Порядок сноса самовольных построек

Содержание

Административный порядок сноса самовольной постройки. Что имел в виду законодатель?

С 1 сентября 2015 года вступит в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ, которым существенно изменяется правовое регулирование вопросов, связанных самовольной постройкой. В части изменения критериев, позволяющих признавать ту или иную постройку самовольной, эта тема достаточно активно обсуждается в юридическом сообществе. Мне же хотелось бы обратить внимание на изменение процедуры сноса самовольно возведенной недвижимости. Действительно ли вводится административный порядок принятия решений о сносе, является ли он общим правилом, либо исключением, об этом попытаюсь рассказать ниже.

Действующая редакция абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ не предусматривает порядок сноса самовольной постройки, а лишь фиксирует его необходимость в качестве последствия нарушения, указывает на чей счет должны относиться расходы и содержит отсылку к исключениям, когда право собственности может быть признано и постройка не подлежит сносу. На практике же существует только судебный порядок принудительного сноса. Чаще всего истцами по таким делам выступают органы местного самоуправления. Одной из существенных проблем, возникающих при предъявлении иска, является необходимость доказывания истцом своего права на его подачу.

Даже с учетом разъяснений, содержащихся в Пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. (о том, что в суд в праве в публичных интересах обращаться прокурор и уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом) у органов местного самоуправления достаточно часто возникала проблема в доказывании собственного правового интереса в сносе самовольной постройки. Одно дело, когда она находится на муниципальной земле, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, и распоряжение которым осуществляют органы местного самоуправления. Другое – когда самострой возводится собственником земельного участка. В этой ситуации органам местного самоуправления приходилось доказывать, что они имеют право действовать в публичных интересах. Это право за ними зачастую признавалось судебной практикой, исходя из того, что местные администрации наделены полномочиями по выдаче разрешений на строительство, и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 г. № 71/10 по делу № А55-17832/2008).

Однако от обязанности доказывания наличия публичного интереса приведённая позиция не освобождала. В Определение от 24.09.2013 г. № 18-КГ13-95 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что правом на обращение в суд с исками в защиту прав и интересов частных лиц органы местного самоуправления не наделены, а при обращении в суд не было указано, в чем заключается нарушение публичных интересов несоблюдением требуемого расстояния до соседнего участка.

Что же изменится с 1 сентября.

Статья 222 дополняется новым пунктом 4, согласно которому органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения (абзац первый).

Возможность принятия решения о сносе самовольной постройки без обращения в суд должна существенно упростить процедуру. Доводилось даже слышать мнение о том, что теперь в качестве общего правила вводится административный порядок сноса. Но так ли это?

Во-первых, не понятна логика законодателя, который зачем-то ограничил круг муниципальных образований, органы местного самоуправления которых вправе принимать решения о сносе. Из буквального смысла абзаца первого пункта 4 следует, что такое право предоставлено только органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (применительно к межселенным территориям). Что в таком случае делать с самовольными постройками, возведенными на землях городских и сельских поселений, городских округов с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения?

Если относительно городских округов с внутригородским делением можно предположить, что будут применяться правила, касающиеся городских округов (согласно абзацу седьмому части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ первый является разновидностью второго), то относительно остальных видов муниципальных образований такое предположение не очевидно.

Однозначно можно сказать, что поскольку органы местного самоуправления городских и сельских поселений не упоминаются в законе, то они не вправе будут принимать решения о сносе самовольных построек. Также не вправе принимать такие решения и органы местного самоуправления муниципальных районов в отношении построек, расположенных на территории поселений. Иными словами, на указанных территориях административный порядок сноса самовольных построек применяться нее будет.

Применительно к самовольным постройкам, возведенным на территориях городов федерального значения, возможны варианты толкования.

С одной стороны, поскольку в законе не упомянуты ни органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, ни органы государственной власти субъектов федерации, то можно сделать вывод, что на территории городов федерального значения административный порядок сноса самовольных построек также применяться не будет.

С другой стороны, можно предположить, что полномочия по принятию решений о сносе самовольной постройки вытекают из полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности (полномочия по выдаче разрешений на строительство). В силу части 2 статьи 79 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, осуществляются органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Часть 3 статьи 8 ГрК РФ посвящена полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

На территориях городов федерального значения полномочия в сфере градостроительной деятельности осуществляют либо органы государственной власти, либо органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований (в случае принятия соответствующего закона), но полномочия эти по сути — полномочия органов местного самоуправления городских округов. И если перечисленные органы публичной власти в любом случае осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов в сфере градостроительства, то не вправе ли они осуществлять иные полномочия органов местного самоуправления городских округов в областях непосредственно с градостроительством связанных?

