Положение о внутреннем аудите Сбербанка

7 ноября 2019 — Присвоение НРКУ ПАО Сбербанк

ПАО Сбербанк присвоен Национальный рейтинг корпоративного управления (НРКУ) на уровне 8+ «Передовая практика корпоративного управления» по методике НРКУ

Российский институт директоров (РИД) провел ежегодный мониторинг системы корпоративного управления ПАО Сбербанк (далее также – Общество, Сбербанк, Банк), по результатам которого крупнейший банк России подтвердил свое лидерство в области внедрения лучших практик корпоративного управления среди российских компаний, имеющих НРКУ. Впервые за историю существования рейтинга Общество получило столь высокую оценку применяемых им стандартов и практик корпоративного управления – НРКУ на уровне 8+.

Эксперты учитывали, что с момента подтверждения НРКУ в сентябре 2018 года ПАО Сбербанк продолжил последовательно совершенствовать свою практику корпоративного управления, положительные изменения зафиксированы, в том числе, по следующим направлениям:

Обеспечение прав акционеров и создание условий для их реализации

  • Внедрен и популяризируется сервис для акционеров, учитывающих свои права в реестре акционеров, – «СТАТУС онлайн. Кабинет акционера», посредством которого, в том числе, предоставляется возможность дистанционного участия в Общем собрании – онлайн-регистрации, электронного голосования, а также доступа к онлайн-трансляции собрания. Также в 2019 году на Годовом общем собрании акционеров по итогам 2018 года для повышения комфортности реализации акционерами Банка их прав им была предоставлена возможность электронного голосования и посредством сервиса АО НКО НРД «E-voting», которому оказывали предпочтение акционеры, учитывающие свои права в Депозитариях.
  • Повышается уровень информированности акционеров, их вовлеченности в процессы корпоративного управления Банком, в том числе, за счет использования инструментов геймификации, а также повышения информативности сайта Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами.

Внедрение лучших практик в деятельность органов управления

  • Расширена компетенция Наблюдательного совета Банка; к ней отнесено избрание Президента, Председателя Правления Банка и досрочное прекращение его полномочий, а также утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Банка.
  • Внутренними документами ПАО Сбербанк уточнены права членов Наблюдательного совета по получению доступа к документам и информации Общества, а также более детально отражены положения, определяющие общие принципы управления конфликтом интересов/личной заинтересованности членов Наблюдательного совета с учетом рекомендаций Кодекса корпоративного управления Банка России.

Актуализация внутренних нормативных документов

  • Решением Общего собрания акционеров по итогам 2018 года были утверждены новые редакции Устава ПАО Сбербанк, Положения о Наблюдательном совете и Положения о Правлении.
  • С начала 2019 года Наблюдательный совет утвердил ряд корпоративных документов, в том числе новые редакции Политики Группы ПАО Сбербанк по управлению конфликтом интересов, Стратегии управления рисками и капиталом Группы ПАО Сбербанк, Положения о комитетах Наблюдательного совета ПАО Сбербанк и Положения о крупных сделках, сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, а также Регламента заседаний Наблюдательного совета.

В соответствии с повесткой дня проведенного 24 мая 2019 года годового Общего собрания акционеров ПАО Сбербанк по итогам 2018 года были приняты решения об утверждении годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Банка за 2018 год, о распределении прибыли и выплате дивидендов за 2018 год, избран новый состав Наблюдательного совета, на очередной срок продлены полномочия действующего Президента, Председателя Правления Банка, назначена аудиторская организация Банка на 2019 год и 1-й квартал 2020 года. Акционеры также приняли решение об упразднении Ревизионной комиссии Банка, проголосовав за новую редакцию Устава Банка, из которого были исключены положения об этом органе контроля.

Таким образом, состав Наблюдательного совета Банка соответствует как требованиям к корпоративному управлению эмитента, ценные бумаги которого включены в Первый уровень листинга ПАО Московская биржа, так и рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления Банка Росии, а в целом является сбалансированным с точки зрения учета интересов всех действующих акционеров и ограничения доминирующего влияния представителей основного акционера на принимаемые Наблюдательным советом решения.

Председателем Наблюдательного совета Сбербанка был избран неисполнительный директор – Игнатьев С.М., а старшим независимым директором стал Меликьян Г.Г., избранный из числа независимых директоров.

После избрания нового состава Наблюдательного совета Банка были сформированы составы его комитетов. Так, Комитет по аудиту возглавил независимый директор (Уэллс Н.К.), а в его состав вошли еще два независимых (Кулешов А.П. и Кудрявцев Н.Н.) и два неисполнительных директора (Горегляд В.П. и Иванова Н.Ю.).

Что касается состава Комитета Наблюдательного совета по кадрам и вознаграждениям, его возглавил неисполнительный директор (Горегляд В.П.), а в состав вошли еще два независимых директора (Богуславский Л.Б. и Меликьян Г.Г.).

Аудитором Сбербанка было избрано АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», входящее в четверку крупнейших мировых компаний – лидеров на рынке аудиторских услуг и ставшее победителем проведенного Обществом открытого конкурса.

Годовой отчет Банка за 2018 год был подготовлен в соответствии со Стандартами Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (GRI).

