудита, но и на всех должностных лиц и работников Общества в пределах их должностных обязанностей и компетен­ции.

Функции Службы внутреннего аудита.

4.1. Служба внутреннего аудита создается для осуществления следующих функций:

— контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;

— контроль за основными направлениями финансово-хозяйственной деятельности Общества, проверка целесообразности совершения нестандартных операций, анализ результатов указанной деятельности;

— контроль за соблюдением финансовой дисциплины в Обществе и выполнением решений органов управления Общества;

— обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур её подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе;

— контроль за соответствием внутренних документов и проектов решений органов управления Общества финансово-хозяйственным интересам Общества;

— контроль за соответствием соглашений Общества с третьими лицами финансово-хозяйственным интересам Общества;

— составление и контроль за исполнением бюджета Общества в целом и его структурных подразделений.

— контроль за использованием инсайдерской информации в соответствии с Положением об инсайдерской информации, утвержденным Советом директоров Общества.

4.2. Для осуществления возложенных на него функций Служба внутреннего аудита проводит следующие процедуры внутреннего контроля:

— организует и проводит проверки и служебные расследования по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;

— анализирует и обобщает результаты проверок и служебных расследований по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;

— анализирует эффективность требований, предъявляемых к деятельности структурных подразделений Общества, готовит предложения по их совершенствованию;

— координирует работу структурных подразделений Общества при проведении внутренних контрольных мероприятий;

— осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в результате проверок и служебных расследований;

— анализирует результаты аудиторских проверок Общества, осуществляет контроль за разработкой и выполнением планов мероприятий, по устранению нарушений, выявленных в ходе аудиторских проверок;

— анализирует результаты исполнения бюджета и разрабатывает мероприятия по контролю за экономической оправданностью расходной части бюджета Общества.

— анализирует внутренние и иные документы Общества, регламентирующую финансово-хозяйственную деятельность Общества, разрабатывает предложения по совершенствованию указанных документов;

— по поручению Директора Общества и/или Совета директоров Общества рассматривает проекты решений органов управления на предмет их соответствия финансово-хозяйственным интересам Общества;

— по поручению Директора Общества и/или Совета директоров Общества рассматривает проекты договоров Общества на предмет их соответствия финансово-хозяйственным интересам Общества;

— по поручению Директора Общества и/или Совета директоров Общества проверяет коммерческие предложения и обоснованность выбора контрагентов по договорам, готовит предложения по выбору контрагентов Общества;

— готовит предложения по совершенствованию процедур внутреннего контроля;

— разрабатывает документы, регламентирующие деятельность Службы внутреннего аудита.

5. Контроль за совершением хозяйственных операций. Нестандартные операции.

5.1. Финансово-хозяйственные операции Общества, осуществляемые в рамках финансово-хозяйственного плана, подлежат последующему контролю Службой внутреннего аудита.

5.2. В течение 5 (пяти) рабочих дней после совершения каждой финансово-хозяйственной операции в Службу внутреннего аудита Общества предоставляются документы и материалы, необходимые и достаточные для обоснованного и однозначного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану Общества и установленному в Обществе порядку совершения такой операции.

5.3. Служба внутреннего аудита проверяет предоставленные документы и материалы на соответствие их процедурам внутреннего контроля, утвержденным настоящим Положением, а также наличие в финансово-хозяйственном плане Общества средств, предусмотренных на совершение определенной хозяйственной операции.

5.4. Операции, выходящие за рамки, установленные финансово-хозяйственным планом Общества (нестандартные операции) требуют предварительного одобрения Совета директоров Общества.

5.5. Служба внутреннего аудита проводит предварительную оценку нестандартной операции. Определяет, почему совершение данной операции не было предусмотрено в финансово-хозяйственном плане, насколько необходимо ее совершение и возможно ли ее отложить.

По результатам анализа каждой нестандартной операции Служба внутреннего аудита готовит рекомендации для Совета директоров Общества относительно целесообразности совершения такой операции. В случае необходимости Служба внутреннего аудита может обратиться за дополнительными разъяснениями к Директору Общества.

5.6. Совет директоров, рассмотрев рекомендации Службы внутреннего аудита, вправе принять решение о проведении нестандартной операции и в случае необходимости внести соответствующие изменения в финансово-хозяйственный план Общества либо запретить Директору Общества совершать нестандартную операцию. При этом такой запрет должен быть мотивирован.

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:

Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля, следует руководствоваться:

Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени(уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

Информационное сообщение

Оставьте комментарий