Порядок предоставления субсидии МУП из бюджета

Содержание

ГОРОДСКАЯ УПРАВА ГОРОДА КАЛУГИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 года N 242-п
Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета муниципального образования «Город Калуга» на оказание финансовой помощи в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности муниципальных унитарных предприятий города Калуги

(с изменениями на 11 марта 2019 года)

(в ред. Постановлений Городской Управы г. Калуги от 14.05.2018 N 176-п, от 13.12.2018 N 436-п, от 11.03.2019 N 89-п)

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», статьями 30, 31 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 36, 44 Устава муниципального образования «Город Калуга», в целях принятия разумных необходимых мер, направленных на предупреждение банкротства муниципальных унитарных предприятий

ПОСТАНОВЛЯЮ:

(в ред. Постановления Городской Управы г. Калуги от 14.05.2018 N 176-п)

1. Утвердить Порядок предоставления субсидии из бюджета муниципального образования «Город Калуга» на оказание финансовой помощи в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности муниципальных унитарных предприятий города Калуги в соответствии с приложением к настоящему Постановлению.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его обнародования.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Городской Голова города Калуги
К.М.Горобцов

Приложение
к Постановлению
Городской Управы
города Калуги
от 4 августа 2016 г. N 242-п

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ ИЗ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД КАЛУГА» НА ОКАЗАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА КАЛУГИ

(в ред. Постановлений Городской Управы г. Калуги от 14.05.2018 N 176-п, от 13.12.2018 N 436-п, от 11.03.2019 N 89-п)

Общие положения о предоставлении субсидий

1.1. Порядок предоставления субсидии из бюджета муниципального образования «Город Калуга» на оказание финансовой помощи в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности муниципальных унитарных предприятий (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», статьями 30, 31 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг».

1.2. Настоящий Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Калуга» на оказание финансовой помощи в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности муниципальных унитарных предприятий (далее — субсидии) и направлен на обеспечение устойчивой работы, финансового оздоровления и предупреждения банкротства муниципальных унитарных предприятий, а также на погашение просроченной кредиторской задолженности по выплате выходных пособий и (или) по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и других выплат, причитающихся работнику, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.3. Субсидии предоставляются:

а) в целях предупреждения банкротства, восстановления платежеспособности предприятий и направляются на погашение денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей;

б) в целях погашения просроченной кредиторской задолженности по выплате выходных пособий и (или) по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включая проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Просроченной является задолженность по обязательствам по оплате труда, не исполненным в сроки, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами предприятия, коллективным договором, по состоянию на первое число текущего месяца, в котором подана заявка на получение субсидии муниципальному унитарному предприятию.

(пп. «б» в ред. Постановления Городской Управы г. Калуги от 13.12.2018 N 436-п)

1.4. Субсидии предоставляются на безвозмездной основе и возврату не подлежат, если законодательством, а также настоящим Порядком не предусмотрено иное.

1.5. Субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Город Калуга» на реализацию муниципальной программы муниципального образования «Город Калуга» «Экономическое развитие» в текущем финансовом году по управлению экономики и имущественных отношений города Калуги, при наличии положительного решения комиссии по повышению эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города Калуги.

1.6. Получателями субсидии являются муниципальные унитарные предприятия, собственником имущества которых является муниципальное образование «Город Калуга».

1.7. Критериями отбора юридических лиц для получения субсидии является:

1) при предоставлении субсидии в целях, предусмотренных подпунктом а) пункта 1.3 Порядка:

— неспособность муниципального унитарного предприятия удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору и (или) исполнять обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

— в отношении муниципального унитарного предприятия в установленном действующим законодательством порядке не введена ни одна из процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— муниципальное унитарное предприятие не находится в процессе ликвидации;

(абзац введен Постановлением Городской Управы г. Калуги от 11.03.2019 N 89-п)

2) при предоставлении субсидии в целях, предусмотренных подпунктом б) пункта 1.3 Порядка:

— наличие просроченной кредиторской задолженности по выплате выходных пособий и (или) по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, включая проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Просроченной является задолженность по обязательствам по оплате труда, не исполненным в сроки, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами предприятия, коллективным договором, по состоянию на первое число текущего месяца, в котором подана заявка на получение субсидии муниципальному унитарному предприятию;

(в ред. Постановления Городской Управы г. Калуги от 13.12.2018 N 436-п)

— в отношении муниципального унитарного предприятия в установленном действующим законодательством порядке не введена ни одна из процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

— муниципальное унитарное предприятие не находится в процессе ликвидации.

