Положение об архиве районного суда

ГСА утвердила новый перечень судебных дел и документов, образующихся в деятельности суда, с указанием сроков хранения. Отныне апелляционные суды должны сохранять 5 лет копии судебных документов по результатам апелляционного пересмотра дел.

Речь идет о приказе Государственной судебной администрации от 7 декабря 2017 № 1087, передает «Закон и Бизнес».

Перечень утвержден в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 152 Закона «О судоустройстве и статусе судей», в целях совершенствования порядка ведения делопроизводства и архива в судах.

Со дня издания этого приказа утратит силу предыдущий приказ ГСА от 11 февраля 2010 № 22.

По сравнению с предыдущим, новый перечень дополнен еще одним разделом «Дела, рассматриваемые в судах апелляционной инстанции». Поэтому сейчас перечень состоит из семи разделов:

  1. Уголовные производства (дела), рассмотренные в судах первой инстанции.
  2. Дела об административных правонарушениях.
  3. Гражданские дела, рассмотренные в судах первой инстанции.
  4. Административные дела, рассмотренные в судах первой инстанции.
  5. Хозяйственные дела, рассмотренные в судах первой инстанции.
  6. Дела, рассматриваемые в судах апелляционной инстанции.
  7. Документы, образующиеся в деятельности суда.

Согласно новому приказу изменены сроки хранения ряда документов, в частности:

— увеличен с 8 до 10 лет срок хранения материалов производств (дел) о тяжких преступлениях (о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет);

— увеличен с 3 до 5 лет срок хранения материалов производств (дел), что возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, уголовных производств в форме частного обвинения;

— по гражданским делам увеличен с 20 до 75 лет срок хранения материалов об установлении факта отцовства, материнства;

— увеличен с 15 до 75 лет срок хранения материалов по делам о признании физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

— увеличен с 3 до 5 лет срок хранения материалов по делам об уточнении списка избирателей;

— увеличен с 10 до 75 лет срок хранения материалов по делам о праве собственности на недвижимое имущество, рассмотренных в судах первой инстанции;

— увеличен с 10 до 50 лет срок хранения материалов по делам о земельные правоотношения и тому подобное.

Специализированным межрайонным суд по уголовным делам Восточно-Казахстанской области проведен семинар с участием специалистов канцелярии по обсуждению инструкции «Организация архива районного суда» утвержденной распоряжением Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан от 5 марта 2016 года №6001-16-7-6/89.

Главный специалист суда Сейтова А.К. рассказала, что порядок хранения судебных дел, документации и передачи их в архив, осуществляется в соответствии с Правилами о порядке формирования, отбора, учета, временного хранения и передачи на постоянное хранение в государственные архивные учреждения документов Верховного суда Республики Казахстан, местных и других судов, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан и администраторов судов Республики Казахстан и типовым положением об архиве судов, за исключением электронных документов находящихся в ИС СО.

В завершение семинара участники обменялись мнениями и подчеркнули значимость проведения данного мероприятия.

Номер занятия по порядку 1

Специальность: Право и судебное администрирование

МДК 02.01 «Архивное дело в суде»

Тема: «История развития архивного дела. Архивное дело. Архивное законодательство»

ЦЕЛИ:

Обучающая: формирование умений логически и полно выстраивать ответ; формирование знаний о понятии архивного дела; истории развития архивного дела; о содержании этического кодекса архивиста.

Развивающая: совершенствование навыков самостоятельной работы с законодательством; развитие мыслительных операций, умений пользоваться профессиональной терминологией; развитие способности применять нормы законодательства к конкретным производственным ситуациям.

Воспитательная: формирование интереса к специальности, стремления к глубокому освоению знаний в связи с другими специальными дисциплинами, осознание ценности получаемых знаний на занятиях для профессионального становления; воспитание чувства патриотизма.

ЗАДАЧИ:

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание пройденного материала.

  2. Определить значимость темы занятия для дальнейшего успешного изучения дисциплины.

МЕТОДЫ: активные методы обучения, элементы дискуссии.

