Раздел 7. Уголовно-процессуальное обозрение
СУПРУН С.В., SUPRUN S.V.,
кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences,
prozess_khv@mail.ru associate professor,
Кафедра уголовного процесса; prozess_khv@mail.ru
Дальневосточный юридический институт Chair of criminal procedure;
Министерства внутренних дел Far East Law Institute of the Ministry
Российской Федерации, of Internal Affairs of the Russian Federation,
680020, г. Хабаровск, Казарменный, 15 Kazarmenny lane 15, Khabarovsk,
680020, Russian Federation
ПОРУЧЕНИЕ ОРГАНУ ДОЗНАНИЯ МВД РОССИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДО ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Реферат. Исследуются правовые коллизии исполнения поручения органом дознания и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России. Обосновывается, что уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает оснований, процессуального порядка и сроков исполнения соответствующего поручения следователя, не регламентирует объем производства следственных или иных процессуальных действий, не учитывает статус органа дознания при проверке сообщения о преступлении. Обосновывается, что результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные уполномоченным органом МВД России на основании такого поручения, не могут использоваться следователем при проверке сообщения о преступлении. Для устранения противоречия между уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законом предлагается: исключить из содержания п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ право следователя давать письменное поручение органу дознания МВД России о производстве оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщения о преступлении; дополнить п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ положением о праве следователя поручать органу МВД России, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, проведение оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела; установить в ч. 1 ст. 144 УПК РФ срок исполнения поручения органом дознания (не должен превышать 10 суток, в случае необходимости — продление до 30 суток); конкретизировать в ч. 1 ст. 144 УПК РФ право следователя поручать органу дознания МВД России производство следственных или иных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела, предусмотренное ч. 4 ст. 21 УПК РФ.
Ключевые слова: следователь, поручение, органы дознания МВД России, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность МВД России, проверка сообщений о преступлениях, возбуждение уголовного дела.
Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 23-Ф3 «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» ч. 1 ст. 144 УПК РФ была изменена и изложена в следующей редакции:
«…При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (выделено нами. — С. С.)»*.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 144 УПК РФ, а также п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь органов внутренних дел вправе до возбуждения уголовного дела давать органу дознания МВД России обязательные для исполнения письменные поручения о производстве следственных и иных процессуальных действий, а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).
Нормы, содержащиеся в ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 144 УПК РФ, образующие в своей совокупности отраслевой уголовно-процессуальный институт поручения органу дознания МВД России на этапе возбуждения уголовного дела, не содержат понятия оснований для дачи следователем поручения, не регулируют процессуальный порядок его вынесения, не устанавливают сроки исполнения, объем производства
* Рос. газ. 2013. 6 марта.
следственных или иных процессуальных действий, не учитывают статус органа дознания при проверке сообщения о преступлении.
Данные нормы ничего не говорят о праве следователя органов внутренних дел давать поручение органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность МВД России, не подчеркивают межотраслевой характер этого правового института, входят в противоречие с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «об оперативно-розыскной деятельности»** (далее — ФЗ «Об ОРД»), содержащей перечень субъектов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Среди субъектов ОРД органы дознания МВД России не значатся. В рамках настоящей работы мы остановимся лишь на отдельных проблемах правового регулирования поручения органу дознания МВД России производства следственных или иных процессуальных действий, оперативнорозыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела и проанализируем их содержание.
Анализ права следователя на дачу поручения органу дознания МВД России производства следственных или иных процессуальных действий, оперативнорозыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела начнем с общего условия предварительного расследования, содержащего правило, регламентирующее место его проведения. В соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК РФ предварительное расследование уголовного дела проводится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь органов внутренних дел вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение следователя в срок не позднее 10 суток.
