Содержание
Новая редакция Ст. 170 УПК РФ
1. В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
1.1. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.
2. В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.
3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.
4. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия в соответствии с частью пятой статьи 164 настоящего Кодекса разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса.
Комментарий к Статье 170 УПК РФ
Комментарий удалён по просьбе автора.
Другой комментарий к Ст. 170 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
1. Содержание комментируемой статьи связано со ст. 60 УПК РФ, раскрывающей термин «понятой» (см. данную статью и комментарий к ней). Основное назначение данного участника предварительного расследования — удостоверить сам факт производства следственного действия, его ход и результаты.
2. Комментируемая статья устанавливает, что с обязательным участием не менее двух понятых производятся следующие следственные действия: осмотр (см. ст. 177 УПК РФ и комментарий к ней), осмотр и эксгумация трупа (см. ст. 178 УПК РФ и комментарий к ней), следственный эксперимент (см. ст. 181 УПК РФ и комментарий к ней), обыск (см. ст. 182 и комментарий к ней), выемка (см. ст. 183 УПК РФ и комментарий к ней), осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений (см. ч. 5 ст. 185 УПК РФ и комментарий к ней), осмотр и прослушивание фонограмм, полученных в результате контроля и записи переговоров (см. ч. 7 ст. 186 УПК РФ и комментарий к ней), предъявление для опознания (см. ст. 193 УПК РФ и комментарий к ней), проверка показаний на месте (см. ст. 194 УПК РФ и комментарий к ней).
3. В ч. 2 комментируемой статьи закреплено новое, неизвестное прежнему УПК РФ правило, согласно которому в случаях, когда участие понятых не является обязательным, следователь по собственной инициативе или по ходатайству участников уголовного судопроизводства может принять решение об участии понятых и привлечь их к производству следственного действия, например освидетельствованию (ст. 179 УПК РФ), которое представляет собой внешний осмотр человека в целях обнаружения на нем особых примет, следов преступления, телесных повреждений и т.д., если для этого не требуется производство судебной экспертизы. Будучи исключительно близким по своему характеру к следственному осмотру, освидетельствование отнюдь не исключает возможности участия понятых (по прежнему УПК РФ участие понятых в освидетельствовании было обязательным). Поэтому следователь вправе принять решение об участии понятых в освидетельствовании, предназначенном для выявления и фиксации особых примет или следов преступления, особенно в тех случаях, если со временем такие приметы и следы могут исчезнуть или быть умышленно уничтожены. Удостоверение хода и результатов подобного следственного действия лицами, не заинтересованными в исходе дела, которые в случае необходимости могут быть допрошены в суде, представляется логичным и очевидно целесообразным.
4. Другое нововведение заключается в том, что действующий УПК РФ допускает производство следственных действий без участия понятых в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей. Такое правило продиктовано предшествующей принятию действующего УПК РФ многолетней следственной практикой. В условиях глубокой зимней ночи, бездорожья и непогоды следственно-оперативная группа, дорожа каждой минутой, чтобы зафиксировать исчезающие на глазах следы преступления, бывает вынуждена приступать к осмотру места происшествия без понятых, которых просто неоткуда взять.
1. В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.
2. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
3. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
4. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
5. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения описываются:
1) действия должностных лиц, указанных в части 3 статьи 28.1.1 настоящего Кодекса, в том порядке, в каком они производились;
2) состояние и качество дорожного полотна, наличие или отсутствие дорожной разметки, степень освещенности участка дороги, на котором совершено административное правонарушение;
3) тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором совершено административное правонарушение, исправность или неисправность светофора, наличие или отсутствие знаков приоритета;
4) другие существенные для данного дела обстоятельства.
6. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения излагаются также заявления лиц, участвовавших в производстве осмотра.
7. При составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения лицам, участвующим в осмотре места совершения административного правонарушения, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
8. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при производстве осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
9. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения подписывается составившим его должностным лицом, а также лицами, участвовавшими в производстве осмотра. Копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения административного правонарушения.
См. все связанные документы >>>
1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения является процессуальным документом, с момента составления которого дело об административном правонарушении считается возбужденным.
2. Осмотр места совершения административного правонарушения производится в случаях нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (см. комментарий к ст. 12.24), а также нарушения правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшего по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (см. комментарий к ст. 12.30).