ТИП ЗАНЯТИЯ: лекционное.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Теория государства и права, Конституционное право, Документационное обеспечение управления, Судебное делопроизводство.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация по теме.

Литература

6. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон: от 22.10.2004 N 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

7. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 (с изменениями и дополнениями) // Текст ред. от 18.03.2013 опубликован в «Бюллетене актов по судебной системе», N 10, октябрь, 2013 (начало), Текст ред. от 18.03.2013 опубликован в «Бюллетене актов по судебной системе», N 11, ноябрь, 2013 (окончание).

8. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (с изменениями и дополнениями) // Российская газета, N 246, 05.11.2004 (Инструкция).

9. Об утверждении Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования// Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2005 N 157 (с изменениями и дополнениями).

12. Глазунова Т. В. Архивное право: конспект лекций / Т. В. Глазунова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 52 с.

13. Кузина И. Л. Архивное право : учеб. пособие / И. Л. Кузина. – Комсомольск на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. – 136 с.

15. Чашин А.Н. Основы судебного делопроизводства: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2012. – 160 с.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (90 минут)

  1. Организационная часть.

  2. Постановка цели занятия. Актуализация знаний.

  3. Опрос по теме домашнего задания.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Подведение итогов занятия.

  7. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Приветствие и проверка состояния аудитории, отсутствующих студентов.

  1. Постановка целей занятия. Актуализация знаний.

  2. Объяснение нового материала по теме: «История развития архивного дела. Архивное дело. Архивное законодательство».

ПЛАН:

    1. История развития архивного дела. Образование архива суда.

    2. Архивное законодательство.

    3. Этический кодекс архивиста.

До принятия христианства, в Киевской Руси сосредоточением правительственной документации князя был княжий двор. Именно там, в Казне, собирались документы о различных сторонах княжеской деятельности. На местах документы хранили посадники.

С принятием христианства архивы стали возникать в церквях и монастырях и получили название сокровищниц (ризниц), в которых документы хранились вместе с различными принадлежностями культа.

Наиболее известными центрами хранения документов стали: Софийский собор и Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Кроме хранения, в церквях и монастырях также проводилась работа по переписи книг, которая часто велась по заказу, на основе заключенного договора — «ряда».

С ростом монастырского хозяйства и имущества, расширением земельных владений увеличиваются собрания книг и документов; им требуется индивидуальное место для хранения — отдельно от остальных сокровищ. Таким местом становятся особые лари, стоявшие в сенях соборов. Заведовал ларём — ларник. В этот период также зарождается учёт и описание документов. Первой архивной описью считается Ипатьевская летопись, которая датируется концом XIII века.

С первой половины XIV века центром объединения русских земель становится Москва. Это способствовало концентрации удельных архивов в единый архив Московской Руси, получившего название Государевой казны. Он сочетал в себе сразу несколько функций: казны, архива и канцелярии.

С конца 90-х годов XV века, после окончательного оформления централизованного государства, начинается отделение документов от казны и формирование Государева архива, положившего начало формированию первоначальной сети архивов Московской Руси.

Постепенно, с увеличением и усложнением функций государственного аппарата, возникает потребность в создании новой системы исполнительных органов управления, которые ведали бы отдельными отраслями государственного регулирования или регионами России. Так появляются приказы. Это приводит к формированию сети центральных приказных архивов.

Работа в приказах велась следующим образом: обслуживали приказные архивы дьяки и подьячие, в обязанности которых входило хранение, систематизация и составление описей документов. Хранение осуществлялось в специально защищенных помещениях — казёнках. Их предписывалось оборудовать железными дверями с засовами и железными решётками на окнах. Каждый документ хранился в «мешочке», в «сафьяновом меху», и потом уже складывался в пронумерованные и оборудованные ярлыками ящики, сундуки или коробки. Чтобы упорядочить процедуру поиска, каждый приказной архивист заводил собственную систему систематизации и учета документов. На особо ценные дела приказные архивисты заводили копии, которые и использовались в делопроизводстве; подлинники дел лежали в архиве — их запрещалось выносить из хранилищ.

