Порядок передачи сетей в муниципальную собственность

О передаче ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность

БАРНАУЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
МАЛЫЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Решения Барнаульской городской Думы от 01.06.2018 N 150.
____________________________________________________________________

от 31.08.93 г. N 221

О передаче ведомственного жилищного фонда
в муниципальную собственность

Рассмотрев материалы о порядке приема ведомственного жилфонда в муниципальную собственность, представленные постоянной комиссией по жилищно-коммунальному хозяйству, руководствуясь Законами РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, учитывая продолжающееся ухудшение экономического и финансового положения большинства предприятий города, малый Совет городского Совета народных депутатов решил:

1. Утвердить временное Положение «О передаче ведомственного жилищного фонда, объектов и инженерных сетей коммунального назначения в муниципальную собственность» (прилагается).

2. Поручить администрации города принимать в муниципальную (городскую) собственность ведомственный жилой фонд предприятий и организаций в соответствии с утвержденным временным Положением, в том числе:

2.1. В срок до 20 сентября т.г. составить перечень предприятий (организаций), передающих в муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального хозяйства в 1993 и 1994 годах.

2.2. Разработать графики приема ведомственного жилищного фонда на баланс горжилуправления, предусмотреть в нем первоочередность приема жилищного фонда в пос. Затон от сельскохозяйственных предприятий, предприятий и организаций, имеющих на своем балансе автономные котельные.

2.3. Разработать и утвердить в установленном порядке перечень необходимых документов по приемке ведомственного жилфонда и объектов коммунального назначения.

3. Установить, что приемка ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства производится в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете и выделяемых городу дотаций и субвенций из краевого и республиканского бюджетов.

4. Управлению по финансовой и налоговой политике, городской налоговой инспекции (Калинин, Третьякова) обеспечить сбор финансовых средств на эксплуатацию и содержание принимаемого ведомственного жилфонда, от населения 1,5-процентного местного сбора в соответствии с решением малого Совета от 16.02.93 г. N 54.

5. Наделить постоянно действующую комиссию администрации города к приему ведомственного жилищного фонда полномочиями по принятию в каждом конкретном случае решений в соответствии с п. 1.4. Временного положения.

6. Установить, что на переходный период принятый в городскую собственность ведомственный жилищный фонд, администрацией города передается на срок не менее чем на 1 год в полное хозяйственное ведение предприятиям (акционерным обществам), организациям на балансе которых он находился ранее, с соответствующим оформлением договорных отношений.
Передача в полное хозяйственное ведение производится комитетом по управлению имуществом одновременно с оформлением документов по передаче ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность.

7. Решение вступает в силу с момента подписания.

8. Пресс-центру горсовета (Ланина) информировать население города о принятом решении.

9. Поручить администрации города (Санников) издать временное положение отдельной брошюрой.

10. Контроль за выполнением решения возложить на комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству (Сесоров).

Председатель Барнаульского
городского Совета В.П.Дешевых

Временное положение о передаче ведомственного жилищного фонда, объектов и инженерных сетей коммунального хозяйства в муниципальную собственность города

Приложение
к решению малого Совета
от 31.08.93 г. N 221

1.1. В целях устранения разобщенности в управлении государственным ведомственным жилищным фондом, использования преимуществ в организации жилищного хозяйства местными Советами и в соответствии с Законом «О собственности РСФСР», Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 1020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации и на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей и муниципальную собственность», Указами Президента N 721 от 01.07.92 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», N 8 от 10.01.93 г. «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», а также распоряжением Президента N 114-РП от 18 марта 1992 г. предусматривается передача ведомственного жилищного фонда с инфраструктурой в ведение местных Советов.

1.2. Настоящее положение устанавливает порядок и условия приемки ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства (сети систем водопровода и канализации, центрального отопления, горячего водоснабжения, наружные и внутренние сети газификации и другие сооружения и системы) в муниципальную (городскую) собственность.

1.3. Передаче в городскую собственность подлежит в первую очередь ведомственный жилищный фонд и объекты коммунального назначения, находящиеся в технически исправном состоянии, от государственных предприятий, акционерных обществ, других организаций, имеющих на своем балансе жилищный фонд.