3. Осмотр места совершения административного правонарушения является важным процессуальным действием, несовершение которого может повлечь существенную неполноту административного расследования. Место происшествия представляет собой место, где произошло событие, связанное с последствиями, свидетельствующими о наличии достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Осмотр места совершения административного правонарушения является незаменимым действием, его несвоевременное или некачественное проведение лишает возможности воссоздать полную и точную картину места происшествия.
4. Учитывая исключительное значение, которое имеет осмотр места совершения административного правонарушения для его раскрытия, закон рассматривает его как неотложное действие и предусматривает немедленное составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения после выявления совершения административного правонарушения.
5. Осмотр места совершения административного правонарушения должен осуществляться в присутствии двух понятых должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
6. Осмотр места совершения административного правонарушения предполагает его визуальное изучение, которое необходимо для выяснения обстоятельств дела. Непосредственное изучение объектов в процессе их осмотра позволяет лицу, производящему административное расследование, составить наиболее точное и полное представление о характере и механизме происшествия и на этой основе сделать заключение о наличии или отсутствии признаков административного правонарушения.
7. При осуществлении осмотра места совершения административного правонарушения в целях фиксации вещественных доказательств может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.
8. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы составившего протокол (см. комментарий к ст. 28.3).
9. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.6, 25.7), если имеются свидетели и потерпевшие. Важной является запись в протоколе сведений о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства.
10. Оформление протокола осмотра места совершения административного правонарушения завершается подписанием составившим его должностным лицом, а также лицами, которые участвовали в производстве осмотра. При этом в протоколе могут быть изложены соответствующие заявления лиц, участвующих в осмотре.
11. После составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения его копии вручаются лицам, непосредственно управлявшим транспортными средствами в момент совершения правонарушения и указанным в протоколе. Следует отметить, что комментируемой статьей не предусмотрено вручение копии протокола осмотра места совершения административного правонарушения пешеходу, пассажиру транспортного средства или иному участнику дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), хотя они могут являться субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.30.
Целью осмотра документов является установление изложенных в них обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела, а также выявление и фиксация следов преступления. При расследовании уголовных дел доказательственное значение могут иметь различные документы, любые письменные акты и записи: наряды, накладные, чеки, справки, личные письма, записки, черновые заметки и т.п.
«Иные документы» допускаются в качестве доказательства, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Если документы были средствами совершения или сокрытия преступления, объектами преступных действий, сохранили на себе следы преступления или преступника, они являются «вещественными доказательствами».
Документами — вещественными доказательствами могут быть:
- подделанные полностью или частично (путем дописок, исправлений и пр.) чеки, счета, накладные, расписки и т.п., использовавшиеся в целях совершения или сокрытия хищений;
- фальсифицированные полностью или частично удостоверения, справки, аттестаты и пр., использовавшиеся в целях получения каких-либо льгот или в иных преступных целях;
- письма или записки, использовавшиеся при подготовке и совершении преступления, при сокрытии похищенного и т.п., раскрывающие те или иные обстоятельства совершения преступления;
- различные документы, исполненные субъектом преступления, принадлежащие ему, оказавшиеся на месте происшествия или обнаруженные при обыске и позволяющие установить личность преступника, факт пребывания его на месте происшествия и другие обстоятельства;
Документы, изъятые на месте происшествия, отобранные при обыске и т.п., должны быть осмотрены тут же на месте, а если это по каким-то причинам невозможно — в кабинете следователя, после доставления туда в опечатанном виде, и приобщены к делу постановлением следователя.
Об осмотре документов составляется протокол, в котором обязательно фиксируются результаты общего осмотра документов, а по возможности и результаты, полученные при применении специальных приемов осмотра. В случае необходимости, для участия в осмотре документов приглашаются специалисты.
Вопросы, разрешаемые при осмотре документов
На начальном этапе осмотра следователь должен получить общее представление о документе. Общий осмотр документов — это осмотр в целях изучения и фиксации общих признаков документов, их внешнего вида и основных особенностей. При общем осмотре документов изучаются:
1. Вид и содержание документа: справка, накладная, личное письмо, записка и т.п., кем и кому выдан или адресован, о чем говорится в документе (в протоколе следует привести содержание полностью, или начальную и конечную фразы текста, или общий смысл документа), дата и номер документа.
2. На чем исполнен документ: на листе писчей, оберточной бумаги и т.п., на бланке — отпечатанном типографским способом, посредством принтера ПК, на пишущей машинке, разграфленном от руки; определяются размеры документа.