Помимо этого, в практике корпоративного управления ПАО Сбербанк сохраняются следующие ключевые положительные моменты:

  • ведение реестра акционеров Банка осуществляет регистратор, обладающий высокой репутацией на рынке и надежными технологиями;
  • Сбербанк привлекает независимых оценщиков при осуществлении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а требования такого привлечения закреплены внутренним документом;
  • Банк соблюдает большую часть рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления, касающихся обеспечения прав акционеров при подготовке и проведении Общего собрания акционеров;
  • Банк имеет положительную дивидендную историю. Дивидендной политикой Банка предусмотрено, что размер дивидендов рассчитывается из чистой прибыли, определенной в соответствии с МСФО, определена целевая минимальная доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов;
  • Наблюдательный совет ежегодно утверждает основные направления развития системы корпоративного управления Банка и рассматривает вопросы их реализации. В Банке утвержден свой Кодекс корпоративного управления;
  • большинство важных вопросов, рекомендованных Кодексом корпоративного управления к рассмотрению на очных заседаниях, рассматривается Наблюдательным советом Банка на очных заседаниях, а соответствующее требование закреплено внутренними документами Банка. Число очных заседаний комитетов Наблюдательного совета также оценивается как достаточное;
  • в Сбербанке существует комплексное регулирование конфликта интересов членов Наблюдательного совета и членов исполнительных органов, действует практика страхования их ответственности;
  • утверждена Политика обеспечения преемственности членов Наблюдательного совета Банка, предусматривающая, в том числе, проведение вводного курса для вновь избранных членов Совета, а также организацию мероприятий, содействующих профессиональному развитию членов Наблюдательного совета в соответствии с их потребностями и интересами, в частности с начала 2019 года было проведено 5 таких программ;
  • практика Сбербанка в части проведения оценки/самооценки работы Наблюдательного совета полностью соответствует рекомендациям Кодекса корпоративного управления;
  • комитет Наблюдательного совета по аудиту ежегодно проводит оценку эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками;
  • в Банке создано структурное подразделение, выполняющее функции внутреннего аудита – Служба внутреннего аудита, деятельность которой регулируется соответствующим Положением. Функции Службы соответствуют рекомендациям Кодекса корпоративного управления, предусмотрена ее функциональная подотчетность Наблюдательному совету/Комитету по аудиту;
  • разработана и действует нормативно-методологическая база риск-менеджмента, а также создана Служба управления рисками – совокупность внутренних подразделений, отвечающих за выполнение ключевых функций по управлению рисками;
  • создана отдельная должность Корпоративного секретаря Сбербанка, функции и полномочия, закрепленные за Корпоративным секретарем, в полной мере соответствуют рекомендациям российского Кодекса корпоративного управления;
  • Сбербанк раскрывает промежуточную финансовую отчетность, подготовленную по МСФО, а годовая отчетность по МСФО раскрывается до проведения годового Общего собрания акционеров по итогам соответствующего года;
  • регулярно пополняются и обновляются Интернет-сайты Банка, на которых размещается большой объем актуальной информации о нем и результатах его деятельности. А во вкладке «Акционерам и инвесторам» корпоративного сайта sberbank.com размещен отдельный раздел со сведениями о работе Наблюдательного совета;
  • Банк реализует разнообразные социальные проекты для своих работников и членов их семей, клиентов, местных сообществ, активно участвует в благотворительной и спонсорской деятельности.

Что касается недостатков в практике корпоративного управления ПАО Сбербанк, на текущий момент в качестве ключевых экспертами отмечаются следующие:

  • не расширена компетенция Наблюдательного совета Сбербанка в части принятия решений по существенным сделкам;
  • внешний аудитор оказывает Банку неаудиторские услуги в существенном объеме.

Таким образом, в результате переоценки с учетом произошедших в практике корпоративного управления Банка положительных изменений, ПАО Сбербанк присваивается НРКУ 8+, при этом Банк занимает позицию лидера по качеству корпоративного управления среди российских компаний, имеющих НРКУ.

В соответствии со шкалой Национального рейтинга корпоративного управления Компания с НРКУ 8+ соблюдает требования российского законодательства в области корпоративного управления, следует существенной части рекомендаций российского Кодекса корпоративного управления. Риски потерь собственников, связанные с качеством корпоративного управления, незначительны.

Кратко о Банке

ПАО Сбербанк — крупнейший банк в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится более трети совокупных активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. Учредителем и основным акционером ПАО Сбербанк является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими 50% акций Банка владеют российские и международные инвесторы. Банк располагает самой обширной филиальной сетью в России: более 14 тысяч точек обслуживания. Зарубежная сеть Банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае и других странах.

Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций 1481.

Официальные сайты Банка — www.sberbank.com (сайт Группы Сбербанк и официальный сайт по раскрытию информации), www.sberbank.ru (продуктовый сайт для клиентов).

Дополнительная информация:
Никитчанова Екатерина Владимировна
Заместитель директора — руководитель Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485

Лихачева Наталья
Заместитель руководителя Экспертного центра РИД
+7(495) 502 9485

Предыдущие пресс-релизы:
Пресс-релиз: подтверждение НРКУ ПАО Сбербанк от 17.09.2018
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 20.12.2017
Пресс-релиз: присвоение НРКУ ПАО Сбербанк от 18.01.2017

За деятельностью коммерческих банков, т.к. они работают с привлеченными средствами, установлен особый контроль со стороны государства, включая обязательный ежегодный аудит. Основная цель аудита – подтверждение достоверности финансовой отчетности. Аудиторская фирма может не подтвердить отчетность КБ, если отсутствует возможность установления достоверности отчетности, обнаружены серьезные недостатки или на аудиторов оказывалось давление. Аудит для руководства КБ является основным средством осуществления контроля за деятельностью организации. Прежде всего речь идет о контроле за рисками, контроле за доходами и расходами, контроле за работой руководства и персонала. Эффективно работающая служба внутреннего аудита помогает руководству КБ в разработке стратегии его развития, процедур ее реализации, обеспечивает проверку исполнения указанных процедур. Учредители КБ непосредственно заинтересованы в независимой оценке состояния дел. Аудит банковской деятельности имеет ряд особенностей, т.к. при аудиторских проверках КБ и других финансово-кредитных организаций рассматриваются различные стороны экономической деятельности как самой кредитной системы, так и обслуживаемого предприятия (клиента банка).

