Порядок выступления от имени организации

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию: 8-912-84-84-805

Образовательное учреждение – это некоммерческая организация, действующая на основании устава, утвержденного его учредителем (учредителями).

По общему правилу гражданского законодательства устав – это учредительный документ юридического лица.

Устав образовательного учреждения – зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, содержащий положения, определяющие его структуру, виды деятельности, правила деятельности образовательного учреждения и иные.

Общие требования к содержанию устава определяются в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Основным же нормативным документом, на основании которого разрабатывается устав образовательного учрежденияявляется Федеральный закон от 29.12.2012 № 271-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту- ФЗ № 273-ФЗ).

Статьей 25 ФЗ № 273-ФЗ определены сведения, которые обязательно должны быть отражены в тексте Устава образовательной организации:

— тип образовательного учреждения;

— учредители образовательного учреждения;

— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

— структура и компетенция органов управления образовательного учреждения (порядок их формирования и сроки полномочий).;

— порядок принятия локальных нормативных актов;

— порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления;

— порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования.

Положения устава, регламентирующие деятельность образовательного учреждения, не могут ухудшать положение участников образовательных отношений или противоречить действующему законодательству.

Таким образом, основные положения, которые обязательно должны содержаться в уставе образовательной организации, указаны ФЗ «Об образовании».

Законом предусмотрены два обязательных коллегиальных органа управлением образовательным учреждением (часть 4 ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
1) общее собрание (конференция) работников (в конференции, в отличие от общего собрания, участвуют не все работники, а только выбранные представители);
2) педагогический совет.

Для автономных образовательных учреждений предусмотрен ещё один обязательный орган управления — наблюдательный совет (ст. 8 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Другие органы управления (попечительский совет, управляющий совет и т.д.) могут создаваться по мере необходимости.

Сведения и об обязательных и о факультативных органах управления должны быть внесены в устав образовательной организации. И в первую очередь нужно обратить внимание на то, что с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) исчезла категория «органы самоуправления» — в уставе, в коллективном договоре, во всех локальных актах этот термин нужно заменить на термин «коллегиальные органы управления». Дело не только в наименовании. Решения коллегиального органа управления, в отличие от решений органов самоуправления, не требуют утверждения руководителем и действуют непосредственно, т.е. без издания специального приказа.

Пример. К компетенции педагогического совета отнесено формирование состава методического совета школы. В этом случае издание директором школы приказа об утверждении состава методического совета нужно рассматривать как выход за пределы должностных полномочий, а сам приказ является недействительным.

Необходимо отметить, что в «новых» уставах акцент в регламентации смещён с организации образовательного процесса на организацию управления. Если в «старых» уставах прописывали только порядок формирования и компетенцию органов управления, то сейчас дополнительно необходимо зафиксировать их структуру, срок полномочий, порядок принятия решений и порядок выступления от имени образовательной организации.

Например, структуру можно представить так: председатель, секретарь, члены совета (перечисления типа «учителя, социальные педагоги, педагог-психолог» является не структурой, а составом коллегиального органа управления); срок полномочий — «действует бессрочно».

В связи с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает участие родителей в принятии решений, влияющих на образовательный процесс (например, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, выбор учебных предметов), то в школах целесообразно создавать органы управления, в состав которых входят законные представители обучающихся.

В многих образовательных учреждениях издавна существует родительский комитет. Если он по своей сути является коллегиальным органом управления, то его статус необходимо зафиксировать в уставе. Если же родительский комитет играет роль совещательного органа, то в соответствии с частью 6 ст. 26 Закона об образовании он должен именоваться советом родителей. Таким образом, теоретически в образовательном учреждении могут одновременно функционировать два органа: (1) родительский комитет (является коллегиальным органом управления) и (2) совет родителей (является совещательным органом). Закон об образовании предполагает учёт мнения совета родителей при выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося, а также при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих требования к одежде обучающихся, порядок создания и деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации.

Оставьте комментарий