3. Чем исполнен документ или отдельные его части: посредством принтера ПК, отпечатан на пишущей машинке, через копировальную бумагу или ксерокс, пастой, чернилами, карандашом (указать цвет) и т.п.
4. Если имеются оттиски печатей (штампов): их цвет, форма — круглая, прямоугольная, треугольная; вид — оттиск гербовой печати, печати для пакетов, для внутренних хозяйственных документов и т.п.; текст надписи в оттисках; указать особенности (бледность и нечеткость оттисков, зеркальность изображений букв и знаков и т.п.).
5. Если имеются подписи: от имени кого они обозначены, их транскрипция (строение), чем исполнены, особенности выполнения.
6. Иные особенности документа: складки, загрязнения, следы прошивки и подклейки, залитые или зачеркнутые участки, оттиски календарных штемпелей, а также грамматические ошибки и иные неправильности в тексте, отсутствие оттисков и штампов и прочее.
Содержание дальнейших действий следователя при осмотре документа представляет собой специальный криминалистический осмотр документов и зависит от того, какую предположительную роль этот документ может играть в деле: средства удостоверения тех или иных фактов и обстоятельств или вещественного доказательства. Специальный криминалистический осмотр документов — это осмотр документов с помощью специальных приемов и средств.
Методы осмотра документов
Для удостоверения фактов и обстоятельств преступления используются различные методы осмотра и исследования документов.
Методами формально-правовой проверки документов проверяется соблюдение правил составления и оформления документов, соблюдение определенной формы, в том числе, типовой, порядка заполнения, применение бланков строгой отчетности.
Целью счетной арифметической проверки является установление правильности сделанных в документе подсчетов итоговых сумм, вычисления процентов, умножение количественных показателей на ценностные и т.п.
С помощью нормативной проверки выясняется правильность применения в документах цен, расценок, размера налогов, процента накладных расходов, плановых накоплений, норм трудовых затрат; выявляются факты завышения или занижения цен, расценок и т.п.
При данном виде осмотров применяются методы проверки соответствия отраженных в документах операций установленным правилам или фактическому состоянию, метод встречной проверки документов, проверка сопутствующих документов и т.п.
Основными задачами специального криминалистического осмотра документов — вещественных доказательств являются:
- Определение однородности или разнородности бумаги, штрихов в документе и т.п.
- Установление факта исполнения: оттиска данной печатью, рукописи — данным лицом, текста — на данной пишущей машинке и пр.
При решении этих задач используются: осмотр в косопадающем и проходящем свете, осмотр с помощью лупы и микроскопа, осмотр в фильтрованных лучах видимого света, осмотр в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, а также изучение и осмотр оттисков штампов и печатей, рукописей и машинописных текстов.
Результаты специального криминалистического осмотра документов должны рассматриваться лишь как ориентировочные, предположительные, необходимые для того, чтобы не упустить важную версию при планировании расследования. Поэтому выводы следователя не указываются в протоколе осмотра. При осмотре документов настоятельно не рекомендуется:
- делать на документах какие-либо записи, отметки или как-либо иначе изменять внешний вид документа;
- применять какие-либо химические и термические методы;
- мять и складывать документы, образовывать новые складки;
- вшивать документы в дело (следует помещать их в конверты);
- наклеивать на листы бумаги ветхие и разорванные документы (следует помещать их между двумя чистыми прозрачными стеклами или пластиковыми материалами).
Смотри также
- Следственный осмотр
- Документ
- Технико-криминалистическое исследование документов
Дополнительная литература
- Власов В. П. Следственный осмотр документов. Справочный альбом. М., 1958.
Статья 190. Производство осмотра.
С целью выявления следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки преступления, а также других обстоятельств, имеющих значение для дела, следователь производит осмотр местности, помещения, предметов и документов.
Осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии для этого оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после осмотра места происшествия.
О результатах осмотра следователь составляет протокол.
Осмотр жилища или иного владения лица проводится лишь по мотивированному постановлению судьи, которое выносится с соблюдением порядка, установленного частью пятой статьи 177 настоящего Кодекса. Постановление судьи обжалованию не подлежит.
В неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или непосредственным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также с письменного согласия владельца осмотр жилища или иного владения лица может быть проведен без постановления судьи.
Для проведения в неотложных случаях осмотра места происшествия в жилище или ином владении лица, который осуществляется по его заявлению или сообщению о совершенном в отношении его преступлении, а также в случае отсутствия этого лица или невозможности получить от него согласие на проведение неотложного осмотра места происшествия решения суда не требуется.