Подобных вопросов можно было бы избежать при использовании более корректных формулировок. Возможно, федеральный законодатель лишил органы местного самоуправления поселений права принимать решения о сносе осознанно, предполагая отсутствие у них для этого квалифицированных специалистов. Но подобная логика неприменима к городам федерального значения, где нет проблем ни со специалистами, ни с близостью всевозможных контролирующих и надзорных органов.

Во-вторых, далеко не все самовольные постройки могут быть снесены в административном порядке, а лишь те, что созданы или возведены на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, при условии, что такой участок расположен:

— в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия);

— на территории общего пользования;

— в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ), то есть такие зоны, в которых строительство либо законодательно запрещено, либо серьезно ограничено.

Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ). Строительство на таких территориях будет нарушать права неограниченного круга лиц и снос самовольных построек, возведенных на них также безусловно будет представлять публичный интерес.

В данном случае проблема может возникнуть в следующем. Границы территорий общего пользования могут быть как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые). Вправе ли будут органы местного самоуправления применять административный порядок сноса самовольных построек, возведенных на проектируемых территориях общего пользования, или же для этого придется обращаться в суд?

А вот что такое «полоса отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения», для меня, если честно, остается загадкой.

Словосочетание «полоса отвода инженерных сетей» ни в одном нормативном акте (кроме закона 258-ФЗ) обнаружить не удалось. В Земельном кодексе РФ упоминаются полосы отвода автомобильных дорог и железных дорог. Вряд ли можно отнести автомобильные и железные дороги к инженерным сетям. В связи с чем не понятно, что имел в виду законодатель, и как эта норма будет применяться на практике.

Наверное, введение административного порядка принятия решения о сносе самовольных построек в тех случаях, когда строительство противоречит публичным интересам и нарушает особый режим использования территории или права неограниченного круга лиц, является оправданным, поскольку дает возможность принимать соответствующие меры достаточно оперативно. Но вот изложение текста закона оставляет желать лучшего. Потребуется не один десяток судебных решений, чтобы высшие судебные инстанции сформулировали единообразные подходы к разрешению спорных ситуаций. А пока особо смелые муниципальные чиновники будут применять пункт 4 статьи 222 ГК РФ направо и налево, а особо осторожные не будут применять вовсе, предпочитая обращаться в суд, где им теперь придется доказывать отсутствие полномочий для принятия решения о сносе в административном порядке.

