ГСА утвердила новый перечень судебных дел и документов, образующихся в деятельности суда, с указанием сроков хранения. Отныне апелляционные суды должны сохранять 5 лет копии судебных документов по результатам апелляционного пересмотра дел.
Речь идет о приказе Государственной судебной администрации от 7 декабря 2017 № 1087, передает «Закон и Бизнес».
Перечень утвержден в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 152 Закона «О судоустройстве и статусе судей», в целях совершенствования порядка ведения делопроизводства и архива в судах.
Со дня издания этого приказа утратит силу предыдущий приказ ГСА от 11 февраля 2010 № 22.
По сравнению с предыдущим, новый перечень дополнен еще одним разделом «Дела, рассматриваемые в судах апелляционной инстанции». Поэтому сейчас перечень состоит из семи разделов:
- Уголовные производства (дела), рассмотренные в судах первой инстанции.
- Дела об административных правонарушениях.
- Гражданские дела, рассмотренные в судах первой инстанции.
- Административные дела, рассмотренные в судах первой инстанции.
- Хозяйственные дела, рассмотренные в судах первой инстанции.
- Дела, рассматриваемые в судах апелляционной инстанции.
- Документы, образующиеся в деятельности суда.
Согласно новому приказу изменены сроки хранения ряда документов, в частности:
— увеличен с 8 до 10 лет срок хранения материалов производств (дел) о тяжких преступлениях (о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет);
— увеличен с 3 до 5 лет срок хранения материалов производств (дел), что возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, уголовных производств в форме частного обвинения;
— по гражданским делам увеличен с 20 до 75 лет срок хранения материалов об установлении факта отцовства, материнства;
— увеличен с 15 до 75 лет срок хранения материалов по делам о признании физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;
— увеличен с 3 до 5 лет срок хранения материалов по делам об уточнении списка избирателей;
— увеличен с 10 до 75 лет срок хранения материалов по делам о праве собственности на недвижимое имущество, рассмотренных в судах первой инстанции;
— увеличен с 10 до 50 лет срок хранения материалов по делам о земельные правоотношения и тому подобное.
Специализированным межрайонным суд по уголовным делам Восточно-Казахстанской области проведен семинар с участием специалистов канцелярии по обсуждению инструкции «Организация архива районного суда» утвержденной распоряжением Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан от 5 марта 2016 года №6001-16-7-6/89.
Главный специалист суда Сейтова А.К. рассказала, что порядок хранения судебных дел, документации и передачи их в архив, осуществляется в соответствии с Правилами о порядке формирования, отбора, учета, временного хранения и передачи на постоянное хранение в государственные архивные учреждения документов Верховного суда Республики Казахстан, местных и других судов, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан и администраторов судов Республики Казахстан и типовым положением об архиве судов, за исключением электронных документов находящихся в ИС СО.
В завершение семинара участники обменялись мнениями и подчеркнули значимость проведения данного мероприятия.
Номер занятия по порядку 1
Специальность: Право и судебное администрирование
МДК 02.01 «Архивное дело в суде»
Тема: «История развития архивного дела. Архивное дело. Архивное законодательство»
ЦЕЛИ:
Обучающая: формирование умений логически и полно выстраивать ответ; формирование знаний о понятии архивного дела; истории развития архивного дела; о содержании этического кодекса архивиста.
Развивающая: совершенствование навыков самостоятельной работы с законодательством; развитие мыслительных операций, умений пользоваться профессиональной терминологией; развитие способности применять нормы законодательства к конкретным производственным ситуациям.
Воспитательная: формирование интереса к специальности, стремления к глубокому освоению знаний в связи с другими специальными дисциплинами, осознание ценности получаемых знаний на занятиях для профессионального становления; воспитание чувства патриотизма.
ЗАДАЧИ:
-
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание пройденного материала.
-
Определить значимость темы занятия для дальнейшего успешного изучения дисциплины.
МЕТОДЫ: активные методы обучения, элементы дискуссии.
ТИП ЗАНЯТИЯ: лекционное.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: Теория государства и права, Конституционное право, Документационное обеспечение управления, Судебное делопроизводство.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация по теме.