В случаях, предусмотренных частями пятой и шестой настоящей статьи, следователь в протоколе осмотра обязательно указывает причины, обусловившие проведение осмотра без постановления судьи, и в течение суток с момента проведения этого действия уведомляет о проведенном осмотре жилища или иного владения лица и его результатах прокурора, осуществляющего надзор за досудебным следствием.
(В ред. 30.08.71, 21.06.2001)
Статья 191. Порядок производства осмотра.
Осмотр производится в присутствии не менее двух понятых и, как правило, днем.
Следователь может пригласить для участия в осмотре специалистов, не заинтересованных в результатах дела.
В необходимых случаях следователь производит измерения, составляет план и чертеж осмотренного места и отдельных предметов, а также, по возможности, фотографирует их.
Органы внутренних дел обязаны оказывать следователю помощь в производстве осмотра.
Осмотр предметов и документов, изъятых во время осмотра места происшествия, при выемке или обыске, а также предъявление их подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и другим лицам, следователь производит на месте происшествия, обыска или выемки, а в случаях, когда это невозможно, по месту производства по делу.
(В ред. 16.04.84)
Статья 192. Осмотр трупа.
Внешний осмотр трупа следователь производит с участием судебно-медицинского эксперта и в присутствии двух понятых. В случае невозможности вызова судебно-медицинского эксперта приглашается ближайший врач.
Если возникает необходимость эксгумации трупа, следователь составляет об этом постановление, которое утверждается прокурором. Труп извлекается из места погребения в присутствии следователя, судебно-медицинского эксперта и двух понятых, о чем составляется протокол, который подписывается всеми указанными лицами.
Статья 193. Производство освидетельствования.
При необходимости выявить или удостоверить наличие у обвиняемого, подозреваемого, у потерпевшего или свидетеля особых примет следователь выносит об этом постановление и производит освидетельствование.
При необходимости произвести судебно-медицинское освидетельствование обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля, такое освидетельствование по указанию следователя производится судебно-медицинским экспертом или врачом.
Следователь не вправе присутствовать при освидетельствовании лица другого пола, если это связано с необходимостью обнажения лица, подлежащего освидетельствованию. При освидетельствовании не допускаются действия, которые унижают достоинство освидетельствуемого лица или опасны для его здоровья.
О результатах освидетельствования, произведенного следователем, составляется протокол, который подписывается следователем и освидетельствованным. При судебно-медицинском освидетельствовании составляется акт, а если освидетельствование производится врачом, он выдает справку.
(В ред. 15.12.92)
Статья 194. Воспроизведение обстановки и обстоятельств события.
В целях проверки и уточнения результатов допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого или данных, полученных при производстве осмотра и иных следственных действий, следователь может выехать на место и в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием специалиста, свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого воспроизвести обстановку и условия, в которых те или иные события могли происходить в действительности.
Выполнение этих действий допускается при условии, если они не унижают достоинства участвующих в них лиц и не опасны для их здоровья.
В необходимых случаях следователь производит измерения, составляет план и чертежи, а также производит фотографирование.
О производстве всех указанных действий составляется протокол, который подписывается участвовавшими в них лицами, понятыми и следователем.
(В ред. 16.04.84)
Статья 195. Протокол осмотра, освидетельствования и воспроизведения обстановки и обстоятельств события.
Протокол осмотра, освидетельствования или воспроизведения обстановки и обстоятельств события составляется с соблюдением правил статьи 85 настоящего Кодекса. В протоколе указываются основания для производства этих действий, описывается все, что было обнаружено, в той последовательности, в которой это происходило, и в том же виде, в каком наблюдалось во время производства действия. К протоколу приобщаются соответствующие схемы, фотоснимки, планы, документы.
УДК 343.147 ББК 67.411
ОСОБЕННОСТИ ОБНАРУЖЕНИЯ КРИМИНАЛЬНЫХ ИНСЦЕНИРОВОК В ХОДЕ ОСМОТРА МЕСТ ПРОИСШЕСТВИЙ
ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА ЕГОРОВА,
доцент кафедры судебной власти факультета права НИУ «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, доцент E-mail: 459-43-70@mail.ru Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На основе положений теории криминалистической диагностики предлагаются правовые и криминалистические рекомендации, направленные на повышение эффективности действий следователя, дознавателя при производстве осмотра места происшествия как одного из следственных действий, способствующих своевременному выявлению (распознанию) криминальных инсценировок, в том числе на стадии возбуждения уголовного дела.