Правила сноса самовольных построек по новому

Президент подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и статью 22 Федерального закона „О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ“».
Указанным законом были внесены изменения в само понятие самовольной постройки, а так же появились разъяснения о том, что к ней не относится. Раньше постройку признавали самовольной, даже если на момент начала строительства определенные нормы и правила не действовали либо на момент выявления самостроя утратили свою силу. Теперь имеют значения только строительные нормы и правила, которые установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и действуют на дату, когда самовольную постройку выявили.
Названным законом сокращен перечень случаев, когда можно снести самовольную постройку в административном порядке. Теперь только суд имеет право принять решение о сносе в отношении определенных объектов недвижимости, а именно
1. самовольной постройки на земельном участке, который находится в частной собственности;
2. объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом;
3. объекта недвижимого имущества, если ранее суд отказал в удовлетворении исковых требований о сносе;
4. многоквартирного, жилого дома, в том числе садового;
5. здания, сооружения или другого строения, созданного без разрешения на строительство до 14 мая 1988 года;
6. здания, сооружения или другого строения, созданного на земельном участке без правоустанавливающих документов до 30 октября 2001 года.
Органы местного самоуправления имеют право настоять на сносе сооружения, если постройка угрожает жизни и здоровью граждан или расположена в зоне с особыми условиями строительства. Однако в этом случае государство будет обязано компенсировать убытки собственника такой недвижимости.
Теперь в законе закреплены три условия, совокупность которых делает невозможным снос объектов индивидуального жилищного строительства.
1. право на него зарегистрировано до 1 сентября 2018 года;
2. нет отклонения от предельных параметров разрешенного строительства;
3. объект расположен на земельном участке, который принадлежит на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов. Даже в случае перехода прав на такие объекты после 01.09.2018.
Это правило распространяется на объект индивидуального жилищного строительства, если земельный участок, на котором он расположен:
1. предназначен для индивидуального жилищного строительства;
2. находится в границах населенных пунктов;
3. предназначен для ведения личного подсобного хозяйства;
4. создан на дачных и садовых земельных участках, а сам объект — жилой дом или жилое строение.
Способы легализации самовольной постройки
Теперь появился новый способ легализации самовольной постройки. Застройщик может привести объект в соответствие с установленными требованиями, например, с учетом правил землепользования и застройки, документации по планировке территории или обязательных требований к параметрам постройки, предусмотренных законом. После устранения недочетов можно оформить право собственности. Срок для такой легализации установлен от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от характера самостроя. Если постройку невозможно исправить, то будет принято решение о ее сносе
Религиозные организации вправе использовать самовольные постройки в случае соответствия таких построек требованиям, установленным Правительством. Но в настоящий момент такие требования не установлены. В случае если самострой не отвечает требованиям, религиозные организации могут использовать их до 2030 года.
По новому законодательству орган местного самоуправления может принять решение о приведении самовольной постройки в соответствие с требованиями, если такая постройка:
1. расположена на земельном участке, на котором не допускается строительство такого объекта из-за вида разрешенного использования и зоны с особыми условиями использования территории;
2. она возведена без разрешения на ее строительство при условии, что границы зоны с особыми условиями использования и необходимость получения застройщиком разрешения были установлены на дату начала строительства.
Пока практика легализации самовольной постройки не сложилась. Но, так как законодатель не разделяет в норме решение о сносе либо приведении самостроя в соответствие с установленными требованиями, то вероятно, что обе процедуры будут проходить аналогично.
Какова процедура сноса
Сначало собственник земельного участка или субъект иного вещного права, либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самостроя, обращается в суд или орган местного самоуправления. Сам застройщик может лишь обратиться в суд с требованием о признании права собственности, если самостоятельно исправит постройку…
Затем суд или орган местного самоуправления принимает решение о сносе или приведении постройки в соответствие с требованиями и устанавливают срок для исполнения.
После истечения срока комиссия должна проверить исполнение решения и выдать заключение/разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Регистрация права собственности на объект недвижимости производится на общих основаниях.
ГК нет информации о проверке самостроя после его реконструкции, поэтому остается ждать как все сложится на практике.
Еще одна новела, заключается в том, что законодатель ввел новую санкцию. Суть ее в следующем. Если владелец не привел самострой в соответствие с установленными требованиями и отказался его сносить, то органы власти могут изъять земельный участок. Процедура изъятия происходит в рамках проведения государственного земельного надзора территориальными органами в следующем порядке:
1. Росреестр выявляет нарушение и выдает предписание о необходимости их устранить;
2. если виновное лицо не исполнит предписание, то госземнадзор информирует об этом орган исполнительной власти субъекта и прикладывает соответствующие документы;
3. уполномоченный исполнительный орган или ОМС направляет в суд требование об изъятии земельного участка, если установит, что виновное лицо не устранило нарушение;
4. земельный участок отчуждается путем продажи с публичных торгов.
Бывший правообладатель земельного участка получает сумму с продажи за вычетом всех расходов на проведение торгов, и на снос либо приведение постройки в соответствие с требованиями. При этом законодатель не учитывает характер постройки и размер земельного участка, подлежащий изъятию.
Таким образом, из сказанного мож выделить следующие основные моменты касаемые изменений порядка сноса самовольной постройки. В ГК РФ были внесены поправки в понятие самовольной постройки. Для постройки таковой градостроительные и строительные правила, которым она не соответствует, должны быть установлены на дату возведения и действовать на дату ее выявления.
Самостроем не признают постройку, если ее собственник не знал и не мог знать об ограничениях в отношении принадлежащего ему земельного участка.
По новым правилам самовольную постройку могут не сносить, а обязать ее собственника привести в соответствие с установленными правилами. Также органы местного самоуправления теперь ограничены в принятии решений о сносе и приведении в соответствие с правилами. Например, они не могут принять такое решение в отношении объекта, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом, либо если ранее суд отказал в иске о сносе, либо в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома. Еще органы местного самоуправления не вправе принимать такие решения, если самовольные постройки возведены на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение — когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этих случаях решение может принять только суд.
Если собственник или арендатор самовольной постройки не выполнит требование о ее сносе или приведении в соответствие с правилами, то у собственника земельного участка могут изъять участок, на котором находится такая постройка. Установлен срок для сноса от 3 до 12 месяцев. Раньше минимального порога в три месяца не было, а срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями установлен не менее шести месяцев и не более трех лет. Такие правила действуют с 04.08.2018 года.