(абзац введен Постановлением Городской Управы г. Калуги от 11.03.2019 N 89-п)

Условия и порядок предоставления субсидии

2.1. Субсидии не могут направляться муниципальным унитарным предприятием на осуществление выплат кредиторам по долговым обязательствам, не связанным с уставной деятельностью предприятия (видами деятельности предприятия, определенными уставом) и переведенным на предприятие, в соответствии с договорами перевода долга.

Получатели субсидии не должны получать средства из бюджета муниципального образования «Город Калуга» на основании иных муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка.

2.2. Для получения субсидии получатель направляет в управление экономики и имущественных отношений города Калуги заявку на перечисление субсидии, согласованную с органом Городской Управы города Калуги, в подведомственности которого находится соответствующее муниципальное унитарное предприятие, с указанием расчетного (лицевого) счета для перечисления денежных средств и объема требуемых средств и следующие документы:

— заверенные получателем копии учредительных документов;

— копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за предыдущий год и отчетный период текущего года, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера;

— документы, подтверждающие, что финансовое положение муниципального унитарного предприятия отвечает признакам банкротства, предусмотренным пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в случае предоставления субсидии в целях, предусмотренных подпунктом а) пункта 1.3 Порядка);

— обоснования, подтверждающие невозможность муниципального унитарного предприятия самостоятельно погасить задолженность по выплате заработной платы (в зависимости от цели предоставления субсидии);

— документы, обосновывающие размер требуемых средств для погашения денежных обязательств и обязательных платежей муниципального унитарного предприятия (в зависимости от цели предоставления субсидии);

— заверенные получателем копии документов, подтверждающих обязательства по уплате просроченной кредиторской задолженности (договоры, акты сверки по расчетам с кредиторами, требования (претензии) об уплате задолженности, копии исполнительных документов, копии судебных решений, оборотно-сальдовые ведомости по соответствующим счетам бухгалтерского учета по состоянию на последнюю отчетную дату и на дату подачи заявления) (в зависимости от цели предоставления субсидии);

— план мероприятий по финансовому оздоровлению муниципального унитарного предприятия, согласованный с органом Городской Управы города Калуги, в подведомственности которого находится соответствующее муниципальное унитарное предприятие.

2.3. Управление экономики и имущественных отношений города Калуги в течение 5 рабочих дней рассматривает представленные заявителем документы на соответствие законодательству и требованиям настоящего Порядка.

2.4. Управление экономики и имущественных отношений города Калуги в отношении получателя субсидии самостоятельно запрашивает в уполномоченном органе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Получатель субсидии вправе самостоятельно предоставить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в комплекте предоставляемых документов.

2.5. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

— несоответствие документов требованиям законодательства и настоящего Порядка;

— недостоверность представленной получателем субсидии информации;

— отсутствие финансовой возможности в предоставлении субсидии из-за ограниченности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Город Калуга» на текущий финансовый год;

— несоответствие заявителя критериям, определенным в пункте 1.7 настоящего Порядка в зависимости от цели предоставления субсидии.

В случае отказа в предоставлении субсидии управление экономики и имущественных отношений города Калуги возвращает документы заявителю.

2.6. Получатель субсидии несет ответственность за недостоверность предоставляемых данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.7. В случае соответствия представленных документов требованиям законодательства и настоящего Порядка управление экономики и имущественных отношений города Калуги направляет заявку и представленные документы на рассмотрение комиссии по повышению эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города Калуги. Комиссия рассматривает представленные документы и принимает решение в порядке, установленном правовым актом Городской Управы города Калуги.

2.8. Размер предоставляемой субсидии определяется комиссией по повышению эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города Калуги в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете муниципального образования «Город Калуга» на текущий финансовый год по управлению экономики и имущественных отношений города Калуги.

2.9. Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между управлением экономики и имущественных отношений города Калуги и получателем субсидии (далее — соглашение) в соответствии с типовой формой, утвержденной правовым актом Городской Управы города Калуги.

Соглашением определяются цели, условия, сроки, объем и порядок перечисления субсидии, условия контроля за целевым использованием субсидии, порядок, условия и обязательства по его исполнению, порядок и форма предоставления отчетов об использовании субсидии.

Субсидия перечисляется управлением экономики и имущественных отношений города Калуги на счет получателя субсидии, открытый в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, указанный в соглашении о предоставлении субсидии, в течение 30 рабочих дней со дня подписания соглашения.

Требования к отчетности

3.1. Получатель субсидии в течение 5 рабочих дней после погашения задолженности за счет средств субсидии представляет в управление экономики и имущественных отношений города Калуги отчет о фактическом использовании выделенной субсидии по целевому назначению по форме, предусмотренной в соответствии с заключенным соглашением. К отчету в обязательном порядке прилагаются документы или заверенные надлежащим образом копии этих документов, подтверждающие расходы муниципального унитарного предприятия по исполнению денежных обязательств и обязательных платежей.

Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение

4.1. Не использованные получателем по состоянию на 31 декабря текущего финансового года остатки субсидии подлежат возврату в доход бюджета муниципального образования «Город Калуга» в течение первых 15 рабочих дней очередного финансового года.

4.2. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения условий и порядка ее предоставления получатель обязан возвратить полученные средства в течение 15 рабочих дней со дня получения от управления экономики и имущественных отношений города Калуги уведомления о возврате средств субсидии либо в срок, указанный в документе органа муниципального финансового контроля.

4.3. Управление экономики и имущественных отношений города Калуги и органы муниципального финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 августа 2008 года N 02-01-04/2523
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 августа 2008 года N 12064-АП/Д05
ПИСЬМО
О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации

В Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации поступают многочисленные запросы о применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по вопросу, касающемуся порядка предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений).
Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации полагают необходимым обратить внимание на следующие положения законодательства Российской Федерации.

1. Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
При этом статьей 78.1 Бюджетного кодекса установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий автономным учреждениям и государственным корпорациям.
Кроме того, в данной статье определено, что в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации.
Однако указанное обстоятельство не является препятствием для возможности предоставления субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям на основании положений статьи 78 Бюджетного кодекса.
Аналогичная позиция нашла отражение в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на проект Федерального закона N 478010-4 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Согласно указанному официальному отзыву Правительством Российской Федерации не поддержан законопроект, направленный на внесение изменения в статью 78 Бюджетного кодекса в части дополнительного закрепления положения о предоставлении субсидий некоммерческим организациям из бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пункт 2 этой же статьи закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
Согласно пункту 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Таким образом, именно закон (решение) о бюджете предусматривает случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных (муниципальных) учреждений) субсидий, получаемых из бюджета, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По нашему мнению, предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.
Деятельность некоторых некоммерческих организаций обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями их правового положения, и преследует достижение различных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и иных целей.
Так, например, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса получателям средств из бюджета (в том числе некоммерческим организациям — объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства), не являющимся бюджетными учреждениями, могут быть предоставлены денежные средства из бюджета (гранты) в форме единовременно, безвозмездно и безвозвратно выплачиваемых субсидий. Такая позиция нашла отражение в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на проект Федерального закона N 41427-5 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (которым было предложено установление в Бюджетном кодексе новой формы бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера).

4. В отношении возможности предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов субсидий в виде имущественного взноса некоммерческим организациям, в том числе созданным в форме фонда, обращаем внимание на следующее.
Статья 31 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах.
Так, согласно статьям 7 и 26 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Источниками формирования имущества фонда как некоммерческой организации в денежной и иных формах являются, в частности, регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов) и добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Таким образом, публично-правовое образование, если оно выступает учредителем фонда, вправе предоставлять как разовые, так и регулярные имущественные взносы, в том числе и в виде денежных средств в целях финансового обеспечения его деятельности.
Статья 78 Бюджетного кодекса не содержит ограничений в отношении предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), в том числе созданным в форме фонда.
Например, закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете), с учетом требований статьи 78 Бюджетного кодекса, на наш взгляд, может предусматривать выделение субсидии из регионального бюджета (местного бюджета) в целях оказания содействия субъектам малого предпринимательства в качестве добровольного имущественного взноса на учреждение государственного или муниципального фонда поддержки предпринимательства, фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств), фонда для приобретения паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства и иных видов объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечение их деятельности.
Исходя из вышеизложенного, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации полагают, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит Бюджетному кодексу.

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
Т.Г.Нестеренко
Статс-секретарь —
Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
А.В.Попова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Об утверждении Порядка предоставления в 2020 году субсидий из бюджета города Абакана иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями

АДМИНИСТРАЦИЯ Г. АБАКАНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2019 года N 2145
Об утверждении Порядка предоставления в 2020 году субсидий из бюджета города Абакана иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями

(с изменениями на 28 апреля 2020 года)

(в ред. Постановления Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

Руководствуясь пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 N 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями», пунктом 26 Решения Совета депутатов города Абакана от 24.12.2019 N 136 «О бюджете муниципального образования город Абакан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», статьей 35, статьей 41 Устава города Абакана, постановляю:

1. Утвердить Порядок предоставления в 2020 году субсидий из бюджета города Абакана иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (прилагается).

2. Информационному отделу по связям с общественностью Администрации г. Абакана (Н.К. Батасова) опубликовать настоящее Постановление в газете «Абакан» и разместить на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы города Абакана по вопросам экономики и финансов В.В. Виницыну.