Ключевые слова: криминальная инсценировка, негативные обстоятельства, противодействие расследованию, осмотр места происшествия, криминалистическая диагностика.
Основу любой криминальной инсценировки составляет внесение изменений в обстановку места определенного события. Поэтому важнейшее значение для обнаружения материальных признаков, свидетельствующих о факте ее осуществления, имеет осмотр места происшествия.
В криминалистической литературе традиционно понятие и сущность негативных обстоятельств как важнейшего признака криминальных инсценировок рассматривались в рамках тактики производства данного следственного действия, и это не случайно, так как именно оно является основным, а нередко и единственным процессуальным средством их обнаружения. Так, например, А.Г. Филиппов отмечает, что общая задача осмотра места происшествия — установить, что же произошло на данном месте. Для ответа на этот вопрос следователь должен решить
ряд частных задач, в том числе выявить и зафиксировать так называемые негативные обстоятельства1.
Еще в 1975 г. В.А. Овечкиным была предложена система способов обнаружения признаков криминальной инсценировки при осмотре места происшествия, которая и в настоящее время не утратила своего значения. К числу этих способов, называемых им «специальными методами осмотра места происшествия с целью обнаружения негативных обстоятельств»2, данный автор относил:
1. Мысленное сравнение существующей обстановки события (как преступления, так и события, не имеющего преступного характера) с должной обстановкой того события, которым предположительно объясняется исследуемое событие. Необходимость применения метода мысленного
моделирования предопределена как сущностью криминальной инсценировки, так и свойством негативных обстоятельств, поскольку их обнаружение практически невозможно без построения гипотез.
2. «Метод интеллектуального анализа действий преступника на месте происшествия»3, который представляет собой субъективный метод осмотра, когда следователь осматривает лишь те объекты, которые находились на предполагаемом пути движения участников расследуемого события, с которым они скорее всего контактировали, а также участки территории, где наиболее вероятно обнаружение следов и предметов, позволяющих уяснить механизм происшедшего либо его отдельные элементы.
Однако, несмотря на практическую востребованность этих методов для обнаружения признаков криминальных инсценировок, их, на наш взгляд, нельзя признать достаточными ни с теоретической, ни с практической точек зрения, потому что они, нося субъективный характер, не позволяют уяснить оптимального алгоритма действий следователя при производстве осмотра места происшествия, применение которого создало бы надежную, научно обоснованную базу для своевременного распознавания факта противодействия расследованию указанным способом.
В связи с этим более верной, как нам представляется, выглядит система действий следователя по обнаружению материальных признаков инсценировки на месте происшествия, предложенная И.А. Николайчуком, и включающая в себя следующие последовательно сменяющие друг друга этапы:
1) установление факта события, связанного с данным местом;
2) выявление следов события;
3) построение мысленной модели события по выявленным следам;
4) выявление следов, не охватываемых построенной моделью — негативных обстоятельств;
5) построение конкурирующей модели события, соответствующей негативным обстоятельствам и сопоставление с первоначальной моделью события;
6) выведение следствий из обеих моделей-версий;
7) установление реальности и нереальности следствий, относящихся к той и другой моделям-версиям;
8) выбор модели, соответствующей оригиналу — подлинному или инсценируемому событию;
9) формулирование вывода о наличии инсценировки;
10) получение дополнительных данных, подтверждающих вывод об инсценировке4.
Не вызывает сомнения, что реализация такого алгоритма действий по выявлению криминальной инсценировки предполагает, в том числе, и необходимость комплексного использования тех методов обнаружения негативных обстоятельств, на которые указывал В.А. Овечкин.
Вместе с тем необходимо учитывать, что криминальная инсценировка в отличие от других способов противодействия расследованию всегда представляет собой не единичное действие, а их систему, состоящую во внесении определенных изменений в обстановку места определенного события путем маскировки, уничтожения и фальсификации материальных источников криминалистической информации в любом их сочетании. В связи с этим для обнаружения признаков криминальной инсценировки возникает необходимость ситуационного анализа обстановки места происшествия, который не возможен без учета положений частной теории криминалистической диагностики и криминалистической теории причинности.