1.4. Не подлежат передаче следующие объекты жилищно-коммунального назначения, в т.ч. и жилые дома:
находящиеся в ветхом аварийном состоянии;
расположенные на территории промышленных предприятий и в закрытых военных городках;
жилые дома, расположенные в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, общежития и дома гостиничного типа;
объекты жилищно-коммунального назначения, обеспечивающие производственные нужды предприятий и организаций;
сети водопровода, канализации, тепловые сети без источников тепло-водоснабжения, насосных станций и очистных сооружений, не связанные по технологии с производственными процессами;
сети водопровода и канализации без источников полного возмещения предприятию затрат на эксплуатацию сооружений и сетей, получаемых из централизованных источников.

1.5. Одновременно с передачей объектов жилищно-коммунального назначения передаются:
организации и предприятия, обслуживающие передаваемые объекты, вместе с производственной базой, при отсутствии базы централизованные капитальные вложения на строительство и реконструкцию с проектно-сметной документацией;
численность обслуживающего персонала с единым фондом оплаты труда финансовый план, включая убытки по содержанию и эксплуатации передаваемых объектов;
материальные ресурсы, необходимые на проведение текущего и капитального ремонтов по передаваемым объектам;
механизмы и оборудование согласно утвержденным нормам;
денежные средства, предусмотренные для финансирования всех расходов по содержанию жилфонда и коммунальных объектов на текущий год;
служебная жилая площадь из расчета передачи 30 кв. м на каждую 1 тыс. кв. м передаваемой площади;
освобождающаяся жилплощадь передается исключительно под служебные квартиры персоналу, обслуживающему жилье и инженерные сети.
При отсутствии у передающей организации служебной жилой площади для проживания работников, занятых обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, эта организация должна передать городскому Совету в порядке долевого участия в жилищном строительстве имеющиеся централизованные капитальные вложения и свободные квартиры, подлежащие повторному заселению.
Право повторного заселения жилья после приема в муниципальную собственность переходит к местным Советам народных депутатов.

1.6. Прием жилого фонда проводится только после передачи инженерных сетей и объектов тепло-водоэлектроснабжения на баланс соответствующих коммунальных служб.

1.7. Все разногласия по условиям приемки ведомственного жилого фонда и объектов коммунального хозяйства разрешаются представителями вышестоящих хозяйственных организаций или органов исполнительной и представительной власти.

1.8. Передача жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства может производиться по состоянию на любое время года.
Если передача осуществляется в первом полугодии, то передающая организация одновременно передает все материальные и финансовые ресурсы, необходимые для содержания передаваемых объектов до конца года. В случае передачи объектов во втором полугодии, материальные ресурсы передаются в размерах, необходимых для их содержания до конца текущего года и на следующий год с последующим перерасчетом в связи с индексацией.

2. Порядок приема передачи

2.1. Предприятие (акционерное общество), организация обращается в администрацию города с просьбой о передаче ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в муниципальную собственность (представляет перечень передаваемых объектов).

2.2. Комиссия при администрации города по приему ведомственного жилого фонда в двухнедельный срок рассматривает обращение и направляет свое решение в комитет по управлению имуществом.

2.3. Комитет по управлению имуществом готовит постановление администрации города о приеме в муниципальную собственность предлагаемых к передаче ведомственных объектов и вносит на утверждение малого Совета перечень объектов по каждому предприятию.

2.4. Решение малого Совета городского Совета направляется в комитет по экономической реформе краевого Совета и краевой комитет по управлению имуществом для принятия соответствующих решений.

2.5. Окончательное решение на принятие объектов жилищно-коммунального назначения в муниципальную собственность принимает краевой Совет народных депутатов.

2.6. Объекты жилищно-коммунального назначения полностью соответствуют требованиям настоящего временного Положения, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня принятия решения краевым Советом народных депутатов.