Характерной особенностью работы архивов этого периода было то, что потерявшие практическое значение документы, как правило, хранились в канцелярии вместе с текущим делопроизводством, т. е. хранилища документов ещё не стали самостоятельными структурными подразделениями учреждений.

С первой четверти XVIII века Пётр первый проводит ряд реформ во всех сферах общественной жизни, которые также коснулись и архивного дела: в соответствии с Генеральным регламентом 1720 года, впервые официально было введено понятие «архивы», произошло их отделение от канцелярий в самостоятельные структурные части учреждений, которым передавались не нужные для повседневной оперативной деятельности, но необходимые для справок, бумаги из делопроизводственных подразделений. Лица, заведующие ими, были названы «архивариусами». Их должность в штате была единственная.

Также, в 1720 году правительством утверждаются инструкции по ведению архивов и режимах хранения документов. Согласно им, хранение осуществлялось в сухом, охраняемом противопожарном месте, документы должны были располагаться по происхождению, тематике, хронологии, с указанием номера дела, года, названия, места хранения, под присмотром архивариуса. Архивариус выполнял текущую работу: вёл записные книги, алфавиты, реестры дел.

Не обошли преобразования и приказную систему, которая в этот период изрядно устарела, вследствие чего произошла замена приказов коллегиями.

В начале XIX века в России снова начинается период административных реформ, которые приводят к реорганизации государственных структур, например, произошла замена коллегий министерствами. При каждом министерстве и департаменте создавался свой архив, что в итоге повлекло за собой образование дробной сети архивов и децентрализацию архивного дела в общем. Такая система показала свою непригодность, так как очень затрудняла обеспечение сохранности и использование архивных документов, и, уже во второй четверти XIX века, департаментские и министерские архивы начинают концентрироваться в общие.

Переломным периодом в развитии архивного дела стал 1812 год, когда Москва была захвачена Наполеоном. Правительство не приняло должных мер по спасению ценных исторических источников и, в итоге, много документов было сожжено, разорвано, истоптано и похищено французскими солдатами.

В первой четверти XIX века начинаются теоретические разработки архивоведения, так как для нормальной работы государственного аппарата были необходимы архивные материалы. Также большой прогресс был достигнут архивистами в разработке справочного аппарата: появился новый вид архивных справочников — обзор и изменена структура основного — описи.

Во второй половине XIX века в России вновь началась эпоха реформаторской деятельности, которая затронула все сферы развития русского общества.

Главной проблемой архивного дела становится преодоление бумажного вала, необходимость реставрации многих древних документов и упорядочивания дел. Но, для воплощения планов в жизнь, архивам требовались образованные кадры, которых в этот период было очень мало, так как архивная служба, даже в столичных архивах, не считалась престижной.

Чтобы заинтересовать молодых сотрудников с высшим образованием, руководство архивов разрешало им разрабатывать и публиковать в изданиях архива собственные исследования. Также в архиве умышленно не заполнялись полностью штаты, чтобы из сэкономленных средств (у управляющего архивом было такое право) выдавать дополнительное вознаграждение архивистам. Благодаря этому состав сотрудников в 60—80-е годы изменился в лучшую сторону.

На развитие архивного дела начала ХX сильно повлияло вступление России в Первую мировую войну: многие архивисты были призваны на военную службу, вследствие чего происходит накопление огромного количества необработанных дел военного характера. Многие документы оставались без надзора или размещались в сырых подвалах, гибли лот артиллерийских обстрелов, пожаров, оставались без надзора и даже захватывались врагами.

К концу 1920 — началу 1930-х годов в СССР формируется тоталитарный режим и начинается «политизация» архивного дела. Это положило начало макулатурным компаниям, рассчитанным на чистку архивов от «идеологически чуждых» документов, орабочиванию и коммунизации архивных служащих. В итоге это приводит к нехватке профессиональных кадров, и, как следствие, к ухудшению работы архивов.