Глава города Абакана
А.В.ЛЕМИН

Приложение. Порядок предоставления в 2020 году субсидий из бюджета города Абакана иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями

Приложение

Утвержден
Постановлением
Администрации города Абакана
от 27.12.2019 N 2145

(в ред. Постановления Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

1.1. Настоящий Порядок предоставления в 2020 году из бюджета города Абакана субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее — Порядок), устанавливает:

1) общие положения предоставления в 2020 году из бюджета города Абакана субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее — субсидии);

2) условия и порядок предоставления субсидий;

3) требования к отчетности;

4) требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

1.2. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования город Абакан на 2020 год и лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю бюджетных средств как получателю бюджетных средств — Администрации города Абакана или Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее — Главный распорядитель бюджетных средств) в установленном порядке на предоставление субсидий.

(п. 1.2 в ред. Постановления Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

1.3. Субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения в 2020 году затрат на:

1) проведение мероприятий для инвалидов в сумме 622 тыс. рублей;

2) содержание народных дружин в рамках оказания поддержки объединениям граждан, участвующим в охране общественного порядка, создания условий деятельности народных дружин в целях реализации Муниципальной программы «Профилактика правонарушений, незаконного оборота наркотиков, терроризма, экстремизма, а также обеспечение общественного порядка и безопасности в городе Абакане на 2017 — 2020 годы», утвержденной Постановлением Администрации г. Абакана от 12.10.2016 N 1594, в сумме 5947 тыс. рублей;

(пп. 2 в ред. Постановления Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

3) обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях реализации Муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2017 — 2020 годы», утвержденной Постановлением Администрации г. Абакана от 14.10.2016 N 1613, в сумме 350 тыс. рублей.

(пп. 3 введен Постановлением Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

1.4. Субсидии на цели, установленные пунктом 1.3 настоящего Порядка, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе.

1.5. Получателями субсидий в соответствии с пунктом 26 Решения Совета депутатов города Абакана от 24.12.2019 N 136 «О бюджете муниципального образования город Абакан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» являются:

1) на проведение мероприятий для инвалидов:

а) Абаканская городская местная организация Хакасской республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в сумме 378 тыс. рублей;

б) Хакасская Республиканская организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» в сумме 185 тыс. рублей;

в) Хакасское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» в сумме 59 тыс. рублей;

2) на содержание народных дружин в рамках оказания поддержки объединениям граждан, участвующим в охране общественного порядка, создания условий для деятельности народных дружин — местная городская общественная организация «Абаканская народная дружина» в сумме 5947 тыс. рублей;

3) организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является муниципальное образование город Абакан, в сумме 350 тыс. рублей;

(пп. 3 введен Постановлением Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

(далее — Получатели субсидий).

Условия и порядок предоставления субсидий

2.1. Условиями предоставления субсидий являются:

1) соответствие получателей субсидий требованиям, установленным пунктами 1.5 и 2.6 настоящего Порядка;

2) включение в Соглашение и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным Соглашениям, согласия соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по Соглашениям на осуществление Главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет полученных средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.

2.2. Основанием для предоставления субсидий являются соглашения на предоставление в 2020 году из бюджета города Абакана субсидий, заключаемые Главным распорядителем бюджетных средств с получателями субсидий (далее — Соглашение).

2.3. Для предоставления субсидии получателям субсидий необходимо представить Главному распорядителю бюджетных средств следующие документы:

1) письменное заявление о предоставлении субсидии с указанием банковских реквизитов получателей субсидий, Ф.И.О. руководителя. Кроме того, в заявлении должно быть задекларировано соответствие получателей субсидий требованиям, указанным в пункте 2.6 настоящего Порядка;

2) документы, подтверждающие полномочия лиц на подписание Соглашения;

3) перечень мероприятий, планируемых к проведению в 2020 году с указанием периода их проведения, заверенный руководителем получателя субсидии (при наличии).

(в ред. Постановления Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

2.4. Главный распорядитель бюджетных средств регистрирует заявления получателей субсидий о предоставлении субсидий в день их поступления и в течение пяти рабочих дней со дня их регистрации осуществляет проверку документов на соответствие пункту 2.3 настоящего Порядка.

2.5. Основания для отказа получателям субсидий в предоставлении субсидии:

1) несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным пунктом 2.3 настоящего Порядка, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

2) недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных получателями субсидий;

3) несоответствие заявителя критериям, указанным в пунктах 1.5, 2.6 настоящего Порядка.