2.7. После принятия постановления администрацией города горжилуправление и другие заинтересованные городские службы производят тщательный осмотр подлежащего передаче жилищного фонда, знакомятся с имеющейся технической, бухгалтерской и прочей документацией, совместно с передающей организацией составляют справку о состоянии ведомственного жилищного фонда и обеспечении его необходимыми условиями для нормальной эксплуатации.

2.8. Одновременно организации, занимающиеся эксплуатацией объектов коммунального хозяйства (Водоканал, Теплоэнерго, Горэлектросеть, Горгаз и др.), производят осмотр подлежащих передаче объектов коммунального хозяйства, сети систем водопровода и канализации, центрального отопления, горячего водоснабжения, наружные и внутренние сети газификации и других сооружений и систем, знакомятся с имеющейся технической, бухгалтерской и прочей документацией на эти объекты и совместно с передающей организацией составляют отдельные на каждый вид коммунального хозяйства справки о состоянии передаваемых объектов и обеспечении их необходимыми условиями для нормальной работы.

2.9. На основании справок о состоянии объектов жилищно-коммунального хозяйства, намеченных к передаче в муниципальную собственность и обеспечении их необходимыми условиями для нормальной эксплуатации, руководитель предприятия (организации) принимает меры по устранению всех замечаний, одновременно но сообщает коммунальным службам города о выполнении всех условий и требований, подлежащих выполнению до передачи объекта.

2.10. После получения сообщения о выполнении предварительных условий передачу жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность администрацией города создается комиссия, которая на основе имеющихся документов оформляет акт по приемке жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, конкретного ведомства, предприятия (акционерного общества), организации.

3. Оформление рабочих документов на передачу объектов
жилищно-коммунального хозяйства

3.1. Акты технического состояния жилищного фонда, сетей и объектов коммунального хозяйства составляются на каждое домовладение и каждый вид коммунального хозяйства.

3.2. Финансовый план на содержание передаваемых объектов составляется отдельно на жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства.
К финансовому плану прилагается расчет доходов и расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства и справки, характеризующие их объемы, источники финансирования и т.п.

3.3. Акт передачи основных производственных фондов и акты передачи оборотных средств составляются отдельно для каждой принимающей организации городского хозяйства.

3.4. Акты передачи служебной жилой площади составляются отдельно для каждой принимающей эксплуатационной организации.

3.5. Все документы оформляются за подписями передающей и принимающей сторон. Подписи обеих сторон заверяются печатью.

4. Приемка ведомственного жилищного фонда и объектов
коммунального хозяйства в муниципальную собственность

4.1. Руководители специализированных эксплуатационных служб городского хозяйства совместно с руководителями передающей организации, на основании ранее составленных рабочих документов, составляют акты приемки — передачи ведомственного жилищного фонда и отдельно объектов коммунального хозяйства в муниципальную собственность.

4.2. Жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства считаются принятыми в муниципальную собственность после принятия решения краевым Советом народных депутатов и утверждения акта приема передачи комитетом по управлению госимуществом Алтайского края.

4.3. Документы о приемке ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства служат основанием для списания объектов жилищно-коммунального хозяйства с баланса ведомственного предприятия (организации) и прекращения финансирования их, а также зачисления на баланс в муниципальную собственность, оформленного к передаче жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, открытия финансирования на его эксплуатационные нужды, выделения дополнительных капвложений, внесения соответствующих изменений в планы по трудовым, материальным и денежным ресурсам.

4.4. Жилищные и коммунальные организации, принявшие в эксплуатацию жилищный фонд и объекты коммунального хозяйства, несут полную ответственность за их правильную и своевременную техническую эксплуатацию и обслуживание.

4.5. Ведомственный жилищный фонд и предприятия по его содержанию и обслуживанию (ЖКО, ЖЭК и др.) принимаются в муниципальную собственность с одновременным заключением договора о передаче государственному предприятию или акционерному обществу жилищного фонда в полное хозяйственное ведение сроком не менее одного года.

4.6. Приемка ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства производится в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете и выделяемых городу дотаций и субвенций из краевого и республиканского бюджетов.

