Положение о практической психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 октября 1999 года N 636
Об утверждении положения
о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.

2. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е.Чепурных.

Министр
В.М.Филиппов
Приложение
к приказу
Минобразования России
от 22 октября 1999 года N 636

ПОЛОЖЕНИЕ
о службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации
I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее — Служба).

2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС — центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.

II. Цели и задачи службы

5. Целями Службы являются:
— содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
— содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
— оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
— содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Задачи Службы:
— психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
— содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
— формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
— содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
— психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
— профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии обучающихся, воспитанников;
— участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
— участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
— содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
— содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

III. Организация деятельности службы

7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого — педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.

9. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.

IV. Основные направления деятельности службы

10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
— психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
— психологическая профилактика-предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
— психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

— психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
— консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

V. Обеспечение деятельности службы

11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

12. Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.

13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

Текст документа сверен по:
«Вестник образования»,
декабрь 1999 года

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

от 14.05.2003 г. № 553

Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса

Приказываю:

1. Утвердить Положение о службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы.

2. Начальнику отдела коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения (Головченко Г.В.), начальникам окружных управлений образования довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента образования Курнешову Л.Е.

Руководитель Департамента Л.П. Кезина

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента образования города Москвы

________ Л. П. Кезина

«14» мая 2003 года Приказ № 553

ПОЛОЖЕНИЕ

О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

I. Общие положения

II. Цели и задачи Службы

III. Организация и обеспечение деятельности службы

IV. Учреждения и лица, оказывающие психологическую помощь в системе службы. Права и обязанности психологов, педагогов психологов

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Настоящее положение определяет структуру и порядок управления Службы практической психологии в системе Департамента образования города Москвы, служит правовой, организационно-методической основой ее формирования и организации деятельности.

1.2.Служба практической психологии в системе Департамента образования города Москвы (далее по тексту Служба) призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации.

1.3.Работа Службы включает в себя психологическую помощь детям и подросткам (в возрасте от нуля до 18 лет), их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса в социальной инфраструктуре города Москвы.

1.4.В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и законодательством города Москвы, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Департамента образования города Москвы, Положением о Службе практической психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 22.10.1999 г. № 636, положениями и уставами, регулирующими деятельность соответствующих звеньев Службы.

1.5.Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья несовершеннолетних. Взаимодействие со специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.

Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

2.1.Цель Службы — обеспечение полноценного психического и личностного развития детей (от нуля до 18 лет), молодежи в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.

2.2.Основные задачи психологической Службы образования:

—неотложная психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям;

—консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;

—социально-психологическая помощь, содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;

—социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;

—консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей и молодежи;

—составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию, профессиональному образованию, социально-бытовому и трудовому устройству детей и молодежи;

— психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;

— иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности несовершеннолетних.

2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

2.3.1.Основными направлениями деятельности Службы являются психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.

2.3.2.Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

—разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

—контролю за соблюдением психогигиенических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

—обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе не прерывной социализации;

—подготовке детей и подростков к осознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

—своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей и подростков;

—своевременному предупреждению безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков.

2.3.3. Психологическое просвещение предусматривает деятельность по:

—повышению психологической культуры населения;

—формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального роста у педагогов, воспитателей, родителей;

—формированию у субъектов психологической помощи потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.

2.3.4. Психологическая диагностика предусматривает деятельность по:

—получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;

—выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

—определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

2.3.5. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

—активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а также личностный рост и профессиональное совершенствование взрослых участников;

—реализации комплекса индивидуально-ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетних.

2.3.6. Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:

— консультированию детей и молодежи по широкому кругу вопросов, связанных с учением, развитием, личностным и профессиональным само определением, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками;

—консультированию администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов — по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;

—консультированию родителей (законных представителей) и членов семей несовершеннолетних по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

—консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и подростков, по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи, социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

2.3.7. Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:

— психологическому сопровождению детей и молодежи, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними;

— конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

3.1. Служба является составной частью системы образования города Москвы.

3.2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи и психологические службы образовательных учреждений всех типов и видов, психолого-медико-педагогические консилиумы, психолого-медико-педагогические комиссии, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, профильные лаборатории и иные подразделения окружных учебно-методических центров, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации, органы управления образованием, Научно-методический Совет Службы практической психологии образования (далее Научно-методический Совет Службы).