Базельский комитет по банковскому надзору (далее — БКБН) в декабре 2011 г. опубликовал консультативный документ «Функция внутреннего аудита в банках», который обсуждался до 2 марта 2012 г. Банковское сообщество проявило к нему интерес, в ходе обсуждения поступило 37 отзывов. В документе предлагается пересмотреть функции внутреннего аудита в кредитных организациях с точки зрения банковского регулятора.

Регуляторы усиливают оценочную составляющую в области внутреннего аудита

Одной из причин появления данного документа стал финансовый кризис 2008 г. С учетом лучшей международной практики рекомендуется наделить внутренних аудиторов кредитных организаций существенными полномочиями и большей степенью независимости. Полномочия должны позволить внутренним аудиторам играть более активную роль. Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» (далее — Положение № 242-П) также было разработано с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Но банковская нормативно-правовая база требует дальнейшего развития с учетом динамичного развития бизнеса и уроков финансового кризиса.

Документ содержит определение внутреннего аудита, данное Институтом внутренних аудиторов (IIA): «Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления». Таким образом, подтверждается связь и преемственность подходов Института внутренних аудиторов и БКБН.

Позиция Базельского комитета по банковскому надзору относительно функции внутреннего аудита находится в общем русле решения задач в сфере эффективного корпоративного управления, а также реализации положений Базеля II и ожиданий от внедрения Базеля III. Эффективное управление рисками, структурное управление и активный внутренний аудит — это залог успеха. Качественные изменения в деятельности службы внутреннего аудита (далее — СВА) являются составной частью эффективного корпоративного управления. Модель построения риск-ориентированного внутреннего аудита в кредитных организациях можно считать наиболее экономически оправданной с точки зрения выгод и затрат. Качественное развитие внутреннего аудита позволит за счет эффективного управления рисками сделать бизнес финансово стабильным.

Основные положения консультативного документа с учетом изменений

1. Документ четко выделяет три линии обороны в защите кредитных организаций. Международная лучшая практика предполагает, что внутренние аудиторы выступают в качестве третьей линии защиты в рамках интегрированной структуры корпоративного управления, управления рисками и соответствия нормативно-правовым требованиям. Для данной роли внутренний аудит должен быть независимым и иметь возможность оценивать риски, влияющие на организацию. Упрощенное графическое изображение дано на рис. 1. В соответствии с Принципом 13 внутренний аудит должен, с одной стороны, дополнять, а с другой стороны — оценивать операционное управление, управление рисками, комплаенс и другие контрольные функции.

Рисунок 1

2. Консультативный документ позволяет занять более бескомпромиссную позицию по вопросу независимости внутреннего аудита. Принцип 2 устанавливает, что функция внутреннего аудита должна быть независима от аудируемой деятельности. Главный вопрос — это вознаграждение внутреннего аудитора. Его независимость и объективность могут быть поставлены под сомнение, если вознаграждение связано с финансовыми показателями аудируемого подразделения или финансовыми показателями кредитной организации в целом.

3. Расширяется роль внутреннего аудита в вопросах соблюдения пруденциальных норм. И ранее было предусмотрено, что внутренний аудит ревьюирует политику, процессы и управление. В консультативном документе интересны Принципы 6 и 7. Функция внутреннего аудита должна иметь способность ревьюировать ключевые функции управления рисками, достаточность собственных средств (капитала), вопросы ликвидности, а также вопросы проведения стресс-тестов, обоснованность сценариев, надежность процессов.

4. Отношения между надзорными органами и внутренними аудиторами должны быть существенно расширены. В частности, значительное внимание уделено связи между ними, а также подчеркнута необходимость более широкого обмена информацией. Признано, что отношения должны быть построены на основе эффективного обмена информацией (Принцип 16). Предполагается, что предметом обсуждения может стать бизнес-модель организации, включая риски, возникающие в ходе деятельности, процессы и функции, адекватность контроля и обзор рисков, например:

— методология оценки рисков и эффективность процедур по управлению рисками: кредитным, рыночным, операционным, риском ликвидности (в т.ч. информационные технологии и непрерывность бизнеса), а также другими рисками, имеющими отношение к Базельским требованиям в области достаточности капитала (требования Компонента 2);
— планирование;
— аутсорсинг;
— риск мошенничества.

Таким образом, БКБН более четко обозначил свою позицию по принципиальным вопросам, имеющим отношение к функции внутреннего аудита.

Коммуникационные каналы функции внутреннего аудита

Консультативный документ указал источники, раскрывающие коммуникационные каналы функции внутреннего аудита, которые представлены в Основных принципах Базельского комитета по банковскому надзору и других руководствах, выпущенных БКБН, а также в международных стандартах аудита (IAS) и стандартах Института внутренних аудиторов (IIA). Схема на рис. 2 отражает коммуникационные каналы только для функции внутреннего аудита. Для понимания процесса передачи информации процитируем только стандарты Института внутренних аудиторов, Международные основы профессиональной практики (МОПП)1:

— 1000 — Цели, полномочия и ответственность.
Цели, полномочия и ответственность внутреннего аудита должны быть определены во внутреннем документе организации (Положении о внутреннем аудите), соответствующем Определению внутреннего аудита, Кодексу этики и Стандартам. Руководитель внутреннего аудита должен периодически рассматривать вопрос о необходимости внесения изменений в Положение о внутреннем аудите и представлять Положение на одобрение высшему исполнительному руководству и Совету.

Рисунок 2

— 1100 — Независимость и объективность.
Внутренний аудит должен быть независимым, а внутренние аудиторы должны быть объективными при выполнении своих обязанностей.