Понятие самовольной постройки, самовольного строительства в правоприменительной практике

Самовольной постройкой (далее — СП) следует считать строение, обладающее любым из перечисленных признаков (ст. 222 ГК РФ):

  • оно создано без соответствующего на то разрешения;
  • с нарушением градо- и/или архитектурно-строительных норм;
  • возведено на непредоставленном земельном участке или построено на участке вопреки его целевому использованию;

Обратите внимание! С 03.08.2018 в ст. 222 ГК РФ законом от 03.08.2018 № 339-ФЗ внесены изменения. Теперь признак самовольной постройки применяется при условии, что требование, которому не соответствует постройка (разрешенное использование участка, правило о наличии разрешений и градо- и/или архитектурно-строительные нормы) установлено на дату начала возведения постройки и является действующим на дату ее выявления.

Приказом Минстроя России от 19.03.2019 № 169/пр утверждена форма уведомления муниципалитета о нахождении на его территории самовольной постройки, обнаруженной в ходе проведения проверки уполномоченным органом, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков того, что постройка самовольна.

О том, что включает в себя понятие СП, читайте также в статье «Что такое самовольная постройка согласно ГК РФ».

В правоприменительной практике существует несколько позиций, в совокупности дополняющих правовую сущность СП, определенную в ст. 222 ГК РФ, а именно:

  • СП может быть признан недвижимый объект, возведенный без согласия собственника земли (определение ВС РФ от 28.06.2016 по делу № 305-ЭС15-6246);
  • основанием признания сооружения СП является частноправовое нарушение (строительство на земле в отсутствие гражданского права на землю) либо публично-правовое — формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил) (см. определение ВС РФ от 10.03.2016 № 308-ЭС15-15458).
  • действия по созданию СП являются виновными, если выявлено, что СП отвечает хотя бы одному условию признания ее самовольной (определение ВС РФ от 13.01.2015 № 69-КГ14-10).

Обязанность по снесению самовольной постройки как санкционная мера

Нормы ст. 222 ГК РФ помимо закрепления правового режима СП регулируют также введение последней в гражданский оборот и механизм устранения деликтов, связанных со строительством СП.

01.01.2015 в указанную выше статью была внесена норма, позволяющая органам местного самоуправления при определенных условиях принимать решения о сносе СП во внесудебном порядке.

В 2018 году данная норма подверглась коррективам. Сейчас муниципалитет может принять решение не только о сносе самовольной постройки, но и о приведении ее в соответствие с установленными правилами, если постройка расположена на:

  • участке земли, в отношении которого отсутствуют необходимые правоустанавливающие документы либо вид разрешенного участка не допускает строительство объекта, при условии расположения такого участка в границах территории общего пользования;
  • участке, вид разрешенного использования которого не допускает возведения объекта и данный объект расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, на которой запрещено строительство.

В силу п. 3 ст. 22 закона «О введении в действие ч. 1 ГК РФ» от 30.11.1994 № 52-ФЗ в редакции от 03.08.2018 не может быть принято решение о сносе частных жилых домов, построенных на земельных участках предназначенных для индивидуального жилищного строительства, расположенных в поселении землях для личного подсобного хозяйства, на дачных и садовых участках при наличии одновременно следующих условий:

  • права на данные дома и жилые строения зарегистрированы до 01.09.2018,
  • параметры домов соответствуют установленным,
  • дома возведены на участках земли, законными владельцами которых являются собственники таких домов.

