Постановление о запрете люминесцентных ламп

Минэкономразвития подготовило приказ «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221» в соответствии с которыми при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд требований к энергетической эффективности объекта закупки.

Напомним, постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221 об энергоэффективности принято в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности ст.26 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ устанавливает требования к энергетической эффективности закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые включают в себя:

  • указание на виды и категории ТРУ, на которые распространяются такие требования;
  • требования к значению классов энергетической эффективности товаров;
  • требования к характеристиками, параметрам ТРУ, влияющим на объем используемых энергетических ресурсов;
  • иные показатели.

Также ст.26 установлено, что требованиями энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд может устанавливаться запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг.

Постановлением Правительства РФ № 1221 установлены первоочередные требования энергоэффективности, например:

  • для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В:

Запрет на закупку некоторых видов люминесцентных ламп

Запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 — 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;

запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;

  • для общественных и административных зданий, приобретаемых для государственных и муниципальных нужд, — непревышение величины удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.

А приложением к данному ПП РФ установлен перечень товаров, при закупке которых необходимо устанавливать требования к энергоэффективности — класс энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, например:

  • Электрические бытовые лампы
  • Бытовое и офисное (конторское) электрическое оборудование в режиме ожидания и реактивации
  • Компьютеры и серверы
  • Кондиционеры воздуха и комнатные вентиляторы и др.

ПРИКАЗОМ Минэкономразвития РФ устанавливает конкретные требования к таким товарам:

В отношении электрических бытовых ламп – наличие класса энергетической эффективности «B» и выше …

В отношении кондиционеров воздуха и комнатных вентиляторов – наличие класса энергетической эффективности «A» и выше …

В отношении телевизоров — наличие класса энергетической эффективности «А+» и выше …

Напомним, что в соответствии с ч.11 ст. 9.16 КоАП РФ

Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.

Требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.

К показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе:

нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой), а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей;

показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды.

К обязательным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимым с момента установления требований энергетической эффективности, относятся:

а) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

б) требования к отдельным элементам и конструкциям зданий, строений, сооружений и к их эксплуатационным свойствам;

в) требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, включая инженерные системы;

г) требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, так и в процессе эксплуатации.

К дополнительным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, относятся:

а) требования по интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов;

б) требования об ограничении нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии по отношению к нормируемым показателям, характеризующим годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении.

В соответствии с Постановлением от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» при разработке проектной документации обязательным к разработке является раздел «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», в котором должно быть отражено:

а) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности, включающих:

показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении и сооружении;

требования к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений;

требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений и сооружений и их свойствам, к используемым в зданиях, строениях и сооружениях устройствам и технологиям, а также к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий, строений и сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, строений и сооружений, так и в процессе их эксплуатации;

иные установленные требования энергетической эффективности;

б) обоснование выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта с целью обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов;

в) перечень требований энергетической эффективности, которым здание, строение и сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, и сроки, в течение которых в процессе эксплуатации должно быть обеспечено выполнение указанных требований энергетической эффективности.

Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Таким образом, нормативные документы Российской Федерации установили три уровня контроля за выполнения мероприятий по энергетической эффективности:

1. Проектировщик,

2. Экспертиза,

3. Государственный строительный надзор.

Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2009 года N 1221
Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд*

(с изменениями на 21 апреля 2018 года)

* Наименование в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1304..

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1304.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой установить требования энергетической эффективности в отношении:
товаров, предусмотренных приложением к Правилам, — до 1 июля 2011 года;
товаров, указанных в подпункте «б» пункта 3 Правил, — не позднее 2 месяцев со дня утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти классов энергетической эффективности для таких товаров;
товаров, указанных в подпункте «в» пункта 3 Правил, — до 1 мая 2010 года;
работ и услуг, закупка которых осуществляется для государственных или муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов, — до 1 января 2016 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1304.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации ежегодно, начиная с 2018 года, проводить анализ:

а) энергетической эффективности товаров при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд на предмет выявления категорий товаров, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности;

б) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд, установленных законодательством иностранных государств, и возможности их применения в Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 486.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 марта, вносить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения по изменению существующих и (или) введению новых требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд исходя из необходимости повышения энергетической эффективности таких товаров, работ, услуг.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1304.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 7 Правил.
Подпункт «а» пункта 7 Правил вступает в силу по истечении 90 дней с даты утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти классов энергетической эффективности в отношении соответствующих видов (категорий) бытовых энергопотребляющих устройств.
Подпункт «б» пункта 7 Правил вступает в силу с 1 января 2011 года.
Подпункты «в» — «д» пункта 7 Правил вступают в силу с 1 марта 2010 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2009 года N 1221

(с изменениями на 21 апреля 2018 года)

* Наименование в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1304..

1. Настоящие Правила определяют порядок установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — требования энергетической эффективности), а также первоочередные требования энергетической эффективности.
Требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1304.

2. Требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:

а) товары согласно приложению;

б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, для которых в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта установлены требования энергетической эффективности, и товаров, указанных в подпункте «а» пункта 7 настоящих Правил;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 486.

в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

4. Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ, услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 486.
Если результатом выполнения работ для государственных или муниципальных нужд является изготовление или переработка товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
В случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1304.

5. В устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:

а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);

б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);

в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.

5_1. Требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к настоящим Правилам, устанавливаются с учетом показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значений, а также методик (методов) их измерения (испытания), определенных документами по стандартизации. При этом в требованиях энергетической эффективности товаров должна содержаться ссылка на соответствующие документы по стандартизации.
(Пункт дополнительно включен с 3 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 486)

5_2. Соответствие товаров, указанных в приложении к настоящим Правилам, требованиям энергетической эффективности определяется на основании данных, представленных производителями в документации к объекту закупки, либо протоколов исследований (испытаний) и измерений, выданных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), либо иных документов, предусмотренных требованиями энергетической эффективности товаров.
(Пункт дополнительно включен с 3 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 486)

6. Требования энергетической эффективности могут предусматривать запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.
При этом требования энергетической эффективности, предусматривающие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных товаров, работ, услуг в годовом объеме закупок соответствующего вида товаров, работ, услуг в натуральном или стоимостном выражении.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1304.

7. К первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:

а) для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности (за исключением ламп электрических бытовых), — наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 898.

б) для устанавливаемых систем управления освещением — наличие одной из следующих функций:
управление освещенностью по заданному расписанию;
управление освещенностью в зависимости от наличия (отсутствия) людей в помещении;
управление освещенностью в зависимости от интенсивности естественного освещения с автоматическим включением (выключением) или изменением яркости освещения не менее чем на 50 процентов;

в) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии, мощностью более 5 гигакалорий в час — обеспечение комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Указанное требование применяется также при осуществлении закупок работ по разработке проектных решений по реконструкции действующих объектов по производству тепловой энергии и по их реализации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1304.

г) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии (за исключением объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, мощностью менее 5 гигакалорий в час) — обеспечение коэффициента полезного использования энергии не менее 85 процентов при нормальном режиме работы (под коэффициентом полезного использования энергии понимается отношение энергии произведенного тепла к энергии потраченного топлива);

д) для строящихся и реконструируемых объектов по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии — обеспечение суммарного коэффициента полезного использования энергии не менее 70 процентов в когенерационном цикле при нормальном режиме работы (под суммарным коэффициентом полезного использования энергии понимается суммарное отношение тепловой и электрической энергии к энергии потраченного топлива);

е) для ламп электрических, работающих от электрической сети переменного тока напряжением 220 В:
наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности;
запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26-38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;
запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;
запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп), за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;
(Подпункт дополнительно включен с 1 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 898)

ж) для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств:
запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света;
(Подпункт дополнительно включен с 1 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 898)

з) для работ, услуг по проектированию, строительству (реконструкции) многоквартирных домов, в том числе при выполнении в рамках одного контракта работ по проектированию, строительству (реконструкции) и вводу в эксплуатацию многоквартирного дома:

подготовка проектной документации для строительства (реконструкции) многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

строительство многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

реконструкция многоквартирных домов с получением класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
(Подпункт дополнительно включен с 3 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 486)

и) для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, — наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
(Подпункт дополнительно включен с 3 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 486)

к) для работ, услуг по проектированию, строительству (реконструкции) общественных и административных зданий:

подготовка проектной документации для общественных и административных зданий с величиной удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

строительство общественных и административных зданий с величиной удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;

реконструкция общественных и административных зданий с получением величины удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов;
(Подпункт дополнительно включен с 3 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 486)

л) для общественных и административных зданий, приобретаемых для государственных и муниципальных нужд, — непревышение величины удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.
(Подпункт дополнительно включен с 3 мая 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года N 486)

Приложение к Правилам. Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности

Приложение

к Правилам установления

требований энергетической

эффективности товаров, работ, услуг

при осуществлении закупок для

обеспечения государственных

и муниципальных нужд

(В редакции, введенной в действие

с 3 мая 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 апреля 2018 года N 486. —
См. предыдущую редакцию)

Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности

Наименование товара

Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Электрические бытовые лампы

Люминесцентные лампы без встроенного пускорегулирующего аппарата, газоразрядные лампы высокого давления, пускорегулирующие аппараты и светильники для таких ламп

Лампы направленного света, светодиодные лампы и связанное с ними оборудование

Двигатели электрические асинхронные

Телевизоры

Бытовое и офисное (конторское) электрическое оборудование в режиме ожидания и реактивации

(за исключением 27.51.21.111)

Телевизионные приставки

Внешние источники электрического питания

Вентиляторы с электроприводом

Пылесосы

Компьютеры и серверы

Насосы для воды

Кондиционеры воздуха и комнатные вентиляторы

Автомобили легковые

Средства автотранспортные для перевозки 10 или более человек

Средства автотранспортные грузовые

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность — объекты основных средств, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с законодательством России.