— 1110 — Организационная независимость.
Руководитель внутреннего аудита должен отчитываться органу управления такого уровня, который позволил бы подразделению внутреннего аудита выполнять свои обязанности. Руководитель внутреннего аудита должен подтверждать Совету факт организационной независимости внутреннего аудита, по крайней мере один раз в год.

— 1111 — Прямое взаимодействие с Советом.
Руководитель внутреннего аудита должен поддерживать отношения и напрямую взаимодействовать с Советом.

— 2440 — Сообщение результатов.
Руководитель внутреннего аудита должен довести результаты задания до сведения соответствующих лиц.

— 2440 С2.
В ходе выполнения заданий по консультированию могут быть обнаружены проблемы в области корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля. В случае если эти проблемы являются существенными, они должны быть доведены до сведения высшего исполнительного руководства и Совета.

Перечисленные стандарты IIA позволяют четко выделить основные направления взаимодействия внутреннего аудита в кредитных организациях, надзорных органов, внешнего аудитора, высшего руководства, Совета директоров и Комитета по аудиту.

Профессия внутреннего аудитора стремительно меняется

С началом экономических реформ в России начали постепенно отходить от практики проведения исключительно ревизии. Долгие годы в хозяйственной жизни фактически отсутствовала экономическая конкуренция. Переход от распределительной экономики к рыночной изменил суть внутреннего аудита. Основными заказчиками внутреннего аудита являются заинтересованные стороны.

Процесс идет достаточно быстро, но еще бывает, когда руководство кредитных организаций упускает из вида функции внутреннего аудита, что приводит к слабому финансированию, недоукомплектованности штата, отсутствию обучения, недостаточному оснащению информационными технологиями. Вместе с тем значительное количество кредитных организаций вносит серьезные изменения в работу службы внутреннего аудита, а именно: внедряется передовой международный опыт; происходит переориентация функции внутреннего аудита на риски и эффективность деятельности, а не только на соблюдение нормативных требований; инвестируются ресурсы в качество, персонал и новые технологии. Изменения позволяют повысить доверие к внутреннему аудиту в целом.

Консультативный документ подтвердил позицию международного регулятора в области внутреннего аудита. В целом можно отметить быстрый рост интереса как к самой профессии, так и к профессиональному обучению внутреннему аудиту. Давно уже обсуждается перечень сертификатов и аттестатов, свидетельствующих о получении дополнительного профессионального образования (квалификации), наличие которых у специалистов может подтверждать квалификацию в соответствии с Положением № 242-П. Наиболее распространены в России аудиторские аттестаты, выдаваемые Министерством финансов РФ. Международная практика требует в основном наличия квалификации CIA (дипломированный внутренний аудитор), которая была переведена на русский язык и стала доступна с 2011 г.

С учетом положений консультативного документа БКБН и замечаний, высказанных заинтересованными сторонами, можно предположить, что в ближайшее время будет необходимо:
— пересматривать внутренние документы, касающиеся функции внутреннего аудита, приводя их в соответствие с нормативными документами и международными профессиональными стандартами;
— определить функции и задачи внутреннего аудита во взаимодействии с другими службами;
— повысить требования к независимости внутренних аудитов;
— разработать программы повышения качества работы внутреннего аудита;
— на регулярной основе проводить оценку функции внутреннего аудита;
— строить эффективные взаимоотношения с регуляторами.
Таким образом, внутренний аудит в кредитных организациях ждет дальнейшее качественное развитие, базирующееся на лучшей международной практике, и это подтверждают документы Базельского комитета по банковскому надзору.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеленчук В., Трубицын С. Российский опыт — на общее благо судоходства и страхования // Морские вести России. 2004. № 11-12.

2. Снопков В. И. Руководство по проведению сюрвейерских работ на транспорте. СПб.: НПО «Профессионал», 2005.

3. Морское страховое агентство «Сканмарин-консалтинг». Европейский опыт страхования // Терминал. 2002. № 3 (33).

4. Корезин А. С. Страховой продукт: его сущность, характеристики и критерии качества // Рос-

сия и мир: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 9. СПб.: СПГУВК, 2004.

6. Ivamy E. General Principles of Insurance Law /Пер. Ю. Фогельсона. London, 1975.

Е. В.Пронина, В. И. Гречкина Особенности аудиторской проверки нормативов

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ В БАНКЕ

Сегодня одной из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики являются кредитные организации, выступающие своего рода посредниками между финансовым и нефинансовым секторами экономики. При этом стоит отметить, что от их эффективного функционирования зависит развитие рыночной экономики. Поэтому в настоящее время эффективная организация функционирования кредитных организаций и качественный контроль за управлением их деятельностью является главной задачей как государства, так и собственников кредитных организаций. Аудиторской проверке подвергаются все стороны банковской деятельности, при этом методика проверки в каждом случае (в зависимости от индивидуальных подходов аудитора к конкретному банку или объекту проверки) имеет свои черты.