Литература
6. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон: от 22.10.2004 N 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
7. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 (с изменениями и дополнениями) // Текст ред. от 18.03.2013 опубликован в «Бюллетене актов по судебной системе», N 10, октябрь, 2013 (начало), Текст ред. от 18.03.2013 опубликован в «Бюллетене актов по судебной системе», N 11, ноябрь, 2013 (окончание).
8. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (с изменениями и дополнениями) // Российская газета, N 246, 05.11.2004 (Инструкция).
9. Об утверждении Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования// Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2005 N 157 (с изменениями и дополнениями).
12. Глазунова Т. В. Архивное право: конспект лекций / Т. В. Глазунова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 52 с.
13. Кузина И. Л. Архивное право : учеб. пособие / И. Л. Кузина. – Комсомольск на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. – 136 с.
15. Чашин А.Н. Основы судебного делопроизводства: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2012. – 160 с.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (90 минут)
-
Организационная часть.
-
Постановка цели занятия. Актуализация знаний.
-
Опрос по теме домашнего задания.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление изученного материала.
-
Подведение итогов занятия.
-
Домашнее задание.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-
Организационный момент
Приветствие и проверка состояния аудитории, отсутствующих студентов.
-
Постановка целей занятия. Актуализация знаний.
-
Объяснение нового материала по теме: «История развития архивного дела. Архивное дело. Архивное законодательство».
ПЛАН:
-
-
История развития архивного дела. Образование архива суда.
-
Архивное законодательство.
-
Этический кодекс архивиста.
-
До принятия христианства, в Киевской Руси сосредоточением правительственной документации князя был княжий двор. Именно там, в Казне, собирались документы о различных сторонах княжеской деятельности. На местах документы хранили посадники.
С принятием христианства архивы стали возникать в церквях и монастырях и получили название сокровищниц (ризниц), в которых документы хранились вместе с различными принадлежностями культа.
Наиболее известными центрами хранения документов стали: Софийский собор и Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Кроме хранения, в церквях и монастырях также проводилась работа по переписи книг, которая часто велась по заказу, на основе заключенного договора — «ряда».
С ростом монастырского хозяйства и имущества, расширением земельных владений увеличиваются собрания книг и документов; им требуется индивидуальное место для хранения — отдельно от остальных сокровищ. Таким местом становятся особые лари, стоявшие в сенях соборов. Заведовал ларём — ларник. В этот период также зарождается учёт и описание документов. Первой архивной описью считается Ипатьевская летопись, которая датируется концом XIII века.
С первой половины XIV века центром объединения русских земель становится Москва. Это способствовало концентрации удельных архивов в единый архив Московской Руси, получившего название Государевой казны. Он сочетал в себе сразу несколько функций: казны, архива и канцелярии.
С конца 90-х годов XV века, после окончательного оформления централизованного государства, начинается отделение документов от казны и формирование Государева архива, положившего начало формированию первоначальной сети архивов Московской Руси.
Постепенно, с увеличением и усложнением функций государственного аппарата, возникает потребность в создании новой системы исполнительных органов управления, которые ведали бы отдельными отраслями государственного регулирования или регионами России. Так появляются приказы. Это приводит к формированию сети центральных приказных архивов.
Работа в приказах велась следующим образом: обслуживали приказные архивы дьяки и подьячие, в обязанности которых входило хранение, систематизация и составление описей документов. Хранение осуществлялось в специально защищенных помещениях — казёнках. Их предписывалось оборудовать железными дверями с засовами и железными решётками на окнах. Каждый документ хранился в «мешочке», в «сафьяновом меху», и потом уже складывался в пронумерованные и оборудованные ярлыками ящики, сундуки или коробки. Чтобы упорядочить процедуру поиска, каждый приказной архивист заводил собственную систему систематизации и учета документов. На особо ценные дела приказные архивисты заводили копии, которые и использовались в делопроизводстве; подлинники дел лежали в архиве — их запрещалось выносить из хранилищ.