Полагаем, что правило о месте производства следственного или розыскного действия органом дознания МВД России
по поручению следователя органов внутренних дел в отдаленном районе, городе, области, пропущенное через призму теоретического понятия аналогии в уголовном процессе, может применяться на этапе возбуждения уголовного дела при проверке сообщения о преступлении. На основании аналогии до возбуждения уголовного дела следователь органов внутренних дел вправе поручать органу дознания МВД России производство отдельных следственных или иных процессуальных действий в другом месте, если он сам по каким-либо причинам не может их выполнить лично. К следственным действиям, производство которых может быть поручено органу дознания МВД России до возбуждения уголовного дела, относятся: осмотр места происшествия, предметов, документов, трупа, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство судебной экспертизы (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
До возбуждения уголовного дела следователь органов внутренних дел вправе поручить органу дознания МВД России производство иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 1 ст. 144 УПК РФ. К иным уголовно-процессуальным действиям относятся: получение объяснений от граждан и должностных лиц, истребование документов и предметов, изъятие их в порядке, установленном УПК РФ, требование производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение к участию в этих действиях специалистов. На основании письменного поручения следователя иные процессуальные действия могут быть проведены органом дознания МВД России по месту производства проверки сообщения о преступлении либо в ином, удаленном от органа предварительного расследования месте.
Право следователя поручать органу дознания МВД России производство следственных или иных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела, на наш взгляд, может быть реализовано при условии, когда следователь органов внутренних дел при проверке сообщения о преступлении сам лично не может их выполнить по каким-либо объективным причинам.
Срок выполнения поручения следователя органом дознания МВД России (10 суток), установленный ч. 1 ст. 152 УПК РФ для стадии предварительного расследования уголовного дела, по аналогии может распространяться и на стадию возбуждения уголовного дела. В связи с изложенным считаем обоснованным на законодательном уровне установить для стадии возбуждения уголовного дела срок исполнения поручения 10 суток. На этом этапе уголовного судопроизводства срок исполнения поручения следователя органов внутренних дел не должен превышать предельный срок стадии возбуждения уголовного дела
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— 30 суток (ч.ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ).
При проверке сообщения о преступлении следователь органов внутренних дел в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ вправе поручить органу дознания МВД России производство оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление деяния, содержащего признаки преступления, лиц, его совершивших, похищенного имущества, орудий преступления и т.д. Если письменное поручение следователя о проведении оперативнорозыскных мероприятий орган дознания МВД России в течение 10 суток выполнить не может, то руководителем следственного органа срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ, руководитель следственного органа по ходатайству следователя органа внутренних дел вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Право следователя органов внутренних дел поручать органу дознания МВД России производство оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела входит в противоречие с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД», содержащей перечень органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» на территории Российской Федерации правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделены оперативные подразделения:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов Федеральной службы безопасности.
3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
4. Таможенных органов Российской Федерации.
5. Службы внешней разведки Российской Федерации.
6. Федеральной службы исполнения наказаний.
7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Руководители указанных выше органов вправе устанавливать перечень оперативных подразделений, управомоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их структуру и организацию работы (ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОРД»). Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, содержащийся в ст. 13 ФЗ «Об ОРД», является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Среди указанных выше органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, нет органов дознания. Эта позиция законодателя теоретически объяснима: понятие «органы дознания» является уголовно-процессуальным, поэтому не используется в ФЗ «Об ОРД».
Органы дознания МВД России не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности и не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия. Они являются субъектами уголовно-процессуальной деятельности, создаются и действуют только в сфере уголовного судопроизводства. К органам дознания МВД России относятся органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).
В сфере уголовного судопроизводства при проверке сообщения о преступлении органы внутренних дел могут действовать в статусе органов дознания или в статусе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность МВД России. До возбуждения уголовного дела органы внутренних дел могут действовать
одновременно в статусе органов дознания и органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность. В последнем случае они имеют двойной процессуальный статус.
Органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции как органы дознания МВД России до возбуждения уголовного дела вправе проводить проверку заявлений и сообщений о преступлениях либо осуществлять иные предусмотренные УПК РФ полномочия (п. 3 ч. 2 ст. 40 УПК РФ). К иным предусмотренным УПК РФ полномочиям органов внутренних дел как органов дознания МВД России, реализуемым до возбуждения уголовного дела относится, в частности, выполнение поручения следователя о производстве следственных или иных процессуальных действий либо об оказании содействия следователю в их производстве (ч. 4 ст. 21, п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Оперативно-розыскные мероприятия не входят в понятие «иные предусмотренные УПК РФ полномочия» органов дознания МВД России.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что органы внутренних дел, как органы дознания МВД России, не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия на основании письменного поручения следователя, вынесенного в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, потому что не имеют полномочий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Право органов внутренних дел как субъектов оперативно-розыскной деятельности проводить оперативнорозыскные мероприятия по поручению следователя до возбуждения уголовного дела закреплено в нормах оперативно-розыскного права. Будучи субъектами оперативно-розыскной деятельности (ст. 13 ФЗ «Об ОРД») и действуя по поручению следователя, органы внутренних дел уполномочены гласно и негласно проводить оперативно-розыскные мероприятия, изымать при их производстве документы, предметы, материалы и сообщения, а также прерывать услуги связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, угрозы государственной, военной, экономической или экологической бе-
зопасности Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД»),
До возбуждения уголовного дела по письменному поручению следователя органы внутренних дел вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент (ст. 6 ФЗ «Об ОРД»),
Основанием проведения оперативнорозыскных мероприятий органом внутренних дел, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, являются сведения (ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»):
— о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела;
— событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
— лицах, без вести пропавших, об обнаружении неопознанных трупов.
Органы внутренних дел вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия на основании письменного поручения следователя, вынесенного по находящемуся у него в производстве материалу проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»). Поручение следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий должно быть адресовано начальнику органа внутренних дел, наделенного правом осуществления оперативнорозыскной деятельности.
Начальник органа внутренних дел через резолюцию на поручении следователя обязывает соответствующее оперативное подразделение МВД России организовать проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление
признаков преступления. На основании письменного поручения следователя оперативный работник проводит оперативно-розыскные мероприятия и розыскные действия в соответствии с ФЗ «Об ОРД». Осуществляя оперативно-розыскную деятельность, оперативный работник проверяет по криминалистическим учетам изъятые при проверке сообщения о преступлении вещи и объекты, выявляет очевидцев, места хранения и сбыта похищенного, после чего незамедлительно информирует следователя о результатах проделанной им розыскной работы.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться следователем при проверке сообщения о преступлении для подготовки и производства отдельных следственных или иных процессуальных действий, установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, а также в качестве основания для возбуждения уголовного дела (ч. 1 и 2 ст. 11 ФЗ «Об ОРД»).
Оперативно-розыскные данные, полученные по письменному поручению следователя, представляются ему начальником органа внутренних дел, его заместителем либо начальником подразделения, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность МВД России, в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд* (далее — Инструкция).
Представляемые для использования в доказывании по уголовным делам результаты оперативно-розыскной деятельности должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств,
* Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27 сент. 2013 г. // Рос. газ. 2013. 13 дек.
подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (п. 20 Инструкции).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Следователь изучает представленные органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России, оперативно-розыскные данные, анализирует и дает им процессуальную оценку с позиции относимости, допустимости и достоверности. При проверке сообщения о преступлении следователем органов внутренних дел могут использоваться только допустимые оперативно-розыскные данные, полученные органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России, в порядке, предусмотренном ФЗ «Об ОРД». Оперативно-розыскные данные являются допустимыми, когда они получены:
а) компетентным органом (ст. 13 ФЗ «Об ОРД»);
б) в результате оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ «Об ОРД»);
в) при наличии оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»);
г) при наличии условий для осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий (ч.ч. 5 и 6 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»);
д) при наличии поручения следователя, адресованного органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность (ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»).
Оперативно-розыскные данные, полученные органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России, на основании письменного поручения следователя органов внутренних дел, содержащего ссылку на ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об ОРД», представляются допустимыми и могут использоваться при проверке сообщения о преступлении.
Оперативно-розыскные данные, полученные органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность МВД России, на основании письменного поручения следователя, содержащего ссылку на ч. 1 ст. 144 УПК РФ, представляются недопустимыми и не могут использоваться следователем органов внутренних дел при проверке сообщения о преступлении.