В данной статье рассматриваются особенности аудиторской проверки выполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов. В соответствии с Положением ЦБ РФ «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004 г. № 255-П под нормативом обязательных резервов, депонируемых в Банк России,

понимается размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации, установленный Советом директоров Банка России и публикуемый в «Вестнике Банка России» . Стоит отметить, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Целью аудита выполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов является проверка соответствия данных, содержащихся в Расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России (далее — Расчет), данным ежедневных балансов кредитной организации и других документов и материалов, имеющихся у кредитной организации; проверка правильности отражения кредитной организацией (ее филиалами) обязательств по счетам бухгалтерского учета в балансе кредитной организации и (или) балансе (ах) филиала (ов) кредитной организации. На основе применения правила (стандарта) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утвержденного постанов-

лением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. № 696 (в ред. от 16.04.05 г.), аудиторами разрабатываются план и программа проверки выполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов . В программу аудита нормативов обязательных резервов необходимо включить направления, с помощью которых можно проверить: соответствие данных, содержащихся в Расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, а также в документах, представляемых в его составе, данным ежедневных балансов (сводных балансов) кредитной организации и других документов и материалов, имеющихся у кредитной организации; обоснованность исключения из состава резервируемых обязательств остатков отдельных лицевых счетов; правомерность невключения в состав резервируемых обязательств, выраженных в неденежной форме, межбанковских и внутрибанковских обязательств; принадлежность остатков балансовых счетов к обязательствам перед банками-нерезидентами, перед физическими лицами и иным обязательствам; правильность пересчета остатков балансовых счетов по учету резервируемых обязательств в иностранной валюте за нерабочий (выходной, праздничный) день по официальным курсам иностранных валют к рублю, устанавливаемым Банком России на указанный день; проверка и оценка движения средств по балансовым счетам по учету средств обязательных резервов и внебалансовым счетам по учету расчетов по обязательным резервам; оценка соблюдения кредитной организацией порядка бухгалтерского учета обязательных резервов; правильность начисления процентов по привлеченным денежным средствам и отражения по счетам бухгалтерского баланса; оценка выполнения кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов в периоде усреднения, соответствующем проверяемому отчетному периоду. Общее представление аудитора об объекте проверки может быть сформировано посредством изучения документов, запрашиваемых аудитором для проведения проверки нормативов обязательных резервов. В перечень документов, на основании которых проводится проверка, должны быть обязательно включены: учетная политика кредитной организации; лицензия на осуществление банковских операций; положение о филиале и доверенность головного офиса на проведение банковских операций; рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации; ежедневные сводные балансы кредитной организации, включая ба-

лансы ее филиалов, за исключением данных бухгалтерских балансов зарубежных филиалов кредитной организации; ежедневные оборотные ведомости по счетам кредитной организации; ведомость остатков по счетам кредитной организации; ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств кредитной организации; книга регистрации открытых счетов; выписки из лицевых счетов клиентов кредитной организации; выписки из корреспондентского счета кредитной организации, выданные уполномоченным учреждением Банка России; журнал регистрации выпущенных кредитной организацией ценных бумаг; договоры с банками-нерезидентами на открытие корреспондентских счетов; договоры, заключенные кредитной организацией с физическими лицами, юридическими лицами и кредитными организациями на привлечение денежных средств; документы, устанавливающие порядок взаимоотношений филиала (ов) и головного офиса кредитной организацией по вопросам обязательных резервов; документы кредитной организации, содержащие условия выпуска долговых обязательств кредитной организации. Проверка соответствия данных, содержащихся в Расчете, данным ежедневных балансов кредитных организаций и других документов, имеющихся у кредитной организации заключается в сопоставлении данных, содержащихся в документах, представляемых в составе Расчета, с фактическими данными об остатках на балансовых счетах и отдельных лицевых счетах, а также с данными документов аналитического учета и первичных учетных документов. В процессе проведения аудита также обязательно необходимо проверить правильность округления данных бухгалтерского баланса кредитной организации, при их отражении в документах, представленных в составе Расчета, а также наличие остатков на балансовых счетах (отдельных лицевых счетах балансовых счетов), по которым в составе Расчета представлено сообщение об их отсутствии.

При проверке правильности составления документа по форме приложения 3 к Положению Банка России № 255-П должны быть сопоставлены данные, приведенные в указанном документе, с данными об остатках на отдельных лицевых счетах балансовых счетов по учету денежных средств, привлеченных на срок не менее трех лет, перечисленных в подпункте 2.1.8 пункта 2.1 Положения Банка России № 255-П, из выписок по соответствующим лицевым счетам и в ежедневных ведомостях остатков по счетам кредитной органи-

зации, составляемых по форме приложения 6 к Положению ЦБ РФ от 5 декабря 2002 года № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» , . Так, в процессе проверки аудитор должен исходить из того, что из остатков балансовых счетов по учету кредитов (31408, 31409, депозитов и иных привлеченных средств от банков-нерезидентов (31608, 31609) исключаются остатки (либо их часть) отдельных лицевых счетов по учету денежных средств, привлеченных на срок не менее 3-х лет в соответствии с условиями заключенных договоров; из остатков балансовых счетов по учету депозитов (41006, 41007, 41106, 41107, 41206, 41207, 41306, 41307, 41406, 41407, 41506, 41507, 41606, 41607, 41706, 41707, 41806, 41807, 41906, 41907, 42006, 42007, 42106, 42107, 42206, 42207, 42506, 42507) и иных привлеченных средств (42706, 42707, 42806, 42807, 42906, 42907, 43006, 43007, 43106, 43107, 43206, 43207, 43306, 43307, 43406, 43407, 43506, 43507, 43606, 43607, 43706, 43707, 43806, 43807, 43906, 43907, 44006, 44007) от юридических лиц-резидентов всех форм собственности и юридических лиц-нерезидентов исключаются остатки (либо их часть) отдельных лицевых счетов по учету денежных средств, привлеченных на срок не менее 3-х лет в соответствии с условиями заключенных договоров. При этом аудитор не должен забывать, что правом исключения остатков лицевых счетов по учету денежных средств, привлеченных на срок 3 года и более, при расчете обязательных резервов кредитная организация может воспользоваться только при условии, что в отчетном периоде не было ни одного факта изменения срока привлечения средств, составившего в результате этого менее трех лет и досрочного востребования указанных денежных средств ни в самой кредитной организации, ни в ее филиалах, а также в том случае, если при досрочном расторжении субординированного кредита (депозита, займа) в течение 5 дней после расторжения кредитор либо его правоприемник внесли средства, эквивалентные сумме кредита либо превышающие ее, в оплату акций кредитной организации. При этом проверяется срок и сумма списания денежных средств со счета клиента и зачисление на лицевые счета, открытые для учета уставного капитала на балансовых счетах 10207 (для кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества) и 10208 (для кредитных организаций, созданных в форме общества с ограниченной ответственностью). В слу-