2.6. Получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии должны соответствовать следующим требованиям:

1) у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет муниципального образования город Абакан субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными муниципальными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом муниципального образования город Абакан в соответствии с муниципальным правовым актом;

2) получатель субсидии не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2.7. Размер предоставляемой субсидии на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка определен Решением Совета депутатов города Абакана от 24.12.2019 N 136 «О бюджете муниципального образования город Абакана на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»:

1) на проведение мероприятий для инвалидов:

а) Абаканской городской местной организации Хакасской республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в сумме 378 тыс. рублей;

б) Хакасской Республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» в сумме 185 тыс. рублей;

в) Хакасскому региональному отделению Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» в сумме 59 тыс. рублей;

2) на содержание народных дружин в рамках оказания поддержки объединениям граждан, участвующим в охране общественного порядка, создания условий для деятельности народных дружин — местной городской общественной организации «Абаканская народная дружина» в сумме 5947 тыс. рублей;

3) на обеспечение деятельности организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в сумме 350 тыс. рублей.

(пп. 3 введен Постановлением Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

2.8. В течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного пунктом 2.4 настоящего Порядка для проверки документов, Главный распорядитель бюджетных средств письменно уведомляет получателей субсидий о готовности заключить Соглашение или направляет мотивированный отказ в заключении Соглашения.

2.9. Главный распорядитель бюджетных средств одновременно с направлением уведомления о готовности заключить Соглашение, направляет получателям субсидий проекты Соглашений.

Соглашение и дополнительные соглашения к указанному соглашению, предусматривающие внесение в него изменений или его расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Бюджетно-финансовым управлением Администрации города Абакана.

2.10. Получатели субсидий в течение трех рабочих дней со дня получения проекта Соглашения предоставляют Главному распорядителю бюджетных средств подписанное Соглашение.

2.11. Получатели субсидий несут ответственность за достоверность предоставляемых документов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.12. Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Главным распорядителем бюджетных средств на указанные в Соглашениях счета получателя субсидии в кредитных организациях.

Порядок перечисления субсидии в целях финансового обеспечения затрат на содержание народных дружин следующий:

1) получатель субсидии до 25 числа расчетного месяца представляет Главному распорядителю бюджетных средств заявку на получение аванса, размер которого не может превышать 1/12 части от общего объема субсидии, указанного в Соглашении;

(в ред. Постановления Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

2) оставшаяся сумма субсидии перечисляется Главным распорядителем бюджетных средств получателю субсидии на основании отчета получателя субсидии о размере фактических затрат на содержание народных дружин в рамках оказания поддержки объединениям граждан, участвующим в охране общественного порядка, создания условий для деятельности народных дружин.

Перечисление субсидий в целях финансового обеспечения затрат на проведение мероприятий для инвалидов осуществляется на основании заявки на финансирование проведения конкретного(ых) мероприятия(ий), которая должна быть подана не позднее 10 рабочих дней до планируемой даты проведения мероприятия.

Перечисление субсидий в целях обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется на основании заявки на обеспечение затрат отчетного месяца, которая должна быть подана не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

(абзац введен Постановлением Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

2.13. Главный распорядитель бюджетных средств:

1) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки от получателя субсидии формирует заявку на выделение финансовых средств из бюджета города Абакана;

2) в течение 3 рабочих дней со дня получения финансовых средств осуществляет их перечисление получателю субсидии.

2.14. Получатель субсидии ведет отдельный учет полученных им из бюджета города Абакана сумм субсидии, а также учет их использования в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами по ведению бухгалтерского учета.

2.15. Результаты предоставления субсидии устанавливаются следующие:

а) Абаканской городской местной организации Хакасской республиканской организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» — 17 мероприятий для инвалидов;

б) Хакасской Республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» — 20 мероприятий для инвалидов;

в) Хакасскому региональному отделению Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» — 7 мероприятий для инвалидов;

г) на содержание народных дружин в рамках оказания поддержки объединениям граждан, участвующим в охране общественного порядка, создания условий для деятельности народных дружин — 31000 часов работы дружинников;

д) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, — 90 информационных и консультационных услуг.

(пп. «д» введен Постановлением Администрации г. Абакана от 28.04.2020 N 662)

2.16. За счет средств полученной субсидии, запрещается приобретать иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.

3.1. Не позднее 10 рабочего дня, следующего за отчетным годом, получатель субсидии представляет Главному распорядителю бюджетных средств отчет о достижении результатов, указанных в пункте 2.15 настоящего Порядка, по форме, установленной в Приложении к настоящему Порядку.

3.2. Получатель субсидии представляет Главному распорядителю бюджетных средств отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия. Срок и форма представления указанного отчета устанавливается Главным распорядителем бюджетных средств в Соглашении.

3.3. Главный распорядитель бюджетных средств может устанавливать в Соглашении сроки и формы представления получателем субсидии дополнительной отчетности.

3.4. В течение 10 рабочих дней со дня получения отчетов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Порядка и дополнительной отчетности, в случае если она предусмотрена Соглашением, Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет их проверку и при выявлении ошибок в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока проверки возвращает их получателю субсидии.