В каких случаях производится снос самовольной постройки: судебная практика

Правоприменительная практика на сегодняшний день содержит устоявшиеся позиции относительно применения абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ, в редакции, действовавшей до 03.08.2018. Приведем некоторые из них:

  • реконструированная недвижимость в самостоятельном порядке подлежит сносу, только если ее нельзя привести в первоначальный облик (определение ВС РФ от 11.03.2014 № 18-КГ13-184);
  • сособственник земли может настаивать на сносе СП, произведенной другим сособственником СП, если она противоречит порядку использования общего земельного участка, правам и интересам истца либо угрожает жизни и здоровью граждан (постановление президиума ВАС РФ от 18.05.2011 № 15025/10);
  • СП, построенная с нарушением запрета нового строительства, подлежит сносу (обзор практики, утв. президиумом ВС РФ 19.03.2014);
  • СП подлежит сносу при существенном и неустранимом нарушении градостроительных и строительных норм и правил (определение ВС РФ от 09.04.2013 № 18-КГ13-14);
  • СП не подлежит сносу из-за нарушения процедурных вопросов получения разрешения на строительство или ввода объекта в эксплуатацию в том случае, если принимались меры для получения разрешений (постановление президиума ВАС РФ от 18.05.2011 № 15025/10);
  • не является единственным основанием для сноса строительство пристройки к жилому дому, осуществленное без согласия совладельцев (определение ВС РФ от 24.01.2012 № 19-В11-21).

Практика применения положения о том, что СП может быть не только снесена, но и приведена в надлежащий вид в соответствии с действующими правилами только начнет складываться.

Порядок сноса самовольных построек с особенностями правоприменения

Итак, на сегодняшний день снести СП можно либо в судебном, либо в административном порядке.

Важно! Наряду со сносом в отношении СП может быть принято решение о приведении постройки в соответствие с действующими нормами.

Для инициации сноса в судебном порядке необходимо подать иск (определение ВС РФ от 19.11.2015 по делу № 308-ЭС15-8731). По результатам вынесенного решения обязанность по сносу или приведении СП в соответствие возлагается на виновного субъекта (определение КС РФ от 26.04.2016 № 910-О) либо лицо, владеющее земельным участком, на котором возведена СП. С правилами подачи иска можно ознакомиться в статье «Иск о сносе самовольной постройки — образец».

Основанием для сноса СП в административном порядке является решение органов местного самоуправления с указанием срока самостоятельного сноса. Если посредством судебного решения в сносе отказано либо право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН, то решение о сносе того же объекта в административном порядке не может быть принято.

***

Таким образом, сложившаяся на сегодняшний день судебная практика сформировала устоявшиеся позиции относительно применения ст. 222 ГК РФ. Новеллами в правоприменении являются иски, оспаривающие «административный» снос. Думается, что внесение изменений, связанное с уменьшением случаев, когда решение о сносе может быть принято муниципалитетами, найдет свое отражение в судебной практике.

***

Статья понравилась? Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

В России часто встречаются самострои. Владельцы, которые их создают, должны знать о своих правах — тем более, что недавно были внесены изменения в статью 222 ГК РФ о самовольных постройках.

Расскажем подробнее о порядке признания строения самостроем, процедурах сноса и узаконивания самовольных сооружений.

Что такое самовольная постройка – признаки

Самовольная постройка — это сооружение, строение, возведенное на земельном участке без соответствующей разрешительной документации или ведома владельца этого участка земли.

Подробнее мы рассматривали, что такое самовольная постройка, с сентября 2018 года стала действовать новая статья в Гражданском Кодексе.

Отметим, какими признаками может обладать самовольная постройка:

  1. Прежде всего, постройку засчитают самовольной, если она расположена на земле, не предназначенной для строительства. Об этом будет свидетельствовать вид разрешенного использования земельного участка.
  2. Сооружение будет возведено без сопроводительной, разрешительной документации.
  3. Строение было создано с нарушением градостроительных, строительных норм, требований, правил.
  4. Постройка была возведена на участке, не предоставленном для этого по закону или по решению судебных органов.

Юридический статус самостроя — почему не стоит возводить самовольную постройку?

Заметьте, что самовольная постройка не может представлять жилое строение. Постройку признают самовольной, если она будет удовлетворять хоть один из вышеперечисленных признаков.

Порядок признания постройки самовольной, экспертиза и решение

Порядок признания постройки самовольной не изменен законодательством. Он представляет собой сложный процесс, который будет проходить в судебном порядке, или в некоторых случаях — без обращения в судебную инстанцию.

Рассмотрим, каков порядок признания постройки самовольной

Этап 1. Оформляется исковое заявление

Выступать в качестве истца может: орган местного самоуправления, прокурор или собственник земельного участка, на котором располагается строение.