Огромное влияние на сохранность документов оказала Великая Отечественная война. Перед архивистами становится тяжёлая задача — эвакуировать архивы из зоны военных действий и собирать текущие военные документы в действующие архивы. Несмотря на все старания архивных работников, многие документы спасти не удалось, так как эвакуация на первом этапе велась хаотично и многие архивы оказались захвачены фашистами.

В период 1945—1956-х годов в архивном деле продолжалась довоенная политика, и, лишь с началом «оттепели» тоталитарный режим был ослаблен: с принятием новых правил работы архивов учреждений, организаций и предприятий, исследователи наконец-то получили доступ к документам. Архивариусам поручено было обратить особое внимание на кино- фото- и фонодокументы, а также научно-техническую документацию, чтобы разрабатывать научно-справочный аппарат архивов.

С 1956 по 1964 годы в архивном деле происходят значительные усовершенствования: расширяется использование архивных документов, публикуются обзоры архивных фондов, путеводители по архивам, вводятся механографические документы, сотрудники архивов получают возможность на договорной основе участвовать в разработке и совершенствовании методов делопроизводства в различных организациях.

Новый виток развития архивного дела произошёл после распада СССР: система архивов стала самостоятельной, произошло открытие доступа ко всем документам по истории советского общества, государство провело ряд архивных реформ по централизации и демократизации архивного дела. В результате указанных преобразований была сформирована система управления и сеть центральных архивов, архивное дело становится областью культуры и входит в культурное наследие РФ, разработана система хранения и использования архивных документов.

Образование архива суда

С формированием государственных органов в Российском государстве начали создаваться и их архивы. Судебник 1550 г. предписывал создавать хранилища документов по имущественному положению и повинностям посадских людей. Первые официально признанные государством наименования должностей архивариусов появились в 1720 г., спустя несколько лет с момента создания Московского сенатского архива. Современную государственную политику в области архивного дела осуществляет созданная в 1998 г. Государственная федеральная архивная служба России. Организацией архивной работы в судах Российской Федерации ведает Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Каждый федеральный суд имеет свой архив, отражающий историю его работы за предыдущие десятилетия. В большей части субъектов Российской Федерации прошли стадию становления архивы судебных участков мировых судей. Архивная работа в судах является составной частью судебного делопроизводства. Качественный уровень работы архива суда является одним из важных показателей его работы.

Архивы судов хранят бесценный кладезь информации. В Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, принятой в 2005 г., были регламентированы правила работы архива суда. Принятый двумя годами позже Перечень документов, образующихся в деятельности федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, предъявил новые требования к организации архивного делопроизводства в судах. Появление этих документов было ожидаемым событием. Ответы на многие вопросы были получены, закрепив тем самым нормативное отражение реальных потребностей архивного делопроизводства. Однако увеличение сроков хранения некоторых архивных единиц и перевод части из них на постоянное хранение, а речь в первую очередь идет о надзорных производствах, обострил проблему недостаточности служебных помещений архивохранилищ.

Одним из наиболее важных направлений в организации работы архива суда является учет и выдача дел.

На сегодняшний день архивы представляют собой сложную организованную систему хранения, комплектования, учёта и использования архивных документов, а сотрудники этих учреждений — люди с высшим образованием, в обязанности которых входит: организация хранения и обеспечение сохранности документов, поступивших в фонд архива; прием и регистрация новых документов; отбор, упорядочение, комплектование архивных документов; систематизация и формирование дел; подготовка сводной описи единиц постоянного и временного сроков хранения; участие в работе по экспертизе научной и практической ценности архивных документов.

Законодательство — это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами власти законов.

Правовой основой для разработки архивного законодательства прежде всего является конституционное право, затем условно выделяется «пласт» архивного законодательства, а затем акты смежных отраслей, отдельные статьи которых реализуются в архивной среде. Необходимо помнить, что законы и подзаконные акты субъектов РФ не должны входить в противоречие с федеральным законодательством. Если же такое случается, то должны действовать статьи и положения того или иного федерального закона.

В своей деятельности архивы вступают в самые разнообразные отношения с другими сферами: бюджетной (действует бюджетное и налоговое законодательство), имущественной (гражданское законодательство), трудовой (законодательство о труде) и т.д.