3.5. Получателем субсидии устраняются (исправляются) допущенные нарушения в течение 10 рабочих дней со дня возвращения Главным распорядителем бюджетных средств проверенных отчетов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего Порядка и дополнительной отчетности, в случае если она предусмотрена Соглашением.

4.1. Условия, цели и порядок предоставления субсидий получателям субсидий подлежат обязательной проверке Главным распорядителем бюджетных средств и органами муниципального финансового контроля города Абакана.

Для проведения проверки получатели субсидий в сроки, установленные в запросе о предоставлении документов, обязаны предоставить проверяющим все запрашиваемые документы, связанные с использованием бюджетных средств, выделенных в виде субсидий.

4.2. Проверка условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии проводится Бюджетно-финансовым управлением Администрации города Абакана в срок со дня заключения Соглашения до 1 июня 2021 года.

4.3. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий в рамках проверки отчетности, предусмотренных разделом 3 настоящего Порядка.

4.4. За нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий, недостижение результатов предоставления субсидий получатель субсидии обязан возвратить средства полученных субсидий.

4.5. Субсидии подлежат возврату получателем субсидии в бюджет города Абакана в указанных объемах в случаях выявления следующих фактов:

1) нецелевого использования бюджетных средств — в полном объеме;

2) неиспользования субсидий в установленные сроки — в объеме неиспользованных средств субсидий и отсутствия решения главного распорядителя бюджетных средств, принятого по согласованию с финансовым органом муниципального образования, о наличии потребности в указанных средствах;

3) нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленных по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органами муниципального финансового контроля — в полном объеме;

4) недостижения результатов предоставления субсидий, установленных в пункте 2.15 настоящего Порядка в объеме, определенном в соответствии с пунктом 4.9 настоящего Порядка.

4.6. Факты нецелевого использования субсидии, неиспользования субсидий в установленные сроки, нарушения условий предоставления субсидии устанавливаются актами проверок Главного распорядителя бюджетных средств и органов муниципального финансового контроля города Абакана.

Акты проверок с требованием о возврате субсидии и уведомления о возврате субсидии направляются получателю субсидии в порядке и в сроки, установленные документами, регламентирующими порядок проведения проверок.

Указанные субсидии подлежат возврату в бюджет города Абакан в течение 10 дней со дня получения получателем субсидии уведомления о возврате средств субсидии.

4.7. Получатель субсидии обязан в срок до 1 февраля 2021 года возвратить в бюджет города Абакана не использованные в 2020 году остатки субсидий.

4.8. В случае отказа от добровольного возврата субсидий в установленный срок Главный распорядитель бюджетных средств направляет в суд исковое заявление о взыскании необоснованно полученных сумм субсидий.

4.9. В случае нарушения получателем субсидии обязательств в части достижения значений показателей результативности использования субсидии, установленных в Соглашении, подлежит возврату объем средств субсидии, который определяется по формуле:

Св = Сф — Сп x Кв,

где Св — сумма возврата;

Сф — размер фактически перечисленной субсидии за отчетный год;

Сп — размер запланированной субсидии на год;

Кв — коэффициент выполнения плана, рассчитываемый по формуле:

фактически достигнутое значение результата

Кв = _______________________________________________________________.

значение результата, установленное (Порядком)

Рассчитанный по указанной формуле объем средств субсидии подлежит возврату в бюджет города Абакана в течение 10 рабочих дней со дня получения получателем субсидии уведомления о возврате средств субсидии.

4.10. Основанием для освобождения получателя субсидии от применения мер ответственности, установленных подпунктом 4 пункта 4.5 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.

Приложение. Отчет о достижении результатов и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии

Приложение
к Порядку
предоставления в 2020 году субсидий
из бюджета города Абакана иным некоммерческим
организациям, не являющимся государственными
(муниципальными) учреждениями

по состоянию на ___ __________ 20__ года

Наименование Получателя: _______________________________________________________

Периодичность: ______________________________________________

N п/п

Наименование показателя

Наименование проекта (мероприятия)

Единица измерения

Плановое значение показателя

Достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату

Процент выполнения плана

Причина отклонения

Наименование

Руководитель Получателя ___________ ___________ _______________________

(уполномоченное лицо) (должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Исполнитель _____________ ____________________________ ________________

О субсидиях, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В силу ст. 6 БК РФ отсутствуют правовые основания для отнесения коммерческих организаций к получателям бюджетных средств. Так что же, коммерческие организации вообще не могут получать бюджетные средства? Да нет, конечно, могут, просто об этом говорится в других статьях. Например, согласно ст. 78 БК РФ коммерческие организации вправе получать субсидии. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (в том числе субсидии на сельское хозяйство — сельскохозяйственным товаропроизводителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения либо возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.