Часть 1 ст. 144 УПК РФ не называет органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность МВД России, субъектами уголовно-процессуальной деятельности и не разрешает следователю органов внутренних дел поручать им производство оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела.
По нашему мнению, необходимо устранить имеющуюся несогласованность в действующем уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве, регулирующем поручение органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность МВД России, проведение оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела. С этой целью представляется значимым исключить из содержания п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ право следователя органов внутренних дел давать письменное поручение органу дознания МВД России о производстве оперативно-розыскных мероприятий при проверке сообщения о преступлении и изложить указанные выше процессуальные нормы в следующей редакции:
— п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ: «следователь вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, об исполнении постановлений о задержании, принудительном приводе, иных мер процессуального принуждения, получать содействие при их осуществлении, а также поручать органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, производство оперативнорозыскных мероприятий»;
— ч. 1 ст. 144 УПК РФ: «дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их
в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении следственных или иных процессуальных действий, а органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, — письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Срок исполнения поручения
не должен превышать 10 суток. В случае необходимости проведения оперативнорозыскных мероприятий свыше 10 суток срок проверки заявления (сообщения) о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа по ходатайству следователя или прокурором по ходатайству дознавателя до 30 суток».
Право следователя на поручение органу дознания МВД России производства следственных или иных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ должно быть конкретизировано в ч. 1 ст. 144 УПК РФ. Оно может быть реализовано при условии, если следователь не может самостоятельно выполнить эти действия по каким-либо объективным причинам.
22. НАБЛЮДЕНИЕ: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Наблюдение – ОРМ, заключающееся в негласном слежении за интересуемыми лицами, их транспортными средствами, а также местами постоянного или временного пребывания указанных лиц.
В процессе наблюдения выявляется следующая информация: а) скрытая деятельность лица, содержащая признаки состава преступления; б) психологический портрет объекта наблюдения: характер и эмоционально-волевые качества лица; в) круг общения – личные, служебные и иные (особенно криминальные) связи лица; г) используемые лицом тайники; д) при наличии преступной группы – ее количественный и качественный состав, кто является лидером группы, рядовыми участниками, их психологическая характеристика, распределение обязанностей в группе, источники ее финансирования, места сбора и времяпрепровождения, связи группы с правоохранительными органами, подходы к группе через лиц, постоянно контактирующих с членами группы вне их преступной деятельности.
Наблюдение может осуществляться визуально, при помощи технических средств, а также комплексно. В процессе наблюдения может применяться аудиозапись, видео-, фотосъемка и средства слухового контроля.
В процессе наблюдения в порядке хронологии фиксируются все действия объекта наблюдения.
Наблюдение, ограничивающее конституционные права граждан, допускается на основании судебного решения только при наличии у оперативного сотрудника информации, предусмотренной Законом об ОРД.
Наблюдение, не ограничивающее конституционные права граждан, осуществляется по решению оперативного сотрудника, а в случае привлечения дополнительных сил и средств – по решению руководителя соответствующего подразделения.
С учетом того, что преступные действия лиц не ограничиваются пределами одного государства, наблюдение может осуществляться и за пределами РФ:
• сотрудниками правоохранительных органов государств – участников СНГ по запросам российских органов;
• оперативными сотрудниками российских органов в течение пяти часов с момента пересечения границы государства – члена Европейского союза с правом задержания лица до прибытия местной полиции.
Результаты наблюдения отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются аудио – и видеозаписи, фотографии.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Одной из форм организации ОРД является дело оперативного учета (далее — ДОУ).
Под делом оперативного учета понимается предусмотренное Закона об ОРД место (или форма) системного сосредоточения (концентрации) и соответствующего оформления собираемых материалов оперативнослужебного документирования (иными словами — совокупности документов, комплектуемых «в одной папке» в отношении данного случая) в целях анализа отраженных в них фактических данных (оперативных доказательств), проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на этой основе соответствующих решений должностными лицами оперативно-розыскного органа.