Ответчиком по иску будет выступать собственник участка земли, если он возвел данное строение, или гражданин, который создал самовольную постройку.

Этап 2. Иск и документы подаются в суд

Доказательства самовола должны быть подтверждены документами. Заявитель должен подготовить их и подать вместе с иском в суд.

В какие суды можно обратиться?

  1. Суд общей юрисдикции. Права на данное обращение есть у прокурора, если при строительстве ответчик нарушил нормы экологического законодательства.
  2. Районный суд, по месту нахождения объекта.

Заметьте, что в исковом заявлении можно выдвинуть требования по сносу самовольного сооружения.

Этап 3. Рассматривается дело

В судебных разбирательствах могут участвовать все граждане, права и интересы которых были нарушены.

Этап 4. Внесение решения и получение исполнительного листа

В зависимости от выставленных требований, заявитель должен определить — нужно ли направлять исполнительный лист в службу судебных приставов.

Конечно же, если вопрос касался не только признания незаконности строения, но и выплаты компенсации пострадавшим, то лучше обратиться в ФССП.

Суд вправе вынести отказ по обращению гражданина. Чтобы постройку признали самовольной должны быть веские основания на это.

Кроме того, будет учитываться и то, сможет ли владелец земельного участка, или лицо, воздвигшее строение, оформить в собственность эту постройку.

Можно ли узаконить самовольную постройку, в каких случаях – 2 веских основания для узаконения самостроя

Зарегистрировать постройку, как собственность, возможно. Однако построившему самовольное сооружение придется пройти судебный порядок, чтобы признать самострой своей собственностью.

Суд будет учитывать соблюдение одновременное соблюдение таких условий (часть 3 статьи 222 ГК РФ):

  1. Если самострой был возведен на участке, владелец которого имеет допускающие, разрешительные документы на создание данного объекта.
  2. Если постройка соответствует всем выдвинутым требованиям законодательства.
  3. Если сооружение не будет влиять на жизнь и здоровье граждан.
  4. Если сохранение постройки не нарушит права и интересы россиян.

Стоит понимать, что просто так обратиться для узаконивания постройки в собственность нельзя. Для этого необходимы веские основания.

Перечислим их:

  1. Арендатор государственной или муниципальной земли должен иметь документацию, в которой будет прописано, что строительство самовольной постройки разрешено. Конечно же, данное разрешение не должно нарушать российских законов, а также прав и интересов граждан.
  2. Собственник должен пожизненно владеть земельным участком, на котором разместил самострой. Получится, что постройка была создана на частной собственности.

В других случаях и при других обстоятельствах также потребуется решение суда.

Порядок признания права собственности на самовольную постройку – документы, сроки, права владельца

Признать самострой своей собственностью возможно только через судебные органы. Ранее это было возможно во внесудебном порядке, теперь же, с 2018 года, право собственности может наступить по суду.

Запомните, что право возбудить дело об узаконении самостроя есть у того гражданина, на участке которого был возведен этот самострой.

Рассмотрим, каков порядок признания права собственности на самовольное строение.

1. Гражданин подготавливает документационный пакет

Документация в суд для признания права собственности на самовольную постройку в 2018-2019 годах:

  1. Документы, подтверждающие факт возведения истцом самовольной постройки (документы, подтверждающие расходы на строительство, договоры подряда и акты приемки работ по строительству).
  2. Документы, свидетельствующие о том, что права на данный объект не принадлежат третьим лицам (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
  3. Документы, содержащие техническое описание самовольной постройки и ее адрес (выписка из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности).
  4. Документы, подтверждающие соответствие возведенной постройки санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, техническим, экологическим нормам (заключения экологического аудита, документы государственных органов охраны окружающей природной среды, заключение технического обследования).
  5. Иные документы, подтверждающие, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и законные интересы третьих лиц (письма владельцев соседних земельных участков).

Данный перечень является приблизительным. В зависимости от конкретных обстоятельств, могут понадобиться другие бумаги.

4. Затем истец участвует в судебных заседаниях

Его права может представить адвокат. Наши опытные юристы грамотно и быстро отстоят ваши права, обращайтесь!

5. По результатам гражданин получает решение или постановление суда, исполнительный лист

Обычно в таких судебных делах назначаются строительно-технические экспертизы или экспертизы по пожарной безопасности, поэтому срок рассмотрения может затянуться от 2 месяцев — до полугода, или даже больше.