Нормативно — правовая база деятельности архива суда:

1.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2005 N 157 (ред. от 30.12.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования»;

2.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.06.2011 N 112 «Об утверждении Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения»;

3.Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

4.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 18.02.2016) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» Порядок выдачи судебных дел, находящихся в архиве суда, а также снятие с них копий регулируются Инструкцией о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденной приказом Судебного департамента от 28.12.2005 N 157.

5.Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 (ред. от 11.07.2014) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)»38.8. Судебные дела, апелляционные, кассационные производства подлежат передаче в архив арбитражного суда для последующего хранения. Передача судебных дел, апелляционных и кассационных производств в архив осуществляется по сдаточным описям;

6.Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации»(утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П)(вместе с «Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», «Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации», «Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации», «Положением о порядке направления, регистрации и обработки…Приложение N 2. Положение о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда…;

Этический кодекс архивиста. В любом цивилизованном обществе «венцом», логическим продолжением нормативно-правовой системы является соответствующая этика поведения профессионала, например архивиста, что может быть закреплено этическим или моральным кодексом, кодексом чести или иным подобного рода документом. В сентябре 1996 г. в Пекине на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов был принят Международный этический кодекс архивистов, который установил высокие стандарты, очертил этические рамки поведения для всех тех, кто занят в архивной сфере. Основными принципами международного этического кодекса архивистов являются:

— защита целостности архивных материалов и гарантия их сохранности;

— осуществление экспертизы ценности, отбор архивных документов и работа с ними при рассмотрении их в историческом, правовом и административном пространстве;

— защита подлинности документов, обеспечение их сохранности во время архивной обработки, хранения и использования;

— обеспечение доступности архивных материалов при сохранении государственной, коммерческой, профессиональной тайны и тайны частной жизни, которая может быть в архивных документах;

— действие в рамках соответствующего законодательства, избегая использования своего положения для нечестного удовлетворения своих или чужих интересов;

— обеспечение сохранности и использования мирового документального наследия в сотрудничестве друг с другом и представителями других профессий.

Эти этические нормы, содержащиеся в Международном этическом кодексе архивистов, признаны и в нашей стране. Все, кто работает с архивными документами, должны помнить о профессиональной ответственности и согласовывать свои профессиональные действия с этическими нормами кодекса.

4. Закрепление изученного материала на данном занятии (10 мин.)

Преподаватель задаёт аудитории вопросы по рассмотренной теме, предлагает применить изученные нормы к практическим ситуациям.

5. Подведение итогов, выставление оценок

Объявление оценок. Анализ работы группы на занятии. Студентам предлагается сделать анализ урока на основе представленных в начале занятия задач.

6.Домашнее задание

В результате освоения темы обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.

ОК 8. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК 1.4. Обеспечивать работу архива суда.

Транскрипт

1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский юридический техникум» ПМ.02 АРХИВНОЕ ДЕЛО В СУДЕ Рабочая программа профессионального модуля для специальности «Право и судебное администрирование» среднего профессионального образования Воронеж 2018

2 ОДОБРЕНО ПЦК юридических дисциплин СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе УТВЕРЖДАЮ Директор техникума, кандидат экономических наук И.А. Луценко Л.В. Волкова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 01 ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ СУДОВ для специальностей среднего профессионального образования Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум» Разработчик: Колгина О.В., преподаватель ГБПОУ ВО «ВЮТ». 2