Каковы особенности налогового учета средств, получаемых организациями – сельскохозяйственными товаропроизводителями из бюджета (федерального или регионального)? Нужно ли полученные субсидии на сельское хозяйство учитывать в составе налогооблагаемых доходов? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье.

Субсидирование сельского хозяйства.

Бюджетное субсидирование деятельности организаций – субсидирование сельского хозяйства — сельскохозяйственных товаропроизводителей различается по видам и направлениям поддержки, которая в соответствии с бюджетным законодательством может осуществляться не только из региональных источников, но и за счет федерального бюджета. Чаще всего субсидии на сельское хозяйство выделяются на возмещение конкретных расходов (например, затрат на приобретение топлива, племенного молодняка крупного рогатого скота, элитных семян сельскохозяйственных культур, средств химической защиты растений, мелиорацию земельных угодий).

Теперь о том, кого можно считать сельскохозяйственным товаропроизводителем. Данное понятие приведено в ст. 3 Закона № 264‑ФЗ. Таковыми признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70% за календарный год.

Иначе говоря, для получения бюджетной субсидии на сельское хозяйство по общему правилу необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании данных за соответствующий календарный год (то есть за период с 1 января по 31 декабря). Очевидно, для крымских сельскохозяйственных товаропроизводителей в этой части в 2015 году будут действовать особые правила, установленные в том числе региональными нормативными правовыми актами. Сказанное обусловлено Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 № 423, положениями которого утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 – 2017 годы.

Субсидия на сельское хозяйство – это внереализационный доход.

Субсидия на сельское хозяйство, полученная коммерческой организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, установленном ст. 78 БК РФ, в целях применения гл. 25 НК РФ не является целевым финансированием или целевым поступлением (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ). Поэтому она подлежит включению в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль вне зависимости от цели, ради достижения которой она выделена из бюджета.

Согласно п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 465‑ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:

  • субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату данного налогового периода;
  • субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав;
  • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления;
  • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам, связанным с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав. Разница между суммой полученных субсидий и суммой, учтенной в составе доходов на дату их зачисления, отражается в составе доходов в порядке, аналогичном порядку признания дохода по субсидиям, полученные на финансирование упомянутых расходов.

В случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных п. 4.1 ст. 271 НК РФ, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Итак, полученная организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия на сельское хозяйство для целей налогообложения прибыли представляет собой внереализационный доход.

Пример.

ООО «Урожай», применяющее общую систему налогообложения, получило в апреле 2015 года субсидию на сельское хозяйство из бюджета Республики Крым в сумме 5 900 тыс. руб. (в том числе НДС – 900 тыс. руб.) на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением оборудования для животноводства. Оборудование было приобретено в феврале 2015 года и в этом же месяце принято к учету и введено в эксплуатацию. Оно отнесено ко второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования до трех лет включительно), установлен срок полезного использования – 36 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации по оборудованию составляет 139 тыс. руб. и начисляется с марта 2015 года.

В апреле 2015 года ООО «Урожай» учтет единовременно во внереализационных доходах сумму 278 тыс. руб. (139 тыс. руб. х 2). Оставшаяся сумма 5 622 тыс. руб. (5 900 — 278) начиная с мая 2015 года и до окончания срока полезного использования данного оборудования учитывается в составе внереализационных доходов в размере 139 тыс. руб.

В Письме Минфина России от 06.04.2011 № 03‑03‑06/1/220 тоже подчеркивается, что субсидии на сельское хозяйство, полученные сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат на приобретение минеральных удобрений, а также на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этом же письме финансисты отмечают: данные субсидии могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и произведенной и переработанной названными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (см. также Письмо от 01.11.2013 № 03‑03‑06/1/46682). Следовательно, в отношении этих доходов может быть применена ставка налога 0%, установленная п. 1.3 ст. 284 НК РФ для данного вида деятельности, при условии соблюдения требований, определенных п. 2 ст. 346.2 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 10.11.2014 № 03‑03‑06/1/56444).

Если полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия не связана с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), а, например, направлена на компенсацию расходов, связанных со строительством дорог или газопровода (см. Письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03‑03‑06/1/611), то названная субсидия включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ.

И последнее в этом разделе. Затраты, на компенсацию которых предоставлены бюджетные субсидии, для целей налогообложения прибыли признаются в общем порядке. Так, если субсидия предоставлена организации на возмещение затрат на приобретение элитных семян, сумма фактических расходов на их приобретение включается в состав материальных расходов на дату передачи семян в производство (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ).

Субсидирование сельского хозяйства и НДС.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС независимо от источника финансирования. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Если субсидии были получены организацией из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то данные суммы субсидий не включаются в облагаемую базу.

В ситуации, когда предоставленные организации – сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии являются платой за реализуемые ей товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, НДС в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. Источник выплаты субсидии (федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ) в данном случае значения не имеет.