Если же экспертиза не требуется, то иск рассмотрят быстро — в течение 2-3 месяцев.

Бывает и такое, что суд выносит частично удовлетворительное решение по вопросу узаконения.

Например, это возможно, когда требуется привести в соответствие нормам законодательства постройку.

После исправления недочетов истцу вновь придется обращаться в суд.

Понятие самовольной постройки

Отнести сооружение к самовольно построенному можно при наличии следующих признаков:

  • Оно возведено на земле, на которую отсутствует право владения;
  • Сооружение построено на площади, имеющей другое предназначение и предоставленной для других целей;
  • Оно создано без получения соответствующего разрешения административных органов;
  • Его постройка нарушает нормы градостроительного и архитектурного законодательства;
  • Его возведение угрожает жизни и здоровью иных лиц, а также ущемляет их права.

Положениями статьи 222 ГК РФ определено, что самовольной постройкой может признаваться объект недвижимости, возведенный без согласования таких действий с собственником земельной территории. Основанием для признания такого статуса, в соответствии с определением ВС РФ от 10.03.2016г. №69-КГ14-10 являются нарушения, включающие отсутствие юридического права на участок, необходимых разрешений и нарушение градостроительных и строительных правил.

Все действия по созданию постройки считаются неправомерными, когда определено, что сооружение соответствует хотя бы одному из указанных условий.

Снос незаконно возведенного сооружения может осуществляться в порядке:

  • Административного производства;
  • По решению суда.

Снос самовольной постройки в административном порядке

Положения статьи 222 ГК РФ закрепляют правовой режим такого строения, а также устанавливают правила его введения в правовые сделки.

В начале 2015 года норма была изменена, что позволило местным муниципалитетам в определенных ситуациях требовать сноса объекта без постановления суда. Теперь его снос выражается в санкции за несоблюдение положений земельного законодательства либо Градостроительного кодекса РФ.

Кстати, в настоящее время разрешено сносить конструкции, которые были возведены при нарушении назначения здания или при выполнении следующих условий:

  • Строительство произведено на территории, где проходят инженерные коммуникации;
  • Использована территория общего назначения, которой может пользоваться широкий круг людей. В неё включаются бульвары, улицы, парки, береговая полоса и прочее;
  • Сооружение возведено на участке, строительство на котором возможно лишь с соблюдением определенных условий.

Органы субъектов федерации, обладающие властными полномочиями, не вправе расширять перечень критериев для признания недвижимого объекта самовольным строением.

Службы местного самоуправления должны известить хозяина самовольного строения о несоответствии его установленным требованиям.

Снос самовольной постройки без решения суда должен быть обоснован. Административный ресурс может быть применен только на основании соответствующего требования органа местного самоуправления, в котором установлены сроки устранения проблемы. Мероприятие производится в принудительном порядке, если нарушители самостоятельно не исправляют нарушение в определенный период.

Даже наличие оформленного права на постройку не может служить препятствием для её сноса, когда выявлены серьезные нарушения законодательных требований, которые не могут быть устранены.

Копию требования по сносу направляют в течение семи дней с момента обнаружения соответствующего правонарушения. За соблюдение срока отвечают сотрудники муниципалитета.

При указании периода, в который необходимо снести сооружение, необходимо учитывать особенности возведенного объекта и его параметры. Принимая решение, контролирующая организация не может превышать свои полномочия.

Если субъект, осуществивший незаконную постройку, не найден

​В ситуации, когда такое лицо не выявлено, то в течение недели с момента вынесения решения соответствующий орган обязан обеспечить опубликование сообщения о планирующейся подготовке сноса и размещение такой информации на официальных ресурсах местного муниципалитета и на информационном щите в пределах земельной территории, на которой возведено сооружение.

В такой ситуации, снос осуществляется силами органа местного самоуправления, но не ранее, чем по окончании двух месяцев после размещения извещения о планируемом действии в сети Интернет.

Снесение незаконного сооружения допустимо лишь тогда, когда лицо, его возводившее, не было установлено. Статьей 222 ГК РФ закреплен механизм самостоятельного осуществления административными органами своих решений в отношении самовольных строений, если гражданин незаконно построивший сооружение, не был выявлен.