3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) стр

4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Архивное дело в суде 1.1. Область применения программы. Рабочая программа профессионального модуля «Архивное дело в суде» является частью Программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности Право и судебное администрирование, входящей в состав укрупненной группы специальностей Юриспруденция, в части освоения основных видов деятельности (ВД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.4. Обеспечивать работу архива суда Цели и задачи модуля требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля «Архивное дело в суде» должен: иметь практический опыт: — по организации работы с документами; — по комплектованию судебных дел и нарядов для постоянного хранения; — по организации хранения архивных документов; уметь: — подготавливать судебные дела (наряды) и материалы для сдачи в архив; — осуществлять полное оформление дел (подшивку или переплет дела, изъятие из дела металлических скрепок и скобок, нумерацию листов и заполнение листа-заверителя); — составлять внутреннюю опись документов; — вносить необходимые уточнения в реквизиты обложки дела; — оформлять результаты сдачи дел на архивное хранение; — соблюдать охранный режим помещений хранилищ; — выполнять порядок использования документов архива суда; — организовать порядок отбора документов и оформления их на уничтожение; знать: — порядок отбора на хранение в архив судов документов, их комплектования, учета и использования; — перечень документов судов с указанием сроков хранения; — нормативные условия хранения архивных документов; — положения о постоянно действующей экспертной комиссии суда Количество часов на освоение программы профессионального модуля: всего 144 часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа (по заочной форме обучения 20 часов); 4

5 самостоятельной работы обучающегося 36 часов (по заочной форме обучения 88 часов); производственной практики 36 часов. Лица с ограниченными возможностями здоровья осваивают профессиональный модуль «Архивное дело в суде» по данной программе в полном объеме, но информационное наполнение учебно-методического обеспечения реализации программы адаптировано для лиц с ОВЗ с учетом их потребностей. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями: Код ПК 1.4. Наименование результата обучения Обеспечивать работу архива суда 5

6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля Коды профес сионал ьных компет енций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов Самостоя тельная работа обучающе гося Всего, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов Практик а Учебная, часов Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная ПК 1.4 Раздел 1. Нормативно правовое регулирование архивной сферы 6 4 Раздел 2. Определение ПК 1.4 порядка хранения, 30 отбора и сдачи в архив документов суда Раздел 3. Проведение ПК 1.4 процедуры передачи документов суда в архив и оформление их на уничтожение Раздел 4. Обеспечение ПК 1. 4 сохранности дел архива суда, передача их на государственное хранение Всего:

7 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Наименование разделов профессионал ьного модуля (ПМ), междисципли нарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 7 Объем часов Уровень освоения Раздел ПМ.02 Архивное дело в суде 72 МДК Архивное дело в суде 36 Раздел 1. Нормативно правовое регулирование архивной сферы Тема 1.1 Архивное дело и архивное законодательс тво Тема 1.2 Принципы построения современного архивоведени я в суде Тема 2.1 Экспертиза научной и практической ценности документов суда Содержание учебного материала 2 3 Определение понятия архивного дела. История развития архивного дела. Архивное дело. Архивное законодательство. Инструкция по судебному делопроизводству в районном, мировом, областном суде. Этический кодекс архивиста. Содержание учебного материала 2 3 Принципы построения современного архивоведения в суде. Принцип историзма, принцип всесторонности, принцип комплексной оценки, принцип социально-политической нейтральности. Раздел 2. Определение порядка хранения, отбора и сдачи в архив документов суда Содержание учебного материала 4 3 Цель и сроки проведения экспертизы научной и практической ценности документов суда. Постоянно действующая экспертная комиссия в суде (ЭК). Функции, состав, план работы экспертной комиссии суда. Практическая работа 4 Проведение экспертизы научной и практической ценности документов суда. Семинар по теме: «Экспертиза научной и практической ценности

8 документов суда». Содержание учебного материала 6 3 Подготовка и оформление дел для сдачи в архив. Подготовка и оформление гражданских и уголовных дел. Подготовка и оформление нарядов. Порядок нумерации листов составления заверительной надписи. Правила нумерации листов в делах и нарядах. Практическая работа 6 Подготовка и оформление дел к последующему хранению. Подготовка и оформление нарядов к последующему хранению. Семинар по теме: «Подготовка и оформление дел, нарядов и других документов к последующему хранению». Содержание учебного материала 6 3 Сроки хранения дел, нарядов, исполнительных производств. Исчисление сроков хранения (для уголовных и гражданских дел). Составление описей на дела и наряды постоянного хранения и дела по личному составу. Описи на дела постоянного хранения. Порядок предоставления описей на утверждение. Практическая работа 6 Исчисление сроков хранения для уголовных и гражданских дел. Составление описей на дела и наряды постоянного хранения. Дифференцированный зачёт Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ Подготовка доклада по теме: «Экспертиза научной и практической ценности документов Тема 2.2 Подготовка и оформление дел, нарядов и других документов к последующем у хранению Тема 2.3 Порядок определения сроков хранения суда». 2. Изучение правил оформления дел для сдачи в архив. 3. Изучение правил оформления гражданских и уголовных дел. 4. Подготовка и оформление нарядов. 5. Составление заверительной надписи. 18 8