Председатель Барнаульского
городского Совета Т.М.Иванова

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КИРОВА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июля 1997 г. N 1806
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ
В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

______________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением администрации города Кирова
от 15.04.2014 № 1587-П
______________________________________________________________

На основании УКАЗА Президента РФ от 10.01.93 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», постановления Правительства РФ от 07.03.95 N 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность» и постановления Правительства РФ от 18.06.96 N 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг»:
1. Утвердить Положение о порядке передачи инженерных коммуникаций при передаче государственного (ведомственного) жилого фонда, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность.
2. Считать утратившими силу «Правила приемки инженерных сетей и объектов коммунального назначения», утвержденные главой администрации города от 30.03.94.
3. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации г. Кирова Иванова С.В.

Глава администрации
города Кирова
В.А.КИСЕЛЕВ

Утверждено
распоряжением администрации
города от 30 июля 1997 г. N 1806

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ВЕДОМСТВЕННОГО)
ЖИЛОГО ФОНДА, ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО
И КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

На основании Указа Президента РФ от 10.01.93 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», постановления Правительства РФ от 07.03.95 N 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность» и постановления Правительства РФ от 18.06.96 N 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг»:
1. Муниципальным предприятиям «Водоканал» (Костин Н.А.), «Тепловые сети» (Миронов Ю.В.), «Горэлектросеть» (Сакерин Л.И.), «Горсвет» (Балезин Б.А.) и «Гордормостстрой» (Норин В.А.), как специализированным предприятиям, при принятии администрацией города Кирова в муниципальную собственность государственного (ведомственного) жилищного фонда, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения принимать на баланс на безвозмездной основе в полное хозяйственное ведение инженерные сети и объекты коммунального назначения от передающих предприятий и организаций.
2. Руководителям предприятий и организаций обеспечить передачу инженерных сетей и объектов коммунального назначения (ИС и ОКН) в технически исправном состоянии с передачей принимающей стороне необходимой для эксплуатации технической документацией. Вместе с инженерными сетями и объектами коммунального назначения передаются эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства, а также машины и механизмы (транспортные средства, землеройная техника и другое оборудование), предназначенное исключительно для эксплуатации и технического обслуживания передаваемых объектов. Установить норму передачи технических средств на обслуживание ИС и ОКН равной указанной в таблице стоимости в процентах от балансовой стоимости передаваемых в муниципальную собственность ИС и ОКН в зависимости от износа сетей. По договоренности заинтересованных сторон возможна замена указанных технических средств на другие или передача финансовых средств на приобретение машин и механизмов.

Таблица

Инженерные сети и объекты коммунального назначения, передаваемые в муниципальную собственность в течение года со дня утверждения акта госкомиссии «О приемке в эксплуатацию объекта», передаются безвозмездно, без возмещения эксплуатационных затрат.
Инженерные сети и объекты коммунального назначения с износом более 60 % передаются со средствами на их восстановление или передаются после капитального ремонта передаваемого объекта передающей стороной.
В муниципальную собственность принимаются тепловые сети диаметром 200 мм и менее, а также тепловые сети после ЦТП.
Не подлежат приемке следующие инженерные сети и объекты коммунального назначения:
— расположенные на территории промышленных предприятий и в закрытых военных городках;
— подлежащие сносу по планам застройки города;
— обеспечивающие производственные нужды предприятий;
— ИС и ОКН, расположенные во встроенных, подвальных, полуподвальных помещениях (ИТП и ЦТП).
Границы ответственности за содержание принимаемых ИС и ОКН определяются договорами между МПЖКХ и владельцами ИС и ОКН.
3. Инженерные сети и объекты коммунального назначения предприятий прекративших свою деятельность и признанных арбитражным судом банкротами в соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.92 N 3929-1 принимаются специализированными предприятиями безвозмездно, без возмещения эксплуатационных затрат.
4. Приемка в муниципальную собственность ИС и ОКН осуществляется распоряжением администрации г. Кирова после выполнения данного положения.

