Получатели бюджетных средств

Получатель бюджетных средств

Смотреть что такое «Получатель бюджетных средств» в других словарях:

  • Получатель бюджетных средств — (получатель средств соответствующего бюджета) орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного… … Официальная терминология

  • Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. См. также: Бюджетные учреждения Расходы бюджета Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

  • ПОЛУЧАТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ — руководитель организации (коммерческой или некоммерческой, включая бюджетное учреждение), имеющий право на получение бюджетных средств из бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью. П. б. с. находится в ведении главного распорядителя… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Получатель бюджетных средств — (англ recipient/receiver of budget means) в бюджетном законодательстве РФ бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 ВК РФ*). П.б.с.… … Большой юридический словарь

  • Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год … Пограничный словарь

  • Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств и использование их в соответствии с утвержденной бюджетной росписью … Большой юридический словарь

  • Получатель бюджетных средств в сфере здравоохранения — учреждения здравоохранения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере здравоохранения, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов… Источник:… … Официальная терминология

  • Лицевые счета бюджетных средств — в бюджетном законодательстве РФ счета, используемые при исполнении федерального бюджета по расходам, которые открываются в едином учетном регистре Федерального … Энциклопедия права

  • Лицевые счета бюджетных средств — в бюджетном законодательстве РФ счета, используемые при исполнении федерального бюджета по расходам, которые открываются в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств… … Большой юридический словарь

  • Сводный реестр распорядителей/получателей бюджетных средств, администраторов доходов федерального бюджета — 1.2. Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования… … Официальная терминология

Вопрос: …Автономному учреждению выделены бюджетные средства на приобретение товаров (работ, услуг) в целях осуществления деятельности по оказанию услуг физическим и юридическим лицам. Согласно ст. 69.1 БК РФ эти средства являются бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг. Является ли АУ государственным (муниципальным) заказчиком и распространяются ли на него положения Федерального закона от 21.07.2005 n 94-ФЗ? («Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, n 2)

«Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 2
Вопрос: Автономному учреждению выделены бюджетные средства на приобретение товаров (работ, услуг) в целях осуществления деятельности по оказанию услуг физическим и юридическим лицам. Согласно ст. 69.1 БК РФ данные средства являются бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг. Возникает вопрос: является ли автономное учреждение в этой ситуации государственным (муниципальным) заказчиком и распространяются ли на него положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»?
Ответ: В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ государственными (муниципальными) заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования могут выступать:
— государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления;
— бюджетные учреждения;
— иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.
При этом понятие «получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета)» приведено в ст. 6 БК РФ. В силу названной статьи получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) признаются:
— орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации;
— бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Из совокупности указанных норм (ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ и ст. 6 БК РФ) следует, что государственными (муниципальными) заказчиками могут выступать только государственные органы и бюджетные учреждения. Автономные учреждения таковыми не являются, поскольку не удовлетворяют понятию получателя бюджетных средств. Такого же мнения придерживается Минэкономразвития (см., например, Письма от 05.08.2009 N N Д05-3927, Д05-3930, от 02.02.2009 N N Д050-494, Д05-496, Д05-490, от 31.07.2009 N Д05-3812).
М.О.Денисова
Главный редактор журнала
«Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Подписано в печать
01.02.2010

О контроле в отношении бюджетных и автономных учреждений

Применяются ли положения Бюджетного кодекса о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите в отношении бюджетных и автономных учреждений?

Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля установлены ст. 160.2-1 БК РФ.

Согласно ч. 1 указанной статьи главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств ведет внутренний финансовый контроль, направленный:

  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.

В свою очередь, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

  • управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;
  • оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;
  • повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

С учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.

По общему правилу бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (распорядителями, администраторами и получателями бюджетных средств), следовательно, положения БК РФ, устанавливающие полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по ведению внутреннего финансового контроля на них не распространяются и такой контроль в отношении них не осуществляется.

Исключением из данного правила являются случаи передачи органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, на безвозмездной основе на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых обозначенные органы осуществляют функции и полномочия учредителей. В данном случае названные учреждения будут являться получателями бюджетных средств, а следовательно, в отношении них может вестись внутренний финансовый контроль.

Напомним, что правила осуществления указанными органами (лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89». Кроме того, Письмом Минфина РФ от 19.01.2015 № 02‑11‑05/932 направлены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В силу ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, подведомственные ему администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств.

Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в случаях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее – субсидия на государственное задание).

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На названные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:

  • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;
  • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Для автономных учреждений аналогичный порядок установлен п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 № 02‑07‑10/3259 Минфин отметил: учитывая реализацию механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий, акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

Основными целями контроля за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями являются:

  • анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;
  • выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;
  • определение правомерности, эффективности и целевого характера использования средств при осуществлении деятельности учреждения;
  • оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.

Оставьте комментарий