9 6. Изучение правил нумерации листов в делах и нарядах. 7. Исчисление сроков хранения для уголовных и гражданских дел. 8. Подготовка презентации по теме: «Архивное дело и архивное законодательство», «Принципы построения современного архивоведения в суде». 9. Подготовка презентации по теме: «Экспертиза научной и практической ценности документов суда», «Подготовка и оформление дел, нарядов и других документов к последующему хранению», «Порядок определения сроков хранения». Тематика домашних заданий 1. Работа с материалами учебника (изучение, конспектирование). 2. Составление схем по тексту учебника и конспекта. 4. Работа с нормативными актами. 5. Составление докладов и сообщений. 6. Конспектирование отдельных положений. 7. Сравнительный анализ правовых норм. 8. Составление и решение задач. 9. Составление тестовых заданий. 10. Составление схем. МДК Организация работы архива в суде Раздел 3. Проведение процедуры передачи документов суда в архив и Тема 3.1 Организация архивного дела в суде Тема 3.2 Передача дел, нарядов и других документов в архив суда, порядок их хранения в архиве и оформления на оформление их на уничтожение Содержание учебного материала 4 3 Понятие и значение МДК «Организация работы архива в суде». Процедура организации архивного дела в суде. Инструкция о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов судов. Содержание учебного материала 8 3 Порядок передачи дел, нарядов и других документов в архив суда. График передачи в архив уголовных, гражданских дел, нарядов и других документов. Учётно-статистические карточки. Акт на передачу дел в архив. Сдаточные описи. Порядок выдачи дела из архива для временного пользования в случае служебной необходимости. Отбор 9

10 уничтожение Тема 4.1 Передача дел на государственн ое хранение Тема 4.2 Обеспечение сохранности дел (нарядов) архива суда нарядов и дел к уничтожению Акты о выделении к уничтожению уголовных и гражданских дел. Отбор уголовных и гражданских дел к уничтожению по учётно-статистическим карточкам. Правила при составлении акта на отобранные к уничтожению уголовные и гражданские дела. Сдача судебных документов на уничтожение бумагоперерабатывающим фабрикам Практическая работа 8 Составление формы годового раздела описи, заверительного листа к описи дел постоянного хранения. Отбор документов и оформление их на уничтожение. Составление акта о выделении к уничтожению документов и дел. Семинар по теме: «Передача дел, нарядов и других документов в архив суда, порядок их хранения в архиве». Раздел 4. Обеспечение сохранности дел архива суда, передача их на государственное хранение Содержание учебного материала 4 3 Сроки сдачи дел на государственное хранение. Проверка наличия и состояния дел и нарядов перед сдачей на государственное хранение. Акт на сдачу дел в государственный архив. Практическая работа 4 Составление акта на сдачу дел в государственный архив. Семинар по теме: «Отбор документов и оформление их на уничтожение» Содержание учебного материала 4 3 Обеспечение сохранности дел (нарядов) архива суда. Хранилища дел (их оборудование). Специальные режимы хранения дел. Практическая работа 4 Определение режима хранения дел. Дифференцированный зачёт Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ Подготовка презентации по теме: «Порядок от