чае невнесения в уставный капитал средств, эквивалентных сумме кредита (депозита, займа) либо превышающих ее, исследуется полнота включения пассивных остатков соответствующих лицевых счетов в состав резервируемых обязательств и отражение их в документе по форме приложения 2 к Положению Банка России № 255-П в течение отчетных периодов, начиная с отчетного периода, в котором произошел возврат субординированного кредита (депозита, займа) . Выборочно анализируются условия договоров по привлечению денежных средств, остатки по которым подлежат исключению из состава резервируемых обязательств и отражены в документе по форме приложения 3 к Положению Банка России № 255-П, в том числе: срок привлечения денежных средств; возможность пролонгации срока действия договора; условия расторжения договора и возможность досрочного возврата средств; возможность увеличения суммы обязательства по договору. В случае, когда договор на срок менее трех лет пролонгирован, то проверяется: продолжительность общего срока действия договора (должен быть не менее трех лет); дата отражения обязательства кредитной организации перед юридическим лицом в соответствии с заключенным договором в документе по форме приложения 3 к Положению Банка России № 255-П (должны отражаться с даты, когда общий срок действия договора составил не менее трех лет) . Правильность составления документа по форме приложения 5 к Положению Банка России № 255-П проверяется с помощью сопоставления данных о пассивных остатках на балансовых счетах по учету выпущенных ценных бумаг и об активных остатках на балансовых счетах по учету вложений в долговые обязательства кредитных организаций, приведенные в указанном документе, с данными аналитического учета из выписок по соответствующим лицевым счетам и ежедневных ведомостях остатков по счетам кредитной организации. А также проверяется своевременность перенесения остатков с лицевых счетов балансовых счетов по учету выпущенных кредитной организацией долговых ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) с истекшим сроком обращения и (или) погашения на соответствующие балансовые счета по учету обязательств по выпущенным ценным бумагам к исполнению (БС 52401, 52403, 52404, 52406) (в конце последнего рабочего дня, предшествующего дате окончания срока обращения и (или) установленного срока погашения). При выпуске кредитной орга-

низацией облигаций со сроком погашения не менее 3-х лет, то сумма таких обязательств уменьшает остатки балансового счета 52005, учитываемого при расчете обязательных резервов кредитной организации. Проверяется также соответствует ли отражение в бухгалтерском учете выпуск кредитной организацией долговых ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) в зависимости от срока их погашения сроку платежа, указанному в ценной бумаге. Сумма балансовых счетов 52001-52005, 521, 523, 52401, 52403, 52406 уменьшается на сумму остатков балансовых счетов 50106, 50207, 50307, 5140151409 в пределах суммы пассивных остатков по счетам 52001-52005, 521, 523, 52401, 52403, 52406. Стоит отметить, что если кредитная организация отражает по строке 2 приложения 5 к Положению Банка России № 25 5-П суммы по коду обозначения 599999, то в этом случае проверяется правомерность исключения из состава обязательных резервов остатков отдельных лицевых счетов балансовых счетов 50107, 50208 и 50308 по учету вложений кредитной организации в облигации Банка России, а также соответствие суммы по коду 599999 в документе по форме приложения 5 к Положению Банка России № 255-П общей сумме, указанной в выписках по вышеуказанным лицевым счетам (при этом необходимо изучить договоры на приобретение (вложение) облигаций Банка России (иные документы, связанные с их приобретением)). При проверке правильности составления документа по форме приложения 7 к Положению Банка России № 255-П проверяется обоснованность использования кредитной организацией профессионального суждения относительно невключения в состав резервируемых обязательств в соответствии с пунктом 2.2 и подпунктом 3.4.2 Положения Банка России № 255-П следующих обязательств: выраженных в неденежной форме; перед другой кредитной организацией-резидентом, Внешэкономбанком, а также Банком России, возникающие в результате заключения договоров (за исключением обязательств по выпущенным ценным бумагам и процентов по ним); возникающих перед обособленными структурными подразделениями кредитной организации.

В ходе проверки проверяется правомерность возникновения обязательств, в частности, наличие соответствующих: лицензий, выданных кредитной организации Банком России, при этом проверяется наличие лицензии или разрешения Банка России на осуществление операций с дра-

гоценными металлами — при совершении операций с драгоценными металлами; Генеральной лицензии ЦБ РФ на совершение банковских операций и дополнение к лицензии — Разрешение на осуществление операций с драгоценными металлами и камнями — при совершении операций с природными драгоценными камнями. К обязательствам перед другой кредитной организацией, зарегистрированной в установленном порядке и действующей на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций, Внешэкономбанком, Банком России, возникающим в результате заключения договоров (за исключением обязательств по выпущенным ценным бумагам и процентам по ним), не подлежащим включению в состав резервируемых обязательств, могут быть отнесены обязательства, учтенные на счетах: 30232; 30601; 47401; 47407;47422;47426.

Аудитор должен помнить о том, что кредитной организацией и ее филиалами самостоятельно на основе профессионального суждения принимается решение о невключении обязательств перед другими кредитными организациями (банковскими и небанковскими) в состав резервируемых обязательств, основанного на имеющихся первичных и иных документах, характеризующих соответствующие обязательства.