Данное обстоятельство объясняется тем, что «механизм преступления, познаваемый методами диагноза по его отображению, в том числе через механизм следообразования, и содержательная сторона процесса установления механизма преступления являются объектом криминалистической теории причинности. Исследование причинной связи следов преступления и его механизма является частным случаем реализации криминалистической теории причинности, представляющей собой разработку положений общей теории причинности в криминалистической диагностике применительно к весьма специфическим объектам исследования»5.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
При этом диагностика происшедшего события по его следам как процесс познания причинно-следственных связей основывается на следующих положениях теории причинности:
1) наличие и неразрывный характер пространственной или временной связи, который детер-
минирован цепочкой событий, находящихся между собой в причинно-следственном отношениях;
2) направленность причинной связи от причины к следствию, «отображение» структуры причины в образуемой ей структуре следствия;
3) необратимость, односторонняя направленность причинно-следственной связи во времени6. Именно этими положениями целесообразно
пользоваться при диагностике конкретной ситуации расследуемого события в целом, познаваемой через механизм следообразования. Необходимость такого познания возникает, в том числе, и при проведении осмотра места происшествия, когда следователь «пытается познать происшедшее событие по его материально-фиксированным отображениям, стремясь понять причину изменений, происшедших в данном месте и в данной материальной обстановке»7.
Такое познание осуществляется по законам диагностики: сначала изучаются следы, группы однородных следов, совокупность различных групп следов, с целью выявления признаков диагностируемого события; затем выдвигается следственная версия, предположительно объясняющая механизм произошедшего; потом осуществляется ее проверка до тех пор, пока она не станет достоверным знанием8. Об этом же свидетельствует высказывание Р. С. Белкина, который пишет: «Суждение о механизме преступления по материально-фиксированным отражениям на месте происшествия предполагает вслед за изучением этих следов их гипотетическое объяснение. Такое объяснение причин возникновения следов и есть версия о механизме преступления»9.
Вычленение материальных следов как носителей информации о криминальной инсценировке, являющейся составной частью механизма происшедшего события, при осмотре места происшествия целесообразно осуществлять путем последовательного решения следующих задач, характерных для моделирования расследования преступлений:
1) объяснение фактов, обладающих признаками преступления;
2) установление происхождения фактов и связи между фактами в их временной последовательности;
3) поиск и исследование следов преступления и других материальных носителей информации10.
В процессе криминалистического диагностирования ситуации в ходе осмотра места происшествия для обнаружения криминальной инсценировки особую ценность представляет установление корреляционных связей, или связей сосуществования, так как с их помощью устанавливаются пространственно-временные отношения. «Выявление указанных связей в процессе криминалистической диагностики определяет, по сути дела, ее возможности в познании механизма преступления»11, соответственно, и распознании факта совершенной инсценировки. Основой такого исследования является комплексное изучение всей вещной обстановки места происшедшего события.
Для материальных следов, обнаруживаемых в ходе осмотра места происшествия, данный подход может быть представлен в виде следующих стадий, последовательно сменяющих друг друга:
1) изучение отдельных материальных следов;
2) изучение связей между отдельными материальными следами обстановки места определенного события (происшествия, преступления);
3) изучение групп однородных материальных следов обстановки места определенного события;
4) изучение структур обнаруженных материальных следов;
5) установление отдельных обстоятельств следообразования на месте расследуемого события;
6) выяснение механизма преступления в целом, включая установление факта криминальной инсценировки.
Связи между следами обстановки места происшествия на момент проведения осмотра являются статическими, однако анализ этой обстановки производится, прежде всего, для установления динамики происшедшего события, их ретроспективного анализа. Это предопределяет необходимость применения не только структурного, но и системного подхода, позволяющего проанализировать обстановку места происшествия, ее отдельных элементов и их взаимосвязей в динамике. Такое диагностическое исследование позволяет расшифровать механизм происшедшего события, установить, какие действия, и в какой последовательности совершались, с помощью каких орудий и средств, а, когда возможно, выяснить, для достижения каких целей.
Для этого диагностируемую ситуацию делят на конечную, сложившуюся после происшедшего события; начальную, которая существовала до него, и промежуточные, складывавшиеся на различных этапах расследуемого события. «Эти промежуточные ситуации, — отмечает Ю.Г. Корухов, — должны облекаться в форму таких гипотез, проверка которых позволила бы прийти к одному из трех вариантов решения: а) ситуация должна была иметь место; б) ситуация не должна и не могла иметь место; в) ситуация могла иметь место»12, позволяющих установить, соответственно, отсутствие или наличие факта криминальной инсценировки, либо обнаружить негативные обстоятельства, нуждающиеся в дальнейшей проверке до получения достоверного знания об обстоятельствах происшедшего события.