3.3.Департамент образования города Москвы:

—утверждает основные направления деятельности Службы;

—утверждает положения об основных структурных элементах Службы (Научно-методический Совет Службы практической психологии образования, медико-психолого-педагогической комиссии);

—содействует развитию и совершенствованию работы подразделений Службы; утверждает состав Научно-методического Совета Службы;

—утверждает состав городских психолого-медико-педагогических комиссий;

— создает в своей структуре отделы, иные подразделения, деятельность которых направлена на координацию работы Службы;

3.4. Окружные управления образования Департамента образования города Москвы в пределах своей компетенции:

—содействуют развитию и совершенствованию работы подразделений Службы на подведомственной территории;

—утверждают состав окружных психолого-медико-педагогических комиссий.

3.5. Научно-методический Совет Службы практической психологии образования действует на основании положения, утвержденного приказом Департамента образования города Москвы, является органом стратегического планирования и координации деятельности Службы:

—разрабатывает и утверждает программы непрерывного психологического образования в системе общего и профессионального образования города Москвы, программы психологического просвещения родителей (законных представителей) и педагогических работников;

—разрабатывает и утверждает критерии профессиональной экспертизы как отдельных специалистов, так и психологических служб образовательных учреждений, психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

—рассматривает и утверждает формы психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков в системе Службы;

—проводит экспертизу и рекомендует к изданию и распространению в учреждениях образования тестовых материалов, профессиональной методической литературы для обеспечения деятельности Службы;

—принимает участие в создании экспертных групп и комиссий (в том числе и по аттестации специалистов и учреждений) по направлениям Деятельности Службы;

—разрабатывает формы ведения отчетности и документации Службы.

3.6. Высшие учебные заведения и их специализированные подразделения, учреждения дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации) осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов, научно-методическое и учебно-методическое обеспечение деятельности Службы.

3.7. Психолого-медико-педагогические комиссии осуществляют дифференцированный отбор детей с особенностями развития в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, устанавливают психолого-педагогический статус ребенка, определяют вид образовательного учреждения и образовательный маршрут ребенка, действуют на основании положений. Городская психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом Департамента образования города Москвы и осуществляет работу по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений по межтерриториальному признаку, разрешает конфликты между родителя ми (законными представителями) и образовательными учреждениями или окружными (районными) психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия утверждается приказом окружного управления образования и служит для комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений окружного подчинения.

В части содержания своей деятельности комиссии подотчетны Департаменту образования города Москвы.

3.8. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центры: диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации и профориентации, лечебной педагогики и дифференцированного обучения и другие), создаются с целью социальной адаптации, педагогической и медико-психологической реабилитации детей, испытывающих затруднения в обучении и развитии, комплексной психолого-медико-педагогической диагностики психического здоровья детей и подростков, оказания помощи другим образовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации, действуют на основании уставов.

Городские образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказывают психокоррекционную и психопрофилактическую помощь детям по определенным направлениям, ведут методическую работу по обобщению, распространению и внедрению научных разработок и психолого-педагогических технологий.

Окружные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ведут индивидуально-ориентированную коррекционно-развивающую работу с детьми и молодежью, методическую работу с педагогическими работниками образовательных учреждений, осуществляют консультирование родителей (законных представителей), педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития несовершеннолетних. Создают подразделения по профилю деятельности Службы, которые координируют деятельность различных организаций по соответствующим направлениям и обеспечивают их связь с окружным управлением образования.

В части содержания своей деятельности подотчетны Департаменту образования города Москвы.

3.9. Психолого-медико-педагогические консилиумы формируются в со ставе образовательных учреждений любого типа и вида, дают рекомендации по выбору типа школы или учебных классов, необходимости и формам индивидуального обучения и воспитания, комплектуют классы коррекционно-развивающего обучения.

3.10.Профильные лаборатории и иные подразделения окружных учебно-методических центров комплектуют группы по повышению квалификации специалистов Службы. Их деятельность в части, касающейся психологи ческой службы, подотчетна Научно-методическому Совету Службы.

3.11.Психологические службы образовательных учреждений, педагоги-психологи, психологи являются основными структурными элементами в системе Службы. Они осуществляют психологическое обеспечение всего процесса обучения, воспитания, социализации детей и подростков, формируют благоприятный психологический климат в коллективе.

В своей деятельности должны руководствоваться квалификационными требованиями, настоящим Положением.

4. УЧРЕЖДЕНИЯ И ЛИЦА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В СИСТЕМЕ СЛУЖБЫ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

4.1. Психологическую помощь оказывают получившие на это разрешение государственные и негосударственные образовательные учреждения. Порядок лицензирования деятельности по оказанию психологической помощи устанавливается законодательством РФ.