Налоговый кодекс устанавливает льготы для организаций, инвестирующих в энергетически эффективные технологии, объекты основных средств.

Налог на имущество организаций

С 1 января 2012 года применяется льгота по налогу на имущество организаций (п. 21 ст. 381 НК РФ):

— в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ;

С 30.06.2015 применятся перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600.

С 1 мая 2012 года по 30.06.2015 применялся перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308.

Перечень утвержден в целях реализации пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ (повышенный коэффициент по налогу на прибыль) и п. 21 ст. 381 НК РФ (льгота по налогу на имущество организаций).

— в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

В течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества такое имущество не будет включаться в налоговую базу по налогу на имущество. Льгота введена федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ.

С 2018 года льгота по налогу на имущество (п. 21 ст. 381 НК) применяется на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ (ст. 381.1. НК, Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ).

Налог на прибыль организаций

С 2010 года (федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ) для тех же категорий основных средств установлено право налогоплательщика применять повышенный коэффициент амортизации 2 (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

С 2018 года это правило не распространяется на здания (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК, Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ).

Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации в случае осуществления ею инвестиций в:

— создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии;

— и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов;

— и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (пп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ). В период до 30.06.2015 применялся перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 N 562. С 30.06.2015 применяется перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600.

Как отмечено выше, для налога на прибыль и налога на имущество, установлены две категории имущества для применения льгот:

1. Объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600.

Те объекты, которые указаны в этом перечне, относятся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, если их показатели энергопотребления по данным изготовителя ниже установленного в Постановлении предела. Для обозначения такого предела. в документе указываются «Индикатор энергетической эффективности (ИЭЭФ)», единица измерения и критерий отбора по ИЭЭФ основных средств, определяемый в соответствии с технической документацией производителя.

В разделе 1 перечня указаны Объекты и технологии, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристики объектов.

В документ регулярно вносятся изменения. Например, Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 N 1006 расширило перечень объектов высокой энергетической эффективности с 06.09.2017.

2. Объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Что же это за объекты?

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статьей 2 определяет:

Энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

Класс энергетической эффективности – характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность.

Категории товаров, для которых предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, указаны статьей 10 Закона N 261-ФЗ. Эта статья указывает, что производимые на территории Российской Федерации товары, импортируемые в Российскую Федерацию товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

Указанное требование распространяется на товары из числа:

1) бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 года;

2) иных товаров с даты, установленной Правительством Российской Федерации.

Бытовое энергопотребляющее устройство — продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 утверждены виды и характеристики товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

Категории товаров, в пределах указанных выше видов, а также исключения, указаны в Приказе Минпромторга РФ от 07.09.2010 N 769.

Что такое высокий класс энергетической эффективности?

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 утвержден Перечень принципов правил определения класса энергетической эффективности товара. Пунктом 5 этого перечня устанавливается применение следующих обозначений для классов энергетической эффективности товаров – «A», «B», «C», «D», «E», «F», «G». Применение класса «A» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью, класса «G» – для обозначения товаров с наименьшей энергетической эффективностью из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик).

Установление дополнительных классов энергетической эффективности «A+», «A++» для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью (по возрастанию – «A+», «A++») при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса «A».

Такого термина, как «объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность» документ не упоминает. Можно сделать предположение, что к высокой энергетической эффективности можно отнести классы А, А+, А++. Это предположение поддерживает Минфин РФ в Письме от 20.08.2013 N 03-05-04-01/33917.

Правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности утверждены Приказом Минпромторга РФ от 29.04.2010 N 357.

Для многоквартирных домов требования определения классов энергетической эффективности определены Приказом Минрегиона РФ от 08.04.2011 N 161. К высокому классу энергетической эффективности относятся А – Наивысший, В++, В+ — Повышенные и В – Высокий. Всего предусмотрены классы от «А» до «E» .

Вывод

К объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность можно отнести:

— Объекты, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации № 308.

— Объекты, имеющие классы А, А+, А++ энергетической эффективности.

— многоквартирные дома классов А, В++, В+, В энергетической эффективности.

— иные здания классов А, В++, В+, В энергетической эффективности.

НК РФ предусматривает несколько видов повышенных коэффициентов амортизации (указаны в ст. 259.3 НК РФ). С 1 января 2014 года установлен прямой запрет на применение более одного повышенного коэффициента амортизации. Пункт 5 статьи 259.3 НК РФ указывает (введен в действие с 1 января 2014 года федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ):
«Одновременное применение к основной норме амортизации более одного специального коэффициента по основаниям, установленным пунктами 1 — 3 настоящей статьи, не допускается».

Статьи

Расширен перечень льготных объектов с высокой энергоэффективностью

Нормативные акты по теме

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Приказ Минстроя РФ от 6 июня 2016 года № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»

Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара»

Приказ Минпромторга РФ от 29.04.2010 N 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности»

Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности»

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 «Об утверждении Перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности» — применялось до 30.06.2015.

Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 N 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита» — применялось до 30.06.2015

Оставьте комментарий