Заместитель
главы администрации
города Кирова,
руководитель аппарата
Е.Б.НЕМТИНОВ

В управление муниципальным унитарным предприятиям передана часть принятых в муниципальную собственность объектов ведомственного жилищного фонда и бесхозяйных жилых домов. Чтобы избежать ошибок, встречающихся в ряде муниципальных образований, представляем разъяснение о том, как в соответствии с Жилищным кодексом РФ должна осуществляться деятельность муниципальных унитарных предприятий или другой управляющей организации по эксплуатации указанных объектов.

Передача в муниципальную собственность государственного жилищного фонда, в т. ч. находящегося на балансе акционерных обществ, в которые преобразовались ранее действовавшие государственные предприятия, началась с 1993 г., с принятием Верховным Советом РФ Постановления от 27.12.91 № 3020-1. Процедура такой передачи жилья в РФ, как правило, заключалась в составлении акта передачи, где передающей стороной выступало акционерное общество (далее – ведомственная организация), а принимающей – муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП), которое орган местного самоуправления на основании правового акта (приказа, распоряжения, постановления) обязывал принять соответствующие жилые здания и на баланс, и на обслуживание. При этом во многих случаях передача жилых зданий на баланс МУП сопровождалась одновременной передачей от ведомственной организации в МУП денежных средств в виде компенсационных выплат целевого характера или непосредственно имущества: машин, механизмов, оборудования.

В современных условиях понятие «передача жилищного фонда и соответствующих финансовых средств, связанных с его передачей» в том значении, в котором оно использовалось в 1993 г. в условиях перераспределения объектов собственности, принадлежащих органам власти разных уровней, не сохранилось. Действующее гражданское и жилищное законодательство, не предусматривает возможность передачи и закрепления жилищного фонда за муниципальным унитарным предприятием на каком-либо праве, в т. ч. хозяйственного ведения. По этой причине органы власти не вправе принимать нормативные или правовые акты о порядке передачи МУП в качестве объектов основных средств ведомственного жилищного фонда и бесхозяйного жилья, а также соответствующих финансовых средств.

О необходимости инвентаризации

Учитывая, что в сложившихся ранее условиях случаи приобретения жилых помещений в объектах ведомственного жилищного фонда в собственность гражданами и юридическими лицами разных организационно правовых форм и форм собственности носили массовый характер, то в переданных от ведомств многоквартирных домах могли быть помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

На основании этого органу местного самоуправления целесообразно в случае, когда муниципальным образованием был принят в муниципальную собственность весь ведомственный жилищный фонд, несмотря на то, что часть помещений в нем уже принадлежит на праве собственности отдельным гражданам или юридическим лицам, провести соответствующую инвентаризацию для определения размера своей доли в переданном жилищном фонде.

Сведениями о формах собственности на жилые помещения в жилищном фонде, находящемся на территории каждого муниципального образования, располагает орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и Бюро технической инвентаризации (далее — БТИ) муниципальных образований. Таким образом, по запросу органов местного самоуправления орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество или БТИ может представить Комитету по управлению муниципальной собственностью информацию о состоянии жилищного фонда и о правах собственности на него. При этом указанные объекты жилищного фонда могут находиться в собственности:

-юридических лиц;
-граждан по условиям приватизации;
-граждан по основаниям, отличным от приватизации (купля-продажа, дарение);
-а также на условиях социального использования, когда граждане занимают помещения на основании договора социального найма.

Кроме того, следует учитывать, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц в соответствии с ч. 1 ст. 244 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), принадлежит им на праве общей собственности. При этом в соответствии с ГК РФ: При этом в соответствии с ГК РФ:

-общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (ч. 3 ст. 244 ГК РФ);
-общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме находится в их общей долевой собственности (ст. 290 ГК РФ).

После проведения инвентаризации жилых помещений в переданных в муниципальную собственность жилых зданиях возможны следующие варианты признания принятых в муниципальную собственность и учитываемых в муниципальной казне домов:

-многоквартирные дома, в которых все помещения признаются помещениями, находящимся в муниципальной собственности;
-многоквартирные дома, в которых помещения принадлежат разным собственникам (часть находится в муниципальной, а часть — в частной собственности);
-жилые дома (например, общежития), в которых все помещения признаются муниципальной собственностью.