Законодатель, исходя из ч. 2 ст. 10 Закона об ОРД, связывает факт заведения ДОУ непосредственно с проведением ОРМ (одни и те же основания для заведения ДОУ и проведения ОРМ). Однако в ситуациях, когда необходима значительная подготовка к проведению ОРМ, она (эта подготовка) проводится в рамках заведенного ДОУ (например, ОРМ «Оперативное внедрение»). Заведение ДОУ свидетельствует о начале оперативно-розыскного процесса (собственно уголовно-сыскной работы) и о переходе опе2
ДОУ может быть заведено только при наличии юридических и фактических оснований. В качестве первых следует рассматривать основания, предусмотренные п. 1—6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД. К ним относятся:
- а) наличие возбужденного уголовного дела;
- б) ставшие известными оперативно-розыскным органам сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного деяния, а также о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности России; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
- в) поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, дознавателя или определения суда но уголовным делам, находящимся в их производстве;
- г) запросы других оперативно-розыскных органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в ст. 7 Закона об ОРД;
- д) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном российским законодательством;
- е) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
В нормативных актах оперативно-розыскных органов возможна конкретизация оснований для заведения ДОУ, исходя из специфики работы. Фактические основания образуют имеющиеся в распоряжении оперативно-розыскного органа сведения об указанных выше обстоятельствах.
Заведение ДОУ связано с вынесением постановления соответствующим должностным лицом с последующим обязательным утверждением руководителем оперативно-розыскного органа. Информация о лицах, в отношении коих заведены ДОУ, попадает в специальный банк данных (п. 17 ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О полиции»).
ДОУ при его заведении присваивается название в соответствии с применяемой оперативно-розыскным органом классификацией ДОУ, разрабатываемой с учетом признаков конкретных составов преступлений, проверка обстоятельств вероятного совершения которых относится к оперативнорозыскной подведомственности соответствующего оперативно-розыскного органа. Данный обязательный реквизит ДОУ фиксируется в постановлении о заведении ДОУ, причем его условное название и выбранная классификация или окраска ДОУ (т.е. так называемый «состав вероятно совершенного преступления») должна текстуально соответствовать заголовку конкретной статьи Особенной части УК РФ. Например: «присвоить делу оперативной проверки «Гимназист” окраску (классификацию) «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма”». Если в ходе работы по ДОУ будет получена информация, влияющая на изменение классификации, то окраска ДОУ может быть изменена, о чем выносится соответствующее постановление.
Решения, принимаемые но материалам ДОУ, оформляются в виде постановлений: о заведении ДОУ; о его продлении; о прекращении. Постановление может быть вынесено и в других случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Решение о прекращении ДОУ принимается руководителем оперативно- розыскного органа в связи с наличием на то достаточных оснований. Часть 4 ст. 10 Закона об ОРД предусматривает два вида оснований: 1) решение конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД; 2) установление обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. По второму основанию ДОУ подлежит прекращению при получении достоверной информации о неподтверждении сведений, на основании которых было заведено ДОУ; декриминализации деяния, в связи с вероятным совершением которого на лицо было заведено ДОУ; акта амнистии, если он устраняет применение наказания за преступление, совершенное лицом, в отношении которого было заведено ДОУ; истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности; постоянном длительном пребывании фигуранта в состоянии и условиях, которые исключают возможность совершения преступления (например, тяжелая болезнь); смерти изучаемого в ОРД лица. В случае прекращения ДОУ выносится постановление о прекращении ДОУ, которое утверждается руководителем, управомочпым санкционировать заведение ДОУ.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона об ОРД ДОУ подлежат хранению в течение года на лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана, в установленном законом порядке, а затем уничтожаются. При уничтожении материалов ДОУ самые существенные сведения в них содержащееся, которые могут стать объектом учета, переносятся в соответствующие информационные системы. Так, в подразделениях оперативно-розыскной информации системы органов МВД России функционирует автоматизированная база интегрированной оперативно-розыскной информации (АБИОРИ), в которой накапливается информация, имеющаяся в ДОУ.