4.2. Виды психологической помощи, оказываемые образовательным учреждением, указываются в уставных документах и лицензиях; информация о них должна быть доступна для клиентов.

4.3.Право на деятельность по оказанию психологической помощи имеет психолог, педагог-психолог, врач психиатр, получивший соответствующее высшее психологическое или медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством РФ.

4.4.Иные специалисты, педагогические работники и медицинский персонал, участвующие в оказании психологической помощи, должны пройти специальную подготовку и переподготовку и подтвердить свою квалификацию для допуска к работе по оказанию психологической помощи.

4.5.Деятельность психологов, педагогов-психологов, педагогов, иных специалистов и медицинских работников по оказанию психологической помощи основывается на профессиональной этике и осуществляется на основе законодательства РФ и международного права.

4.6.Права и обязанности педагога-психолога, психолога, иных специалистов и медицинского персонала при оказании психологической помощи устанавливаются законодательством РФ, города Москвы, настоящим Положением.

4.7.При оказании психологической помощи психолог, педагог-психолог независим в своих решениях и выборе стратегий и руководствуется только интересами клиента, профессиональным долгом и законом.

4.8. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

—руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и законодательством города Москвы, международными и российскими нормативными правовыми актами в области защиты прав детей, нормативными правовыми документа ми органов управления образованием, настоящим Положением;

—рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

— использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативных техник, фармакологических средств и т. п.);

—знать новейшие достижения психологической науки в целом;

—применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;

—в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;

—оказывать психолого-педагогическую помощь работникам образования, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям, законным представителям несовершеннолетних в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям;

—хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, по лученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению;

—вести запись и регистрацию всех видов работ;

—постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4.9. Ответственность психолога, педагога-психолога:

—психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

—психолог несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, документации в установленном порядке;

—психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.

4.10. В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

— самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательных учреждений и т. п.;

—самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;

—отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

—обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка.

4.11. Психологи, педагоги-психологи, медицинский и иной персонал имеют право на льготы, предусмотренные для работников учреждений образования в соответствии с законодательством РФ. Гарантии и льготы специалистам Службы, работающим в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной по мощи, приравниваются к гарантиям и льготам специалистов, занятых в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Главная | Информация о школе | Социально-психологическая служба | Положение о психологической службе

Положение о психологической службе в средней школе №1060

Необходимость деятельности психологической службы определяется несколькими факторами.
Во-первых, современная ситуация образования характеризуется разнообразием подходов к обучению и развитию ребенка. Каждый из этих подходов должен сопровождаться психологическим мониторингом с целью получения объективной картины развития и обучения ребенка.
Во- вторых, существует определенный круг проблем, с которым сталкивается школьный педагогический коллектив в процессе своей работы:
— логопедические – различные недостатки развития речевой сферы, прежде всего фонематического слуха, который играет ведущую роль при изучении иностранных языков, недостатки звукопроизношения, общее недоразвитие речи, слухо-речевой памяти и т.п.;
— различным уровнем готовности к школьному обучению – функциональной готовностью (несоответствие степени созревания определенных мозговых структур и нервно-психических функций задачам обучения), недостаточное развитие произвольной сферы, несформированность дошкольных видов мышления, низкий уровень развития познавательной потребности, мотивации;
— поведенческие проблемы различного характера;
— необходимость работы с семьей.
Очерченный круг проблем показывает, что они могут быть решены только посредством взаимодействия различных специалистов между собой с обязательным активным участием семьи.
1. Общие положения
1.1. Психологическая служба, в дальнейшем «Служба», является структурным подразделением ГОУ средней общеобразовательной школы №1060
1.2. Психологическая служба создается в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для полноценного психического развития учащихся. Ее деятельность направлена на гармонизацию микросоциальной среды ученического, педагогического и родительского коллективов, сохранение психического и социального благополучия детей.
1.3. В своей деятельности Служба руководствуется Законом «Об образовании», Уставом школы, настоящим Положением.
1.4. Педагог-психолог, социальный педагог, логопед являются членами педагогического совета, входят в состав научно-методического совета школы, совместно с администрацией организуют работу психолого-педагогического семинара.
1.5. Педагог-психолог, социальный педагог, логопед строят свою деятельность в соответствии с годовым и перспективными планами работы школы.
1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании детей и подростков.
1.7. Сотрудники психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и уч-ся, администрации, педагогов, настоящим Положением.
1.8. Педагог-психолог, социальный педагог, логопед подотчетны заместителю директора школы.
1.9. В состав психологической службы входят два педагога-психолога, логопед, социальный педагог их функционал определяется директором школы.