Характерной особенностью работы архивов этого периода было то, что потерявшие практическое значение документы, как правило, хранились в канцелярии вместе с текущим делопроизводством, т. е. хранилища документов ещё не стали самостоятельными структурными подразделениями учреждений.
С первой четверти XVIII века Пётр первый проводит ряд реформ во всех сферах общественной жизни, которые также коснулись и архивного дела: в соответствии с Генеральным регламентом 1720 года, впервые официально было введено понятие «архивы», произошло их отделение от канцелярий в самостоятельные структурные части учреждений, которым передавались не нужные для повседневной оперативной деятельности, но необходимые для справок, бумаги из делопроизводственных подразделений. Лица, заведующие ими, были названы «архивариусами». Их должность в штате была единственная.
Также, в 1720 году правительством утверждаются инструкции по ведению архивов и режимах хранения документов. Согласно им, хранение осуществлялось в сухом, охраняемом противопожарном месте, документы должны были располагаться по происхождению, тематике, хронологии, с указанием номера дела, года, названия, места хранения, под присмотром архивариуса. Архивариус выполнял текущую работу: вёл записные книги, алфавиты, реестры дел.
Не обошли преобразования и приказную систему, которая в этот период изрядно устарела, вследствие чего произошла замена приказов коллегиями.
В начале XIX века в России снова начинается период административных реформ, которые приводят к реорганизации государственных структур, например, произошла замена коллегий министерствами. При каждом министерстве и департаменте создавался свой архив, что в итоге повлекло за собой образование дробной сети архивов и децентрализацию архивного дела в общем. Такая система показала свою непригодность, так как очень затрудняла обеспечение сохранности и использование архивных документов, и, уже во второй четверти XIX века, департаментские и министерские архивы начинают концентрироваться в общие.
Переломным периодом в развитии архивного дела стал 1812 год, когда Москва была захвачена Наполеоном. Правительство не приняло должных мер по спасению ценных исторических источников и, в итоге, много документов было сожжено, разорвано, истоптано и похищено французскими солдатами.
В первой четверти XIX века начинаются теоретические разработки архивоведения, так как для нормальной работы государственного аппарата были необходимы архивные материалы. Также большой прогресс был достигнут архивистами в разработке справочного аппарата: появился новый вид архивных справочников — обзор и изменена структура основного — описи.
Во второй половине XIX века в России вновь началась эпоха реформаторской деятельности, которая затронула все сферы развития русского общества.
Главной проблемой архивного дела становится преодоление бумажного вала, необходимость реставрации многих древних документов и упорядочивания дел. Но, для воплощения планов в жизнь, архивам требовались образованные кадры, которых в этот период было очень мало, так как архивная служба, даже в столичных архивах, не считалась престижной.
Чтобы заинтересовать молодых сотрудников с высшим образованием, руководство архивов разрешало им разрабатывать и публиковать в изданиях архива собственные исследования. Также в архиве умышленно не заполнялись полностью штаты, чтобы из сэкономленных средств (у управляющего архивом было такое право) выдавать дополнительное вознаграждение архивистам. Благодаря этому состав сотрудников в 60—80-е годы изменился в лучшую сторону.
На развитие архивного дела начала ХX сильно повлияло вступление России в Первую мировую войну: многие архивисты были призваны на военную службу, вследствие чего происходит накопление огромного количества необработанных дел военного характера. Многие документы оставались без надзора или размещались в сырых подвалах, гибли лот артиллерийских обстрелов, пожаров, оставались без надзора и даже захватывались врагами.
К концу 1920 — началу 1930-х годов в СССР формируется тоталитарный режим и начинается «политизация» архивного дела. Это положило начало макулатурным компаниям, рассчитанным на чистку архивов от «идеологически чуждых» документов, орабочиванию и коммунизации архивных служащих. В итоге это приводит к нехватке профессиональных кадров, и, как следствие, к ухудшению работы архивов.
Огромное влияние на сохранность документов оказала Великая Отечественная война. Перед архивистами становится тяжёлая задача — эвакуировать архивы из зоны военных действий и собирать текущие военные документы в действующие архивы. Несмотря на все старания архивных работников, многие документы спасти не удалось, так как эвакуация на первом этапе велась хаотично и многие архивы оказались захвачены фашистами.