О восстановлении налога.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено специальное правило. Согласно ему суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если субсидии получены из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в силу ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При восстановлении налога в книге продаж необходимо зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого «входной» НДС был принят к вычету на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж).

Получение субсидий из бюджетов других уровней (региональных или местных) не влечет за собой необходимость восстановления НДС (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03‑07‑11/38849).

Казалось бы, восстановить НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ следует в том случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Но на практике названная норма вызывает двоякое толкование.

Характерный пример – Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (спор возник в отношении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений). Судьи АС ЦО рассуждали так. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией из федерального бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Размер субсидий рассчитан исходя из фактических затрат общества, включая налог. Поэтому, получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после периода, в котором был заявлен вычет НДС по минеральным удобрениям, стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним. Тот факт, что в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, значения не имеет.

Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013 в отношении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования.

Вместе с тем в судебной практике есть решения, в которых сделаны совершенно иные выводы. В частности, некоторые арбитры полагают, что, руководствуясь пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из федерального бюджета выделены с учетом НДС (то есть когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой). Примерами таких решений являются постановления ФАС ПО от 10.07.2014 по делу № А65-28197/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и средств химической защиты растений), ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением элитных семян зерновых культур).

Итак, нечетко сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ правило нередко становится поводом для разногласий между участниками налоговых правоотношений. Однако предугадать исход подобного спора в суде, учитывая приведенные примеры судебных решений, не представляется возможным. В подобных ситуациях налогоплательщикам, полагаем, следует апеллировать к норме, установленной п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в его пользу.

В каком случае субсидию придется вернуть?

Действительно, в некоторых случаях возможно и такое. Поскольку субсидии – это бюджетные средства, расходовать их по своему усмотрению получатель данных средств не вправе. Как правило, подобные моменты оговариваются в соглашении о предоставлении субсидии, поэтому в случае выявления нарушений условий соглашения о предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии выделенные денежные средства могут обязать вернуть в бюджет. Приведем несколько примеров.

Постановление ФАС СКО от 04.04.2013 по делу № А22-847/2012: субсидия была предоставлена на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений для внесения под культуры, перечень которых был оговорен ведомственным нормативным актом. Однако по факту удобрения были внесены организацией под иные культуры. Вердикт судей: субсидия в размере 354 440 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу № А13-2373/2012: субсидия предоставлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. Однако племенные свидетельства на каждое животное, как того требовали условия предоставления субсидии, не были оформлены надлежащим образом. Соответственно, такие документы, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не могут служить подтверждением качества племенной продукции. Вердикт судей: субсидия в размере 4 458 300 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление АС СКО от 26.12.2014 по делу № А32-3829/2014: субсидия на сельское хозяйство выделена на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись пшеница озимая площадью 440 га, озимый ячмень площадью 85 га и рапс озимый площадью 80 га. Однако фактическая посевная площадь озимых культур не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования. Вердикт судей: взыскать с общества выделенные ранее суммы субсидии в размере 248 463 руб. 45 коп.

Итак, при несоблюдении условий предоставления субсидии на сельское хозяйство сельскохозяйственный товаропроизводитель рискует тем, что по результатам проверки его обяжут вернуть полученные бюджетные средства.

* * *

Подведем итоги. Если организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель получила бюджетную субсидию на сельское хозяйство, данная организация неукоснительно должна соблюсти все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. В противном случае организация несет риски по возврату субсидии в бюджет.

При исчислении НДС принципиальное значение имеет цель ее предоставления. Если субсидия направлена на компенсацию расходов организации на приобретение тех или иных товаров (работ, услуг), то она не учитывается в облагаемой НДС базе. Если субсидия является оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), то НДС в отношении нее исчисляется в общеустановленном порядке. Суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Однако толкование приведенного правила (в том числе арбитрами) не является однозначным.

В целях исчисления налога на прибыль сумма полученной субсидии признается внереализационным доходом независимо от уровня бюджета, из которого она выделяется.

И еще. Из всего многообразия бюджетных субсидий на сельское хозяйство, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, в статье рассмотрены лишь некоторые из них. В следующих номерах мы поговорим об особенностях учета субсидий на сельское хозяйство, направленных на оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства, которая предоставляется по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431.

См. Письмо Минфина России от 29.12.2014 № 02‑04‑11/68124.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

 Об указании НДС в платежном поручении на перечисление субсидии см. далее.

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Определением ВС РФ от 27.11.2014 № 310‑КГ14-1569 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Определением ВС РФ от 11.09.2014 № 307‑ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

Т. М. Медведева
эксперт журнала «Бухгалтер Крыма», №3, март, 2015 г.

Оставьте комментарий