При этом он должен убедиться в том, что суждение о невключении обязательства со ссылкой на соответствующие документы, позволяющие оценить обязательство, оформлено в письменном виде. При выявлении в ходе проверки обязательств кредитной организации, характер которых неопровержимо свидетельствуют о том, что в соответствии с пунктом 2.2 Положения Банка России № 255-П они не включаются в состав резервируемых обязательств (например, обязательства по уплате процентов по договору на привлечение денежных средств кредитной организации, зарегистрированной в установленном порядке и действующей на основании выданной ЦБ РФ лицензии на осуществление банковских операций), то следовало бы рекомендовать кредитной организации использовать профессиональное суждение, составлять документ по форме приложения 7 к Положению Банка России № 255-П и исключать такие обязательства из состава резервируемых обязательств . К обязательствам, возникающих между обособленными подразделениями кредитной организации (филиалами), могут быть отнесены обязательства, учтенные на счетах 30232 и 47422 по отдельным лицевым счетам, открытым на каждый филиал кредитной организации, с которым производятся расчеты

по тем или иным операциям. Указанные счета не включаются в расчет обязательных резервов на основании соответствующих договоров, заключенных между кредитной организацией (филиалом) и другой кредитной организацией (филиалом), зарегистрированной (ым) в установленном порядке и действующей (им) на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций; внутренних документов кредитной организации, предусматривающих расчеты между филиалами и кредитной организацией, филиалами между собой. Например, расчеты по платежам, осуществляемым по системе WesternUnion, Соп-1ак1, ЛпеНк по операциям, совершенным с использованием банковских карт, и другим. При проверке правильности составления приложения 2 к Положению Банка России № 255-П сверяются данные, содержащиеся в приложении 2 к Положению Банка России № 255-П, с данными ежедневных бухгалтерских балансов (сводных балансов), составляемых по форме приложения 9 к Положению ЦБ РФ № 205-П, документов по форме приложений 3, 5 и 7 к Положению ЦБ РФ № 255-П и документов аналитического учета , . При этом проверяется правильность: отражения остатков обязательств по балансовым счетам (отдельным лицевым счетам балансовых счетов), включаемых в состав резервируемых обязательств, а также кодов обозначения в документе по форме приложения 2 к Положению Банка России № 255-П отнесения их по категориям резервируемых обязательств: перед банками-нерезидентами, перед физическими лицами, иные обязательства. При проверки правомерности отнесения к обязательствам перед банками-нерезидентами следует просмотреть материалы юридического дела банка-нерезидента, в частности сведения о лицензии или ином основании, дающим право открывать корреспондентские счета, документы, на основании которых установлены корреспондентские отношения (межбанковское соглашение или письмо).

В ходе аудита обязательно проверяется в соответствии с уставом кредитной организации и заявлениями о выходе из кредитной организации ее участников наличие и величину обязательств перед участниками, подлежащих включению в состав резервируемых обязательств, и устанавливается их соответствие величине, указанной по коду обозначения 603221 в пункте 3 приложения 2 к Положению Банка России № 255-П; по коду обозначения 603222 проверяются остатки отдельных лицевых счетов по учету денежных средст в валюте Российской Федерации (иностранной валю-

те), поступающих в оплату акций в качестве накопительного счета кредитной организации-эмитента на корреспондентский счет, открытый в Банке России в валюте РФ (для аккумулирования средств в валюте РФ), и (или) корреспондентский счет, открытый в Акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ (ОАО), в Банке ВТБ (ОАО) в иностранной валюте (для поступления средств в иностранной валюте) без открытия накопительного счета со специальным режимом. При аудите нормативов обязательных резервов выборочно проверяется правильность пересчета остатков балансовых счетов по учету резервируемых обязательств в иностранной валюте за нерабочие (выходные, праздничные) дни. При проверке остатки балансовых счетов по учету обязательств в иностранной валюте, указанные в ежедневных балансах (сводных балансах), пересчитываются по официальным курсам иностранных валют, установленных Банком России на соответствующие нерабочие (выходные, праздничные) дни, и полученные данные сверяются с данными об остатках на балансовых счетах в иностранной валюте, отраженными в приложении 2 к Положению Банка России № 255-П .

Если кредитной организацией получено право на усреднение обязательных резервов, в этом случае необходимо проверить выполнение обязанности по усреднению. При этом средняя хронологическая величина остатков на корреспондентском счете и корреспондентском субсчете (корреспондентских субсчетах) должна быть не ниже усредненной величины обязательных резервов. В случае выявления в ходе аудита кредитной организации нарушений, которые привели к недовзно-су в обязательные резервы, производится расчет суммы недовзноса.

При оценке соблюдения кредитной организацией порядка бухгалтерского учета обязательных резервов производится анализ движения средств на основании выписок из балансовых счетов по учету средств обязательных резервов 30202, 30204 и внебалансовых счетов 91003, 91004, 91007, 91008, 91010 (открываются в балансе головного офиса кредитной организации). Для расчетов между филиалами и головным офисом кредитной организации по доле подлежащих депонированию в обязательных резервах средств, приходящихся на филиалы, или по доле средств, подлежащей возврату филиалам, в балансе головного офиса кредитной организации и филиалов на счетах 30301 и 30302 открываются отдельные лицевые счета «Расчеты по обязательным резервам по сче-