В период 1945—1956-х годов в архивном деле продолжалась довоенная политика, и, лишь с началом «оттепели» тоталитарный режим был ослаблен: с принятием новых правил работы архивов учреждений, организаций и предприятий, исследователи наконец-то получили доступ к документам. Архивариусам поручено было обратить особое внимание на кино- фото- и фонодокументы, а также научно-техническую документацию, чтобы разрабатывать научно-справочный аппарат архивов.
С 1956 по 1964 годы в архивном деле происходят значительные усовершенствования: расширяется использование архивных документов, публикуются обзоры архивных фондов, путеводители по архивам, вводятся механографические документы, сотрудники архивов получают возможность на договорной основе участвовать в разработке и совершенствовании методов делопроизводства в различных организациях.
Новый виток развития архивного дела произошёл после распада СССР: система архивов стала самостоятельной, произошло открытие доступа ко всем документам по истории советского общества, государство провело ряд архивных реформ по централизации и демократизации архивного дела. В результате указанных преобразований была сформирована система управления и сеть центральных архивов, архивное дело становится областью культуры и входит в культурное наследие РФ, разработана система хранения и использования архивных документов.
Образование архива суда
С формированием государственных органов в Российском государстве начали создаваться и их архивы. Судебник 1550 г. предписывал создавать хранилища документов по имущественному положению и повинностям посадских людей. Первые официально признанные государством наименования должностей архивариусов появились в 1720 г., спустя несколько лет с момента создания Московского сенатского архива. Современную государственную политику в области архивного дела осуществляет созданная в 1998 г. Государственная федеральная архивная служба России. Организацией архивной работы в судах Российской Федерации ведает Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Каждый федеральный суд имеет свой архив, отражающий историю его работы за предыдущие десятилетия. В большей части субъектов Российской Федерации прошли стадию становления архивы судебных участков мировых судей. Архивная работа в судах является составной частью судебного делопроизводства. Качественный уровень работы архива суда является одним из важных показателей его работы.
Архивы судов хранят бесценный кладезь информации. В Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, принятой в 2005 г., были регламентированы правила работы архива суда. Принятый двумя годами позже Перечень документов, образующихся в деятельности федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, предъявил новые требования к организации архивного делопроизводства в судах. Появление этих документов было ожидаемым событием. Ответы на многие вопросы были получены, закрепив тем самым нормативное отражение реальных потребностей архивного делопроизводства. Однако увеличение сроков хранения некоторых архивных единиц и перевод части из них на постоянное хранение, а речь в первую очередь идет о надзорных производствах, обострил проблему недостаточности служебных помещений архивохранилищ.
Одним из наиболее важных направлений в организации работы архива суда является учет и выдача дел.
На сегодняшний день архивы представляют собой сложную организованную систему хранения, комплектования, учёта и использования архивных документов, а сотрудники этих учреждений — люди с высшим образованием, в обязанности которых входит: организация хранения и обеспечение сохранности документов, поступивших в фонд архива; прием и регистрация новых документов; отбор, упорядочение, комплектование архивных документов; систематизация и формирование дел; подготовка сводной описи единиц постоянного и временного сроков хранения; участие в работе по экспертизе научной и практической ценности архивных документов.
Законодательство — это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами власти законов.
Правовой основой для разработки архивного законодательства прежде всего является конституционное право, затем условно выделяется «пласт» архивного законодательства, а затем акты смежных отраслей, отдельные статьи которых реализуются в архивной среде. Необходимо помнить, что законы и подзаконные акты субъектов РФ не должны входить в противоречие с федеральным законодательством. Если же такое случается, то должны действовать статьи и положения того или иного федерального закона.
В своей деятельности архивы вступают в самые разнообразные отношения с другими сферами: бюджетной (действует бюджетное и налоговое законодательство), имущественной (гражданское законодательство), трудовой (законодательство о труде) и т.д.