11 бора нарядов и дел к уничтожению». 2. Изучение правил при составлении акта на отобранные к уничтожению уголовные и гражданские дела. 3. Составление формы годового раздела описи, заверительного листа к описи дел постоянного хранения. 4. Подготовка реферата «Порядок сдачи дел в государственный архив». 5. Составление акта о выделении к уничтожению документов и дел. 6. Изучение порядка сдачи судебных документов на уничтожение бумагоперерабатывающим фабрикам. 7. Подготовка презентации по теме: «Специальные режимы хранения дел». 8. Подготовка презентации по теме: «Организация архивного дела в суде». 9. Составление схемы «Оборудование архива суда», «Режим работы суда». Производственная практика Изучение Приказа Судебного департамента при Верховном суде РФ от «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде»; Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от N 161 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов»; Постановления Пленума ВАС РФ от N 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций). 2. Проведение экспертизы научной и практической ценности документов суда. 3. Подготовка и оформление дел к последующему хранению. 4. Подготовка и оформление нарядов к последующему хранению. 5. Исчисление сроков хранения для уголовных и гражданских дел. 6. Составление формы годового раздела описи, заверительного листа к описи дел постоянного хранения. 7. Отбор документов и оформление их на уничтожение. 8. Составление акта о выделении к уничтожению документов и дел. 11

12 9. Составление акта на сдачу дел в государственный архив. Тематика домашних заданий 1. Работа с материалами учебника (изучение, конспектирование). 2. Составление схем по тексту учебника и конспекта. 4. Работа с нормативными актами. 5. Составление докладов и сообщений. 6. Конспектирование отдельных положений. 7. Сравнительный анализ правовых норм. 8. Составление и решение задач. 9. Составление тестовых заданий. 10. Составление схем. 11. Анализ нормативных актов. Всего: УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Реализация программы модуля предполагает наличия лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности. Оборудование лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности: — рабочие места по количеству обучающихся; — рабочее место преподавателя; — комплект учебно-методической документации; — наглядные пособия; — учебные презентации и фильмы по некоторым разделам дисциплины. Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран Информационное обеспечение обучения Основные источники 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от ФКЗ, от ФКЗ, от ФКЗ, от ФКЗ) // РГ О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от ФКЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ, , N 52 (Часть I), ст Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ, , N 31 (1 ч.), ст

14 Юрайт, с. Архивоведение (теория и методика): учеб./под ред. Буровой Е.М. М.:ТЕРМИКА, с. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: документационное обеспечение управления: учеб. пособие/рекомендовано МО РФ/ М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенов.-М.:ИНФРА-М, с. Соколов В.С. Документационное обеспечение управления: учеб. / допущен МО РФ / В.С. Соколов.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, с. Технические средства обучения Гарант: Юридическая справочно-информационная система.- М.: НПП Гарант-сервис. Консультант Плюс: Общерос. сеть распространения правовой информации.- М.: Регионал. Центр Сети. Воронеж.Информ. Агентство. Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн» Общие требования к организации образовательного процесса Изучению профессионального модуля «Архивное дело в суде» предшествует изучение обшепрофессиональных дисциплин: ОП.01 «Теория государства и права», ОП.11 «Документационное обеспечение управления». Консультационная помощь обучающимся осуществляется в процессе освоения студентами профессионального модуля в установленные дни по графику, а также с использованием письменных консультаций, индивидуальных занятий и др. методических форм Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю «Архивное дело в суде»: — наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Архивное дело в суде»; — обязательная стажировка в профильных учреждениях не реже 1 раза в 3 года. 14

15 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 1. Обеспечивать работу архива суда. Основные показатели оценки результата — анализ действующего законодательства в области архивного дела суда; — выбор оптимального правового регулирования при выполнении практического задания; — использование информационных справочных правовых систем; — подготовка дел (нарядов) для направления в архив; — умение находить нужные дела в архиве суда. Формы и методы контроля и оценки -оценивание по итогам выполнения индивидуальных письменных заданий; — наблюдение по итогам тестирования; — оценивание в процессе проведения дифференцированного зачёта; — оценивание деятельности по анализу нормативно правовых актов; — анализ практических навыков и качества работы в архиве; — наблюдение за процессом выполнения заданий в архиве на производственной практике. 15

Оставьте комментарий