Передача бесхозяйного жилищного фонда

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, с момента постановки объектов бесхозяйного жилищного фонда на учет до признания на них права муниципальной собственности должно пройти более года. И в течение этого периода органы местного самоуправления не могут учитывать это имущество в казне муниципального образования и передавать его на баланс МУП.

Порядок эксплуатации ведомственных и бесхозяйных домов

Во время нахождения жилищного фонда в ведении определенных ведомств данный жилищный фонд, а именно – многоквартирные или жилые дома – эксплуатировались конкретной эксплуатационной организацией, которая в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.04 № 189-ФЗ (ред. от 01.12.07) № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) являлась управляющей организацией. В соответствии с п. 2. ст. 18 Федерального закона № 189-ФЗ (с изм. в ред. от 29.12.06) ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств.

Таким образом, управляющая организация, отвечающая за эксплуатацию жилых зданий и многоквартирных домов до передачи помещений в таких домах в муниципальную собственность, продолжает управление такими домами на тех же условиях и в том же порядке и после передачи всех домов или отдельных помещений в домах в муниципальную собственность. Ранее действовавшая в таких домах управляющая организация не вправе прекратить обслуживание граждан до изменения порядка управления домом новыми собственниками помещений в соответствии с положениями ЖК РФ.

Если по результатам инвентаризации жилых помещений будут установлены жилые здания специализированного назначения (например, общежития), то орган местного самоуправления может определить управляющую организацию по результатам конкурса, который должен быть проведен в соответствии с положениями закона № 94-ФЗ от 21.07.05 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 94-ФЗ).

Если после проведения инвентаризации выяснится, что все помещения в многоквартирных домах находятся в муниципальной собственности, то органы местного самоуправления вправе провести открытый конкурс по выбору управляющей организации. Это производится на основании п. 2 ст. 163 ЖК РФ, в соответствии с которой управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

В случае если, кроме муниципального образования, имеются другие собственники помещений в многоквартирных домах, то собственниками помещений должен быть проведен выбор способа управления домом или управляющей организации для управления им в соответствии со ст. 161 ЖК РФ на общем собрании собственников помещений. При этом проведение общего собрания может быть инициировано любым собственником помещения в многоквартирном доме, в котором проводится общее собрание (физическое или юридическое лицо, органы государственной власти или местного самоуправления либо их представители).

Таким образом, муниципальное предприятие или иная организация могут принять в управление многоквартирные и жилые дома, в которых все помещения находятся в муниципальной собственности, только после проведения органом местного самоуправления конкурсов, а также дома, в которых помещения принадлежат разным собственникам, – по результатам выбора управляющей организации на общих собраниях собственников помещений или после 01.01.07 – по результатам открытых конкурсов, проводимых органом местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.06 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

После выбора управляющей организации (в роли которой может выступать и МУП) ранее действовавшая управляющая организация обязана передать новой управляющей организации по таким домам техническую и иную документацию, связанную с управлением каждым домом.

Новая управляющая организация начинает управлять такими домами с даты, указанной в договоре управления в соответствии с п. 7 ст. 162 ЖК РФ.

Порядок управления бесхозяйными домами

Бесхозяйные объекты жилищного фонда не могут быть переданы в управление: ни через проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, т. к. собственники помещений неизвестны, ни путем проведения открытого конкурса в соответствии со ст. 163 ЖК РФ, т. к. на день постановки такого жилья на учет в регистрирующих органах не оформлено право муниципальной собственности на данные объекты жилищного фонда.