Нормативно — правовая база деятельности архива суда:
1.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2005 N 157 (ред. от 30.12.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования»;
2.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.06.2011 N 112 «Об утверждении Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения»;
3.Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»Статья 17. Ознакомление с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;
4.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (ред. от 18.02.2016) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» Порядок выдачи судебных дел, находящихся в архиве суда, а также снятие с них копий регулируются Инструкцией о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования, утвержденной приказом Судебного департамента от 28.12.2005 N 157.
5.Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 (ред. от 11.07.2014) «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)»38.8. Судебные дела, апелляционные, кассационные производства подлежат передаче в архив арбитражного суда для последующего хранения. Передача судебных дел, апелляционных и кассационных производств в архив осуществляется по сдаточным описям;
6.Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации»(утв. Приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П)(вместе с «Положением о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», «Положением о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации», «Положением о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации», «Положением о порядке направления, регистрации и обработки…Приложение N 2. Положение о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда…;
Этический кодекс архивиста. В любом цивилизованном обществе «венцом», логическим продолжением нормативно-правовой системы является соответствующая этика поведения профессионала, например архивиста, что может быть закреплено этическим или моральным кодексом, кодексом чести или иным подобного рода документом. В сентябре 1996 г. в Пекине на заседании Генеральной ассамблеи Международного совета архивов был принят Международный этический кодекс архивистов, который установил высокие стандарты, очертил этические рамки поведения для всех тех, кто занят в архивной сфере. Основными принципами международного этического кодекса архивистов являются:
— защита целостности архивных материалов и гарантия их сохранности;
— осуществление экспертизы ценности, отбор архивных документов и работа с ними при рассмотрении их в историческом, правовом и административном пространстве;
— защита подлинности документов, обеспечение их сохранности во время архивной обработки, хранения и использования;
— обеспечение доступности архивных материалов при сохранении государственной, коммерческой, профессиональной тайны и тайны частной жизни, которая может быть в архивных документах;
— действие в рамках соответствующего законодательства, избегая использования своего положения для нечестного удовлетворения своих или чужих интересов;
— обеспечение сохранности и использования мирового документального наследия в сотрудничестве друг с другом и представителями других профессий.
Эти этические нормы, содержащиеся в Международном этическом кодексе архивистов, признаны и в нашей стране. Все, кто работает с архивными документами, должны помнить о профессиональной ответственности и согласовывать свои профессиональные действия с этическими нормами кодекса.
4. Закрепление изученного материала на данном занятии (10 мин.)
Преподаватель задаёт аудитории вопросы по рассмотренной теме, предлагает применить изученные нормы к практическим ситуациям.
5. Подведение итогов, выставление оценок
Объявление оценок. Анализ работы группы на занятии. Студентам предлагается сделать анализ урока на основе представленных в начале занятия задач.
6.Домашнее задание
В результате освоения темы обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.
ОК 8. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.4. Обеспечивать работу архива суда.