Если отсутствует какое-либо условие из установленных законодательно, решение о сносе не может быть принято.

Надо отметить, что указанная норма позволяет администрации населенного пункта:

  • При выявлении лица, осуществившего самовольное возведение здания, обязать его снести;
  • При отсутствии такого субъекта, принять решение о сносе и самостоятельно реализовать соответствующие мероприятия.

Когда производится снос самовольной постройки

Судебная практика в этой области права базируется на применении статьи 222 ГК РФ. Основными позициями являются:

  • Сносу подлежит только недвижимый объект после реконструкции, когда его нельзя вернуть в первоначальное состояние (определение ВС РФ от 11.03.14г. №18-КГ13-184);
  • Совладелец участка может требовать сноса самовольно построенного помещения другим собственником в ситуации, когда использование земли нарушает интересы заинтересованного лица или несет угрозу жизни и здоровью окружающих людей (постановление ВАС РФ от 18.05.11г. №15025/10);
  • Самовольную постройку необходимо сносить при существенном и неустранимом нарушении правил градостроительного и строительного законодательства;
  • Нельзя разбирать постройку, если нарушены процедурные моменты при получении разрешения на строительство или вводе помещения в эксплуатацию, если владельцем предпринимались соответствующие действия;
  • Невозможно сносить пристройку к жилому дому, если единственным основанием для этого является отсутствие согласования таких действий при её строительстве с другими совладельцами (определение ВС РФ от 24.01.12г. №19-В11-21).

Чтобы самовольная постройка не была снесена, необходимо обратиться в судебные органы за признанием права собственности на неё. Правомочия собственника может признаваться судом при соблюдении следующих условий:

  1. Субъект, построивший недвижимый объект, имеет право возводить на земельной площади такое строение.
  2. На день обращения в суд сооружение соответствует характеристикам, предусмотренным документами по планировке территории, правилам землепользования и застройки и т.д.
  3. Сохранение недвижимости не нарушает законных интересов и прав других субъектов, а также не несет угрозы их жизни и здоровью.

Правоприменительная практика

С 01.09.2015г. вступил в силу ФЗ-258 от 13.7.15г., существенно поменявший правовое регулирование сферы самовольного строительства. До его принятия статья 222 ГК РФ не предусматривала порядок сноса самовольной постройки, а только фиксировала необходимость проведения такого мероприятия как последствие несоблюдения законодательства, отнесение расходов на определенного субъекта и исключения, когда правомочия собственника могут быть признаны. Практиковался лишь судебный порядок принудительного сноса.

Заявителями по данной категории дел выступают муниципалитеты населенных пунктов. Но при предъявлении иска у них появляются проблемы доказывания собственного правового интереса в удалении самовольного строения.

Когда же самовольно строятся помещения собственником на своем наделе, приходилось доказывать правомочия действий в интересах общества. И такое право признавалось в силу того, что они наделены полномочиями выдачи разрешительной документации на строительство и ввода объектов недвижимости в эксплуатацию.

С 1 сентября начало действовать дополнение к статье 222 ГК РФ, в соответствии с которым местные муниципалитеты вправе принимать решения о сносе незаконно возведенного сооружения, когда:

  • Оно было создано на земельной территории, которая не была предоставлена в установленном законом порядке для строительства;
  • Участок расположен в границах территорий с особыми условиями пользования;
  • Земля находится в полосе отвода инженерных сетей значения любого уровня.

Теперь предоставленная возможность решить вопрос о сносе самовольной постройки без обращения в судебные органы может значительно упростить процедуру. Правом принятия решения наделены органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Надо отметить, что к зонам с особыми условиями использования относятся:

  • Защитно — санитарные;
  • Объекты культурного наследия народов России;
  • Водоохранные территории;
  • Затопленные и подтопленные;
  • Санитарной охраны источников питьевой воды и бытового снабжения;
  • Защитные объекты.

Таким образом, это касается площадей, где нельзя строить, либо такая деятельность ограничена.

Под территориями общего пользования понимаются земли, беспрепятственно используемые неограниченным кругом лиц, включая проспекты, улицы, набережные, площади, бульвары, скверы, береговая полоса и прочее.

Возведение строений на таких участках будет нарушать права большого количества людей, поэтому их снос будет представлять публичный интерес. Но при этом границы таких территорий могут быть как существующие, так и планируемые.

Оставьте комментарий