там в рублях РФ» и «Расчеты по обязательным резервам по счетам в иностранной валюте».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе аудита проверяется соблюдение кредитной организацией требований, установленных Указанием Банка России от 29 марта 2004 года № 1408-У «О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России», а также сверяется отражение операций (в том числе дат и сумм) в выписках, полученных от уполномоченного учреждения ЦБ РФ (из лицевых счетов балансовых счетов по учету обязательных резервов и внебалансовых счетов по учету расчетов по обязательным резервам, из корреспондентского счета, открытого в ЦБ РФ, и в выписках из соответствующих балансовых и внебалансовых счетов кредитной организации . При аудите правильности начисления процентов по привлеченным денежным средствам и отражения их по счетам бухгалтерского баланса следует вначале ознакомиться с внутренними документами кредитной организации (ее филиала), которые регулируют начисление процентов по операциям, связанным с привлечением денежных средств, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета; условия вкладов (депозитов), процентных ставок по ним и их изменению; организацию работы по начислению и выплате процентов. Стоит заметить, что методом пересчета правильности начисления процентов по отдельным видам вкладов осуществляется проверка точности начисления процентов. Проверяется алгоритм расчета процентов. Для получения доказательств отсутствия ошибок выбираются несколько периодов начисления процентов, в течение которых работали разные исполнители по одному и тому же виду вкладов. Способ отражения процентов в учете проверяется на соответствие утвержденному учетной политикой. Такую проверку осуществляют по вкладам, начало и окончание которых приходятся на один период. Затем проводится сравнение с аналогичными вкладами, по которым начало и окончание приходятся на разные периоды.

Проверяется правильность начисления процентов по привлеченным средствам и отражения их по балансовым счетам 47411, 47426, 52501 и 47502. При проверке используются данные счета 476. При наличии фактов невыполнения норматива мгновенной ликвидности проверяется своевременность отражения на внебалансовых счетах сумм, не выплаченных по причине недостаточности средств на корреспондентском счете банка или

его филиала. При проверке начисления процентов по привлеченным средствам сопоставляются данные лицевых счетов балансовых счетов 47411 и 47426; договоров (банковского вклада, с контрагентами); первичных учетных документов.

При проверке правильности отражения в бухгалтерском учете обязательств по процентам и купонам, начисляемых в течение срока обращения долговых ценных бумаг либо в течение процентного (купонного) периода, анализируются данные лицевых счетов по учету облигаций (в разрезе государственных регистрационных номеров и выпусков), депозитных и сберегательных сертификатов (в разрезе серий и номеров), по векселям (по каждому векселю) балансового счета № 52501; документы, связанные с выпуском собственных долговых обязательств, обращая внимание на размеры процентных ставок, периодичность выплаты процентов и купонных выплат.

Если кредитная организация выпускает собственные векселя, то аудитору следует ознакомиться с внутренними документами кредитной организации, регулирующими вопросы выдачи кредитной организацией векселей, а также порядок совершения сделок с выданными векселями, т. е. договоры по сделкам с векселями кредитной организации; вид векселей и порядок их составления; порядок отражения в бухгалтерском учете сделок с выданными векселями.

В соответствии с требованиями Положения Банка России № 205-П проверяется отражение сделок с собственными векселями в бухгалтерском учете и внутренних документов кредитной организации в разрезе каждой операции в части полноты и своевременности отражения на счетах бухгалтерского учета . При этом анализируются данные лицевых счетов балансовых счетов 523, 52406; первичные учетные документы; договоры с клиентами (контрагентами) кредитной организации. В соответствии с пунктом 5.14 Части II «Характеристика счетов» данного Положения учет номинальной стоимости выданных векселей на балансовом счете первого порядка 523 ведется с даты составления векселей; если сумма привлеченных средств по сделке выдачи векселя меньше вексельной суммы, указанной в векселе, то проверяется отражение дисконта на балансовом счете 52502 в корреспонденции с балансовым счетом 523 . В соответствии пунктом 5.15 Части II «Характеристика счетов» данного Положения при проверке правильности отражения обязательств кредитной организации по выданным век-

селям на балансовом счете 52406 проверяется правильность переноса остатков соответствующих лицевых счетов балансового счета 523 и остатков соответствующих лицевых счетов балансового счета 52501 по сумме и срокам (в конце рабочего дня, предшествующего дате окончания срока обращения и (или) установленного срока оплаты векселя. Только после документирования результатов проверки всех операций и оценки достаточности полученных аудиторских доказательств для выражения мнения аудитора программа аудита считается выполненной. В аудиторское заключение могут быть вынесены обстоятельства, связанные с нарушением законности выполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов; несоответствием данных, содержащихся в Расчете размера обязательных резервов,

подлежащих депонированию в Банке России, данным ежедневных балансов кредитной организации и других документов и материалов, имеющихся у кредитной организации; неверным отражением кредитной организацией (ее филиалами) обязательств по счетам бухгалтерского учета в балансе кредитной организации и (или) балансе (ах) филиала (ов) кредитной организации. В заключение хотелось бы отметить, что такие обстоятельства являются основанием для подготовки модифицированного аудиторского заключения. При этом аудитор обязан сообщить руководству банка до оформления аудиторского заключения все обстоятельства, модифицирующие заключение, и получить дополнительные разъяснения для полного понимания причин возникновения этих обстоятельств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Положение Банка России № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004 г.

2. Положение Банка России № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 5 декабря 2002 г.

3. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», ут-

вержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. № 696 (в ред. от 16.04.05 г.).

4. Указание Банка России № 1408-У «О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России» от 29 марта 2004 г.

К. А. Андреев, П. Н. Афонин, А. В. Семенов Проблемы системологии исследований

АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ТАМОЖНЕ

НА основе оффенсолистики

Одной из новелл Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2002 года является форма производства по делам об административных правонарушениях — административное расследование. Введение данной стадии в процесс производства по делам об административных правонарушениях означает усложнение порядка формирования материалов дел

об административных правонарушениях, что свидетельствует о тенденции российской правовой системы к сужению сферы уголовно-правового и, соответственно, расширению административно-правового воздействия на правонарушителя . Включение в КоАП РФ норм ответственности за правонарушения в таможенной сфере (раньше эти нормы содержались в Таможенном кодексе)

Оставьте комментарий