Транскрипт
1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский юридический техникум» ПМ.02 АРХИВНОЕ ДЕЛО В СУДЕ Рабочая программа профессионального модуля для специальности «Право и судебное администрирование» среднего профессионального образования Воронеж 2018
2 ОДОБРЕНО ПЦК юридических дисциплин СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе УТВЕРЖДАЮ Директор техникума, кандидат экономических наук И.А. Луценко Л.В. Волкова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 01 ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ СУДОВ для специальностей среднего профессионального образования Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум» Разработчик: Колгина О.В., преподаватель ГБПОУ ВО «ВЮТ». 2
3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) стр
4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Архивное дело в суде 1.1. Область применения программы. Рабочая программа профессионального модуля «Архивное дело в суде» является частью Программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности Право и судебное администрирование, входящей в состав укрупненной группы специальностей Юриспруденция, в части освоения основных видов деятельности (ВД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1.4. Обеспечивать работу архива суда Цели и задачи модуля требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля «Архивное дело в суде» должен: иметь практический опыт: — по организации работы с документами; — по комплектованию судебных дел и нарядов для постоянного хранения; — по организации хранения архивных документов; уметь: — подготавливать судебные дела (наряды) и материалы для сдачи в архив; — осуществлять полное оформление дел (подшивку или переплет дела, изъятие из дела металлических скрепок и скобок, нумерацию листов и заполнение листа-заверителя); — составлять внутреннюю опись документов; — вносить необходимые уточнения в реквизиты обложки дела; — оформлять результаты сдачи дел на архивное хранение; — соблюдать охранный режим помещений хранилищ; — выполнять порядок использования документов архива суда; — организовать порядок отбора документов и оформления их на уничтожение; знать: — порядок отбора на хранение в архив судов документов, их комплектования, учета и использования; — перечень документов судов с указанием сроков хранения; — нормативные условия хранения архивных документов; — положения о постоянно действующей экспертной комиссии суда Количество часов на освоение программы профессионального модуля: всего 144 часа, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа (по заочной форме обучения 20 часов); 4
5 самостоятельной работы обучающегося 36 часов (по заочной форме обучения 88 часов); производственной практики 36 часов. Лица с ограниченными возможностями здоровья осваивают профессиональный модуль «Архивное дело в суде» по данной программе в полном объеме, но информационное наполнение учебно-методического обеспечения реализации программы адаптировано для лиц с ОВЗ с учетом их потребностей. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися профессиональными (ПК) компетенциями: Код ПК 1.4. Наименование результата обучения Обеспечивать работу архива суда 5
6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля Коды профес сионал ьных компет енций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Всего, часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов Самостоя тельная работа обучающе гося Всего, часов в т.ч., курсовая работа (проект), часов Практик а Учебная, часов Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная ПК 1.4 Раздел 1. Нормативно правовое регулирование архивной сферы 6 4 Раздел 2. Определение ПК 1.4 порядка хранения, 30 отбора и сдачи в архив документов суда Раздел 3. Проведение ПК 1.4 процедуры передачи документов суда в архив и оформление их на уничтожение Раздел 4. Обеспечение ПК 1. 4 сохранности дел архива суда, передача их на государственное хранение Всего:
7 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Наименование разделов профессионал ьного модуля (ПМ), междисципли нарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 7 Объем часов Уровень освоения Раздел ПМ.02 Архивное дело в суде 72 МДК Архивное дело в суде 36 Раздел 1. Нормативно правовое регулирование архивной сферы Тема 1.1 Архивное дело и архивное законодательс тво Тема 1.2 Принципы построения современного архивоведени я в суде Тема 2.1 Экспертиза научной и практической ценности документов суда Содержание учебного материала 2 3 Определение понятия архивного дела. История развития архивного дела. Архивное дело. Архивное законодательство. Инструкция по судебному делопроизводству в районном, мировом, областном суде. Этический кодекс архивиста. Содержание учебного материала 2 3 Принципы построения современного архивоведения в суде. Принцип историзма, принцип всесторонности, принцип комплексной оценки, принцип социально-политической нейтральности. Раздел 2. Определение порядка хранения, отбора и сдачи в архив документов суда Содержание учебного материала 4 3 Цель и сроки проведения экспертизы научной и практической ценности документов суда. Постоянно действующая экспертная комиссия в суде (ЭК). Функции, состав, план работы экспертной комиссии суда. Практическая работа 4 Проведение экспертизы научной и практической ценности документов суда. Семинар по теме: «Экспертиза научной и практической ценности