В случае если в бесхозяйном жилищном фонде проживают граждане, то до оформления его в муниципальную собственность они могут пользоваться жилыми помещениями и соответственно коммунальными услугами. При этом возможны следующие варианты:

-в случае если многоквартирные и жилые домах бесхозяйного жилищного фонда, где проживает население, обслуживала ранее та или иная управляющая организация, то отношения по содержанию и ремонту жилых помещений сохраняются за данной организацией вплоть до выбора способа управления или управляющей организации собственниками помещений, либо до проведения конкурса по выбору управляющей организации органами местного самоуправления в порядке реализации ст. 163 ЖК РФ. Но эти процедуры могут быть проведены только после признания права муниципальной собственности на данные объекты в порядке, предусмотренном ст. 225 ГК РФ;
-в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления должны обеспечить нормальные условия жизнедеятельности на территории муниципального образования, в т. ч. для граждан, проживающих в многоквартирных домах, которые считаются бесхозяйными. Это относится к вопросам местного значения, решение которых осуществляется самостоятельно населением и (или) органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению указанных вопросов. Обеспечение жизнедеятельности муниципального образования включает в себя надлежащее содержание многоквартирных домов, в которых проживает население, а также предоставление соответствующих коммунальных услуг.

Таким образом, орган местного самоуправления на время, пока определенные многоквартирные дома числятся как бесхозяйные в целях реализации статей 2, 16 Федерального закона № 131-ФЗ в связи с необходимостью содержания соответствующего бесхозяйного жилищного фонда, вправе провести конкурс по выбору управляющей организации или назначить управляющую организацию, которая бы временно, до признания права муниципальной собственности в порядке, установленном ст. 225 ГК РФ, обслуживала бы бесхозяйный жилищный фонд.

После признания права муниципальной собственности на бесхозяйный жилищный фонд органом местного самоуправления должен быть проведен конкурс по выбору управляющей организации на право заключения договора управления муниципального жилищного фонда в соответствии со ст. 163 ЖК РФ.

Порядок передачи и расходования средств, связанных с приемом в муниципальную собственность ведомственного и бесхозяйного жилья

Субъектом РФ, ведомством или юридическим лицом, участвующими в передаче имущества, муниципальным образованием может быть предусмотрено проведение определенных мероприятий в отношении передаваемых в муниципальную собственность объектов до момента их передачи или в период их эксплуатации как объектов муниципальной собственности. Под этим подразумевается как проведение восстановительных работ на объектах до момента их передачи, так и финансирование передающей стороной определенных расходов, связанных с восстановлением или долевым содержанием объектов после их передачи. Указанные мероприятия могут носить разовый или долговременный характер.

Проведение восстановительных работ на объектах до момента их передачи в муниципальную собственность может осуществляться на основании соглашения, заключаемого органом местного самоуправления с субъектом РФ и проводиться по решению субъекта РФ либо за счет средств предприятий, содержащих объекты на балансе либо за счет целевых средств бюджета субъекта РФ, выделяемых в этом случае государственному унитарному предприятию.

После передачи объектов в муниципальную собственность могут предусматриваться следующие варианты финансирования передающей стороной мероприятий по восстановлению или долевому содержанию переданных объектов:

-финансовая помощь на безвозмездной основе бюджета субъекта РФ бюджету муниципального образования. На основании специального соглашения, заключаемого между субъектом РФ и органом местного самоуправления, принимающим объекты государственной собственности в муниципальную собственность, субъект РФ принимает решение о выделении бюджету соответствующего муниципального образования определенной суммы бюджетных ассигнований в виде финансовой помощи на безвозмездной и безвозвратной основе. При этом указанная финансовая помощь в виде субвенций или субсидий в соответствии со ст. 44 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) подлежит учету в доходной части бюджета муниципального образования как неналоговые доходы.

-безвозмездная передача денежных средств или иного имущества предприятиями, передающими объекты. Безвозмездная передача денежных средств на цели восстановления или содержания переданных в муниципальную собственность объектов может быть осуществлена предприятиями, передавшими соответствующие объекты в муниципальную собственность. При этом такая безвозмездная передача денежных средств признается в соответствии с нормами статей 572-582 ГК РФ как дарение или пожертвование. В этом случае между органом местного самоуправления и предприятием – дарителем или жертвователем — заключается договор безвозмездной передачи денежных средств или иного имущества.