Результаты применения указанных методов, позволяющих обнаруживать при проведении следственного осмотра признаки криминальной инсценировки, для обеспечения возможности их использования в процессе доказывания должны быть надлежащим образом зафиксированы в протоколе осмотра с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства и криминалистических рекомендаций.
Однако анализ положений ст. 177 и 180 УПК РФ, посвященных порядку производства осмотра, фиксации его хода и результатов, позволяет прийти к выводу о существовании определенных проблем законодательного характера, связанных с допустимостью закрепления в протоколе данного следственного действия признаков криминальных инсценировок, в том числе и негативных обстоятельств, обнаруженных в процессе его проведения. Так, ч. 2 ст. 177 УПК РФ предусматривает возможность осмотра «следов преступления и иных обнаруженных предметов». В ч. 2 ст. 180 УПК РФ содержится указание, согласно которому «в протоколах описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования».
Основываясь на этом императивном предписании законодателя в криминалистической литературе обоснованно указывается на недопустимость
фиксации в протоколе выводов и предположений, касающихся происхождения найденных следов или объектов, механизма образования следов и т.д.13 «Вместе с тем, — как отмечают Т.В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю.Г. Корухов и Е.Р. Россинская,
— осмотр не производится «вообще», вне того или иного представления следователя о событии: о механизме происшествия, о причинах образования следов и пр. Поэтому объективность осмотра проявляется еще и в том, что следователь обязан изучить обнаруженное с точки зрения всех возможных версий, без предвзятости и предубеждения. Наконец, в протоколе, отражающем результаты осмотра, не должны приводиться выводы, заключения и предположения следователя. Результаты осмотра и их письменное отражение — протокол
— является основой умозаключений следователя об увиденном, обнаруженном при осмотре. Но сами умозаключения — оценки, предположения — остаются за рамками протокола, представляющего собой только «снимок» действительности без комментариев следователя»14. Это положение представляется нам очень важным.
Дело в том, что появление версии о возможной криминальной инсценировке должно нацеливать следователя на обнаружение наличия или отсутствия соответствующих признаков, подтверждающих либо опровергающих ее существование, что предопределяет необходимость особо тщательного закрепления в протоколе осмотра тех следов, предметов, материальных изменений обстановки места происшествия, изучение которых позволяет проверить предположение о существовании такой инсценировки.
При этом необходимо учитывать и саму специфику признаков криминальной инсценировки, в том числе и негативных обстоятельств, многие из которых представляет собой так называемые отрицательные факты, или «факты отсутствия». Как показывает следственная практика, одним из признаков криминальной инсценировки является отсутствие на месте происшествия таких следов и (или) предметов, которые должны были бы наблюдаться при естественном развитии подобной ситуации. На сегодняшний день уголовно-процессуальное законодательство не учитывает этого обстоятельства, что создает определенные препятствия для развития практики за-
крепления признаков криминальных инсценировок в протоколе осмотра места происшествия.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Для устранения данного недостатка представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в ч. 2 ст. 180 УПК РФ, которая может быть изложена в следующей редакции: «2. В протоколах описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования. В случае необходимости в протоколе также указывается на отсутствие следов, предметов, иных изменений материальной обстановки места осмотра, которое противоречит представлению следователя о механизме отражения происшедшего события. В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании».
1 См.: Криминалистика: Учеб. / Под ред. А.Г. Филиппова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Спарк, 2004. С. 214.
3 Овечкин В.А. Там же. С. 114.
7 КоруховЮ.Г. Там же. С. 251.
9 Белкин Р.С. Криминалистика (проблемы, тенденции, перспективы). М., 1987. С. 234.
10 См, например: Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981.
11 КоруховЮ.Г. Там же. С. 255.
13 См., например: Криминалистика: Учеб. / Под ред. А.Г. Филиппова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Спарк, 2004. С. 221.
14 Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учеб. для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М., 1999. С. 553.
УДК 343.1 ББК Х629.371
ОТДЕЛЬНЫЕ ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕРГЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ЕРМАКОВ,
доцент кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук
E-mail: ermak27@mail.ru; МАДИНА МУССАЕВНА МАКАРЕНКО, доцент кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: mak72-00@mail.ru Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На основе анализа правоприменительной практики рассматриваются особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.