8 документов суда». Содержание учебного материала 6 3 Подготовка и оформление дел для сдачи в архив. Подготовка и оформление гражданских и уголовных дел. Подготовка и оформление нарядов. Порядок нумерации листов составления заверительной надписи. Правила нумерации листов в делах и нарядах. Практическая работа 6 Подготовка и оформление дел к последующему хранению. Подготовка и оформление нарядов к последующему хранению. Семинар по теме: «Подготовка и оформление дел, нарядов и других документов к последующему хранению». Содержание учебного материала 6 3 Сроки хранения дел, нарядов, исполнительных производств. Исчисление сроков хранения (для уголовных и гражданских дел). Составление описей на дела и наряды постоянного хранения и дела по личному составу. Описи на дела постоянного хранения. Порядок предоставления описей на утверждение. Практическая работа 6 Исчисление сроков хранения для уголовных и гражданских дел. Составление описей на дела и наряды постоянного хранения. Дифференцированный зачёт Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ Подготовка доклада по теме: «Экспертиза научной и практической ценности документов Тема 2.2 Подготовка и оформление дел, нарядов и других документов к последующем у хранению Тема 2.3 Порядок определения сроков хранения суда». 2. Изучение правил оформления дел для сдачи в архив. 3. Изучение правил оформления гражданских и уголовных дел. 4. Подготовка и оформление нарядов. 5. Составление заверительной надписи. 18 8
9 6. Изучение правил нумерации листов в делах и нарядах. 7. Исчисление сроков хранения для уголовных и гражданских дел. 8. Подготовка презентации по теме: «Архивное дело и архивное законодательство», «Принципы построения современного архивоведения в суде». 9. Подготовка презентации по теме: «Экспертиза научной и практической ценности документов суда», «Подготовка и оформление дел, нарядов и других документов к последующему хранению», «Порядок определения сроков хранения». Тематика домашних заданий 1. Работа с материалами учебника (изучение, конспектирование). 2. Составление схем по тексту учебника и конспекта. 4. Работа с нормативными актами. 5. Составление докладов и сообщений. 6. Конспектирование отдельных положений. 7. Сравнительный анализ правовых норм. 8. Составление и решение задач. 9. Составление тестовых заданий. 10. Составление схем. МДК Организация работы архива в суде Раздел 3. Проведение процедуры передачи документов суда в архив и Тема 3.1 Организация архивного дела в суде Тема 3.2 Передача дел, нарядов и других документов в архив суда, порядок их хранения в архиве и оформления на оформление их на уничтожение Содержание учебного материала 4 3 Понятие и значение МДК «Организация работы архива в суде». Процедура организации архивного дела в суде. Инструкция о порядке хранения, отбора и сдачи в архив документов судов. Содержание учебного материала 8 3 Порядок передачи дел, нарядов и других документов в архив суда. График передачи в архив уголовных, гражданских дел, нарядов и других документов. Учётно-статистические карточки. Акт на передачу дел в архив. Сдаточные описи. Порядок выдачи дела из архива для временного пользования в случае служебной необходимости. Отбор 9
10 уничтожение Тема 4.1 Передача дел на государственн ое хранение Тема 4.2 Обеспечение сохранности дел (нарядов) архива суда нарядов и дел к уничтожению Акты о выделении к уничтожению уголовных и гражданских дел. Отбор уголовных и гражданских дел к уничтожению по учётно-статистическим карточкам. Правила при составлении акта на отобранные к уничтожению уголовные и гражданские дела. Сдача судебных документов на уничтожение бумагоперерабатывающим фабрикам Практическая работа 8 Составление формы годового раздела описи, заверительного листа к описи дел постоянного хранения. Отбор документов и оформление их на уничтожение. Составление акта о выделении к уничтожению документов и дел. Семинар по теме: «Передача дел, нарядов и других документов в архив суда, порядок их хранения в архиве». Раздел 4. Обеспечение сохранности дел архива суда, передача их на государственное хранение Содержание учебного материала 4 3 Сроки сдачи дел на государственное хранение. Проверка наличия и состояния дел и нарядов перед сдачей на государственное хранение. Акт на сдачу дел в государственный архив. Практическая работа 4 Составление акта на сдачу дел в государственный архив. Семинар по теме: «Отбор документов и оформление их на уничтожение» Содержание учебного материала 4 3 Обеспечение сохранности дел (нарядов) архива суда. Хранилища дел (их оборудование). Специальные режимы хранения дел. Практическая работа 4 Определение режима хранения дел. Дифференцированный зачёт Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ Подготовка презентации по теме: «Порядок от