Договор безвозмездной передачи денежных средств или иного имущества должен быть заключен в письменной форме, поскольку в соответствии со ст. 574 ГК РФ письменная форма договора обязательна, когда дарителем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Договор безвозмездной передачи может предусматривать как разовую операцию по передаче денежных средств или иного имущества, так и передачу их в каком-либо другом порядке, например, безвозмездная передача денежных средств в течение определенного периода (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

При оформлении предприятием договора безвозмездной передачи денежных средств или иного имущества на условиях пожертвования их муниципальному образованию в договоре может быть предусмотрено обязательное условие о целевом использовании муниципальным образованием пожертвования на финансирование объектов, переданных в муниципальную собственность. Безвозмездно переданные органу местного самоуправления предприятиями денежные средства по указанному выше договору на основании ст. 45 БК РФ поступают в доход местного бюджета в виде неналоговых доходов как безвозмездные перечисления от юридических лиц. Они могут быть направлены на:

-финансирование восстановления переданных в муниципальную собственность объектов. Финансирование органом местного самоуправления расходов, связанных с восстановлением вновь принятых в муниципальную собственность объектов может быть организовано как целевое финансирование работ по восстановлению объектов по муниципальным контрактам, заключаемым с организациями по результатам конкурсов на размещение соответствующего муниципального заказа, проводимого в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ.
-долевое участие органов местного самоуправления и предприятий-собственников объектов в финансировании расходов по содержанию объектов жилищного фонда и социально-культурного назначения. Финансирование текущих расходов, связанных с содержанием объектов, должно осуществляться собственниками помещений или органами местного самоуправления в рамках договоров управления каждым многоквартирным домом. При этом собственники помещений перечисляют средства в виде доплаты по договору управления. Она определяется в размере разницы между размером платы, установленным для собственников помещений и составляющим объем финансирования всех работ по содержанию домов, включенных в перечень таких работ, прилагаемый к договору управления в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 162 ЖК РФ, и размером соответствующей платы для нанимателей, установленной для них собственниками их помещений.

Органы местного самоуправления могут производить бюджетное финансирование по договорам управления доплаты до цены договора управления, определяемой в размере разницы между размером платы, установленной для всех собственников, и размером платы, определяющим цену договора соответственно перечню работ, включенному в договор.

Таким образом, для обеспечения эксплуатации вновь принятых в муниципальную собственность домов органам местного самоуправления необходимо принять следующие решения:

-по многоквартирным домам определить управляющую организацию по результатам конкурсов в соответствии с положениями ст. 161 или 163 ЖК РФ;
-по жилым домам, на цели эксплуатации которых предполагается выделение бюджетных средств, определить управляющую организацию по результатам конкурса, проведенного в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ;
-по жилым домам, на цели эксплуатации которых не предполагается выделение бюджетных средств, назначить управляющую организацию из числа действующих МУП или выбрать такую организацию по результатам конкурса, порядок проведения которого устанавливает орган местного самоуправления самостоятельно.

Денежные средства или иное имущество от ведомств, передающих дома в муниципальную собственность, могут быть переданы только соответствующим органам местного самоуправления, которые впоследствии устанавливают правила их целевого использования с учетом норм Бюджетного и жилищного кодексов Российской Федерации.

Таким образом,

Отношения, связанные с передачей домов в управление, рассматриваются в жилищном законодательстве в качестве самостоятельных отношений и не связаны единой процедурой, осуществляемой при смене собственника на жилые помещения в домах.

В соответствии с ЖК РФ смена собственника на отдельные или все помещения в домах не приводит автоматически к смене порядка управления домом, сложившимся до момента передачи помещений новому собственнику.

Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, устанавливается органом местного самоуправления данного муниципального образования..

Предприятием, передавшим в муниципальную собственность те или иные объекты, может быть осуществлена безвозмездная передача денежных средств, а также любого иного имущества органам местного самоуправления.

Орган местного самоуправления при формировании расходной части местного бюджета может учитывать безвозмездно переданные органу местного самоуправления предприятиями, передающими объект, денежные средства в соответствующих расходных статьях бюджетной классификации, для формирования в соответствии с п. 3 ст. 159 БК РФ бюджетной росписи на получателя соответствующих бюджетных средств, для финансирования соответствующих муниципальных нужд или муниципальных контрактов.

Поделитесь этой информацией:

Оставьте комментарий