2. Основные задачи психологической Службы.
Основным направлением деятельности Службы является психологическое сопровождение учащихся 1-11 классов на основании индивидуального подхода к личности школьника.
Диагностика:
2.1. Проведение мониторинга психического развития учащихся 1-ого, 3-ого, 6-ого, 9-ого и 11-ого классов с целью прослеживания динамики умственного развития и оказания необходимой консультативной помощи и поддержки родителям, педагогам и учащимся.
2.2. Результаты проведенных психологических исследований представлять в письменном виде в форме отчета, к которому прилагается сводная таблица данных.
Коррекция:
2.3. На основании результатов психологической диагностики проводить комплексные развивающие (коррекционные) индивидуальные и (или) групповые занятия с учащимися начальной ступени и первого звена средней ступени обучения в рамках общей психологической поддержки учебного процесса в соответствии с этапами школьного обучения и учебными планами. Все виды коррекционной (развивающей) работы проводятся только с согласия родителей по плану согласованному с администрацией школы.
Консультация:
2.4. Проведение индивидуальных консультаций родителей с целью содействия семейному воспитанию и познанию индивидуальных особенностей учащихся.
2.5. Проведение индивидуальных консультаций учащихся. Обеспечение психологической поддержки воспитанников при выборе жизненного пути и рода профессиональной деятельности.
2.6. Проведения консультаций педагогов по результатам психологического обследования учащихся.
Методическая и пропедевтическая деятельность:
2.7. Повышать уровень психологической культуры педагогов, родителей, воспитанников.
2.8. Участвовать в работе педагогических советов школы – подготовка сообщений о психологических особенностях развития ребенка на разных этапах обучения.
2.9. Участие в работе методических объединений по ступеням школьного обучения.
2.10. Оказание помощи родителям, педагогам в познании индивидуально-психологических особенностей детей и в организации образовательного процесса с учетом выявленных особенностей.
2.11. Оказание помощи администрации колы в оценке состояния образовательного процесса и выработке рекомендаций по его совершенствованию.

3. Основные функции Службы.
Служба в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:
3.1. Выявляет и анализирует психологические факторы, влияющие на успешное овладение учащимися учебными программами
3.2. Разрабатывает предложения по совершенствованию форм и методов образования
3.3. Осуществляет консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам обучения и воспитания
3.4. Проводит развивающую, коррекционную, профилактическую работу с учащимися по преодолению интеллектуальных и личностных отклонений
3.5. Проводит диагностические исследования
3.6. Участвует в проведение психолого-медико-педагогического консилиума
3.7. Создавать и развивать собственную методическую базу: формировать банк информационных данных по классам, методам диагностики и коррекции
3.8. Участвует в проведении мероприятий по повышению психологической компетентности педагогического коллектива и родителей
3.9. Участвует в работе Научно-методического совета школы, методических объединениях, педагогических советах
3.10. Соблюдать профессиональную этику

4. Права и обязанности Службы
Сотрудники психологической службы обязаны:
4.1. Руководствоваться Кодексом психолога, настоящим Положением.
4.2. Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.
4.3. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы.
4.4. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах профессиональной компетенции.
4.5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, учитывая социальные условия, а также соблюдать нейтральность позиции психолога.
4.6. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся.
4.7. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
4.8. Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы.

Сотрудники психологической службы имеют право:
4.9 Осуществлять планирование своей деятельности в соответствии с программой развития школы
4.10 Вносить предложения на основе психологических исследований по совершенствованию учебного процесса
4.11 Проводить экспертную оценку экспериментальных образовательных программ
4.12 Изучать опыт в организации психологической службы других школ
4.13 Повышать квалификацию в соответствии с планом
4.14 Присутствовать на уроках и дополнительных занятиях, знакомиться с документацией учреждения, проводить психолого-педагогическую диагностику по запросу со стороны администрации, педагогов, родителей
4.15 Проводить коррекционные и развивающие мероприятия в течение учебного дня с согласия родителей
4.16 Привлекать к работе психологические службы, специалистов вузов и научных учреждений
4.17 Участвовать в наборе учащихся в 1 и 10 классы

5. Управление Службой
5.1. Руководство и непосредственный контроль за деятельностью службы осуществляет заместитель директора школы.
5.2. Руководитель Службы несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на службу задач

Оставьте комментарий