11 бора нарядов и дел к уничтожению». 2. Изучение правил при составлении акта на отобранные к уничтожению уголовные и гражданские дела. 3. Составление формы годового раздела описи, заверительного листа к описи дел постоянного хранения. 4. Подготовка реферата «Порядок сдачи дел в государственный архив». 5. Составление акта о выделении к уничтожению документов и дел. 6. Изучение порядка сдачи судебных документов на уничтожение бумагоперерабатывающим фабрикам. 7. Подготовка презентации по теме: «Специальные режимы хранения дел». 8. Подготовка презентации по теме: «Организация архивного дела в суде». 9. Составление схемы «Оборудование архива суда», «Режим работы суда». Производственная практика Изучение Приказа Судебного департамента при Верховном суде РФ от «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде»; Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от N 161 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов»; Постановления Пленума ВАС РФ от N 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций). 2. Проведение экспертизы научной и практической ценности документов суда. 3. Подготовка и оформление дел к последующему хранению. 4. Подготовка и оформление нарядов к последующему хранению. 5. Исчисление сроков хранения для уголовных и гражданских дел. 6. Составление формы годового раздела описи, заверительного листа к описи дел постоянного хранения. 7. Отбор документов и оформление их на уничтожение. 8. Составление акта о выделении к уничтожению документов и дел. 11
12 9. Составление акта на сдачу дел в государственный архив. Тематика домашних заданий 1. Работа с материалами учебника (изучение, конспектирование). 2. Составление схем по тексту учебника и конспекта. 4. Работа с нормативными актами. 5. Составление докладов и сообщений. 6. Конспектирование отдельных положений. 7. Сравнительный анализ правовых норм. 8. Составление и решение задач. 9. Составление тестовых заданий. 10. Составление схем. 11. Анализ нормативных актов. Всего: УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Реализация программы модуля предполагает наличия лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности. Оборудование лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности: — рабочие места по количеству обучающихся; — рабочее место преподавателя; — комплект учебно-методической документации; — наглядные пособия; — учебные презентации и фильмы по некоторым разделам дисциплины. Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран Информационное обеспечение обучения Основные источники 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от ФКЗ, от ФКЗ, от ФКЗ, от ФКЗ) // РГ О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от ФКЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ, , N 52 (Часть I), ст Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ, , N 31 (1 ч.), ст
14 Юрайт, с. Архивоведение (теория и методика): учеб./под ред. Буровой Е.М. М.:ТЕРМИКА, с. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: документационное обеспечение управления: учеб. пособие/рекомендовано МО РФ/ М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенов.-М.:ИНФРА-М, с. Соколов В.С. Документационное обеспечение управления: учеб. / допущен МО РФ / В.С. Соколов.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, с. Технические средства обучения Гарант: Юридическая справочно-информационная система.- М.: НПП Гарант-сервис. Консультант Плюс: Общерос. сеть распространения правовой информации.- М.: Регионал. Центр Сети. Воронеж.Информ. Агентство. Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн» Общие требования к организации образовательного процесса Изучению профессионального модуля «Архивное дело в суде» предшествует изучение обшепрофессиональных дисциплин: ОП.01 «Теория государства и права», ОП.11 «Документационное обеспечение управления». Консультационная помощь обучающимся осуществляется в процессе освоения студентами профессионального модуля в установленные дни по графику, а также с использованием письменных консультаций, индивидуальных занятий и др. методических форм Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю «Архивное дело в суде»: — наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Архивное дело в суде»; — обязательная стажировка в профильных учреждениях не реже 1 раза в 3 года. 14
15 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 1. Обеспечивать работу архива суда. Основные показатели оценки результата — анализ действующего законодательства в области архивного дела суда; — выбор оптимального правового регулирования при выполнении практического задания; — использование информационных справочных правовых систем; — подготовка дел (нарядов) для направления в архив; — умение находить нужные дела в архиве суда. Формы и методы контроля и оценки -оценивание по итогам выполнения индивидуальных письменных заданий; — наблюдение по итогам тестирования; — оценивание в процессе проведения дифференцированного зачёта; — оценивание деятельности по анализу нормативно правовых актов; — анализ практических навыков и качества работы в архиве; — наблюдение за процессом выполнения заданий в архиве на производственной практике. 15