Перечень ДОУ и порядок их ведения определяются нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД (ч. 5 ст. 10 Закона об ОРД). Перечень ДОУ формируют в зависимости от решаемых задач, полномочий и специфики деятельности оперативно-розыскных органов. В связи с этим различают: дело оперативной проверки (предварительной оперативной проверки); ДОУ на разрабатываемое лицо; ДОУ на лицо, находящееся в розыске, заведенное по факту совершения преступления; розыскное дело, заведенное по факту безвестного исчезновения лица; и др.
Дело оперативной проверки — вид ДОУ, где системно концентрируются материалы оперативно-служебного документирования в отношении проверяемого лица — субъекта, в действиях (бездействии) которого имеется требующая проверки оперативная информация о вероятном совершении им преступления. Дело оперативной разработки — вид ДОУ, где системно концентрируются материалы оперативно-служебного документирования в отношении разрабатываемого лица — субъекта, обоснованно заподозренного в совершении преступления (см. параграф 2.16 настоящего учебника). В ходе оперативной разработки осуществляется негласное и непроцессуальное расследование, своего рода раскрытие преступления только негласным и непроцессуальным путем. Дела оперативной разработки классифицируют в соответствии с признаками конкретного состава преступления, в совершении которого подозревают разрабатываемого. Итак, «особенностью заведения дел оперативной разработки, в отличии отдел оперативной проверки, является наличие только проверенных данных о совершенном преступлении, а также о лицах, подготавливающих (если в подготовительных действиях усматриваются признаки преступления), совершающих или совершивших преступления. Важным этапом дел оперативной разработки, которые заводятся но фактам конкретных преступлений или на конкретных лиц, совершивших (совершающих) преступления, является, как правило, возбуждение уголовного дела».
Факт заведения дел оперативной проверки и оперативной разработки в ОРД не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). В связи с этим кратко обозначим права и обязанности лиц, изучаемых в ОРД, к коим относят проверяемых и разрабатываемых лиц.
К правам лиц, изучаемым в ОРД, относят право: а) на получение информации (истребовать сведения от оперативно-розыскного органа (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД); свободно искать и получать информацию законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ)); б) на обжалование отказа в предоставлении информации (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД), действий оперативнорозыскного органа (ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД), иных незаконных действий и решений оперативно-розыскного органа; в) освобождение от уголовной ответственности (за деятельное раскаяние (ст. 75 УК РФ и ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД), за добровольный отказ от совершения преступления (ст. 31 УК РФ)); г) на допуск адвоката при осуществлении гласного ОРМ в отношении изучаемого в ОРД лица (Определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 327-0). Перечисленным правам названных лиц соответствуют их обязанности, а именно: а) соблюдать порядок истребования от оперативно-розыскного органа сведений (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД); б) соблюдать требования Конституции РФ (ч. 4 ст. 29) о законном способе поиска и получения информации; в) добросовестно использовать право на добровольный отказ от совершения преступления или на деятельное раскаяние, т.е. выполнять соответствующие условия уголовного закона;
г) соблюдать порядок обжалования, предусмотренный федеральным законом; д) добровольно претерпевать законное вторжение оперативно-розыскного органа в частную жизнь (для проверяемых лиц согласно ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД).
- Оперативное доказательство (или сыскное доказательство, или оперативно-розыскноедоказательство, или уголовно-розыскное доказательство) — это сведения о фактах, полученные в порядке, установленном Закона об ОРД и иными нормативными правовыми актами,оперативно-розыскными органами, посредством которых оперативник устанавливает обстоятельства, имеющие значение для ДОУ или принятия соответствующего решения в уголовно-розыскной деятельности.
- Под оперативно-значимой информацией понимаются сведения, полученные в установленном законом порядке, для достижения задач ОРД.
- Под стадиями оперативно-розыскного процесса (по А. Ю. Шумилову) понимается объективный порядок, совокупность обязательных оперативно-розыскных процедур, реализуемых специально уполномоченными субъектами, в ходе решения задач ОРД (подробнее см.параграф 16.2 настоящего учебника).
- Алферов В. 10. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности : учеб, пособие.3-е изд., испр. и доп. / В. Ю. Алферов, А. И. Гришин, Н. И. Ильин. Саратов, 2016. С. 115.